Кажется, мы настаиваем на том, чтобы жить. Затем снова опускается безразличие. Рев уличного движения, мелькание неразличимых лиц, туда-сюда, погружает меня в сны: стирает черты с лиц. Люди могли бы пройти сквозь меня ... Мы лишь слегка прикрыты тканью на пуговицах; а под этими мостовыми - раковины, кости и тишина.
ВИРДЖИНИЯ ВУЛФ, волны
часть первая
Бог: Сначала, когда я создал этот мир таким широким, Лес, ветер и воды исчезли, Раю и аду было не спрятаться, Так я начал с трав. В бесконечном блаженстве быть и ждать, И по своему подобию сотворил я человека, Лорда и сира на стороне ильки всего средиземья, Тогда я создал его.
Женщина также с ним сотворила меня, Всех в законе, чтобы вести их жизнь, я повелел им расти и размножаться, Чтобы наполнить этот мир без раздоров. С тех пор люди поступили так прискорбно, И грех теперь царит так широко, Что я раскаиваюсь и сожалею обо всем, Что когда-либо создавала мужем или женой.
Йоркский цикл мистических пьес:
"Строительство ковчега"
1 января
Дорогой мистер Дэлзил,
Ты меня не знаешь. Зачем тебе это знать? Иногда мне кажется, что я сам себя не знаю. Я шел по рыночной площади как раз перед Рождеством, когда внезапно остановился как вкопанный. Люди натыкались на меня, но это не имело значения. Понимаете, мне снова было двенадцать, я шел по полю недалеко от аббатства Мелроуз, осторожно балансируя кувшином молока, который я только что купил на ферме, и впереди я видел нашу палатку и нашу машину, и моего отца, бреющегося в боковом зеркале, и мою мать, склонившуюся над походной плитой, и я чувствовал запах жарящегося бекона. Это был такой приятный запах Я начал думать о прекрасном вкусе, который к нему прилагался, и, полагаю, я начал ходить немного быстрее. В следующий момент я зацепилась ногой за кочек травы, споткнулась, и молоко разлилось повсюду. Я думал, что это конец света, но они просто рассмеялись, обратили все в шутку и положили мне огромную тарелку бекона, яиц, помидоров и грибов, и в конце концов мне показалось, что они больше любили меня за то, что я пролил молоко, чем за то, что я его благополучно принес.
И вот я там, стою как идиот, загораживая тротуар, в то время как внутри мне снова двенадцать и я чувствую себя такой любимой и защищенной. И почему?
Потому что я проходил мимо кафе "Маркет", и вытяжка разносила запах жарящегося бекона в прохладный утренний воздух.
Так как я могу сказать, что знаю себя, когда простой запах может перенести меня так далеко во времени и пространстве?
Но я знаю тебя. Нет, как высокомерно это звучит после того, что я только что написал. Я имею в виду, что мне указали на тебя. И я слушал, что люди говорят о тебе. И многое из этого, на самом деле большая часть, было не очень лестным, но это не оскорбительное письмо, так что я не обижу вас, повторяя его. Но даже твоим злейшим недоброжелателям пришлось признать, что ты хорошо справлялся со своей работой и не боялся узнать правду. О, и ты не с радостью терпел дураков.
Что ж, это тот дурак, от которого тебе не придется много страдать. Видишь ли, причина, по которой я пишу тебе, в том, что я собираюсь покончить с собой.
Я не имею в виду сразу. Но когда-нибудь в ближайшее время, конечно, в ближайшие двенадцать месяцев. Это своего рода новогоднее решение. Но пока я хочу с кем-нибудь поговорить. Очевидно, что ни о ком, кого я знаю лично, не может быть и речи. Также о врачах, психиатрах, всех профессиональных помощниках. Видите ли, это не знаменитый крик о помощи. Я принял решение. Это всего лишь вопрос назначения даты. Но я обнаружил в себе странное побуждение говорить об этом, делать намеки, подмигивать и кивать. Теперь это слишком опасная игра, чтобы играть с друзьями. Что, я думаю, мне нужно, так это контролируемый выход для всего моего бреда. И ты был избран.
Прости. Это большое бремя, которое можно взвалить на кого угодно. Но еще одна вещь, которая вытекает из того, что люди говорят о тебе, - это то, что мои письма будут такими же, как и в любом другом деле. Возможно, они вас раздражают, но вы не потеряете из-за них сон!
Надеюсь, я правильно тебя понял. Последнее, что я хочу сделать, это причинить боль незнакомцу, особенно зная при этом, что последнее, что я сделаю, это причиню боль своим друзьям.
С Новым годом!
ГЛАВА ПЕРВАЯ
"Я все еще не понимаю, почему она застрелилась", - упрямо сказал Питер Паско.
"Потому что ей было скучно. Потому что она была в ловушке", - сказала Элли Паско.
Паско использовал свою палку, чтобы проверить прочность шезлонга, с бортика которого тридцать минут назад свисала великолепно изуродованная голова мертвой женщины. Это было так тяжело, как казалось, но его нога болела, и он сел со вздохом облегчения, который превратился в зевок, когда он почувствовал на себе проницательный взгляд жены. Он знал, что она не доверяла его заявлениям о том, что он достаточно здоров, чтобы завтра вернуться к работе. Он бы вернулся сегодня, если бы Элли не заметила с некоторой язвительностью, что 15 февраля у него день рождения, и она не собиралась давать полиции шанс испортить этот праздник, как у них было полдюжины предыдущих.
Итак, это был еще один день отдыха и серия праздничных угощений - завтрак в постель, ранний изысканный ужин, партеры в первых рядах в знаменитой постановке театра Кембл " Хедда Габлер", и все это завершилось напитками после шоу на сцене, которые предоставила Эйлин Чанг, режиссер театра Кембл.
"Но людине делают таких вещей", - теперь Паско утверждал с йоркширской прямотой.
Элли, казалось, была готова возразить, но он доверительно продолжил: "Я чувствую запах тухлой рыбы, когда вижу ее, девочка", и она с запозданием узнала его пародию на своего босса из уголовного розыска Энди Дэлзила.
Она начала улыбаться, и Паско улыбнулся в ответ.
"Вы двое выглядите счастливыми", - сказала Эйлин Чанг, подходя с новой бутылкой вина. "Что странно, учитывая, что вы заплатили хорошие деньги за то, чтобы вас мучили".
"О, мы действительно измучены, только худшие инстинкты Питера говорят ему, что Хедду убили".
"И как же ты прав, Пит, милый", - сказала Чанг, усаживая свою семидесятипятидюймовую золотистую красавицу на шезлонг рядом с ним. "Это именно то, что я хотел донести. Позвольте мне наполнить ваш бокал".
Питер обвел взглядом сцену. Остальная часть команды Кембла, казалось, собиралась уходить. Он начал расслабляться, говоря: "Я думаю, нам следует идти ..." но Чанг снова потянул его вниз и сказал: "К чему такая спешка?"
"Не спеши", - сказал он. "Я еще не вернулся к стадии спешки".
"У тебя очень заметная хромота", - сказала она. "И я просто обожаю палку".
"Его смущает палка", - сказала Элли, садясь с другой стороны от него так, что он почувствовал приятное пожатие. "Я подозреваю, он считает, что это умаляет его имидж мачо".
"Пит. Малыш!" - сказала Чанг, кладя руку ему на колено и заглядывая глубоко в глаза. "Что такое палка, как не фаллический символ? Может быть, ты хочешь палку побольше? Я загляну в наш шкаф с реквизитом. И подумаю обо всех диких, необузданных мужчинах, которые были хромыми. Там был Эдип, теперь он был настоящим ублюдком. И Байрон. Боже, даже его собственная сестра не была в безопасности ...'
"К несчастью, Питер сирота и единственный ребенок в семье", - перебила Элли.
"Вот дерьмо. Пит, прости. Я не знал. Но есть много других, у кого нет семейных пристрастий. Дьявол, например. Теперь он был хромым".
И Питер Паско, до этого момента более чем довольный тем, что принимал это грубое подшучивание как справедливую цену за привилегию быть зажатым между Элли, которую он любил, и Чангом, которого он вожделел, знал, что его предали.
Он начал подниматься, но Чанг уже была на ногах, ее лицо светилось желанием устроить шоу в сарае.
"Дьявол", - пульсировала она. "Теперь есть идея. Пит, дорогой, дай мне профиль. Фанатичный. И с хромотой, совершенство! Элли, ты знаешь его лучше всех. Мог ли он это сделать? Или он мог это сделать?'
"У него много дьявольских качеств", - признала Элли.
Это зашло достаточно далеко. В том, чтобы иметь палку, были некоторые преимущества. Он свирепо опустил ее на кофейный столик Хедды Габлер, что мог сделать с чистой совестью, поскольку она принадлежала ему. Чанг собирал реквизит, как старая королева Мария собирала антиквариат - она превращала его в подарки, которыми восхищалась. Но она не собиралась делать из него подарок.
Элли была во многом виновата, но не так сильно, как он сам. Он забыл золотое правило - любой друг Элли виновен, пока не доказана его невиновность, и, вероятно, дольше. Он был столь же подозрителен, сколь Элли была полна энтузиазма, когда недавно назначенный директор Гражданского театра разъяснил ее приверженность социально значимой драме. Но ее красота и харизма быстро покорили его. Ее казначеи, Городской совет, были не такой легкой мишенью. Их материалом служила медь, а не плоть, и было много опасений, что они приняли левую гадюку в свои праведные груди. Но когда ее " Частная жизнь" (перенесенная в Скегнесс и Хаддерсфилд) имела кассовый успех, превзойденный только ее " Гондольерами с канала Гранд Юнион", отцы города, осознав, что их тучи сомнений имеют под собой твердую почву, расслабились и поплыли по течению денежных средств.
Но это был ее последний проект, направленный как на Бога, так и на Маммону, который должен был вызвать его штормовое предупреждение.
Чанг предложил грандиозную постановку средневековых мистерий на открытом воздухе. Это должна была быть эклектичная версия, хотя и с ура-патриотической концентрацией на циклах Йорка и Уэйкфилда, она должна была идти семь дней в начале лета, и все силы, которые были, посмотрели на проект и увидели, что он хорош. Духовенство одобрило, потому что это сделало бы религию "актуальной", Торговая палата, потому что это наполнило бы город туристами, Общественные лидеры, потому что это оживило бы культурную самобытность, привлекая огромное количество местных жителей в качестве исполнителей, и Городской совет, потому что местные жители не ожидали бы, что им будут платить. С нескольких аванпостов непогрешимых донеслось некоторое бормотание об идолопоклонстве и богохульстве, но оно потонуло в огромной волне одобрения.
Сначала предполагалось, что Чанг возьмет на главные роли свою постоянную труппу, возможно, пригласив телезвезду средней величины, чтобы придать Иисусу какое-то коммерческое влияние, но здесь она застала всех врасплох.
"Ни за что", - сказала она Элли. "Моя банда будет засажена глубоко в массовые сцены. Вот где вам нужна профессиональная выдержка в такого рода сценах. Звезды, которые я могу создавать!" Так началась великая охота. Каждый актер-любитель в округе начал присылать вырезки из газет в the Kemble. Престарелый Джек Пойнтс, юный Король Лир, Леди Макбет из долин, вундеркинды, Фредди и Джинджерс, двойники Оливье, саундлайки Гилгуда, Монро похожие на моу, похожие на Стрип-стриптиз, хорошие, плохие и невероятные были готовы шагать и напыщаться, кипятиться и раздражаться, прыгать и бездельничать, разевать рот и бормотать, проявлять эмоции и испускать дух перед самым зрячим оком Чанга.
Но для большинства из них их репетиции были напрасны. Чанг позаботилась о том, чтобы все их вырезки были возвращены с благодарностью, поскольку она знала, насколько ценны записи похвалы, но сопроводительное сообщение было таким: "почему бы тебе не пойти и не затеряться в массовых сценах?" Потому что Чанг не зря потратила свое короткое время в этом городе. Она была общительной, везде побывала, ничего не забыла. Те, кто встречался с ней, были очарованы, шокированы, заинтригованы, возмущены, удивлены, зачарованы, запутаны, но никогда не были равнодушны. И хотя многим бы это понравилось, мало кто осознавал, что они уже были на кастинговой кушетке Чанга. К тому времени, как она приступила к проекту "Тайны", ее мысленный список актеров был почти завершен.
Ее близких людей пригласили помочь заманить в ловушку наиболее нежелательных жертв. Паско был чрезвычайно удивлен, когда Элли сделала несколько веселых намеков на безжалостные поиски Чанга, ни на секунду не заподозрив, что он сам может стать мишенью!
Но теперь его защита была полностью задействована. Он снова замахнулся тростью на кофейный столик.
"Нет!" - закричал он. "Я не буду этого делать!"
Женщины посмотрели друг на друга с едва скрываемым весельем.
"Сделать что, милая?" - спросил Чанг с заботливой невинностью.
Пришло время проявить ясность, превосходящую даже мутящие способности этих опытных мешалок в пруду.
Он медленно произнес: "Я не собираюсь быть Дьяволом в твоих Тайнах. Не сейчас. Никогда. Ни за что".
Он внимательно изучил свое заявление. Оно казалось довольно прозрачным.
Теперь женщины смотрели друг на друга в изумлении.
"Но, Питер, конечно же, ты не Канзас! Откуда у тебя эта идея?" - сказал Чанг с широко раскрытыми от удивления глазами человека, подозревающего, что это больше не Канзас.
"Питер, ради всего святого, что на тебя нашло?" - спросила Элли с раздражением жены, которую выставили напоказ перед ее друзьями.
Пришло время для дальнейшей твердости. Он услышал свой голос: "Но ты говорил о моей хромоте ... и о том, что дьявол хромает ... и я подхожу на эту роль ...’
"Просто шутка. Пит. За кого ты меня принимаешь? Черт возьми, если повезет, к тому времени, когда шоу начнется, ты вообще почти не будешь хромать. Я имею в виду, ты завтра возвращаешься к работе, не так ли? Ты думаешь, я бы разозлился на любого, кто действительно инвалид? Кроме того, ты слишком мил и дружелюбен. Мужчина, которого я имею в виду, выглядит таким же гордым и колючим, как Люцифер, совсем не в твоем вкусе!'
У него было чувство, что, хотя он еще не совсем уверен, в чем была ошибка, он погружается в это все глубже и глубже. Но это не имело значения. Ему нужно было абсолютно ясно понять, что это не было подстроено.
"И вы определенно не хотите, чтобы я сейчас и никогда не захочу, чтобы я исполнял актерскую роль в этой или любой другой вашей драматической постановке?"
"Пит, я клянусь в этом, положа руку на сердце".
Она очень торжественно произнесла клятву, затем, проследив за направлением его взгляда, сладострастно сжала левую грудь и рассмеялась.
"Теперь доволен, Пит?" - спросила она.
"Чанг, прости, это все из-за долгого выздоровления. Знаешь, как Джимми Стюарт в "Окне заднего вида", у тебя начинается паранойя".
"Я прощаю, я прощаю". Затем она добавила в тревоге: "Эй, но ты не отступаешь совсем! Пит, ты обещал, что первое, что ты сделаешь, когда вернешься к работе, это прикомандируешь себя к моему комитету по "Тайнам", чтобы убедиться, что мы полностью сотрудничаем с дорожным движением, парковкой и охраной, со всем этим дерьмом!'
"Конечно, я так и сделаю", - экспансивно сказал Паско. "Все, что я могу сделать, чтобы помочь, за исключением действий - ну за исключением действий - ты знаешь, тебе нужно только попросить".
"Что угодно, а?" - задумчиво сказал Чанг. Легкая усмешка тронула губы Элли, как венецианский комар, приземлившийся в твою газировку Кампари. И Паско пришло в голову, что в "окне заднего вида" Джеймс Стюарт не был параноиком, он был тем, кто видел вещи ясно.
"Все, что в пределах моего..." - начал он. Но это было похоже на то, как стажер выбирает наземный экипаж после того, как он вышел из самолета.
"Есть одна маленькая проблема, с которой ты вполне можешь мне помочь", - сказал Чанг.
"Что это?" - спросил он, не потому что хотел, а потому что этого требовал сценарий.
"На самом деле, ничего особенного. Просто, ты знаешь об этой вечеринке, которую я устраиваю в следующее воскресенье, что-то вроде совместного выражения благодарности и рекламного запуска проекта Mystery?"
Паско, который знал об этом, потому что Элли сказала ему, что они едут, кивнул.
"Ну, дело в том, Пит, что я отправил приглашение твоему боссу, знаменитому суперинтенданту Дэлзилу. Самое время двум самым громким именам в городе собраться вместе. Только он не ответил.'
"Он не очень любит официальные светские мероприятия", - сказал Паско, который знал, что констебль, сортировавший почту Дэлзиела, имел строгие инструкции складывать все приглашения, от которых пахло гражданской скукой или художественным фартом, в большой пластиковый пакет для мусора.
"Ну, хорошо, но я бы действительно хотел, чтобы он был здесь, Пит. Не мог бы ты использовать свое влияние, чтобы заставить его прийти?"
Здесь было что-то подозрительное. Никто не мог так сильно стремиться пригласить Дэлзиела на вечеринку с напитками. Это было похоже на то, как фермер хочет заманить лису в свой курятник.
"Почему?" - спросил Паско, подозревая, что, возможно, было бы разумнее упасть в обморок и покончить с собой, а не продолжать расследование. "Зачем вам Дэлзиел? В этом есть нечто большее, чем просто социальный жест, не так ли?'
"Ты слишком умен для меня, Пит", - восхищенно сказал Чанг. "Ты абсолютно прав. Дело в том, что я хочу его прослушать. Видишь ли, милая, учитывая все, что я слышал о нем от тебя, и от Элли, и от всех, я думаю, что Энди Дэлзиел, возможно, просто идеален для Бога!'
И Паско внезапно пришлось снова сесть, иначе он все равно мог просто упасть в обморок.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Примерно в то же время, когда он объявил о своем предполагаемом апофеозе, детектива-суперинтенданта Эндрю Дэлзила вырвало прямо в ведро.
В промежутках между приступами рвоты его разум искал первопричины. Он сосчитал и быстро сбросил со счетов шесть пинт горького, за которыми последовали шесть двойных порций виски в "Черном быке"; внимательно изучил, но в конце концов оправдал "Жабу в норе" и "Пятнистого Дика", запитого бутылкой Божоле в "Боро Клаб" для джентльменов-профессионалов; и, наконец, предъявил обвинение, рассмотрел и осудил стакан минеральной воды, бездумно принятый, когда одна из маринованных луковиц, поданных с сыром, оказалась не того сорта.
Вероятно, это был француз. Если так, то его решение обжалованию не подлежит. На своей бутылке они хвастались, что напиток не подвергался обработке, и это из страны, обработанная вода которой могла свалить здоровую лошадь.
Рвота, казалось, прекратилась. Ему пришло в голову, что, если он не съел также две пары носков и вязаную жилетку в мужском туалете, ведро не было пустым. Он поднял глаза и оглядел кухню. Он не включал свет, но даже в темноте казалось, что она остро нуждается в ремонте. Это был дом, в который он переехал, когда женился, и так и не нашел времени или сил съехать. На том самом кухонном столе он нашел последнее письмо своей жены. Там было написано, что твой ужин разогревается в духовке. Он был слегка удивлен, обнаружив, что это салат с ветчиной. Но только на следующее утро, когда настойчивый стук поднял его со свободной кровати, которую он занимал с неохотным альтруизмом всякий раз, когда возвращался домой позже 3.00 ночи, он начал подозревать, что что-то не так. Настойчивые стуки были обязанностью жены. Он обнаружил, что ее кровать не убрана, спустился, обнаружил, что внизу тоже пусто, открыл дверь и получил телеграмму. Это было недвусмысленное изложение причины и следствия, но именно его форма в той же степени, что и содержание, убедила Дэлзиела, что это конец. Ей было легче позволить незнакомцам прочитать эти слова, чем сказать их ему в лицо!
Все предполагали, что он продаст дом и найдет квартиру, но инертность усугубила упрямство, и он никогда не беспокоился. И вот теперь, когда его взгляд скользнул к незанавешенному окну, он увидел совершенно знакомый вид - маленький задний двор, который не мог украсить даже лунный свет, ограниченный кирпичной стеной, нуждающейся в указке, с деревянными воротами, нуждающимися в покраске, которые вели в переулок, проходящий между улицей Дэлзиела и задними входами на улицу с похожими домами, чьи частые дымоходы венчали стальное ночное небо.
Только сегодня вечером было на что посмотреть по-другому. В доме сразу за его спальней зажегся свет. Несколько мгновений спустя шторы были отдернуты, и обнаженная женщина предстала в обрамлении квадрата золотого света. Дэлзиел с интересом наблюдал. Если это была галлюцинация, Лягушки, возможно, все-таки что-то замышляют. Затем, словно в доказательство своей реальности, женщина распахнула окно и высунулась в ночь, глубоко вдыхая зимний воздух, от которого ее маленькие, но далеко не незначительные груди поднимались и опускались самым забавным образом.
Дэлзилу казалось, что, поскольку она была достаточно вежлива, чтобы убрать один стеклянный барьер, он вряд ли мог сделать меньше, чем избавиться от другого.
Он быстро подошел к задней двери, осторожно открыл ее и вышел в ночь. Но его скорость была напрасной. Движение разрушило чары, и великолепное видение исчезло.
"Так мне и надо, черт возьми", - проворчал Дэлзиел про себя. "Веду себя как ребенок, который никогда раньше не видел сисек".
Он повернулся, чтобы вернуться в свой дом, но что-то почти сразу заставило его обернуться снова. Внезапно из мягкого порно все это превратилось в боевик на золотом экране... мужчина двигается . . . что-то в его руке . . . другой мужчина ... звук такой же взрывной, как кашель, слишком долго сдерживаемый во время пианиссимо . . . и без сознательной мысли,
Дэлзиел сорвался с места и побежал, ругаясь со все возрастающим пылом и мерзостью, перепрыгивая с одной кучи домашнего хлама на другую.
Его калитка была не заперта. Калитки в доме позади не было, но он прошел через нее так, как будто это было так. Теперь он был слишком близко, чтобы заглянуть в комнату на первом этаже. Когда он бросился к кухонной двери, ему пришло в голову, что, возможно, он вот-вот встретит вооруженного человека, которому так же не терпится выбраться. С другой стороны, внутри могли быть люди, пока еще не расстрелянные, которых его подход мог бы удержать таким образом. Не то чтобы дебаты были чем-то иным, кроме абстрактного характера, как будто сброшенная на Дрезден зажигательная смесь должна каким-то образом начать учитывать мораль тактической бомбардировки по мере ее падения.
Кухонная дверь распахнулась от легкого прикосновения. Он предположил, что планировка будет похожа на его собственный дом, каковой она и была, что избавило его от необходимости ломать стены, когда он мчался через прихожую и вверх по лестнице. По-прежнему не было никаких признаков жизни, ни шума, ни движения. Дверь комнаты, в которую он направлялся, была приоткрыта, проливая свет на лестничную площадку. Теперь, наконец, он замедлил шаг. Если бы внутри раздавались звуки насилия, он бы вошел насильно, но не было смысла провоцировать.
Он осторожно постучал в дверь и полностью распахнул ее.
В комнате было три человека. Один из них, высокий мужчина лет тридцати, одетый в темно-синий блейзер с парчовым значком на кармане, стоял у окна. В его правой руке был дымящийся револьвер. Он был направлен в сторону молодого человека в черном свитере, скорчившегося у стены, сжимая руками бледное от ужаса лицо. Также присутствовала обнаженная женщина, распростертая поперек кровати. Дэлзиел уделил этим двум последним немного внимания. Молодой человек, казалось, потерял способность передвигать ноги, а женщина явно потеряла способность пользоваться всем. Он сосредоточился на человеке с пистолетом.
"Добрый вечер, сэр", - добродушно сказал Дэлзиел. "Я офицер полиции. Здесь есть место, где мы могли бы присесть и немного поболтать?"
Говоря, он медленно приближался, его лицо светилось тем обманчивым теплом, которое, подобно горячему каштану у вас на коленях, поначалу может сойти за чувственный восторг. Но прежде чем он приблизился на расстояние выстрела, рукоятка пистолета дернулась, и дуло повернулось, пока не оказалось направленным в живот Дэлзиела.
Он не был экспертом по оружию, но у него было достаточно опыта, чтобы распознать крупнокалиберный револьвер и знать, что он может сделать с плотью на таком расстоянии.
Он остановился. Внезапно дискуссия перешла от абстрактного к реальному. Он перевел свое внимание с оружия на его владельца и, к своему удивлению, узнал его, хотя ему пришлось захлопнуть свои мысленные криминальные файлы, чтобы узнать имя. Была связь с полицией, но она не была профессиональной. Не до сих пор.
"Здравствуйте, мистер Суэйн", - сказал он. "Это мистер Суэйн, строитель, не так ли?"
"Да", - сказал мужчина, его глаза впервые должным образом сфокусировались на Дэлзиеле. Это верно. Я вас знаю?"
"Возможно, вы видели меня, сэр", - добродушно сказал Дэлзиел. "Так же, как я видел вас пару раз. Это ваша фирма расширяет гаражи за полицейским участком, не так ли?'
"Да. Это верно".
- Детектив-суперинтендант Дэлзиел. - Он протянул руку, сделал маленький шаг вперед. Мгновенно пистолет был приставлен ближе к его животу. И за долю секунды до того, как начать то, что могло бы стать, так или иначе, смертельной атакой, он понял, что это была не цель, а предложение.
"Спасибо", - сказал он, осторожно беря ствол двумя огромными пальцами и заворачивая оружие в потертый носовой платок цвета хаки, похожий на маленький гонфалон.
Передача оружия развязала язык молодого человека. Он закричал: "Она мертва! Она мертва! Это твоя вина, ублюдок! Ты убил ее!"
"О Боже", - сказал Суэйн. "Она пыталась покончить с собой... Я должен был остановить ее, Уотерсон. . . пистолет выстрелил. . . Уотерсон, ты видел, что произошло. . . Ты уверен, что она мертва?'