в запыленное окно. В паузах между разговором действующих лиц слышен
шум моря, если, конечно, его не перекрывает, исполняемая на разные голоса,
и в разной тональности, знакомая до боли песенка "Бе саме мучо".
Арчил, муж, стоя у окна, глядит на улицу и жадно,
словно запах шашлыка, впитывает музыку. Пытаясь
уловить мелодию и ритм, подпевает: "бе саме мучо"...
Маша, жена, лёжа в постели, протягивает к нему натруженные
в замужестве руки.
ЖЕНА. Арчил!
МУЖ /поёт тенором /. Бе саме... бе саме мучо...
ЖЕНА / на грани истерики / Арчил, кому говорят, иди ко мне! Слышишь?
МУЖ. Не мешай, женщина, петь /поёт /. Бе саме...
ЖЕНА. Арчил!!
МУЖ. Отстань! /поёт /. Бе саме мучо... Спи!
ЖЕНА /радуясь, что муж обратил на неё внимание /. Тебе прекрасно известно, Арчил, что без тебя мне не уснуть. Зачем ты меня мучишь?
МУЖ /поёт /. Бе саме... Представь, женщина, что меня нет вообще.
ЖЕНА. Куда же ты подевался?
МУЖ / раздражённо /. Много куда деваются мужья... Уходят на войну или к другой... /поёт /. Бе саме...
ЖЕНА. До сих пор я над этим не задумывалась, Арчил. Но ты свою Машу узнаешь. Она не позволит наплевать себе в либидо.
МУЖ / любопытствуя /. А что ты сделаешь? / поёт /. Бе саме...
ЖЕНА. Соперницу убью, а тебя прирежу.
Песня стихла. Слышен шум моря.
МУЖ / неуверенно /. Бе саме...
ЖЕНА. Арчил!!!
МУЖ / неохотно /. Иду, женщина, иду.
Ложится рядом. Некоторое время шум моря заглушают тяжелые вздохи,
напоминающие нанайскую борьбу. И вдруг тишина нарушается
неожиданным басом Маши.
ЖЕНА / поёт /. Бе саме... Бе саме мучо...
ЖАН И ЛЮСИ
/ сцена из жизни великого человека /
Участвуют:
КОКТО ЖАК - французский драматург.
ЛЮСИ - из дома, где разбиваются сердца.
АВТОР - без которого не обойтись,
но который только мешает.
Время действия: когда нас не было.
Место действия: Париж, площадь Согласия.
Способ изложения: ритмическая проза.
ЛЮСИ / полная свобода слова и действия / Вы кто?
КОКТО / разгул воображения / Кокто.
ЛЮСИ. Неужто, Жан?
КОКТО. А вам-то что? Не понимаю.
ЛЮСИ. Мне очень жаль, что вы строги, о Жан! А было время, когда мне внимали.
КОКТО. Внимал? Всё может быть. Искал я персонаж для новой пьесы. И если с вами мы на том сошлись, прошу не числить автора повесой.
ЛЮСИ. Но я о том...
КОКТО. О том и я, Люси. И, кажется, маразмом не страдаю. Я вас "имел" в Сен-Клу и в Сен-Дени и, помнится, ещё в Пале-Рояле.
ЛЮСИ. Так, значит, мы...
КОКТО. Не значит ничего. Я человек возвышенных стремлений. Конечно, иногда не без того... Особенно в минуты опьянения. Но гений я и потому себе позволить многое могу. Я и сейчас глазами вас пронзаю. И мысленно с вас долго не слезаю. И в том себя нисколько не виню.
ЛЮСИ. Я счастлива. Я просто вне себя. Служить литературе я готова. Хотите, пропою вам мадригал, хотите, честное произнесу я слово. О Господи! Согласна я на всё, чтоб только быть к искусству ближе. Хотите меня видеть нагишом? Ах, ветреник! Не там, а чуть пониже... Всем, чем могу, я рада услужить...
КОКТО. Я героиней пьесы вас назначу. В бессмертие впущу, а это значит...
ЛЮСИ. Не значит ничего, раз я люблю.
КОКТО. Что за слова! Откуда эти страсти? Свалились вы на голову мою. Не жду от вас я, милая, отдачи, а сам, что захочу, то и беру. Вы - персонаж, а потому извольте...
ЛЮСИ. Увольте, этот бред мне надоел. Использовав меня, вы не уйдёте, не обеспечив мне прожиточный удел. С вас много не возьму. Так, тысяч двести, вроде. Ещё автограф...
КОКТО. Где?
ЛЮСИ. Да хоть на морде. На ягодице можно, мне не жаль. Останется навечная скрижаль. Как ссуда ипотечная, как орден, из тех, которые сегодня в моде.