Inspektor Po...: другие произведения.

Хищные вещи

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор хода конкурса "Хищные вещи", проводивщегося волгоградским фэнзином "Шалтай-Болтай" в марте-апреле 2005 года.

    Опубликован в журнале "Шалтай-Болтай" в номере 2 (27) за 2005 год.



Обзор конкурса Хищные Века

'Сколько обид, сколько споров - жуть... но весело'

  В процессе работы над статьей я долго думал, какие строчки можно взять в качестве эпиграфа. Перечитав все топики конкурсного форума, вспомнив личные ощущения участника, решил, что слова принадлежащие 'Ч.Фигваму' и 'Зеленому, Слизкому Красавцу' лучше всего характеризуют ход конкурса, проводимого в феврале-марте журналом 'Шалтай-Болтай'.
  Шалтай является одним из самых интересных фэнзинов, издаваемых на пространстве бывшего СССР. Журнал, выросший из волгоградского КЛФ, создаваемые группой энтузиастов, стремится стать полноценным, серьезным изданием 'Шалтай' уже не издание в пару листочков, но еще не дотягивает до уровня 'Порога', 'РФ' или 'Еслей', хотя бы по периодике. Проведение собственного конкурса является одним из шагов на пути к этой цели.
  28 февраля 2005 года на новостных станицах официального 'Шалтая-Болтая' и интернет-портала 'Марсианские Хроники' появилось вступительное слово к конкурсу 'Хищные вещи'. Организаторы, в первую очередь, предлагали участникам перечитать роман 'Хищные вещи века'. Произведение, вышедшее в 1965 году в издательстве Малая Гвардия рассказывает о мире будущего, в котором люди стали рабами новомодных фишек, вещей, пришедших вместе с техническим прогрессом. Редакция не призывала участников писать по произведению Стругацких фанфики, ставшие настолько популярными в последнее время, что некоторые авторы заработали на них имя.
  'Шалтайцы' предлагали участникам поразмышлять над вопросами, поставленными Стругацкими, причем не ограничивали фантазию авторов временными рамками (слово века было сознательно опущено). Борис Натанович так говорил об идеи романа ХВВ: 'На самом деле мы просто пытались понять, чем станет заниматься человечество, когда станет сытым и богатым'.
  Конкурс проводился в трех номинациях: рассказ, поэзия, публицистика. Объем произведений не должен был превышать 40 тысяч знаков с пробелами. Количество произведений не ограничивалось, но для каждого творения от автора требовалась придумать псевдоним. Прием работ проводился в период с 1 по 31 марта включительно. Первые места в каждой из номинаций обеспечивали публикацию в фэнзине, а автора рассказа-победителя получал приз в 3 000 рублей от издательства 'ПринТерра-Дизайн'. Оценку работ проводило жюри, в состав коего входили:

  Борис Завгородний - один из самых известных людей в русской фантастике, организатор фэндома Волгограда, участник многочисленных конов, проведший в 1991 году Волгакон.

  Ольга Кавеева - главный редактор и создатель журнала 'Шалтай-Болтай'. Личность, в чьей компетентности сложно усомниться.

  Олег Шевченко - web-редактор. Официальный представитель 'Шалтая' в Сети и на конкурсе ХВ

  Юрий Астров - волгоградский фэн, журналист и ведущий критик Волгограда

  Юлия Заруднева - фэн, обозреватель 'Шалтая'

  Андрей Тужилкин - издатель и фэн.

  На конкурс пришло 12 работ в номинации поэзия, 3 в Публицистике и 71 рассказ. Столь немалое количество прозаических произведений объясняется отсутствием нижней границы по объему, а так же, не проводившейся предварительной вычитки работ на предмет соответствия теме. Несоответствие теме стало одной из главных претензией, предъявляемой рассказам. 7 марта Олег высказался по этому вопросу на форуме конкурса: 'Очень жаль, что вам так и не удалось понять такую простую 'вещь'. Не бывает 'Хищных вещей' самих по себе. И даже человек не может являть собой 'хищника'... все дело в интерпретации. Вся наша история, это бесконечная интерпретация, преступная с точки зрения Бога и безумная с точки зверния блистательных умов человеческих. Вся литература пронизана этим человеческим пороком - создание хищных вещей... Именно поэтому мы задали эту тему. Очень жаль, что вам она не отдалась'.
  До официального объявления результатов на форуме были поочередно выложены оценки. Первым - 7 марта - отстрелялся Борис Завгородний. Его оценки вызвали недоумение со стороны некоторых участников конкурса. К примеру, в номинации рассказ Борисом было поставлено:

  10+1 - 2 шт., 10++ - 1 шт., 10+ - 5 шт., 10 - 15 шт., 10 = - 1 шт., 9 - 14 шт., 8 - 18 шт., 7 - 7 шт., 6 - 1 шт., 5 - 3 шт.

  Конечно, подобная система оценок не принята на большинстве литературных конкурсов, большая часть конкурсантов привыкла к числам без плюсов и минусов, а так же немалому количеству колов, двоек и троек. Этим можно объяснит то усердие, с которым некоторые юзеры начали поливать судью, организаторов, а попутно и всех попавшихся под руку. Лишь вмешательство администратора 'Марсианских хроники', пригрозившего применением самых жестких мер, не позволило углубиться данному спору.
  Жюри нигде не заявляло, что будет придерживаться какой-то единой системы оценок, каждый судья имел право исходит из собственной. Видимо, у Завгороднего столь оригинальная и добрая система оценок. Каждый, конечно, имеет право критиковать ее, но, придерживаясь общепринятых правил приличия, а не в тех выражениях, которые позволяли себе некоторые авторы.
  12 марта, после того как улеглись первые страсти, на форуме появились оценки Кавеевой, которая чуть позже снабдила некоторые опусы коротенькими комментариями.
  К недоработкам организатором я отнесу момент, связанный с тем, что на форуме к каждому рассказу не было создано отдельной темы, в которой участники могли бы обсуждать конкурсные работы. Однако пользователи не растерялись и самоорганизовались. Особенно в нелегком деле критики коллег отметились пользователи 'Ветер' и 'Jubi Lee'.
  Страсти на форуме продолжали кипеть, кроме попутно возникших разговорах о путях развитии российской фантастики и ее текущем положении, часть пользователей вызвалась провести альтернативное авторское голосование, причем первоначальной датой окончания голосования называлось 21 февраля. Авторское голосование было проведено в более короткий срок, чем год, однако, никакой силы не имело.
  16 марта, на форуме появились оценки Затрудневой. Юлия, в основном, критиковала авторов за вторичность идей и сюжета. Андрей Тужилкин, чьи оценки появились в один день с Затрудневой, оценивал только номинацию 'Рассказ', однако, снабдил каждый работу достаточно развернутыми (самыми полными среди судей) комментариями.
  Олег Шевченко, при выставлении оценок, так же руководствовался собственной методикой: 㥶 единиц я давал всем рассказам, как только начинал их читать, а дальше снимал по одной единице: за ляпы, глупости, пошлость, невнятность, стилистику, нелитературу, отсутствие темы, банальность, повторение'.
  Юрий Астров, по всей видимости, войдет в историю сетевых конкурсов. Его оценки вас несколько удивят. Как я уже говорил, жюри не заявляло какую-то общую систему оценок, поэтому... Впрочем пусть говорит господин Астров:
  'О хищные вещи века! На душу наложено вето... (А. Вознесенский). Начнем с того, что я удовлетворен. Не до конца, но удовлетворен. Я не думал, что из затеи Завгара с конкурсом что-то получится. Получилось - в определенной степени. В чем не получилось - чуть позже.
  Итак, стихи. Готов голосовать за Голос в проводах, Дом, Жестокость - привилегия людей. Все их стоит опубликовать. Почему именно за них? Дело не только в качестве стихов, но и в соответствии их теме конкурса (качество, кстати говоря, очень неплохое.)
  Далее - публицистика. Авторы нескольких статей поняли тему конкурса слишком однобоко. Впрочем, суть не в этом. Это не статьи, это рефераты плохо понятой терминологии. Язык дубов. Публикации, на мой взгляд, не подлежат. И, наконец, проза. Если мы действительно относимся к своей работе (у меня, правда, это хобби) серьезно - давайте сразу отсечем все, что прислано не по теме. Итак, я не буду рассматривать 32 рассказа (однако к концу рецензии вернусь к ним по другому поводу). Из оставшегося я бы выделил следующие рассказы: Только в зените, Муха в соусе, Дорога домой, Кандидат - есть свежие идеи, и не буду говорить о качестве языка и построения сюжета - без таковых литература для меня не существует. Эти рассказы стоит напечатать, но премии им давать не надо. Литература, что сказать еще... Пусть полежат в портфеле и дождутся публикации - они, как правило, сильнее того, что в Шалтае уже печаталось. Но особую ценность для меня здесь представили Общество выдающихся потребителей и истинный перл конкурса Снежка. Вот о чем был конкурс, черт возьми! (См. эпиграф - ибо из Вознесенского АБС взяли название своего знаменитого романа.) И вот как надо писать! Если у меня найдется единомышленник хоть по 9, хоть по 21- присоединяю свой голос к нему. Любой из этих двух рассказов достоин премии.
  Теперь же вернемся к нерассматриваемым мною в рамках конкурса рассказам. Некоторые из них сами по себе могут пополнить портфель журнала, ибо являются литературой'.
  Юрий Астров поставил нули 56 рассказам, 9 стихам и всем работам в номинации публицистика. Нетрудно представить, что случилось, если бы оценки господина Астрова Олег выложил первыми. Скандал с Завгаром показался бы интеллигентной беседой. А так к концу конкурса участники устали, остыли и ругаться снова просто не оставалось ни сил, ни желания.
  19 июня, когда были выложены предварительные оценки жюри, (часть конкурсантов ошибочно посчитала их окончательными) в редакции журнала состоялось собрание судей, на котором было принято решение об окончательной методике оценки конкурсных работ. Жюри приняло решение отбрасывать у каждого рассказа максимальную и минимальную оценку, таким образом, добиваясь чистоты решения.
  Окончательно призовые места распределились следующим образом:

  Номинация 'Стихи':
  1. Янтарный Лорд 'Жестокость - привилегия людей'

  2. Корвин 'Меч Судьбы'

  3. Ар Го 'Дом'

  Номинация 'Публицистика':

  1.Рекламист 'От антуража к симбиозу?'

  Номинация: 'Рассказ':

1.Муха 'Муха в соусе'

  2. Тандем 'Снежка'

  3. Mongoose 'Хищная любовь'

  Еще седьмого марта Олег сообщил: 'Работы конкурсантов показали на удивление очень интересный результат. Довольно большое количество работ неплохого и даже хорошего уровня. В приватной беседе, была высказана идея - выпустить специальный сборник конкурсных рассказов, под обложкой ШБ и названием Хищные вещи.' В дальнейшем все организационные вопросы разрешились и в скором времени в издательстве 'ПринТерра-Диззай' увидит свет сборник 'Хищные вещи' тиражом в тысячу экземпляров
  Удался конкурс или нет? Сложно сказать. Тут стоит согласиться к господином Астровым: в чем-то получилось в чем-то нет.
  'Шалтай-Болтай' набрал рассказов в журнал, альманах и выпустил сборник. На конкурс пришло немалое количество хороших, интересных работ. Решить тему, так как это видела редакция никому не удалось, но с другой стороны сама тема была задана расплывчато, а о путях решения не было сказано практически ни слова, в отличие, к примеру, от конкурса 'Совершенный Разум', проходившего летом-осенью 2004-го года на том же 'Марсе'. Любой конкурс кроме всего прочего является свободным времяпрепровождением участников. Хорошо ли они его провели? По всей видимости, да. По крайней мере, у меня, как у одного из участников, впечатлений осталось вагон и маленькая тележка.
  К отрицательным сторонам следует отнести скандалы, сопровождавшие конкурс (особенно в начале) - градус обсуждения порой зашкаливал. Нежнее надо господа, нежнее и проще ко всему относиться.
  Также сама организация была не на высоте. Тут кстати стоит вспомнить и о переезде 'Mарсианских Хроник' на новый сервер, случившийся во время конкурса.
  Хочется верить, что на последующих конкурсах, проводимых 'Шалтаем', будет учтен опыт 'Хищных вещей' - устранены недостатки и сохранены плюсы.


07.07.2005, Колпино

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"