Ирината : другие произведения.

Белая Гвардия в Московском Художественном Театре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    рецензия на спектакль


   История такова. Собиралась я, собиралась в МХТ на Белую гвардию...
Собралась... И... досмотрела только до середины второго действия.
Что-то где-то замкнуло (лишний раз доказав, что главный человек в
театре - это не артист или режиссер, а - монтер .

Еще раз выбралась только через год. Досмотрела.
Написала.
---------------------
Белая гвардия, МХТ
Я наконец-то ДОСМОТРЕЛА этот спектакль.
  
   http://www.mxat.ru/performance/white/

По натуре склонная к  экстриму  и  американским горкам  в жизненных ситуациях (предпочитая  бескровное  и счастливое разрешение их)   даже рада, что в первый раз все произошло именно так.
Замечательная попытка игры на сцене при свече одиноких свечей, не менее замечательная попытка импровизаций ( Ах, гады, все-таки попали в электростанцию!   ), эвакуация отчего-то не паникующих, а почти восторженных зрителей при свете мобильных телефонов  В общем, есть что вспомнить и есть что рассказать. Это   во-первых.
Во-вторых, сбылось то, о чем довольно часто раздумываю: если всё на свете   СУДЬБА, то почему она повела человека определенной тропой и отвела от прочих направлений, где ему однозначно было бы лучше? И что было, если бы?.. (Ну, скажем, если бы Свидригайлов появился в Петербурге на несколько дней раньше   еще до совершения Раскольниковым убийства? Как  вывернула  бы жизнь судьбы их обоих? Впрочем, это   другая тема  ) Но в тот раз   спектакль, если кто помнит, был прерван за мгновение до того, как в Алексея Турбина попала смертельная дура-пуля  Будем надеяться, что Турбин,  живший  в том, сентябрьском дне позапрошлого года, прожил долгую и счастливую жизнь  Еще лучшую, чем в романе  

Смотреть спектакли Женовача надо с первых рядов  
Вообще   у каждого режиссера   свои принципы и своя подача материала  Опять отвлекусь малость  
Вот, скажем, Алексей Бородин ищет и находит наипростейшие ответы даже на очень сложные вопросы. И доносит их до зрителя.
А Юрий Бутусов, напротив,  ставит каверзный ответ, и не находит нужного вопроса . И тогда эти вопросы начинает во множестве ставить умный зритель  
Сергей Алдонин переводит всё   и радостное, и печальное   в стопроцентную зрелищность. И блестками салюта расцвечивается каждое слово, каждый жест  
Михаил Левитин выстраивает (как-то уже писала об этом) гигантские качели, то взлетающие в небо, к Богу  то волокущиеся по грязи. И ухают душа и сердце в пятки от этого   вверх-вниз  

Сергею Женовачу важен БЫТ. То, с какой улыбкой ОН смотрит на НЕЕ. То, как наливается водка в стаканы. То, как вытирается рот платком  Обычное, бытовое   становится театром. Театром прекрасным. В котором от актеров требуется безусловная, стопроцентная точность вот этого   вытирания рта платком  
Актеры и роли.
Многие (не критики, но   зрители) говорят, что больше всего нареканий у них к старшему Турбину   Хабенскому. Пожалуй  Именно на него пришлась большая часть из малого количества  непопаданий , соскальзывания во что-то своё, с прочим действием не связанное.
Или   опять не увидела чего-то? Того, что и было задумано?
Уже писала как-то о мальчишках, надевших шинели и сразу кинутых в мясорубку войны. Мальчишках,  не знавших любви, не изведавших счастья ремесел . Одному из них   причем не самому крепкому телом и духом, судьба распорядилась стать командиром батареи. И вот теперь   натянутые, как струночки, нервы (и  скидывание  напряжения на спичечный коробок, который непрерывно крутит в руке)   сдерживаемые днем (ибо   старший! старший   и в семье, и по званию!), и бессонно звенящие своей натянутостью ночью  Мысли   о неудавшейся семейной жизни сестры, будущем брата, о времени, в котором им всем приходится жить, о мальчишках-солдатиках, пушечном мясе   из коих  на сто человек сто двадцать студентов   Единственная улыбка, когда отпустило на секунду напряжение лица (ах, какое хорошее лицо было в эту секунду!)   при неожиданном  опознании  Пушкина в  симпатичном, с бакенбардами . Усталость жизни, как усталость металла  Постоянный страх неожиданно сломаться по малейшей трещине  И мгновенная смерть   как уход в долгожданный сон  Просто   вот так прилег отдохнуть  

Лариосик-Семчев. Оч.понравился! Хотя   весь  против канонов ,  не такой, как у автора . А почему бы и нет? Не мальчишка, который  еще наберет , а трогательный  безразмерный  и  безвозрастный  человечек, что лет до сорока просидел, пришпиленный к маминой юбке в Житомире. Острослов и интеллектуал   в кругу обожавших его близких родственников  Трогательный и наивный. Его нельзя уважать. Его невозможно НЕ любить. Очаровательная актерская работа с милыми приятностями точнейшей, микронной игры именно для тех, кто сидит близко  

Николка Ивана Жидкова  Вроде бы  никакой   А может быть, это от того, что никому нет до него дела? Вроде бы   младший  любимый  опекаемый  О нем постоянно думают, но никто ни разу по настоящему не приласкает его  Выяснение отношений личных и общих в двух шагах от истекающего кровью мальчика. Поэтому   пронзительно!   объятия его с Еленой после гибели Алексея  А потом   маята его, то ли сон, то ли явь, под  ёлочкой на ять  - когда все опять говорят о своем, мальчишечку, подавленного мыслью о том, что он   калека   не замечающего  

Мышлаевский-Пореченков. Понравился. Очень. Пусть   местами откровенная игра на публику. Пусть   перетягивание на себя одеяла (относится это и к актеру, и к персонажу). Но он   ВОТ ТАКОЙ!!! Появления на сцене   ждешь. И вообще   как же здОрово, что на свете есть вот такие люди: грубо-бесшабашные   пофигисты   жёстко думающие в первую очередь о себе, но всегда готовые прийти на помощь. Бескорыстно. (А поцелуй  в носик  разгневанного Лариосика   Боже ж мой, как это было смешно!!!)

Совершенно очаровал Шервинский-Белый. Вижу актера в третьем спектакле (+ к Б.гвардии   Терроризм и Лир). Каждый раз он на сцене безусловно интересен. И каждый раз он   НОВЫЙ. Про то, что изящен и обворожительно красив  ах, не буду развивать эту тему ?! Талантлив   о, безусловно! Безумно энергетичен  В роли Шервинского    мечта всех романтических мамзелек  (типа меня, например ) Элегантность поз  живость глаз  интонации   всё очень четко и (имхо!) идеально с образом совпадает!!! Хочется смотреть и смотреть  

Елена Тальберг   Рогожкина. Ну  тут у меня сложнее  Не люблю женщин-актрис ВООБЩЕ, но в данном случае   очень хорошо не начало, а   сцены после смерти Алексея. Растерянная. Бледная. С неубранными волосами. С опухшими от слез губами и глазами. Вот   именно так и выглядит женщина, которая ПОТЕРЯЛАСЬ. Потерялась в этой жизни. С калекой-младшеньким и нелепым кузеном на руках (и кто из них еще более беспомощен!). Потом   возрождение истинной женщины. Если не через любовь с Шервинским, то   через любовь и уважение к ней его...

Студзинский-Куличков. Как всегда. То есть   хорошо. Очень. Может быть, единственное  но  в том, что  хорошо   как всегда . Впрочем, в первый раз увидела не тень роли Студзинского, но   настоящую роль.

Опять же имхо   но люблю  встречать  в театрах, даже на маленьких ролях, актеров, которых уже знаю. А раз знаю   значит, люблю. Это и  старшие    Хлевинский, Кашпур, Сергачев (сколько ж лет назад я увидела их в первый раз? несчетно!). И  нынешние  - Ващилин, Савинков, Медведев, Тополянский.

Еще: оформление. Вот эта вздыбленная палуба гибнущего российского  Титаника   Где все   не виду, как в общей казарме. Где жмутся друг к другу люди   будь то солдатики или семья Турбиных  со товарищи . Остатки прежней роскоши   с кружевной скатертью и сервизом  под селедку с водкой . Место, где живут, радуются, исповедуются, признаются в любви и умирают.

И   чудесно!   все в самом конце  на палубе  этого корабля, силуэтами на фоне рассвета. И еще один темный силуэт   Алексея, который здесь же, с ними.
Надо жить. Надо жить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"