Идзинский Владимир Петрович : другие произведения.

Елена Толстая как зеркало российской ментальности.

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в журнале "22" (журнал),номер 158(статья), Израиль;в независимом альманахе "Лебедь" (альманах), номер 623, 24 октября 2010 г., (статья), США.

  
  В начале года в "Окнах" была опубликована статья Елены Толстой "Тени тяжелые реют над нами. Русская кафедра как зеркало статуса русской общины" ("Вести", 21 и 28 января 2010 года).
   У меня нет никаких оснований сомневаться в информации о горькой судьбе русской кафедры Иерусалимского университета, о которой сообщает читателю Елена Толстая. Очень может быть, что эту кафедру и ее сотрудников действительно незаслуженно ущемляют, не дают нормально развиваться. И наверное, Е.Толстая совершенно права, возмущаясь отсутствием должного внимания к славистике и к изучению русской литературы со стороны руководителей израильских университетов. В стране, где существует такая крупная община русскоговорящих граждан (1200 тысяч) действительно должно уделяться намного больше внимания и средств для изучения русского языка и русской культуры, и, конечно, одной кафедры славистики недостаточно.
   Но я совершенно не согласен с тем, что горькую судьбу русской кафедры Иерусалимского университета Е.Толстая так вольно перенесла на всю русскую общину. Многие утверждения Е.Толстой вызывают у меня удивление и протест, потому что не соответствуют действительности.
   Скорее всего, я окажусь в меньшинстве, так как точка зрения Е.Толстой может быть близка многим русским выходцам. Легче и приятней быть на стороне "наших".
   Жизнь репатриантов, как известно, нелегка, приходится тяжело работать, часто не по специальности, решать разные сложные проблемы, неизбежно появляющиеся, когда начинаешь жить в новой стране. Многое нужно было бы сделать лучше, со стороны правительства и государственных учреждений были допущены серьезные просчеты и ошибки, например, в области абсорбции дипломированных специалистов, большинство из которых вообще не смогли найти работу по профессии. Но ведь и многое было сделано, и сделано совсем не плохо. Такая маленькая страна, как Израиль, за несколько лет большой алии приняла сотни тысяч новых репатриантов из бывших республик СССР. Даже для большой страны это было бы не простым делом. Е.Толстая утверждает, что алия девяностых была встречена улюлюканьем, что была организована травля русской общины, и будто бы эта травля была задумана и спущена сверху. Разве это соответствует действительности? Мне кажется, что это слишком большое преувеличение.
   Я приехал в Израиль со своей семьей в 1992 году, когда был пик алии. На нас действительно уже не обращали особого внимания. Если тем, кто приехал в 1990 году и раньше, многие старожилы оказывали разнообразную помощь, то приехавших в 1991 и 1992 годах было так много, что нам уже никто, кроме государства, не помогал. Но ни улюлюканья, ни тем более травли я не могу припомнить. Государство оказывало известную помощь: корзина абсорбции, льготная машканта, льготы на покупку машины, пенсии пожилым людям, медицинское обслуживание, ульпан для изучения иврита, курсы переквалификации - все это мы получили бесплатно. Понятно, что сделанного было недостаточно, трудностей и проблем в новой стране было немало. Но и за это мы были очень благодарны нашей маленькой новой-старой родине.
   Ругать Израиль и все израильское стало джентльменским набором многих представителей русской общины, в том числе и самых интеллигентных ее слоев. Но нельзя же опускаться до клеветы и измышлений. Судите сами - вот что пишет Елена Толстая: "С конца восьмидесятых начала меняться ситуация в России, и почти что прекратившаяся репатриация оживилась. В Израиле возникла массовая пресса на русском языке. В Россию поехали первые визитеры. Еще немного - и оттуда хлынул людской поток. Он был встречен улюлюканьем. В 1991 году русским репатриантам в кибуцах выдавали зубные щетки и учили чистить зубы... Кампания травли была, конечно, задумана и спущена сверху".
   Это безапелляционное "конечно" мне особенно нравится. Откуда у автора уверенность, что вообще была травля алии девяностых и тем более, что эта травля была задумана и спущена сверху. Кем сверху? Кнессетом, правительством, министрами, руководством политических партий? Оказывается, под верхом Е.Толстая имеет в виду израильские средства массовой инфомации, которые в самом начале 1990-х дали санкцию на то, "чтобы со второй реплики в любом споре начиналась грубая брань! Чтобы в автобусе грязно оскорбляли пожилых женщин! Чтобы детей избивали в школах. На это нужна была санкция сверху, и эта санкция была дана - израильскими средствами массовой информации в самом начале 1990-х".
   Можно во многом обвинять израильские СМИ, можно по-разному их ругать и критиковать. Но, чтобы они дали санкцию избивать детей в школах? Такие обвинения требуют доказательств, хотя бы ссылок на конкретные СМИ, статьи, телевизионные программы. Ничего подобного в статье Е.Толстой нет. Нельзя же просто так бросаться серьезными обвинениями.
   Как вам, дорогой читатель, нравятся следующие перлы из статьи Е.Толстой: "В Израиле налицо всеобщая неинформированность во всем, что касается России и русской культуры..." или "Но из этого вовсе не вытекает, что в цивилизованной и демократической стране, в которой, как хочется надеяться, мы все живем, допустимо такое обращение с ее полноправными гражданами, как массированное "опускание" миллионной общины с помощью демонизации и издевательств в средствах массовой информации". Мне особенно нравятся эти "массированное "опускание" миллионной общины" и "всеобщая неинформированность". Это в Израиле, где есть возможность смотреть несколько российских телевизионных каналов, не говоря уже о русских газетах, достаточно полно информирующих о всех важных российских событиях, когда ежемесячно в Израиль приезжают гастролировать известные российские певцы, театральные коллективы, писатели, поэты. Как можно писать такое - всеобщая неинформированность во всем, что касается России?
   Сомнительным представляется и такое признание Толстой: "Наша нелюбовь к советской власти пугала израильское начальство, привыкшее любить доброго Сталина и петь "Полюшко-поле", а также наших коллег-советологов". В то, что израильское начальство любило петь "Полюшко-поле" еще можно поверить, но, что израильское начальство и советологи в 80-90-е годы могли любить Сталина и пугаться нелюбви к советской власти, ну никак не верится. Такое еще могло быть в Израиле в 50-е годы, но уже не в 80-90-е.
   Особый интерес представляет затронутая Е.Толстой такая больная тема, как сравнение русской и израильской культур. Елена Толстая не только стала на защиту обиженной и затравленной израильской русской общины, но и на защиту русской культуры вообще. Оказывается и русскую культуру в Израиле недооценивают, ущемляют и унижают. И это делают не только рядовые люди "с улицы", но и даже израильские профессора. Е.Толстая пишет, что "...если человек с "израильской улицы" может спросить: "А что, есть русская литература?" - то в этом от него мало чем отличается любой профессор нынешнего среднего поколения". Позвольте усомниться и в этом утверждении. Возможно, и есть некоторые такие профессора, но чтобы любой, то есть все израильские профессора нынешнего поколения могли спросить, "что, есть русская литература?" - как-то не верится. Диву даешься, где Е.Толстая собрала все эти небылицы? Лично мне никогда не приходилось слышать от израильтян - уроженцев этой страны что-то плохое о русской литературе. О России и советской власти можно услышать разное, в том числе и много плохого, но неуважения и пренебрежения к русской литературе я не встречал. Наоборот, израильтяне хорошо знают таких русских писателей как Толстой, Достоевский, Чехов, Набоков, Булгаков и др., и хорошо знают о значительном вкладе русской литературы в мировую культуру.
   В адрес же израильской культуры (о ее низком уровне и провинциальности) мне многократно доводилось слышать от русских выходцев высказывание типа "да какая у них вообще культура? Ни архитектуры, ни живописи, ни литературы, ни культуры у этих израильтян вообще нет". А один мой приятель часто повторяет, что "в этой Израиловке все аферисты, и все стараются друг друга обмануть". Проф. Клейнберг, которого с возмущением цитирует Е.Толстая, совершенно прав утверждая, что многие репатрианты формулируют: "эмигрировать очень трудно. Особенно трудно интеллектуалам. Не только потому, что они теряют главное, чем обладают, - язык в глубочайшем смысле слова, - но и потому, что эмиграция в Израиль - это переход от культуры большой, имперской к культуре маленькой и провинциальной". Действительно, многие в русской общине именно так и думают, в этом проф. Клейнберг не ошибается. Не понятно, какие претензии есть к нему у Е.Толстой, неужели за то, что он говорит правду?
   Я, например, совершенно согласен с возмутившим Толстую утверждением профессора Клейнберга, что "эмигрантам трудно видеть зияющие дыры в своей культуре". Несмотря на все величие русской литературы и многих великих представителей этой культуры, тем не менее "зияющие дыры" в русской культуре, действительно имеются. То, что Е.Толстая не видит этого, как раз и доказывает правоту проф. Клейнберга. Если бы в русской культуре не было того, что проф. Клейнберг называет "зияющими дырами", история России не была бы такой кровавой и катастрофичной. Как иначе можно объяснить и понять ее историю (длительный период крепостного состояния - полурабства большинства населения, революция 1917 года, ужасы гражданской войны, большевистский режим, миллионы невинно погубленных жертв сталинизма) без существования в культуре пробелов-разломов - "зияющих дыр"? История страны зависит, прежде всего, от культурного и нравственного уровня ее граждан и определяется культурно-психологическим кодом нации. Сочетание высокого уровня образования и интеллигентности с высоким уровнем преступности и алкоголизма разве не говорит о наличии зияющих дыр в нашей русской культуре? А о чем свидетельствует часто наблюдаемое среди бывших советских людей сочетание, казалось бы, высоких культурных потребностей (посещение театров, оперы, концертов), образованности, эрудиции и разговоров о возвышенных чувствах с корыстностью, агрессивностью, жестокостью и бессердечием к другим, даже очень близким, людям?
   В подтверждение этого хочу привести цитату из статьи российского публициста, русского националиста-патриота Алексея Широпаева "Тьма-родина": "Российский мессианизм, то есть вечное российское стремление навязать миру и, прежде всего, "гнилому Западу" некую великую "правду", "истинного Христа" достигло наивысшей точки именно при Сталине, в форме пролетарского интернационализма, после войны приправленного красным православием... Вдумаемся, что принесла в мир Россия. Самую человеконенавистническую идею на свете - большевизм, захватившую, как чума, полпланеты. Кто в большей мере растоптал человека, его свободу, дух и мысль, чем Россия? А русские - жертвы и заложники этого Зла. А нередко и соучастники, невольные и вольные... Вот что кроется за поверхностными полемиками о Сталине. Хочешь понять Россию, хочешь, наконец, проститься навсегда с иллюзиями и литературщиной - смотри на Сталина. Смотри на ГУЛАГ... Почему у еврейских диссидентов антисталинизм и антисоветизм зачастую переходили в критику России? Да потому, что им со стороны виднее. В этом их великое перед нами, русскими, преимущество. Мы-то все считаем Россию матерью, отождествляем свои интересы с ее интересами - и это нам глаза-то и застит. А евреям не застит. И потому не надо пугаться, если в отношении России ваша точка зрения вдруг совпадет, скажем, со взглядами Александра Янова. Просто то, что для еврея в данном случае - спокойный вывод наблюдателя, для русского - трагическое озарение с непредсказуемыми последствиями для личности... Россия - это историческая аномалия, порожденная ордынским насилием над русской личностью, что-то вроде черной дыры или бермудского треугольника. Здесь нет ничего устойчивого и постоянного, все в движении, все кочует, все смутно; неизменны лишь бюрократический деспотизм, кое-как консолидирующий это брожение, да еще свирепая анархия, как единственная альтернатива деспотизму. Татарщина, накативши на Русь, смешалась с ее изначальным европейским укладом, сбила ориентиры и настройки - культурные и психологические, породила химеры уклада, государственности, ума и души. Собственно, это и есть азиатчина. Азиатчина - это не Азия, это ПОМЕСЬ, эклектика, рождающая вечное двоение ценностей и установок, выдаваемое нами за пресловутую "широту натуры".
   Еще раз подчеркиваю, что это написал не израильский профессор, а русский националист и патриот.
   Конечно, намного приятней объяснить все трудности репатриации и личные неудачи не своей слабостью, не своими недостатками или ленью, а чужой злонамеренностью, кознями, недоброжелательностью. Во всем виноваты израильтяне-старожилы, израильское правительство, израильские политики, израильские государственные и политические структуры. Очень жаль, что так много времени и энергии представителей русской общины, а также и страниц русских газет, тратится на "скулеж" о том, как обижена, ущемлена и незаслуженно затерта русская община. Вот уже есть русские министры, и не один, а сразу несколько, много русских депутатов Кнессета, а мы все продолжаем говорить, что нас притесняют.
   Вместо того чтобы обратить внимание на самих себя, подумать как самим стать лучше (например, как сократить преступность и пьянство в русской общине), многие представители русской общины с самого начала начали действовать по-российски - бросились обучать и воспитывать коренных израильтян, ругать все израильское, решать мировые проблемы. Мы одержимы идеей, что только русские спасут Израиль, только русские могут правильно реформировать и усовершенствовать израильское государство и общество. Только русские могут ликвидировать все плохое, что есть в Израиле.
   Какое чисто российское самомнение! Поистине русская община страдает всеми "родимыми пятнами" российского общества. Точно так же, как россияне одержимы идеей, будто только Россия спасет мир, так и русские израильтяне носятся с идеей, будто только русская община спасет Израиль. Вот уже и совковость (то есть опыт жизни в тоталитарном государстве и советское воспитание-промывание мозгов), оказывается, является нашим большим преимуществом по сравнению с теми, кто не жил в СССР.
   Известный журналист газеты "Гаарец" Лили Галили в статье "Русские исправят ненормальное Государство Израиль" пишет следующее: "Гораздо больше, чем вопрос границ еврейского государства, крупную общину репатриантов из бывшего СССР интересует то, какое влияние русская алия оказывает на формирование характера страны, в которой она живет. Эта тема проходит красной нитью в частных беседах, в публичных дискуссиях и в законопроектах... Превращение Израиля в нормальное, исправно функционирующее государство (как они это понимают) является одной из основополагающих идей в среде репатриантов из бывшего СССР, стремящихся оказать влияние на облик страны, в которой они живут".
   Русская пресса часто высокомерно критикует израильские СМИ, ругает израильские государственные и общественные структуры, но очень редко пишет о недостатках и отрицательных явлениях в своей среде.
   Проблема пьянства существует в России очень давно. Особенно острой эта проблема стала во второй половине ХХ века. С середины 70-х годов в СССР началось резкое увеличение потребления алкоголя. Не случайно правительство России в спешном порядке разработало программу снижения потребления алкоголя.
   Ну, а русскую общину Израиля эта беда, что же, обошла стороной? Конечно, нет. Употребление больших количеств алкогольных напитков становится настоящим бедствием и в израильском обществе. В последние годы израильская молодежь тоже вовлеклась в это дело. Например, перед тем, как войти в клуб потанцевать, многие молодые люди напиваются. В интервью журналисту израильского телевидения русскоговорящий парень так объяснил, почему нужно выпить перед тем, как войти в клуб: "Чувствуешь себя уверенней внутри клуба, хорошее настроение, то есть ощущение полного кайфа". Даже дети 11-14 лет пьют алкогольные напитки. Большинство этих детей - из семей репатриантов, приехавших из бывших республик СССР. В результате опроса, проведенного институтом "Геокартография" в январе 2010 года, 62% коренных израильтян уверены, что именно репатрианты оказали влияние на распространение алкоголизма в среде израильских подростков. Мне кажется, что эта уверенность небеспочвенна и совсем не так далека от действительности. А по данным государственного контролера, 27% - почти треть - военнослужащих, отбывающих сроки в армейских тюрьмах - репатрианты из бывшего СССР.
   Элита русской общины (писатели, журналисты, политики, юристы и др.) должна была бы давно бить тревогу и думать, как бороться с таким злом, как пьянство. Кто, как не мы сами, вместо того чтобы думать о своей репутации (все равно никого не обманешь) и кричать "не трожь наших", как это делают многие русскоговорящие политики (например, Софа Ландвер), должны были предупреждать, говорить, обсуждать, как предотвратить эту беду, думать, как бороться с этим злом. Но нам легче и приятней обучать израильтян-старожилов демократии (это же надо - никогда не жившие при настоящей демократии обучают других демократии!). Не думаю, чтобы русские партии (бывшая партия Щаранского или партия Либермана) могли служить для кого-то примером настоящей демократии. Мы знаем лучше всех, мы умнее всех, мы всем покажем и мы всех научим. Поэтому и появилась эта идея - только русские спасут Израиль.
   В отношении российского общества и России у многих русскоговорящих израильтян найдется немало нелестных и критических замечаний. Но в отношении самой израильской русской общины, ментальность и психология которой мало чем отличается от российской, можно услышать только хвалебные оды и самые лучшие слова. Самокритика и анализ своих недостатков полностью отсутствует. Россия - это не только географическое понятие (реки, озера, равнины), но, прежде всего, люди, их культура, ментальность, психология. В этом смысле израильская русская община безусловно является частью российского мира и русской культуры, со всеми положительными и отрицательными ее характеристиками и элементами. Например, как и в России, русских в Израиле, прежде всего, интересует сильное государство и безопасность страны, поэтому они голосуют за сильного лидера, и даже некоторые мечтают о таком премьер-министре Израиля, как Сталин или Путин. При голосовании за те или иные политические партии экономические проблемы для репатриантов из бывшего СССР имеют второстепенное значение. Определяющим является этнический фактор и сильный характер (поэтому большинство русских израильтян голосуют за Либермана, считая его сильным лидером.) Как и большинство россиян, русские израильтяне предпочитают решать конфликты силой, и возлагают на нее основную надежду.
   Если в Израиле действительно так все ненормально, как думают некоторые репатрианты, то как же маленький Израиль смог стать региональной сверхдержавой с высокоразвитыми промышленностью и сельским хозяйством, которая производит спутники, ракеты, самолеты, танки, сложнейшие системы электронного оборудования, высокоэффективные программные продукты и многое другое? 75% израильского экспорта составляет продукция хай-тека - это большое достижение. И фильмы израильские получают в последнее время все большее признание в мире и призы серьезных кинофестивалей.
   Мой знакомый, имеющий к еврейству довольно слабое отношение, еще молодой человек, приехал в Израиль, когда ему было 15 лет - уже относительно сформировавшаяся личность, здесь доучился, отслужил в армии, работает. У него в Москве есть квартира (бабушка подарила) и живут многочисленные родственники. В Израиле его, казалось бы, ничего не держит, так как он еще не женат и мог бы уехать в Россию, жить в Москве. Но он хочет жить только в Израиле. Почему? Этот молодой человек совсем не одинок. Значит, чем-то компенсируется мнимая израильская провинциальность, и, значит, есть некоторые вещи и ценности в нашей культуре, которые дорогого стоят. Есть, видимо, немало положительного в молодой израильской культуре. Очень жаль, что некоторые репатрианты из бывшего СССР, и среди них углубившаяся в славистику Е.Толстая, этого не видят.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"