Сегодня в научной среде интерес к феномену альтруизма заметно возрастает. Подобное явление имеет отражение и в нашем обществе. Голоса всевозможных общественных, религиозных, духовных предводителей усиливаются. То тут, то там тебе пытаются всучить новую ценность - будь альтруистом! Да и вспомните своих родителей, школьных учителей - вечное: "Будь хорошим!", "Делай так!", "Делай добро!"
Что это? - недостижимый идеал или реальность? К кому он обращён? Откуда вообще эта идея, настолько утопично звучащая на фоне разнузданного нескрываемого эгоистического существования, но вновь и вновь возрождающаяся? Кроме того, бесконечно предлагаемые иллюзорные ценности, так страстно где-то в глубине души желаемые и так бесчестно попираемые теми же ораторами, просто не позволяют не решить этого болезненного противоречия.
Ведущей работой по теме феномена альтруизма считается статья В.П.Эфроимсона "Родословная альтруизма" (Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989) - классик отечественной генетики). В ней автор методично подводит к осознанию, что в самом альтруизме нет ничего сверхъестественного. В ходе эволюции выживание обеспечивало именно такое поведение, которое можно определить как альтруистическое - чувство верности, товарищества, забота, самоотверженность и т.п. Подобные процессы мы можем наблюдать и сегодня, в большинстве случаев, в пределах семьи: родители-дети; муж-жена; братья, сёстры - связи, которые существуют благодаря заложенной природой альтруистической модели взаимоотношений. То же самое просматривается и в поведении относительно племени, народа, страны. Если существует достаточный внешний стимул (обычно угроза, касающаяся всей группы), человек совершает поступки не несущие ему лично как индивиду никакой выгоды. В.П.Эфроимсон предполагает, что при наличии всеобъемлющего внешнего стимула, альтруистическое поведение распространится на всё человечество.
Следует заметить, что "внешний стимул" подразумевает под собой весьма неприятные воздействия, хотя и несёт за собой столь полезные изменения. В подобном контексте, становятся яснее мотивы озвучиваемых различными людьми призывов к альтруизму. Признаки внешнего давления налицо. Даже не учитывая социального, политического, экономического прессинга (что, условно, можно отнести к надуманным проблемам), факты стихийных бедствий и катастроф говорят сами за себя. К тому же в условиях столь тесной взаимосвязи, которую обеспечила нам всемирная сеть распределения необходимых ресурсов (энергия, финансы, продукты питания и др.) между нами, нет возможности просто закрыть глаза на происходящее. Взаимозависимость, ранее ощущаемая лишь в рамках семьи, выраженная теми же пресловутыми: "будь хорошим"; "делай так"; "помогай", со временем распространяется на государство, а затем и всё человеческое сообщество.
Так что же такое "альтруизм" - мираж, мерцающий в пустыне себялюбия или неизбежное будущее? Не берусь делать поспешного вывода, поскольку боюсь уподобиться тем же ораторам, провозглашающим идею альтруизма и не желающим испробовать её на себе. А как известно в любой науке препарат не прошедший проверку не вызывает доверия. Подопытным придётся быть самому.