Аннотация: 1-я Лекция из Цикла "Оккультная традиция и античное мышление".
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ СИЛА
Лучшее, что можно сделать, чтобы понять мировосприятие древних, элементом которого является представление о сверхъестественной силе - это собрать цитаты из разных исследователей посвященные данной тематике. А также, что еще более ценно, цитаты из самих античных авторов.
Есть фрески, где изображены люди (посвященные), боги, герои, где вокруг их головы виден "нимб". Это свечение связано со сверхъественной энергией, которой обладает данное существо.
Юпитер. Фреска из Археологического музея Неаполя. Римские города Помпеи и Геркуланум погибли от извержения Везувия в 79 г. Города были засыпаны пеплом, и сохранили множество предметов утвари, а также фрески на стенах.
Сюжет из мифологии. Фреска из Археологического музея Неаполя.
Сцены Мистерий. Фрески из Археологического музея Неаполя.
В отдельной лекции я рассмотрю тему Мистерий, и те сущностные трансформации, которые переживал посвященный. Пока остановимся на том понимании сверхъестественной силы, которое пронизывало всю систему восприятия реальности античного человека.
Известный антиковед Кнабе Г. С. в работе "Рим Тита Ливия - Образ, миф и история" раскрывает нам значение этой энергии для древнего римлянина.
"У многих народов", пишет Кнабе - "стоящих на ранней стадии исторического развития, существует представление о зависимости удачи, силы и мужества человека, группы, народа или племени от живущей в них безликой и таинственной энергии, которая остается в душе обладателя, даже и отделившейся от его тела после смерти. У этнологов и культурологов принято обозначать эту энергию полинезийским словом "мана". Наличие того же представления и разных слов для его обозначения у многих народов заставляет рассматривать понятие "мана" как универсалию, распространение которой не предполагает передачи по контакту или заимствования. В менталитете римлян мана играла огромную роль. С представлением о ней были связаны, в частности, похоронные обряды и сохранение в доме масок предков: мана семьи должна была в ней остаться, не развеяться со смертью данного ее носителя и перейти к потомкам. Поэтому и было таким страшным наказанием damnatio memoriae (проклятие памяти), поскольку она была связана с уничтожением имени данного лица в надписях и с запрещением хранить маски, т. е. с обрывом в передаче маны, с переходом рода из разряда носителей жизненной энергии и успеха -- maiores, "наибольших" в совокупность лиц, могущих лишь "заполнять" пространство Города (plere, откуда "плебс"). Единство силы произрастания, жизненной мощи и победительной энергии лежало в основе обряда одного из главных богов римского пантеона -- Марса, бога войны и победы, но которому приносились жертвы также и в начале сельскохозяйственного года, ибо именно он обеспечивал плодоносность участка. В титулатуру римских принцепсов с самого начала было введено слово "augustus": происходя от глагола "augere" ("оплодотворять", "приумножать", "усиливать"), оно соединяло в себе понятия природной силы, неодолимого роста и сакрального величия, указывая, что положения принцепса - богоравного владыки бескрайней империи мог добиться лишь обладатель этих свойств в их единстве. Подобные примеры можно умножать и далее".
Описывает эту же сверхъестественную силу, назвав ее "фарн", Михайлин Вадим Юрьевич в автореферате к диссертации "Мужские пространственно-ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции":
"Одной из базовых категорий архаического индоевропейского мышления является понятие "блага", соотносимое в диссертационном исследовании с наиболее емким в данном отношении иранским термином "фарн". Место человека в социальной структуре определяется степенью и способом его причастности к семейно-родовому "фарну", а также потенциальными возможностями увеличения "доли счастья". Упомянутые выше специфические зоны совмещения принципиально различных поведенческих стратегий выполняют значимую социальную роль. Одной из таких зон является праздник, который с представленной здесь точки зрения прежде всего являет собой внутригрупповой механизм перераспределения "фарна". Далее в первом разделе обосновывается понятие фарн, существенно важное для понимания архаических индоевропейских культур, в которых с удивительным постоянством прослеживаются два базовых модуса строительства и осмысления индивидуальных сюжетов -- как жизненных, так и текстуальных. Назовем их условно "долей старшего сына" и "долей младшего сына". Речь в первую очередь идет о степени и качестве причастности к семейному фарну. Старший сын, которому достается "хозяйство", получает таким образом по наследству как основную долю семейного фарна, при всей понятной условности подобных генерализаций -- так и основную долю ответственности за его поддержание (в том числе, скажем, в иранской зороастрийской традиции, и в прямом смысле слова, путем поддержания "родового" огня). Отсюда понятный набор социальных, поведенческих и прочих характеристик. Отец семейства, это в первую очередь "муж совета", авторитетный судия как в делах собственного дома (в традиционном, расширительном понимании этого термина), так и в делах, касающихся "общего блага", то есть связанных с "правильным" порядком существования более обширных социальных единиц: деревни, племени, города. Он продолжает род "в ряде цветущих детей". Его наипервейшей заботой является благополучие дома, то есть налаживание таких отношений с предками, богами и соседями, при которых семейный фарн не только не знал бы ущерба, но и - по возможности аккумулировался. Он не лжет и не лжесвидетельствует, если его к этому не вынуждают не зависящие от него обстоятельства; он ответственен за свои слова и поступки (а также за слова и поступки своих ближних); если собственный дом приходится защищать с оружием в руках, он делает это как статусный воин, ведущий "правильную" войну (классический греческий гоплит). Говорит он неторопливо и внятно, не смеется громко и "не к месту", движется с подобающей внушительностью. Он одет в длинную одежду, которая не позволяет ему делать резких, размашистых движений, иногда его костюм нарочито подчеркивает главенство, открытость и свободу правой стороны (руки) в противовес левой; ест и пьет он неторопливо и "известною мерой" причем, будучи хозяином дома, полагает эту меру сам как гостям, так и себе. Он ответственен не только за свое собственное благо, но и за благо всего семейного коллектива, включая живых, умерших и еще не родившихся. Поэтому он крайне озабочен тем, чтобы в зоне его юрисдикции все проходило "правильно"; поэтому он главный авторитет во всем, что касается внутрисемейного распределения благ и отправления культа предков. Все это семейное "большое тело" он представляет, общаясь с другими людьми: по преимуществу с равными ему. Он -- человек статуса: у него нет своей судьбы (если не считать того периода, когда он еще не успел вступить в права отца и хозяина - и эта судьба вынужденно "короткая"), он живет судьбой рода. И старший сын, пройдя необходимые шшциационные процедуры и сдав таким образом "экзамен" на взрослого мужчину, не задерживается в маргинальных как с территориальной, так и с социо-культурной точек зрения мужских структурах, но готовится со временем возложить на себя хозяйскую "честь": "часть", "долю" семейного фарна".
Это же смысл имеет родительское благословение в Ветхом Завете, когда Иаков его получает обманом по наущению матери, вместо Исава. Родовая сакральная сила передается наложением рук. Сила также переходит и предметы. Например, в Ветхом Завете рассказывается про милоть (верхнюю одежду) Илии. 4 кн. Царств 2:8-15 "И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана;и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, --Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее".
Здесь говорится о духе, который передается, и который проявляется как сила, мана.
Кроме того, мана содержится не только в предметах, если их наделили этой силой, но и в останках.
Мирча Элиаде "История веры и религиозных идей" т.1. гл. Герои: "Останки героев обладают грозными магико-религиозными силами. Их гробницы, их мощи, даже их надгробные памятники (кенотафы) влияли на живущих людей веками".
Некоторые сведения о мощах и предметах, содержащих сверхъественную силу, приводит также С. Н. Трубецкой в кн. "Метафизика Древней Греции" - "О всех этих идолах и предметах поклонения см. поучительные страницы: Maury U 48--57, также Lobeck, passim, напр., 51, 1. Из мощей интересна ключица Пелопса, чудесно найденная в море и сохранявшаяся в золотом хранилище в храме Зевса Олимпийского; эта кость славилась своими исцелениями и предотвратила эпидемию. В других местах показывали голову Орфея, волосы Медузы, хламиду Одиссея, зуб вепря Калидонского, яйца Леды и пр. и пр. Павсаний утверждает, что "херонейцы более всех богов почитают скипетр, который Гефест, по словам Гомера, сделал Зевсу" (DC 40, 6)".
Представление о такой сверхъестественной силе существовало и существует в Индии. Эта энергия называлась "теджас" (пламень, жар). По определению востоковеда А. Парибка - это благая тонкая психическая (но не непременно духовная!) энергия, разжигаемая в тонком теле (лингашарира) и проявляющаяся блеском зримого облика, энергичностью и общим экзистенциальным величием. Как правило, теджас есть результат упражнений йоги. Часто приписывается риши в Махабхарате, героям, подвижникам и пр. Другим понятием близким к "мана" является "тапас". По оценке Смирнова один и самых многогранных санскритских терминов. Происходит от корня "тап" - "гореть", "сиять". Тапас употребляется и как синоним аскезы. Йоги называются "тапаса". "Тапасья" - это практика подвижничества. Говорится, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над мирами. По мнению Davida Frawley ("yoga and ayurveda"), тапас определяется как спиритическая трансформация. Теджас трансформирует оджас производить тапас.
У Шумеров эта сила называлась "ме", у египтян - "са", у ирокезов Сев. Америки - "оренда", у понгве в Африке - "уки", "мана" - у вне-исторических народов Полинезии и Меланезии (откуда этнографы и получили представление о ней). Воспринималась как существующая в природе сверхъестественная сила, носителем которой могут быть люди, животные , различные предметы, а также духи. Манипуляции маной применялись для достижения обильности урожая, установления погоды, излечения от болезней, успеха в любви и победы в сражении.
В эпоху просвещения эту силу стали называть "животный магнетизм". Магнетизеры с ее помощью практиковали исцеления, преимущественно нервных и психических болезней. Особенно известен Месмер, хотя он пересказал Р. Мида. В России магнетизм был также практикуем многими врачами 19в. А кроме того и оккультистами, среди которых особенно известна А. Турчанинова. Однако, первоначально, во все века, исцеления практиковались религиозными людьми. Но в виду эпохи научного материализма, это явление было десакрализовано и переосмысленно в контексте научной парадигмы. Сам Месмер относился к религиозным деятелям, с таким же предубеждением и высмеиванием, как другие ученые относились к нему. Вот цитата из его доклада:
"В 1774 и 1775 годах в Регенсбурге (Regensburg) один честный, но фанатичный монах совершал публичные сеансы излечения больных, страдающих заболеванием нервов, что для местной необразованной публики казалось сверхъестественным. Его слава распространилась до Вены, которая разделилась в этом вопросе на две группы: одна группа считала, что всё это обман, а другая, что это чудеса Всемогущего Господа. Мне было ясно, что обе группы ошибались, а сам монах был лишь несознательным орудием природы. Его монашеское положение и игра счастливого случая развили в нём природные способности, с помощью которых он мог влиять на состояние нервных больных, не зная причину этого процесса. На публичных сеансах этот монах лишь останавливал нервные болезни, после чего оголтелая публика довершала все чудеса распространением баснословных слухов".
Разумеется, истинной причиной Месмер считал "магнетизм". Если перевести его на другой язык, то будет звучать так: Магнетическая личность обладает большим количеством маны, которую может отвлекать от одних объектов и направлять на другие, за счет правильного перераспределения маны в организме наступает исцеление.
Вернемся к древним свидетельствам.
В Ветхом Завете не редко встречаются места исцелений путем передачи "маны".
4 Книга Царств, гл. 4.
"32 И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. 33 И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. 34 И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. 35 И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои".
Подобный же эпизод встречается в Новом Завете. Деяния, гл.20.
"9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. 10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. 11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. 12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились".
В Авесте (Св. книга зороастризма) - это хварена. Означает "слава", "изобилие" - божественная мистическая сила, наделяющая силой царей, кто ею обладает способен совершить свою миссию до конца. "Hvar" - сияние. соответствует индийскому "svar" с тем же значением. Yasht 13.14 " растения вырастают, ветры дуют, воды текут - все это через хварену - которая из Fravashis"
Ману можно назвать силой астрального тела. Когда астральное тело накапливает силу - оно проявляется в физическом как блеск в глазах, свет над головой и физическая сила. Например, Гераклит говорит про огонь в глазах. А сияние из головы (или нимб) изображалось начиная с востока и античности. В йоге говорится, что она накапливается, когда человек следует высшему закону, и тапасом (аскезой).
Во всех культурах просматривается связь: мана-огонь-слава-физическая выносливость,сила
Вероятно поэтому Митра - бог, культ которого был распространен в Римской Империи среди солдат, изображался с сиянием над головой.
Митра. Фрески из Археологического музея Неаполя.
Завершу все сказанное цитатами из древнегреческих авторов: "Илиада" Гомера (12-9 в до н.э.), гл 5.:
"В оное время Афина Тидея великого сыну Крепость и смелость дала, да отличнейшим он между всеми Аргоса воями будет и громкую славу стяжает. Пламень ему от щита и шелома зажгла неугасный Блеском подобный звезде той осенней, которая в небе Всех светозарнее блещет, омывшись в волнах Океана, -- Пламень подобный зажгла вкруг главы и рамен Диомеда И устремила в средину, в ужасное брани волненье."
Далее описано как Афина наделяет его сверхъсилой. (т.е. передает ману).
Еврипид "Вакханки" (5в до н.э.). стих 499 и далее:
"Но вот снялись вакханки: легче птицы Бегут на берега Асопа, в те поля, Что свой дают фиванцам тучный колос, В Эритры, в Гисии, за Киферонский склон, - Они несут повсюду разрушенье: Я видел, как они, детей украв, Их на плечах несли, не подвязавши, И на землю не падали малютки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ни меди, ни железа, - а на кудрях У них огонь горел и их не жег. Потоком уносимые пытались Оружие поднять. И вот то диво, царь, Их дротик хоть бы раз вакханку ранил, Вакханка тирс поднимет, и бегут Мужчины - сколько раненых осталось!"