Хотя людей тут не было, и быть не могло, но от этого места на Робина повеяло чем-то таким, что заставило его двигаться так, чтобы не потревожить здешний покой. Осторожно ступая и стараясь не шуметь, он прошёл внутрь. Густой полумрак не слепил темнотой, не давил и не пугал. Мягкий, будто распылённый откуда-то сверху тёплый свет северным сиянием струился вниз, скрывая где-то там, вверху, капители громадных колонн, которые рядами уходили вглубь помещения. Мальчик двинулся вперёд, притихший Салик потрусил за ним следом.
Возле первой же колонны Робик испуганно остановился, чуть не наткнувшись на внезапно вынырнувших из тумана ему на встречу людей. Впрочем, присмотревшись к их полупрозрачным фигурам, он понял - голограммы. И не только здесь. Почти возле каждой колонны, насколько было видно в полумраке, где по одному, а где группами на небольших продолговатых постаментах стояли люди. Робин подошел к первому.
- Здравствуйте, - немного неуверенно поздоровался он с человеком, одетым в лётный скафандр. У Робика на корабле и у самого был похожий.
Человек у колонны повернул голову, взглянул на мальчика, чуть заметно улыбнулся, грустно, но по-доброму, и ничего не ответил.
- Скажите, вы искин?
Человек смотрел на Робина, всё так же улыбался и молчал.
- Он не ответит, - прозвучал в ухе голос Кваня. - Он не живой. Это кладбище.
Робин опустил глаза вниз, на плиту. Бран Предсмертный, а ниже даты рождения и... Смерти. Около пятиста лет назад.
- Извините, - сглотнул Робин. - Простите...
- Смотри, - позвал его пир. - Здесь в этом ряду, все одеты похоже. Не одинаково, вон, кто в комбезе, кто в скафандре. А там, дальше и вовсе в разных костюмах, но они как из одного времени. А вот там, во втором ряду, уже по-другому.
- Другое время?
- Похоже на то. Я так и чувствовал, что дверь стрёмная. Может, пошли отсюда?
Жавшийся к ноге мальчика дракончик что-то невразумительно пискнул, затем неожиданно поднялся на задние лапы и заглянул Робику в лицо.
Тот присел возле летяжки, погладил по голове. Салик лизнул мальчишку в лицо, но с места не сдвинулся.
- Вот как, значит. Мой выбор? - Робин услышал потрясенное "ох" пира, потрепал ящерку по голове и, поднявшись ответил. - Нет, Квань, нельзя уходить. Помнишь искинов? Ты ещё говорил, странные они. Один из них, искин "Радуги", привёз нас сюда. А ещё договорился с местным хранителем.
- Ещё скажи, и ураган они устроили, - недовольно пробурчал Квань.
- Не, это точно не они. Но, сдаётся мне, они бы и без урагана нас сюда привезли. Нас ждут. И хотят нам что-то показать. Правда, Салик?
Драконыш свесил из пасти язык, типа улыбнулся, и опустился на все четыре лапы.
- Он разумный? - не столько удивился, сколько констатировал факт пир.
- Он с нами, - ответил Робин, направляясь вглубь зала. - Всегда. Я обещал.
- Три отморозка, - согласился Квань с расширением компании. - Может получиться прикольная банда.
Ряды колонн оказались вовсе не рядами, а скорее концентрическими кругами, расположенными вокруг какого-то центра в глубине зала, и почти возле каждой опоры маячило две-три грустно улыбающиеся призрачных фигуры. Одеты все были кто во что горазд, но временные изменения, как заметил Квань, легко просматривались. Правда, как-то странно. Если судить по датам, то чем ближе к центру, тем ближе к сегодняшнему дню, но тем, как бы, стариннее... Робик даже без подсказки Кваня вспомнил нужное слово - архаичнее - становились костюмы.
Вон, в третьем ряду от последнего круга колонн молодой парень, чем-то похожий на Курта, точно так же весело улыбающийся, одет в точно такой же костюм пажа, что был сейчас на Робине, только цвета другие, бордовый с золотом. Здоровенный дядька за ним в красивый кожаный доспех с чуть светящимися узорами. А возле последней колонны стояли, держась за руки, двое детей, мальчик и девочка, лет, наверное, семи, нарядно одетые, как в очень старые времена, давно-давно, как на Прародине.
- А почему у них постамента нет? - удивился Квань. - Будто яма какая-то...
- Это называется кенотаф, - раздался мягкий голос за спиной.
Робин обернулся. Чуть просвечивающий искин-смотритель кладбища, как предположил Робин, мягко и чуть грустно улыбался. Как и все здесь.
- Ложное захоронение, - пояснил искин. - Такое делают, когда тело того, кто должен здесь находиться, не смогли отыскать. Или от него ничего не осталось.
- Здравствуйте, - Робик, глядя на задрапированную в балахон фигуру с усилием унял поднимающуюся дрожь. - Вы хранитель этого места?
- Меня зовут Эррис, - хранитель сбросил капюшон. Мальчик увидел вполне человеческое открытое лицо и успокоился. - И да, я искин этого места. А само место когда-то называлось Планетарием. Сейчас здесь Некрополь. Кладбище, если говорить просто. Так или иначе, здесь небеса.
Символ Галактики над центральным камнем зала вспыхнул и над головой, под куполом разлился мягкий свет ночного неба. Не такого, каким оно видится с поверхности планет, скорее таким, каким Робин привык видеть его в иллюминатор "Надёжного", и даже ещё красивее. Яркие, пронзительные звёзды, пылающие жемчужным сиянием туманности, далёкие галактики. И всё как будто вот тут, рядом.
- Карта Галактики, - прошептал потрясённый Робик.
- Да, именно так, - подтвердил Эррис. - Видишь звёзды, окруженные зелёным, жёлтым или красным свечением? Так обозначают миры народов Реки, миры не присоединившиеся ни к кому, или миры народов Похода.
- А вон там мой мир, - не сдержавшись указал мальчик.
- Вот как. Вы из другого мира, - качнул головой хранитель. - Это объясняет многое из того, что говорили другие искины. Что ж, мы благодарны, что вы доверили нам эту тайну. Мы её сохраним. Но за пределами долины лучше об этом не рассказывать, - Эррис помолчал. - Но кроме карты здесь находится пост управления с привязками порталов к Реке. Они сейчас погашены Часовым поясом, но если те, кто покинул этот мир, когда-нибудь вернутся, то прежде всего они придут сюда. Мне кажется, Некрополь - это, укор тем, кто ушёл, от тех, кто не дождался.
Робин оглянулся на колонны.
- А почему нельзя говорить, что мы с другой звезды?
- Вот эти дети, - хранитель опять развернулся к кенотафу с мальчиком и девочкой, - последние Предгорные. Они были ещё слишком малы, чтобы что-то знать или уметь. Но они могли научиться очень важным вещам. И за это их убили. А вы уже знаете и умеете больше того, чему они могли научиться за всю жизнь.
- Их убили? - глаза Робина расширились. - За то, что могли научиться?
- Именно так, - кивнул хранитель. - Если вы покинете долину, вам нужно быть очень осторожными. И господину Кваню нельзя будет показываться при чужих. Впрочем, я вижу, ваш наставник создал для вас костюм пажа. Он может вас защитить. Но я не чувствую в нём активированных структур, которые могли бы это сделать.
- Их нет. Я должен создать их сам.
- Это необычно. Взгляните вот на этого человека, - Эррис подвел их к кенотафу, над которым ехидно ухмылялся довольно экстравагантно одетый мужчина. - К сожалению, из-за проблем в главном вычислителе здешние обитатели больше не могут говорить. А так бы он многое рассказал о вашем костюме. Эрик, последний Предвидящий. Один из самых талантливых программистов, которые жили на Жемчужине. Почему-то он не любил своё имя, и больше известен под прозвищем Безумный Художник. В своё время он сильно приложил руку к изменению моих прописей. Мне даже имя дали в его честь. Обратил внимание, что его костюм напоминает твой?
- Ага, - кивнул Робик. - Только у него ленточек и рюшечек побольше. И цвета... Как у того парня. Там, - Робик оглянулся на колонну, возле которой стоял парень в костюме пажа, похожий на Курта.
- Верно, - улыбнулся, Эррис. - У вас он попроще, всё же это костюм ученика. Всё дело в том, что в него заложено столько заготовок, что в обычном комбинезоне они просто не могли сосуществовать. Как он сам говорил, впихнул невпихуемое. Именно потому в нём столько различных деталей: в одной структуре модули просто конфликтуют друг с другом.
- А почему он такой... старинный?
- Никто не может знать, о чём думал Безумный Художник, - улыбнулся хранитель. - Но он был очень рационален. Само устройство костюма об этом говорит. Например, ваш воротник-фреза. Очень необычный генератор силового поля. Индивидуальный силовой щит, способный отразить очень разные виды воздействий. Чтобы его вскрыть, нужны соответствующие артефакты. Шорты, вот те самые пуфики, генератор энергии, ленточки на них весьма оригинальный стабилизатор пространства с измененной физикой, которые позволяют не перегреваться столь мощному источнику энергии. Этот источник существенно компактнее и мощнее тех, которые штатно используются в роботах. А что касается старинности... Насколько я знаю своего создателя, тут тоже всё должно быть рационально. Я вижу две причины. Первая - внешний вид. Вы можете представить себе лётный комбинезон с таким количеством рюшечек и прочих примочечек, пусть даже технологичных? Ваш костюм под старину выглядит наиболее гармонично, а самое главное, наиболее компактно из всех опробованных вариантов.
- А вторая причина какая? - поинтересовался Робик, окинув взглядом свой прикид.
- Тоже рациональна. Стиль необычен, и даже сейчас используется только для пажей. То есть, если вас видят в этом костюме, то это означает, что вы ученик колдуна, и трогать вас себе дороже. Вон тот молодой человек, в такой же как у вас оснастке, был учеником Художника. Потому у него его цвета. В те времена было много охотников за чужими одарёнными и за чужими секретами. Юноша был убит при попытке захвата людьми короля Дарреша Железного.
- И что произошло? - Робин внимательно поглядел на всё так же задорно улыбающегося мальчишку.
- Железное королевство специализировалось на производстве шагающей робототехники. Три великих колдуна решили мстить. Была война. Сейчас на том месте Железное озеро, - сухо произнес хранитель. - Но у вас в костюме всё это не активировано. Это очень необычно. Но ваш наставник, хозяин этой долины, тоже не совсем обычный человек. Вот, кстати, взгляните, - и Эррис махнул рукой в сторону колонны, стоящей недалеко от центра зала.
Робин обернулся и направился к колонне. Композиция выглядела необычно хотя бы тем, что это была именно композиция, а не просто одинокая фигура. Довольно молодой человек, по классификации Робика, уже достаточно взрослый, но ещё не безнадежно старый, то есть лет двадцати пяти, почти не шевелился, хоть и перевёл взгляд на подошедшего мальчика. Сзади, за его спиной на полу лежали опавшие крылья. Перед ним, в выемке кенотафа, как в могиле, покоилась лютня. На колонне за ним чуть шевелилась тень... Тень женщины или девушки, разглядеть Робин не мог. И ещё, он единственный здесь не улыбался. А самое главное, это был хоть и молодой, но наставник Герн.
- Здесь только одна дата, хранитель, - обратился к Эррису Робин. - И два имени: до даты Ирген Предвечный, а после Герн Серебряный. Но ведь наставник не умер?
- Так и есть. Тогда, больше двухсот лет назад, на него было совершено покушение человеком... которого он любил.
- Та женщина? - догадался Робин, кивнув на тень.
- Да. И да, ваш наставник остался жив, но предпочёл исчезнуть. Его друзья, бароны Предгорные, провели здесь пышную церемонию захоронения, так что она поверила. Безумный Художник создал этот кенотаф. А затем долину запечатали. Ну а в Серебряном королевстве однажды появился колдун Герн. Будущий муж наследницы Серебряного королевства, будущий король Герн Серебряный, будущий хранитель Серебряного королевства и будущий Великий колдун.
Хранитель помолчал.
- Здесь с тех пор больше никто не появлялся, кроме вашего наставника. Он иногда создает тут захоронения своим близким, умершим снаружи. Как Предгорным и Безумному Художнику, и ещё некоторым.
Робик внимательно посмотрел на хранителя некрополя и медленно кивнул.
- Спасибо. Я понял, почему искины хотели мне показать это место. Чтобы у Герна Серебряного появилось будущее, он должен был похоронить Иргена Предвечного?
Хранитель мягко улыбнулся.
- Мы ничего не хотели вам показать. Искины не умеют хотеть.
- Это неправда. Уже неправда. Теперь умеете, - и, потрепав Салика по голове, Робин направился к выходу.