Интроверт : другие произведения.

Шесть перьев фазана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Елене Ляпота - за дружескую дискуссию
  и
  Арине Элве - за вовремя заданный вопрос.
  
   Месяца два назад одна из моих знакомых была ошеломлена (и возмущена до глубины души) признанием некого литератора в том, что он - в поисках Абсолютной Свободы - оставил (попросту: бросил!) жену на сносях и шестерых детей. Нелестных эпитетов она для сего "свободоискателя" не пожалела (да и я разделил её негодование), но этот неприглядный поступок заставил нас вновь задуматься над древним, как мир вопросом: а что же есть Свобода?
   Беспристрастные словари трактуют Свободу, как "осознанную необходимость".
  То есть, поступая согласно требованиям, выдвигаемым в этой формулировке, человек обязан глубоко, со всех сторон обдумывать, осознавать свои грядущие поступки и поступать так, как это диктует необходимость. Причём, необходимость не текущая, нынешняя, так сказать, преходящая, а та, что появиться завтра, в будущем, вероятность возникновения которой достаточно велика, которую не сложно просчитать, а тенденции которой уже вполне видны и ощутимы.
  Казалось бы - предельно ясно! Поступай так, как сказано и не задумывайся! Но ведь человек и стал человеком именно потому, что задумывается! И существует лишь до тех пор, пока мыслит! Поэтому люди и не удовлетворяются уже выведенными законами, а ищут (пытаются искать) новые (свои собственные!) пути и решения. И поиск новых значений термина Свобода не стал исключением. А сколько людей - столько и мнений!
  Свобода - это рай.
  Свобода - это утопия; её не бывает.
  Свобода - это смерть.
  Это отсутствие страха смерти.
  Это жизнь моих убеждений после меня.
  Это жизнь - после смерти моих убеждений.
  Это путь к деградации личности.
  Это не зависимость от кого-либо.
  Это не зависимость от прошлого и будущего.
  Это состояние души, не зависимое от твоего месторасположения.
  Это отказ от привязанностей к кому-то или чему-то.
  Это возможность жить без условий и условностей.
  Это абсолютный суверенитет разума, и отсутствие привязок к внешним факторам воздействия на разум.
  Это комфортность любых действий в пределах личных границ. В пределах собственных табу и запретов.
  Это возможность делать и хорошее, и плохое.
  Это дорога.
  Это ответственность. Вот почему все ее так боятся. А Неограниченная Свобода все равно, что топор в руках идиота: и других поранит, и себя покалечит.
  Это возможность реализовывать свои возможности в рамках закона
  Это возможность свершений.
  Это - отсутствие страха.
  Она тяготит неженатых и незамужних.
  Она не достижима для наркоманов.
  О ней мечтают заключённые.
  Что с ней делать - не знают безработные.
  Как её ограничить - думают власть предержащие.
  Свобода это то, чего все хотят и чего все боятся.
  Свобода - это когда Желания и Чувства воплощаются в Жизнь!
  Это - выбор. И, в том числе (по Н. Гумилёву)
   ...несравненное право
  Самому выбирать свою смерть.
  Это принятие своей тотальной несвободы.
  Это способность познавать мир.
  Это способность не замечать несвободу действительности.
  Многогранность идеи Свободы, как мы видим, невероятна. И попыток дать ей определение - несть числа! Она волнует умы, не оставляет равнодушным никого. И попытки восхождения по ступенькам, ведущим к Абсолютной Свободе, предпринимали многие. Если не все. Но ступеней много, а запас духовных сил у людей разный. Потому-то одни идут до предела, насколько это возможно (многие - по ложным путям, как тот "свободолюбец", о котором я упомянул в начале), а другие останавливаются, едва подойдя к этой лестнице, уходящей в небо.
  Что ж... Попробуем разобраться (не подняться!) и определить, назвать эти ступени, эти уровни... Итак...
  1. Люди, оставшись без хозяина всё крушат и ломают. (Все помнят фильм М Захарова "Убить Дракона" по Е. Шварцу - видя, как бьют стёкла, архивариус (В. Тихонов) недоумевает: зачем??? - Как зачем? - отвечают ему, - свобода!)
   Сюда же можно отнести историю с запутавшимся бедолагой Раскольниковым, начитавшимся Ницше, который решил, что он не "тварь дрожащая", а "право имеет"... Впрочем, уважаемый читатель, Вы Федор Михайловича тоже читали...
  2. Человек понимает, что существуют ограничения. Ограничения своей личной свободы. И тот, кто осознаёт себя свободным, свободен так же и от дурного. Он не может выйти, например, на улицу с пистолетом и расстрелять мирных прохожих. И не только потому, что, как пишет Блаженный Августин: "Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния". Нет, дело даже не в этом. (Атеисты, скажем, от подобных соображений далеки, и в загробное воздаяние не верят.) Дело в личных качествах индивида. Ежели помыслы его чисты (и в своих представлениях о свободе он находится на второй ступени данной классификации) вектор его деяний и чаяний направлен на ограничение "мистера Хайда", живущего в потайных уголках души. И, сознательно ограничивая свою личную свободу, он не ущемляет свободу других. Об этом же, формулируя Золотое Правило, говорил Иисус в своей Нагорной проповеди: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки". То есть, не делай другим того, что не хотел бы, чтоб сделали тебе...
   Ну вот, две ступеньки мы преодолели. Можно чуть приостановиться и перевести дух. А, отдышавшись, откроем Н. А. Бердяева: "Свобода не есть самозамыкание и изоляция, свобода есть размыкание и творчество. Уход от проблем не есть свобода. Свобода есть решенные проблемы в частности".
   А вот слова И. А. Ильина: "Внешняя свобода человеческой личности - это не свобода делать все, что кому захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами - свобода от недуховного и противодуховного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования.
   И, наконец, выдержка из Аврелия (т.е. Блаженного Августина, имя коего уже упоминалось): "Способность "свободного решения" воли предусматривает свободу человеческого действия, автономность его, возможность выбора альтернатив".
   Все эти изречения исподволь подводят нас к третьей ступеньке, к осознанию того, что...
   3. Свобода - есть Выбор. (Даровал ли эту Свободу Господь или сам человек волен в своих поступках и помыслах независимо от внешних обстоятельств и от Творца - это тема отдельная; разговор сейчас не об этом.) Разговор о выборе. Между Добром и Злом, между верой и отрицанием веры, между различными философскими и нравственными учениями и направлениями, между конфессиями...
   Нужно заметить, что любой мало-мальски "сапиенснутый хомо", заражённый бациллой гностицизма (извините, так и тянет поставить тут пару смайликов!) во многих случаях делает выбор совершенно предсказуемый. Он выбирает Добро и Свет, Справедливость и Прямодушие; религию - согласно заветам предков, а спутника жизни - сообразно своим представлениям о красоте физической и духовной, привитой ему родителями, книгами и обычаями социума, но... Кабы всё было так просто! Ведь проблема Выбора не ограничивается самим выбором! Главная проблема заключается в том, чтобы понять: что есть Добро? И что Зло? И, пытаясь это понять, человек, частенько упирается в глухую стенку, не зная, куда двигаться дальше.
  Я говорю сейчас о выборе между Личным Счастьем и Долгом Перед Близкими. Сделать сей выбор невероятно сложно! Ведь с одной стороны - Неповторимое (и такое любимое!) "Я", возможно упускающее единственный уникальный Шанс на Личное Счастье, а с другой - Они! - так нуждающиеся в тебе, в твоей опеке и заботе! И кто пожалеет их, как не ты? Кто обогреет их в трудный час? Кто спасёт их и убережёт? И если не ты...то кто? В том и дело, что никто!..
   Где же искать ответ? Как сделать выбор? И - выбор верный? Ибо в ответе мы за дела свои. И каждый наш шаг оставляет след... Но - что делает человек, когда не может найти ответ, когда не в состоянии вычислить его? Он обращается к святым книгам. Поискал и я. И, кажется, нашёл! Иисус тоже стоял перед выбором. И сделал его! И сделал - заметьте! - в пользу Долга! Он вполне мог бы обрести счастье как человек, но Долг увёл его на Голгофу.
   Однако - это Иисус. А обычный человек слаб. И зачастую свобода воли толкает его к выбору совершенно противоположному... (А эхо так и доносит: "по ложному...")
   Что ж, мы разобрались в том, что Свобода - это Выбор. Но выбор индивида (даже в пользу Долга) всё равно может быть для кого-либо не комфортен. А потому следует глянуть вверх: не высится ли над нами ещё одна - следующая - ступенька? Высится!
   А коль так - шагнём!
   4. Ух ты! Такой простор! Мы осматриваемся, унимаем головокружение и видим: Свобода - это Созидание! Стремление уподобиться Творцу. Конечно, человеку никогда не достичь подобного уподобления, никогда не встать вровень с Ним, но стремиться необходимо! И поводырём в те края, где царит Созидание, причём, Созидание того особенного, неповторимого мира, где ты - творец, а люди вокруг тебя счастливы, выступает душа. Потому-то Свобода - это способ существования бессмертной человеческой души. По-настоящему свободный человек понимает, что у него есть душа, которую нельзя не убить, не запереть в темницу. Помните, у Толстого? В "Войне и Мире"? Как Пьера внезапно посещает озарение: "В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня - мою бессмертную душу!"
   Именно потому, что душу нельзя заковать в кандалы, нельзя убить - она подлинно свободна. И, опираясь на неё, человек сможет устоять на этой 4-й ступеньке. (А атеистам, видимо, следует искать аналог души в своём самобытном эго. Искренне надеюсь - не безуспешно!)
   Таким образом, мы видим, что Свобода заключается в том, чтобы самому строить жизнь; не убивать, как Наполеон, а воскрешать, как Иисус (это я возвращаюсь к "Преступлению и наказанию" - к сцене, где Соня читает о воскрешении Лазаря); в том, чтобы самому возводить мир вокруг себя, самому создавать альтернативы для грядущего выбора. И альтернативы для тех, кто нас окружает, одновременно с этим подталкивая их к мысли о способности творить свой собственный мир.
   Ну вот... Мы уже освоились, нас не сдувает ветер низменных страстей, но... Опять что-то не так! Теперь нас одолевают сомнения. Потому что мы вдруг отчётливо понимаем: вера в Бога - тоже один из якорей, коими прикован человек к несвободе. И отсутствие веры, и гностицизм, и атеизм - всё это только попытки быть истинно свободным, но вовсе не сама свобода! И человек постоянно находится в плену различных условностей, догм, канонов, понятий, ценностей.
   Мы вспоминаем об определении эзотериков. Что Свобода - это один из законов искажения Бесконечной Разумности. И пытаясь обрести Истинную Свободу, мы нарушает планы Создателя. Мы начинаем слабовольно предполагать, что последний шаг к Свободе состоит в том, чтобы разрушить необходимость поиска Свободы. И Истинная Свобода - это смерть; и Истинной Свободы не существует, а есть лишь Свобода относительная (относительно чего-то), но разная для всех. И ещё, что она - принятие и осознание своей Реальной Несвободы...
   Вот тогда подходит черёд пятой ступени.
   5. Что обнаруживаем мы здесь? Хм... Да тут - чудеса! То, что представлялось нам только что субстанцией целой и неделимой (этаким незыблемым монолитом) выглядит двояко. И вовсе неоднозначно. С одной стороны Свобода - это движение вперёд, способность уйти и не вернуться, способность не страдать от скитаний и одиночества. А с другой - понимание того, что есть одна истина, одна цель, одна точка отсчёта, некая ость, вокруг которой необходимо вращаться, чтобы найти эту цель, этих близких по духу людей; способность найти эту истину и обрести самого себя. Так что Свобода подобна свету, который равно может проявлять себя и как волна, и как частица.
   Быть разным, но всегда - самим собой, чтобы не случилось - вот Свобода.
   Но как - быть разным, при этом оставаясь неизменным? Как при этом ухитриться сохранить свой внутренний мир в целости, а рассудок в здравости? Как удержаться на этом шатком мостке? Да, задача... И - не из лёгких.
   Попробуем обратиться к этимологии термина. А этимология его достаточно туманна. Понятно, что она "свой, своя..." Но "своя"... что? Слова "бода" в толковых словарях обнаружить не удалось. И в лексике других славянских языков - тоже. Однако у В. И. Даля можно найти "бодало". То есть - рога, рогатина. И, может быть, Свобода - это "свои рога"? "Своя защита"? То есть то, чем можно оборониться от внешнего недоброжелательного окружения? Не дать ему проникнуть внутрь себя? Не допустить в свою душу? Не знаю, но эта версия вполне претендует на одну из основных.
  Помимо того, Бода - одно из имён Велеса ("скотьего бога"), который в древнеславянской мифологии являлся олицетворением житейской хватки и хозяйской мудрости. В палеолитической древности Велес считался звериным богом и принимал обличие медведя. Он был покровителем охотников и в честь этого бога на святки и масленицу люди до сих пор рядятся в звериные маски и тулупы. Велес это пылкий, вечно влюбленный бог. Он представлялся древним славянам босым молодым юношей, разъезжающим на коне по городам и весям. Удачливым и веселым. Нищету и богатство, хулу и похвалу - все принимал он с беззаботной улыбкой того, кому нечего терять. Велес был самым сильным и смелым из богов языческого пантеона - приняв однажды обличье Змея, он боролся с самим Перуном. Мощь Велеса позволяла ему управлять событиями и не привязываться к материальному. И он точно знал, что деньги - вздор; и потому с удовольствием прогуливал и раздавал последние гроши.
  Как видим, кандидатура Велеса (Боды) вполне подходит для того, чтоб стать олицетворением воли. И если верна эта версия, то, стало быть "свобода" - это "свой Велес", "свой, личный бог радости и воли".
  А к чему устремляется человек, защищённый "рогами" от невзгод, ощущающий божественную радость в душе? Что желается ему? Мне думается, ответ очевиден! Человек устремляется к Любви! А это и есть шестая ступенька.
  6. Надо же! Мы и не заметили, что уже стоим на ней! И слушаем слова апостола Павла из послания к Галатам: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу".
  Значит, Свобода - это Любовь? Отчего бы нет? Ведь она позволяет человеку подняться над миром, над собой, над условностями и догмами общества, заставляет забыть житейские неурядицы. Даёт человеку силы и способности к сотворению чудес. И даёт ему крылья, чтобы он мог воспарить над миром, словно "птицы небесные", о которых говорил Иисус: "они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их". И человек, поднявшийся выше всего этого, выше рутины - свободен!
  Вот только не надо путать Любовь и чувство собственности! Подлинной Любви не требуется ответ. Она не ищет взаимности. Она вполне может быть и безответной, но - не гаснуть! Она чиста, как слёзы росы, как улыбка ребёнка. И она, не колеблясь, отпускает свою Мечту. Ведь главное - не обладание, а Счастье! Счастье самой Любви!
  Я вас любил так искренно, так нежно,
  Как дай вам Бог любимой быть другим.
  Что тут можно добавить?..
  Ну вот, мы преодолели шесть ступенек, шесть уровней. Как в компьютерной игре. Что дальше? Должна быть седьмая? Ведь есть семь цветов радуги и семь музыкальных нот... Где этот фазан, горланящий свою "си"? Мы не можем его поймать? Или он улетел и спрятался в дремучем лесу - недостижимый, как истина? Оставив нам лишь шесть своих перьев... Не знаю... Истово верующий, видимо, скажет, что Свобода - это Любовь к Создателю. А гуманист - что она Любовь ко всему человечеству...Возможно... А, возможно, Game Over.
  Ответа на этот вопрос у меня нет... Но, может быть...он есть у вас?..
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"