Васюков Игорь Леонидович : другие произведения.

Ресурсные подходы к обучению

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ресурсный психологический подход к подготовке менеджеров в вузе - 1

  1. Студент, осуществляющий подготовку в области менеджмента является, скорее всего молодым человеком 18-25 лет, не имеющий богатого опыта жизни в организациях различного типа, однако имеющий достаточно высокий опыт существования и обучения в обучающих организациях (школа, колледж, вуз и т.п.).
  2. Его поведение в вузе определяется, прежде всего, той социокультурной средой, которая объективно задает те или иные способы его обучающего и иного поведения. Это поведение может быть позитивным, направленным на поддержание и развитие организации и самого себя в этом направлении, адаптивным, выражающимся в стремлении выстроить гармоничные, взаимовыгодные отношения с вузом, приспособленческим, смысл которого заключается в некритическом исполнении своих обязанностей в вузе, а также в негативном, направленном на разрушение учебной организации и личностной деградации.
  3. Вуз упорядочивает поведение студентов на основе распределения прав и полномочий между ними, преподавателями вуза и администрацией. Для эффективной жизни в вузе и своего профессионального развития студент должен активно взаимодействовать со всеми его профессиональными и административными группами, а также с другими студентами. Высшим уровнем взаимодействия студента с различными профессиональными группами, администрацией и другими студентами является сотрудничество.
  4. Сотрудничество студента разворачивается и развивается в результате его взаимодействия в диадах, малых и средних студенческих и преподавательских группах (группа, поток, студсовет, кафедра и т.п.), с высшим персоналом администрации вуза (факультета, института, университета), с представителями других факультетов или институтов вуза, с потенциальными работадателями, на основе официальных, полуофициальных и неофициальных контактов.
  5. Поведение студента в вузе, его взаимодействие и сотрудничество с различными группами вуза и вне его имеет в высокой степени системный характер, т.к. направляется и координируется управляющей системой последнего (ректор, декан, его заместители, куратор, преподаватели, старосты и т.п.) и должно опираться на обратную связь с ней.
  6. Соотнося реальный образ учебной организации с тем образом "Я", который сложился у него о само себе на основе опыта жизни в иных учебных организациях, студент самоопределяется по отношению к вузу. Если образ организации и "Я-образ" совмещаются в его сознании, то поведение становится адаптивным по отношению к ней, а если нет, то оно может стать трудноадаптивным, приспособленческим и дездаптивным, т.е. конфликтным.
  7. Образ учебной организации субъективно начинает формироваться с представлений о том, что есть для нее обучающийся в ней студент и каково его социокультурное окружение, т.е. социальные нормы, ценностные ориентации, этические взгляды, социальные ожидания и оценки. образцы поведения, уровни бытовой воспитанности, социально-психологический фон деловых отношений и творческая атмосфера. компетентность преподавателей и администрации в решении проблем, индивидуальные стили преподавания и руководства и др. Человеку обучающемуся важно знать, какие социокультурные образцы поведения задает ему его обучающая организация, решая альтернативу: "Человек для учебы или учеба для человека?"
  8. В первом случае для обучающей организации важен студент - исполнитель, во втором - студент - инициатор, пытающийся строить свое обучение на основе самостоятельного целеполагания и собственных инициатив. От этого зависит и осмысление им своего собственного поведения, которое для человека обучающегося вырастает в личную проблему: "А для чего и для кого я учусь?"
  9. Предположим, что в истории развития учебных организаций в сфере высшего образования сложилось несколько представлений, взглядов на студента, человека обучающегося. Во - первых, это "человек прагматический", весь смысл существования которого в вузе, сводится к овладению необходимым набором знаний, умений и навыков необходимым ему для дальнейшей профессиональной деятельности вне вуза. Во - вторых, это "человек творческий", понимающий учебный процесс не рутинно, а на основе глубокого личного интереса к обучению, стремлении творчески, оригинально, с использованием различных подходов овладевать необходимыми ему знаниями, умениями и навыками, не ограничиваясь только горизонтом требований со стороны вуза. В - третьих, это "человек подчиненный", т.е жестко завязанный на требования вуза, его обучающие программы, технологии, нормы, режим и ритмы жизнедеятельности. В - четвертых, это "человек сотрудничающий", т.е. существующий на основе взаимных обязательств между ним и представителями обучающей организации, разделяющий в полной мере нормы и требования последней.
  10. Эти взгляды, стереотипы на студента, "человека обучающегося" преломляясь в сознании администрации вуза, преподавателей, студентов являются личностными ориентирами и определяют основную стратегию, линию их поведения в вузе.
  11. Стереотип "человек прагматичный", основывается, прежде всего на том, что на студента в вузе смотрят как на человеке, внешнее поведение которого и внутренняя активность определяется в первую очередь тактикой прагматичного расчета. Студент "берет" столько знаний, сколько считает нужным, исходя из своих представлений о той степени профессионализма и конфигурации знаний, умений и навыков последнего, которые у него сформировались на основе жизненного опыта и полученных наблюдений и впечатлений. Задача преподавателей и администрации в таком случае заключается в том, чтобы внушить или объяснить ему необходимые и достаточные образцы профессионального поведения и стимулировать его при помощи различных средств, в первую очередь экономических и моральных, на их достижение и освоение.
  12. Стереотип "человек творческий", наоборот, исходит из того, что на студента смотрят как на существо глубоко заинтересованное в обучении и активно стремящееся выйти за рамки учебной программы и существующих норм, т.е. человека, стимулы которого к учению находятся внутри него самого и не нуждаются во внешнем мотивировании. В этом случае линия поведения администрации и преподавателей может заключаться в постоянном предложении таким студентам новых учебных курсов, программ, занятий и других форм внепрограммного обучения, удовлетворяющих их все возрастающий спрос на конкретные знания и умения.
  13. Стереотип "человек подчиненный" исходит из того, что студент в вузе является человеком не вполне самостоятельным и полноценным. На него смотрят с одной стороны, как на "сосуд, в который следует вливать знания по своему разумению", и на дешевую рабочую силу, которую можно использовать для решения каких-либо рутинных задач жизни вуза, административного и преподавательского корпуса. Эта позиция, между прочим, требует жесткого пооперационного контроля за обучением и поведением студента.
  14. Стереотип "человек сотрудничающий" предполагает взгляд на студента как на лояльного к своей "альма-матер" человека, основная линия поведения которого должна исходить из принятой им или навязанной ему позиции "служения" своему вузу, идентификации с ним, с его целями, интересами, рабочими программами. Контролю, в данном случае, при главенстве этой точки зрения на студента, подвергается, прежде всего, такие характеристики сознания и поведения человека обучающегося как его лояльность вузу, стремление следовать провозглашаемым и декларируемым вузовским нормам и требованиям.
  15. Эти четыре стереотипа совмещаясь в сознании персонала вуза, создают четыре сегмента организационного поведения в нем: прагматический сегмент (готовность учиться на основе видимых внешних стимулов), творческий (учусь потому что интересно и сам себе "ищу нагрузку"), подчиняющий (учусь так как заставляют) и номативный (учусь исходя из принятых социальных норм).
  16. Понятно, что в индивидуальном сознании каждого члена коллектива обучающей организации все эти четыре стереотипа выражены неравновесно и сочетание и конфигурация их друг с другом, определяют индивидуальные особенности (стратегии и тактики) их поведения в конкретных ситуациях. Сочетание и конфигурация этих стереотипов в сознании преподавателей и, особенно, руководителей вуза ведет к созданию и преобладанию в жизни вуза и его подразделений конкретной системы управления и сопутствующей ей психологической атмосферы и используемым методам стимулирования учащихся.
  17. К наиболее общим методам (методологиям) управления учащимися относятся методы исходящие из двух противоположно направленных обучающих идеологических установок. Первый из них (человек нормативный, подчиняющийся) исходит из позиции "заставит" студента учиться, второй (человек прагматический, творческий) заинтересовать. Трансформация основной позиции обучающей организации в отношении общего метода работы со студентами ведется, во-первых, к смене состояния "удовлетворенности - неудовлетворенности" студентов от процессов обучения в вузе, а во-вторых, к смене основных психологически испытываемых эмоциональных состояний студентов: от состояний "втянутости", "обязательности", "зависимости", "подчиненности", "зажатости", к состояниям "настроенности", "самововлеченности", "самовключенности", "интереса", "самоотдачи" и т.п.
  18. Стратегия современного обучения в вузе, в том числе и в подготовке менеджера, должна переходить от стратегической линии поведения преподавателей и администрации, выражаемой как "заставить", к линии поведения "заинтересовать". 19. Эта стратегия может быть продуктивной только при наличии и развитии самых разнообразных направлений, форм и способов вузовской жизни, которые исходят из представлений о "человеке обучающемся" как личности творческой, заинтересованной в обучении, открытой различным системам и методам позитивной стимуляции.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"