Леонова Алена : другие произведения.

Волки, волколаки...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Одними из наиболее частых и древних мистических существ в славянской и других мифологиях являются волки. В их образах соединились черты фольклора и демонологии.
   Древность этого образа подтверждается летописью 1282 года, повествующей о волке, который "гонит облака и изъедает луну" (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).
   Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк - тотемный предок многих славянских племен, и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
   Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя - "серый", "лютый". Слово "волк" вслух не произносилось. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату - коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, "взявши - отдай сполна".
   Зима и особенно декабрь месяц представлялись периодом торжества демонов над благодатной силой солнечного света, поэтому всё продолжение зимы (от ноября до февраля) известно как волчье время. Февраль зовётся у славян - лютый.
  
   В отличии от мифологии народов Европы, у славян волк изначально был положительным персонажем. Он считался животным Хорса, бога огня и домашнего очага, ему также покровительствовал и Велес
   Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун -- вежливец и дружка, "шафер со стороны жениха", на юге называемый "волком".
   Как сверхъестественное и причастное к миру духов существо, волк в сказках наделялся мудростью и волшебством (достаточно вспомнить, как часто волк выручал Ивана-царевича). Кроме того, волку приписывались функции посредника между явным и потусторонним мирами, между простыми людьми и богами.
  
   Как правило, волков считали оборотнями. Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить вслух.
   Способность превращаться в волка издревле приписывалась "особо сильным" колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. "Оборотиться", "обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться", то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через условную границу. "Оборачиваясь", человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам - "предкам, родственникам и покровителям".
   В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем - узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.
  
  Славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения.
   Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волхв Всеславлич Полоцкий (вторая половина 11 века), умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно.
   Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью" - приметой чудесного происхождения.
  Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка или в волчьего пастыря.
   Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им). Одевание волчьей шкуры.
  
   Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, вурдалаку есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам. Так, в Лаврентьевской летописи читаем: "...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози."
  Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк - "хозяин" леса, зверей и одновременно "старший" родственник, покровитель, предок человека, "сильный" колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, -"превращенный волк", который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.
  
   Особой магической силой наделён был Белый волк, царь над волками; леший, принимающий вид волка; лесной "хозяин", царь; оборотень. Белый цвет выделяет такого волка как высшее, наделенное сверхъестественными способностями существо: это "старший" волк или лесной царь, "хозяин", оборотень.
   В повествовании из Смоленской губернии белый волк водит волчьи стаи: "Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить".
   В рассказе, записанном на Русском Севере, белым волком становится парень-оборотень. Промысловики Сибири наделяли сверхъестественными свойствами черных и белых волков, так называемых "князьков": Убить такого волка и созранить шкуру означало стать совладельцем магической, мистической силы, которой обладал волк.
  
  Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме.
   Таким образом, волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя.
   Время волка - середина зимы. Цвета - серый, белый, черный.
  
   Хотя по своей сущности он является зверем, но находясь в животной форме, тем не менее, сохраняет некоторые человеческие способности и знания. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями. Волки всегда достигают поставленной цели. Преследовать свою добычу они могут очень долго, такая выдержка всегда поражала охотников. Во многом люди хотели быть похожими на этих грозных, умных и загадочных существ. Не у волков ли люди научились правилам охоты и единству стаи?
   Германцы античного времени одевались волками в походах, а в древнегерманских текстах говорится о воинах-волках и воинах в волчьих шкурах. Свои военные отряды сравнивали с волчьими стаями иранцы и арьи, греки и арабы. Волчьи головы украшали знамена тюркских дружин.
   У других племен волком было принято называть военного вождя. Мужественный грузинский царь Вахтанг I имел прозвище Горгасал, что означает "волчья голова". Похожее значение имело имя одного из героев "Бхагаватгиты" - Бхима - "тело волка".
  
   Существует множество легенд о человеке или людях, воспитанных волками. Многие эти легендарные личности заложили фундаменты крупнейших государств, империй, орд. Основатели Рима Ромул и Рем, первый персидский царь Кир, славянские богатыри Вырвидуб и Валигора, германский герой Дитрих, основатель монгольского государства Чингисхан - все они выкормыши волчьего логова.
   Если верить нашим предкам, волки не только спасали от смерти человеческих детенышей, но и время от времени вливали свежую кровь в людское племя. Камчадалы, к примеру, считали, что волки совсем не равнодушны к женщинам. Если у них рождались близнецы, то один из них, во всяком случае, был волчьим ребенком. Не может же от одного мужчины родиться двое детей сразу!
  
   Когда род или целое племя выводило свою родословную от какого-либо животного, ощущало с ним свою кровную связь, это животное становилось тотемом племени. Волку отводится одна из главных ролей в магии звериных оберегов.
   Маленьким детям вешали волчьи клыки и когти, чтобы оградить ребенка от дурных компаний, чужого влияния, - это помогало стать более решительным и уметь постоять за себя, а также отстоять свое мнение, в нужный момент сказать 'нет'.
   Клык или коготь - эффективный талисман для мужчин-воинов: придает уверенность в себе, силы, наделяет владельца качествами лидера. А женщина, носящая оберег в виде волчьего клыка больше других может надеяться стать главной в семье. Одним из самых ценных и редких амулетов считается влагалище волчицы (высушенная петля), обладает сильнейшим приворотным действием и делает партнера верным на всю жизнь
   У некоторых народов было принято закапывать волчий череп под порог дома для защиты его обитателей от колдовства и непрошеных гостей. Из волчьих шкур шились наряды для ведьм и колдунов. Шаманы одевались в шкуры для путешествий по потусторонним мирам. В магии существуют обряды, помогающие 'впитать' в себя дух волка или иного зверя, перенять его черты.
   Волки - частые герои фэнтезийных, мистических произведений, многие из которых экранизированы.
  
  У меня особое отношение к волкам.
  В детстве я часто проводила лето у бабушки в небольшой деревне под Саранском. Тогда мне казался очень необычным и даже страшным местный конюх, не помню его полное имя, потому как звала я его Дедом. Дед ухаживал за волчонком, называя его Братухой - мать животного погибла, задохнувшись в капкане, который был прицеплен к дереву. Волчица пыталась вырваться и громко выла. Но потом затихла...щеночка нашли возле тела матери.
   Щенок быть Добрый и весёлый, но бабушка мне трогать его не разрешала. Однако я все же ухитрилась и, играя, погладила Братуху. Шерсть была мягкой, как у обычной собаки. Братухи я не боялась, за что бабушка всё время ругала Деда - мол, встретит девка волчонка в лесу, начнет гладить, а там волки стаей!
   Дед спорил, удивляясь, зачем девка до лесу одна заявится? И, правда, зачем? Вот так с детства одна в лес ни ногой.
   Что стало с волчонком, я, к сожалению, не знаю. Бабушка умерла, дом продали, и в деревню меня больше не привозили.
   А я до сих пор помню глаза Братухи. Ясные, доверчивые.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"