|
|
||
Саша Илясов
ПЛАЧЬ, ЯРОСЛАВНА
Лирическая повесть
Иисусу
Моим родным
Виктору Петровичу
Людмиле Алексеевне
Елене Михайловне
Татьяне Михайловне
Евгении Мишулимовне
Эрике Эразмусовне
Руслану Безброжу
Томе Каганович
Наташе Ковальчук
Наташе Черноиваненко
Ире Лебедевой
Андрею Захарову
Свете Ридаль
Вите Гангану
Саше Горину
Оксане Сафаровой
Наташе Михайловой
Свете Костик
Лене Сусловой...
...все до той поры, когда увижу не свечи мерцанье - свет огня, и глазами тех, с кем был так близок - и глазами тех, с кем был так низок, Жизнь моя посмотрит на меня.
Раздается звонок.
В дверь ли, телефонный ли или просто
шорох крыльев, но в наступившей
тишине
я слышу все -
я открываю дверь.
Добрый день, впрочем, скорее вечер,
вы пришли на мой праздник,
и я очень рад. Взгляните,
когда-то за этим столом
было так людно
и весело, но теперь
здесь только двое - мы с вами.
Я не один?..
Вам показалось. Тот мальчик
с глазами, в которых солнце -
я прошедший, а этот,
чьи глаза полны грусти
или мольбы -
я настоящий, мы оба - один,
разделенный лишь временем, и сегодня
мы вместе - мальчик,
полный солнца и полный
печали или мольбы -
сыграем вам свою партию -
несколько нот из симфонии жизни,
которые мне доверил
Дирижер не театра вокруг,
но нашей судьбы.
МАТРОС
Хвост очереди приморозило к облупленной, покореженной обстрелами стене булочной. Словно грязно-ледяные фигуры, стояли, не двигаясь, не разговаривая, люди. Они устало смотрели вперед, вглубь облупленной булочной, туда, где виднелась массивная фигура продавщицы, орудующая огромным ножом...
Маленькая, вдавленная в людской монолит, девочка стояла молча, уставясь в серый лоскут мостовой у себя под ногами. Она уже не могла смотреть на потемневшие, обоженные морозом лица людей - так долго она их видела.
Оля потерла свои сухонькие ручки: Совсем задубели. - Подула на них.
- Да ты вовсе замерзла, - старушечьи безнадежно-грустные глаза смотрели на нее. - На вот.
Костлявая, высохшая рука протянула ей большую варежку.
- А вы как же? - Оля взглянула в опустелые старушкины глаза.
- Ничего. Я привычная, - натянутая улыбка скользнула по ее лицу, - бери, бери. Грейся.
Оля впихнула исхолодавшиеся свои ручки в тепло варежки...
Наконец даже лысины мостовых камней опостылели ей. Оля оторвала от них взгляд.
- Что там? - вдали, у Пересыпи, она разглядела тонкую черную полоску, быстро ползшую людям навстречу.
- Ах ты господи! - старушка тоже заметила полоску - Да неужто опять?... - Слова комом застряли у нее в горле.
Матросы, - ёкнуло в груди у Оли.
В памяти тут же всплыла мирная картина лета. Вот она с мамой в парке. Внизу, за обрывом, плещется темное полотно моря. Рядом еще живой смеющийся отец. Он хватает ее на руки и весело кричит:
- Олька, гляди: матросы! И мимо, стройными рядами, с песнями вышагивают молодые аккуратные курсанты...
Матросы, окруженные со всех сторон конвоем, шли молча.
Лохмотья разодранных, со следами запекшейся крови, тельняшек свисали с посеревших плеч.
- Господи, господи, - старуха мелко закрестилась,- ты не смотри, деточка.
Олю словно обожгло...
Толпа попятилась. Серые тела вдавились в облупленную штукатурку. Девочку кто-то больно толкнул в бок, но...
Оля не мигая смотрела на матросов, на их потемневшие, сожженные морозом лица.
- Почему... они...
Слова застыли, упали, разбились о промозглые лысины каменной мостовой.
Матросы шли молча... Их синие губы были прошиты, стянуты проволокой в мертвые молчащие узлы...
-Мама...
Уткнувшись лицом в темное старушкино пальто, Оля зажмурила глаза. Плакать она больше не могла.
Монолит раскололся. Люди отворачивались, пытались уйти, убежать, не видеть... Не видеть... Олю втолкнули в булочную, кто-то снова больно ударил ее в бок... Она не чувствовала... ничего не чувствовала... Все вокруг поплыло, куда-то делись все звуки... Шум... шум...
Воздух распоролся сорванным криком:
ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ,
ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ!
Кровь лилась на мостовую, матрос разорвал зашитый рот. Проволока с куском нижней, превратившейся в месиво, губы торчала из-под красных от крови усов.
С ФАШИСТСКОЙ СИЛОЙ ТЕМНОЮ, - орала, захлебываясь кровью, рваная прореха рта.
ДАДИМ ОТПОР ДУШИТе... - удар приклада выбил его из строя, свалил с ног. Матрос застонал... Второй удар чуть не проломил ему череп. Голову жутко свернуло набок.
дадим отпор душителям, - прохрипел он, харкаясь кровью... Тишина...
Тишина... тишина и шум... шум...
- Где я? - Оля чуть приоткрыла глаза. Грузное тело продавщицы склонилось над ней:
- Ну вот, а то я уже боялась...
Ее рот растянула жуткая больная улыбка.
- А где матросы?
-Матросы? - лицо снова окаменело. - Нет матросов... У-ушли они...
Оля приподняла голову. В разбитое дверное стекло она увидела знакомую старуху, сидящую на камнях мостовой у тела...
- Вам плохо, - Оля дотронулась до разорванного на плече пальто. Старая женщина взглянула на нее мутными от слез глазами:
-Нет...
Девочка села на мостовую рядом с ней:
- А он кто? - ветер трепал клочья тельняшки на неподвижном теле.
- Он, - выплаканные, блеклые глаза снова взглянули на девочку.
- Он... мой... сын...
х х х
Плачь, Ярославна, плачь обо мне -
мерзнущем на остановке трамвая
человеке, ни царе и ни князе.
Глаз сильных мира сего,
вспомнив о нем, даже не увлажнится,
заплывший бронзой покоя.
Ты не они, беспокойное сердце твое -
Лебединые крылья, распахнутые над рекою людскою.
Плачь, Ярославна, молю, посмотри,
Вот мое сердце бьется в ладонях Бога.
От тела к телу - далекий путь,
А сердцу сердце искать недолго.
Милая, плачь, где бы ты ни была:
На Дунае, Волге, Днепре или Сене
Твои слезы сильней, чем любые слова, они
Продолженье любви, дождь, возрождающий землю.
Плачь, Ярославна, пусть я не царь, не герой -
Миллионы таких как я, страждущих в ногу с веком,
Но так хочется верить, что твои слезы, твоя любовь
Мне поможет остаться не частью толпы - человеком.
РОЖДЕНИЕ
Подари мне маленькую землю,
Просто так возьми и подари.
На поляне пусть костер горит.
Подари мне маленькую землю.
Подари мне маленькое небо,
Облака и краешек зари.
В небе пусть звезда твоя горит.
Подари мне маленькое небо.
Подари мне маленькое море,
Чайки крик и корабли вдали,
И маяк пусть на косе горит,
Подари мне маленькое море.
Кто нам скажет, что у нас внутри,
Сердце - уголек или снежинка,
Жизнь - с ладони сдутая пылинка,
Кто же скажет, что у нас внутри...
Подари мне маленькую землю,
Просто так возьми и подари...
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Мне бы быть
Маленьким мальчиком
Змея запускать
В небо глаз твоих
Мне бы быть
Игрушечным зайчиком
В маленьких ручках
Твоих
Мне бы быть
Тропкой заветною
В тихий садик
Мягких волос твоих
Мне бы быть
Птицей весеннею
В пухлых ладошках
Твоих
Быть бы мне
Лесною проталиной
А в ней подснежником
Твой изумрудный смех
Быть бы мне
Дорогою дальнею
Меленьких ножек
Чувствовать
Бег
Буду дорогой
Мостом или лестницей
Лишь бы с неба
Не шли дожди
Печки теплом
И ласковой тенью
Спи
маленькая
спи
ГОЛОС ВЕРТИНСКОГО
-Что, все романтничаешь?!
Его никто не звал, он пришел сам, ворвался, влетел, словно бы вылился из дождевой пыли, оседавшей на все вокруг уже не первый день.
-Пишу помаленьку.
-Ну-ну, - улыбочка вынырнула из-под широких полей насквозь промокшей шляпы.
-Чаем угостишь?!
-Почему нет? Раздевайся, я пока чайник поставлю...
-Ну так вот, - ароматные клубы чайного пара уже поднимались над чашками. - Я ведь по делу.
-Вот выпьем чаю, согреешься, тогда и поговорим.
-Де ну тебя, - рассердился он. - Согреешься! Поговорим! Ну прямо дружеские посиделки!
-А что у нас? Деловое совещание?!
-Да дело же говорю! Важное. Кстати, по поводу твоего бумагомарания! - он вопро-сительно посмотрел на меня.
-В общем, я тут кое-кому о тебе рассказал, ну и он...
-Кое-кто?
-Да перестань ты!
-Ладно, говори, говори.
-Он тобой заинтересовался и хочет, чтобы ты... - улыбочка снова скользнула по его лицу...
-Что, неужели нашелся сумасшедший, решившийся меня издавать?!
-Н...н...н и да, и нет.
-Как?..
-Понимаешь, - вопросительная складка съежилась на переносице, - он хочет, чтобы ты написал роман.
-Роман?!
-Ну, или повесть. Страниц на 200 - 300.
-200... А он что и объем устанавливает?!
-Ты опять?!
-Хорошо, хорошо, а о чем?
-Да о чем хочешь. Только, чтобы читать было интересно.
-То есть?
-Ну, чтобы ситуации, там, разные, приключения, перестрелки... Ну, понимаешь?
-Погоди, погоди...
-А чего годить то, чего годить?!
-Но ведь я такое не пишу...
-Вот! - снова взорвался он, - Да пойми ты! Пишу - не пишу!.. Ты ведь так ноги протянешь на свою учительскую!.. Я же о тебе, дурик, думаю!..
-Нет, это ты пойми!.. Пойми, наконец. Да не буду я браться за то, чего не умею, да и не хочу...
-Видишь! Не хочу! А деньги? А жить на что?! Ты об этом...
-Да при чем тут деньги! Что я из-за них пишу, что ли?!
-ну-ну, - по-волчьи как-то посмотрел он, - Совсем ты рехнулся.
-Да почему рехнулся!.. Знаешь, что Моцарт, гениальный Моцарт, ответил, когда издатель сказал ему: Ваша музыка плохо продается? Он сказал: Ну что ж, значит у меня не будет денег.
-Э! Вот ты куда метишь! Гений! Мученик! Всеобщее признание через века! Да здравствует Господин Гений!
-Что ты такое говоришь?! Я просто привел пример, и все.
-И все, - передразнил он. - И неужели ты доволен тем, что имеешь?
-А что?
-А то!.. Да тебя же никто не читает.
-Ну, это ты загнул. Человек 5-6 всегда читают мои новые.
-И все! 5-6?! И тебе этого достаточно?!
-Достаточно и одного человека. Вот если и его нет...
-Тогда что?! Что?! Петлю на шею, да! Револьвер в рот?!
-Ты вот что. Дождь вон утих. Пойдем-ка я тебя до трамвая провожу. Вечереет уже...
-Ладно, - как-то резко успокоился он. - Ты все-таки подумай... Подумаешь?..
х х х
Облезлый, взмыленный вагон трамвая исчез в белесой туманной мгле... Что ж, до-мой... Домой.
Взбухшая коричневая жижа чьвякает под ногами... "Вы, слова залетные...куда", Господи. Неужели его еще кто-то слушает?.. Такой же, наверное...
А слова летели такие простые и грустные "Тут живут чужие гспода"... летели куда-то вверх "И чужая радость и беда"... Вверх, "И для них чужие, на-все-гда" Вверх! К свету! Через туман и темноту...
х х х
Когда-нибудь твои глаза
станут новой
иллюстрацией к книге,
книге про нас,
и этот вечер станет цитатой,
подтверждая
чью-то
теорию лет.
А эти стены -
декорацией к новому фильму,
о том, как все было
на самом деле.
А мне так хочется,
чтоб этот вечер и стены,
и чтоб глаза твои остались
глазами и вечером,
ветром и солнцем,
и эти
стены
просто смотрели на море,
как сейчас...
БАЛЛАДА
Скрип несмазанной двери,
Не буди ее под утро -
Свет прольется пусть на кудри,
Скрип несмазанной двери.
Помолчи, мой верный пес,
Дай мне выйти за ворота.
Я теперь лишь только кто-то,
Помолчи, мой верный пес.
Шепот кленов за холмом,
Тропка, что ведет к вершине,
Вместе мы навек отныне,
Шепот кленов за холмом.
Сердце глупое в груди,
Никогда не будешь мудрым,
Знаешь - свет лишь там, где кудри,
Сердце глупое в груди.
Скрип несмазанной двери,
Не буди ее под утро -
Свет прольется пусть на кудри,
Скрип несмазанной двери...
НАТАШКА
Капля медленно сползла, оставляя в налете застывших дыханий прозрачную борозду - мутная слеза, оставляя влажный след, скатилась по щеке. Наташа провела рукой по запотевшему автобусному стеклу... Уходящая ночь взглянула ей в лицо тусклыми глазами уличных фонарей... Что-то маленькое сжалось у нее в горле... Наташа отвернулась... Колпа-чок стеклографа выпал из ее руки, она наклонилась, чтобы поднять его...
- Тебе плохо, деточка? - большие старушкины, глаза смотрели на нее из-под огромных линз очков.
- Нет! Нет! - Наташа резко повернулась лицом к старушке. - Все хорошо! У меня все хорошо! - Автобус затормозил - рванувшись к двери, Наташа выскочила в ноябрьский туман...
х х х
- Коля, ну что же ты! Давай! - грязно-желтый "Икарус" остановился воз-ле полупустой остановки. Одетый в серую куртку человек и парень лет 18-ти подтащили сумку к пе-редней двери:
- Он до аэропорта?
- До аэропорта! Влезай скорее!
- Коля, да проснись ты! Сумку давай, он до аэропорта! - они втиснулись внутрь, автобус тронулся...
х х х
Парень стоял, тупо уставившись в ободранную железную перегородку, отгораживающую водительскую кабину:
- Аэропорт, конечная, - зашипело из динамика.
Пора, - он нагнулся, чтобы, взять сумку...
- Что это, - черные, написанные стеклографом на окне строчки, въелись в зрачки его напряженных глаз:
КОЛЯ, НЕ УЕЗЖАЙ! ЗДЕСЬ У ТЕБЯ ДРУЗЬЯ И Я... Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! НАТАША.
-Наташка? - все сжалось у него внутри. - Наташка!..
- Коля! Ну что же ты стоишь! - Человек в серой куртке дернул, его за плечо, - выходим. Бери вещи.
- Зачем мы туда едем, па?
- Ну вот, - человек нахмурился, - опять ты за своё! Он схватил парня за руку: Давай, пошли
Бурые от грязи двери автобуса с грохотом захлопнулись за ними...
х х х
Самолет медленно, нехотя оторвал шасси от взлетной полосы, и, на-бирая высоту, погрузился в мутное месиво облаков. Город уже давно утонул в нем, а парень все смотрел и смотрел в иллюминатор. Где-то там, внизу, остался его двор, который не увидеть ему никогда больше, его улица, его друзья, которые не увидят его никогда, его... Что-то больно обожгло его щеку... - Наташка!.. Он заплакал...
х х х
Нарисую эту землю зеленым,
Нарисую деревья и терна кусты.
Нарисую эту землю зеленым,
Пусть на ветках поют дрозды,
И пусть прилетят скворцы.
Нарисую это небо синим,
И облака где-то там, у восхода.
Нарисую это небо синим,
Нарисую солнце, глядящее в воду,
В еще прозрачную воду.
Нарисую себя веселым,
Нарисую таким, каким я был раньше,
Нарисую себя веселым,
Нарисую смеющимся просто, без фальши,
Говорящим с другими без фальши,
И пускай моя кисть не из лучших,
Пускай попытка кажется зыбкой, -
Лишь бы только ты улыбалась
Ненарисованной, живой улыбкой,
Настоящей, живой улыбкой.
Нарисую эту землю зеленым,
И это небо ярко-синего цвета.
Нарисую себя веселым, -
Лишь бы ты смеялась прежним звонким смехом,
Спасительным звонким смехом...
ЗЕРКАЛУ
Замерзшая ладонь в твоей руке,
Пойми, - лишь птичка, что замерзла в холода.
Ее своим дыханием согрей,
Чтоб улетела снова, навсегда.
И пусть кричат, что можно все вернуть -
В душе лишь только отблеск оперенья,
Теперь ты понял - в нем одном лишь суть,
И жаль - не возвращаются мгновенья.
Замерзшая ладонь в твоей руке,
Пойми, - лишь птичка, что замерзла в холода.
Не думай ни о чем - ее согрей,
Чтоб улетела снова, навсегда.
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Два мальчика на фоне замызганного вагона:
один - странник по национальности,
другой - по вере;
приблизятся ли они друг к другу
на расстояние,
меньшее, чем длина телефонной линии
сообщением здесь и там?
Два мальчика,
на плоскости, свойства которой
по незнанию обозначим за Х,
для одной точки А
не слишком ли это много,
окажется ли ответ
больше, чем каждая из их жизней
здесь?
Хотя бы на полчаса...
МОСТ
Он был великолепен, и когда колеса нашего грузовичка застучали по его поверхности, я подумал: Неужели и этот придется сжечь, а когда, преодолев мили, отделявшие один берег от другого, мы остановились, и он поспешно полез в кузов за снаряжением, я не выдержал:
Мы снова в кабине, снова едем, за окном снова солнце, и только настойчивый запах гари, проникающий сюда даже через поднятые стекла, не дает мне успокоиться...
Он поворачивает голову, молча смотрит, будто это не его - мои собственные глаза глядят на меня, согревая гладкую зеркальную поверхность своим тихим светом...
Почему мы всегда сжигаем мосты...
ЗЕРКАЛУ 2
Твой легкий гомон птичий,
Моя глухая поступь
Наедине оставшись,
Чего они так ждут
Я старше, милый мальчик,
Всего лишь на эпоху,
Мне горше, милый мальчик,
Всего лишь на чуть-чуть.
Я помню эти лица,
И голоса, и руки,
Надежды обещанья
Сквозь времени печаль
Я старше, милый мальчик,
Всего лишь на разлуку,
И мне больнее, мальчик,
Всего лишь на Прощай.
И все у нас едино,
И имя, и прописка,
И эти брови-чайки,
И в паспорте печать,
Но отчего же, мальчик,
Мы смотрим друг на друга,
И, как степные волки,
Нас не хотим прощать,
И как степные волки
Не можем мы прощать...
х х х
Свадьбы, влюбленность - семья, отъезды,
Эгоистичность моя безмерная.
Милые, вы от меня уходите,
И не вернетесь уже, наверное.
Линии улиц, домов геометрия,
Скудность зарплаты и схем каждодневности
Вас увлекут и меня тем более.
Как ни крути - в это все же верится.
Грусть февраля и улыбки вешние -
Губ теплота и струны касания.
Нам не встречаться, родные, более,
Даже при встрече, при всем желании.
Видно пора - позабудем приличности,
Сделаем вид, что не знаем друг друга,
И разойдемся, ваши величества,
Ну пошутили, и ладно, и будет...
Свадьбы, работа - семья, отъезды.
Эгоистичность моя безмерная.
Милые! Что же мы с вами делаем?!
Нам бы вернуться, да видно
Некуда.
ОГОНЕК
Синтезатор разразился нечеловеческими воплями. Послышался рас-калывающий мозг треск барабана. Резко запищал саксофон... Дрожащая рука потянулась к кнопке, чтобы выключить фонограмму.
- Саша, - назойливые звуки схлынули в пропасть паузы. Наушники полетели на пол:
- Что там?
- Идем. Мы только что нашли его...
х х х
Тень от обломка блоковой стены полоснула по оболочке уставших глаз. Что я вижу сквозь разбитое окно?.. Руины, руины, и дыры... дыры пустых, покинутых жилищ.
- Так где он?
- Вот, - друг сдергивает брезент... Потертая белизна рояля ярким, сле-пящим пятном ложится на окружающий полумрак. Друг улыбается, глядя в мои глаза:
- Удивляюсь, как он уцелел, тогда ведь все крушили... Молчание...
- Тебе сыграть что-нибудь?..
Молчание...
Он садятся на приставленный к роялю кусок деревянного ящика... Рука мед-ленно ложится на черно-белые царапины клавиш...
Звук... Чистый звук... Белый звук... Он плавен, протяжен... Он нужен мне, как...
Что это?! Огонек. Огонек среди руин. Окна! Зажглись окна!..
Мягкая стена мелодии окутывает меня... Покой, тишина. Звук...
- Смотри! Люди! Люди в окнах!.. Они смеются, они еще не разучились смеяться! И плакать. Они плачут, ты слышишь! Они плачут от счастья! Счастье!..
Звук оборвался, словно где-то в глубине мрака лопнула гитарная струна...
- Ну как? - Друг смотрит на меня. Белые яблоки его глаз восторженно сверкают в темноте комнаты:
- Я нашел эти ноты возле него. - Его рука мягко хлопает по исцарапанной крышке рояля.
- Как ты говоришь его звали?
- Бетховен, кажется. В нотах титульный лист вырван.
Я по-прежнему стою у окна. Друг подходит ко мне. Черные, корявые руины глядят на нас дырами покинутых жилищ...
-Сыграть тебе еще что-нибудь?..
Молчание...
Я слышу, как рука мягко ложится на прямоугольники клавиш... Звук...
х х х
Не дышите на стекло,
Не дышите,
Ведь цветок там расцвел,
Посмотрите.
Не дышите на стекло,
Не дышите,
Хрупких тех лепестков
Не порвите.
Нет, его не уберечь,
Все не крепко,
Все дыханием спалит
Толстая соседка.
И мальчишка-сорванец
Пальцем тонким
Нарисует на стекле:
ЗдеСь бЫл КОлЬка.
ОГЛЯНУВШИСЬ
Театр начинается с вешалки?
Театр начинается с робости
Света, стеклом приглушенного,
Чтобы не видеть нам тонкостей,
Чтобы не чувствовать жажды
Солнце так сменит однажды
Свет рыжих листьев подножных.
Чтоб не осталось сомнения
В точности выбранных линий,
Театр начинается с памяти,
Чтоб не манило нас синее,
Синее, синее небо...
Не было, не было,
Автора нет здесь в помине.
Пусть не кричит никто: Автора!
Клятвами бархатной немощи,
В свете картонного солнца
Театр начинается с сердца -
Болью его и закончится.
ПОКАЯНИЕ
Мой милый Авель,
Я твой брат Каин,
Прости за раны
Я пуст, отчаян!
Прими, прошу тебя,
Мое раскаяние,
Прости за раны,
Молю, мой праведный!
Отец, что сделал я
Из лютой зависти,
Куда я падаю
Под гнетом слабости!
Как небо синее
Смешал я с падалью!
Отец, прости меня,
Я наземь падаю!
К чему мне тропы -
Дороги дальние.
Там только каины,
Кругом лишь каины!
О, окаянное
Пространство разное
С дворцами, тюрьмами,
Но все без радости!
Мой день окаян,
И ночь окаянна,
Я так раскаян -
Прими раскаянье!
Отрада светлая,
Прости же Каина,
Прости же Каина,
Мой милый Авель.
ЧЕЛОВЕЧЕК
сказка и для детей
Никто не знал, откуда он взялся. Просто снача-ла кто-то провел пальцем по запотевшему троллей-бусному стеклу. Провел раз, другой. Вот и получился человечек. Его, правда, никто не заметил. Он ведь не настоящий был - на стекле нарисованный. Смешной такой. И сквозь полосочки, из которых он был сделан, промок-шая улица проглядыва-ла.
А все так было.
Чей-то тонкий дрожа-щий пальчик провел по стеклу, и появился глаз, еще провел - появился другой.
Ой! - че-ловечек посмотрел на грустное лицо девушки. - Смотри-ка, по лицу ка-тятся слезинки, как до-ждик за окошком.
Девушка человечка до-рисовала, посмотрела на него и улыбнулась. Только не весело улыбнулась, а грустно так.
Человечек тоже хотел улыбнуться, но не смог, он ведь не настоящий был - на стекле нарисованный.
Девушка посидела еще немножко. Но тут, навер-ное, ей выходить время при-шло. Она встала. Посмот-рела в последний раз на человечка, подумала, да и нарисовала ему улыбку. Улыбнулся ей человечек, и она ему улыбнулась - снова с грустинкой. Только грустинки на этот раз мень-ше было. Улыбнулась и из троллейбуса вышла.
А на место девушки дя-денька сел. Большой такой, в серьезных очках и с умной лысиной. Он на стекло пос-мотрел, но человечка не за-метил, а только нахмурился:
- У, - говорит, - как запотело. - Что же это, - говорит, - за погода? Потом взял да и про-вел рукой как раз по тому месту, где человечек нари-сован был. От человечка одна только улыбка и осталась. И еще уха кусочек, совсем маленький. Через него слышно плохо было, но дяденьку человечек слы-шал - тот близко сидел.
Дяденька все сквозь серьезные очки за окошко глядел да охал:
- Мне, - говорит, - выходить скоро, а дождь все идет и идет. Не погода, а сплошное безобразие.
А потом замолчал. Вы-шел, наверное.
Потом немножко тихо было. И вдруг:
- Ой, мама, смотри! Окошко улыбается.
- Как улыбается?
- Ну вот, смотри, - детский пальчик коснул-ся губ человечка.
- Вечно ты все выду-мываешь!
- А вот и не выду-мываю! Я сейчас окошку и глазки нарисую, - дет-ский пальчик провел по стеклу и сделал человечкины глазки как раз там, где они до того были.
Посмотрел человечек на девочку: на перепу-тавшиеся волосики, на про-мокшую курточку, и, уж не знаю, как это у него вышло, еще шире улыбнулся. Хоть и не насто-ящий был, а только на стекле нарисованный.
ПОДАРИ
(дорожная молитва)
Подари мне маленькую землю,
Просто так возьми и подари.
На поляне пусть костер горит.
Подари мне маленькую землю.
Подари мне маленькое небо,
Облака и краешек зари.
В небе пусть звезда Твоя горит.
Подари мне маленькое небо.
Подари мне маленькое море,
Чайки крик и корабли вдали,
И маяк пусть на косе горит,
Подари мне маленькое море.
Кто нам скажет, что у нас внутри,
Сердце - уголек или снежинка,
Жизнь - с ладони сдутая пылинка,
Кто же скажет, что у нас внутри.
Жизнь - с ладони сдутая пылинка,
Ты лишь знаешь, что у нас внутри...
Подари мне маленькую землю,
Просто так возьми и подари...
ЗАБЫВЧИВАЯ СТАТУЯ
Статуя стояла посреди старого парка на окраине города. Она была уже немоло-да, но годам так и не удалось убить красоту ее. Мраморное ее тело, лицо, руки - все было так же прекрасно, как и много лет назад, когда под покровом ночи на чердаке ветхого дома великий мастер сотворял ее. Мастер мечтал, что она украсит королевский дворец, и сам король будет восхищаться красотой ее белоснежного тела, ее грацией, прелестным лицом, мраморными кудрями волос ее. Мечтал, но... Старый мастер умер, так и не успев закончить свою работу - одна из стоп мраморной красавицы так и не освободилась от каменных одежд.
После смерти мастера все его имущество пошло с молотка. Статую тоже выставили на продажу, и ее купил какой-то коммерсант. Он привез каменную красавицу в свое имение и вознес на прекрасный пьедестал черного мрамора. О, как она была счастлива тогда! Как билось ее сердце. (Ведь сердца есть даже у статуй)...
Сколько лет минуло с той поры! Не раз переезжала она с места на место, кочевала из одной страны в другую, пока, наконец, не очутилась в этом маленьком парке на краю провинциального города.
Холод... В тот вечер действительно было холодно. Статуе казалось, что всемогущий господин Холод проник своим пристальным, внимательным взглядом в каждую веточку, в самую сердцевину древесных стволов, заставил деревья трепетать, заставил их снимать перед ним золотые шляпы крон. Проник он и в мрамор тела статуи. О нет! Ей не было холодно - статуи не чувствуют ни жары, ни холода. С грустью взирала она белыми пустыми глазами на корявые и мрачные стволы деревьев, на крючковатые ветви их крон, растерявших уже почти все яркие монеты листьев своих.
Старый парк хотел согреть ее. Он осыпал статую дождем листьев, пытался укрыть ими красавицу. Тогда он был похож на старого, седого и очень мудрого отца, осторожно пеленающего статую в золотое одеяльце, словно маленькую свою дочурку. Но старания его были тщетны. Листья не могли укрыть статую. Они лишь касались гладкой ее плоти. Касались и падали на камни парковой дорожки. Ах, как наверное хорошо быть листом, - думала она, - вот так бы сейчас подняться в воздух, подхваченной ветром и лететь, лететь... Что это? - Незаметно наступившую тьму прорвал резкий звук. Он нарастал... Вот он уже перешел в грохот - тьму вспороли светлые пятна фар, и в парк влетел, страшно грохоча, грузовик. Подкатив к статуе, он резко затормозил, чуть не врезавшись бампером в пьедестал. Из кабины выскочили две темные фигуры.
-Давай, - закричала одна из них, - толкаем!
Грязные громадные ручищи вцепились в мраморную белизну ног ее и начали раскачивать.
-Отпустите! Оставьте! - хотела крикнуть статуя, забыв, что она не умеет говорить. Тело ее накренилось. Мгновение, и она рухнула на доски кузова грузовика. Вновь раздались истошные вопли мотора и машина понеслась вон из парка.
Поворот. Еще поворот. Резкий вираж. Фары осветили серое полотно трассы. Грузовик теперь просто летел, словно крыльями, неуклюже рассекая бортами воздух. По бокам неслась темная лесная стена, словно узором украшенная желтыми клочьями лысеющих деревьев. Деревья, а впереди тьма ночи, изорванная в куски огнями фар. Машина стрелой срезала ночную тьму, как вдруг... Древесная стена скрыла от глаз сидевших в кабине грузовика крутой поворот. Завизжали тормоза, но... Поздно. Теперь рокот мотора походил на рев раненого зверя, проигравшего последнюю схватку со смертью. Машина несколько раз перевернулась и со всего маху врезалась в истершийся золотой ковер леса. Словно в агонии она дернулась, мотор взвизгнул, как бедное придушенное существо и все стихло...
Утро осторожно подбиралось к лесу, легонько поглаживая его колючие верхушки. Ничто больше не нарушало тишины. Все спало. Внизу, у земли, было темно, лишь под одним из деревьев что-то белело.
Статуя лежала вся усыпанная кленовыми звездами. О, как больно ей было. При падении ей оторвало кусочек ее прекрасной ноги. Тот самый, который не успел закончить старый мастер.
Ах, как больно, как больно, - думала статуя, забыв, что она не может чувствовать боль, - Как больно...
Солнце осторожно выглянуло из-за верхушек деревьев, озарив добрым, румяным ликом своим каждый лесной закуток. Статуя взглянула своими прекрасными глазами на солнце и... По ее щеке покатились росинки слез. Статуя плакала. Это были первые слезы в ее долгой жизни. Статуя плакала, забыв, что она всего только камень... Камень попавший в руки великого мастера.
х х х
-Ты разберись во всем сама.
Теперь нам как-то не с руки
Смотреть, как падают слова
К наклонной плоскости стола
С наклонной плоскости руки.
-Что ж, жизнь ловя озябшим ртом,
Когда уж, кажется, нельзя
Без слов Любовь, Навек, Друзья
Давай лишь кисти рук сольем.
-Ты видишь все со стороны,
Одна оставшись - не спеши,
Как отблески ни хороши,
Наклонной плоскостью струны
С наклонной плоскости души.
х х х
Тревога птиц в твоем таится доме,
как крылья сердца бьются неустанно
о зримые границы этих комнат,
где ключ сокрыт от дверцы мирозданья?
Тревога, где ладонь, что нас накормит,
чтоб крылья птице не сломали скалы?
О, зримые границы этих комнат,
где свет струится из открытых окон.
Тревога птиц, кто смыслом их наполнит -
границы комнат? Где светлеет воздух?
Раскрытых глаз немой усталый клекот
двадцатый оглашает знойный полдень.
Тревога, - вот ладонь, что нас накормит,
и крылья птицы распахнутся в вечность!
Глаза, подобные высоким звездам,
сравнил кто с вами свет дрожащий свечки?
Тревога птиц, и ход нашедший голос
кричит, что Свет пришедший
Бесконечен.
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ
Жизнь без любви невозможна. Смог бы ты жить без сердца? Ты молчишь? Ты думаешь? Взгляни на этот рисунок.
Вот любящее, пронзенное стрелой Амура сердце. Стрела. Какая сложная штука. Ее острие причиняет подчас невыносимую боль. Так не лучше ли просто удалить его?
Но вот тебе другой рисунок.
Сердце, пронзенное стрелой без острия, - что это? Просто перечеркнутое сердце.
ПЛАЧЬ, ЯРОСЛАВНА
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"