Васюков Игорь Леонидович: другие произведения.

Личная эффективность предпринимателя

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стратегии жизни профессионала

  Маркетинговая личная ориентация предпринимателя.
  
   Известная огромная роль маркетинга в современном бизнесе. Маркетинг и управление маркетинговой стратегией – важнейший инструмент в жизни предпринимательских организаций, используемый ими для достижения своих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Однако, и в жизни отдельной личности, особенно жизни предпринимателя роль маркетинга и маркетинговой ориентации достаточно высока. Просто долгое время на этот важнейший момент личной эффективности предпринимателя мир бизнеса не обращал особого внимания.
   Предпринимателю, впрочем, как и человеку любой профессии, для решения крупных предпринимательских задач, очень важно организовать и интегрировать в единое целое свои собственные личностные ресурсы, заставить их работать на себя, на будущее свое и, возможно, на будущее своей предпринимательской организации, а шире, вообще, на интересы общества и государства. Для этого предпринимателю очень важно уметь четко и правильно поставить перед собой жизненно важные цели и задачи. Именно они в дальнейшем будут определять характер тех ценностей, которые он будет исповедывать в своей жизнедеятельности, направления личной активности, использование предоставляющихся возможностей и учет рисков, критерии оценки эффективности, как своей собственной, так и его предпринимательской организации в целом. Имеется масса ярких примеров того, как предприниматели недостаточно серьезно подходили к разработке своих собственных жизненных целей. Все это для них кончалось достаточно плачевно и приводило не только к личному краху, но и к краху возглавляемых ими организаций.
  
  Личные цели и задачи предпринимателя
  
   Предпринимателю для достижения успеха, личной и организационной эффективности нужно разработать систему взаимосвязанных и интегрированных между собой личных целей и задач. Без тщательной проработки бизнесменом своих собственных целей и задач, которые бы учитывали его существование в различных жизненных ипостасях, ролях (сын, муж, отец, мать, друг, обладатель определенной или ряда профессий, член локального сообщества, житель своего города или сельской местности, гражданин страны и т.д.) и сферах, областях жизни вряд ли возможно его эффективное функционирование в более широких рамках и имеющей свои цели и задачи принадлежащей ему организации. Необходимость интеграции личных целей и задач – это объективная необходимость жизни предпринимателя, его стремление свести к какому-то общему в определенном степени субъективному знаменателю свои самые различные интересы, стороны своего характера, желания, стремления, а также интересы окружающих его людей.
   Для этого мы с вами должны ответить на следующие три вопроса:
  1. Определиться с понятием личной жизненной эффективности предпринимателя.
  2. Рассмотреть его жизненную стратегию сквозь призму концепции личной маркетинговой ориентации и критерии оценки возможного использования им той или иной стратегии.
  3. Увидеть те организационные ресурсы, которые могут помочь ему достигнуть своих целей и задач, а также реализовать собственную жизненную стратегию.
  
  
  Личный предпринимательский успех
  
  Для оценки своих достижений предприниматель, как и любой человек, использует самые различные критерии. Степень достижения поставленных им личных жизненных целей может определяться по нескольким показателям. Существующий в нашем обществе шаблон восприятия личной эффективности предпринимателя, несмотря на жесткую критику и даже осмеяние в образе туповатого "нового русского", твердо удерживающий свои позиции, - это количество имеющихся у него денег, объем находящегося под его контролем личного и общественного богатства.
   Не принимается, однако, во внимание тот факт, что, заработав огромные деньги, предприниматель может полностью лишиться поддержки окружающих его людей, семьи, подорвать здоровье и личную безопасность, приобрести жестких и коварных недругов, раз и навсегда испортить свою репутацию в обществе и "потерять лицо" (или, как сейчас говорят – имидж) в собственному кругу, деградировать в личном и моральном плане, за достижением краткосрочной эффективности утратить возможность реализовать более важные долгосрочные стратегические планы, в конце концов, вступить в жестокое внутреннее противодействие с самим собой.
   Приведенные выше вполне реальные возможности и риски в жизни предпринимателя, ясно говорят нам о том, что судить о результативности его жизненных показателях, используя только критерий деньги, как, впрочем, и любой другой (степень самореализации, репутация, благополучие семьи и т.п.), значит заведомо ставить себя в ложное и двусмысленное положение, тут же вступающее в жесткую конфронтацию с требованиями морали, нравственности, семьи, друзей, здорового образа жизни, физической и психологической безопасности. Достижение какой-то одной жизненной цели, в ущерб другим или целям близкого и не очень близкого окружения, лишь усиливают внешние и внутренние противоречия жизни предпринимателя и в значительной степени увеличивают угрозы нарушения нормального течения его личной жизни и профессиональной деятельности.
   Давайте рассмотрим некоторые основные цели жизнедеятельности предпринимателя, их плюсы и минусы.
  
  Деньги, высокие доходы
  
   Несомненный плюс достижения этой цели – это материальное благополучие бизнесмена и его семьи, важное условие его относительной свободы и независимости от окружающих, гарант его высокой репутации в обществе, значимый аспект личной самореализации.
   Минус - при явном доминировании – огромные затраты времени на получение сверхдоходов и контроль за их сохранением и преумножением, резкая смена образа жизни, интересов, что может вести к утрате близких связей в семье, родными, друзьями, знакомыми, потеря доверия к людям, в которых теперь ему видятся либо циничные просители, либо желающие откровенно поживиться за свой счет, опасность подвергнутся нападению преступников, подорвать здоровье, утратить возможности реализации других жизненных альтернатив и т.п.
  
  Творчество, самореализация
  
   Плюс достижение этой цели – реализация своих самых значимых и заветных желаний. Как известно, людей на путь предпринимательства часто толкает не необходимость достижения материального благополучия и достатка, а желание реализации своей "голубой мечты". Путь свободного предпринимательства, в какой-то степени создает для этого определенные условия.
   Минус ориентации на эту цель – творческие моменты отнюдь не занимают доминирующего положения в реальной практике предпринимателя. Зачастую, наоборот, предпринимательская деятельность, в которой существует масса шаблонных, рутинных действий и операций, а также иных привходящих обстоятельств, может уводить предпринимателя от творческого подхода к своему делу и даже подавлять в нем свободное творческое начало. Более того, в больших масштабах творчество в предпринимательстве просто опасно. Ведь на карту, в отличие, например, от деятельности писателя, который в лучшем случае потеряет деньги, а в худшем гонорар, ставится вся деятельность предпринимательской организации в целом, его жизнь и жизнь нанятого им персонала.
  
  
  Власть, влияние
  
   В определенном смысле занятие предпринимательской деятельностью могут быть вызваны, а также принести предпринимателю высокое общественное положение, влияние, возможность воздействия на огромное количество личных и общественных жизненных процессов, происходящих вокруг. Деньги – великая сила.
   Однако надо помнить, что деньги и их количество отнюдь не являются единственным мерилом общественной значимости человека. И, особенно, это явно выражено в российской действительности, где во обще велика тяга населения и политической власти к пресловутой уравниловке. Кроме того, что обладатель крупного денежного состояния может вызывать у окружающих сильное неприятие и зависть, ставка в достижении своего влияния на деньги, стимулирует предпринимателя на дальнейшее истощение своих физических и интеллектуальных возможностей для бесконечного увеличения личного богатства и удовлетворения потребностей различных общественных слоев, способных откровенно паразитировать на его способностях.
  
  
  Признание, слава
  
   Занятие предпринимательством, деньги, богатство, влияние могут открыть предпринимателю путь в средства массовой информации: в газеты, на радио, ТВ. Все это означает, что в короткое время его имя и имя его фирмы, предпринимательской организации может стать известно всей стране или даже миру. Подобное обстоятельство может "щекотать" самолюбие предпринимателя и удовлетворять его глубинные потребности в признании, общественной укорененности.
   Обратная сторона славы – за нее надо постоянно платить, поддерживать ее на плаву. Слава переменчива и затратив огромные усилия на ее достижение предприниматель рискует потерять ее в одночасье: либо в связи с резким изменением обстоятельств, когда он может во обще потерять все, либо с естественным переключением внимания широких аудиторий на других "герое дня".
  
  
  Жизненное благополучие, достаток
  
  
   Несомненно, занятие предпринимательством открывают человеку доступ к личному и семейному благополучию и достатку. Для многих предпринимателей это, собственно, и есть самая привлекательная и ведущая сторона их профессии, общественного занятия. Зарабатывая деньги, они лишь самостоятельно удовлетворяют материальные и, отчасти, духовные, потребности свои и членов своей семьи. Как правило, подобная ориентация бизнесменов напрочь отсекает их от творчества, самореализации, больших денег и больших планов и оставляет на уровне занятий мелким и средним предпринимательством.
  
  Благополучие и удовлетворение потребностей окружающих
  
   В принципе предпринимательство и существует для того, чтобы, опираясь на личные, эгоистические цели, удовлетворять и, даже более, лелеять потребности окружающих тебя людей, потребителей твоих товаров и услуг, шире – твоих личных профессиональных и деловых качеств, репутации, имиджа. Это характерно и для деятельности организации в целом, но должно быть, что называется, "в крови" у каждого предпринимателя. При маркетинговой ориентации всех ценностей предпринимателя акцент его активности должен быть смещен именно в эту сторону.
   Однако и превалирование этой цели в жизнедеятельности предпринимателя может грозить ему сильными неприятностями. Ведь "цена" которую он может заплатить для создания "удовольствий" для других может быть неоправданно высока и вести, например, к утрате позиций собственного бизнеса и дискриминации интересов реализации других целей.
  
  Сексуальная ориентация, потребность в продолжении рода
  
   Один из сильнейших мотивов в жизни некоторых предпринимателей, составляющий основу их жизненных устремлений, в значительной степени энергетизирующих их усилия.
   Минус достижения этой цели очевиден. Наличие любовниц или слишком ревностное продвижение по жизни собственных детей, не только может отталкивать от него окружающих и подрывать их лояльность и доверие к нему, но и ставит предпринимателя в сильную зависимость от капризов своих фаворитов, которые, скорее всего, вообще далеки от всех его остальных целей и мало интересуются проблемами и задачами, которые решает принадлежащая ему организация. Крайний вариант отрицательного влияния достижения этой цели – переход реальной власти в компании от предпринимателя к его фавориту, некомпетентные решения и советы которого подрывают репутацию предпринимателя и разрушают его бизнес.
  
  Желание переустроить мир по своим правилам
  
   Эта цель наполняет жизнь предпринимателя самым большим смыслом и энергетизирует наиболее всего, так как предметом его искреннего интереса действительно становится мир в целом.
   Минусы ее тоже очевидны. Огромные энергетические затраты работы организма и психики могут привести к истощению, потери важнейших социальных связей, к многочисленным деструктивным конфликтам, к появлению влиятельных и опасных врагов и т.д.
  
  
  Балансирование системы целей и задач предпринимателя
  
  Борьба мотивов и зона толерантности
  
   На практике, однако, довлеющего характера акцентирования предпринимателем своей активности на достижение каких-то одних целей и реализации одних мотивов за счет других в ущерб другим не происходит. Его жизненная активность находиться в так называемой зоне толерантности, или зоны терпимости, когда происходит более менее справедливая и разумная реализация тех или иных целей и мотивов. Когда эта зона терпимости неоправданно расширяется, как правило, происходит эрозия или даже полное разрушение деятельности предпринимателя и крушение его планов. Максимальное "добро" предпринимателя на полное достижение тех или иных целей и удовлетворение стоящих за ним мотивов, не сегодня завтра обернется для бизнесмена огромным количеством неприятностей.
  
  Ценностная рефлексия, балансировка жизненных целей и мотивов
  
   Для того, чтобы предотвратить "захват" сознания и деятельности предпринимателя реализацией какой-либо одной цели или одного мотива, ему необходимо развитие такого важного "органа" психологической жизни, как ценностная рефлексия. Именно систематическое, время от времени размышление предпринимателя над значимостью для него и его бизнеса тех или иных его жизненных целей и мотивов, и дает ему возможность осуществить необходимую настройку, тюнинг постоянно вступающих между собой в противостояние различных "желаний, хотений, стремлений". Конечный результат такой работы – составления для себя важнейших приоритетов личной и предпринимательской жизни, где одним целям и мотивам, в одно время может отдаваться приоритетное значение, а другие вообще на время выводиться за скобки, становиться в конце предпринимательского списка ценностей.
  
  
  Определение личной миссии
  
   Еще один способ привести в равноденствие раздирающие сознание предпринимателя его цели и мотивы – формулирование им его собственной миссии или кредо – заявление о своих основных ценностях, направления активности, объекте и предмете жизненных интересов, принципах делового поведения.
   Заявление о личной миссии или кредо может выглядеть следующим образом:
   Объектом моих интересов является я сам, благополучие моей семьи, процветание и развитие моего дела, удовлетворение интересов клиентов моей компании, моих друзей и партнеров по бизнесу, а также благополучие города, региона и страны в которой я живу.
   Предметом моих интересов является развитие собственных предпринимательских способностей и возможностей для достижения основных жизненных целей.
   Мои важнейшие ценности (мой ценнейший актив):
  - Мои творческие способности.
  - Желание самореализации.
  - Полученное образование и стремление к самообразованию.
  - Мое дело.
  - Мое предприятие.
  - Полученный мною профессиональный и жизненный опыт.
  - Мои умения и навыки в области организации, управления, работы с людьми.
  - Моя семья, друзья и партнеры по бизнесу.
  - Мое желание создать процветающее предприятие в области …
  - Люди, которые работают у меня в компании и их жизненно важные интересы.
  - Моя положительная репутация в обществе и желание приносить ему пользу и т.д.
  
  Мои основные жизненные принципы:
  - Создавать положительные семейные и общественные ценности.
  - Быть творческим, относительно независимым и свободным человеком.
  - Надеяться, прежде всего, на самого себя и своих партнеров по бизнесу.
  - Доверять людям по мере возможности.
  - Всячески развивать и совершенствовать дело, которым я занимаюсь.
  - Интересоваться общественной жизнью и помогать обществу решать его проблемы не в ущерб своим основным занятиям и интересам.
  - И т.д.
   Личную миссию или жизненное кредо имеет смысл "сжать" до уровня какого-нибудь жизненного девиза или лозунга. Например: "Мой девиз по жизни – находить предпринимательские идеи и осуществлять их в своих интересах и интересах окружающих". Это поможет предпринимателю еще больше сконцентрировать продукты своего мышления для более удобного использования их в практической жизни.
  
  Система задач и показателей
  
   Основные положение заявленные в своей личной миссии или жизненном кредо предпринимателю неплохо было бы свести к четко сформулированным задачам и показателям, в которых бы получило свое отражение степень достижения предпринимателем его жизненных целей, глубина продвижения в реализации личной миссии.
  
  Цели и задачи могут захватывать такие области жизнедеятельности предпринимателя:
  - Деньги – т.е. достижение финансового благополучия
  - Рост, развитие, самореализация – т.е. обеспечение его собственного развития и достижение им наиболее значимых для него лично результатов.
  - Благополучие семьи, ближайших родственников, друзей.
  - Развитие бизнеса, своего дела – т.е. расширение и совершенствование своего предприятия, имеющихся в его распоряжении ресурсов, технологий, работающих на его предприятии персонала.
  - Влияние в обществе – т.е. достижения им такого уровня функционирования в обществе, репутации, которое бы давало ему возможность реально влиять на ход происходящих вокруг него событий.
  
  Сводная таблица основных жизненных задач предпринимателя и показателей их достижения приведена ниже:
  Деньги, финансовая деятельность
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Постоянное поступление денежных средствПрибыль по итогам месяца, кварталаДенег так много, что можно вложиться в новое делоЕсть возможность давать деньги на благотворительные цели и меценатство
  Рост, развитие, самореализация
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Возможность воспроизводить результатыНовые идеи, новые знания, новые уменияДостижение нового, реализация идеи, знаний, умений и навыков в новом проектеВашими успехами и идеями активно интересуются коллеги и окружающие
  Благополучие семьи и близких, друзей
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание В семье достаток, у близких все в порядкеОни ставят перед собой цели развитияОни добиваются их не в ущерб целостности и сплоченности семьиВашу семью всем ставят в пример
  Развитие бизнеса, своего дела
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспех ПроцветаниеПризнание Бизнес воспроизводиться, дело идетРастет прибыль, появляется капитал, постоянные партнеры и серьезные клиентыДело расширяется, появляются новые направленияВаше предприятие всем ставят в пример
  Влияние в обществе
  Задачи Показатели
  Устойчивое положениеУспехПроцветаниеПризнание Общество, окружающие относятся к вам миролюбивоОно активно интересуется вами и желает вам успехаОно радуется Вашим победам как своим собственным и как-либо выделяет васОно просит вас занять какой-либо важный общественный пост
  
  
  Разработка личной жизненной стратегии
  
   Так как у вас теперь есть представления о собственных интересах, целях, наиболее ценных личных активах и принципах, поставлены взаимоувязанные между собой цели и задачи, можно переходить к разработке личной жизненной стратегии.
   В данном случае под стратегией понимается общий комплекс решений предпринимателя
  по размещению имеющихся у него личных ресурсов и достижению выживания и процветания в той или иной области жизни.
   Решение о размещении личных ресурсов – это выбор предпринимателем областей жизни и имеющихся у него ресурсов, которые, по его мнению, в наибольшей степени способствуют реализации его личной миссии и жизненного кредо, а также психологической удовлетворенности.
   Предприниматель может развиваться в четырех направлениях. Это нашло свое отражение в приводимой нами Матрице направления личного роста и развития предпринимателя.
  
   Существующие личностные ресурсы Новые личностные ресурсы
  Освоенные области жизни Стратегия углубления:- Расширение сферы активности внутри области- Увеличение активности проявления себя в ней Стратегия разработки новых ценностей:- Модернизация- Расширение
  Новые области жизни Стратегия освоения новых областей жизни - Проникновение в смежные сферы жизни- Проникновение в абсолютно новые сферы жизни
  
  
   Важно помнить, что решение о той или иной стратегии, которая может приниматься отдельно по каждому значимому личностному ресурсу и области жизни, должно опираться на учет предпринимателем своих наиболее сильных сторон своей личности, тех возможностей и рисков, которые они несут и содержат в себе, а также существующих и развивающихся вокруг (как "далеко", так и "рядом") предпринимателя тенденций общественной жизни: политической, экономической, социальной технологической.
  
  
  Долгосрочное конкурентное преимущество
  
   Раз мы рассматриваем личность предпринимателя в свете возможной конкуренции с другими предпринимателями, то имеет смысл говорить и о таком важном моменте его жизни, как создание долгосрочного конкурентно преимущества.
   За счет имеющегося у него уникального личностного актива, т.е. наиболее ярко выраженных деловых и личных качеств, знаний, навыков и умений, он может, постоянно совершенствуя и развивая их, рассчитывать на то, что в окружающем социуме восприятие его образа долгое время будет являться устойчивым и конкурентоспособным.
  
  Настойчивость и ключевые компетенции
  
   Понятно, что и в нашем отдельном случае, когда мы имеем дело только с индивидуальностью бизнесмена, успех его личной стратегии не возможен сам по себе, а должен опираться на сознательные, систематические и целенаправленные усилия по ее осуществлению. Без определенной толики настойчивости, последовательности, агрессивности, сознательного направления усилий предпринимателя в ту или иную сферу своей жизни, возможность успеха его личной стратегии представляется нам малоосуществимой.
   В то же время, подобно крупным компаниям, предприниматель и в личной жизни должен заботиться о том, чтобы приобрести максимум специализированных знаний, качеств и умений, которые бы являлись исключительно его собственностью и не повторялись ни у кого из ближайших возможных конкурентов. Это имеет отношение и к знанию внешней среды, т.е., например, своей работы, семьи, досуга, но и к собственным умениям и навыкам. Для того, чтобы жизненные цели, основные линии жизни предпринимателя получили бы еще дополнительные импульс, ему очень важно позаботиться о том, чтобы в каждой сфере жизни и деятельности у него была группа людей (команда), которая помогала бы ему в достижении его жизненных целей, удобная и эффективная инфраструктура, в том числе – информационная, время и возможности, чтобы мыслить стратегически, жить не прошлым, а будущим, мечтать о самом лучшем и даже несбыточном. Грубо говоря, потрафлять своему воображению, укрепляющему его веру в себя, в свое дело и в верность выбранному пути.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист"(Боевик) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) К.Воронова "Апокалиптические рассказы"(Антиутопия) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"