Инкогнитов Петр Сергеевич : другие произведения.

Загадочная японская душа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Загадочная японская душа.
  
   Современная литература бывает русская, немецкая, французская, китайская, американская даже есть - вы приведете еще много примеров и дополните каждый пример конкретными фамилиями. Я тоже так мог, пока не задался вопросом - а что есть литература японская, современная. Ответ есть.
   Кэндзабуро (Кендзебуро) Оэ.
   С этого началось, да и продолжается мое знакомство с современной японской прозой. И мне интересно. Дабы ввести в курс дела, приведу вам некоторые справочные сведения:
  
   "ОЭ Кэндзабуро (р. 1935), японский писатель. В центре романов Оэ -- нравственные искания послевоенного поколения ("Личный опыт", 1964), трагедия Хиросимы, тревога за судьбы человечества в ядерный век ("Футбол 1860", 1967; "Объяли меня воды до души моей...", т. 1-2, 1973; "Записки пинчраннера", 1976). Остросоциальный роман "Игры сверстников" (1979) о прошлом и будущем Японии. Автобиографический роман "Письма к милому прошлому" (1987). Нобелевская премия (1994)."
  
   Справочные данные привел я неспроста - обратите внимание на даты - тогда Япония была на перепутье, правда, на своем, японском перепутье, в своей эпохе перемен - но отдаленно похожей на нашу. Когда поступки не соответствуют мотивам, когда - либо сердцем, либо умом, когда не понимаешь - чего ты хочешь. Но жить надо и люди живут и стараются понять зачем, почему так и что делать (не надо думать, что "шо делать?" - чисто русский вопрос, просто он в России вечный). И чего-то ищут.
   Ищет и главный герой романа "Футбол 1860 года". Его зовут Мицу. У него есть жена. И ребенок - инвалид постъядерной эры (к слову - в творчестве часто проскакивает тема ребенка-инвалида постъядерной эры, см. "Записки пинчраннера"). А еще у него был товарищ, который повесился. Абсолютно голым и выкрасившим лысую голову в красный цвет. Это и стало той самой Тайной повесившегося друга, над разгадкой которой и будет думать всю оставшуюся книгу. В этой книге наличие персональной Тайны, персональной Правды составляет главный мотив к действию всех его героев. Это что-то такое личное, такое темное и теплое - что узнай об этом кто-нибудь - и жизнь сразу прекратится. Полностью сбитый с толка, выбитый из колеи и не понимающий практически уже ничего наш герой отправляется в деревню к брату - нет, не отдохнуть от суеты, а просто "попилить" и продать имущество родителей. Брат - предводитель деревенской молодежи - тоже чем-то очень сильно озабочен, а чем - тоже неясно. Попав в совершенно иной для городского жителя мир, Мицу пытается понять место себя в нем (хотя он понимает, что он тут не к месту и постепенно переходит на позицию непонятно кому сочувствующего наблюдателя). А деревня живет своей жизнью - хотя жизнью это назвать тяжело - традиции - основа любой деревни - разрываются, скручиваются, превращаются непонятно во что - бесперспективность, безработица, телевидение, радио, демократия - размывают деревню, стоящую на огромной поляне в окружении девственного леса. Изоляции приходит конец - бывший военнопленный, кореец, представитель низшей расы открывает в деревне супермаркет, который прекращает всякую экономическую деятельность в деревне, оставляя кроме себя лишь винную лавку (знакомая проблема - "понаехали тут"?). Оказавшись без других источников снабжения, деревня попадает в рабство к бывшему рабу.
   На всем этом фоне разворачивается кипучая деятельность младшего брата нашего героя - Такаси, но он уже давно живет прошлым, славным прошлым своих предков, известных бунтарей предыдущей эпохи перемен. Он ищет их мотивы, пытается восстановить их историю и выдвигает свою, героическую версию событий, в пику своему брату, которого он тоже озадачил этой проблемой, придерживающегося противоположной версии. Проникнувшись "героическим духом" предков Такаси решает пройти их путь - и, в отрезанной от мира лесом и снегопадами деревне, начинает восстание, японский бунт, бессмысленный, беспощадный и бескровный - против образа всего зла - супермаркета. А бунт сказывается обычным мародерством, и ни кого он не захватил, и никого он не поднял, а получился просто пшик. И ничего больше. Все улеглось и всем стало стыдно.
   А вождь восстания... он понял, что произошло, и что будет потом, и предпочел простой путь - уйти. Открыв свою Тайну, сказав свою правду. Признавшись брату, что в юношестве сожительствовал с собственной сестрой. И что под гнетом доказательств вся его мифология о героических предках рухнула, как карточный домик. Слова свои он подкрепил делом - пошел на чердак да и выбил себе мозг.
   Наш герой не стал особо горевать. Просто, когда сарай в их бывшем доме стали сносит, там открылась одна маленькая деталь и всё, о чем они размышляли с братом на тему своих героических предков - оказалось просто измышлениями на заданную тему. А решение проблемы назрело само собой - снегопады кончилась, герой с беременной от его брата женой бегут оттуда, чтобы потом забыться в новых делах и работе.
   Удивительным образом, читая книгу, постоянно находишь все новые и новые параллельности сегодняшней Россией, с тем хаосом, который нас окружает и тем внутренним бардаком, который есть в душе, несмотря на то, что, на первый взгляд, все весьма спокойно. Удивительная способность схватить мир, сложить его в слова и поместит в книгу, сделав их понятными каждому, несмотря на национальные, политические, исторические и социальные барьеры - вот то, что заставляет нас читать Оэ и изучать эту загадочную японскую душу.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"