Идзинский Феликс Петрович : другие произведения.

В чём суть конфликта?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована на сайте интернетовского журнала "МНЕНИЯ"(журнал) портала zahav.ru, 13 мая 2023г.(статья), Израиль

  В ЧЁМ СУТЬ КОНФЛИКТА?
  
  Уже многие израильтяне стали понимать, что противоречия в нашем обществе не сводятся только к различиям между правыми и левыми, сефардами и ашкеназами, светскими и религиозными, евреями и палестинцами. Нет, речь идет о конфликте более глубоком. Разразившееся последний год противостояние вокруг судебной системы является лишь проявлением этого фундаментального раскола. Надо признать один важный факт - в Израиле происходит борьба западноевропейской и восточноазиатской цивилизаций, противостояние двух больших культурных общностей, с разными идеалами, системой ценностей, мировоззрением, критериями, понятиями. Конечно, относится ли человек к некоторой цивилизации зависит не только от его этнической принадлежности и происхождения. Какая-то часть израильтян из восточных общин является носителями европейских представлений, а определенная часть ашкеназов руководствуется восточными понятиями.
  
  Доказательством наличия в Израиле двух больших очень разных культурологических лагерей является, например, следующее. Одна сторона не может перенести, чтобы глава правительства или другой общественный деятель был обманщик, человек с уголовными обвинениями, а второй - это не мешает, главное, что он свой, из нашего лагеря, племени, сектора и т.п. Одной не важен этнический состав той или иной государственной комиссии или победителей определённого конкурса, главное, чтобы это были специалисты, а их решения - эффективные и справедливые. А для другой интерес прежде всего в этническом составе(и это после 75 лет существования еврейского государства). Одна не может принять распространённую коррупцию, а для другой это нормальные отношения в обществе. Одна не согласна, чтобы суд был зависим от политиков, а другую это устраивает. Одна требует разделения властей, чтобы судьбы страны не решал один человек или какая-то группа. А для другой такое устройство наиболее приемлемое. Для одной возмутительно, что семья премьера участвует в решении важнейших государственных дел, а другая относится к этому как к допустимому при царском дворе.
  
  Хорошим примером отличия западноевропейского и восточноазиатского мировоззрений является разное отношение людей вообще к закону и коррупции, в частности, в связи с судебными делами Арье Дери и Эхуда Ольмерта. Когда Дери был осужден за получение взяток и приговорен к тюремному заключению, это не помешало ему быть очень популярным общественным деятелем среди многотысячных носителей восточноазиатской системы взглядов и потом ещё сделать блестящую политическую карьеру. То же самое случилось, когда он обманул суд и всю страну, взяв обязательство прекратить политическую деятельность, чтобы не понести наказания, но затем отказался выполнять свое обещание. Это совершенно не сказалось на его авторитете среди его сторонников, он остается лидером партии ШАС и одним из самых влиятельных политиков в стране. Абсолютно противоположная реакция была на судебное дело Ольмерта. Ему пришлось уйти с должности главы правительства, резко упала популярность среди носителей западной системы ценностей, он лишился поддержки даже среди политических сторонников. Аналогично наблюдается разное отношение и оценка представителями двух культурных общностей судебных дел Нетаниягу.
  
  Проявлением указанного культурного разлада является и то, что самые важные жизненные факторы слабо влияют на фактические политические предпочтения большой части населения, особенно право-религиозного электората. Так тема безопасности, дороговизны жизни, в том числе жилья, все наболевшие острые социальные вопросы оказываются не главными при голосовании на избирательных участках. Это особенно чётко проявилось при оценке населением деятельности правительства перемен Беннета-Лапида, успевшего сделать немало хорошего для нужд граждан. У многих израильтян при голосовании на первом месте интересы секторальные, религиозные, этнические, племенные, расовые. Кстати, в стандартных опросах это не отражается. Даже если бы были подобные вопросы, далеко не все ответили бы правдиво, они знают как надо, чтобы ответ был "правильным и красивым".
  
  Существующее слишком большое различие между двумя разнородными частями населения является причиной мощного внутреннего конфликта. Обычно такой конфликт разрешается резким противостоянием и даже насилием. Кажется это самый серьёзный вызов для Израиля со времени его создания. Когда перед нашим государством стояла задача выжить, была угроза самого существования, это противостояние сглаживалось, гасилось, приходилось терпеть. Сейчас оно всплыло, оголилось, обострилось. Без излишней политкорректности, по-другому правомерно определить, что сейчас в Израиле идёт противоборство не между правыми и левыми, а прогрессивной и развитой части населения с отсталой и реакционной.
  
  Бывший премьер-министр Англии Лиз Трасс сказала, что сейчас в мире идёт борьба между разными общественными моделями: демократиями и автократиями. Внутри Израиля развернулась аналогичная борьба. Европейское устройство, которое было перенято и которое реализовали создатели нашего государства, теперь подвергается атаке и изменению в соответствии с состоянием общества и уровнем развития большинства населения, во многом ещё соответствующего странам третьего мира. В муках и противоречиях устанавливается свое родное общественное устройство.
  
  Именно борьба двух цивилизаций являлась основным содержанием серии избирательных кампаний последних лет. Победил право-религиозный лагерь во главе с Нетаниягу. Если эта победа окончательная и либеральный протестный процесс потерпит поражение, то страна пойдёт ускоренным темпом к одной из форм автократической модели. Будут внешние атрибуты современного европейского устройства, а в действительности - возврат к примитивной форме демократии, когда в обществе нет противовесов, всё решает большинство. То есть стоит вопрос о том, какой будет наша страна: тёмной, отсталой и реакционной, или передовой и прогрессивной.
  Осталась последняя надежда - набирающий силу протестный процесс. Сторонники европейской цивилизации собирают все силы, похоже, это последний решающий бой: или страна продолжит идти по европейскому пути развития, или пойдет восточноазиатским маршрутом.
  
  В заключение следует упомянуть о факторе русскоязычных израильтян, сейчас он может сыграть определённую положительную роль, изменить чашу весов к победе европейского лагеря. До настоящего времени большинство русских оставались, по российской традиции и ментальности, относительно пассивными и их молчаливое согласие косвенно способствовало усилению реакционных сил в стране, а часть из них непосредственно участвовали в таких организациях и партиях. Однако надо напомнить, что в СССР большинство евреев относились к более развитой и образованной части общества и тяготели к европейскому мировоззрению. Сейчас в Израиле похоже они начинают просыпаться, осознавать свои подлинные интересы, думать о будущем детей и внуков. Поэтому есть основания полагать, что большинство русскоязычных предпочтут европейское развитие, займут более активно прогрессивную сторону. И действительно, последнее время они заметно меняют политические приоритеты, особенно молодёжь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"