|
|
||
Седьмая дюжина. Комментарии закрыты. обсуждение - здесь! |
Некоторые размышления, навеянные стихами, поданными на конкурс "Страничка из дневника". Седьмая дюжина. Ну, надеюсь, кроме меня, всё это кому-нибудь нужно. Ибо... приступаю к следущей дюжине. И, перед нами стихотворение - "Я прощу и обман, и измены..." Рукавишникова Елена Борисовна. Я прощу и обман, и измены - Не прощу только страх за тебя. Помню я, как смыкаются стены, Беззащитную душу губя. Неизвестности злая пучина, Непроглядная тьма за окном, И неведомо, что за причина Принесла этот ужас в мой дом. Где ты бродишь? Шальная машина? Или пьяные, драка, ножи? И лежит на асфальте мужчина... Боже, нет! Позвони мне, скажи, Что забыл, не успел, задержался, Что ты должен кому-то помочь! И молись, чтоб тебе не достался Этот ужас в осеннюю ночь. Извините за уход от темы, вспомниналась по поводу этих стихов миниатюра одной из квн-овских команд. Мужик пришёл в морг ночью после пьянки и говорит работнику, что сейчас, дескать, самое время - жена уже больницы обзвонила, вот-вот обзванивать морги будет, его искать. Тут же звонок, работник берёт трубку и отвечает на вопрос с той стороны: "Да, да, он здесь!" (:-)) Видимо, серьёзного разговора не получится. Почему? Да вот, кажется: а если бы Он позвонил и сказал: я забыл, не успел, задержался, должен был кому-то помочь, а лирическая героиня думала: изменяет, подлец, обманывает, сволочь! Как это там говорится? Хорошо там, где нас нет? Проблемы нарастают по нисходящей. Психологи, например, советуют всё обсуждать. С одной стороны. А с другой - лучший психологический ход - избегать обострения отношений, делать вид, что ничего не происходит. Но это - если ставишь целью сохранить отношения. А что здесь сохранять? Шальная машина. Всенепременнейше шальная машина! Вот мой рецепт. (:-)) А, иначе, будете вечным рабом ситуации, описанной в следущем коротком стихотворении. Это - "Привязанность..." Барамунда. Подёрнут лик Туманом безразличья, Зелёной пАтиной На бронзовом холсте, Очей мазки... Пусты до неприличья... Распят cудьбой На... верности кресте... Если абстрагироваться от мысли, что стихи написаны о фигурке Христа в церкви, то очень напоминает чувство вины. Одна моя знакомая назвала его чувством перевыполненности долга. Вот очень точно описано это состояние автором. Когда отчётливо осознаёшь, что уже вместе не можешь, постоянно думаешь о разрыве, не хватает кислорода, забыл, куда крылья сложил и словно за ногу привязали. А поделать ничего не можешь - не позволяют представления о порядочности, детки, финансовые обязательства. Да и как обидеть, доставить боль родному, ничем не заслуживающему этого человеку? А вина пропитывает всё своим ядом. И становится всё хуже, безразличнее и тяжелее изменить ситуацию. и памятью покинутых систем хватает за душу в нелепом притяженьи продолжить по инерции движенье наполненных виною тел Как сказал Ваш покорный слуга в одном из своих произведений на заданную тему. "Воспонимание". Чернякова Лия. Между кладбищем и кладбищем Где дорога из Елабуги Легла, Где дымы печные трубные Над сугробами расправили Крыла, Где метелью неоплаканной Мечется автобус вахтенный Во мгле, Где рубцами и заплатами Расползается поземка по Земле, От Елабуги до Ладоги, Где судьбина одноглазая - В упор, Где выскальзывает ниткой Та тропинка до калитки, Проиграла душу ветру В вечный Спор. Воспонимание. Восстановленное понимание, но и воспоминание - тоже, на мой взгляд. Некая эмоционально-смысловая переоценка чего-то в прошлом. А ещё - соединение мыслей для понимания, приобщение к мыслям кого-то ещё. Очень ёмко. А всего две буковки местами поменялись. И при всём этом, нельзя сказать, что стихи перегружены смыслом. Стихи эти - сплошное естество, настроение, мелодика. Они захватывают тебя с первых строк до финального Проиграла душу ветру В вечный Спор. И как не проиграть? Что есть нежнейшая человеческая субстанция со всеми помыслами, желаниями, чувствами и стремлениями по сравнению с природной стихией? Есть стихи, а есть стихия. То, что мы пишем - лишь более или меннее удачный слепок с того, что нам приоткрыли свыше. Вот такие мысли приходят в голову зимой, в метель, по дороге к могиле Цветаевой, если я , конечно, правильно сопоставил слова кладбище и Елабуга. Пришлись по душе эти стихи с их очень красивыми, как уже сказал, ёмкими, чёткими образами. Есть два момента, которые остались за гранью моей эрудиции, но не за гранью качества стихов. Первый - почему между кладбищем и кладбищем, а второй - откуда Ладога. И спасибо, Лия, за прекрасные строки. "Растекаются краски". Вишникина Татьяна Александровна. Растекаются краски, В тучах блекнет закат. Мальчик плачет в коляске, Губки мелко дрожат. На прощание аист Плавно делает круг. Вместе с медленной стаей Улетает на юг. В перелеске кукушка На сосне ворожит. Ручеек на опушке К тихой речке бежит. Отчего мальчик плачет, Сам не зная о чем? Ослеплен, озадачен: Счетчик жизни включен... Стихи о том, что и в детском плаче можно найти философский смысл. Младенцы плачут потому, что счётчик жизни включен. Родители! Помните: рожая детей, вы ставите их на счётчик! Примерно так. :-)) Из понравившегося. В стихах фигурируют две птицы, косвенно связанные с рождением и смертью человека. Это аист и кукушка. Запнулся же в одном месте: Отчего мальчик плачет, Сам не зная о чем? Понятно, что имеется в виду, что и мы не знаем, и мальчик сам не знает. Но отчего и о чём воспринимается как смысловая тавтология. Вот. А если не искать философскую подоплёку, то всё умещается в одну строчку -ослеплен, озадачен: вытащили из темного, влажного места на свет, перерезали трубопровод, хлопнули по заднице, оглушили какафонией звуков - ещё б не орать! (:-)) "Печаль". Уцеховская Валентина. Зрелый возраст... У дам он называется бальзаковским. О чем думает женщина в этот момент, что ее беспокоит? Она боится одиночества, увядания, старости... С кем поделиться тревогами, кому рассказать о своих переживаниях? Конечно ему, самому верному хранителю женских тайн - дневнику. В косы берёзка вплела Яркие, желтые ленты, Осень вступила в права - Разноцветье листвы все заметней. Печально пасмурны дни, Даль лесная тонет в тумане, И так жалобно птицы кричат, Край родной до весны покидая. Я, плутая в лесной тишине, Лист опавший ногой загребая, Первый раз ощущаю в душе Осень жизни, тоской замирая. Много вёсен цветущих вдали, Лето щедрое так скоротечно, Незаметная осень судьбы Подбирается так бессердечно. И слезинки бегут по лицу, Как холодные капли дождя - Зрелость женская очень жестока, Словно ветер шальной октября. Бог с ним, с бальзаковским возрастом, давайте о стихах поговорим. Разберём, для начала ритм. Первый катрен: | - - | - - | | - - | - - | - | - - | - - | - - | - - | - - | - Что вдруг произошло со стихотворным размером в четвёртой строке? Это же совсем другой размер! Дальше - вообще полная мешанина. Побробуем прочитать а-ля Маяковский, с ударением на каждом слове, а не на слогах. Получается по три ударения в строке. Если Вас, конечно, устраивает далеснАя, яплутАя, листопАвший, перварАз, то конечно, хозяин - барин. Лично для меня переход от первого катрена ко второму - мука смертная. Разбили бы строчки на лесенку что ли. Яплутая, например, очень просится. Теперь, тема стихов. Бальзаковский возраст, осень жизни, сравнивается с осенним сезоном. Приметы осени просто и осени жизни поочерёдно сравниваются друг с другом. Причём, в первых двух катренах просто описание осени как осени с констатацией факта - осень наступила. Третий и четвёртый катрены посвящены осознанию того, что вот она - осень жизни. А в пятом, заключительном катрене о том, что это жестоко. И всё! Лирической героине - печально. Очень идеологически мелко. А зачем тогда было заявлять в аннотации, которая величиной с само стихотворение и гораздо большее по содержанию, что будут описаны и другие аспекты бальзаковского возраста, как то: о чем думает женщина в этот момент, что ее беспокоит? Кстати, о третьем катрене. Яплутая - не единственная его проблема. Давайте посмотрим на строение предложения, оставив только главные его члены. Итак: Я, плутая (и) загребая, ощущаю, замирая. Ничего не заметно? А мне сразу по ушам рубануло. И, последнее в этом катрене и стихотворении: тоской замирая. Когда тоскуешь - не превращаешься в оную, вернее, не замираешь ею. Можно, конечно, сказать про себя: я - сама тоска. Можно сказать, в тоске замирая. Но не так, как у Вас, на мой взгляд. Как видите, про бальзаковский возраст - ни слова, обещание сдержал. :-)) Осень приносит с собой грусть, а вот лето... "Блажен июль", утверждает Любитель Поэзии. Бросьте, все мы в этой жизни в чём-то любители. Блажен июль Бесценная пора Телесных откровений Пупков нахально устремленных Сидящим в лица Упругих голых бедер И глаз Стыдливо спрятанных За шторки темных стекол Блажен июль И липкий летний зной... Небольшая зарисовочка, посвящённая латентному вуайеризму лирического героя. В меру скабрезная. Ну, да. Оголяются женщины в жару. Пользуйтесь случаем. Раз в году бывает. На этом мысли кончаются. Как, в прочем, и у лирического героя. :)) "Ярлыком". Криштоп Наталья. (Н. С. посвящается) Повернись ко мне: Буду разглядывать Складки век, ресниц лепестки И хрусталики - серо-синие... Буду тайны узора разгадывать, Изучать изгибы руки. Буду волосы пересчитывать, Щупать мочки твоих ушей... Узнавать тебя, понимать тебя И пронизывать до костей. Кожей чувствовать, Каждой клеточкой, Быть внутри, обжигать Огнём Тёмно-красным, ярко-гранатовым... Просто быть, просто присутствовать И дыхание перехватывать... А потом Отпущу тебя и прощу тебя, Потому что сгорю дотла... Станет всё ярко-гранатовым... Станет грязным обрезком ватмана, Ярлыком станет душа... И уже не смогу разглядывать Складки век, ресниц лепестки И хрусталики - серо-синие... Не смогу твои тайны разгадывать, Изучать изгибы руки... Вспоминай меня, только изредка, И... не удаляй ярлыки. Ну, не знаю. С одной стороны - интересно читать, потому что нестандартно, какие-то новые ассоциативные ряды, эмоционально свежо. С другой стороны - ну, как-то не мои это ассоциации, хотя разумом прослеживаю, не сердцем. Для меня ярлык - это некая догма, некое определение чему-либо, выдаваемое категорично и авторитарно. Выражение - навешивать ярлыки - имеет негативную окраску. В данных стихах образ ярлыка - это нечто другое. Ярлыком становится перегоревшая страсть. Ярлык - это усталая, безразличная душа, память о прошлых отношениях. Видимо, поэтому последние слова лирической героини: Вспоминай меня, только изредка, И... не удаляй ярлыки. То есть - помни о том, что было между нами. Как-то так. "Игра", Макашёва Ольга. Давай поиграем и выберем маски: Я скрою обиду, ты - что-то ещё Мы сами придумаем (страшную?) сказку, Прикрыв настоящее тёмным плащом. Не видно глаза за вуалью, за шляпой, И в них не прочтём, что могли бы сказать. Поклоны, улыбки - как в старом театре; Мы будем руками судьбу рисовать. Соткём полотно изо лжи и иллюзий И до крови ранить словами начнём, Мы злобными и беспощадными будем И маски друг с друга в порыве сорвём... А там станет ясно - мы всё ещё дети, Какие в бандитов играли порой, И только забыли - на "взрослой" планете Мы можем случайно калечить игрой. Эта дюжина просто посвящена психологическим играм взрослых "детей". Автор стихотворения попробовала передать свою горькую иронию таким вот образом, в таком ключе, стилизуя, сравнивая ухищрения и театральность отношений взрослых с элементами детских игр. Всё, вроде бы, нормально, пропуск рифм - лично мне - не мешает. В одном месте немного спотыкаюсь, хотя там тоже всё вполне справедливо с точки зрения русского языка: Соткём полотно изо лжи и иллюзий И до крови ранить словами начнём Слово соткём режет слух. Такая форма правомерна, но слово как-то торчит. А дО крови - торчит из-за разговорного ударения. Кроме того, в данном месте нелогичный повтор и. На мой взгляд, тут нужно что-то другое, несмотря на эмоциональность существующего ударения. В качестве иллюстрации: Соткав полотно изо лжи и иллюзий, Мы ранить словами до крови начнём Лжи и иллюзий - немного трудночитаемо. Такие вот мысли, дорогая Ольга. "Безысходность", Лэсси Норес. Опускает ночь на город тень. Тишина... Быть может, кто услышит: Души тихо стонут, заблудившись В бесконечном лабиринте стен. Царствует безрадостная ночь. Спи спокойно, мрачный серый город... А мятежный дух утихнет скоро, Кто ж захочет пленнику помочь? Пленнику гранитных берегов,