Шкаль Игнат Евгеньевич : другие произведения.

Аматорский обзорчег романа: Яндар.Кукла колдуна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Аматорский обзорчег романа Недельского С.В. "Яндар. Кукла колдуна"
  
  Являюсь давним поклонником жанра фэнтези, потому в ЦА рассматриваемого романа точно попал. Ни на что не пытаюсь претендовать, мое мнение может не соответствовать действительности и критическим обзорам настоящих пейсателей. Да и вашему вниманию представлен скорее не обзор, а так, заметки с впечатлениями. Возможно, получится несколько сумбурно, пешу как умею, а высказаться очень хочецца, ибо понравилось. Все изложенное лишь любительское мнение, потому, чтобы не повторять далее, озаглавим все это дело "ИМХО" и вперед.
  
  Несомненно, в идее романа чувствуется новизна: здесь нет откровенно поднадоевшего зверинца дедушки Толкиена, нет еще больше опостылевших вампиров и оборотней, нет классических фаерболов и вселенской магии Перумова. Недельский создал новый увлекательный мир, жестокий и суровый. Он основан, насколько я смог разобраться, на неких шаманских верованиях: астральные путешествия в потусторонние миры, населенные богами и демонами; развитые чуть дальше, чем в жизни, но, тем не менее, вполне себе даже и реальные, возможности человеческого тела и разума, телепатия, гипноз. Автор не претендует на занудные философские рассуждения на тему бытия, не пытается навязать читателю некие глобальные идеи, роман является развлекательной литературой.
  
  В первой главе показывается как главный герой (ГГ) - авантюрист-проводник со сверхъестественным чувством опасности (дальше эти способности объясняются - Яндар является потомком древней расы асуров) - попадает в параллельный мир. Глава эта по стилистике несколько отличается от дальнейшего текста, и проигрывает всем остальным главам. Стиль похож на повествование от первого лица. Но думаю, автор намеренно сделал так, чтобы с самого начала передать образ героя его собственными мыслями.
  
  Стиль изложения простой, иногда сбивается на телеграфный, но довольно читабельный и вполне соответствует динамике всего романа. Текс изобилует орфографическими ошибками: по непонятным причинам автор не захотел загнать роман в какой-нить проверяльщик, да даже ворд указывает на многие ошибки типа "плечём", "мечём". Беда и со знаками препинания - от этого при чтении сбиваешься, приходится перечитывать и самому догонять, что автор хотел показать и где именно расставить акценты. Автор, после двоеточия слово пишется с маленькой буквы :) Так же напрягает и иногда мешает полному погружению в мир романа и то, как автор описывает действия, совершаемые персонажами, эм, ну имею в виду: Яндар-мужчина-землянин-следопыт-он и т.п. Это несколько путает, приходится сосредоточенно вгрызаться в текст, чтобы увидеть картинку.
  Попадаются в тексте и ляпы типа "Яндар рванул с плеча автомат, но выстрелить не успел - встретился глазами с чёрными зрачками Харима".
  Хорошо автору удаются метафоры - практически нет шаблонов, а от в тему ввернутых в описание метафор погружаешься в атмосферу еще глубже.
  Отлично прописаны и показаны многочисленные боевые сцены и поединки. В книге нет присущей многим фантастическим и фэнтезийным книгам Мэрри Сьюшности. Да, ГГ хороший воин, но победы даются ему с большим трудом, все они логичны, плюс успехам Яндара способствуют перенятые способности кайхана. Телепатические поединки, наверное, лучшие, из тех, что мне приходилось читать. Автор пошел дальше пресловутых "щупалец чужого разума" (хотя и такие сцены есть) и показал КАК именно происходят ментальные бои.
  
  Есть и мелкие непонятки и нестыковки. Приведу парочку примеров.
  
  1. Вначале третьей главы в диалоге ГГ с одним из караванщиков дается описание структуры мира. Лично мне все понятно, все устраивает. Вопрос только. Если миров великое множество, логично предположить, что и уровни их цивилизаций разные. Почему тогда нет огнестрельного оружия, техники, электроники, бластеров и т.д. Тем более, что автомат-то попал с Земли, но был небрежно отброшен в сторону. Т.е. я понимаю, что это таки закон жанра, и может быть такие разъяснение лишние, но, если автор так доходчиво объясняет структуру и законы созданного им мира, почему не поясняет этот момент?
  
  2. Каким образом Овиц оказался в Прайве, где кайхан вырезал кзестов, если перед этим автор поясняет, что этот переход полузаброшенный и находится в стороне от основных караванных путей. Чего он туда поперся? Еще: "Рубаху кто-то выстирал и зашил" - нахрена, спрашивается, стирали рубашку, если через пару часов Яндара собираются сжечь? Да и не смотря на то, что Овиц прекрасно осознает, что его пленник никакой не Суграмаш, логичнее поместить его в тюрьму или погреб и заковать, а не предоставить мягкую кровать. Тем более Овиц видит, как быстро заживают раны Яндара.
  
  3. Ближе к концу уникальное чутье пару раз почему-то подводило Яндара.
  
  Персонажи
  
  Их довольно много, и главных и второ-третьестепенных. Но лично у меня это не вызвало никаких затруднений и нареканий. Читал я очень внимательно, с головой окунувшись в атмосферу романа. Яндар по ходу повествования растет, как в плане боевых качеств и навыков, так и в моральном. Из закоренелого наемника-одиночки, который преследует лишь собственные цели и пытается спасти свою жизнь, он превращается в человека, для которого святы понятия дружбы, любви, готового жертвовать собой ради других. Персонажи романа не кажутся картонными, и хотя глубоко никто из них не раскрыт, но всем им веришь: скользкий негодяй Овиц, безвольная, отрешенная от мира Аура, мужественный Нагат, самовлюбленный Димитр и другие вполне удались. Да и нужно ли для данного стиля и жанра глубинное копание в мозгах героев? Думаю, нет, ибо в таком случае был бы совсем другой роман.
  
  Чего мне не хватило
  
  Концовка несколько скомкана. Хотелось бы увидеть тактически и стратегически батальные сцены защиты Иритима. Но это так, просто пожелание. А вот чего по-настоящему не хватило - так это эмоций. Когда Гелос вживляет в сердце Яндара паразита - автор рассказывает, что потеря свободы для ГГ неимоверная мука. Но именно рассказывает, а не показывает, хотелось бы лично почувствовать это. Эпизоды гибели Элийи и Нагата также можно было прорисовать более эмоционально, я бы хотел чтобы у меня, здорового мужика, таки блеснула слеза. А так, к сожалению, нет, не было слез, лишь робко пробежало пару "мурашек".
  
  Преимущества
  
  Дальше опишу то, что "хватает жёсткой арканной петлёй любопытства и тащит за собой", увлекая так, что с большим трудом заставляешь себя оторвать взгляд от монитора, а задницу от кресла, чтобы сварить чашечку кофе. Интрига. Сюжет. Композиция.
  
  Интрига (тут выпишу комплимент авансом) в стиле Акунина. Автору удается держать читателя в напряжении на протяжении всей книги. Развешанные ружья и намеки в тему, стреляют вовремя и к месту. Люблю я по ходу чтения попытаться докопаться до истины, разгадать все тайны до развязки, но тут я чуть не заболел переломом мозга, стараясь догадаться ху из ху, и откуда ноги растут. И лишь дочитав до самого конца, и оглянувшись на все происходившее ранее, становятся ясны все хитросплетения сюжета, поступки и поведение героев. Респект! Автору нужно попробовать себя в детективном жанре :)
  
  Сплошной экшн грамотно разбавляется описаниями, политическими интригами, диалогами, парочкой эротических сцен. Нет роялей, тузов в рукаве, откровенных ляпов и серьезных нестыковок. Все персонажи замотивированы, причинно-следственные связи логичны. Боевок и персонажей много. Но! Все, еще раз: ВСЕ (!), персонажи и боевые сцены возникают в нужное время и влияют на сюжет. Лично я даже не смогу навскидку припомнить, где еще в этом жанре я встречал подобное. Каждый появляющийся персонаж оказывает непосредственное влияние на ход событий. Каждый бой вызывает дальнейшее изменение сюжета, нет ни одной боевки, которая вставлена просто так, для красоты и динамики. Действие развивается и проистекает из многочисленных поединков, каждые шаг и слово персонажей имеют причинно-следственные связи.
  
  Не знаю, как выразить мое восхищение по вышеуказанному в двух предыдущих абзацах - просто обалденно!
  
  
  Подводя итог, хочу сказать, что, несмотря на некоторые замечания, книга имеет право на жизнь уже только за новизну идей, сильные интригу, сюжет, композицию. Желаю автору отшлифовать роман, выловить блох, кое-где подкорректировать стилистику и издаться. Обязательно в таком случае приобрету бумажный вариант в коллекцию.
  
  Ну и вопрос - когда ждать продолжения, ведь хоть роман и является вполне законченным произведениям, остались довольно неплохие лазейки для продолжения, тем более в комментариях Вы намекали о следующей книге.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"