Аннотация: Вошел в лонг-лист конкурса "Новая детская книга" РОСМЭН из 3078 поданных заявок отобрано 41.
Вовка влетел в класс за минуту до звонка и все успел: чиркнул мелом по чистой доске, дернул за косичку Светку, ущипнул за руку Галку, отпустил щелобан Витьке, Колькин рюкзак точным пинком ноги загнал в дальний угол, дал подзатыльник Валерке, Нинкину тетрадь подбросил к потолку. При этом он обежал класс вокруг и сел на свое место за первым столом у двери одновременно со звонком. Вошедшая Мария Ивановна, мельком взглянув на учеников, произнесла:
- С выздоровлением, Вова! Я вижу, у тебя все в порядке!
Урок тянулся медленно. Вовка томился ожиданием перемены. О чем говорила Мария Ивановна, не понимал. Да и зачем? Бодяга это! Он будет великим футболистом! Работать будет ногами. Головой тоже, иногда. Вон Марадонна какой гол головой забил! Мечта! Вовка все лучшие матчи прошлого века наизусть выучил - папа диск подарил. За минуту до звонка раздался зычный Вовкин вой:
- Ааааа, - заорал ученик, размахивая окровавленной ладонью и разбрызгивая вокруг алые капли, - больно!
Он вскочил, схватил свой рюкзак и помчался из класса, оставляя жирные кровавые следы. Мария Ивановна побледнела и схватилась за сердце, судорожно расстегивая пуговицы на розовой вязаной кофточке, класс оторопело застыл. С места встали минуты через две после звонка и слов учительницы:
- Что же, надеюсь, Вовочка вернется только после каникул, - сказала она, привычным жестом вытирая тонким батистовым платочком выступившие на лбу капли пота.
На следующий урок Мария Ивановна не пришла. В класс вошел старенький завхоз в костюме черно-серого цвета с зеленоватым отливом. Когда-то он был учителем труда, но возраст взял свое, и сил у Степана Степановича хватало теперь только на слежение за перегоравшими лампочками и ветошью для уборки. Он медленно обошел класс.
- Давайте поговорим о прекрасном, - начал он, выставляя на доске репродукции картин русских художников.
Степан Степанович отошел в сторону, посмотреть - ровно ли выставил картинки, оперся о первую парту у двери, раздался сдавленный вздох. Учитель оглянулся. Девочка за партой с ужасом смотрела на его ладонь: та как раз легла в подсохшую кровавую лужу. Завхоз брезгливо дернулся, поднес руку к носу, понюхал. На лице появилось недоумение. Наклонившись к столу, он сквозь огромные круглые очки осмотрел другие пятна и очень быстро покинул класс. Ребята были настолько напуганы всеми этими событиями, что сидели, не шелохнувшись, пока не вошла теперь уже библиотекарь. Она, коротко взглянув на доску, продолжила прерванный урок.
Вовка дома старательно смывал красные чернила с руки, напевая какой-то футбольный мотивчик и обдумывая создавшееся положение: "Дня три можно не ходить в школу, а там и Новый год! Ай, какой же я умный, пусть они там корячатся на своих уроках, а я себе каникулы удлинил!!!" В разгар его радостных мыслей настойчиво зазвенел дверной звонок. Вовка выглянул в глазок. Прямо напротив завис маленький колибри, потешно и быстро размахивая крыльями. У Вовки закружилась голова. Он сделал шаг назад и стукнулся затылком о стену. Опять - звонок. Вовка дрожащими руками открыл дверь. Птица с грозным видом летела прямо на него и целилась длинным тонким клювом в глаз! Вовка сел на корточки и увидел огромную белую крысу в вязаных розовых шапочке и кофте. Она шла на задних лапах, грозно подняв над головой маленькую бейсбольную биту.
- Сейчас мы тебя! - услышал Вовка угрожающие крики, и, даже не закрыв входную дверь, кинулся в свою комнату, забаррикадировался там, придвинув огромное старинное кресло к двери.
Прислушался. В коридоре раздавались странные звуки. Что-то пыхтело, пищало, скрипело. Чуть отодвинув кресло, сквозь маленькую щелочку увидел, как крыса снизу, колибри сверху толкают входную дверь. Затолкали, щелкнул замок. Тишина. Вовка разглядывал незваных гостей и не мог оторвать от них взгляд: колибри был черно-серым с зеленым отливом, а голова совершенно белая, будто седая. На носу огромные круглые очки. Крыса в розовом вытирала лоб тонким платочком. "Где-то я их видел", - задумался Вовка. И тут гости бросились на штурм его комнаты, Вовка еле успел кресло обратно придвинуть. Услышал стук клюва о закрытую дверь и шлепок упавшего тельца. "Получили!" - злорадно хмыкнул он.
Вовка не видел, как крыса помахивала платочком над мордочкой бесчувственного колибри. Хлопала его лапкой, трясла. Наконец, он пришел в сознание, сел, встряхнул головой:
- Что это было? - спросил.
- Дверь. Ты ударился о дверь и потерял сознание, - ответила крыса, - что делать-то будем? Как пробраться в комнату?
- Давай попробуем еще уменьшиться?
- Зачем?
- Смотри, - колибри показал щель под дверью, - я могу уменьшиться до размеров шмеля.
- Интересное предложение, я - до мышки. Этрусской мышки*, - хихикнула крыса.
Конечно, Вовке было страшно, но, как настоящий футболист в стенке, он скрывал свой страх и смело смотрел опасности в лицо, то есть на дверь. В комнате послышался тихий и непонятный звук - из-под кресла вылетел шмель, и выбежала очень маленькая мышка. Вовка вскочил, схватил мухобойку и, пытаясь сбить летающего шмеля и наступить на мышь, заскакал по комнате, размахивая своим оружием, но юркие малютки увертывались, и на глазах изумленного Вовки росли, превращаясь в колибри и крысу. Вовка, вытаращив испуганные глаза, забрался с ногами в компьютерное кресло, услышал:
- Что делать будем? - спросил колибри.
- Поймаем и съедим, - ответила крыса.
Крыса в розовом взобралась на старинное кресло, уселась, закинув лапу за лапу, биту положила на колени. Колибри сел на спинку того же кресла.
- Колибри не едят детей, - закричал Вовка. От страха его уже колотило.
- Я особый колибри, детоядный, - ответила птица.
- А мы больше всего носы любим отгрызать, - задумчиво добавила крыса.
Вовка дрожал в кресле мелкой дрожью, страх пробирал и душил. Он понял, что противник, хоть и маленький, но для него непобедимый.
- Знаешь, - еще более задумчиво произнесла крыса, - съесть это так просто... Может, давай превратим его во что-нибудь?
- К примеру? - живо откликнулся колибри.
- Можно сделать его Колькиным рюкзаком, пусть его попинают.
- Нет, не получится. Кроме Вовки никто не пинает чужие рюкзаки, - возразил колибри.
- Тогда - Нинкиной тетрадкой.
- Бессмысленно, кроме Вовки никто не подбрасывает ее тетрадки.
- Светкиной косичкой?
- Ну, Светку, когда - никогда кто и дернет за косичку, но это - редко. Потом, косички расплетают на ночь, еще перепутаются. Потом, я слышал, Светка хочет их обрезать...
- А давай, в шариковую ручку превратим? Пусть его грызут все подряд?
- Точно!
Крыса подняла биту, прицелилась, и, как меткий индеец томагавк, точным броском отправила ее прямо в лоб Вовки. Удар был несильным, но голова у Вовки закружилась, кресло выросло, Вовка - уменьшился, перевернулся пару раз в воздухе, и на сидение упала шариковая ручка.
Вовка чувствовал какое-то неудобство: его все время что-то толкало то в один бок, то в другой. Было темно и тесно. Он попытался повернуться, но не получилось. "Что это со мной?" - страдальчески подумал и закричал: "Мама! Мама, помоги!" Вовка кричал и пыхтел, но не слышал сам себя. При этом он почувствовал, что стал слегка покачиваться, будто в лодке. Услышал гудки машин, скрежет тормозов. Качание прекратилось, мимо неслись машины. Потом снова - качка, а звуков двигающихся машин нет - остановились. Вовка вспомнил вчерашний день и понял: он теперь ручка и его куда-то несут! Вовка расплакался, но слезы не текли. У него не было глаз. Он не мог двигаться, не мог говорить, не мог пустить слезу (что периодически делал в кабинете директора школы, когда его ругали за проказы). Вовка мог только думать. Он услышал детские голоса, стало тепло.
- Здравствуйте, Марьванна, - раздавалось со всех сторон, - Марьванна, как вы чувствуете себя? А что с Вовкой, Марьванна?
Вовка слышал, как спокойным, ласковым и немного усталым голосом учительница отвечала детям:
- Спасибо, лапушка, у меня все хорошо. С Вовкой, а что с ним? Придет, узнаем.
Наконец прозвенел звонок. Мария Ивановна вошла в класс:
Она достала пенал, открыла. От яркого света Вовка попытался зажмуриться, но у него не получилось. Мария Ивановна подхватила Вовку и положила на стол перед собой.
- Марьванна, - раздалось с последней парты, - я ручку дома забыл!
Вовка узнал голос второго разгильдяя класса, своего лучшего друга Ильи.
- Вот, Илюшенька, возьми ручку, - предложила, - я назвала ее Вовочкой. Осторожно с ней, Илюша, она мне очень дорога! Не повреди!
Илья поскакал на свое место, постукивая ручкой по тетрадям одноклассников. Сел. От ударов у Вовки разболелась голова. Тишина в классе восстановилась, дети старательно выводили под диктовку учительницы слова, а Илья разглядывал ручку. Что-то в ней показалось ему очень знакомым, но что именно, он понять не мог.
- Сдаем диктанты, разбираем тетради с домашним заданием, - произнесла Мария Ивановна.
Илья сдал пустую тетрадь. Потом весь урок он отвлекался: то ручка ему улыбалась, то подмигивала, наконец, он не выдержал:
- Да, вполне возможно,- не удивилась учительница, - она же - Вовочка. Возьми другую, - и протянула Илье новую ручку, а старую положила в журнал.
Прозвенел звонок, дети выскочили из класса.
- Ну, что, Вовочка, получил? Вот так, ломать ручки, рвать тетрадки. И вообще - баловаться, - прошептала Мария Ивановна.
В класс вошел, оглядываясь, Степан Степанович:
- Как он?
- Да как, вот, - Мария Ивановна достала тетрадь Ильи, - видишь - ни одного слова не написал!
- А ты отличнице его дай.
- Так они ручек не забывают.
- А, это просто.
Степан Степанович подошел к столу Светки - лучшей ученицы класса и спрятал ее ручку в свой карман. Следующим уроком была математика. Светка, обнаружив пропажу ручки, очень удивилась и хотела полезть в свой ранец, но Мария Ивановна остановила ее:
- Что там у тебя, Светочка?
- Ручка пропала, сейчас другую возьму.
- Не надо, возьми вот - Вовочку.
Вовка ни разу, за все два с половиной года обучения, не решил ни одной задачки, не выполнил ни одного примера. По математике у него была твердая двойка. И вот - весь урок он писал и решал задачки. Сначала пытался сопротивляться, но Светкина воля к победе была сильней, чем его желание озорничать. К своему удивлению, к концу урока Вовка понял многое из того, что вообще не знал! Вовке вдруг стало интересно! Он даже застыдился самого себя, когда почувствовал раздражение от прозвучавшего звонка на перемену. Так Вовка до конца дня и оставался у Светки. Оказалось, что учиться и не так уж скучно. Когда закончились занятия, Светка отдала учительнице ручку и сказала:
- Странная какая ваша ручка! Она сначала не хотела работать - застревала, царапала бумагу, оставляла пятна, а потом, так странно! Я еще не подумала как, а она уже решение писала. Удивительная ручка!
- Да, Светочка, - скромно ответила учительница, - в мире так много удивительного!
Мария Ивановна спустилась в пустую учительскую, там достала стопку тетрадей:
- Ну что, Вовочка, займемся словарными словами?
Аккуратным учительским почерком она вписала в тетрадь Ильи весь диктант, потом проверила все той же ручкой остальные тетради.
- Может, хоть несколько слов тебе запомнятся.
Вовка плыл в тесном пенале в глубине учительской сумки. Он слышал гудки проезжающих мимо машин, крики играющих в снежки детей и вспоминал сегодняшний день. Как он успешно сам решил тяжеленнейшую задачу! Светка еще думала, а он уже строчил решение. Вовке понравилось. Странно, ему и правда - понравилось. Мерное покачивание успокаивало, Вовка задремал. Он слышал сквозь сон попискивание, непонятный шорох, но просыпаться не хотелось.
Разбудил его яркий свет, бивший в глаза. Он дернулся, получилось! Вовка испытал дикую радость от движений. Оглянулся: он в своей комнате, огромное кресло так же придвинуто к двери. Вовка вытянул вперед руки. На месте. Он больше не ручка! Он снова Вовка! Хотелось кричать и прыгать, бегать, скакать! Хотелось двигаться и двигаться. Вовка оттащил с трудом кресло. "Как я его вчера придвинул к двери?" - удивился. Обошел всю квартиру - никого. Прошел на кухню, поставил в микроволновку приготовленный мамой обед. Задумался. Его смущали неожиданные воспоминания: колибри, крыса, он - ручка. Что это? Вовка съел суп, не ощущая вкуса. Привычно швырнул тарелку в раковину, пошел к себе. В дверях застыл: на столе возле компьютера сидели крыса в розовом с бейсбольной битой в лапе и серо-черный колибри.
- Проходи, Вовочка, не стесняйся, - доброжелательно произнесла крыса.
- Марьванна! - догадался Вовка.
- Да, Вовочка, это я. А как ты догадался?
- А Вовочкой меня только вы называете.
- Да, прокололась, - усмехнулся колибри, - что делать будем?
- Ну, не знаю, - растерялась Крыса, - можно было бы нос отгрызть и пальцы, а теперь, раз он меня узнал, придется всего съесть.
Но Вовка почему-то совершенно перестал бояться:
- А, Марьванна, что вы. Да никогда и никого вы не съедите.
- Это почему?
- Я знаю, вы - добрая.
- Ну так я недобрый! Я тебя сейчас!
Вовка растерянно смотрел на крысу:
- Марьванна, скажите же, я исправился!
- А я не знаю, исправился ты или нет, - возразила крыса.
- Честное слово, исправился. Я больше не буду баловаться на уроках. Я буду делать все домашние задания и одноклассников больше не обижу!
- Это точно, Вовочка? Ты не обманываешь нас?
- Конечно, не обманываю! Мне даже понравилось сегодня задачки решать и диктант писать!
- Хорошо, Вовочка, - откликнулась Мария Ивановна, - будь по-твоему. Но мы на всякий случай оставим здесь тебе маленькую напоминалку.
Крыса прицелилась и метнула свою биту на книжную полку. И там появилась статуэтка: в кресле, закинув лапу за лапу, сидит крыса в розовых вязаных шапочке и кофте, а на спинке этого кресла - черно-серый колибри с белой головой и огромными очками на длинном носу. Вовка подошел поближе, достал статуэтку, оглянулся. Никого! Он в комнате совсем один. Вовка поставил скульптурную группу рядом с компьютером, достал учебники и тетради и сел делать уроки. Когда Вовка, решив последний пример, закрыл тетрадь по математике, раздались веселые аплодисменты. Это колибри и крыса приветствовали его первое самостоятельно выполненное домашнее задание.
* этрусская мышь - самое маленькое млекопитающее на земле. Вес половозрелой особи 1,5-2 грамма. В спичечном коробке помещается три мышки. Очень редкое животное.