Сквозь силу я размыкаю веки, осматриваюсь: на экране телевизора сверкает главное меню, геймпад от Бокса одиноко валяется на полу, а недопитая бутылка виски лежит на краю журнального столика, и не решается свалиться.
Со второй попытки получается подняться. Боль мгновенно окутывает голову, и в глаза напускается туман; делается дурно.
Я вхожу в туалетную комнату, но стоять под душем не решаюсь, совершенно нет на это сил. Поэтому я набираю ванну, добавляя в купель всякие ароматизаторы и пенки.
Покуда наполняется купель, я рассматриваю лицо в зеркале, нетвердо держась на ногах из-за похмелья и недосыпа.
Обычно ухоженные, короткие волосы, напоминают торчащий клок пластмассовых волос, как у потрепанной куклы - хозяйка о ней не заботилась: она из тех девочек, которые лучше выпросят новую, чем станут возиться со старой; на глазах видны полопавшиеся сосуды, а их обычно ярко-зеленые радужки выглядят блеклыми, безжизненными, и, кажется, только напоминают оттенок своего прежнего цвета.
Вместе с двухдневной щетиной я выгляжу каким-то несчастно-серым человечком. Увидь кто-нибудь - испортится настроение.
Я закрываю кран, неспешно раздеваюсь, и горячий коктейль из водопроводной воды и уймы парфюмерно-мыльных составов принимает утомленное тело.
Голова по-прежнему страдает в объятьях с ноющей болью, но горячая вода создает релаксацию тела, всю ночь и утро пробывшей в черти каком положении. В целом, жить становится легче. Я откидываюсь, закрываю глаза.
Плаваю в невесомости, а вокруг меня пустота. Ничего, кроме ярких немых светлячков, проносящихся мимо и превращающихся вблизи в белые полосы, мимо которых я проношусь на огромной скорости.
Звенящая тишина. Точно попал в какой-то вакуум. Даже мысли отключились. Ничего не существует, ничего не идет.
Откуда-то из глубины появляется бормотание. Проходит время, прежде чем я осознаю, что оно не мое.
Теперь во мне только пустота и чей-то чужеродный голос. Звук во всем мире выключили, остался только он, скользкий и деспотичный. Лучше бы не слышать.
Я пытаюсь разобрать слова, но как ни старайся, ничего не выходит.
Внезапно из пустоты возникает силуэт мужчины в синем костюме: он надвигается на меня, проходя сквозь лучистые светлячки.
Не успев разглядеть силуэт, я тут же просыпаюсь.
Подобные сны случались со мной и раньше. А тут напасть - целая череда. Ночью в баре, утром в гостиной, и вот сейчас.
Вода остыла, и я тороплюсь выбраться из ванны, надеть халат и отправиться на кухню. Голова больше не болит.
По кухне я расхаживаю с чашкой свежесваренного кофе, а взглядом ищу продукты, пригодные для завтрака. Но ничего путного не находится.
Я решаю, что придется куда-нибудь отправиться завтракать, но точно не в "Шашмир". Еще я планирую купить новый тайтл и поработать. С моими темпами письма как у улитки, легко позабыть, о чем книга. Рукопись придется перечитывать, чувствуя себя редкостным болваном.
Желудок голодно булькает, и я, угрюмо вздыхая, плетусь одеваться.
Проходя гостиную, я замечаю, что остались включенными телевизор и приставка
Я нажимаю большую круглую кнопку, и консоль стремительно затухает: кулеры останавливаются, изображение на телевизоре сменяется сплошным синим цветом, заполняющим окно в виртуальный мир, а в левом верхнем углу появляется надпись "HDMI 2".
Лучше поздно, чем никогда - не дай Бог покажет три красных огня.
Я гляжу, что произошло за окном: высотки заволокло туманом, полупрозрачное марево облепило дома, тщетно стремясь поглотить в зыбких объятьях.
Внизу проглядываются машины и выходящие из домов люди. Кто-то семьями, кто-то в одиночестве. Высота и туман отделяют меня от целого мира, который кажется таким далеким, словно я нахожусь вдали от города.
Возле подъезда прохлаждаются трое гопников. Один сидит на корточках в штанах с лампасами и курит, на голове неряшливо устроилась черная матерчатая кепка. Остальные почти не отличаются внешне, но умеют стоять.
Гопы с феноменальной скоростью грызут семечки, запоганивая округу плевками и кожурой. Я не решаюсь сделать замечание, потому как, мягко говоря, в меньшинстве.
Сходя с крыльца, я вылавливаю каменные взгляды всех троих - с жестоким прищуром, будто я должен им по два рубля.
Похожие пацанчики однажды задержали меня, усердно пытаясь доказать, что я лошара и гомосексуалист, потому как не ношу сигарет, которые нужно им же и отдавать.
Тогда я буркнул что-то вроде: "Да я вообще не курю!" В ответ отделался предупреждением о неподобающем поведении и парой комплиментов. Отделался, потому что их было четверо.
Я давно понял, что в подобных ситуациях логика не работает. Основная ошибка, попадающих под горячую руку вот таких клошар - попытка вразумительно объяснить, связать логическую цепочку в предложениях. Для них это все - интеллигентное мямленье.
Например, доказывать, что если человек любит надевать красные кеды, то его вовсе не обязательно колотить палкой по голове, а после, дубасить по почкам. Это был реальный случай. Парня затормозили, сообщили что ни к чему носить на ногах красные кеды, надавали палкой по голове, а после того как бедолага упал, лежачего замолотили.
Ну какая тут логика?
Утренняя прохлада пробирает насквозь, куртка и свитер пытаются меня согреть, но у них не выходит.
Выйдя со двора, я стремительно шагаю по тротуару, наблюдая, как резвые машины разгоняют сырую мглу и со свистом проносятся мимо. Обычно безликие и немые прохожие, в тумане кажутся совсем чужими. Одни медленно выплывают из бархатной дымки, другие входят в нее и растворяются там навсегда.
Я дохожу до входа в метро, спускаюсь по широким гранитным ступенькам, и, поглядывая на прохожих, протискиваюсь через тяжелую прозрачную дверь.
Пахнет подземным царством, слышится гул вагонов, теплый ветерок гуляет. Я прислоняю пластиковую карту к сканеру, и турникет распахивается.
На эскалаторе я стараюсь не всматриваться в рекламу на стенах, но в голове все-таки всплывают картинки и образы магазинов украшений, ярмарок шуб, новых жилых комплексов, автомобилей и курсов английского. Все развешанные баннеры я знаю наизусть, и мне частенько кажется, что они никогда не меняются.
Кто-то торопливо спускается позади, в ровном темпе отбивая по железным ступенькам монотонное "топ-топ-топ". Люди, заслышав торопыгу, послушно сдвигаются к краю, словно выполняя беспрекословную команду, и я чувствую, что нахожусь на конвейере.
* * *
Отдел видеоигр всегда безлюден. Игры на витринах сортируют неважно: мультиплатформа и трэш на заметных местах, а хиты непритязательной стопкой покоятся за стеклом. Взгляд покупателя проносится по полкам мультиплатформы, нарочито выставленной для рядового потребителя - не смыслящих в играх детей, покупающих диски за счет платежеспособных родителей по шестьдесят долларов за штуку. В глаза бросаются "фифы", "энхаэлы", "виртуалтеннисы", "иксмэны", новые "нидфорспиды" и прочие детскости.
Какие бы они ни были, но все они для меня - целые миры. Просторные и уютные, дикие и легкие, ручные, эфирные, завлекающие.
Вот попадешь в один из миров, впрыгнешь в окно виртуального мира, а там...
С высокой горы далеко видно: снизу острова стоят посреди воды большой, синей, плещущей волнами кудрявыми, живыми. Острова все зеленью полны, так и дышат ею. На островах этих - города большие, со стенами из белого камня. В стенах этих ворота устроены, на все четыре стороны. В городах дороги проложены, брусчаткой серой, вековой. И дома стоят, солнышком сверкают, лучатся. Кто живет в этих домах? Что делают? О чем думают? Всего этого узнать не терпится, и улыбка, затаённая у тебя на лице, расплывается. Как представишь, сколько всего прожить в таком мире можно!
Э-эхх!!!
Или впрыгнешь в другое окно, а там лес пышет, да так, что пройти через него сразу не получается. Любой неопытный путник заблудится, на невиданные растенья залюбуется, о сгнившие черные ветки спотыкнется, да испугается! Зверей то здесь не пересчитать: кто на деревьях кров устроит, кто на земле ночами траву топчет, листвой шелестит, а кто и тоннели роет...
В одном из окон осеннее небо. Ясное, из хрусталя, расплескивается всеми красками заката над землей, истерзанной трещинами и огромными ранами-воронками, застывшими и напоминающими о былых сражениях, ожесточенных, губительных для человека и природы. Кажется, в стылой утренней тиши до сих пор вихрится едкая пыль.
Но природа все залечит, как время лечит раны человечества. И тут снова появится тихое и чистое пространство под холодным осенним солнцем. Не будет ни души, ни звука человечьего, только прозрачный лес: не лохматый и цветущий, как летом, а строгий и неслышный, словно бы почистился и затих, ждет другого времени.
А вскоре будет другая война, и опять землю истерзают, и леса прилично повалят и травы покосят, и раны-воронки повылезают, и трещины набухнут. А после, природа снова, беспрекословно залечит все, и цикл повторится. Таков этот мир.
Другой, что вон в той цветастой пластмассовой коробке с громким названием, покажет тебе радуги всех цветов, зверей диковинных, плюшевых, да не плюшевых, загадочных, чудных, и злых и дружелюбных. Глянешь на них и засмотришься, и управлять ими будешь, и вокруг мир запляшет, запоет, счастьем зальется. Такой добрый и лучистый, с яркими красками, пушистый и мягкий.
Я еще минут пять неспешно обхожу витрины, пока не натыкаюсь на двух пареньков возле стенда с демонстрационными приставками: первый в цветастой кепочке с зеленым козырьком, как в клипах у черных рэперов, второй во всем обтягивающем, - футболка и джинсы буквально душат парня - он подчеркнуто лохматый, с длинной челкой и чернильными волосами.
Они оживленно спорят, препираются. Мне становится любопытно - я подкрадываюсь, принимаюсь слушать:
- Говорю тебе! Девять! ДЕВЯТЬ ядер! Не одно, не два, не три... девять! - восклицает парень в цветастой кепочке, активно жестикулируя. Нос его картошкой, из-под кепки выглядывают веснушки.
- Да? И что толку? Они недоразвитые, ядра твои! Вот в Боксе их только три, но зато полноценные, - второй парень в сковывающей одежде явно косит под Эмо - джинсы прямо таки впиваются в пах бедолаги, а челка настырно лезет в глаза, и он то и дело откидывает ее. - Три полноценных ядра лучше, чем девять недоразвитых. Ну как с этим можно спорить?!
- Ты не понимаешь! Открываются огромные просторы для разработчиков! Потенциал...
- Вот только про потенциал не надо! Все уши прожужжали. Смешно!
- Да ты почитай! Почитай в инете инфу про начинку. По-другому заговоришь! Это действительно крутая штука... - глаза паренька в кепочке покрываются нездоровым блеском.
- Пока незаметно. Слушай, два года прошло, а все слюной брызжешь, - Эмо-бой встряхивает волосами. - Ты давай завязывай с этой ерундой. А то на сумасшедшего походить будешь.
- Ох, ну и Биллибой же ты, Тема! - обижается кепочка.
- Пф. Кто бы говорил. Сонибой фанатичный...
А дальше так: глядят злобно друг на дружку, и начинают ругаться молча: делают вид, что их стенды занимают, что не про ссору думают.
Дальше дело за малым. Только кто первый рот разинет, так и понесется ругань со второго. И ругаться будут, пока не устанут, да не померятся.
Вот такие они, друзья с супротивных фронтов консольных браней.
В помещении фоном играет негромкая музыка, разбивая тишину, и заполняя пространство, окутывая и поглаживая запертые в оптических носителях виртуальные миры. После замолкших фанбоев, вокруг никто не создает лишнего, пустого.
А все потому, что поблизости не снуют продавцы-консультанты!
О-о-о! Продавцы-продавцы! Как Вы похожи друг на дружку в гипермаркетах! Убежденные в собственной гениальности придурки, совершенно не разбирающиеся в технике, но готовые напомнить при каждом удобном случае в компании знакомых или друзей, что они работники гипермаркета.
Или вот подруга мамы спросит, где работает сынок, а та непременно, с гордостью и поставленным ударением в словах, растолкует о замечательной работе сынишки и порекомендует обращаться за консультацией по выбору телевизора или стиральной машины непременно к нему. Ха!
"Консультанты" ни черта не понимает в том, что продают. Любой, хоть немного разбирающийся в технике, подтвердит это сотню раз. Обычному человеку смыслить в технике - нет надобности. Визит в Google за информацией о будущем приобретении - и Вы знаете больше продавца.
Дело то в чем. Подруги мамаш консультантов, в технике кумекают меньше детей, а Интернетом не пользуется вовсе. А консультанта так рекламируют родственники, так о нем отзываются, мол: "Гуру, вот прям компьютерный гений!". Со временем человек и вправду начинает верить, будто разбирается в товаре не хуже инженеров-изготовителей: дает советы друзьям и знакомым по любым покупкам бытовки, выступает экспертом в вопросах технологии производства жидкокристаллических экранов, знает все про качественный звук и лихо подберет хороший объектив для зеркалки.
Мне уже кажется, что полстраны - подруги мамаш консультантов, или сами мамаши, не знакомые с Интернетом.
Где набирают уникумов? Откуда берутся гении современной техники? Из какого места, черт возьми, вылупляются в столь огромных количествах? Лично я знаю несколько вариантов, которые используют в провинциях.
Перед открытием магазина сети гипермаркетов, за неимением желания отбора персонала и в целях экономии времени, набирают, кого попало. Но преимущественно юношей. Те разгружают и расставляют по местам товар в пустом, намедни достроенном объекте. Силы то у них - хоть отбавляй.
Затем новоиспеченных работников раскидывают на отделы, где уже на следующий день они вешают лапшу на уши приходящим за "стиралкой" или "той штукой, которая в рекламе про бритье волос в подмышках". Половину товара в первый же день сметают обезумевшие от потребительского голода провинциальные домохозяйки.
Недостающие кадры заполняются, в первую очередь, друзьями и знакомыми бывших грузчиков. Как правило, такие работники даже не знают, что будут продавать. Им плевать на премии и бонусы; работают за минимум, не волнуются, держатся бодрячком. Их не заботят продажи или рабочие условия. Они ни за что не переживают. Минимум, получаемый за месяц гыгыканья на рабочем месте, оборачивается полторашкой пива на каждый вечер. А большего и не надо. Зачем?
Я знаю случай, как один вписался в это бесплодное и зазорное дело. Похмельным утром, проходя мимо подобного предприятия, именуемого "самым крупным гипермаркетом бытовой техники в России", надумал похохмить. Just For Fun, так сказать.
Помятый, дурно пахнущий, утомленный недосыпом, и небритый, собрался предлагать свои услуги. Думал, что похохмит, сверкнет умом, искрометно сыграет слогом, создаст веселую историю, которую всегда приятно рассказать за пластиковым бадюлем местного пива.
Взяли. Только прокрякали, мол: "Сегодня выспись, а завтра приходи".
Потому-то, когда ко мне подходят такие вот специалисты, я стараюсь их ненавязчиво послать.
Наконец, цель моего визита встретилась взгляду. Валяется в углу, неугодный детям must-have. Протягивая руку за коробкой, я испытываю на себе чей-то взгляд.
- Что-нибудь интересует? - На гуру дряблая красная футболка с белым клеймом на груди в форме логотипа магазина. +2 к навыку "вешать лапшу", служит опознавательным знаком для покупателей. На голове небрежно зачесанные светло-каштановые волосы, лицо сияет нездоровой улыбкой. Эксперт прячет руки за спиной, зачем-то приподнимается на носки, опускается, поднимается снова.
- Помочь выбрать? Вот тут много новых хороших стрелялок! - он кивает в сторону мультиплатформенного мусора.
- А леталки у вас есть? - издеваюсь я.
- Да! Где-то здесь... - он бойко принимается рыскать в поисках "шедевра".
Не повезло парню. Мало того, что гуру в технике, так еще и шутеры и симуляторы называет стрелялками и леталками.
- Что-то не найду... - сам себе говорит гуру и чешет лоб.
- Есть одна игра, - придумываю я на ходу, - вот только не помню названия. Вы мне поможете?
- Да, конечно, - он заботливо улыбается. - А что за игра?
- Ну... там... - я изображаю тупого задрота, - по сюжету, люди контратакуют инопланетян, но эти инопланетяне - вроде как тоже люди. Ну, или просто на людей похожи. Не важно! Обитают эти мутанты на планете, плохо пригодной для жизни.
- Гм, - эксперт задумчиво глянул в сторону и снова почесал лоб.
- Это вторая часть. В первой атаковали инопланетяне - хотели захватить землю. Как я уже сказал, их планета не пригодна для обитания, вот они и позарились на нашу. Вроде так. Хотя я на сто процентов не уверен. Да там и сюжет не важен. Геймплей, грамотный геймплей.
- Тааак... что же это может быть? - бедняга бегает взглядом по полкам с играми, не замечая лежащую рядом коробку. - Стрелялка, да?
- Нет, шутер. Стрелялки детям продавайте. Мне нужен шутер от первого лица с вышеописанным сюжетом. Shooter. First-person shooter, понимаете?
Парню сделалось неловко от незнакомых терминов и англицизмов. Он смотрит глазами озадаченной блондинки, ходит из стороны в сторону, наклоняется, мечется взглядом.
Несчастный старательно изучает витрины, изредка предлагает взглянуть на обложки коробок. Порой глаза выражают надежду, но тут же гаснут, получая в ответ злорадную ухмылку и отрицательные жесты. Постепенно его учтивость сменяется раздражительностью.
Полки с играми кончились. Изучать нечего. Гуру еще раз спросил: "Не та ли это игра?", показывая дребедень двухлетней давности, но получил отрицательный ответ.
- Выходит, этой игры у нас нет. Я все пересмотрел, - консультант выдыхает, пожимает плечами.
Переработал, не иначе.
- Нет. Позвольте. У вас эта игра имеется. Точно имеется. Я узнавал в справочной, - Мой голос делается строгим, учительским, и наверняка раздражает его.
- Правда? Странно. Скорее всего, еще не завезли, - он явно хочет отделаться от меня побыстрее.
- В продажу поступила. Эээ... в справочной заверили, - я улыбаюсь и медленно, надменно произношу слова. - Неужели вы не можете найти игру, за которой я пришел? Это же ваша работа. Плохо, значит, работаете.
- Как я работаю, не твое дело! - гуру переходит на "ты". Задеты его чувства. Чувства мастера продаж, торговой интеллигенции, в конце концов - чувства разбирающегося во всем человека!
- Нет. Мне. Я покупатель, и придя в магазин, не желаю испытывать неурядицы по чьей-то вине. Вы не можете справиться со своими элементарными обязанностями, - с ударением на последние два слова, тычу пальцем в его сторону. - Вы должны быть ознакомлены с ассортиментом и знать его содержание, чтобы, например, не продать игру маленькому ребенку, опасную для его психики.
Повисает пауза
- Ты игру найдешь, или нет?
- Слышь! Как тебе могли сказать, что она есть в продаже, если ты названия не помнишь? Ты, походу, придуряешься, - гуру перешел на "слышь". До него, наконец, начала доходить суть происходящего.
- Я просто пересказал сюжет игры, меня поняли. Странно, даже девушка в справочной разбирается в играх, только не ты, - я нагло лгу, я естественно, никуда не звонил.
- Слышь! Ты че, поговорить штоле хочешь?! - от доброжелательной рожицы теперь ни следа: лицо консультанта в злобе, при каждом слове он брызгает ядом.
- Нет. Просто хочу получить игру, за которой пришел. Вы грубо разговариваете со мной, принесите, пожалуйста, книгу жалоб и позовите менеджера.
Гуру смачно ругается матом и харкает в сторону.
Это уже не продавец-консультант. Это эталонное быдло.
Я смотрю ему в глаза, рука медленно достает коробку с игрой.
- Вот эта игра. Я сам нашел. Без вас. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ассортиментом, что бы подобных случаев больше не происходило. Всего доброго! - я улыбаюсь, поворачиваюсь и бодрым шагом ухожу прочь. Сзади доносится бурчание и отборный мат.
Магазин. Обычный совковый магазин. Не гипермаркет вовсе.