Следуйте за Илоном Маском в путешествии из Южной Африки на Марс
Предисловие
История инженера – Следуйте за Илоном Маском в путешествии из Южной Африки на Марс началась в 2006 году, когда я прочитал книгу о пике добычи нефти. Идея, лежащая в основе пика добычи нефти, заключается в том, что в мире рано или поздно закончится нефть, потому что нефть - это конечный ресурс. Большинство книг, написанных на эту тему, относятся к категории "Конец света". В книге, которую я прочитал, утверждалось, что, когда нефти больше не будет, мы будем вынуждены вернуться к обществу 19 века. Лошади были бы основным видом транспорта, потому что альтернативы, такие как электромобили, ничего бы не изменили, потому что они недостаточно хороши.
Пик добычи нефти привел меня в ужас. В первую ночь мне снились кошмары о том, как выглядел бы мир без каких-либо транспортных средств. Как бы мы доставляли еду? Как бы мы строили дома? Как бы мы перевозили раненых? Я каждый день наблюдал, как цена на нефть поднялась до рекордных уровней. Но когда на мир обрушился кредитный кризис 2008 года, цена на нефть снизилась со 150 долларов за баррель, и кошмары о деривативах заменили мои кошмары о пике добычи нефти.
Перенесемся в конец 2012 года. Однажды темной осенней ночью я посмотрел видео на YouTube, где предприниматель Кевин Роуз брал интервью у парня по имени Илон Маск. Я никогда раньше не слышал о нем или его компаниях. В конце интервью Илон упомянул, что работал с Hyperloop – пятым видом транспорта, где другими видами являются поезд, лодка, дорога и самолет. Инженеру во мне это показалось интересным, поэтому мне нужно было узнать о нем больше.
Прочитав несколько статей, я понял, что Илон был хорошо осведомлен о peak oil. Он даже разработал электромобиль, который мог заменить бензиновый автомобиль. Книга, которую я прочитал о peak oil, была неверной! Чтобы узнать больше об Илоне, я поискал, написал ли кто-нибудь биографию. Единственными книгами, которые я нашел, были те биографии, где автор скопировал только то, что доступно в Википедии. Я начал читать больше статей и смотреть больше видео, и я понял, что существует так много информации, что я мог бы с таким же успехом написать настоящую биографию.
Но это не просто книга об Илоне, поскольку у нее есть несколько других целей. Сам Илон сказал: “Я думаю, тебе должно нравиться то, что ты делаешь. В противном случае это трудно делать. Есть три вещи, на которые вы обращаете внимание. Вы должны с нетерпением ждать утра, чтобы приступить к своей работе. Вы действительно хотите получить значительное финансовое вознаграждение. И вы хотите оказать возможное влияние на мир. Если вы сможете найти всех троих, вам будет что рассказать своим детям ”.
Я верю, что эта книга может оказать положительное влияние на мир. Первая цель книги - мотивировать молодых людей становиться инженерами. По оценкам, к 2020 году Европе будет не хватать 500 000 инженеров, и я верю, что решение - это вдохновение.
В течение моего первого года в инженерной школе каждый студент должен был прочитать книгу о Нобелевской премии. Я не помню цели; может быть, кто-то думал, что мы станем более мотивированными? Но книга произвела почти противоположный эффект – мы стали менее мотивированными. Персонажи книги не были образцами для подражания, в которых мы могли бы черпать вдохновение. Илон, с другой стороны, настоящий образец для подражания. Получит ли Илон когда-нибудь Нобелевскую премию? Если он ее не получит, будет ли ему грустно из-за этого? Он мог бы, но затем он запрыгивает в свой Tesla Roadster, едет в аэропорт, садится на свой частный самолет, летит в ближайший космопорт, где он садится в ракету, направляющуюся к новой цивилизации на Марсе. Это вдохновляет.
Вторая цель этой книги - мотивировать инженеров становиться предпринимателями и решать более крупные, дорогостоящие и сложные проблемы. Я верю, что есть профессиональные инженеры, у которых есть отличные идеи, но они не знают, что могут построить компанию на основе этих идей. Если Илон может построить две интернет-компании, ракетную компанию, автомобильную компанию и солнечную компанию – почему вы не можете?
Другая цель - объяснить, почему все происходит. Проблема в том, что не все понимают Илона и его компании. Как вы можете убедить кого-то купить электромобиль, если он или она в то же время верит, что запас масла бесконечен? Сам Илон сказал: “Если бы вы могли объяснить, почему все происходит, тогда это имело бы огромное значение для мотивации людей”.353 Итак, кто-то должен объяснить, почему нам нужно уйти от общества, зависимого от нефти. Зачем нам нужно строить ракеты и колонизировать Марс? Илон пытался все объяснить, давая бесчисленные интервью, но из статей и видео трудно понять общую картину. Я надеюсь, что вы, прочитавшие эту книгу, скоро поймете общую картину, стоящую за Илоном.
Я также считаю, что автор биографии Илона должен быть инженером. Я читал статьи не инженеров (я подозреваю), в которых смешиваются разные темы. Одним из примеров является то, что в нескольких статьях утверждалось, что Илон заинтересовался электромобилями для сохранения окружающей среды. Но это неправда. Илон заинтересовался электромобилями, потому что в мире заканчивается нефть. Во время одного интервью ему пришлось повесить трубку, потому что журналист не мог разобраться в сложных темах. Но не волнуйтесь – вам не нужно быть инженером, чтобы прочитать эту книгу.
При написании этой биографии я использовал 457 источников. Цель состоит в том, чтобы все в книге было настолько правдивым, насколько это возможно в неофициальной биографии. Но поскольку это, в конце концов, ракетостроение, могут существовать некоторые фактические ошибки. Если вы обнаружите ошибку, я буду рад исправить ее как можно скорее.
За всю жизнь Илона произошло несколько конфликтов, включая разводы и недовольных сотрудников. Описывая эти конфликты, я старался быть как можно более нейтральным, включая мнения обеих сторон.
Я не спонсирую и не имею финансового интереса ни к Tesla Motors, ни к SolarCity. Эта книга предназначена исключительно для информационных, образовательных и дискуссионных целей. Несмотря на то, что в этой книге могут обсуждаться темы, связанные с юридическими или инвестиционными вопросами, ничто в этой книге не должно рассматриваться как юридическая практика, юридические консультации или рекомендации по инвестициям. Если какой-либо читатель предпринимает действия или принимает решения, основываясь исключительно на информации, содержащейся в этой книге, он делает это на свой страх и риск.
Эрик Нордеус, M.Sc .
erik.nordeus@gmail.com
Стокгольм, Швеция
Август 2014
Введение
“Я думаю, мы летим на Луну, потому что человеку свойственно сталкиваться с трудностями. Это заложено в природе его глубокой внутренней души. Да, мы обязаны делать эти вещи точно так же, как лосось плывет вверх по течению ”.
Нил Армстронг
“Все наши мечты могут сбыться, если у нас хватит смелости их осуществить”.
Уолт Дисней
Словарь определяет инженера: “Профессиональный инженер-практик, занимающийся применением научных знаний, математики и изобретательности для разработки решений технических проблем. Инженеры проектируют материалы, конструкции и системы, учитывая ограничения, налагаемые практичностью, регулированием, безопасностью и стоимостью. Слово инженер происходит от латинских корней ingeniare [изобретать] и ingenium [сообразительность]”.391
Это книга о начале путешествия. Илон Маск - главный участник путешествия по жизни, похожей на американские горки. Его путешествие включает в себя все: от приключений Уинстона Черчилля в британских колониях до разрушенных спортивных автомобилей. От неудачных браков до немецких ученых, спасающихся от Красной армии. От нефтяной промышленности до фестиваля Burning Man.
Илона описывали как Стива Джобса из тяжелой промышленности, как современную версию ученого Николы Теслы и как Генри Форда из ракетостроения. Существует высокая вероятность того, что у британской секретной разведывательной службы есть на него досье. Как и досье на других злодеев Джеймса Бонда, в нем описаны секретные запуски ракет в Тихом океане. Но у Илона нет белого кота – он больше любит собак. Возможно, наиболее сопоставимые личности - это великие исследователи, которые путешествовали по всему земному шару. У них был предпринимательский дух, они были немного сумасшедшими, пробовали то, что никто другой не пробовал, и думали так, как никто другой не думал.
Если вы хотите описать компании, основанные Илоном, в рамках одной темы, вы можете сказать, что они улучшают мир с помощью инновационных технологий. Это именно то, в чем нуждается наш мир.
История человечества начинается около 50 000 лет назад. Мы мало что знаем о первых 40 000 годах, за исключением того, что в конце их мы научились использовать шкуры животных. Затем мы вышли из наших пещер, чтобы построить другие виды укрытий. 5000 лет назад мы научились писать и пользоваться тележкой с колесами. Сейчас началось ускорение технологического прогресса. Всего за несколько сотен лет мы изобрели паровой двигатель, электрическое освещение, телефоны, автомобили и самолеты. За последние несколько лет мы разработали пенициллин, телевидение и ядерную энергетику.19
Затем кое-что произошло. Все забыли о больших проблемах и начали сосредотачиваться на проблемах поменьше. Компьютер в современном телефоне более мощный, чем компьютер в аппарате, который приземлился на Луну, но мы используем его только для того, чтобы стрелять птицами по свиньям и смотреть фотографии, показывающие, что ели на завтрак наши друзья. Было ли это то будущее, которого мы хотели? В своей знаменитой речи бывший президент США Джон Ф. Кеннеди сказал: “Поэтому неудивительно, что некоторые хотели бы, чтобы мы остались там, где мы есть, еще немного отдохнуть, подождать. Но этот город Хьюстон, этот штат Техас, эта страна Соединенные Штаты были построены не теми, кто ждал, отдыхал и хотел оглянуться назад. Эта страна была завоевана теми, кто двигался вперед”.19
Мы больше не движемся вперед со все большей скоростью, мы движемся медленнее. "Конкорд" мог бы пересечь Атлантический океан за три часа, и в рекламе говорилось: “Мир теперь стал меньше”. Но с выводом из эксплуатации Concorde в 2003 году мир стал больше. Мы не просто летаем медленнее, другие виды транспорта также движутся медленнее. Американский штат Калифорния заказал скоростной поезд, который должен был стать одним из самых медленных скоростных поездов в мире по самой высокой цене за милю.
Мир не просто стал больше; мы также разрушаем мир. Одно из объяснений того, почему мы больше не движемся быстрее, заключается в том, что мы используем дорогие, грязные, а иногда и опасные источники энергии. Мы не только используем атомные электростанции, весь наш мир зависит от нефти. Проблема в том, что нефть - это ограниченный природный ресурс, запасы которого у нас заканчиваются, и мы можем начать истощаться уже в 2020 году. Если мы не хотим начать использовать лошадей, нам нужно разработать технологию, которая не зависит от нефти.
Вопрос в том, почему мы сосредотачиваемся на мелких проблемах и забываем о более крупных. Одной из причин может быть то, что создать электромобиль сложнее и дороже, в то время как создать еще один Facebook-клон обходится дешевле. Другой причиной может быть то, что мы удовлетворены тем, что у нас есть. Сегодня нам не нужно устранять зависимость мира от нефти. Но что происходит, когда нам это нужно? Что, если нам нужно покинуть планету, потому что с ней что-то произошло или произойдет. Тогда мы должны верить, что у кого-то есть ответы на эти более масштабные проблемы, которые сегодня никого не волнуют.
Но тот, кого волнуют эти более серьезные проблемы, - Илон. Он знает, как мы можем заменить нашу зависимость от нефти. Он знает, как мы можем колонизировать Марс и сбежать на красную планету, если что-то случится с Землей. Чтобы в очередной раз сделать мир меньше, он спроектировал самолет, который быстрее Concorde.
Разница между Илоном и другими учеными мужами заключается в том, что он реализует свои идеи. Чтобы спасти мир от нефтяной зависимости, он создает компании именно с этой целью. Чтобы иметь возможность сбежать на Марс, он уже начал строить необходимые ракеты. Чтобы сделать мир меньше, он предоставит технологию бесплатно. Остальной мир должен просто сидеть сложа руки и наслаждаться поездкой.
Сэнд-Хилл-Роуд
Вы можете найти несколько историй об инженере Илоне Маске. Одна из них произошла на Сэнд-Хилл-Роуд в Калифорнии и вокруг нее. Она звучит так:
28-летний Илон хотел купить новую машину. Цена машины не имела значения, потому что ему больше не нужно было думать о деньгах. Он только что заработал 22 миллиона долларов на продаже своей компании.327 В его гараже уже стоял Jaguar E-type 1967 года выпуска серии 1, который считается лучшим из когда-либо созданных автомобилей. Теперь ему нужна была самая быстрая машина, которую он мог найти.
Серебристый McLaren F1 из магния соответствовал его требованиям. McLaren F1 британского производства - это, по сути, готовая к дороге версия гоночного автомобиля из чемпионата мира Формулы-1. Развивая максимальную скорость в 231 милю в час [372 км / ч], он установил рекорд 1998 года как самый быстрый дорожный автомобиль в мире. Для достижения скорости 60 миль/ч требуется всего 3,2 секунды [100 км /ч].
Илон был на волосок от того, чтобы купить машину своей мечты. Модельер Ральф Лорен пытался купить такой же, но Илон подписал сделку на час раньше.263 Когда McLaren начала продавать его, удачливые покупатели заплатили за него миллион долларов. Но поскольку когда-либо было выпущено всего 106 автомобилей, цена сегодня может достигать четырех миллионов долларов. Илон купил номер 67.10
Большой черный грузовик доставил McLaren F1 к дому Илона. Теперь он был знаменит в Силиконовой долине, поэтому съемочная группа документального фильма "Золотая лихорадка Силиконовой долины" следила за каждым шагом. Как мальчишка перед Рождеством, Илон прыгал вокруг грузовика, пока машину разгружали. Первый человек, который прошел мимо, спросил: “Это McLaren F1? О Боже мой. Это невероятно”. Илон был счастлив. “Вау, я не могу поверить, что это действительно здесь”, - сказал он. “Это довольно дикий человек. Всего три года назад я принимал душ в YMCA и спал на полу в офисе, а теперь у меня машина за миллион долларов ”.27
Энтузиасты описали McLaren F1 как самый чистый суперкар, когда-либо выпущенный. Иногда это может быть недостатком владения таким автомобилем, потому что энтузиасты гоняются за ним, как папарацци за кинозвездой. “Я встал рядом с одним на свет в Пало-Альто за несколько месяцев назад,” гордый энтузиастов сказал. “Я думаю, что это был тот, что относится к X.com/PayPal учредитель парень [Илон Маск]. Сделал мой день”.9
Увидеть машину в Силиконовой долине не было чем-то необычным. В регионе самая большая плотность McLaren F1 в мире. “Я рад видеть этот автомобиль больше, чем когда-либо что-либо еще”, - сказал другой энтузиаст. “Ничто другое вообще не сравнится. Когда он [Илон Маск] затормозил под углом 90 градусов вправо, чтобы выехать на автостраду, задний диффузор поднялся, обнажив покрытую золотой фольгой нижнюю сторону. От этого у меня по спине пробежал холодок – продолжай – смейся сколько хочешь. Когда он решил, что с него хватит того, что я таскаюсь за ним по пятам, он практически исчез в коридоре FWY. Учитывая, что у него примерно в пять раз больше мощности, чем у моей машины, я просто позволил ему уехать ”.111
В 2000 году Илон вел свой McLaren F1 по Сэнд-Хилл-роуд. Расположенная в Калифорнии Сэнд-Хилл-роуд обладает такой же привлекательностью, как Уолл-стрит в Нью-Йорке. Венчурные капиталистические компании стекаются к дороге, и это обеспечивает легкий доступ к Стэнфордскому университету и Силиконовой долине. В разгар технологического пузыря, когда разница между тем, чтобы быть следующей крупной вещью, и тем, чтобы выглядеть так, как она есть, не имела значения, коммерческая недвижимость на Сэнд-Хилл-роуд стоила дороже, чем почти где-либо еще в мире. Цены были настолько высоки, что дешевле было бы жить на Манхэттене в Нью-Йорке. Было невозможно найти свободные офисные помещения или какие-либо законные места для парковки. Те, кто мог позволить себе жить в этом районе, принимали стоимость парковочных талонов как часть высокой цены на проживание там. Но деньги не были проблемой для большинства людей. Вы могли услышать комментарии вроде: “Давайте назовем нашу команду Gold Rush, потому что все мы хотим заработать много денег”.167
Вместе с Илоном в машине сидел его друг и коллега Питер Тиль. Они направлялись в известную венчурную компанию Sequoia Capital, где им предстоял мозговой штурм стратегий сбора средств. Тиль сидел на одном из двух пассажирских сидений. Водитель в McLaren F1 сидит в середине автомобиля на сиденье, индивидуально подобранном для каждого владельца. Немного позади водителя по обе стороны от водительского сиденья расположены два пассажирских сиденья.8,123
“Итак, что это может сделать?” Тиль спросил Илона после пятнадцатиминутной демонстрации автомобиля.
“Смотри сюда”, - ответил Илон и вдавил педаль газа в пол.
В McLaren F1 нет контроля тяги, потому что автомобиль рассчитан на максимальную производительность, поэтому после смены полосы движения машину начало заносить. Илон делал все, что мог, чтобы избежать столкновения с другими машинами, ехавшими по той же дороге, в то время как он сам в то же время пытался управлять вращающейся машиной. Через несколько ужасающих секунд McLaren F1 врезался в дорожную насыпь. Машина оторвалась от земли и начала вращаться, как диск, летящий по воздуху. В конце концов они рухнули на землю.328
Когда пыль рассеялась, Тиль услышал, как Илон рассмеялся. Тиль спросил его, почему он смеялся, когда только что разбил машину своей новой мечты. “Вы не знаете, что самое смешное, это даже не было застраховано”, - ответил Илон.328 Непонятно, почему именно он засмеялся. Одной из причин мог быть шок от травматического события, которое только что произошло. Другая причина может быть объяснена новым словом “мускитудность”, определяемым как высокомерное отношение, вызванное тем, что он слишком рано заработал слишком много денег.301 Возможно, это было сочетание того и другого.
Илон и Тиль пережили крушение без каких-либо серьезных травм. “Первая женщина, которая увидела нас, подумала, что мы мертвы, и все это было похоже на американские горки, которые немного вышли из-под контроля”, - сказал Тиль.8 Прежде чем аварийные службы прибыли на место происшествия, Тиль открыл дверь в виде крыльев чайки, вышел из машины и поехал автостопом, чтобы не пропустить встречу с Sequoia Capital. Илон также добрался на встречу автостопом, как только на место происшествия прибыл эвакуатор.
Несмотря на драматическую аварию, завод McLaren смог отремонтировать поврежденный автомобиль. Основной корпус автомобиля уцелел, но передняя часть и подвеска были повреждены. После короткой поездки в мастерскую Илон начал использовать McLaren F1 в качестве ежедневного водителя на работу и домой с работы.
Другим неудачливым гонщиком McLaren F1 был британский комик и актер Роуэн Аткинсон, также известный как мистер Бин. Его черный McLaren F1 под номером 61 дважды разбивался. К счастью, он пережил аварии без каких-либо серьезных травм, но его страховой компании пришлось выплатить самую дорогую страховую выплату, когда-либо зарегистрированную в Великобритании.6 Благодаря водительским навыкам Аткинсона, он управляет автомобилем с 1997 года, преодолев расстояние в 37 000 миль [60 000 км]. Вероятно, это мировой рекорд среди владельцев McLaren F1.7
В то время как Аткинсон соревнуется с другими спортивными автомобилями на гоночной трассе, Илон никогда не участвовал в гонках на своей машине. Илон, однако, однажды попытался проверить, как быстро он может вести машину по взлетно-посадочной полосе, и разогнал McLaren F1 до скорости 215 миль в час [346 км / ч].4
В 2007 году Илон почувствовал, что должен продать свой любимый McLaren F1. Будучи менеджером компании, производящей экологически чистые автомобили, он хотел улучшить свой имидж. “Это было экологическое решение”, - сказал он. “Мой McLaren F1 был отличной машиной. На самом деле это было произведение искусства, но оно вредно для окружающей среды, и я не хотел, чтобы люди постоянно писали, что у меня высокопроизводительный спортивный автомобиль с бензиновым двигателем, поэтому я решил его продать ”.69
Номер 67 не был в большей безопасности со своим новым владельцем. После шести месяцев зимнего хранения в гараже новый владелец захотел прокатиться на нем. Проходивший мимо зритель предупредил водителя о том, что из заднего моторного отсека идет дым. Когда владелец выскочил, огонь быстро распространился, уничтожив большие части автомобиля. Поскольку автомобиль является предметом коллекционирования, заводу McLaren пришлось сохранить его еще раз. Но не нужно печалиться о владельце, пока машина ремонтировалась – у владельца был один McLaren F1 в резерве.5
Так кто сказал, что быть инженером скучно?
Затерянные города
Забавно, как далекие события могут повлиять на современный мир. В конце 12 века фамилии стали необходимы, когда английское правительство ввело личное налогообложение. Было обычным делом, что семьи из высшего класса брали названия своих владений в качестве фамилии, такие как Ланкастер или Локсли, в то время как ремесленники брали свои фамилии по тому, с чем они работали, например, Смит или Тейлор.13 Фамилия Маск, однако, происходит от одной из старейших фамилий, когда-либо зарегистрированных в Англии.
Под предводительством герцога Вильгельма II Нормандского нормандцы и французские войска вторглись в Англию. Финальным сражением войны стала битва при Гастингсе, где армия вторжения нанесла поражение английскому королю Гарольду II. Это было в 1066 году, когда происхождение фамилии Маск было введено в Англии. Первоначально прозвище, предназначенное для отличия молодого человека от старшего носителя имени, норманнско-французское слово “le meschin” означает “младший”. Первое письменное упоминание фамилии принадлежит Уильяму ле Мешину, который был английским феодальным бароном. Со временем фамилия ле Мешен изменилась на такие фамилии, как Маск, Миск или Мискин.72
История семьи Илона Маска восходит к 18 веку, когда Генри Маск женился на Мэри Фолкнер. Они жили в Англии, и у них было четверо детей, и одним из детей был Генри Маск-младший.96
Генри Маск женился на Шарлотте Лейн в 1824 году. Они жили в Экснинге, маленькой деревушке в графстве Саффолк, Англия. Одной из их тринадцати детей была Элиза Маск, родившаяся в 1844 году.
Муж Элизы Маск неизвестен. Она так и не вышла замуж, поскольку сохранила свою девичью фамилию. Известно лишь, что она работала прислугой в Лондоне, но у нее родилось трое детей, когда она еще жила в Экснинге. Одним из этих детей был Гарри Маск, родившийся в 1863 году. Он работал каменщиком до того, как переехал в район, известный сегодня как Южная Африка.
Будучи первым европейцем, голландец Ян ван Рибек поселился в регионе, известном сегодня как Южная Африка. Он прибыл в 1652 году и основал Капскую колонию. Целью колонии было пополнение кораблей Голландской Ост-Индской компании свежей провизией, почти как зарядная станция для электромобилей.75 Поскольку Суэцкий канал еще не был построен, кораблям приходилось огибать весь африканский континент, чтобы добраться до места назначения. Риски, связанные с плаванием вокруг Африки, были главной причиной, по которой Христофор Колумб пытался найти более быстрый маршрут, плывя на запад из Европы. Поскольку Колумбу не удалось найти более короткий маршрут, Капская колония стала важным регионом.
В начале 19 века Британская империя взяла под контроль Капскую колонию во время наполеоновских войн, и туда начали переезжать британские иммигранты. Большинство эмигрировало из Англии по финансовым причинам, и они выбирали между Америкой и Капской колонией в качестве места назначения. “Это регионы возможностей, и пока мы ехали под нашим, теперь дружественным, ветром, я не мог не размышлять о будущем”, - писал Уинстон Черчилль во время путешествия по южным районам Африки. “Здесь широкие участки плодородной почвы, орошаемой обильными дождями… в то время как англичане задыхаются и гноятся в перенаселенных городах, в то время как каждый месяц рождаются тысячи младенцев, у которых никогда не будет достойного шанса в жизни”.11
Благодаря открытию огромного количества сырьевых товаров, в первую очередь золота и алмазов, экономика региона быстро росла в течение 19 века.75 Из-за этих природных ресурсов, и как часто бывает, когда люди становятся жадными, вспыхнуло несколько конфликтов.
Между 1899 и 1902 годами Британская империя и буры сражались друг с другом в конфликте, известном сегодня как Вторая англо-бурская война. Бур - голландское слово, обозначающее фермера, а буры произошли от голландских, фламандских, немецких и французских поселенцев. Некоторые буры даже происходили от британских поселенцев, которые чувствовали, что они не принадлежат Британской империи, подобно тому, как поселенцы в США решили больше не быть частью Британской империи. Из-за конфликта за Атлантическим океаном Британия проиграла американскую войну за независимость, и США стали независимой нацией. Британцы теперь были полны решимости не терять контроль над своей колонией на юге Африки.
Одной из исторических фигур, которыми восхищается Илон, является Уинстон Черчилль. Во время Второй англо-бурской войны будущий премьер-министр Великобритании работал военным корреспондентом The Morning Post . Черчилль, который раньше был армейским офицером, уволился из армии, чтобы продолжить политическую карьеру. Но когда он услышал о конфликте в Африке, он не смог удержаться и принял в нем участие.11,79
Черчилль прибыл в зону конфликта. Контроль над железными дорогами был важен во время войны, поэтому британские бронепоезда патрулировали основные маршруты. Когда Черчилль путешествовал на одном из этих поездов, буры устроили засаду. “За последние четыре года у меня было преимущество, если это можно назвать преимуществом, многих странных и разнообразных опытов, из которых изучающий реалии мог бы извлечь пользу и наставления”, - писал Черчилль. “Но ничто не было так волнующе, как это: ждать и бороться среди этих лязгающих, раздираемых железных ящиков с повторяющиеся взрывы снарядов и артиллерии, шум попадающих в машины снарядов, шипение, когда они пролетают в воздухе, ворчание и пыхтение двигателя – бедной, измученной машины, изувеченной по меньшей мере дюжиной снарядов, любой из которых, попав в котел, мог положить конец всему – ожидание разрушения как само собой разумеющееся, осознание бессилия и чередование надежды и отчаяния – все это в течение семидесяти минут по часам с использованием всего лишь четырех дюймов искореженного железа, чтобы отличить опасность от плена, и позор с одной стороны – безопасность, свобода и триумф с другой”.11
Несмотря на то, что Черчилль работал невооруженным гражданским репортером, буры захватили его в качестве военнопленного. Вместе с британскими солдатами, которые выжили в засаде, его отправили в столицу буров: Преторию. Когда он прибыл, он стал заключенным в здании школы, временно переоборудованном под тюрьму для офицеров. Школа называлась Staats Model School (Государственная образцовая школа).
После окончания войны два региона, где жили буры, стали частью Южно-Африканского союза. Победившие британцы переименовали Государственную образцовую школу в среднюю школу для мальчиков Претории.77 Несколько лет спустя в той же школе будет обучаться начинающий предприниматель в области космоса и транспортных средств.
Через четырнадцать лет после заключения мира в Претории родился дедушка Илона Уолтер Генри Джеймс Маск. Он был сыном Гарри Маска, который женился на семнадцатилетней младшей Люси Фрэнсис Чампион из Каледона, Южная Африка. У них было шестеро детей.
Ремесленник Уолтер женился на Коре Амелии Робинсон из Англии. У них было двое детей: Эррол Маск, родившийся в 1946 году, и Майкл Маск, родившийся в 1952 году. Эрролу предстояло стать отцом миллиардера, но сначала ему нужно было найти жену.
* * *
Мать Илона Мэй Маск родилась как Мэй Холдеман. Род Холдеманов можно проследить с 1808 года, когда Сара Холдеман родилась в Вирджинии, США. Неизвестно, была ли она замужем или жила с мужчиной, но известно, что в 1838 году она родила Джона Холдемана.97 К тому времени семья переехала на запад через страну в Блумингтон, штат Иллинойс. Этот шаг не был лишен какого–либо риска - они переехали на неизведанную границу американской пустыни.
Европейско-американские поселенцы, которые прибыли в этот район в 1820-х годах из-за богатой почвы, основали Блуминтон в 1831 году. В городе было восемь магазинов, три бакалейных лавки, две таверны, два адвоката, три врача, красивое здание академии, две паровые мельницы для распиливания древесины, а население составляло 700 человек.86, 92
До прибытия поселенцев коренные индейцы народа кикапу жили за счет земли. Оказалось, что поселенцы и индейцы не могли жить вместе. Война Черного ястреба 1832 года произошла в Иллинойсе. Это была короткая война, длиною всего в несколько месяцев, между вооруженными силами США и народом кикапу. Одним из солдат, сражавшихся на войне, был 23-летний Авраам Линкольн.
После окончания войны будущий 16-й президент Соединенных Штатов Линкольн много раз посещал Блумингтон, поскольку работал адвокатом в соседнем Спрингфилде. Это было в Блумингтоне, Линкольн произнес речь, известную как “Потерянная речь”, потому что репортеры были настолько увлечены речью, что забыли сделать заметки.86
Джон Холдеман познакомился со своей женой Эвалин Холдеман в Блумингтоне. У них родился сын Джон Илон Холдеман, родившийся в 1872 году. В 1900 году Джон Илон Холдеман женился на Альмеде Джейн Норман. У них родилось двое детей: Джошуа Норман Холдеман и Альмеда Холдеман. К тому времени семья переехала в бревенчатую хижину в маленьком городке Пеквот-Лейкс, штат Миннесота.
Рожденная недоношенной Альмеде Джейн Норман пришлось провести первые месяцы своей жизни в инкубаторе для новорожденных. Когда она росла, она мечтала пойти в среднюю школу, но ее отцу эта мечта не понравилась, поскольку он был против идеи давать образование девочкам. Позже Альмеда будет отстаивать право женщин голосовать.91
Врач диагностировал у Джона Илона диабет и дал ему жить шесть месяцев. Он пошел к хиропрактику, чтобы найти лекарство, и поправился достаточно, чтобы вести свой обычный распорядок дня в течение нескольких лет, пока не скончался в 1909 году. Чтобы присматривать за своим мужем, школьная учительница-медсестра Альмеда начала учиться, чтобы самой стать хиропрактиком. В 1905 году она окончила школу хиропрактики и лечения в Миннеаполисе.91,93
В 1907 году семья Холдеман переехала в Герберт, Канада. Это город в регионе, который в одно и то же время может страдать от наводнения, возгорания травы и снежной бури. Причина, по которой они переехали, заключалась в том, что они верили, что если у вас диабет, вы должны жить в холодном, сухом климате.88 Альмеда работал хиропрактиком и, скорее всего, был первым в Канаде, кто получил эту профессию. Семья также открыла небольшой ресторан и пансионат.91
Вдохновленный своей матерью, Джошуа решил стать хиропрактиком. Хиропрактики ранее лечили его после несчастного случая, когда он играл в игру shinny, которая похожа на хоккей на льду. Он играл в нее на замерзшем пруду, и во время игры получил удар по голове. После несчастного случая у Джошуа ухудшилось зрение, но он восстановился после посещения Школы хиропрактики Палмера.91 В 1926 году Джошуа окончил ее после четырех лет обучения и получил степень доктора хиропрактики. На протяжении всей своей жизни Джошуа учился в девяти различных университетах и колледжах, если включать программы последипломного образования.95
Джошуа женился на Еве Питерс в 1927 году, и их сын Джошуа Джерри Ноэль Холдеман родился семь лет спустя. Но Великая депрессия конца 1920-х годов сильно ударила по семье. Они потеряли свою ферму, потому что были не в состоянии осуществлять платежи за оборудование, приобретенное в кредит. Из-за этих событий у Джошуа возникло подозрение к финансовым учреждениям, которое сохранялось на протяжении всей его жизни. Другим результатом этих событий стало то, что пара рассталась. Но Джошуа сжал кулаки и вынес жизнь. Его любимой цитатой стало: “Если вам всегда нравится все, что вы делаете, вы никогда не будете делать ничего, что вам не нравится”.95
Без фермы Джошуа начал работать на различных работах по всей стране. Он работал строителем, ковбоем и участником родео. Работая на этих работах, он овладел такими навыками, как бокс, борьба, показательное плетение каната и стрельба из пистолета. Биографическая справка описывает его жизнь во время Великой депрессии:
“Он много путешествовал по Канаде; и во время депрессии на грузовом и пассажирском угольном тендере из Ванкувера в Галифакс. Он жил с поселенцами в стране бушей, охотниками в низовьях реки Пис, занимался фермерством в самом сердце пыльной чаши, когда она была на 100 процентов обеспечена рельефом, был безбилетником на океанском судне и жил в джунглях бродяг за пределами большинства городов Канады ”.95
Джошуа переехал через всю страну в Реджайну, где начал работать хиропрактиком. Однажды Джошуа решил брать уроки, чтобы улучшить свои танцевальные навыки. “Жизнь казалась мне немного скучной, поэтому я решил брать уроки танцев и позвонил в местную танцевальную студию”, - сказал он. “Учительница танцев сказала, что у нее занято до девяти часов вечера. Я сказал ей: ‘Все в порядке. Я хочу начать и вернусь в девять часов”.“ Его учительницу танцев звали Уиннифред ”Вин" Флетчер из Мус Джоу, Канада.95
Прошло шесть месяцев с момента первого урока танцев. “Когда ты выйдешь за меня замуж?” Джошуа спросил Уин. “Завтра”, - без колебаний ответила Вин. Из-за плохих финансовых условий местом проведения медового месяца Джошуа и Вина была соломенная грядка на ферме родителей Джошуа. После медового месяца они переехали в небольшой трейлер, принадлежащий Вин.95
У пары было пятеро детей: Скотт, Эдит Линн, сестры-близнецы Уиннифред Мэй и Альмеда Кей, а также Ангкор Ли.95 Они не могли позволить себе нормальную кровать, поэтому Скотту приходилось спать в старом ящике из-под яблок. Но по мере роста бизнеса хиропрактиков семья переехала в дом с тремя этажами и 20 комнатами.94
Джошуа был компетентным хиропрактиком со многими довольными клиентами. “Он использовал рентгеновский снимок, чтобы точно определить, где была проблема, а затем приступил к правильным корректировкам”, - сказал коллега. “Результаты были очень хорошими – иногда почти чудесными”. Как будущий космический предприниматель, Джошуа продемонстрировал высокую трудовую этику. Он мог работать по вечерам, по выходным, и если клиенты не могли прийти к нему из-за сильной боли, он мог лечить их там, где они жили.93 Если они жили далеко, он мог прилететь навестить их на своем собственном самолете.
И Джошуа, и Вин любили летать на своем одномоторном самолете по прозвищу Винни . Спроектированный итальянцем Марио Белланкой, его самолеты были известны своей эффективностью и низкими эксплуатационными расходами, и они установили множество рекордов по выносливости и дальним перелетам. Джошуа сам установил многие из этих рекордов.93
Семье Халдеман нужно было летать, чтобы они могли посетить все конференции и мероприятия, которые их интересовали. В общей сложности Халдеманы облетели 80 стран и территорий. Когда Скотт был совсем маленьким, они брали его с собой в свои полеты. Завернутого в одеяло, они клали Скотта на полку у себя за головами. Другим братьям и сестрам тоже пришлось отправиться с ними. “Когда им [Мэй и Кей] было по три месяца, мы полетели с ними в Дэвенпорт, штат Айова, чтобы посещать лицей хиропрактики Палмера”, - сказал Джошуа. “Фотографии "Летающих близнецов" появились в газетах Дэвенпорта за одну неделю. В годовалом возрасте летающие близнецы, безусловно, были милыми и привлекали много внимания ”.93,95
Когда Джошуа вырос, его мать Альмеда никому не позволяла в своем доме пить, курить, использовать неприличные выражения или рассказывать сомнительные истории. Игра в карты и лекарства также были запрещены.91 Аналогичные правила были установлены, когда Джошуа стал отцом.
Джошуа верил, что тело обладает врожденной способностью к самоисцелению, если над ним не издеваться и если оно регулярно подвергается корректировке со стороны хиропрактики. Его мантрой было: Холдеманы не болеют и не расстраиваются .93 “Он [Джошуа] был очень сильным хиропрактиком и верил в старые добрые традиции хиропрактики”, - сказал Скотт. “Если бы вы оставались здоровыми, вы хорошо питались, вы хорошо пили, вы не курите, вы не пьете, вы регулярно занимаетесь спортом и периодически проходите курс хиропрактики, вы бы прожили долгую и счастливую жизнь”. Скотт вспоминал, что никто в семье никогда не посещал врача и не принимал никаких лекарств, а при любых симптомах членам семьи назначались процедуры хиропрактики.88
Запрещенными видами деятельности в семье были курение, сквернословие и головные боли. Также запрещалось быть несчастным, пессимистичным или нечестным. Детям не разрешалось пить кофе, пока они не закончат школу, или употреблять алкоголь до 21 года. Джошуа также собирал молотую пшеницу непосредственно у местных фермеров, чтобы избежать ненужного загрязнения, и как зимой, так и летом он каждый день купался.94
* * *
В 1950 году вся семья Холдеман, включая самолет Винни и "Кадиллак", переехала в Южную Африку. Причина, по которой они решили уехать из Канады, неясна. Джошуа никогда раньше не бывал в этой стране, но он оставил ряд подсказок.88
Решение о переезде могло быть основано на политических протестах. Джошуа был активен в политическом ландшафте Канады и однажды оказался в тюрьме из-за своих политических взглядов. Он думал, что политическая система пришла в упадок из-за быстрого роста власти правительства по контролю над гражданами. Он также думал, что моральные стандарты страны были понижены. Другими причинами, по которым они решили уехать из Канады, могло быть желание приключений или надежда продвинуть науку хиропрактики в другой стране.93
Еще одной причиной, по которой они решили уйти, могло быть то, что Джошуа выступал против использования кокаина в Coca-Cola. Никому в семье никогда не разрешалось пить Coca-Cola, вероятно, потому, что у Джошуа был друг, который выпивал по 20 бутылок в день. Его другу стало хуже умственно и физически, прежде чем он покончил с собой. Это мнение не было популярным, поэтому семья получила несколько угроз убийством. Джошуа считал, что угрозы исходили от представителей Coca-Cola. Другой сторонник кампании против употребления кокаина таинственным образом выпал из окна. Полиция сказала, что он покончил с собой, но Джошуа им не поверил. Из-за этих угроз они, возможно, почувствовали, что у них не было другого выбора, кроме как бежать из Канады.95
На грузовом судне семье потребовалось 30 дней, чтобы добраться до Кейптауна, Южная Африка, – того самого города, который пополнял запасы на кораблях Голландской Ост-Индской компании. У семьи не было планов относительно того, что делать, когда они приедут. Чтобы найти хорошее место для жизни, Джошуа начал летать через всю страну.88
Одним из городов, над которыми он пролетал, был крупнейший город Южной Африки: Йоханнесбург. Уинстон Черчилль описал окрестности, когда он приближался к Йоханнесбургу с юга вместе с британской армией. “Мы прошли почти 500 миль по стране, которая, хотя и была многообещающей, европейским глазам казалась пустынной и дикой”, - писал он. “Сначала, после того как мы пересекли Вааль [реку], поверхность местности была гладкой и поросшей травой, но по мере продвижения колонны на север местность становилась неровной – одновременно более опасной и живописной. На горизонте поднимались тускло-голубые холмы, холмистые выпуклости пастбищ становились более резкими и менее ровными, участки леса или кустарника прерывали ровные линии равнины, а полированные камни из конгломерата или золотоносного кварца проглядывали сквозь траву, как кости под кожей кавалерийской лошади. Мы приближались к Ранду [хребту, на котором построен Йоханнесбург]”.12
Недалеко от Йоханнесбурга есть город под названием Претория. Раз в год Претория становится особенной на фоне окружающего ландшафта. Город также известен как город Джакаранда из-за тысяч деревьев джакаранды, посаженных на улицах, в парках и скверах. Когда Джошуа пролетал над Преторией, он увидел все синие и фиолетовые цветы деревьев джакаранда и решил, что это подходящее место, чтобы построить новую жизнь и открыть клинику хиропрактика.88
Открыть клинику хиропрактиков в Южной Африке было непросто, потому что большинство людей никогда раньше не слышали о хиропрактиках. Они не могли рекламировать, потому что в африкаанс-английском словаре не было слова "хиропрактик", поэтому им пришлось использовать свои личные контакты. “Я не смог снять офис в центре города, поэтому купил помещение в 2,5 милях [4 км] от делового района”, - написал Джошуа в письме. “Мы переехали первого декабря и в тот же день начали тренироваться. Добился хороших результатов с первыми пациентами, так что к 15 января практика достигла 25 назначений, а к 5 февраля - 37, без каких-либо газетных объявлений или рекламы, кроме личных контактов и буклетов ”.93
Население Претории составляло 270 000 человек, и в этом районе работали только два других хиропрактика. Клиника, основанная Джошуа, стала одной из крупнейших во всей Южной Африке. Каждый день можно было лечить до 175 пациентов. Среди их клиентов были один из президентов Южной Африки и несколько министров.93,95
Увлекательные полеты продолжились и после того, как семья переехала в Африку. Джошуа пилотировал самолет Винни во время путешествия по Африке и еще одного путешествия в Норвегию и Шотландию. Используя для навигации только компас, Джошуа преодолел 30 000 миль [48 000 км] вдоль побережья Африки, через азиатское побережье в Австралию, вокруг Австралии и обратно в Южную Африку. Он считается единственным частным пилотом, совершившим такое путешествие на одномоторном самолете.95 Иногда, когда он останавливался по пути, чтобы заправить самолет, ему приходилось перестраивать двигатель, прежде чем он мог начать процесс заправки. На некоторых аэродромах он мог заправить дизельным топливом только Винни, а на других аэродромах ему приходилось заправлять самолет бензином.4
Другое приключение произошло, когда Джошуа и Вин участвовали в пробеге 8000 миль [13 000 км] Ралли Алжир - Кейптаун, теперь переименованное в ралли Кубка мира Лондон-Кейптаун . Ралли считается самой изнурительной автомобильной гонкой в мире. Это не остановило Холдеманов, и пара заняла первое место на своем Ford-универсале.88 Поначалу это может показаться странным, но ранее они практиковались в вождении по пустыне, когда искали древние руины.
Великий Фарини был сценическим псевдонимом артиста Уильяма Леонарда Ханта, который понял, что хочет стать акробатом, когда пробрался в цирк. Одним из его акробатических номеров была прогулка по канату через Ниагарский водопад. Фарини переехал в Лондон, где стал знаменитым акробатом. Но он боялся, что если продолжит, то рано или поздно получит серьезную травму, поэтому решил сменить карьеру. Он остался в шоу-бизнесе как изобретатель со 100 патентами, в том числе на ныне известное устройство, известное как человеческое пушечное ядро.89
Одним из самых успешных шоу, с которым работал Фарини, было "Африканские пигмеи", в котором участвовали шесть живых бушменов из Африки. От их переводчика он узнал о легенде, в которой говорилось, что в пустыне Калахари есть затерянный город с изобилием алмазов. Фарини отправился в Африку, где пересек пустыню Калахари – отдаленное и негостеприимное место в южной части континента. Когда он вернулся, он заявил, что обнаружил руины развитой цивилизации: Затерянный город в пустыне Калахари. В 1885 году Фарини описал руины так:73
Наполовину погребенные руины – огромная груда камней на уединенном и пустынном месте; храм – или могила для человеческих костей, оставленных людьми разлагаться.
Появляются грубые скульптурные блоки из проекта "Красный песок" и бесформенные неотесанные камни, прах какого-то великого человека, предназначенный для защиты, захороненный много тысяч лет назад.
Возможно, это реликвия славного прошлого, город, некогда величественный, разрушенный землетрясением, изуродованный взрывом, сметенный рукой времени.
Неясно, когда Джошуа узнал о Затерянном городе в пустыне Калахари или почему он заинтересовался его поиском, но он сделал все, что мог, чтобы найти его. Он и его семья совершили несколько экспедиций через пустыню и над ней.90
Экспедиции охватывали большие территории, и Джошуа участвовал в шестнадцати экспедициях. “В общей сложности в ходе нашего воздушного поиска мы пролетели 8400 миль [13 500 км], большую часть пути на высоте от 200 футов [61 м] до 300 футов, а иногда и ниже, между вершинами песчаных дюн”, - сказал он. “В этом районе, возможно, насчитывается сотня выдающихся песчаных дюн. Мы даже видели страусиные яйца на земле, но, с другой стороны, нам пришлось сделать три захода, прежде чем все трое в самолете смогли заметить десятифутовую нору для животных в склоне песчаной дюны ”.73
Они не всегда летали в экспедициях – они также могли использовать грузовики и джипы Вилли времен Второй мировой войны. В пустыне не было дорог, поэтому им приходилось ориентироваться по компасу.90