Ушаков Игорь : другие произведения.

Слова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Игорь Ушаков.

Дни

* * *

   Вчера скрипнула дверь, за ней стоял Бог.
  

* * *

   Что может быть прекраснее, чем осенний вечер,
   Разве только что вечер над монастырским двором.
  

* * *

   Я плачу о том, что никогда не смогу стать монахом.
  

* * *

   Как хорошо, когда жена читает Библию вслух.
  

* * *

   И руку ощутил Святого на главе своей.
  

* * *

дочери

  
   Дом с колоннами, большой парк.
   Ты идешь по розовой от заката аллее со своим братом,
   которого у тебя никогда не будет...
   В ручках у тебя Библия.
  

* * *

жене

"Тобою рай да обрящем"

   И вижу я себя, представшем перед Богом, держа за руку свою дочь.
  

* * *

   Господь потому и Слово - дабы нам молчать.
   Ибо когда говорит Бог, а он говорит всегда, грешно не молчать.
   Потому слова мои - слезы.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Из цикла "Разное".

* * *

   Как же можно умереть, пока есть на свете весна.
  

* * *

   Я вижу путь, себя уходящего
   Крест надо мной в сиянье золотом на небе.
  

* * *

   А куда мне от нее отходить. Дочери.
  

* * *

   Где-то в конце октября ... когда воздух пахнет зимой,
   и все ждет первого снега ... Этими ночами поздней осени,
   как-то особенно хорошо молится.
  

* * *

   И видел я по ночам, как летают деревья.
  
   * * *
   Твои глаза ... мне так хорошо с ними,
   как в святые дни, в великие церковные праздники.
   И во дни юности, в начале любви,
   Первый мой стих был о твоих глазах...
   Не свет ли-то от лампады.
  
   * * *
   Птицы стучатся в окно - открой!
  

* * *

   И только слышу запах ладана.
  

* * *

   Помнишь, домик Ганнибалов; стеклянные двери,
   А за ними сад, Огромные дубы казались застывшими в вечном спокойствии. И снежинки, Господи! Такие большие, и как они плавно и медленно, почти незаметно опускались на землю...
   или на пол?
  

* * *

   Я вдруг увидел тебя совсем взрослой.
   Ты на небесах, в лазурном одеянии.
   О, как светла улыбка твоя!
   И ты склонилась к отцу своему.
   Доченька, я, очистившись, вознесусь к тебе...
   Господи! Милые мои, я иду к вам!

____

  
   В комнате догорает камин.
   Ты немного кашляешь,
   Но я спокоен за твой сон.

* * *

"Буква омертвляет"

Апостол

   Сколько веков пройдет, пока опустеет сад.

_____

  
   Господь Слово был распят на древе Креста,
   А мы пишем на дереве
   И распинаем слово на листе бумаги.
   Для чего? Чтоб возродилось оно в сердце читателя.
   Так мысль, претерпевая телесную смерть, вновь обретает свою духовную субстанцию и возвращается к Началу своему.

_____

  
   Сколько веков пройдет, пока опустеет сад.
  

* * *

   Вот и умер он пред иконами.
  

* * *

   Так и ходил в Боге;
   Переваливался с ноги на ногу,
   Прижимал рукой крест нательный
   и кланялся рябинам.
   Так и ходил в Боге.
  

* * *

   Как тогда
   Земля свои возносит свечи
   Деревьев к небу, как лампада
   Деревьев огненных столпы,
   Так мы с тобой, моя жена,
   Как свечи Богу сожжены,
   Так солнца лист с ладони неба
   Как с древа плод не упадет
   Уж никогда.
  

* * *

   Какие гулкие шаги раздаются под сводами монастыря. Я вхожу в сокровищницу - монастырскую библиотеку. Ах, кабы мне умереть здесь. Какая спокойная смерть посетила бы меня...
   Но вот алтарное место, и я вновь живу.
  

* * *

   И девочка, похоронившая лопнувший шарик.
   Я видел ее, когда я шел от Голгофы и нес иконы.
  

* * *

   Когда есть Бог и весенняя проталина, как чудо...
   и птицы на дорогах, и опять же "Легкий Ветерок".
   И тогда я встречаю нас юных.
  
  

* * *

   Ничто не имеет столь интенционального возврата к началу, как слово. Что же сказать, когда человек порождает слово атеистическое, противоборствующее, языческое и т.п.
  

* * *

   Я стал, как дом
   Главой в купели облаков,
   Как будто стоик,
   Нем как стена,
   Что из каменьев слов Господних.
   Добр словно камешек
   На дне речном лежащий
   И нет меня,
   Как нет меня на дне веков,
   Как брега нет.
  

* * *

   Что же? Не поцеловал ногу ни у одного святого...
   И вот умираю... Что я сделал в жизни?
  

* * *

   Старинный сад, сад детства моего.
   Вспоминаю: мама читала "Дети подземелья".
   Есть во мне любовь к сиротству, нищете, серым камням и запыленным скрюченным листьям.
  

* * *

   Вот часовенка Сергия Радонежского...
   Травы - то сколько вокруг...
   Как мы и Он.
  

* * *

   О, этот платок из воды!
  

* * *

   Отраженье в воде неба - это как бы реальное присутствие его на земле, одухотворение ее. Происходит дабы возбуждать и усиливать в нас памятование о настоящей Отчизне. Особенно весной, во времена Пасхи, когда почти на каждом шагу встречаются лужи.
  

* * *

   Весной все звенит; от капели ли, от ручьев ли, от солнечных лучей? Но звенит и земля, и самый воздух, и птицы поют, как хоры ангелов. И кажется мне - то звучат колокола и колокольчики невидимой церкви.
  

* * *

   Духовные книги: Библию, Святоотеческие писания, жития Святых, читая, я перечитываю каждую страницу по несколько раз, иногда каждое предложение очень помногу раз. Как бы повторяю и повторяю молитву.
  

* * *

О, сих каменьев дивные псалмы!

   О, как поют колокола
   Каменьев келии моей
   Как та полынь,
   И вторят Горние светила
   Слезами старого монаха,
   Ведущими в ночи
   На пение крылатого дитя,
   Держащего как келью
   Ветвь полыни.

* * *

   Всю зиму простояли на окне ветви полыни и еще какой-то травы такого ж цвета. Их собирала дочь моя на месте, очень похожем на картины Брэйгеля. А теперь на них игрушечная бабочка.
  

* * *

Лист, улетающий в небо.

   О, как воздели руки к небу!
   О, как несут вериги тела
   С амвона листья
   Так я горсть оптиной земли
   Несу развалинами замка.
   Монастыря ль? И возношу
   Любовь к тебе, о, Ангел мой!
   О, дочь моя!
  

* * *

   Смотреть на прелую листву,
   Внимая ризам на иконах,
   Безмолвствуя у образов
   Сидеть у озера в тиши,
   И словно не писать стихов,
   Листая жития святых
   И видеть Древо!
  

* * *

"Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво".

А.С. Пушкин.

"И так отдавайте... Божие Богу".

Евангелия от Луки.

      -- Говорят, что самая главная книга всегда остается не написанной. Нет, она написана. И пишется она только для одного читателя - Господа Бога. Хотя писатель может и не догадываться об этом. Потому что самое прекрасное может быть выражено только Прекрасному.
      -- Двор нашей юности, усыпанный листвой. Кому хоть однажды не хотелось уйти, просто куда глаза глядят.
   ....................................................................................
   Двор нашей юности, усыпанный листвой.
  

* * *

   Да и что может быть лучше молитв.
  

* * *

   В столпе цветов, как Израиль,
   Приду в твое обетованье
   В зеленый дом, как в тот ковчег
   Отъяв земное тяготенье
   Пред Одигитрией в скиту,
   От одра смертного приду,
   Приду в твое обетованье
   В зеленый дом, в потоки утра.
   В столпе цветов, как Израиль,
   Приду в твое обетованье.
  

* * *

   Когда, как благо поцелуй.
  

* * *

   И крестный ход Твоих берез.
  

* * *

   Ощущение чистоты, сознание чистоты, когда я вытираю пыль с полок и протираю иконы, и касаясь их, как бы причащаюсь.
  

* * *

   "Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй мя грешного"

(Иисусова молитва).

   И "возжги светильник свой елеем слез"

(Антоний Великий).

   И да "возрадуется язык мой правде Твоей"

(50 псалом).

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

30 лет

  

* * *

   Полынь скучает по дорогам.
  

* * *

   Чтоб закружилась голова,
   Как эти листья над водой.
  

* * *

   И может быть мне всех дороже
   Те первые стихи нескладные и грустные.
  

* * *

   Я верил только в то, что я тебя люблю.
  

* * *

   Душа запуталась в ветвях.
  

* * *

   Когда увлажняются глаза.
  

* * *

   В деревьях.
  

* * *

   Я просто целую крест.

_____

* * *

   Как пред иконами хорошо.
  

* * *

   Дитю внимаю.
  

* * *

   Неба нет.
  

* * *

   Веки как листья - все видно.
  

* * *

   Какое тепло от креста.
  

* * *

   Мама в детстве
   И рука на Библии.
  

* * *

   Папа маленький и Саша маленькая.
  

* * *

   Представляешь как мы летим с тобой по небу.

* * *

   Обнажена как ветви.
  

* * *

   Я что-то все ищу в листьях.
  

* * *

   В иконах осенних деревьев
   Простые как крест пути.
  

* * *

   Вечерние огни, как догорающие листья наших лет.
  

* * *

   Вот кротость листьев.
  

* * *

   На устах печать креста,
   На челе - молитвослов!
  

* * *

   Как дерево ушедший в небо крест.
   Узок путь спасения души.
  

* * *

   Ничто так не отражает небо, как слезы.
  

* * *

   Все чаще небо как на фресках храма.
  

* * *

   Мне пред тобой не встать с колен.
  

* * *

   Так и прожил всю жизнь возле тебя.
  

* * *

   На окнах леса паутины
   В полях я к Господу приду.
  

* * *

   Вчера ты была такая... сидела на диване,
   Сложив крылья, смотрела задумчиво,
   Как будто на иконах.
  

* * *

   Как это красиво, когда человек крестится.
  
  
  
  
  
  
  

Игорь Ушаков.

СЛОВА

(Посвящается Н.У.)

Весна... Любимое твое

время, и я люблю тебя.

Твое спасение во мне,

а мое в тебе.

Н.Б.

* * *

   Я так тебя люблю.
  

* * *

   Осенний парк хранит наши тени.
  

* * *

   И скажешь: "Я больше никуда тебя не отпущу".
  

* * *

   Я вновь люблю.
  

* * *

   Так я, пожалуй, и останусь на всю жизнь -
   девятиклассником, навеки влюбленным в тебя.
  

* * *

   Как ты, слова мои чисты.
  

* * *

   Целую тело, всеобъемлющее землю, твое.
  

* * *

   Не отразишься ты в воде.
  

* * *

   Я со свечой зари преставлюсь
   Перед твоим древесным ликом
   Словно инок в обители святой.
  

* * *

   Все кажется мне - ты идешь.

* * *

   Я усну на лоне твоем
   В светлых травах неопалимых.
  

* * *

   Как на полотнах, твой облик в небе.
  

* * *

   Я как паломник обретаю
   Покой ребенка над купелью
   В тебе.
  

* * *

   Благолепие храмов
   Зрю веками сквозь воды
   В твоем облике.
   Но я вновь упокоюсь
   Под стенами церковными,
   И перстами своими, словно крестами,
   Ты покроешь мне вежды.
  

* * *

   Вот написал стих
   И я тебе его дарю.
   "На купол леса спустился голубь".
   Хорошо, правда?
   Я люблю тебя.
  

* * *

   "Каждый раз он засыпал перед иконостасом
   Стелил чего-то на пол и так без подушки прямо и засыпал".
   Эти слова я тоже посвящаю тебе, моя любимая.
  

* * *

   Вот так и будем смотреть на нашу дочь.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

I

  
   1. Сказано: "Возлюби ближнего Своего"
   Не сказал - ближнего своего люби.
   Да так и не скажешь, ибо нарушается органическое речи.
   На первом месте только Любовь и все из нее и все в ней. Тогда и вопрос "а кто ближний?" - отпадает сам.
   Не то чтоб можно было научиться любить, но надо войти в Любовь, обрести ее, открыть Ее в себе, и ближний явится, не может быть чтоб не нашелся. Сама любовь его найдет, породит. Любовь, пребывающая в каждом из нас, по великой милости Божией.
   Слава же Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
  
  
  
   2. "Поиск унизителен для художника, художник не должен искать, он должен творить."

Андрей Тарковский.

   Но вот многие герои Тарковского искали именно свою экзестенцию, т.е. способ существования.
   Для меня в этом смысле поиск синоним запросу, искать - значит вопрошать, как-то: "просите и будет вам".
   Сверхсознание обязательно отвечает на запрос и посылает творческие решения, в зависимости от того, насколько художник "сосуд в честь" или "сосуд не в честь".
   "Ищите Царствия Небесного - остальное приложится".
   Зачем же тогда искать способ существования?
   "Живите как птицы небесные", "ищите Царствия Небесного", "просите и будет вам".
  
  
  
   3. У Тарковского:
   "Меркнет зрение - сила моя,
   Два незримых, алмазных копья,
   Глохнет слух полный давнего грома,
   И дыхание отчего дома.
   Жестких мышц ослабели узлы,
   Как на пашне седые волы
   И не светятся больше ночами
   Два крыла у меня за плечами.
   Я свеча, я сгорел на пиру,
   Соберите мой воск по утру,
   И подскажет вам эта страница,
   Как вам плакать и чем вам гордится,
   Как веселья последнюю треть,
   Раздарить и легко умереть.
   И под сенью случайного крова,
   Загореться посмертно, как слово.
  
  
  
   У меня:
   "Благолепие храмов,
   Зрю веками сквозь воды,
   В твоем облике,
   Но я вновь упокоюсь,
   Под стенами церковными.
   И перстами своими словно крестами
   Ты покроешь мне вежды."
   Не только эмпирическое зрение, но в какой-то степени духовное зрение внутреннего человека, "незримые лучи" должно устраниться, умереть, покрыться веждами. Только тогда наступит подлинное прозрение, как-то "колесница из глаз" (В.З. Иез. 1.18), только тогда вступление во Мрак, как писал Св. Дионисий Ареопагит, только тогда "возгорание в Слове".
  
  
  
   4. Зимой летит снег, летом - пух, осенью - листья, дождь, весной... весной ничего не летит, ничего не застит свет.
  
  
  
   5. Дождь дан для прояснения зрения.
   Дождь отревает от эмпирики.
   "Сиди в келье в сердце с Господом и носа оттуда не показывай",... как Ной.
  
  
  
   6. Необычайный трепет во мне при виде ветхого дерева (в смысле древесных построек) я даже хотел из Библии выписать все, что касается древесности, но кто-то уже почти это сделал.
  
  
  
   7. Заросшая усадьба, заросший пруд, заросший парк, заброшенное кладбище.
   Флоренский писал "не думай", ... да в этих местах как и в храме, в не заброшенном храме не надо думать, здесь непосредственное соприкосновение с вечностью.
  
  
  
   8. Я все думаю, что это такое - желтая листва под ногами? И почему она так очаровывает? Может быть потому, что все лето мы видим ее в извечном, как бы перманентном полете, и вот она нисходит к нашим ногам, и мы чувствуем себя как бы приподнятыми, и тоже парящими?
  
  
  
  
  
  
   9. Соскучился по цветнику,
   Хочется обилия ароматов цветов,
   Не случайно у Андерсена так много цветов
   На его небе, вернее в его небесном.
   И у Тарковского:
   Камень лежит у жасмина,
   Под этим камнем клад,
   Отец стоит на дорожке,
   Белый, белый день,
   В цвету серебристый тополь,
   Центифолия, и за ней,
   Вьющиеся розы.
   Молочная трава.
   Никогда я не был
   Счастливей чем тогда,
   Никогда я не был
   Счастливей чем тогда.
  
   Вернуться туда не возможно.
   И рассказать нельзя.
   Как был переполнен блаженством
   Этот райский сад.
  
  
  
   10. "Минута и стихи свободно потекут". (1)
   "Этот предикат святости есть только в положительной форме выраженный предикат "не от мира". (2)
   Мне кажется эти слова, как писал Флоренский "растут из одного метафизического корня". К тому же в конце жизни Флоренский не мало рассуждал именно о судьбе Пушкина, о его непонятости.
      -- "Осень". (отрывок) А.С. Пушкин.
      -- "Понятие церкви в Священном писании" (от П. Флоренский)
  
  
  
   11. Обычно говорим: "Горний и дольний, возноситься Горе".
   А у Пушкина "лес и дол видений полны".
   Лес по достоинству приравнивается горе.
  
  
  
   12. Говорят любая снежинка имеет только шесть лучей. И звезда Давида шестиконечная.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

II

(об осени, о юности, о школе)

  
   1. Все вглядываюсь в даль: не видно ли нас юных, не идем ли мы по школьной аллее под музыку падающих листьев.
   В осени есть какая-то прозрачность. В ней жизнь утончается до смерти, но утончается так, что смерть прекрасна действительно видимой сквозь нее жизнью новой, жизнью духовной, миром первообразов.
   И первообразы людей, не ясней ли осенью?
   И случайно ли осенние травы, листья и даже цветы цветом как солнце?
   И Рождество и Покров Пресвятой Богородицы, этой праматери творений тоже в октябре.
   Суть тварного мы познаем через его первообраз - Софию.
   Осень есть омертвление телесное, потому и лист осенний на дереве напоминает Господа распятого на древе Креста.
   Вот почему я всегда ощущал неизъяснимое родство с листопадом.
   И вот почему мысль о смерти была для меня одной из самых сладостных (особенно в юности), правда, пока у меня не родилась дочь.
   И мы придем к осеннему кресту, доченька, и день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В октябре.
   Школы - то нашей уже нет и на нашем, ныне заброшенном школьном стадионе строится православный храм.
  
  
  
   2. Вот опять осень так ярка красками, а яркие краски напоминают детство, а детство - путь в рай.
   За окном желтая листва, прямо вровень с окном. Окно... иконостас, как писал Флоренский тоже окна в потусторонний мир. Осенний иконостас, метафизика осени.
   Опять же и нищета поздней осени, как нищета Христа ради.
   И солнце спешит с небосклона, как тогда в день распятья.
   И я уже не вглядываюсь в даль, но иду навстречу нам юным, успеть до захода солнца, иду по школьной аллее под музыку падающих листьев, и вижу бежит мне навстречу наша доченька, и я знаю за руку ее держит Христос. Или в руках ее опавший лист, как у Богородицы ее Дитя.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

III

  
   1. Раньше все говорили: возносится горе, а теперь - погружаться во глубину смирения, т.е. на дно речное.
   Хотя и еще раньше не было правды на высотах. Потому что Моисей взошел на гору и умер на ней, изведя из нее воду, а Господь лишь изшедший из воды, поднимался на гору и молился в саду.
  
  
  
   2. "Не делайте курение на высотах, в дубравах и у всякого тенистого дерева", т.е. не возноситесь.
   И Господь молился в саду, предав себя на древесное распятие.
  
  
  
   3. "Обновится яко орля юность твоя" (Пс. 102).
   Я все ждал: когда? И вот нашел: "И всякий любящий рожден от Бога (1 Ин. 4, 7).
   И еще: вечера освящены Тайной Вечерей.
   И тогда на заре нашей любви жизнь мнилась в вечерах, я не знал почему, теперь ведаю.
  
  
  
   4. Я всегда на лето смотрел сквозь туманное стекло, только не гадал. Оно отвлекает меня, как отвлекало всходящее солнце Антония Великого.
  
  
  
   5. Как пламя рвется к верху! Так пожалуй только слово стремится к небу, к началу своему. Потому и "престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь, огненная река проходила пред Ним". И тут же "видел я тогда, что за изречения высокомерных слов... зверь был убит; в глазах моих" (Дан; 7; 9-11).
  
  
  
   6. Хорошо бы иметь слова - диадимы.
   Но ведь и у зверя "на рогах его было десять диадим" (Откр. 13; 1) и у Верного и Истинного "на голове Его много диадим (Откр. 19; 12): - Потому нельзя.
   А лучше иметь Слова простые, как древко, дабы "вознести змея".
  
  
  
   7. "Не увеличивай воскрилий одежд своих" (Мф., 23, 5) восходя в Церковь, как на небо, и глаголя во след Петру на горе: "Господи! Добро есть нам зде быти" (Мф., 17, 4) имей одежду из верблюжьего волоса (Мф., 3, 4).
  
  
   8. Иоанн стоял не на высотах, а на дне речном.
   Как написано "всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся (Лк., 3; 5).
  
  
  
   9. Как только думы хорошие, или дело хорошее, так птички рядом.
  
  
  
   10. И зачем нам крылья, если "ангелы понесут и не преткнешься о камень ногою твоею? (Пс., 90).
   Что и тот кто "расширялся словно кедр ливанский и прошел он и нет его"? (Пс., 36).
  
  
  
   11. И видел ли он высоту кармильскую, падая на горе Гелвуе, и дуб в Иависе, или зрел он искушаемого на горе и Распятого на Голгофе, на древе Креста?
  
  
  
   12. Иногда мне кажется Церковь взлетит, столько светов! А вышли из Храма и тучки на небе.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

IV

  
   1. И подходили к египтянину с палкой, как с древом Креста, и поражали его копьем его (1ая нар. 11; 23).
  
  
  
   2. Тропинка к Храму шла через лес, как тогда через кедры ливанские, через красное дерево.
  
  
  
   3. Угодные Богу побеждали под шум тутовых дерев, а неугодных не оплакивали и благовоний им не делали.
  
  
  
   4. Шишки под нашими ногами, намокшие под дождем, светились внутри таким чудным светом, как будто стремились проявить свой первообраз, и свет тот не отблеск ли света Софийного?
  
  
  
   5. Весной древо, а в нем и вся природа, самое умалило себя до креста, как бы осенью. Не к языческим куреньям, а к Смирению Господню.
  
  
  
   6. Кто не останавливался на перекрестке, особенно в лесу, как некогда остановился на нем Агнец.
  
  
  
   7. Она и сын, в ее заветном сне, пред Ангелом стояли на "какой-то деревянной доске".
  
  
   8. Как камень Иакова, быв изголовьем, поставлен памятником и Вефилем, так и дома не должны быть выше деревьев, а если и встали выше то домом Божиим.
  
  
   9. "Не останавливайте работы при сем доме Божьем" (Ез. 6; 7). И "если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дому его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины" (Ез. 6; 11).
   "Считай всякого человека превосходнейшим тебя, - восплачь о мертвеце твоем, - изми бревно твое, возстанови низпровергнутый дом твой, воззови: помилуй мя, Сыне Давидов... да прозрю
   (Лк. 11; 38; 41).

(Наставления Св.Варсонуфия и Иоанна).

Добротолюбие т2. 15).

   10. "И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа", и стоял "на деревянном возвышении, которое для сего сделали". "И весь народ плакал, слушая слова закона".
   "Все общество возвратившихся из плена пошло на гору и принесло ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви миртовые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтоб сделать кущи по написанному". "И сделало кущи, и жило в кущах".
   "От дней Иисуса, Сына Навина, до этого дня, не делали так сыны Израилевы. Радость была великая". (Неемия гл 8; 4 -17)
  
  
  
   11. "Так очистил я их от всего чужеземного, и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его, и доставку дров в назначенные времена и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо мне!". (Ним. 13; 30; 31)
  
  
  
   12. И закончится с древом Амана, и начнется с "какой-то смоковницей" Августина...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

V

  
   1. Как тяжел опавший лист.
  
  
   2. Да вот и Иосиф был плотником.
  
  
   3. "Все что предельно
   Сердцу тюрьма
   Лето ли зелено,
   Бела ли зима"
   Вячеслав Иванов.
   Все правильно, а осень и весна нарушают этот предел. Потому и не прав был великий поэт, когда писал: "и с каждой осенью я расцветаю вновь", и "весной я болен". Ибо осени свое - осеннее т.е. Животворящее Древо Креста, а весне - воскресение, а три дня между ними, как три месяца зимы.
  
  
   4. И Прокопий обретался на паперти древесного Храма, вертограда Богородицы.
  
  
   5. Разве в каждом лесу ищу Гроба Господня!
  
  
   6. Господи! Не дай Бог, чтобы "Грачи" были выражением русского духа!
  
  
   7. Сын Божий умер между небом и землей, на древе Креста, быв прободаем копием.
   Сын Царский повис между небом и землей на дубе, запутавшись волосами в ветвях, и был поражен тремя стрелами.
   "И лес в этот день погубил народа больше, чем сколько истребил меч." (2ая Цар, 18, 8).
   Может он и есть такой - земной день...
  
  
   8. Говорят, в детстве я все время играл двумя палочками.
  
  
   9. Лето чем-то связано с детством, рост что ли... ощущение роста...
  
   10. "Где деревенский сторожил,
   Лет сорок с ключницей бранился,
   В окно смотрел и мух давил"
   А. Пушкин "Е. Онегин"
   Ведь это, я так понимаю, было летом.
  
  
  
   11. "Пророк Иезекииль во свете ведения видел духа грядущим с Севера, т.е. веяние Духа Святого."
   "Окружающий нас воздух, когда дует северный ветр бывает чист, по причине тонкости некоей и освежающего действия сего ветра; а когда дует ветр южный, тогда он как бы сгущается по причине какого-то отяжеления его от сего ветра, наносящего сухой туман."

(Св. Диадох "Добротолюбие т.3)...

   Так и зима в отношении лета.
  
  
   12. Будь в духовном, как пламя, которое никогда не насыщается, чем ему больше дают, тем больше возгорается.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

VI

  
   1. "Перед ангелами разума являются сады и вертограды, полные всякого рода деревьев и цветов; деревья расположены в прекрасном порядке, образуя крытые аллеи и беседки с украшенными входами и гульбищами вокруг, все такой красоты, что этого не возможно описать. Ангелы разума гуляют тут, собирают цветы и плетут венки, которыми украшают детей; в этих садах есть даже породы таких цветов и деревьев, которых никто не видал и не мог видеть на земле нашей. Деревья там приносят плоды смотря по благу любви, в которой пребывают ангелы разума, и все эти предметы представляются им потому, что сады, вертограды, плодовые деревья и цветы соответствуют разумению и мудрости."

Сведенборг "О небесах".

   "Зима!... Крестьянин, торжествуя,
   На дровнях обновляет путь."

А. Пушкин "Е. Онегин".

  
  
   2. Юность почила "между двух колод".
  
  
   3. "А Иван-царевич с Василисой Премудрой давным-давно скачут на борзых конях. "Ау, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?". Иван-царевич слез с коня, припал ухом к сырой земле и говорит: "Слышу я людскую молвь и конский топ!" - "Это за нами гонятся!" - сказала Василиса Премудрая и сама сделалась церковью, Ивана-царевича обратила стареньким попом, а коней - деревьями".
  
  
   4. Семь достохвальных осенних псалмов Его.
   У меня 7 октября день рождения.
  
  
   5. "И взошло солнце" осени "когда он проходил Пенуэл"; и стал хромать "он на бедро свое". (Быт. 32, 31)
  
  
   6. Голубь листик кушает осенний.
  
  
   7. "В продолжении пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
   Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом.
   А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее". (Лука 10; 38-42).

....................................

   Так осень присидит ногам Христа!
  
  
   8. Как только ранняя весна иль поздняя осень, так и Тарковский тут как тут.
  
  
   9. "Венец славы - седина (т.е. зима), которая находится на пути правды". А ближайший путь к правде - осень.

(Пр. 16; 31)

  
  
   10. Образ ослицы и осленка, на которых "кроткий Царь" въехал в Иерусалим - есть образ царственной осени, шествующей среди постеленных одежд и ветвей.

(Мф. 21; 2-8)

  
  
   11. Конечно, если куст горит, как осенью, то и подходить к нему надо по соответствию в умалении телесном, т.е. без обуви.

(Исх. 3; 2-5)

  
  
   12. "Как зной тению облака, подавлено ликование притеснителей".

(Ис. 25; 5)

   Так подобием с мощами Святых подавлено истощание осени!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

VII

  
   1. "Я в гроб сойду и в третий день восстану,
   И, как сплавляют по реке плоты,
   Ко мне на суд, как баржи корована,
   Столетья поплывут из темноты."

Б. Пастернак

   "Чтобы кровь из под стоп, как с предгорий,
   Жарким деревом вниз головой
   Каждой веткой ударилась в море
   И несла корабли по кривой."

А. Тарковский ("Ода II")

  
   "И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону".

Из.(47; 7)

  
  
   2. "Этот формующий принцип земли надо представлять по аналогии с тем принципом, который составляет природу и сущность дерева (вообще - растений), и в силу этой аналогии землю можно сравнить со стволом дерева, а (оторванную) от земли скалу - ветвью, оторванной от дерева".

Плотин. (Тр.VI 7 "О Благе")

  
  
   3. "Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания".

Иоанн (8; 6)

   "Когда на деревьях бывает много плодов, то самые плоды преклоняют ветви их книзу и нагибают их, а ветвь, на которой нет плодов, стремится вверх и растет прямо. Так и душа, когда смиряется, тогда приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется".

Св. Авва Дорофей (Добротолюбие т.2; 14)

  
  
   4. "Привел Он меня и поставил меня на весьма высокой горе... и на ней... жертвенник был деревянный..., и углы его и подножие его, и стенки его - из дерева, и сказал Он мне: "Это трапеза, которая пред Господом."
   В Храме и во святилище - по две двери, и двери сии о двух досках, обе доски подвижные, две у одной двери и две доски у другой; и сделаны на них, на дверях Храма, Херувимы и пальмы такие же, какие сделаны по стенам; а перед притвором снаружи был деревянный помост".

Иезекииль (41; 23-25; 40; 2)

  
   "И неся крест Свой Он вышел на место, называемое лобное... Там распяли ЕГО".

Иоанн (19; 17)

  
  
   5. "И поднял меня дух и ввел меня во внутренний двор, и вот слава Господа наполнила весь Храм".

Иезекииль (43; 5)

  
   "Не должен он прежде сорокового года доверяться покою и богатству внутреннему и чрезмерной отрешенности...
   Григорий говорит, что в Древнем мире жрецы могли делаться хранителями храмов только с пятидесяти лет"

Таулер ("Путь внутрь")

  
   "В тот год осенняя погода
   Стояла долго на дворе
   Зимы ждала, ждала природа
   Снег выпал только в январе,
   На третье в ночь"

А. Пушкин "Евгений Онегин".

  
  
   6. "Когда же свет Божий сияет сквозь это острое рождение, оно становится совершенно кротким и похоже на спящего человека, жизнь в котором непрестанно движется, тело же кротко покоится".

Я. Бёме "Аврора или утренняя заря в восхождении".

  
   "Дорога промерзает,
   Журча, еще бежит за мельницу ручей,
   Но пруд уже застыл...
   Дни поздней осени бранят обыкновенно,
   Но мне она мила, читатель дорогой,
   Красою тихою, блистающей смиренно".
   "И забываю мир - и в сладкой тишине
   Я сладко усыплен моим воображеньем,
   И пробуждается поэзия во мне:
   Душа стесняется лирическим волненьем,
   Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
   Излиться, наконец, свободным проявленьем".

А. Пушкин "Осень".

  
  
   7. "И сделал себе там кущу и сел под нее в тени..."
   "Произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головой его была тень".
   "И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло".

Ин. (4; 5-7)

  
   "Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать, но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это".

Мих. (4; 3-4)

  
  
   8. "Взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь".

Аг. (1;8)

  
   "И когда повели Его, то захватили некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом".
   "И когда пришли на место, называемое лобное, там распяли Его".

Лк. (23; 26; 33)

  
  
   9. "Одной картины я желал быть вечно зритель,
   Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
   Пречистая и наш Божественный Спаситель...
   Взирали кроткие во славе и в лучах,
   Одни без ангелов под пальмою Сиона".

А. Пушкин "Мадонна".

  
   "Стал я говорить Ангелу Господнему, стоявшему между миртами и сказал: что значат те две масличные ветви, которые чрез две золотые трубочки изливают из себя золото?
   И сказал Он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли".

Зах. (1;11;3;12;14)

  
  
   10. "От шестого же часа тьма была по всей земле, до часа девятого".

Мт. (27; 46)

  
   "На том месте, где Он распят, был сад"

Ин. (19; 41)

  
   "Он пошел и снял Тело Иисуса".

Ин. (19; 38)

  
   "Короче становился день,
   Лесов таинственная сень.
   С печальным шумом обнажалась".

А. Пушкин "Евгений Онегин".

  
  
   11. И. Левитан "Март".
  
  
   12. И. Левитан "У омута", В. Поленов "Заросший пруд".
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Триптих

  
   Черные липы,
   В краю, где черные липы,
   В том краю, где черные липы.
   В том краю я умру,
   Черные липы...
  
   Над моей могилой крест деревянный, черный.
   И падают листья желтые, коричневые, осенние.
  
   За веткой вербы Лик Господень.
  
  
   Мне кажется, Крест обязательно должен был пахнуть полынью.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

XVIII

   1) На том месте, где Он распят, был сад и в саду гроб новый..., там положили Иисуса (Иоанн 19, 41:42)
   По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти - помазать Его.
   И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу при восходе солнца. (Марк 16:1, 2)
  
   "И сени расширял густые
   Огромный, запущенный сад,
   Приют задумчивых дриад".
  
   2) "Где деревенский старожил
   Лет сорок с ключницей бранился...
   Где деревенский старожил...
   Лет сорок с ключницей бранился".
  
   Я водил вас в пустыне сорок лет (Ам.2, 10)
  
   3) И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне... и сделают ефот из золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти (Ис. 28: 3, 5)
  
   "Люблю я пышное природы увяданье
   В багрец и золото одетые леса"
  
   4) Тогда вышел Иисус в терновом венце в багрянице (Ион. 19: 5)
  
   "Октябрь ух наступил...
   И забываю мир"
  
   5) И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с мечом в руке и своротила она с дороги (Ч. 22: 23)
  
   "Дохнул осенний хлад, дорога промерзает...
   Еще бежит за мельницу ручей,
   Но пруд уже застыл"
  
   И Валаам стал бить ослицу за это. И Господь отвест уста ей и она сказала: "Что я тебе сделала?.." И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня. (Ч. 22: 31)
  
   "И с каждой осенью я расцветаю вновь
   Душа стесняется лирическим волненьем,
   Трепещет и звучит и ищет как во сне
   Излиться наконец свободным проявленьем
   И мысли в голове волнуются в отваге,
   И рифмы легкие на встречу им бегут...
   Минута и стихи свободно потекут"
  
  
  
  
   6) "Октябрь уж наступил... И в сладкой тишине,
   Я сладко усыплен моим воображеньем
   И просыпается поэзия во мне"
  
   И взял я книжку из руки Ангела и съел ее и она в устах моих была сладка, как мед, когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.
   И сказал Он мне: Тебе надлежит опять пророчествовать (Откр. 10: 10, 11)
  
   7) Был также зван Иисус и ученики Его на брак и как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит ему: Вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе Жено? Еще не пришел час мой (Ион. 2: 2, 4)
  
   "А ты вино, осенней стужи друг"
  
   8) "Кругом простерлись по холмам,
   Во век не рубленные рощи,
   Издавна почивают там
   Угодника святые мощи"
  
   Ибо дни народа Моего будут, как дни дерева (Ис. 65: 22)
  
   9) "Дни поздней осени бранят обыкновенно"
  
   И распяли Его проходящие злословили Его... И первосвященники с книжниками насмехались (Марк 15: 25, 9, 31)
  
   10) "Еще одно последнее сказанье
   И летопись закончена моя"
  
   "Октябрь уж наступил", "Свершилось!" -- сказал
   И приклонив главу предал дух (Ин. 19: 30)
  
   11) Лето - Иуда, Христос - осень...
   Вы скажете: "Ну а Иоанн?" - А Иоанн - май.
  
   12) Понятно, что такое последний осенний лист, а первый?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

IX

К временам года.

  
   1). "Перед смертью не надышишься" - это же об осени... Так все гуляю, гуляю...
  
   2). Я, кажется, понял, почему осенью так хочется гулять. Наверное, хочется своим телом восполнить осеннюю нищету.
  
   3). Деревья говорят о вечности! Они, ведь, всегда в статике, относительно нас.
  
   4). Березовый лес зимой - это как дождь летом, листопад осенью, или падающий снег, т.е. связь земли и неба!
   К тому ж, там еще и крест вырисовывается: вертикаль белоснежных стволов и горизонталь снежного покрова.
  
   5). Рябины... зимой обязательно должны быть красные ягоды.
  
   6). Христос - Осень, потому и пришел последним.
  
   7). Как жить и чем жить... когда пахнет деревом весной!
  
   8). Не потому ль я люблю зиму, что хожу над землей.
  
   9). Деревенский закат... что-то все щемит и щемит сердце!
  
   10). "На вербах повесили мы наши арфы". (Пс - 136; 2). Конечно, разве летом поют.
  
   11). Вот на кладбище лучше всего ходить летом.
  
   12). Да нет, еще облетело не все!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

X

К временам года (б).

   1) "Мне странно, что я еще жив" - и у меня так же, особенно весной.
   А потом у него там: "осеннее небо - мой кров".
  
   2) Ну коли "позвоночник - основание благого бытия" - понятно, что Креста не избежать!
  
   3) Если бы не зимний покров, можно было бы с ума сойти от имманентности... как там "на снежном Олимпе".
  
   4) "Скромен в песнях дощатый мост" - это ведь от Креста...
  
   5) "И победившие зверя... стоят на этом стеклянном море, смешанным с огнем, (как на заснеженной земле) держа гусли Божии и поют... песнь Агнца!" (Отк. 15; 2, 3)
  
   6) Кто держит скрипку - держит Крест (пересечение смычком). И Бах следовал осенней природе скрипки!
  
   7) Прав был Юон - не на что не земле смотреть, только на тени деревьев... на снегу!
  
   8) "Пост - избавление от бремени", как и Зима.
  
   9) "И вскричал Ангел: "вера не дерево, человек - дерево"

Сведенборг

"Апокалипсис"

   Потому Господь и ходил по воде.
  
   10) "Февральская лазурь", т.е. очищенная ветрами и морозом!
   "Ни что не укрывается от зноя Его" (Пс.)
   Вот тебе и о лете.
  
   11) Ушаков - фамилия - то - шорох листьев осенних, т.е. опавших.
  
   12) Если дрова Авраама для огня сыновнего, как Крест мидрашей - то и это не огонь ли осени?!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"