История такова. Собиралась я, собиралась в МХТ на Белую гвардию... Собралась... И... досмотрела только до середины второго действия. Что-то где-то замкнуло (лишний раз доказав, что главный человек в театре - это не артист или режиссер, а - монтер .
Еще раз выбралась только через год. Досмотрела. Написала. --------------------- Белая гвардия, МХТ Я наконец-то ДОСМОТРЕЛА этот спектакль.
По натуре склонная к экстриму и американским горкам в жизненных ситуациях (предпочитая бескровное и счастливое разрешение их) даже рада, что в первый раз все произошло именно так. Замечательная попытка игры на сцене при свече одиноких свечей, не менее замечательная попытка импровизаций ( Ах, гады, все-таки попали в электростанцию! ), эвакуация отчего-то не паникующих, а почти восторженных зрителей при свете мобильных телефонов В общем, есть что вспомнить и есть что рассказать. Это во-первых. Во-вторых, сбылось то, о чем довольно часто раздумываю: если всё на свете СУДЬБА, то почему она повела человека определенной тропой и отвела от прочих направлений, где ему однозначно было бы лучше? И что было, если бы?.. (Ну, скажем, если бы Свидригайлов появился в Петербурге на несколько дней раньше еще до совершения Раскольниковым убийства? Как вывернула бы жизнь судьбы их обоих? Впрочем, это другая тема ) Но в тот раз спектакль, если кто помнит, был прерван за мгновение до того, как в Алексея Турбина попала смертельная дура-пуля Будем надеяться, что Турбин, живший в том, сентябрьском дне позапрошлого года, прожил долгую и счастливую жизнь Еще лучшую, чем в романе
Смотреть спектакли Женовача надо с первых рядов Вообще у каждого режиссера свои принципы и своя подача материала Опять отвлекусь малость Вот, скажем, Алексей Бородин ищет и находит наипростейшие ответы даже на очень сложные вопросы. И доносит их до зрителя. А Юрий Бутусов, напротив, ставит каверзный ответ, и не находит нужного вопроса . И тогда эти вопросы начинает во множестве ставить умный зритель Сергей Алдонин переводит всё и радостное, и печальное в стопроцентную зрелищность. И блестками салюта расцвечивается каждое слово, каждый жест Михаил Левитин выстраивает (как-то уже писала об этом) гигантские качели, то взлетающие в небо, к Богу то волокущиеся по грязи. И ухают душа и сердце в пятки от этого вверх-вниз
Сергею Женовачу важен БЫТ. То, с какой улыбкой ОН смотрит на НЕЕ. То, как наливается водка в стаканы. То, как вытирается рот платком Обычное, бытовое становится театром. Театром прекрасным. В котором от актеров требуется безусловная, стопроцентная точность вот этого вытирания рта платком Актеры и роли. Многие (не критики, но зрители) говорят, что больше всего нареканий у них к старшему Турбину Хабенскому. Пожалуй Именно на него пришлась большая часть из малого количества непопаданий , соскальзывания во что-то своё, с прочим действием не связанное. Или опять не увидела чего-то? Того, что и было задумано? Уже писала как-то о мальчишках, надевших шинели и сразу кинутых в мясорубку войны. Мальчишках, не знавших любви, не изведавших счастья ремесел . Одному из них причем не самому крепкому телом и духом, судьба распорядилась стать командиром батареи. И вот теперь натянутые, как струночки, нервы (и скидывание напряжения на спичечный коробок, который непрерывно крутит в руке) сдерживаемые днем (ибо старший! старший и в семье, и по званию!), и бессонно звенящие своей натянутостью ночью Мысли о неудавшейся семейной жизни сестры, будущем брата, о времени, в котором им всем приходится жить, о мальчишках-солдатиках, пушечном мясе из коих на сто человек сто двадцать студентов Единственная улыбка, когда отпустило на секунду напряжение лица (ах, какое хорошее лицо было в эту секунду!) при неожиданном опознании Пушкина в симпатичном, с бакенбардами . Усталость жизни, как усталость металла Постоянный страх неожиданно сломаться по малейшей трещине И мгновенная смерть как уход в долгожданный сон Просто вот так прилег отдохнуть
Лариосик-Семчев. Оч.понравился! Хотя весь против канонов , не такой, как у автора . А почему бы и нет? Не мальчишка, который еще наберет , а трогательный безразмерный и безвозрастный человечек, что лет до сорока просидел, пришпиленный к маминой юбке в Житомире. Острослов и интеллектуал в кругу обожавших его близких родственников Трогательный и наивный. Его нельзя уважать. Его невозможно НЕ любить. Очаровательная актерская работа с милыми приятностями точнейшей, микронной игры именно для тех, кто сидит близко
Николка Ивана Жидкова Вроде бы никакой А может быть, это от того, что никому нет до него дела? Вроде бы младший любимый опекаемый О нем постоянно думают, но никто ни разу по настоящему не приласкает его Выяснение отношений личных и общих в двух шагах от истекающего кровью мальчика. Поэтому пронзительно! объятия его с Еленой после гибели Алексея А потом маята его, то ли сон, то ли явь, под ёлочкой на ять - когда все опять говорят о своем, мальчишечку, подавленного мыслью о том, что он калека не замечающего
Мышлаевский-Пореченков. Понравился. Очень. Пусть местами откровенная игра на публику. Пусть перетягивание на себя одеяла (относится это и к актеру, и к персонажу). Но он ВОТ ТАКОЙ!!! Появления на сцене ждешь. И вообще как же здОрово, что на свете есть вот такие люди: грубо-бесшабашные пофигисты жёстко думающие в первую очередь о себе, но всегда готовые прийти на помощь. Бескорыстно. (А поцелуй в носик разгневанного Лариосика Боже ж мой, как это было смешно!!!)
Совершенно очаровал Шервинский-Белый. Вижу актера в третьем спектакле (+ к Б.гвардии Терроризм и Лир). Каждый раз он на сцене безусловно интересен. И каждый раз он НОВЫЙ. Про то, что изящен и обворожительно красив ах, не буду развивать эту тему ?! Талантлив о, безусловно! Безумно энергетичен В роли Шервинского мечта всех романтических мамзелек (типа меня, например ) Элегантность поз живость глаз интонации всё очень четко и (имхо!) идеально с образом совпадает!!! Хочется смотреть и смотреть
Елена Тальберг Рогожкина. Ну тут у меня сложнее Не люблю женщин-актрис ВООБЩЕ, но в данном случае очень хорошо не начало, а сцены после смерти Алексея. Растерянная. Бледная. С неубранными волосами. С опухшими от слез губами и глазами. Вот именно так и выглядит женщина, которая ПОТЕРЯЛАСЬ. Потерялась в этой жизни. С калекой-младшеньким и нелепым кузеном на руках (и кто из них еще более беспомощен!). Потом возрождение истинной женщины. Если не через любовь с Шервинским, то через любовь и уважение к ней его...
Студзинский-Куличков. Как всегда. То есть хорошо. Очень. Может быть, единственное но в том, что хорошо как всегда . Впрочем, в первый раз увидела не тень роли Студзинского, но настоящую роль.
Опять же имхо но люблю встречать в театрах, даже на маленьких ролях, актеров, которых уже знаю. А раз знаю значит, люблю. Это и старшие Хлевинский, Кашпур, Сергачев (сколько ж лет назад я увидела их в первый раз? несчетно!). И нынешние - Ващилин, Савинков, Медведев, Тополянский.
Еще: оформление. Вот эта вздыбленная палуба гибнущего российского Титаника Где все не виду, как в общей казарме. Где жмутся друг к другу люди будь то солдатики или семья Турбиных со товарищи . Остатки прежней роскоши с кружевной скатертью и сервизом под селедку с водкой . Место, где живут, радуются, исповедуются, признаются в любви и умирают.
И чудесно! все в самом конце на палубе этого корабля, силуэтами на фоне рассвета. И еще один темный силуэт Алексея, который здесь же, с ними. Надо жить. Надо жить.