Человек происходит из праха, и в прахе ему придет конец — а пока неплохо бы выпить глоток водки.
—СТАРАЯ РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА
Актерский состав
Главные семейные персонажи
Петр Арсеньевич Смирнов Король водки
Мария Николаевна Смирнова, третья жена Смирнова
Арсений Смирнов, отец Смирнова
Григорий Смирнов, дядя Смирнова
Иван Смирнов, дядя Смирнова
Петр Петрович Смирнов, старший сын Смирнова
Николай Петрович Смирнов второй по старшинству сын Смирнова
Владимир Петрович Смирнов третий по старшинству сын Смирнова
Сергей Петрович Смирнов четвертый по старшинству сын Смирнова
Алексей Петрович Смирнов, младший сын Смирнова
Александра Петровна Смирнова, младшая дочь Смирнова
Поддержка персонажей семьи и других, связанных с ними
Матрена Смирнова, мать Смирнова
Венедикт Смирнов, дядя Смирнова
Евгения Ильинична Смирнова, жена Петра Петровича
Александра Павловна Смирнова вторая жена Владимира Петровича, мать его сына
Татьяна Смирнова-Макшеева третья жена Владимира Петровича и мемуаристка
Валентина Пионтковская звезда оперетты и возлюбленная Владимира
Мартемьян Борисовский любовник Александры Смирновой, впоследствии муж
Константин Петрович Бахрушин, зять Смирнова
Арсений Петрович Смирнов внук Смирнова, рожденный от Петра
Владимир Владимирович Смирнов, внук Смирнова, рожденный от Владимира
Николай Венедиктович Смирнов двоюродный брат Смирнова и директор водочного завода
Олег Смирнов, внук Смирнова, рожденный от Сергея
Борис Смирнов праправнукСмирнова по линии Алексея
Конкуренты Смирнова по производству водки
Александр Штрайтер
Камилл Депрéс
М. А. Попов
Николай Шустов
Эмиль Руже
Келлер и Ко.
Ключевые члены российской бюрократии
Царь Александр II, известный некоторыми как Великий реформатор
Царь Александр III сторонник водочной монополии
Царь Николай II Последний русский царь
Иван Вышнеградский министр финансов 1887-1892
Сергей Витте министр финансов 1892-1903
Революционеры
Владимир Ленин, лидер большевистской партии
Лев Троцкий второй номер Ленина и командующий Красной Армией
Иосиф Сталин будущий лидер Советского Союза
Ключевые литературные фигуры
Лев Толстой ярый сторонник трезвости
Антон Чехов критик Смирнова и других производителей водки
Максим Горький описал русскую революцию
Федор Достоевский выступал против алкоголя, против коммерсантов
Александр Островский драматург, откровенный критик коммерсантов
Примечание автора
T его историческое повествование основано на исчерпывающих исследованиях, проведенных более чем за четыре года в Соединенных Штатах и России. Информация, включенная в книгу, была почерпнута из более чем 500 архивных документов, примерно 250 статей из периодических изданий и газет, более 900 книг и интервью с дюжиной или более ведущих экспертов в смежных областях. В некоторых случаях первичные источники вообще не удавалось найти, они были неполными или противоречили другим источникам. В этих случаях для получения правдоподобных описаний событий полагались на доступную документацию и соответствующий исторический контекст. При других обстоятельствах подтверждающие личные воспоминания или точки зрения доказательства найти не удалось. Например, некоторые из многочисленных воспоминаний Владимира Смирнова, записанных его третьей женой, проверить не удалось. Примечания были включены по всей книге, чтобы по возможности предупредить читателей об этих событиях.
Цитаты, как на английском, так и на русском языках, обширны, хотя они не включают ссылок на факты, которые широко известны или приняты. И, если не указано иное, переводы русских документов были предоставлены Татьяной Глезер. Названия в книге транслитерированы на гибрид русского и английского написаний, чтобы сохранить их русское звучание, но облегчить их чтение. Кроме того, Россия придерживалась юлианского календаря до 31 января 1918 года. Таким образом, все даты, предшествующие этому времени, приведены в соответствии с юлианским, а не григорианским календарем. Наконец, перевод российских рублей девятнадцатого и начала двадцатого века в современные долларовые эквиваленты оказался особенно сложной задачей. Для этого расчета с помощью Софьи Алексеевны Саломатиной, координатора Центра экономической истории при Московском государственном университете, был разработан сложный трехэтапный процесс, а также незаменимый ресурс Сэмюэля Уильямсона под названием "Шесть способов вычисления относительной стоимости суммы в долларах США с 1774 года по настоящее время".
Пролог: До свидания
В воздухе витал запах грязи и мокрого камня. В Москве стояла необычайно теплая погода. Был уже конец ноября, но одуванчики и маргаритки пробивались из земли, подпитываемые постоянным приятным моросящим дождем. Несколько выпавших снежинок быстро растаяли, оставив на земле блестящие булыжники. По мере того как тянулись весенние дни, казалось, что зима может никогда не наступить.
Но в конце концов это произошло. С наступлением декабря 1898 года холод подкрался к Москве подобно армии вторжения. Снег начал падать еще до рассвета и продолжался без перерыва. Вскоре город покрылся толстым слоем белого. Сани, большие деревянные повозки, которые разъезжали по городу на металлических полозьях, заняли место более неуклюжих колесных транспортных средств. В течение дня температура упала еще на пятнадцать градусов, оставив второй по величине город России в его более типичном сезонном состоянии: сером и холодном.
Однако мало что еще было типичным в тот декабрьский день, особенно на углу Пятницкой улицы сразу за Чугунным мостом, тропинкой, которая вела прямо к Красной площади и Кремлю. С 8 утра толпы людей стекались в этот район, известный как центр процветающего московского купечества. Прибыли богатые бизнесмены со своими элегантными женами; важные правительственные чиновники и религиозные лидеры оставили другие неотложные дела, чтобы появиться. Рабочие и крестьяне пришли толпами, высыпав на улицу, ведущую к св. Церковь Иоанна Крестителя. Давка была настолько плотной, что передвигаться стало практически невозможно. Трамваи, запряженные лошадьми, которые обычно курсировали по центру Пятницкой, были вынуждены прекратить движение, поскольку квартал окружали длинные очереди траурных экипажей.1
В 9 утра прозвенел колокол, привлекая массы к вниманию. Все взгляды обратились к величественной погребальной колеснице, украшенной балдахином из богатой серебряной парчи.2 Он был припаркован перед самой величественной резиденцией в квартале, трехэтажным особняком, который был свидетельством архитектурной красоты, возникающей по всей России. Огромных размеров дома — с тридцатью одним окном, выходящим на улицу, — было бы достаточно, чтобы остановить даже самых изысканных прохожих. Но это строение также выглядело чем-то вроде музея. Богато украшенные резьбой цветы, листья, львы и двуглавые орлы были выгравированы на внешнем фасаде. Чугунный балкон украшал угол третьего этажа наряду с великолепными верандами ручной работы. У главного входа замысловатая арка из черного железа обозначала величественные ворота дома. Если смотреть на дом в самом дальнем углу с другого берега Москвы-реки, он напоминал небольшой роскошный лайнер, выходящий в море.
Тяжелые деревянные двери раздвинулись, и появился архидьякон из церкви Святого Иоанна Крестителя, тихо читающий молитвы. Группа людей, несущих крышку гроба, украшенную венком из живых цветов, выстроилась в очередь за ним. Затем выступил хор, исполнивший молитву "Святому Богу", за которым последовала дюжина рабочих. Каждый нес подушку со священными медалями и почестями, заработанными покойным за выдающуюся жизнь. За ним последовали другие церковные старейшины и высокопоставленные лица, в том числе десять священников в переливающихся одеждах. Наконец появился гроб, задрапированный роскошной тканью из золотой парчи и малинового бархата.
Был второй день декабря, и эта красноречивая дань уважения предназначалась не царю, не высокопоставленному министру или военачальнику. Человеком внутри длинного дубового ящика был Петр Арсеньевич Смирнов, возможно, самый известный производитель водки в мире.
То, что такое зрелище устроят для такого человека, как Смирнов, было бы немыслимо в 1831 году, когда он родился в семейном доме в Каюрово, маленькой фермерской деревушке примерно в 170 милях к северу от Москвы. Его родители были бедны, едва грамотны, и, что наиболее показательно, они были крепостными, частью юридически связанного низшего класса России. По сути, они были рабами, принадлежавшими владельцам земли, на которой они жили и работали. Все, что они зарабатывали, делилось со своими землевладельцами, которые контролировали, что они делали, куда ходили и как выживали.
Это заурядное прошлое в сочетании с абсолютной известностью Смирнова как ведущего поставщика спиртных напитков не было той жизнью, которая обычно прокладывала путь к известности. Более того, в последнее десятилетие его жизни алкоголизм свирепствовал во всем обществе и раздавались призывы к усилению контроля над производителями крепких напитков. И все же, когда Смирнов умер в возрасте шестидесяти семи лет от сердечной недостаточности, газеты восприняли это событие как национальную трагедию. В новостных сюжетах появлялись описания вроде “выдающийся”, “образцовый” и “гигант российской промышленности”. Кончина Смирнова попала на первую полосу с самыми важными событиями дня — от намерения Соединенных Штатов продать Филиппины до противоречивого и скандального дела Дрейфуса. Альфред Дрейфус, еврейский офицер артиллерии, отбывал срок на Острове Дьявола за то, что якобы передавал военные секреты Германии. Но сторонники, в том числе писатель É Майл Золя, опубликовавший свое знаменитое письмо с обвинением, успешно доказали, что антисемиты подставили Дрейфуса. Через десять месяцев после смерти Смирнова Дрейфус был помилован, позже став кавалером французского ордена Почетного легиона.
С определенной точки зрения Смирнов был во многом похож на Дрейфуса. Они оба были аутсайдерами, родившимися на позициях, которые не были ни их собственным созданием, ни выбором. Дрейфус, еврей; Смирнов, крепостной — и все же ни один из них не позволил невыгодному положению своих этикеток диктовать свой жизненный выбор. Смирнову пришлось преодолеть как свой низкий статус, так и совершенно бесхитростный, элементарный грим. Жизнь в сельской России была отдаленной и плебейской, и основными занятиями крепостного Смирнова в детстве, вероятно, были помощь матери в уходе за младшими братьями и сестрами, помощь со скотом и урожаем, а также сбор урожая дикорастущие грибы и ягоды. Он не смог бы посещать школу, даже если бы захотел, поскольку там, где он жил, ее не было. Когда он все-таки выходил за пределы родной деревни, путешествие было сопряжено с опасностями — особенно ночью. Смирнову пришлось бы носить с собой металлические палки, стучать ими друг о друга или о деревья, чтобы отпугнуть голодных диких волков, которые таились поблизости. Молодому Петру, несомненно, было лучше дома, он заботился о самых насущных потребностях семьи.1
Юный Смирнов, всегда послушный, делал то, что ему говорили. Но под его внешне спокойным и сдержанным поведением, должно быть, скрывалось беспокойство, внутреннее возбуждение, как у скаковой лошади на старте. Он, похоже, не знал, куда идет. Скорее, он был тем, кто сделал то, кем он был, тем местом, где он должен был быть. Он поглощал свое окружение, впитывая, казалось бы, несущественные события и детали и выплевывая их как встречи, меняющие жизнь. Так он пришел к водке.
В РОССИИ ВОДКА была такой же неотъемлемой частью повседневной жизни, как еда и зимний холод. Считается, что около 1500 года монахи перегоняли жидкость в своих монастырях, уединенных убежищах на склонах холмов, где регулярно проводились химические эксперименты и научные открытия. Излишки зерна сделали производство относительно легким — и дешевым. Монахи использовали примитивные перегонные кубы, производя ликер, который часто имел зеленовато—голубой оттенок, вызванный следами сульфата меди из медных емкостей для брожения - и неприятным запахом.3 В те дни водку употребляли не просто для удовольствия, это был лекарственный продукт. Это может быть мощное дезинфицирующее средство для ран или успокаивающий, теплый бальзам, который втирают в спину и грудь. Конечно, ее применение быстро менялось, и она стала любимым напитком в России, когда были усовершенствованы методы дистилляции, а лекарственные добавки были заменены сладкими ароматами и вкусными специями.
Почти за одну ночь водка, название которой происходит от русского слова voda, означающего "вода", стала центром проведения различных ритуалов. Практика, известная как “заключение сделки”, использовала водку в качестве стимула объединить общины для строительства церкви, сбора урожая или возведения моста. Хорошо выполненная работа означала, что водка лилась рекой. Распитие водки было также любимым времяпрепровождением Петра Великого, который ввел “штрафной выстрел” во время своего правления с 1682 по 1725 год. Предположительно, это заставляло любого, кто опаздывал на встречу или сборище, заплатить либо штраф, либо выпить большую кружку водки. На протяжении многих лет водка использовалась в качестве оплаты вместо денег, как взятка и как поощрение для солдат на передовой. Так называемый напиток жизни даже поили рожениц и новорожденных младенцев, когда другие средства не могли их успокоить. Царское правительство, которое сохраняло жесткий контроль над производством водки, санкционировало и поощряло эту практику. Увеличение потребления водки было простым способом пополнить государственную казну.
Ко времени прихода Смирнова водка стала укоренившейся национальной привычкой. Более того, это был крупный бизнес, превзойдя соль, ставший основным источником доходов правительства. Налоги на водку покрывали треть обычных расходов государства и приносили достаточно средств для оплаты всей обороны России в мирное время.4
Петр Смирнов увидел, какой мощной может быть водка. Его дядя Григорий управлял отелями и пабами в Угличе,5 городе, наиболее известном как резиденция сына Ивана Грозного в шестнадцатом веке. Григорий также управлял пивоварней и, по крайней мере, одним винным погребом.6 В детстве Смирнов работал у своего дяди. Он мыл посуду, мыл полы, обслуживал столики и обслуживал бар. Должно быть, он наблюдал, как мужчины пили, как их зубы разжимались, а лица разглаживались, как только напиток касался их губ. Он бы увидел, что сам акт питья, глотания приносит удовольствие, редко встречающееся в тяжелой жизни русского крестьянина. И он, конечно, понял бы, что водка означает деньги — хорошие деньги. Пабы, гостиницы и винный бизнес сделали Григория, тоже крепостного, достаточно богатым, чтобы купить себе свободу. Он стал успешным и вызывающим восхищение бизнесменом в своем сообществе, и молодой Смирнов сам стремился к этому — и даже к большему.
По правде говоря, Петр, вероятно, предпочел бы более внешне почетное, менее противоречивое призвание. Он был набожным православным христианином всю свою жизнь, предположительно посещая исповеди с семи лет. Он был коллекционером религиозных икон и ктитором двух придворных соборов Кремля, которые пользовались большим уважением.7 Что касается спиртного, то лично ему оно не очень нравилось. Он пил минимально, в основном для того, чтобы попробовать собственные настойки, присоединиться к празднованиям или не оскорбить изнывающего от жажды гостя. Он скорее презирал шумных пьяниц, которые проматывали те небольшие деньги, которые у них были, и доставляли неприятности самим себе.
Но эти чувства были тихо отброшены в сторону. Больше всего на свете Смирнов был оппортунистом и капиталистом. Алкоголь был тем, что он знал, и он извлекал из этого максимум пользы. Когда Петр Смирнов умер, он был ведущим производителем водки в стране, руководителем бизнеса, стоимость которого оценивается в 20 миллионов рублей (около 265 миллионов долларов СЕГОДНЯ).8 Он был одним из крупнейших розничных торговцев спиртными напитками в России — поставщиком для царя и императорского двора — и его бутылки стояли на столах членов королевской семьи от Швеции до Испании. Его личное состояние, включающее два огромных дома, два дачных участка, одну фабрику и многочисленные магазины, склады и погреба, превысило 10 миллионов рублей (примерно 132,7 миллиона долларов), что делает его одним из богатейших людей во всей России.9 В 1886 году он даже получил одну из самых неуловимых наград, когда получил звание потомственного почетного гражданина, экстраординарное достижение для бывшего крепостного и честь, которой удостаивались только самые достойные граждане.
Безусловно, это была неожиданная жизнь, построенная на чистой решимости и непоколебимом чувстве цели. Смирнову, высокому лихому мужчине с властной осанкой, никогда особо не нравились оттенки серого, которыми наполнена жизнь большинства людей — скажите ему, что чего-то нельзя сделать, и он сделает это дважды, просто чтобы подчеркнуть свою точку зрения. Это было качество, которое вызывало страх у одних и огромное восхищение у других. Как бы это ни влияло на окружающих, они знали, что находятся в присутствии человека, который не был бы связан обычными ограничениями.
Возможно, именно поэтому так много людей вышли в тот суровый декабрьский день, чтобы стоять на холоде и смотреть, как мимо проходит похоронный марш. Торжественная толпа, одетая в черное, следовала за медленной процессией, их шаги хрустели по свежевыпавшему снегу. Церковь Святого Иоанна Крестителя, один из древнейших молитвенных домов России, никогда не выглядела так красиво. Его трехъярусная колокольня, которая возвышалась над всем остальным на этом участке Пятницкой улицы, служила маяком для проходящих мимо россиян в тот день. Тропические растения и ярко окрашенные цветы обрамляли обе стороны церкви; дорожка перед входом была покрыта черной тканью. У руля церемонии стоял самый высокопоставленный представитель российского духовенства, митрополит Владимир. Он председательствовал на официальных мероприятиях для российских царей, и одно его присутствие не оставляло сомнений в важности смерти Смирнова.
Свечи освещали путь к возвышению в церкви, где лежало тело Смирнова. Гроб украшала коллекция венков из чистого серебра. На одном венке от трех его старших сыновей была надпись: “Незабвенному родителю от его искренне любящих детей Петра, Николая и Владимира Смирновых”. Другое послание от жены Смирнова гласило: “Дорогому, незабываемому мужу от его любящей жены”.10 Других венков от друзей, работников и поклонников также были возложены на гроб.
Холод прокрался в церковь, но те, кому удалось пройти через дверной проем, казалось, не заметили этого. Жар, исходящий от их тел и дыхания, давал достаточно тепла, особенно когда голоса в хоре начали повышаться. Литургия длилась целых два часа, за ней последовало часовое отпевание.
Долгое путешествие к месту последнего упокоения Смирнова началось с того, что его гроб погрузили на роскошно украшенную тележку. Затем прибыли три повозки, нагруженные венками, за которыми сразу же последовала похоронная колесница. Затем около сотни экипажей выстроились в линию, чтобы совершить четырехмильное путешествие к кладбищу. Простолюдины должны были пройти маршрут, который вел их по Чугунному мосту, мимо Кремля и через Красную площадь. Когда они прибыли к месту назначения, было 3 часа дня. Дневной свет должен был продлиться всего еще двадцать восемь минут.
Тело Смирнова было предано земле незадолго до наступления темноты и засыпано камнями и свежей грязью. Был установлен простой металлический крест, а затем все было кончено. Или это было? Смирнов был не из тех, кто оставляет свою судьбу на волю случая. Он письменно попросил, чтобы молитвы читались по крайней мере в сорока церквях в течение сорока дней после его смерти. Его вера, которая следовала доктринам русской православной церкви, заключалась в том, что эти сорок дней понадобятся, чтобы определить, попадет ли его душа в рай или в ад. Он велел окружающим молиться, чтобы его грехи были прощены и для него было приготовлено место в раю.
Боялся ли Смирнов того, что может уготовить ему загробная жизнь? Это нетрудно представить. Более чем за десять лет до смерти Смирнова стигматизация алкоголя — и алкоголизма — усилилась. Эта тема обсуждалась в течение многих лет. Было основано несколько обществ трезвости. Писатели изображали в своей литературе отвратительных пьяниц. Они всегда были потерянными, слабыми душами, которые могли сделать немногим больше, чем вызывать жалость и сеять хаос. Федор Достоевский, например, чей собственный отец был жестоким пьяницей, страстно писал об опасностях алкоголизма: “Потребление алкогольных напитков ожесточает и делает человека диким, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей, сводит на нет всю хорошую пропаганду и, прежде всего, ослабляет волю и вообще искореняет любую человечность”.11 Эти красноречивые тирады, безусловно, заставляли задуматься, но они не вдохновляли на призыв к действию и не давали никому достаточных оснований критиковать правительство, пристрастившееся к ежегодным сверхдоходам от продажи водки.
На пике популярности Смирнова в 1880-х годах антиалкогольное движение в России начало медленно развиваться. Появилось больше организаций, пропагандирующих трезвость. Появилось больше книг, описывающих вредное воздействие алкоголя. Писатели, духовенство и врачи взялись за дело. Помимо основной информации о здоровье, лидеры движения за трезвость также были на стороне печального состояния водочной промышленности. В то время по всей России действовали сотни нечестных винокурен и коррумпированных владельцев таверн. Они мало заботились о качестве своего зачастую грязного, горького пойла, которое обычно разбавлялось водой, лаймом или сандаловым деревом. Было даже известно, что оно отравляло некоторых неудачливых любителей напитка.
Все, что имело значение для этих производителей-ренегатов, - это количество. Их основной целью было получить как можно больше рублей. Они атаковали друг друга, взявшись за ведущих производителей того времени, таких как Смирнов, Попов и Шустов. Они продавали поддельные водки, в том числе "Смирнов", а некоторые конкуренты даже нанимали ученых для тестирования водок, изготовленных крупнейшими дистилляторами, — и затем объявляли их гнилыми или нечистыми.
Стойкий Смирнов был в ярости. Он провел свою жизнь, культивируя образ уважения и морали, который был безупречен. Смирнов дал отпор рекламой на всю страницу, защищая свои водки и обрушиваясь с критикой на своих критиков. Он разработал фирменные пробки, надеясь подставить своих конкурентов. Сражения и контрмеры Смирнова привлекли внимание многих наблюдателей, но для знаменитого драматурга Антона Чехова они были отвратительными — и примерами худшего в России. Задолго до того, как он написал "Дядю Ваню" и "Вишневый сад", Чехов, врач по образованию, в 1885 году описал то, что он назвал “войной” среди производителей водки. Он писал о торговцах “кровью сатаны”, злых производителях водки, которые, как он предсказал, однажды уничтожат друг друга. В колонке, которую он написал для санкт-петербургского журнала "Осколки", Чехов назвал Смирнова одним из главных нарушителей. “Каждый враг, пытаясь доказать, что водка его конкурента ничего не стоит, посылает торпеды, топит корабли и изводит политикой. Что не делается для того, чтобы посыпать перцем в нос спящему врагу?...По всей вероятности, война закончится тем, что производители подадут друг на друга в суд.... Сражающиеся пауки поедают друг друга так, что в итоге остаются только лапки”.12
Эти публичные оскорбления оказали давление на царя и его правительство, которые в конце концов решили, что нужно что-то предпринять. В 1886 году был принят закон, объявляющий преступлением для работодателей продолжение их обычной практики замены заработной платы водкой или чем-либо еще. Все зарплаты должны были выплачиваться наличными. Пабы были запрещены. Эти законы, однако, мало что сделали для того, чтобы отрезвить россиян — или рабочие места. Но они придали смелости другим борцам с алкоголем, самым знаменитым из которых был граф Лев Николаевич Толстой.
Толстой в молодости был кутежником мирового класса, несмотря на свой несколько неуклюжий и замкнутый характер. Большую часть своей юности он провел в эпицентре войны, которая не имела для него никакого смысла. Он прятал свои опасения под горой сигарет, распутных женщин и азартных игр. Никогда не будучи заядлым выпивохой, Толстой, тем не менее, обнаружил, что умеренное употребление алкоголя позволяет ему попадать в ситуации, в которые он иначе никогда бы не осмелился попасть. После религиозного кризиса, последовавшего за большим успехом Анны Карениной, Толстой с ужасом признался в своих проступках в Исповедь, нравоучительный том, который впервые появился в 1879 году. “Я убивал людей на войне; вызывал других на дуэли, чтобы убить их, играл в карты; я пожирал плоды крестьянского труда и наказывал их; я прелюбодействовал и практиковал обман. Ложь, воровство, распущенность всех видов, пьянство, насилие, убийства — не было преступления, которого я не совершал”.13
Теперь Толстой посвятил себя проповеди воздержания. Его репутация позволила ему охватить огромное количество людей. В течение следующих трех десятилетий он регулярно писал об опасностях пьянства, которое считал корнем всего зла. Например, в комедийной пьесе 1886 года под названием "Первый дистиллятор" Толстой изобрел свою собственную водочную смесь. Ингредиенты: кровь лисы, волка и свиньи. Он также основал издательство для распространения моралистической литературы и привлек своего друга, известного художника Илью Репина, для иллюстрации некоторых своих произведений. В 1887 году он основал Союз против пьянства, массовое общество трезвости.
Однажды рано утром того же года Толстой созвал жителей своей деревни Ясная Поляна. Перед общинным домом неподалеку от его поместья были установлены стол и скамейка. Толстой полез в карман, вытащил листок бумаги и положил его на стол рядом с бутылочкой чернил и ручкой. Затем он страстно заговорил о проклятиях табака и водки. Он умолял каждого мужчину подписать бумагу, обещание больше не пить. Как только они это делали, многие по настоянию своих жен и детей, Толстой просил их вырыть канаву. Он быстро наполнился сигаретами, сигарами, баночками с табаком, трубками и портсигарами.14
Смирнов, несомненно, был осведомлен о громкой кампании Толстого, и его, вероятно, возмущало, что дело его жизни охарактеризовали как аморальное или антихристианское. В конце концов, Смирнов считал себя совершенно противоположным. Он прошел путь от скромного достатка до уважаемого бизнесмена, гордого патриарха империи, которая обеспечила работой пять тысяч россиян и направила миллионы рублей в царскую казну.15 Более того, Смирнов верил, что превратил производство водки в своего рода вид искусства. Он глубоко заботился о качестве и чистоте своих первозданных рецептур и утверждал, что его ингредиенты были лучшими, а его водки - лучшими.
В конечном счете, однако, была обвинена сама водка. Царь Александр III больше не мог игнорировать проблему алкоголизма в своей стране. В 1895 году, за три года до смерти Смирнова, царь учредил государственную водочную монополию, чтобы контролировать количество и обеспечивать качество алкоголя, продаваемого населению. После этого водку можно было продавать только в государственных магазинах, нанося ущерб независимым производителям спиртных напитков, таким как Смирнов. Его компании удалось сохранить прибыльность, переключив большую часть производства водки на другие продукты и спиртные напитки, такие как вино и коньяк. Но объем производства Смирнова в конечном итоге сократился до доли того, что было до монополии. Около двухсот грузовиков, запряженных лошадьми, больше не доставляли бочки с ликером с железной дороги на склады Смирнова. Завод Смирнова больше не мог производить его самый известный напиток, столовое вино № 21 (водка), или множество других его оригинальных рецептов.
По мере того, как появлялись признаки более опасной деловой среды, его здоровье тоже становилось ненадежным. Смирнов начал планировать смерть. Его целью было составить неоспоримое завещание. Он не хотел никакой двусмысленности в отношении своего желания. У Смирнова были причины для беспокойства. За свою жизнь у него было три жены, только одна из которых все еще была жива, и десять выживших детей. Его семье удавалось функционировать во многом как колесу. Смирнов служил центральной ступицей, соединяя спицы, но на разумном, работоспособном расстоянии. Как и многие другие, рожденные в привилегированной среде, некоторые из детей Смирнова были бесцеремонны в отношении работы, ответственности или морали. Двое из его сыновей, Николай и Владимир, были печально известными плейбоями. Они играли до изнеможения и безразлично тратили деньги, к удовольствию владельцев самых дорогих магазинов Москвы.
Старший сын Смирнова, Петр, был более склонен к бизнесу. Но его идеи по управлению водочной империей, возможно, сильно отличались от идей его братьев и сестер или мачехи, третьей жены Смирнова, Марии Николаевны Смирновой. Изящная красавица, на двадцать семь лет моложе своего мужа, Мария меньше беспокоилась о будущем старших сыновей Смирнова, которые уже были взрослыми.2 Она сосредоточилась на Владимире и двух своих младших сыновьях, Сергее и Алексее, которым было всего тринадцать и девять соответственно, когда умер их отец. Семейные разногласия, вероятно, беспокоили Смирнова. Он понимал, что без его усилий сохранить ансамбль в целости он может распасться, унеся с собой его наследие и лелеемую империю.
В первые дни после смерти Смирнова и его похорон казалось, что его страхи были на пути к тому, чтобы стать реальностью. Назревали споры о том, как вести бизнес, кто должен управлять компанией и как будут распределены значительные активы Смирнова. Пять дочерей Смирнова не принимали участия в обсуждении, поскольку каждой из них было выделено по 30 000 рублей (почти 400 000 долларов). Остальное имущество должно было быть разделено поровну между Марией и мальчиками Смирновыми.16
Петр Арсеньевич Смирнов был мертв. В ту холодную среду 1898 года поздно вечером Москву окутало спокойствие. Когда скорбящие расходились, более тысячи самых бедных из присутствующих были угощены бесплатными обедами, организованными Смирновыми и их друзьями. Это был грандиозный жест, вежливость, которая слишком скоро сменилась ревностью, гневом, негодованием и, в конечном счете, хаосом.
ЧАСТЬ I
Глава 1
Здравствуйте
C arts, перевозящие иссохшие тела, тряслись по грунтовым дорогам. Руки свисали с бортов деревянных платформ, как разросшиеся сорняки. Жертвы, молодые и старые, богатые и бедные, лежали одна за другой, как опрокинутые костяшки домино. Проезжая мимо, направляясь из деревень, городов и поселков к свежевспаханной земле в лесистой местности, пешеходы с тревогой наблюдали за происходящим, прикрывая лица тканью. Зловоние усилилось сейчас, когда лето было в самом разгаре. В Россию пришла холера.
Впервые болезнь появилась в 1823 году, выйдя на берег в самых южных регионах России. Поначалу это выглядело не более чем изолированным заболеванием. Сообщения о случаях поступали время от времени, но никто, включая царя Николая I, не казался встревоженным. Было направлено несколько дополнительных врачей и собраны данные о зараженных и умерших. Затем ... ничего. В течение шести лет Россия оставалась свободной от холеры. Только летом 1830 года правительство и население России осознали, что они находятся на грани общенационального бедствия.
Болезнь быстро охватила всю Россию, истощая ее, как акула пожирает свою добычу, одну смертельную слезу за раз. Десятки граждан заболели после употребления воды, зараженной бактериями холеры, или в результате контакта с неочищенными сточными водами. Они страдали от различных заболеваний кишечника и сильных спазмов, которые часто приводили к сильному обезвоживанию, шоку, а затем к смерти. В июле вспышка вернулась в Астрахань, важный прибрежный торговый центр на юге России, недалеко от Каспийского моря. В течение шести недель погибло почти три тысячи жителей, или около 8 процентов от общей численности населения города.1 Нарастающий ужас поселился в пределах границ России, когда холера пробралась на север, беспрепятственно следуя по пути реки Волги.
Царь действовал быстро, вводя карантин везде, где поступали сообщения о случаях заболевания. Любой желающий покинуть изолированные общины должен был выдержать периоды наблюдения, которые могли длиться от восьми дней до двух недель. Задержанным приходилось ежедневно мыться раствором хлорной извести.2 Их багаж неоднократно подвергался окуриванию. Оказавшись за пределами карантинной зоны, путешественникам приходилось проходить через усиленные военными кордоны. Из восемнадцати въездов, ведущих в Москву, восемь были закрыты ставнями, что замедлило торговлю и резко ограничило передвижение. Охранникам было приказано стрелять в любого, кто попытается прорваться через заграждения.3
Другие меры по очищению были столь же обременительными. Стены и полы в домах зараженных были посыпаны хлором. Одежду и простыни либо тщательно стирали в хлорке, либо просто сжигали. Всю воду кипятили, и было запрещено есть яблоки, чернослив, дыни и огурцы. Чеснок, природное дезинфицирующее средство, стал частью рациона людей, поскольку правительство распределяло ежедневные рационы.
Политика сдерживания царя распространялась на всех, независимо от социального положения или роста. В сентябре 1830 года поэт Александр Пушкин запланировал короткую поездку в имение своей семьи в Болдино. В итоге он провел там, фактически под домашним арестом, три месяца. Этот период, тем не менее, оказался одним из самых плодотворных в жизни писателя. Среди других работ он был близок к завершению своего самого знаменитого "Евгения Онегина", находясь в карантине.4
Но большинству других повезло меньше. Массовая истерия охватила многих, кто распространял отвратительные слухи о том, что холера была оружием, выбранным евреями, иностранцами, правительственными чиновниками и аристократами, чтобы избавить нацию от ее придирчивого низшего класса. Люди обвиняли, что колодцы были намеренно отравлены.5 Абсурдные разговоры разожгли и без того подозрительные массы. Они были сыты по горло чередой кажущихся бесконечными предписаний и начали говорить о том, чтобы их услышали, о том, чтобы дать отпор, об убийстве. Разговор вскоре перерос в насилие.
В ноябре 1830 года в Тамбове, в трехстах милях к юго-востоку от Москвы, вспыхнул первый холерный бунт. Толпы совершали налеты на больницы и отделения полиции; они захватили губернатора Тамбова и убили врачей и офицеров, подозреваемых в жестоком обращении с пациентами. Повстанцы вышли на улицы и ворвались в дома, находящиеся на карантине, освобождая тех, кто, по их словам, находился в заключении слишком долго. Восстание, окончательно подавленное российскими военными после двух дней насилия, нанесло серьезный ущерб. Около двухсот человек в Тамбове погибли, а бесчисленное множество других получили ранения.
По всей России прокатились другие беспорядки, один из самых серьезных вспыхнул в Санкт-Петербурге через семь месяцев после Тамбова. Каждый день погибало около шестисот человек, когда ситуация в столице страны ухудшалась. Аресты были обычным явлением в течение первых десяти дней эпидемии. Типично заурядное поведение, от употребления овощей до питья воды из каналов, стало преступлением. Все были под подозрением, и разочарование уступило место гневу. Горожане собрались возле холерной больницы на Сенной площади, устроив засаду машинам скорой помощи, перевозившим инфицированных жителей. Они бросали камни в больницы, били окна, затем ворвались в саму больницу, избивая врачей и обслуживающий персонал, которые стояли на пути. Один врач, немец, был обнаружен во время лечения пациента. Через несколько мгновений его тело было забито до смерти на полу. Армия яростно сражалась, чтобы усмирить разъяренную толпу и восстановить мир. Но это не могло успокоить их мятущиеся души.6
Эта задача была возложена на царя, который вышел из уединения в своем летнем дворце в Петергофе, чтобы обратиться к своим подданным. Его личное появление и прибытие на Сенную площадь в открытом экипаже без военного эскорта было в высшей степени необычным. Цари обычно ограничивали свое общение со своими подданными, полагая, что слишком много прямых контактов может подорвать их престиж и власть. Но на этот раз Николай I решил, что тяжелые обстоятельства требуют его личного подхода.
Более пяти тысяч человек собрались вокруг царя, который поднялся в своей карете и перекрестился, увидев разрушения вокруг себя. Он был одет в свое лучшее военное облачение - накрахмаленный черный двубортный пиджак с золотыми пуговицами, который плотно облегал тонкую талию царя и свободно ниспадал чуть ниже колен. Яркие золотые эполеты, обрамленные золотыми кистями, украшали его плечи, придавая Николаю I царственный, авторитарный вид, которого требовал этот момент.
Царь встал, затем приказал своему народу преклонить колени. “Бог возложил на нас великое бремя: чуму. Мы должны принять меры, чтобы остановить ее распространение. Все эти меры были приняты по моему приказу. Поэтому вы жалуетесь на меня — на меня! И я приказываю повиноваться!…Если вы оскорбили меня своим непослушанием, вы еще больше оскорбили Бога преступлением: было совершено убийство! Пролилась невинная кровь. Молите Бога, чтобы он простил вас”.7
К тому времени, когда холера пошла своим чередом, Россия потеряла более 243 000 своих граждан.8 Он также приобрел одного мальчика, родившегося в разгар эпидемии и вызванного ею хаоса.
ПЕТР АРСЕНЬЕВИЧ СМИРНОВ начал свою жизнь в пятницу, 9 января 1831 года, в своем доме в Каюрово, деревне всего в шестидесяти милях к востоку от карантинного района. День был пасмурный, темный и холодный. Дом, известный по-русски как изба, как и большинство других, занимаемых крестьянами в этом районе, был насквозь скромным. Он был сделан из круглых сосновых бревен, которые иногда приходилось тащить за многие мили, и у него была наклонная крыша. Несколько окон были маленькими, на расстоянии кончиков пальцев человека до локтя. Каждый был покрыт сушеным бычьим пузырем, которого было недостаточно для защиты от холода, но было полезно пропускать немного естественного света. Типичное строение площадью всего 420 квадратных футов не обеспечивало уединения для нескольких поколений, которые обычно жили вместе.3
К родам в такой маленькой деревне, как Каюрово, относились так же, как к любой другой работе на ферме. Мать Петра, Матрену, вероятно, положили на нары рядом с печью посреди комнаты. Огромная печь была центром крестьянской домашней жизни. В те времена в печи было большое отверстие, чтобы люди могли забраться внутрь, сесть и помыться в относительном тепле и комфорте. Старшие члены семьи спали на плоской поверхности поверх печи. В печи также готовилась большая часть блюд и содержались молодые телята, ягнята и свиньи, чтобы защитить их от суровых условий на открытом воздухе. Тяжелый запах здесь, словно впитавшийся в стены и пол, представлял собой своеобразную смесь вареного картофеля, мяса, супов и шерсти животных. Однако в тот день желанное место заняли только роженица и местная акушерка.
Известно несколько подробностей рождения Смирнова. В простой записи о рождении из четырех строк, типичной для крепостных, сначала значилось имя землевладельца, на которого работала семья. Затем в нем указывалось название деревни, имя отца, имя крестного и пол ребенка. Последним шло имя ребенка: Петр.9 Фамилия не была указана, поскольку у большинства крепостных ее не было. В этом не было необходимости, прежде всего потому, что крепостные редко выезжали за пределы своих маленьких общин. Когда именно Петр получил фамилию, неясно, хотя, скорее всего, это произошло более двух десятилетий спустя. Смирнов был распространенной фамилией в регионе и производным от смирной, что означает тихий и законопослушный. Сегодня 2,7 миллиона россиян называют себя Смирнов, что делает это имя самым распространенным в стране.10