Ильинец Елена Валентиновна : другие произведения.

Человек. 1. Борьба с самим собой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Борьба с самим собой

или чего нам не хватает для счастья

   Немного из истории о понятии "счастье" ...
  
   Вопросы о смысле жизни и понятие "счастье" волнуют человечество с давних времен. На эту тему было написано много трудов, как в древности, так и в современном мире. В разные эпохи к этому вопросу подходили по-разному, опираясь на морально-этические, религиозные и философские воззрения и концепции.
  
   Рассмотрим этимологическое значение понятия "истинное счастье" (древне греческое слово "еudaimonia") - это божественное покровительство, помощь богов, творящих судьбу человека. Слово "еudaimonia" состоит из двух частей: "eu" - добро и "daimon" - божество. В Римской империи слово "счастье" уже обретает практическое значение, связанное с понятиями "фортуна" или "удача". В русском языке это слово имеет несколько значений - это судьба, доля, успех в делах, благополучие, жизнь без горя и забот.
  
   В философии, религии, психологии, художественном творчестве счастье является явлением духовной и эмоциональной жизни человека. В глубинах бессознательного скрывается сущность этого понятия из нравственной жизни.
  
   Конечно, понятие счастья у каждого человека свое. Индивидуальность такого подхода напрямую связана с жизненным кредо, темпераментом и характером личности. Еще Аристотель отмечал: "Одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость, а иным все это вместе или что-нибудь одно в соединении с удовольствием или не без участия удовольствия, есть и такие, что включают в понятие счастья и внешнее благосостояние"1.
  
   Но к чему человек должен стремиться в первую очередь? - К осмыслению жизни, к гармонии, во-первых, с самим собой, т.е. к осознанию своего внутреннего мира или своего "я", во-вторых, к пониманию окружающего мира, т.е. социума. Стремление осуществить свое назначение не дается так легко.
  
   Аристотель, Эпикур, Августин, Толстой и многие другие мыслители обращались к этической категории "счастья", часто связывая это понятие с вопросом о смысле жизни. Надо заметить, что нет категории универсального счастья, это субъективное понятие стоит рассматривать только в соотношении с объектом. Счастье - это часть жизни определенного объекта, являющееся составным звеном одной общей цепочки цивилизации, но не смыслом всей жизни какого-то определенного индивида. Стремление к удовлетворению может ли оно быть истинным счастьем?!
  
   Вспомним теорию либидо З. Фрейда... Понятие "влечения к удовольствиям" противопоставляется понятию "влечение к смерти". Инстинкты эроса и смерти в своем дуализме ориентируют в тот или иной период жизни наше сознание. Владеющее человеческими страстями "оно" включает в себя самые древние инстинкты человечества. "Оно" может вступать в конфликт с "супер-я", т.е., иначе говоря, с двигающим эволюцию высшим духовным началом или высшей духовной субстанцией - духом. Тогда появляется некий монстр "эго", и начинает нашептывать нашему разуму о глупости и необоснованности отказа от удовольствий, утверждая, что человек будет обречен на смерть, что без удовольствий жизнь мрачна, уныла и окрашена в серые тона, что холод и одиночество поглотят нас, так зачем же нам, людям, отказываться от счастья? Конечно, счастье можно понимать как удовлетворение или удовлетворенность, но тогда человек будет остановлен в своем развитии, инстинкты возьмут верх над духовностью, начнется процесс инволюции.
  
   Лев Толстой считал, что счастье - это плод нашей добродетели, приводя в доказательство слова Ангелуса Силезиуса: "Если рай не в тебе самом, то ты никогда не войдешь в него"2.
   Получается, что счастья достижимо уже в земной жизни, а не только на Небесах, и это счастье творит сам человек, своими добрыми делами и поступками. Так счастье тесно переплетается со смыслом жизни, который заключается у Толстого во "все большем и большем сознании в себе Бога"3. Задумавшись об этом, человек начинает свой путь к самосовершенствованию. Тут мы подходим к понятию божественной любви: "Люби, не переставая, и, не переставая, будешь счастлив"4. Любовь окрыляет, любовь возвышает и дает возможность творить и себя и мир - человек становится подобен Творцу, таким образом, находит счастье в самом себе. Своим счастьем он делает и других людей счастливее и, тем самым, обретает свое подлинное назначение. В сердце живет любовь и восстановлена отчужденность с миром - это ли не счастье!? Такое понимание доминирует, в основном, у людей с религиозным мышлением, у верующих. Циникам, атеистам и скептикам такое счастье не пришлось бы по вкусу!
  
   Исторический путь понятия счастья весьма разнообразен. В гедонизме счастье - это наслаждение. Эвдемонизм утверждает, что для обретения счастья надо обратиться к себе, обрести душевный покой. Утилитаризм говорит нам о полезности счастья. Евангельское понимание счастья заключено в смирении ("блаженны нищие духом...", т.к. именно они унаследуют царство Небесное). Жертвенность, жертвенная любовь делает верующего счастливым.
  
   Мы видим, что понятие "счастье" имеет как субъективную, так и объективную стороны, т.е. двойственную природу. Счастье для человека может рассматриваться как некоторое объективное благо или успех, так и некоторое субъективное ощущение возвышенности и покоя. Счастливым можно быть даже в несчастья, если в душе царит покой.
  
   Экзистенциальные дихотомии человека.
  
   Человек постоянно пребывает в трех сферах жизнедеятельности: материальной, эмоциональной и интеллектуальной. Эти сферы могут быть равновеликими, тогда мы можем говорить о гармонично развитой личности, но также возможно доминирование одной из них, что, обычно, может выводить человека из состояния психического равновесия. О дихотомиях жизни и смерти говорил Э. Фромм. В своем труде "Человек для себя" он высказал мнение о категории "разума", как о даре и о проклятии. В литературе можно говорить об архетипе "горе от ума". Фромм писал: "возникновение разума породило для человека дихотомию, принуждающую его вечно стремиться к новым решениям"5, а также "посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека, признать, что вне человека нет силы, способной за него решить его проблемы"5. Эти два утверждения наталкивают на мысль, что человек, наделенный разумом, обречен на одиночество. Силой своего разума мы оцениваем ситуацию и самостоятельно принимаем решение. В этот момент человек одинок, а его разум стремится разрешить противоречия, которые возникают в результате конфликта между его внутренним духовным миром и жаждой наслаждения. Или, говоря словами Фрейда, конфликт между "супер-я" и "оно". Та или иная ситуация рождает свою мотивацию, человек стремится найти равновесие. Правильный подход к объекту анализа, независимо от того, есть ли это отдельный человек или какое-то конкретное событие, дает правильное решение. Ложная субъективность, в которой нет соотнесенности с объектом, может направить человека по ложному пути, т.е. привести к предвзятому мнению или фантазии. Но для того, чтобы что-то правильно оценить, необходимо оставаться в состоянии полного душевного равновесия или покоя. Как отмечал Фромм: "Возможность прислушаться к самому себе - это предпосылка возможности услышать других; быть в мире с самим собой - это необходимое условие взаимоотношений с другими людьми"6.
  
   Но вернемся к нашему понятию "счастье". Можно часто слышать от людей такие высказывания: "как я несчастен!", "фортуна отвернулась от меня", "судьба меня не балует", "жизнь моя уже не имеет смысла" и др. Все они говорят об утрате счастья и гармонии. По тем или иным причинам человек выведен из космического равновесия, утратил духовную опору в жизни. Этот человек "болен". Обычно, бывает трудно самому справиться с эмоциональным негативом обуревающих тебя чувств и эмоций. Чаще всего люди спешат поделиться своими наболевшими проблемами с ближайшим другом или подругой, порой идут к экстрасенсу, психоаналитику или священнику, но чаще всего это остается безрезультатным. Даже собрав множество советов от других людей, потерявшийся в мире эмоций человек, еще хуже запутывает в своих проблемах. Начинается раздвоение личности, ведущее к неврозам, депрессиям и эмоциональным срывам. Причина в этом очень простая. Советы, даже самые хорошие и искренние, которые даются другими людьми, не всегда подходят к сугубо личностной ситуации, т.к. чаще всего бывают субъективными. Получая такой совет, человек отрывается от объективной реальности, блуждает в мире иллюзий, все больше погружаясь в состояние отчаянья. И тут может произойти включение индивида в бессознательное. Приходит осознание одиночества и неразрешимости проблемы, отсутствие равновесия мешает нашему разуму сконцентрироваться на реальной проблеме или сути ее разрешения. Но мысли, уносимые в небытие вихрем эмоций, только тонут в этом бессознательном. Так начинается процесс перехода, при условии, конечно, что личность развита и устремлена к эволюционному развитию.
  
   Переход...
  
   Переход или измененное состояние сознания объекта, рассматриваемого в процессе эволюции, можно сравнить с нулевым вектором, начало которого совпадает с его концом. Нам известно, что нуль-вектор "определяет тождественное движение пространства, при котором каждая точка пространства переходит в себя. С нулевым вектором не связывают никакого направления в пространстве. Нулевой вектор принято считать сонаправленным любому вектору. ... Все координаты нулевого вектора равны нулю"7.
  
   В момент эмоционально-ментального перехода человек, достигший полного ощущения покоя, ощутив свое единство с Вселенной, может начать свое новое движение по спирали эволюционного подъема. Переход сопровождается в человеке на эмоциональном уровне откровением или прозрением. В этот момент могут открыться, спящие на уровне подсознания, способности. Чем больше человек сконцентрирован на своем внутреннем мире и все больше и больше углубляется внутрь себя до ощущения внутреннего покоя, тем совершеннее будет трансмутация (или преображение) личности. Такое качественное изменение человека, даст не только внутреннее спокойствие, но приведет личность к внутреннему равновесию. Проблема противостояния добра и зла исчерпает себя, т.к. наступит осознание того, что эти два противоположных по значению понятия являются одним целым. Не существует "полного добра" или "полного зла". Можно говорить, что есть добро, препятствующее злу и разрушению, и зло, которое противится разумному проявлению добродетели. Мы часто соприкасаемся с этой реальностью в нашей жизни, но редко задумываемся над этим.
  
   Если мы изобразим графически нашу жизнь прямой "?" и отметим на ней некую точку "в", обозначающую переход, то, проведя через эту точку перпендикулярную прямую "?", мы сможем утверждать о процессе эволюции и инволюции личности. Такая множественная плоскость системы координат и составит нашу жизнь, с ее подъемами и спадами, радостями и депрессиями, откровением и упадком духа.
  
  
   0x08 graphic
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
   В разные периоды нашей жизни мы сталкиваемся с проблемами, которые кажутся нам неразрешимыми, трагическими, пугающими и даже безысходными. В такой момент кризиса мы, чаще всего, и сталкиваемся с явлением перехода. И тут надо быть поистине сильной личностью, чтобы выдержать натиск иллюзорных гнетущих размышлений и мыслеобразов. Начинается борьба за свое место под солнцем. Тут уж часто бывает не до благородства и не до добродетелей, конечно, при условии, что человек, пока еще слаб в вере, а воля его закована цепями рабства. Именно в этот момент надо собрать все свои духовные силы, остановиться и погрузиться внутрь себя до ощущения полного покоя. В состоянии покоя возможно движение или вверх, или вниз, т.е. личность пойдет или в направлении эволюции, или инволюции. Люди духовные и верующие, наделенные добродетелями и имеющие благородный склад ума, называют такие моменты божественными откровениями, озарением, просветлением. Состояние перехода необходимая составляющая как отдельно взятой личности, так и общества в целом, т.к. именно в этот момент человек или система (коллектив) достигают равновесия и ощущения единства с мирозданием. Состояние душевного покоя дает возможность наметить конкретную цель, становится видимым выход из создавшегося кризиса. Конечно, в моменты, когда человек счастлив в высоком понимании этого слова, то также возможен переход или подъем - художник, писатель, мыслитель становятся творцами. Так осуществляется развитие.
  
   Доминанта и мыслеформы
  
   Слово "мыслеформы" многогранно и выходит за пределы реально познаваемого мира. На тему природы и силы мысли написано много работ. Обратимся к работе Анни Безант и Чарльза Ледбитера "Мыслеформы"8.
  
   Мы часто слышим рассказы о необычных сновидениях, о божественных откровениях и видениях. В религиозной и теологической литературе можно говорить об откровениях, широко представленных в Священных Преданиях. Психология и философия стремятся также объяснить понятие бессознательного. Можно говорить об иллюзиях и галлюцинациях. У А. Безант и Ч. Лидбетера читаем: "Создание объекта - это выделение образа из ума и его последующая материализация..." или "излучаемые колебания переносят характер мысли...". Теософский и эзотерический взгляд на явления окружающего мира в этой работе являются доминирующими и подводят нас к утверждению, что "мысль - это вещь", это явление объективное и поддающееся анализу. Даже с точки зрения материализма, мы не сможем сказать, что мысли вообще не существует! Авторы говорят о природе мысли: о силе и качестве цвета, которые тот или иной человек излучает в пространстве и времени, о форме и о действии в окружающем мире. Сила и красота мысли человека, искренне молящегося, отличается от мысли гневающегося или раздраженного человека. В статье также говорится, что "человек, думающий проницательно о каком-либо высоком предмете, порождает вибрации, которые стремятся возбудить мысли того же уровня в других...". Если человек думает о Боге, то он является миссионером, даже не подозревая об этом. Для наглядности приведем два рисунка, взятых из этой работы.
  
   0x08 graphic
Рисунок 1. Так выглядит излучающая любовь. Человек в этот момент думает о любви ко всем живым существам.
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
Рисунок 2. Здесь мы видим мысль человека,
   который испытывает страх,
   состояние внезапного испуга.
  
  
  
  
  
  
  
   Так ли это или нет?! На эту тему можно много спорить. Мы приводим специально пример двух противоположных эмоций - любви и страха. Рисунок 1 изображает сферу положительных эмоций, а рисунок 2 выражает отрицательный фон. Мы все хотя бы раз в жизни испытывали и чувство сильной любви, и чувство неописуемого животного страха. Если рядом с нами находились другие люди, они тоже могли ощущать те же, что и мы эмоции. Если в темной комнате кто-то с увлечением рассказывает страшную историю, и вдруг в этот момент послышится шорох или стук, то слушатели невольно содрогнутся. Так образ, созданный рассказчиком и проникший в бессознательное, начинает жить своей жизнью и действовать на окружающих людей. Также и хороший проповедник, воодушевленно говорящий о любви Божьей, заставляет наши сердца биться в унисон с его речью - мы начинаем ощущать эту божественную любовь каждой клеточкой своего организма.
  
   В Послании к Римлянам говорится, что "вера - от слышания, а слышание от Слова Божия" (Рим. 10:17). Но каково это слово? Если докладчик или выступающий с кафедры человек достаточно хорошо обладает ораторским искусством, логически обосновывая свои высказывания, и при этом еще имеет развитое образное мышление, то публика будет внимательно слушать его и откликаться эмоциональной поддержкой, подпитывая создаваемые в речи докладчика речевые образы и мыслеформы своими ассоциативными тождественными образами. Так будет создана некая мыслеформа в области бессознательного, которая может начать свою самостоятельную жизнь, при условии, конечно, что сила мысли будет достаточна велика. Не зря говорится, что мысли наши должны быть чисты. Представьте себе, что человек или группа людей создает некоего монстра лицемерия, лжи, зависти, и этот монстр начинает жить некоторое время в бессознательном. Предоставленный сам себе, никем не управляемый, он захочет питаться. Начнется обратный процесс - создатели сами станут жертвами, созданного ими чудовища. Так подумайте сами, стоит ли нам создавать самим себе такие ловушки. Не лучше ли очищать свои мысли!
  
   Вызывает интерес теория А. А. Ухтомского о доминанте (domimns - господствующий) - устойчивом очаге повышенной возбудимости, сопровождаемом инерцией мышления. Человек, попавший в стрессовую ситуацию, начинает усиленно думать о гнетущей его проблеме, тем самым создает в коре головного мозга очаг возбуждения, который начинает тормозить все остальные центры нервной системы. Состояние тревоги, нарастающее от субъективного эмоционального фона, становится доминирующим. Негативные эмоции и трагические мыслеформы постоянно подпитывают эту доминанту, приводя человека к нервно психологическому срыву, доводя до истеричности и вызывая не поддающееся контролю и анализу поведение. Логика в данной ситуации охотно становится слугой доминанте, а созданная и подпитываемая постоянными эмоциями мыслеформа начинает свое разрушительное для человека действие. Выйти из такой ситуации собственными силами практически не возможно, т.к. для этого надо создать новую доминанту, которая будет тормозить старую. Говоря проще, просто надо уничтожить созданную негативную мыслеформу, тем самым нейтрализовав разрушающую личность доминанту, и создать новую положительную мыслеформу, которая станет доминирующей.
  
   Мы видим, что доминанта и мыслеформа - это два взаимосвязанных и взаимодействующих понятия. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Доминанта может подвести человека к пункту остановки, с целью осмысления действительности и выбора дальнейшего пути. В такие переломные этапы сознание человека или открывает путь в сферы духовные, или человек становится на путь деградации.
  
   Архетип и коллективное бессознательное
  
   Эти два понятия в психологию ввел Карл Густав Юнг. Архетип (с греческого ???????? - первообраз) - это архаические психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Коллективное или трансперсональное бессознательное состоит из архетипов и идей.
  
   С архетипами, являющимися устойчивыми по своей структуре и влияющими на эмоции человека, мы часто сталкиваемся в сновидениях, в религии, в мифах, в идеях.
  
   Юнг утверждал: "Поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным"9.
  
   В работе "Концепция коллективного бессознательного" читпем: "Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от личностного бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием, в отличие от последнего, личному опыту и, следовательно, не является индивидуальным приобретением. Если личностное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или подавления, то элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Личностное бессознательное состоит главным образом из комплексов, тогда как содержание коллективного бессознательного составляют в основном архетипы"10. Еще у Фрейда и Адлера говорится о личностном характере психики или сознания человека, опирающегося на инстинкты. Юнг идет дальше, выделяя архетипы и доказывая, что инстинкт не зависит от мотивации разума. У него архетип приравнивается к мифологическому мотиву.
  
   Сегодня человек прошлого все еще живет в нас, даже если мы это не можем осознать до конца. Первобытный человек со всеми его инстинктами порой начинает проявляться в нашем сознании: тут мы, в лучшем случае, стремимся соединиться с природой, если, конечно, совсем дикий зверь не пробуждается в нас. Нам хочется пойти в горы или прогуляться по лесу, поплавать в море или в озере. Ощущение единства с мирозданием наполняет нас силой и энергией. Цивилизация нам много дала, но при этом мы утратили связь с природой. Мы отделены от нее плотным занавесом бетонных стен наших квартир и кабинетов. Окруженные комфортом, мы все-таки чувствуем себя обделенными.
  
   Огромные силы, так необходимые для нашего гармоничного существования, находятся в религиозной и мифологической сферах человека. Человек, наделенный богатым воображением, может черпать энергию из этой сферы бессознательного - это, обычно, творческие личности. Архетипические образы и картины могут стать основой для художественного шедевра в живописи, литературе и т.д. Постоянное чтение Евангелия может привести нас от христианских архетипов к коллективному бессознательному. Если это, конечно, не полная фантазия, мы сможем получить откровение и найти ответ на мучающие нас вопросы в христологии. Аналогично можно рассуждать и о научных открытиях. Физик, биолог, математик, историк, обдумывая долгое время тот или иной вопрос, также может получить ответ именно из коллективного бессознательного. Но коллективное бессознательное может и само вторгнуться в наше сознание, и здесь человеку часто бывает трудно разобраться в себе и сделать конкретный вывод, т.к. архетипов также много, как и типичных жизненных ситуаций. Люди, став жертвами архетипов, могут быть подвержены эмоциональному срывы и выведены из равновесия. Поэтому всегда надо осторожно относиться к своим непонятным желаниям и не свойственным для конкретного индивида чувствам, а также к возникающим спонтанно эмоциям и мыслям. Люди часто любят разгадывать и интерпретировать свои сны, при этом забывая, что сновидения часто содержат фантазии, источником которых становятся подавленные инстинкты.
  
   В труде "Об архетипах коллективного бессознательного Юнг писал: "В камерах сердца обитают злые духи крови, внезапного гнева и чувственных пристрастий". По его мнению, душа, пребывающая во тьме - это глубины нашего подсознания. Он советует заглянуть вглубь себя и в "зеркале вод" увидеть свою Тень. Говоря проще, человек, который сможет искренне оценить сам себя и свои поступки, выведет из тьмы свою душу. Когда наше личностное бессознательное уловит Тень, то наступит осознание беспомощности и слабости. Но это важно для личности, т.к. "обращение к бессознательному является для нас жизненно важным вопросом. Речь идет о духовном бытие или небытие". Сознание вступает в противоречие с архетипическими инстинктами бессознательного, и нас может подстерегать опасность поддаться "чарующему влиянию архетипов". И тут стоит остановиться, задуматься, стоит ли полностью отдаваться во власть архетипов или плыть по течению в коллективном бессознательном. И, когда человек поймет что же для него важно в тот или иной конкретный момент его жизни, то его дух устремится, выражаясь словами Юнга, " к огненным высотам", где обретет жизненную силу и мощь разума.
  
   Заключение
  
   Теперь вернемся к понятию счастья. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что свое счастье мы создаем сами, наше счастье и судьба находят в наших руках. Людям, которые поддаются губительному влиянию негативных доминант, будет всегда чего-то не хватать в жизни. Они будут вечно плыть в колесе сансары, ругая при этом судьбу и окружающий их мир. Такие люди, совершая ошибки, будут перекладывать свою вину за те или иные отрицательные действия на других. Порой трудно признаться самому себе, что ты поступаешь плохо, что живешь и действуешь не правильно. Так черная дыра бессознательного все глубже и глубже засасывает тебя в негативный генетический планетарный код. Жизнь без проблем не бывает, т.к. мы все находимся в социуме, который также оказывает влияние на нас коллективными мыслеформами. Бороться с ними нам может просто не хватать сил, но это не означает, что надо полностью влиться в коллективное мышление и потерять свою индивидуальность. Для этого надо стать личностью, понять самого себя, достичь гармонии с самим собой и с окружающим миром. Во всех религиях мира говорится о доминанте божественной любви. Если вы, действительно, совершили переход и ощутили в себе силу этой любви, то вы достигли совершенства. Душа ваша уже не будет метаться от положительного к отрицательному и наоборот, вы ощутите полный покой в себе, умиротворение и примирение с миром станут вашими лучшими помощниками.
  
   В жизни всегда дается шанс остановиться и задуматься: стоит ли продолжать дальше скатываться вниз по наклонной и еще хуже осложнять свою жизнь. В момент перехода при правильной оценке архетипов и разумном включении в коллективное бессознательное индивиду дается шанс на выход из создавшегося кризиса. Человек, тебе остается только выбрать: идти путем эволюции или инволюции.
  

Док.ф.н. Елена Ильинец

   Библиография
  
      -- Аристотель. Соч. в 4-х томах, т. 4., М., 1984, с. 66
      -- Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993, с.365
      -- Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993, с. 404
      -- Толстой Л. Н. Путь жизни. М., 1993, с. 407
      -- Фромм Э. Человек для себя, интернет ресурс:
   http://psylib.ukrweb.net/books/fromm04/txt02.htm
      -- Фромм Э. Человек для себя, интернет ресурс:
   http://psylib.ukrweb.net/books/fromm04/txt02.htm
      -- Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org/
      -- Анни Безант и Чарльз Ледбитер, Мыслеформы, интернет источник:
   http://www.theosophy.ru/lib/myslform/myslfm.htm
      -- Карл Густав Юнг. Об архетипах коллективного бессознательного, интернет источник: http://pryahi.indeep.ru/psychology/jungian/jung_01.html
      -- Карл Густав Юнг. Концепция коллективного бессознательного, интернет источник: http://oculus.com.ua/stat.php?id=53
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Страница 8

  
  
  
  
   в ?
  
   ?
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"