Аннотация: когда то давно до революции Баргузин, затерянный в Забайкалье, был процветающим местом. о том каким он стал через 80-т лет....
Путешествие в Баргузин.
Мой папа всегда мечтал побывать на родине своих предков. Предков было много, и мест, которые ему хотелось бы посетить ,было несколько:легендарный, почти мифический Каменецк - Подольский, где- то на Украине или в Белоруссии, откуда папиного дедушку ещё в 19 веке выслали ; и Петровский Завод, трагическое пристанище декабристов, где впрочем они со временем обжились и нашли любовь местных жителей ; и Улан- Уде, где до революции существовала крупная и уважаемая еврейская община.
Но больше всего тянуло папу в Баргузин, небольшой городок в нескольких километрах от Байкала, стоящий на реке Баргузин,окружённый высокими горными хребтами, на вершинах которых никогда не тает снег, и непроходимой тайгой. Да и я всё своё сознательное и бессознательное детство слушала нескоечаемые бабушкины истории о Байкале, о Баргузине, о пушнине и золоте, о разбойниках и авантюристах, о том что торговали мои предки и с Китаем , и с Монголией, и как это было опасно, но и жили они по другому : отдыхать и лечиться ездили аж в Берлин, а ведь было это в самом начале 20 го века ! Конечно я, ребёнок второй половины двадцатого века,воспринимала все эти истории более как сказки, а не быль. Давным давно уже не было в живых героев этих историй, фотографии сгинули в послереволюционные годы, да и дедушка, любивший похвастаться перед своею молодой женой былым величием и богатством своей семьи, погиб в чине рядового солдата в далёком 44 ом.
Стоял август 1988 ого года. Я отдыхала после успешного поступления в Университет, а у папы был отпуск. И папа захотел наконец- таки мечту свою осуществить и посетить Баргузин. От Иркутска поездом мы доехали до Улан - Уде, переночевали у родственников, а рано- рано утром, часов в шесть, приехали на центральную автобусную станцию города , откуда и отправились в Баргузин.
Целых десять часов мы тряслись по просёлочным дорогам в переполненном " Рафике", папе даже нехватило места, и он сидел на ступеньках .Кажется было всего две коротких остановки. Даже теперь, через столько лет, я непременно вспоминаю эту поездку , садясь в эгедовский автобус и отправляясь в"долгий" путь ,например из Х айфы в Ашкелон.
Но всё -же к концу дня наш автобус благополучно добрался до реки Баргузин, переправился паромом, а оттуда до города - рукой подать.
Конечно мы устали и проголодались,но поужинав и приведя себя в порядок, усидеть в гостиннице не смогли. Мы пошли осматривать город и восхищаться им. Место, где стоит Баргузин - совершенно замечательное : с трёх сторон - высокие горные хребты, на одной из вершин снег никогда не тает, тайга там непроходимая, есть только несколько троп за перевал.А внизу на берегу чистой, холодной реки расположился город. Правда городом он был раньше, до начала 20 го века. А после того, как проложили по берегу Байкала железную дорогу , и прошла она далеко от Баргузина, город постепенно пришёл в упадок. Купцы , золотопромышленники, рыбные и пушные артели, которых раньше в Баргузине было множество , перестали селиться там, а переезжали поближе к железной дороге. А позже пришла революция, и уничтожила те последние крохи деловой жизни и благосостояния , которые ещё оставались .
Гуляя в тот день по вечернему неосвещённому Баргузину , мы встречали когда -то крепкие и добротные деревянные дома ,какие нестыдно было когда то строить на центральных улицах больших сибирских городов, лет сто назад , Но сейчас все они были не в лучшем состоянии. Попадались и 2 х , 3х этажные блочные "хрущёвки", в которых и в больших городах жить было тяжело. А каково же в них было среди тайги в деревне ? ( Ванны и унитазы там стояли , но только как предмет мебели . так как никакие коммуникации к домам не подводились.)
Непонятное впечатление осталось у меня после этой прогулки. Я с детства знала , что такое сибирская деревня : деревянные одноэтажные домики, очень маленькие , украшенные разве что резными наличниками, узкие , кривые улицы, остатки церкви. А здесь - идешь по широким , прямым улицам, видишь деревянные дома . с резьбой . с красивым крыльцом , такие дома обычно украшают центр любого сибирского города. Встретилось и несеолько красивых каменных зданий. Но все это было в таком упадке, в такой грязи и разрухе - этот контраст между былым величием и сегодняшней разрухой , оставил какое-то тяжёлое впечатление.
На следующее утро мой папа жажадал что- нибудь узнать об истории своей семьи. И сделал он это весьма своеобразно : мы стали обходить дом за домом, и когда на наш стук кто- то выходил (в основном это были старушки ),папа задавал им всем один и тот -же вопрос : "Вы Лозовских помните ?" И вот , домов через пять или шесть, вышедшая из дома женщина ле 50 ти, ответила нам полуутвердительно : " Вы знаете- сказала она - сама я Лозовских не знала, ведь они давно все уехали из Баргузина , но когда я была моложе, недалеко от нас жила женщина- бурятка с сыном, и все говорили , что сын унеё был от одного из Лозовских."
" А где же она сейчас?" -спросил папа.
" Ой, не знаю, она давно из Баргузина уехала. И сын её тоже. А лет ему было бы сейчас 60 -70 ."
Больше женщина нам рассказать ничего не могла и мы отправились дальше. Папа задумался а позже сказал мне : " Ты знаешь, а ведь я когда-то слышал такое. Мой дедушка овдовел рано, и все рассказывали, что он затем жил с женщиной- буряткой, и вроде бы даже был ребёнок." Но углубиться в рассуждения по поводу возможного дяди, папа не успел. Буквально через два - три дома, на наш стук вышла из дому седая старушка в очках, лет 80-десяти, и когда папа спросил, не знала ли она Лозовских, старушка вдруг оживилась, и поинтересовалась , кто же сам папа. Папа ответил, что он Яков, а отец его был Абрам.
" Абрашенька ! Ваш отец ! Да я ведь сним в детстве дружила, и с пим ,и с егомладшим братиком. А с Абрашей мы и в школу вместе ходили."
Бабушка пригласила нас в дом. Просидели мы у неё за чаем часа 2 или 3, и многое она нам рассказала. Оказалось, что все те рассказы о предках, которые я воспринимала в детстве как сказки, и не сказки вовсе. И действительно, жила в Баргузине огромная семья Лозовских, и были они одними из богатейших людей города. Занимались продажей рыбы, пушнины и золота. Ездили с торговыми караванами в Монголию и Китай. Поездки эти были очень прибыльны, но и очень опасны, и одного из Лозовских убили бандиты ещё до революции где- то в Манчжурии, а кто- то сгинул в Верхнеудинске ( Улан- Уде). Ну а позже, после революции, всё у Лозовских, как и у других баргузинцев ( а люди в Баргузине жили в основном не бедные ) конфисковали. И все они,. оставшиеся в живых, разъехались.
" А ведь "ваши" дома ещё стоят.Не все конечно,но в одном сейчас наша власть сидит,а в другом больница. Вы сходите посмотрите. А главное, идите на старое кладбище, там ваша прабабушка похоронена.Памятник у неё огромный, кирпичный."
Наговорившысь с бабушкой, мы пошли дальше по городу, и действительно нашли "наши" дома. Несмотря на их почтенный возраст, выглядели они ещё крепко, поражала их добротность и масштабы.
А позже мы отправились на старое баргузипсеое кладбище. Мы пришли на кладбище , на его еврейскую часть, она была немаленькой. Первое .что бросилось пам в глаза - огромные старинные памятники. Это были большие, конусообразные (в виде пирамиды Хеопса ) строения, венчал каждое Магендовид, надписи на иврите, а иногда и на русском указывали, кто был под ними похоронен.Памятники эти поражали своей масштабностью, но ещё больше бросилось нам в глаза и поразило другое : почти все они были опрокинуты, многие разбиты, были видны так-же многочисленные подкопы под могилы. Мы медленно пошли по территории кладбища и наткнулись на стайку мальчишек лет 10 -12 ти , которые держали в руках разнообразные инструменты : молотки, топоры, зубила, лопаты. Выглядели эти мальчики очень деловито и озабоченно. На наш вопрос, что они тут делают, мальчики перемигнулись, помялись, и ничего нам не ответив удалились. Мы с папой, расстроенные увиденным, шли дальше, и наконец увидели тот памятник, который описала нам знавшая Лозовских старушка - памятник прабабушки моего папы. Это действительно был огромный памятник, кирпичный, около двух метров в высоту и двух с половиной метров в длину. Он был построен в виде дома и оканчивался крышей. Папа сказал мне : "Такой памятник не сломаешь, не сроешь, не свалишь на землю" Но мы подошли поближе и увидели,что мраморные плиты в виде окошек домика, на которых были выбиты данные нашей прабабки, уже были обломаны, их кто- то пытался раздолбить, и следы разрушений казались совсем свежими. Мы с папой стояли перед памятником в совершенной растерянности. С одной стороны нас переполняла гордость, что мы нашли свои корни, свою историю, которю считали просто легендой , но с другой стороны, вид разгрома, который царил на кладбище и встреченные нами подростки - всё это приводило нас в ужас. Из этого состояния нас вывел подошедший молодой мужчина с фотоаппаратом. Мы разговорились. Он тоже оказался иркутянином, он приехал в Баргузин с венгерской экспедицией. Оказалось, что на этом же кладбище нашли остатки великого венгерского поэта, кажется Шандора Петефи, который был сослан в Баргузин царскими властями и умер. История эта была совершенно фантастической. Долгле время никто и не предполагал , что этот выдающийся венгерский поэт нашёл своё последнее пристанище именно в Баргузине , и только с началом перестройки , когда открылись ранее засекреченные царские архивы, появилась такая версия ( кажется позже его останки перевезли в Венгрию ).А в те дни экспедиция только раскопала останки, и решалось, что- же теперь с ними делать. Мы показали мужчине увиденный погром,а он рассказал, что почему- то местные жители считают, что евреи, убегавшие после революции из Баргузина, закапывали своё золото на могилах предков. Раньше за кладбищем следили, а последние год - два, оно стало никому не нужным, и местные жители, в основном подростки, бросились раскапывать могилы и разбивать памятники.
" Правдв никто ничего не нашёл, но ведь пока все могилы не разрушат- не успокоятся."
" И неужели это никого не касается ?"
" Нет, ведь памятники очень старые, последние захоронения производились в 20 е годы. Так что родственников уже нет, а администрации не до этого. Впрочем может сейчас .когда мы нашли останки поэта,что -то изменится. Ведь сюда будут приезжать венгерские чиновники, чтобы перевезти его прах, и показывать иностранным товарищам такую неприглядную картину - недопустимо. Мы- то ведь понимаем что за раскурачиваникм могил стоит только глупость местных жителей. А другие могоут подумать что это антисемитизм."
Мужчина сфотографировал "наш" памятник. Мы ещё немного постояли там, среди разбитых могил и ушли. В тот же день мы уехали из Баргузина.
Прошло много лет. Мы живём теперь в Израиле. За эти годы случилось множество событий, и со страной в которой мы жили, и с нами. И вид разбитых или осквернённых еврейских могил к сожалению не редкость, как и многое впрочем другое.
Прах венгерского поэта перевезли в Венгрию. Баргузин,по слухам, после пересройки пришёл в ещё более упадочное состояние. А я иногда смотрю на фото, где изображён памятник моей прабабушки и думаю, сохранился ли он, или это фото - последнее что от него осталось ?