Совершим элементарный, простейший акт наблюдения нашей действительности и рассуждения, выделим себя, как первичный объект - наблюдателя, и соответственно - относительно меня - наблюдаемое. Обозначим наблюдаемое, как некий простейший объект. На рисунке (Рис.1) просто жирной точкой 1. Обозначим этот наш шаг, как - "1. Объективизация". Поскольку это действие носило частично волевой характер, а не полностью эмпирический или логический, то отметим это, как неполный или открытый принцип субъективной объективизации.
Продолжая своё познание мы входим в круг, взаимно определяющих основных информационно-познавательных принципов. Собственно, исторически, любой акт нашего познания начинается с выделения некоторого объекта познания, с различения его от нечто другого.
Далее я вижу, что наблюдаемое неоднородно и попробую выделить некоторые принципы неоднородности. Первое, что я могу наблюдать, это то, что наблюдаемых объектов - множество и они относительно дискретны. Закрепляем это наблюдение, как принцип - "2. Множественность".
Множественность - наблюдаемая неоднородность, распознаваемая нами, как обособленность, множество выделенных нами объектов (событий), раскрывающуюся через их объективизацию, позиционность, процессуальность, качественность, агрегатность, новационность.
Неоднородность проявляется и в информационной насыщенности объектами-событиями, относительно наблюдателя. То есть, чем больше объектов разделяет наблюдателя и область наблюдения, тем больше информационная "разреженность" или, если выразиться по другому - увеличивается фактор неопределённости.
Неопределённость увеличивается при пространственном и временном отдалении от наблюдателя. Это, как раз и является определяющим в трудности выявления информации и осмысления отдалённых объектов. Что там, в "глубине" вещества, за кварками и фотонами мы пока не знаем, как и то, что за границами вселенной. Так же мы ограничены и некими временными рамками. И это уже эмпирический факт, вытекающий из опыта наблюдения.
Отметим эту неоднородность, как принцип - "3. Позиционность". Возможность наблюдения и оценки объектов и событий не однородна и определяется относительной позицией объекта или события.
Обуславливается принципами: объективизации, множественности, процессуальности, качественности, агрегатности, новационности. Эта неоднородность так же выражается в усложнении способа исследования и описания, и увеличении трудности в осознания отдалённых объектов и событий.
Мы наблюдаем также ещё один принцип неоднородности, определяемый нами, как изменчивость, динамичность, процессуальность. Всё течёт, всё изменяется. Попробую, так и обозначить этот принцип, как - "4. Процессуальность" В материализме этот принцип был зафиксирован формулой - "Движение - способ существования материи"
В нашем тексте я напишу так: Процессуальность - разнообразие и изменчивость возможных состояний объектов действительности, информации. Наличие, наблюдаемых изменений, по принципам: бъективизации, множественности, позиционности, качественности, агрегатности, системности. Иногда ситуация меняется, относительно наблюдателя очень медленно и это создаёт ощущение неизменности и стабильности.
Видим мы так же, что множества, выделяемых нами объектов и событий имеют такой вид неоднородности, который мы определяем, как разнообразие качеств. Объекты могут быть отличны друг от друга по множеству параметров. Начиная, в элементарном случае - хотя бы своей выделенностью или относительной позицией. Другими терминами это элементарное качество или характеристика, выражается, как своё место в пространстве и во времени. Обозначу этот принцип неоднородности, как - "5. Качественность" Соответственно его можно определить так - качественность - выявляемые при наблюдении отличия, выделяемых объектов по принципам объективизации, множественности, позиционности, процессуальности, агрегатности, новационности.
Следующий принцип неоднородности очевиден только на уровне вещества и на волнах светового спектра. Мы называем это, как агрегатные состояния вещества и цвета спектра. Гипотетически я предполагаю, что агрегатность связана со способом организации взаимодействия объектов и процессов, и продолжается на всех уровнях иерархии. Но подтверждение этого предположения для сверхсложных систем, таких, как экосистема, организм, социум достаточно сложно. Попытку совместить глобальную иерархию и гипотезу агрегатности я осуществил в схеме распределения агрегатных ниш (рис.2)
Если расположить классификацию простейших в следующем порядке - (бактерии, рикетсии, синезелёные, вирусы), а многоклеточных следующей ступенью иерархии - (беспозвоночные, насекомые; рыбы, земноводные; теплокровные; растения; грибы) то получается некоторое повторение агрегатных состояний, только уже не вещества, а биологических форм. Далее уже и на уровне сознания - распределённостью проявления организационных форм социума в некоторые организационные ниши.
Требует прояснения тот факт, что агрегатные состояния это разнообразие по информационному насыщению, по специфике и сложности организации систем, в одном уровне иерархии. Для описания различий организационных форм на одном иерархическом уровне, придётся применять такие относительно расплывчатые, не конкретные понятия, как насыщенность качествами, которые мы выделяем в агрегатных состояниях выделенной системы.
И насыщение это максимально в серединной области спектра агрегатных состояний. В цветовом спектре это - белый цвет, на уровне вещества это - жидкость. Спектр агрегатных состояний вещества можно распределить по температурной шкале, от максимально горячей плазмы, и до максимально остывшего вещества - "холодной пыли". Степень информационного насыщения мы можем определить по количеству выделенных для измерений качеств в каждом агрегатном состоянии. Так, на уровне вещества, мы можем сказать, что максимальным набором таких качеств обладает жидкость.
Обозначим этот принцип неоднородности, как - "6. Агрегатность".
Следующий вид неоднородности наблюдаемого, мы видим, как резкое отличие качеств объектов по сложности и уровню организации. Объекты одного уровня организации существуют в объектах другого уровня организации, как вложенные элементы, если объекты рассматривать, как системы. То есть системы в системах. За счёт чего образуются иерархические слои по принципу сложности организации. Вложенные объекты, уже не относятся к "экосистеме" своего уровня, а являются элементами системы более высокого порядка. Так, клетки организма уже не управляются экосистемой простейших одноклеточных, а подпадают под управление организма, как объекта следующего иерархического уровня.
Вся же совокупная информационная мощность экосистемы одноклеточных, накопленная в ходе эволюции воспроизводится в многоклеточных организмах сразу и в готовом виде. (Данная тема достаточно убедительно раскрыта в книге А. Болдачёва - "Новации" ) Я применил понятие "воспроизводится", в то время, как у Болдачёва, в схожем контексте, в последнее время, используется слово - "редуцируется". Мне видится понятие "воспроизводится" более уместным, учитывая философию А. А. Тюняева (организмику). В которой Тюняев выводит понятие "организм" и "воспроизводимость", как философские категории. То есть у Болдачёва, в общем случае, система, накопившая разнообразие и избыточные связи, редуцирует новацию, а у Тюняева - экосистема (распределённый относительно наблюдателя организм) порождает локальный, целостный, относительно наблюдателя организм. В рассуждениях Болдачёва система может быть распределена в пространстве и времени.
Обозначим этот принцип неоднородности, как - "7. Новационность".
Круг как бы замкнулся. Каждая новация есть объективизация первоэлемента, точки на новом иерархическом уровне. Но круг не замыкается, а продолжается спиралью на новый иерархический уровень. Что и показано на рисунке (Рис. 1.)
Выделяя объект "Я" мы можем также развернуть круг познания в том же порядке.