Философ сидел в Афинах, в Элладе, и в окружении своих учеников. Он рассуждал о том, почему страну его называют Элладой, но на ум ему ничего не приходило, и тут один из его учеников спросил его:
- А почему земля наша зовётся Элладой.
Философ нахмурил брови, так как ответа ещё не придумал и в сердцах ответил:
- Один глупец может задать такой вопрос, что и сто умных не ответит.
- Понял учитель, один умный может задать такой вопрос, что и сто глупцов не ответит.
- Ты всё неправильно запомнил.
- А, ну тогда так. Один умный глупец может задать такой вопрос, что и сто глупых умников ответить не могут.
- Опять всё не так. Просто ты - глупец и вопросы у тебя глупые, а я умный, потому и не отвечаю на твой глупый вопрос, а земля наша названа так потому, что живут в ней эллины.
- Учитель, а зачем вы ответили на мой глупый вопрос. Выходит, теперь вы - глупый человек.
- Почему?
- Теперь вы стали ещё глупее, вы спрашиваете у глупца.
- Ну, если ты называешь себя глупцом, тот как же тебе судить о моём уме. И потом, почему ты называешь глупца умным, а умного глупцом. Ведь разве может быть умный глупец и глупый умник?
- Если умный поглупеет, то станет глупцом, а если глупец поумнеет, то станет умным. И в тот момент, когда умный начинает глупеть, он становится дурным умником, а когда глупый начинает умнеть, то он становится умным глупцом.
- А разве такое бывает?
- Теоретически, да
- А практически?
- Думаю, тоже да.
- Так ты думаешь или знаешь?
- Думаю, что знаю
- А что, если предпосылки твоих рассуждений не верны?
- Тогда и рассуждения мои ошибочны.
- Ну вот, выходит ты - глупец.
- Почему?
- Теперь стал ещё глупее. Вновь задаёшь умному человеку глупые вопросы.
- Кому же мне их задавать? Глупцу? Но разве он знает, что ответить?
И потом, ведь в споре рождается истина.
- Думаю, нет необходимости спорить с глупцом или что-либо спрашивать. Его не убедить. Истину ему не познать.
- Означает ли это, что если кого-то можно убедить, то этот некто не глупец?
- Это может быть рассудительный человек, а может быть легковерный глупец.
- Кто же это определяет?
- Человек есть мера всех вещей
- А что, если человек определяющий меру вещей глуп.
- Тогда и мера такого человека глупая
- А что, если глупец мнит себя мудрецом?
- Значит, он во власти самообмана.
- Как же ему хватило ума обмануть самого себя, если он глуп.
- На это ума у него хватает?
- А на что не хватает у него ума?
- На всё остальное.
- Так на что же остальное требуется ему ум?
- На то, чтобы понять, что он - глупец.
- А зачем ему это понимать?
- Чтобы поумнеть.
- Как же ему поумнеть, если у него ума не хватает.
- Надо учиться у умных людей.
- А что если умные люди окажутся глупцами.
- Тогда глупец с глупыми учителями впадёт в заблуждение.
- Кто же решит, что глупец с глупыми учителями во власти самообмана.
- Умные люди.
- А что, если эти умные люди, такие же глупцы во власти самообмана относительно своего ума.
- Тогда прислушайся к себе. Познай себя, твой внутренний свет выведет тебя из тьмы невежества, и ты познаешь истину...