Иорданская Дарья Алексеевна: другие произведения.

Мелкая заупокойная пластика Древнего Египта: символика и магия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 4.75*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это контрольная работа по Искусству Древнего Востока (I курс). Изначальной темой были "ушебти", но в процессе она как-то расширилась. Я, честное слово, не уверена, что профессор прочитала мою работу (при всем уважении, конечно). Жаль. Вышло довольно интересно, мы с матушкой массу времени на это убили. Если вы интересуетесь Древним Египтом, прочитайте. PS: как выяснилось, по форме это вовсе не контрольная работа. Но писать выжимку из дюжины книг мне было скучно. А брать тему по Двуречью - тошно :(

Из результатов археологических исследований можно сделать вывод, что в Египте еще с неолитических времен смерть рассматривалась как погружение в глубокий сон. При этом умерший продолжал жить во сне, нуждался в пище и утвари. Можно привести следующий пример из "Текстов пирамид": "Поднимись, возьми себе свой хлеб, соедини свои кости, встань на ноги... поднимись к этому своему хлебу, не подверженному порче, и к своему пиву некиснущему". Эта идея о смерти-сне заставляла египтян сохранять тела усопших неприкосновенными, что привело к появлению мумификации. Во времена еще до объединения Египта многие тела заворачивали в шкуры, стремясь уберечь от порчи. Английский медик и авторитетный специалист по египетским мумиям Элиот Смит указывает, что примитивные попытки мумификации встречаются в погребениях времен I династии, а при II династии уже существовал несовершенный способ мумификации.

Вторым шагом в обеспечении усопшему достойной жизни в загробном мире была забота о нем живых. Египетский культ мертвых нельзя сравнивать с культом предков у многих других народов, т.к. египтяне не обожествляли своих умерших, а просто заботились об их комфортной жизни в ином мире. Эта забота заключалась в совершении определенных ритуалов и подношений, процедура которых описана в "Текстах пирамид". Позднее круг "потребностей" покойного расширился: помимо еды и питья ему теперь требовалось выходить из гробницы на дневной свет, взлетать к богам и т. д.

В связи с этим следует сказать о составляющих, нескольких загробных субстанциях, которые присутствуют у каждого человека.

Во-первых, это ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой (также выглядит и иероглиф "ба"). Традиционно это слово переводится как "душа", но в "Текстах Пирамид" также является синонимом для слова "бог". Вероятнее всего, это связано с тем, что во времена Древнего Царстве ба имели только боги и фараон. Из сохранившихся текстов можно заключить, что ба существовала только у мертвого человека и в какой-то мере оживляла мумию умершего. Также можно предположить, что по египетским верованиям ба-душа жила в гробнице; во времена Рамессидов она иногда изображалась сидящей на дереве рядом с гробницей.

Следующей субстанцией было ка. Фолкнер в рецензии на издания Х. Юнкера писал следующее: "Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить умершего, направляющегося к своему ка; оно сопровождает умершего, направляющегося в потусторонний мир со своим ка, они оба пребывают в потустороннем мире, и вместе с тем ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего". Масперо утверждал, что ка - двойник, внешне и по существу тождественный человеку, и им обладают все люди. Согласно концепции Эрмана ка - это жизненная сила, сущность, которая отличает живых людей от неодушевленных предметов. В пользу первой версии говорит изображение бога Хнума, лепящего человека и его двойника-ка на гончарном круге (росписи заупокойного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри). В более поздние времена словом "ка" называли также скульптурное изображение умершего. Достаточно точно можно сказать, что именно ка принимал подношения от живых родственников.

Сейчас невозможно объяснить сущность таких субстанций, как ах (переводится как "дух") и шу ("тень"). Оба этих проявления человеческой сущности встречаются еще в "Текстах Пирамид", но до сих пор остались фактически без трактовки.

Очень важное место в представлениях египтян о загробном мире занимало сердце - иб (или - аб, эб). Его считали главным вместилищем человеческой жизни, знающим все о человеке. В "Книге Мертвых" можно встретить следующее заклинание: "Эб-сердце мое, моя мать; мое Эб-сердце, посредством чего я воссуществовал! Да не встанет оно, чтобы противостоять мне на суде, да не будет мне противостоящих в присутствии вождей (татау); да не будет разделения между мной и тобой в присутствии того, кто хранит равновесие (весов)". Согласно верованиям о загробном суде именно процедура взвешивания сердца определяет судьбу покойного.

Последней составляющей можно назвать сах - мертвое тело, мумию. Именно его сохранность и обеспечивает благополучную загробную жизнь. На случай порчи или утраты мумии в гробницу помещались скульптурные изображения покойного.

Остается только добавить, что только правильное, строго соответствующее канонам погребение обеспечивало египтянину загробную жизнь. Уничтожение тела было одним из самых страшных наказаний; в постановлении фараона XIII династии Неферхотепа I о защите некрополя в Абидосе любому осквернителю гробниц грозит казнь через сожжение. В древнеегипетской повести называемой "Рассказ Синухета" можно встретить следующие слова главного героя, изгнанного и скитавшегося по чужим странам: "Что может быть важнее, чем погребение моего трупа в стране, в которой я родился!". И ответ фараона в указе - "Не умрешь ты на чужбине, не похоронят тебя азиаты, не завернут тебя в баранью шкуру, не насыплют для тебя могильного холма. Слишком поздно скитаться. Позаботься о своем трупе и возвращайся".

Для обеспечения этого "правильного" с точки зрения египтянина погребения создавалась гробница. В древнейшие времена это была яма, в которую укладывался покойный в позе зародыша, а также необходимая ему в загробном мире утварь. Во времена Древнего царства начали уделять большое внимание погребению фараона. Скорее всего, это было связано с верой в фараона-гаранта равновесия (Маат) в Египте. В "Текстах пирамид" правитель отождествляется с Осирисом, которому делает подношения сын Гор (новый фараон). Как отмечал Тураев, "начиная с VII династии, представления о загробной жизни демократизируются". В эпоху среднего царства "личность начинает дорожить своим индивидуальным бессмертием, достигнув царских прерогатив за гробом". В этот же период заупокойный культ предельно насыщается магией - небольшой стелы с именем покойного и магическими заклинаниями становится достаточно для обеспечения умершему жизни после смерти. В эпоху Нового царства фараонов и высшую знать начинают хоронить в скальных гробницах, вырубленных в скалах по берегам Нила.

Как же выглядела гробница, и как происходило погребение? На западном берегу Нила вырубались прямоугольные в сечении пещеры, многие из которых состояли из десятков комнат и подчас имитировали реальные дома. Стены усыпальниц расписывались и покрывались текстами из "Книги мертвых", призванными оградить покойного в его пути по Загробному миру. Фрески изображают повседневную жизнь умершего, его семью, иногда - его профессиональные занятия. Обязательно присутствует изображение покойного перед богами и ряда церемоний, связанных с заупокойным культом. С древнейших времен в гробницу кладется утварь, мебель, скульптурные изображения умершего (вместилища его Ка). Наиболее полное представление о погребальной утвари дает нам гробница Тутанхамона, хотя, к сожалению, сложенные в явной поспешности предметы не позволяют полностью восстановить ритуал.

В данной работе нас интересует мелкая заупокойная пластика, непременно входившая в погребальный инвентарь, прежде всего ушебти и так называемые модели, изображающие работников за различными занятиями.

"Ушебти (произношение условное) - "ответчик". Небольшая фигурка, помещавшаяся в гробницу с целью заменить покойного в работах на Полях Иалу. Когда покойный призывался на работы, ушебти должен был ответить за него "Я здесь!" и отправиться в поле. Судя по всему, ушебти - близкая аналогия волшебным куколкам наших сказок, выполнявшим за героя или героиню различные "трудные задачи"".

Изготавливались ушебти в форме мумии (так называемое "осирическое" изображение) и покрывали иероглифами из 6 главы книги мертвых. Помимо этого, фигурка обязательно надписана именем покойного. Статуэтки почти неизменно отличаются изяществом пропорций и качеством исполнения. Хорошо известна многократно опубликованная статуэтка-ушебти принадлежавшая Панофра. Это небольшая каменная скульптура в виде мумии с припеленутыми к груди руками. На груди у нее, раскинув крылья, покоится душа-ба в виде птицы с человеческой головой. С особой тщательностью проработано лицо ушебти, полосы на парике (платке?), ряды ожерелья. Глубоко гравирована надпись на статуэтке.

Известны расписанные деревянные и керамические фигурки, также изображавшие спеленатую мумию, снабженную необходимыми амулетами. Ушебти из глазурованного фаянса красного, синего, коричневого или зеленого цвета как правило несколько упрощены, и по качеству исполнения уступают изготовленным из того же материала изображениям животных. В Каирском музее хранятся также расписанные фаянсовые ушебти, сильно выделяющиеся на общем фоне (например, ушебти Птахмоса, XVIII династия). Также в эпоху Нового цартсва делались очень строгие и лаконичные ушебти из дерева с раскраской или металлической насечкой.

В период XIX династии появляются ушебти, облаченные в одежды и парики, в соответствии с современной им модой. В них явно присутствует влияние "амарнского" периода с его преувеличенной реалистичностью (как в случае с ушебти Тури, Государственный Эрмитаж) и особенным изяществом (ушебти писца Ра, Государственный Эрмитаж). Если первая скульптура еще почти полностью соответсвует канонам, за исключением одеяния, то у второй даже присутствуют ноги в "позе шага", традиционной для скульптур-ка, изысканность силуэта и очень тщательная проработка складок одежды и "косиц" парика, придающая им особенную натуралистичность. Отдельно можно говорить о деревянных ушебти Тутанхамона, украшенных накладками из металла, с вложенными в скрещенные руки символами царской власти, изготовленными из проволоки. Что любопытно, в гробницу Тутанхамона были положены также и традиционные ушебти-мумии, в позолоченых платках-клафтах с выполненными металлической насечкой надписями. Можно предположить, что изменение внешнего вида статуэток связано с реформой, которую фараон Эхнатон произвел не только в религии, но и в изобразительном искусстве Египта, поломав каноны.

К концу Нового царства качество статуэток резко падает, они становятся маленькими и неаккуратно выполненными. Надписи сокращаются, а потом и вовсе исчезают. Самые поздние ушебти надписаны иератическим, а иногда даже демотическим письмом, не предназначенным для ритуальных целей.

Для ушебти также изготавливались специальные ящики, напоминающие ящики для каноп. Боковые стенки их обычно немного наклонены внутрь, подобно пилонам храмов. Внутри они имеют два или четыре отделения. Довольно показателен сундучок времен Нового царства, хранящийся в ГМИИ им. Пушкина. Он изготовлен из оштукатуренного и окрашенного дерева и украшен изображением сидящей пары и текстом молитвы, обращенной к Осирису и Исиде. Очень часто на ящиках для ушебти изображали богов загробного мира: Анубиса, Осириса, его сестер Исиду и Нефтиду, а также четырех "сыновей Гора" - Имсета, Хепи, Дуамутефа и Кебексенуфа. Ящики покрывались орнаментом из повторяющихся иероглифов-амелетов: анх (жизнь), джед (позвоночник Осириса), уас (жезл "счастья"), тет (пряжка или узел Исиды), око уаджет (око Гора) или неферу (красота). Очень часто изображались ряды пятиконечных звезд. Часты изображения сцен, где покойный поклоняется божествам заупокойного цикла.

Однако в определении значения фигурок до сих пор существуют серьезные разногласия. Р. И. Рубинштейн в своей статье "О природе ушебти" справедливо утверждает, что ушебти - это изображения людей, которые в силу магии могли оживать и производить в загробном мире физические работы, к которым мог оказаться призванным умерший - по аналогии с земной жизнью. В качестве подтверждения этого наблюдения Р. И. Рубинштейн ссылается на изречение 472 из "Текстов саркофагов" (сохранившееся на двух саркофагах среднего царства - саркофаге Сети в Лувре и саркофаге Љ 30839 Британского музея): "Изречение, чтобы заставить ушебти работать для владыки своего в загробном царстве. Смотрите на него, вы, боги, духи, покойники, пребывающие на небе и земле. Он овладел силой его, он овладел им <...> Возьмите себе кирки ваши, мотыги ваши, коромысла ваши, ведра ваши в руки, подобно тому, как это делает человек для владыки своего. О, ушебти этот, сделанный для N этого, если причислят этого к исполнению его обязанности, освободи там N этого в качестве человека при его обязанностях. "Вот мы" - скажете вы" (перевод Р. И. Рубинштейн).

В принципе взгляды Рубинштейн близки определению ушебти, данному Э.А.У. Баджем: каменные, алебастровые, деревянные, глиняные или фаянсовые изображения бога Осириса. К ушебти он и последующие исследователи относят фигурки "имеющие скрашенные на груди руки, иногда руки как бы закрыты погребальными пеленами. <...> В период династии меняется "наряд" ушебти: отныне они представлены облаченными в костюмы, в какие одевались люди, для которых были сделаны эти фигурки". В соответствующей статье в БСЭ (т.27, с. 166), опирающейся на уже упоминавшуюся работу Р. И. Рубинштейн, ушебти определяются как "магические фигурки в виде мумий или людей с кирками и мотыгами". В другом энциклопедическом издании, которое, правда, можно отнести к научному источнику с некоторой оговоркой, но которое выражает весьма распространенную и в научной литературе точку зрения, ушебти также описываются как "изображения в виде мумии с земледельческими орудиями и мешком зерна в руках <...>. Ушебти олицетворяли рабов и зависимых лиц. Можно предполагать, что У. заменили тех рабов и слуг, которые в додинастическом Египте убивали во время похорон и погребали вместе с их хозяином".

На наш взгляд приведенные выше определения, бесспорно, в значительной степени справедливы, однако все они несколько упрощают магический смысл ушебти, игравших большую роль в древнеегипетском заупокойном ритуале.

Магия окрашивала весь круг мышления древнего египтянина, была естественной и неотторжимой частью его бытия. Посвященные считали, что магию даровала людям Исида, чтобы при жизни отводить от них болезни, дурные сновидения и удары судьбы, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в загробном мире. Дж. Фрезер подчеркивает, что "все египетские похоронные обряды представляли собой точную копию обрядов, которые Анубис, Гор и другие боги совершили над трупом этого бога [Осириса]. На всех похоронах разыгрывалась божественная мистерия, которую в древности исполнили над Осирисом, когда сыну, сестрам и друзьям, собравшимся у его изувеченных останков, с помощью заклинаний и других чар удалось превратить изломанное тело бога в мумию, которую они затем оживили, дав ей возможность начать новую жизнь по ту сторону могилы".

Магия основана на вере человека в способность воздействия на вещь посредством обращения к сверхъестественным силам. По представлениям древних область магических действий не ограничивалась воздействием жреца на того или иного человека или вещь. Посредством заклинаний, восхвалений, молитв и умилостивления высших существ осуществлялись магические воздействия на души умерших, духов и божества. Механизм магических воздействий описан в "Книге мертвых", содержащей заговоры, заклинания, которые необходимо знать умершему и тем, кто совершает похоронный обряд. Такие воздействия могут осуществляться, в частности, через изготовление и употребление "священных предметов": фетишей, амулетов, талисманов. Однако действие магической силы могло направляться не непосредственно на объект, а на его заместителя. Именно к такому роду магии и относится изготовление ушебти-"заместителей умершего", а также его портретных изображений. Впрочем, именно эту позицию и занимают перечисленные выше исследователи. Однако следует более внимательно рассмотреть самих ушебти, чтобы уточнить их значение в представлениях египтян о жизни умершего в Дуате.

Неотъемлемую часть любого магического обряда составляло слово - произнесение того или иного заговора, заклинания, приказа, магической формулы. Магия речи, на протяжении тысячелетий использующая в погребальном обряде и зафиксированная в "Книге мертвых", отражает то значение, которой придавалось слову в религиозных представлениях древних египтян. Особой магической силой было наделено имя-Рин человека, духа или божества, являющееся сокровенной частью его сущности. Вспомним, что по одному из мифов, Птах (по другой версии - Ра) сотворил мир силой слова: давая имена-Рин объектам, предметам и существам, он тем самым определял их сущность и место в мире. Знание подлинного имени давало власть над его обладателем, а предметы, не имеющие названия, для египтян не существовали. Увековечивая имя человека в надписях, увековечивали его жизнь. Возвращаясь к нашей теме, особо отметим, что на ушебти всегда помещалось имя умершего. То есть, согласно принципам египетской магии, ушебти являлась его воплощением. Таким образом, мы вправе утверждать, что магическая формула, помещенная на поверхности ушебти, обращена своим магическим воздействии прежде всего на самого покойного: это он, многократно воплощенный в ушебти, будет выполнять урочные работы на полях Иалу. В пользу этого предположения говорит признанный в последние годы факт: даже в земной жизни работы на благо умершего фараона - строительство и украшение его гробницы, совершение обрядов, приношение ему даров - были не тяжкой повинностью (как теперь известно, в строительных работах принимали участие не рабы, а свободные граждане), а священным долгом, необходимым магическим действием, обеспечивающим поддержание божественного равновесия Маат - основы благоденствия всего Египта и каждого из его жителей. Не столь ли обязательным было "личное" совершение умершим определенных работ перед ликами божеств в Дуате? Подтверждение тому мы встречаем, в частности, в великолепных росписях погребальной камеры гробницы Сеннеджена, "Служителя на месте истины" (чиновника некрополя) периода XIX династии в Дейр-эль-Медина. На них изображена "карта" райских полей Иалу, на которых работает Сеннеджен со своей женой. В нижнем регистре помещены цветущие и плодоносящие сады на берегах реки и канала. Выше супруги изображены дважды - они пашут землю плугом, впряженным в пару пятнистых волов, срезают траву, еще выше чиновник срезает колосья с тучной нивы, их собирает в плетеную сумку его супруга. В верхнем регистре они служат богам (слева), а справа изображен обряд "отверзания уст". Венчает композицию ладья Ра-Хорапту, "Утреннего солнца", которое выходит по небесному Нилу, омывающем поля Иалу. О труде умершего в райских полях говорится и в "Книге мертвых": "Я там буду духом. Я там буду есть. Я там буду пить. Я буду там пахать. Я буду там пожинать зерно. Я там буду силен. Я не буду там подчиненном положении. Я там буду могущественным человеком".

Другое замечание касается самих ушебти. Описывая их, исследователи практически единогласно отмечают, что в руках ушебти, имеющих форму мумии, помещаются сельскохозяйственные орудия. При этом Бадж отмечает, что орудия труда появились у ушебти начиная с XVIII династии - на раннем этапе ушебти имеют скрещенные на груди и как бы припеленутые руки, и если ладони видны, то они пусты. Известны многочисленные ушебти Нового Царства, в руках которых помещены различные предметы, но, отнюдь, чаще всего не кирка и мотыга, а амулеты и обереги: джед (позвонок Осириса), тет (пряжка Изиды), символы царской власти "посох" и "бич". Только у нескольких известных нам ушебти в руках некие предметы, напоминающие примитивный плуг, вернее нечто, по форме близкие иероглифу, соответствующему, по Баджу, детерминативу "пахать". У других ушебти этот знак часто выгравирован на одежде (на плечах). У ушебти Среднего царства атрибуты отсутствуют, сложенные на груди руки часто запечатаны изображением ба в виде птицы с человеческой головой. Основываясь на изложенном, мы берем на себя смелость предположить, что значение ушебти не ограничивалось только выполнением работ на полях Иалу. На фигурку благодаря магии дублируется личность умершего, она воплощает его сокровенную сущность, охраняемую оберегающими символами.

На наш взгляд с особым магическим значением ушебти связан и материал, из которого изготовлены некоторые из них - фаянс. Его в Египте широко применяли для изготовления украшений и посуды, однако в мелкой пластике он применялся лишь при создании фигурок богов, их зооморфных воплощений и ушебти. Смысл такой избирательности, возможно, раскрывает текст из "Книги мертвых". Во время суда в Зале двух истин умерший должен принести дары быков, пернатую птицу, ладан, пироги, пиво и душисты и травы, а также должен "нарисовать представление этого в цвете на новом керамическом изразце, сформированном из земли, на которую не вступала свинья и другое животное". Вероятно, изготовление некоторых ушебти из глины связано с представлением о ритуальной чистоте материала и его особой магической милею.

Тем более вряд ли правомерно утверждать, что "У. заменили тех рабов и слуг, которые в додинастическом Египте убивали во время похорон и погребали вместе с их хозяином". Действительно, по некоторым данным при погребении царя Джера (четвертый фараон I династии) было умерщвлено и погребено около 580 слуг, с тем, чтобы они после смерти служили своему господину. Однако позднее подобные факты не известны. Поэтому вряд ли мы вправе проводить прямые аналогии между умерщвляемыми слугами и ушебти, ведь их разделяет тысячелетние: первые ушебти зафиксированы в погребениях XIII династии и по времени совпадают с началом формирования "Книги мертвых", отражая изменения в заупокойном культе древних египтян, который приобрел в это время большую демократичность. Воззрения на загробную жизнь принципиально не изменились, но посмертные блага стали доступны широким массам. Теперь с Осирисом после смерти отождествлялся уже не только фараон, но и любой умерший, мужчина или женщина. Соответствующие требованиям ритуала погребения многочисленных умерших и их ритуальное обслуживание требуют все больших затрат как материальных средств так и рабочей силы, ведь каждый из умерших равно в праве ожидать подношения пищи, питья и одежды и совершения защитительных обрядов. Мы можем предположить, что эту реальную рабочую силу и заменяют ушебти и, прежде всего, так называемые модели и многочисленные фигурки, изображающие людей за работой, помещаемые в гробницах. Широко известна и многократно публикована, к примеру, носительница даров (Среднее царство, Париж, Лувр) - изготовленная из дерева и раскрашенная фигурка идущей женщины, несущей на голове корзину, а в руках - птицу. К Среднему же царству относятся две большие композиции, изображающие копейщиков и нубийцев-лучников. Эти композиции, укрепленные на прямоугольных досках, отличает статичность, но они, несомненно, интересны детальной росписью одежды: разноцветные набедренные повязки нубийцев, разнообразные по рисунку щиты копейщиков. Несмотря на небольшой размер модели поражают своей монументальностью и производят в высшей степени сильное впечатление.

Модели времен Нового царства сделаны с большей свободой. Можно рассмотреть хранящуюся в Каирском музее композицию из рыбацких лодок и ладей. Несмотря на общую каноничность фигур, многие позы приобретают естественность, как например у фигурок рыбаков, вытаскивающих сеть. Присутвует даже необыкновенно выразетельная статуэтка со скрещенными на груди руками. Эту композицию также отличает качество и тщательность росписи и схранившаяся до сих пор яркость красок.

Эти композиции и отдельные фигурки людей за работой наиболее близки по значению упомянутым выше человеческим жертвам, однако между ними также нет прямой связи, так как модели появляются одновременно с ушебти в Среднем царстве. Связующим звеном, тем не менее, служат принятые еще в Древнем царстве изображения сцен труда на полях и в мастерских на стенах погребальных сооружений. Изображение, так же как и слово, обладает большой магической силой, заменяя реальный объект или действие по принципу подобия. Подобная форма магии известна еще с эпохи палеолита: поражая изображения животного на стенах пещер во время ритуала перед началом охоты, древний человек обеспечивал ее удачный исход. Так же и древние египтяне, помещая в гробницах изображения хлебов, фруктов, кувшинов с напитками обеспечивали умершего всем необходимым. Можно говорить шире: изображая в погребальных сооружениях сцены повседневной жизни, египтяне обеспечивали умершему в Дуате полноценное и привычное существование, а его собственные изображения, помеченные согласно магии собственным именем, служили многократным воплощением личности, обеспечивая загробную жизнь даже в случае потери мумии.

Этой же цели в определенной мере, на наш взгляд, служили и обязательные для погребений изображения сцен погребального ритуала. Сделанные заразнее (ведь гробницы расписывались еще при жизни и, более того, под прямым надзором заказчика), они обеспечивали тщательное соблюдение всех требуемых ритуальных норм и успешное преодоление всех препятствий в долгом и опасном путешествии души по Дуату, хотя бы в магической форме на основе имитационной магии.

1. Alberto Silotti. Egypt. Splendors of an Ancient Civilisation. Thames & Hadson, London

2. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. СПБ, Летний сад/журнал "Нева", 2001 год

3. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленнго к свету. Перевод, составление и комментарий А. К. Шапошникова.Москва. Эксмо-пресс. 2002

4. Матье М. Э. Во времена Нефертити. Ленинград. Москва "Иусксство". 1965

5. Искусство Древнего Египта. Альбом. Москва. Изобразительно исккусство. Москва. 1972

6. Павлов В. В., Матье М. Э. Памятники искусства древнего Египта в музеях Советского Союза. Государственное издательство изобразительного искусства. Москва 1958

7. Бадж Э. А. У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. Москва. Алетейа. 2001 г.

8. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. СПБ. Летний сад/жернал "Нева" 2000.

9. Сказки и повести древнего Египта. Перевод и комментарии И. Г. Лившица. Ленинграл. Наука. 1979 г.


Оценка: 4.75*7  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com O.Vel "C176345c"(Антиутопия) Т.Сергей "Эра подземелий 2"(ЛитРПГ) Е.Амеличева "Лунная волчица, или Ты попал, оборотень!"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Т.Сергей "Эра подземелий 3"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) В.Свободина "Демонический отбор"(Любовное фэнтези) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Тополян "Проклятый мастер "(Боевик) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"