На самом деле этот обзор написан не вчера и не позавчера - это одна из моих первых проб пера в области рецензии. Выложено было в январе 2011, написано в декабре 2010. Эта версия не претерпела переработки, не считая мелкой стилистической правки. Статья маленькая, гораздо меньше того, что бы я мог и хотел бы сказать сейчас. Так что возможно то, что я вернусь к этому роману в ближайшее время.
9 jan 2011, i(r)onfox wrote:
Сегодня дочитал "Белую тетрадь" - роман одной из моих френдов на Самиздате. Эмоции разносторонние... Хотя нет, это просто абзац: не могу запихать свое отношение к книге в категории типа "нравится" - "не нравится", но об этом по порядку...
I. В начале было слово: «Deja Vu»
Где-то с третьего экрана на меня накинулось болезненное ощущение узнавания: слишком все... Обыкновенно. Да, именно обыкновенно - ни хорошо, ни плохо. ДОБРОТНО. "Все как у людей". Тема школы, нелегкой жизни ведьм (зовущихся здесь райвенами) в современном мире и так далее по списку. На моменте спасения главной героини от лап нэжити я так и зевал с тоски - все было очень закономерно и предсказуемо.
Вообще, первую треть книги готовьтесь к терпеливому чтению фентезийного середнячка - очень хорошего с точки зрения языка и образов, оригинального по сеттингу, но какого-то... Скажем так: пресыщенного архетипическими приемами. Все это путешествие героев - заигрывание со старыми темами, куда волей автора вплетены оригинальные элементы, доводящие засиженную мухами мумию трип-стори (от английского слова "trip", а не русского "триппер";) до выгонки нормального, здорового и адекватного гражданина...
II. А потом пошло-поехало...
Книга разделена на три части:
Белая тетрадь (собственно, давшая название произведению)
Черная тетрадь (самый по мне Magna Opus и вообще мякотка)
Красная тетрадь (о ней позже)
И если всю первую часть госпожа Ролдугина плавно накручивала сюжет, то во второй вместо легкого бриза корабль повествования ждет жесткий шторм - все находит свое объяснение самым неожиданным для "женского фентази" образом.
Я не буду особо спойлерить, однако скажу так: те, кто пережил первую часть, морщась от каг-бы-романтической-истории-про-влюбленную-дуру-малолетнего-возраста далее найдут отдохновение для своей измученной, утомленной кучей модной макулатуры, души: все оказывается не так, как виделось с самого начала. Далеко не так.
Вот эту часть я читал с удовольствием и взахлеб - ибо так раздать по ушам штампам на моей памяти удавалось мало кому. Действительно интересный сюжет, которого я уже и не надеялся увидеть в книге, неожиданно всплывает и набирает ход.
III. Синусоида
А вот третья часть порвала мне шаблон на фашистские грелки, потому что я до сих пор не могу определиться с отношением к ней.
С одной стороны она выглядит логическим завершением истории, наполнена хорошими action и thriller - элементами, богата на образы и мысли... Но вот ИМХО это уже спад, словно на синусоиде - снова влезают штампы, снова появляются моменты, когда по спине пробегает дрожь узнавания... Впрочем, это уже неважно и простительно после эпической второй части. «Красная тетрадь» очень достойно, пусть и не с фуррором, завершает эту замечательную книгу.
IV - О концовке.
На самом деле послевкусие мне изрядно подпоганила концовка. Не добили шакаи-ара, ай не добили... Получился задел на еще одну книжку, да вот какой ценой - промолчу.
Вот мне абсолютно неинтересно - что там будет дальше. Потому что концовка смывает половину благодатного впечатления от развязки и смотрится либо ретроградским шагом в сторону классики, либо менуэтом земледельцу реверансом жанру... Ибо все, казалось бы, темы раскрыты.
Рискну обвинить уважаемого автора в неумении вовремя поставить точку. Но это чисто собственное мнение "эстетствующего содомоита" и "карликового гремлина" (эти лестные определения давали мне некоторые другие критикуемые).
V. Послевкусие.
В одной из бесед в сети Софья Валерьевна упоминала, что считает, что самое важное в книге - оставить достойное послевкусие. У нее получилось, несмотря на вышесказанное. По крайней мере, в моем случае: хотя бы неоднозначность и способность наталкивать на размышления заслуживает того, чтобы эта книга была добавлена в электронный каталог на жестком диске. Ощущения от книги благодатные, невзирая не на что. Стоит потом перечитать.
VI. Диагноз.
Хорошее, годное и приятное чтиво, написанное непривычно чистым языком. Очень советую, несмотря на совсем не оригинальное начало, ибо тут первое впечатление обманчиво. Редкий случай такого контраста, когда читаешь книгу ради середины и из-за этой середины восхищаешься всем произведением в целом.