Голый Игорь : другие произведения.

Просто уходило лето

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Просто уходило лето
  
  
  
   Юлиана Суренова. Август-2
  
   Август. Густеют рассветы. Грустнеют лица.
   Кто не женился, торопится в бар, напиться.
   Прочие прячутся под одеяло быта.
   Быть иль не быть - не вопрос, а, скорей, молитва.
   Молви хоть слово! Молчи, если речь готова
   И только ждёт, не найдется ль удобный повод,
   Чтоб прозвучать, прожурчать по стене. В штанинах
   Ветер запутался, вечность ополовинив.
   Как он кричит, полоумный, как жутко воет.
   Пусто по правую сторону. Всё пустое.
   И остается, вздыхая, идти налево.
   Белая клетка и черная королева
   Ждут не дождутся, когда же дойдет до мата.
   Матовый лист фотографии. Губы сжаты.
   Взгляд - прямо в душу: ну что, ты прорвешь границы
   Августа, или...
   На юг улетают птицы.
  
  
   Для меня август - всегда пора безвременья, переход от одного состояния к новому, своеобразные сумерки, время между волком и собакой. Кажется: то ли что-то уходит из жизни, то ли накопившееся вот-вот прорвётся. Отчасти это можно объяснить традицией возвращаться из отпусков и начинать в сентябре новый учебный год или связать с календарно-климатическими особенностями окончания лета. Биоритмическая безнадёга, так сказать. Видимо, для лирической героини замечательного стихотворения Юлианы Суреновой август также связан с состоянием личных сумерек. Начало стихов очень насыщено. Короткие предложения, усиленные дополнительной внутренней рифмой август-густеют-грустнеют и придающие дополнительную густоту красок, быстро вводят читателя в курс дела, очерчивают круг проблемы:
  
   Август. Густеют рассветы. Грустнеют лица.
   Кто не женился, торопится в бар, напиться.
   Прочие прячутся под одеяло быта.
   Быть иль не быть - не вопрос, а, скорей, молитва.
  
   Итак, не заглушить состояние безысходности, смятения от неизбежно приближающейся "осени" отношений. Невозможно ни решить эту проблему, ни попытаться легкомысленно отвлечься от мыслей в попытке ловить последние летние деньки, ни спрятаться за ежедневные бытовые обязанности. Ещё одна косвенная рифма быта-быть перекидывает следующий смысловой мостик: лирическая героиня не задаётся вопросом, нужны ли ей сами отношения, она всем существом желает их сохранить:
  
   Молви хоть слово! Молчи, если речь готова
   И только ждёт, не найдется ль удобный повод,
   Чтоб прозвучать, прожурчать по стене.
  
   Противоречивое состояние героини прекрасно передаётся парой противоположных призывов Молви-Молчи. Видимо, лирический герой не спешит сам предпринять какие-то действия. Несмотря на то, что готов к разрыву, а ситуация становится невыносимой, он занял выжидательную позицию. Прожурчать по стене, показавшееся мне сначала несколько неуместным, также выражает попытку лирической героини отгородиться, чувство неприятия, нежелания услышать неизбежное, с одной стороны, а с другой - давно ожидаемое, способное принести облегчение, внести некую весеннесть в ситуацию. Она предчувствует невыносимую пустоту, предвидит тоску одиночества. Вместе с тем, эта пустота уже поразила отношения героев, раскол всего их существования уже произошёл:
  
   В штанинах
   Ветер запутался, вечность ополовинив.
   Как он кричит, полоумный, как жутко воет.
   Пусто по правую сторону. Всё пустое.
  
   Остаётся поддерживать игру, делать вид, что "лето" ещё не закончилось. И опять интересный ход - игра слов, плюс ещё одна внутренняя рифма мата-матовый: почерневшая, измученная от ожидания мата (в партии - в любом случае, от героя - если он всё-таки решится) королева в клетке безысходности ситуации как таковой:
  
   И остается, вздыхая, идти налево.
   Белая клетка и черная королева
   Ждут не дождутся, когда же дойдет до мата.
  
   Искусственность ситуации, когда каждый осознаёт неизбежность разрыва, но ожидает первого хода от другого, пытаясь уйти от ответственности, сделать вид, что всё в порядке, когда отношения - уже не отношения, лица же больше похожи на фотокарточки, чувства на рефлексию, выражена в последних строках стихотворения. Там же и риторический вопрос, которого каждый боится пуще огня. Тем временем, осень наступает прямо сейчас:
  
   Матовый лист фотографии. Губы сжаты.
   Взгляд - прямо в душу: ну что, ты прорвешь границы
   Августа, или...
   На юг улетают птицы.
  
   Неожиданно вспомнились строчки одной популярной песенки: не было печали, просто уходило лето... Каждый раз, когда я сажусь описывать свои ощущения после прочтения стихотворения, задевшего меня той или иной своей гранью, кажется, что настолько пропустил его через себя, что невозможно никакой фальши, что прочувствовал его до самого конца. Когда же заканчиваются мысли на виртуальной бумаге, вместе с чувством лёгкой грусти от окончания процесса возникает дикий страх - не опошлил ли своей прямолинейностью, не убил ли своей неуклюжестью то неповторимое колдовство, которое автор вкладывал в стихи. Поэтому вместе с тем, что хочется сказать огромное спасибо Юлиане Суреновой за её Август-2, попрошу у неё и прощения, если оказался излишне толстокожим.
  
   8.08.09
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"