Соколов Саша :
другие произведения.
Школа для дураков. Между собакой и волком . "Палисандрия"
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 9, последний от 28/01/2024.
© Copyright
Соколов Саша
Размещен: 01/03/2023, изменен: 01/03/2023. 1421k.
Статистика.
Роман
:
Постмодернизм
Скачать
FB2
Оценка:
5.45*4
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Саша Соколов
Школа для дураков
Но Савл, он же и Павел, исполнившись
Духа Святого и устремив на него взор,
сказал: о, исполненный всякого коварства
и всякого злодейства, сын диавола, враг
всякой правды! перестанешь ли ты совращать
с прямых путей Господних?
Деяния Святых Апостолов, 13, 9-10
Гнать, держать, бежать, обидеть,
слышать, видеть и вертеть, и дышать,
и ненавидеть, и зависеть и терпеть.
Группа глаголов русского языка,
составляющих известное исключение
из правил; ритмически организована
для удобства запоминания.
То же имя! Тот же облик!
Эдгар По, "Вильям Вильсон”
ГЛАВА ПЕРВАЯ
НИМФЕЯ
Так, но с чего же начать, какими словами? Все равно, начни
словами: там, на пристанционном пруду. На пристанцион
ном? Но это неверно, стилистическая ошибка, Водокачка
непременно бы поправила, пристанционным называют буфет
или газетный киоск, но не пруд, пруд может быть около-
станционным. Ну, назови его околостанционным, разве в
этом дело. Хорошо, тогда я так и начну: там, на околостан-
ционном пруду. Минутку, а станция, сама станция, пожа
луйста, если не трудно, опиши станцию, какая была станция,
какая платформа: деревянная или бетонированная, какие
дома стояли рядом, вероятно ты запомнил их цвет, или,
возможно, ты знаешь людей, которые жили в тех домах на
той станции? Да, я знаю, вернее, знал некоторых людей, ко
торые жили на станции, и могу кое-что рассказать о них, но
не теперь, потом, когда-нибудь, а сейчас я опишу станцию.
Она обыкновенная: будка стрелочника, кусты, будка для
кассы, платформа, кстати, деревянная, скрипучая, дощатая,
часто вылезали гвозди и босиком там не следовало ходить.
Росли вокруг станции деревья: осины, сосны, то есть — раз
ные деревья, разные. Обычная станция — сама станция, но
вот то, что за станцией — то представлялось очень хорошим,
необыкновенным: пруд, высокая трава, танцплощадка,
роща, дом отдыха и другое. На околостанционном пруду
купались обычно вечером, после работы, приезжали на элек
тричках и купались. Нет, но сначала расходились, шли по
дачам. Устало, отдуваясь, вытирая лица платками, таща порт
фели, авоськи, екая селезенкой. Ты не помнишь, что лежало
в авоськах? Чай, сахар, масло, колбаса; свежая, бьющая
хвостом рыба; макароны, крупа, лук, полуфабрикаты;
реже - соль. Шли по дачам, пили чай на верандах, надевали
пижамы, гуляли — руки-за-спину — по садам, заглядывали в
пожарные бочки с зацветающей водой, удивлялись множес
тву лягушек - они прыгали всюду в траве, — играли с деть
ми и собаками, играли в бадминтон, пили квас из холодиль
ников, смотрели телевизор, говорили с соседями. И если
еще не успевало стемнеть, направлялись компаниями на
пруд - купаться. А почему они не ходили к реке? Они бо
ялись водоворотов и стреженей, ветра и волн, омутов и глу
бинных трав. А может быть реки просто не было? Может
быть. Но как же она называлась? Река называлась.
К пруду вели, по сути дела, все тропинки и дорожки, все в
нашей местности. От самых дальних дач, расположенных у
края леса, вели тонкие, слабые, почти ненастоящие тропин
ки. Они едва светились вечером, мерцая, в то время как
тропинки более значительные, протоптанные издавна и на
всегда, дорожки настолько убитые, что не могло быть и
речи, чтобы на них проросла хоть какая-нибудь трава, —
такие дорожки и тропинки светились ясно, бело и ровно.
Это на закате, да, естественно, на закате, только сразу после
заката, в сумерках. И вот, вливаясь одна в другую, все тро
пинки вели в сторону пруда. В конце концов за несколько
сот метров до берега они соединялись в одну прекрасную
дорогу. И эта дорога шла немного покосами, а потом вступа
ла в березовую рощу.Оглянись и признайся: плохо или хоро
шо было вечером, в сером свете, въезжать в рощу на велоси
педе? Хорошо. Потому что велосипед — это всегда хорошо,
в любую погоду, в любом возрасте. Взять, к примеру, кол
легу Павлова. Он был физиологом, ставил разные опыты с
животными и много катался на велосипеде. В одном школь
ном учебнике — ты, разумеется, помнишь эту книгу — есть
специальная глава о Павлове. Сначала идут картинки, где
нарисованы собаки с какими-то специальными физиологи
ческими трубочками, вшитыми в горло, и объясняется, что
собаки привыкли получать пищу по звонку, а когда Павлов
не давал им пищу, а только зря звенел — тогда животные
волновались и у них шла слюна — прямо удивительно. У Пав
лова был велосипед и академик много ездил на нем. Одна
8
поездка тоже показана в учебнике. Павлов там уже старый,
но бодрый. Он едет, наблюдает природу, а звонок на руле —
как на опытах, точно такой же. Кроме того, у Павлова была
длинная седая борода, как у Михеева, который жил, а воз
можно и теперь живет в нашем дачном поселке. Михеев и
Павлов — они оба любили велосипед, но разница тут вот в
чем: Павлов ездил на велосипеде ради удовольствия, отды
хал, а для Михеева велосипед всегда был работой, такая бы
ла у него работа: развозить корреспонденцию на велосипе
де. О нем, о почтальоне Михееве, — а может его фамилия
была, есть и будет Медведев? — нужно говорить особо, ему
следует уделить несколько особого времени, и кто-нибудь
из нас — ты или я — обязательно это сделает. Впрочем, я
думаю, ты лучше знаешь почтальона, поскольку жил на даче
куда больше моего, хотя, если спросить соседей, они навер
няка скажут, будто вопрос очень сложный и что разобраться
тут почти невозможно. Мы, скажут соседи, не очень-то следи
ли за вами — то есть за нами, и что это, мол, вообще за во
прос такой странный, зачем вам вдруг понадобилось выяс
нять какие-то нелепые вещи, не все ли равно, кто сколько
жил, просто несерьезно, мол, займитесь-ка лучше делом: у
вас в саду май, а деревья по-видимому совсем не окопаны,
а яблочки, небось, кушать нравится, даже ветрогон Норвегов,
заметят, — и то с утра в палисаднике копается. Да, копается,
ответим мы — кто-нибудь из нас — или мы скажем хором:
да, копается. У наставника Норвегова есть на это время, есть
желание. К тому же у него — сад, дом, а у нас - у нас-то ни
чего подобного уже нет — ни времени, ни сада, ни дома. Вы
просто забыли, мы вообще давно, лет наверное девять не
живем здесь в поселке. Мы ведь продали дачу — взяли и про
дали. Я подозреваю, что ты, как человек более разговорчи
вый, общительный, захочешь что-нибудь добавить, пустишь
ся в пересуды, начнешь объяснять, почему продали и почему,
с твоей точки зрения, можно было не продавать, и не то что
можно, а нужно было не продавать. Но лучше уйдем от них,
уедем на первой же электричке, я не желаю слышать их
голоса.
Наш отец продал дачу, когда вышел на пенсию, хотя пенсия
оказалась такая большая, что дачный почтальон Михеев,
9
который всю жизнь мечтает о хорошем новом велосипеде,
но все не может накопить достатачно денег, потому что чело
век он не то что бы щедрый, а просто небережливый, значит,
Михеев, когда узнал от одного нашего соседа, товарища про
курора, какую пенсию станет получать наш отец, то едва не
упал с велосипеда. Почтальон спокойно проезжал вдоль за
бора, за которым находилась дача соседа, -кстати, ты не
помнишь его фамилию? Нет, так сразу не вспомнишь: пло
хая память на имена, да и что толку помнить все эти имена,
фамилии — правда? Конечно, но если бы мы знали фамилию,
то было бы удобнее рассказывать. Но можно придумать
условную фамилию, они — как ни крути — все условные,
даже если настоящие. Но с другой стороны, если назвать его
условной фамилией, подумают, будто мы что-то тут сочи
няем, пытаемся кого-то обмануть, ввести в заблуждение, а
нам скрывать совершенно нечего, речь идет о человеке-
соседе, о соседе, которого все в поселке знают, и знают, что
он работает товарищем прокурора, и дача у него обычная,
не очень-то шикарная, и зря, пожалуй, болтали, будто дом у
него из ворованного кирпича — как ты считаешь? А? о чем
ты? Ты что — не слушаешь меня? Нет, слушаю, просто я сей
час подумал, что в тех склянках было наверное пиво. В ка
ких склянках? В тех больших, у соседа в сарае, в них было
обыкновенное пиво — как думаешь? Я не знаю, не помню, я
давно не думал о том времени. И в тот момент, когда мимо
соседского дома проезжал Михеев, хозяин стоял на пороге
сарая и рассматривал на свет склянку с пивом. Велосипед
Михеева сильно дребезжал, подпрыгивая на выступающих
из-под земли сосновых корнях, и сосед не мог не услышать
и не узнать михеевского велосипеда. А услышав и узнав,
быстро подошел к забору, чтобы спросить, нету ли писем, а
вместо этого — неожиданно для самого себя — сообщил
почтальону: прокурора-то, — сказал товарищ прокурора,
— слышал? на пенсию ушли. Улыбаясь. Сколько дали? — от
озвался Михеев, не останавливаясь , но лишь слегка тормо
зя, — сколько денег? Он оглянулся в движении своем, и
сосед увидел, что загорелое лицо почтальона ничего не выра
жает. Почтальон, как всегда, выглядел спокойным, только
борода его с прилипшими к ней хвойными иглами развева
лась по ветру: по ветру, рожденному скоростью, по скорост
10
ному велосипедному ветру, и соседу — будь он хоть немно
го поэтом, непременно показалось бы, что лицо Михеева,
овеянное всеми дачными сквозняками, как бы само излуча
ет ветер, и что Михеев и есть тот самый, кого в поселке
знали под именем Насылающий Ветер. Точнее сказать, н е
знали. Никто даже не видел этого человека, его, возмож
но, и не существовало вовсе. Но вечерами, после купания в
пруду, дачники сходились на застекленных верандах, расса-
живлись в плетеных креслах и рассказывали друг другу
разные истории, и одной из них была легенда о Насылаю
щем. Одни утверждали, будто он молод и мудр, другие —
будто стар и глуп, третьи настаивали на том, что он средних
лет, но неразвит и необразован, четвертые - что стар и умен.
Находились и пятые, заявлявшие, что Насылающий молоди
дряхл, дурак — но гениален. Говорили, будто он появляется
в один из самых солнечных и теплых дней лета, едет на вело
сипеде, свистит в ореховый свисток и только и делает что
насылает ветер на ту местность, по которой едет. Имелось
ввиду, что Насылающий насылает ветер только на ту мест
ность, где слишком уж много дач и дачников. Да-да, а там и
была как раз такая местность. Если не ошибаюсь, в районе
станции три или четыре дачных поселка. А как называлась
станция? — я никак не могу рассмотреть издали. Станция
называлась.
Это пятая зона, стоимость билета тридцать пять копеек, по
езд идет час двадцать, северная ветка, ветка акации или, ска
жем, сирени, цветет белыми цветами, пахнет креозотом, пы
лью тамбура, куревом, маячит вдоль полосы отчуждения, ве
чером на цыпочках возвращается в сад и вслушивается в
движение электрических поездов, вздрагивает от шорохов, от
том цветы закрываются и спят, уступая настояниям заботли
вой птицы по имени Найтингейл; ветка спит, но поезда, сим
метрично расположенные на ней, воспаленно бегут в темноте
цепочками, окликая по имени каждый цветок, обрекая бес
соннице желчных станционных старух, безногих и ослеп
ленных войной вагонных гармонистов, сизых путевых об
ходчиков в оранжевых безрукавках, умных профессоров и
безумных поэтов, дачных изгоев и неудачников — удильщи
ков ранней и поздней рыбы, путающихся в пружинистых
11
сплетениях прозрачной лесы, а также пожилых бакенщиков-
островитян, чьи лица, качающиеся над медно-гудящими чер
ными водами фарватера, попеременно бледны или алы, и
наконец служащих лодочных пристаней, кому мерещится
звон отвязанной лодочной цепи, плеск весел, шорох паруса,
и они, набросив на плечи гоголевские шинели без пуговиц,
выходят из сторожек и шагают по береговым фарфоровым
пескам, по дюнам, по травянистым откосам; тихие слабые
тени служащих ложатся на камыши, на вереск, а самодель
ные трубки их светятся подобно кленовым гнилушкам, при
манивая удивленных ночных бабочек; но ветка спит, сом
кнув лепестки цветов, и поезда, спотыкаясь на стыках, ни за
что не разбудят ее и не стряхнут ни капли росы — спи спи
пропахшая креозотом ветка утром проснись и цвети потом
отцветай сыпь лепестками в глаза семафорам и пританцовы
вая в такт своему деревянному сердцу смейся на станциях
продавайся проезжим и отъезжающим плачь и кричи обна
жаясь в зеркальных купе как твое имя меня называют Вет
кой я Ветка акации я Ветка железной дороги я Вета беремен
ная от ласковой птицы по имени Найтингейл я беременна
будущим летом и крушением товарняка вот берите меня
берите я все-равно отцветаю это совсем недорого я на стан
ции стою не больше рубля я продаюсь по билетам а хотите
езжайте так бесплатно ревизора не будет он болен погодите
я сама расстегну видите я вся белоснежна ну осыпьте меня
совсем осыпьте же поцелуями никто не заметит лепестки на
белом не видны а мне уж все надоело иногда я кажусь себе
просто старухой которая всю жизнь идет по раскаленному
паровозному шлаку по насыпи она вся старая страшная я не
хочу быть старухой милый нет не хочу я знаю я скоро умру
на рельсах я я мне больно мне будет больно отпустите когда
умру отпустите эти колеса в мазуте ваши ладони в чем ваши
ладони разве это перчатки я сказала неправду я Вета чистая
белая ветка цвету не имеете права я обитаю в садах не кричи
те я не кричу это кричит встречный тра та та в чем дело тра
та та что тра кто там та где там там там Вета ветла ветлы
ветка там за окном в доме том тра та том о ком о чем о Вет
ке ветлы о ветре тарарам трамваи трамваиаи вечер
добрый билеты би леты чего нет Леты реки Леты ее нету вам
аи цвета ц Вета ц Альфа Вета Гамма и так далее чего никто
12