|
|
||
12 сцен из жизни одной семьи
(Конец Прекрасной Эпохи).
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто; туалеты невест -- белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
И.Б.
Сцена первая.
Кабинет Виктора. Обстановка скромная, но не лишенная чувства вкуса. Мебель старая, потемневшая от времени, но ухоженная. Среди всех предметов стоит выделить массивный дубовый стол, занимающий место возле окна, закрытого плотными шторами. Позади стола, как его верный оруженосец, кресло с деревнными подлокотниками.
Вечереет. Из окна льется тусклый свет. В комнате полумрак. Горит только электрическая лампа, стоящая на столе.
За столом сидит Виктор. Он погружен в свои мысли, на его лице написано глубокое напряжение.
Входит Леопольд.
Леопольд садится на стул напротив Виктора и кладет на стол папку. Виктор не выражает ровным счетом никаких эмоций по поводу его появления.
Виктор продолжает заниматься своими делами, Леопольд внимательно следит за ним, потом отворачивается к окну со скучающим видом.
Леопольд невозмутимо пожимает плечами.
Виктор не отвечает.
Они молчат какое-то время.
Виктор смеется, но слегка вымученно.
Леопольд встает и отходит на середину комнаты, словно собираясь выступать перед невидимой публикой. Его лицо становится хитрым.
Виктор внимательно смотрит на него и смеется.
Виктор встает, подходит к Леопольду и приобнимает его за плечи.
Сцена вторая.
Просторная комната, выполняющая роль гостиной. Количество мебели сведено к необходимому минимуму - круглый стол с несколькими стульями, старый сервант, потрепанный диван с цветастой обивкой, несколько книжных полок и немецкое пианино. В углу керамическая печь.
Свет проходит через большие окна, закрытые тонкими тюлевыми шторами, что создает иллюзию пространства - комната кажется больше, чем она есть. При вечернем освящении гостинная кажется особенно уютной.
В комнате Вера и Александра, пьют чай, разговаривают в полголоса; Вера кутается в шаль.
Входит Леопольд. Он целует руку Вере; Александра встает, чтобы обнять его и снова садиться на свое место. Леопольд не отрывает взгляда от Веры, даже когда приветствует Александру.
Авдотья уходит. Вера открывает рот, чтобы ответить, но не успевает.
Вера медленно качает головой и обменивается с Леопольдом многозначительными взглядами. Леопольд присаживается к ним за стол. Он смотрит на Веру, которая, в свою очередь, не смотрит на него.
Александра садиться за пианино и играет. Вера слушает молча, смотрит в сторону, сложно уловить, что написано на ее лице. Леопольд продолжает смотреть на Веру и заламывает при этом пальцы под столом.
Леопольд не торопиться отвечать. Александра заканчивает играть. Приходит Авдотья, приносит третью чашку и разливает чай. Все благодарят ее и она уходит.
Александра с обидой смотрит на нее.
Леопольд смущенно молчит. Александра сидит, потупив взгляд. Вера же напротив, внимательно и выжидающе смотрит на Леопольда.
Александра поднимает глаза, у нее дрожат губы.
Леопольд спешно допивает свой чай, встает, прощается и уходит, стараясь не смотреть на Веру. Он не выдерживает ее испытующего взгляда. Александра никак не реагирует.
Александра испуганно смотрит на нее, затем встает и отходит к пианино, но не садиться за него, а стоит подле, слегка поглаживая пальцами закрытую крышку.
Александра ничего не отвечает, садиться за пианино и закрывает глаза.
Сцена третья.
Кабинет Виктора, он по-прежнему сидит за столом, вчитываясь во что-то внимательно и сосредоточенно.
Хлопает дверь, появляется Герман - одетый в уличное пальто, шляпу, с чемоданом в руках.
Виктор никак не реагирует. Герман подходит к столу, ставит чемодан на пол и останавливается.
Спустя некоторое время:
Виктор поднимает глаза, он изумлен.
Герман садиться на стул, снимает шляпу и отряхивает ее от дождевых капель.
Виктор недовольно качает головой, а после взволнованно ходит туда-сюда по комнате.
Герман встает, берет чемодан и шляпу и идет к выходу, но у двери останавливается.
Герман уходит.
Сцена четвертая.
Спальня. Уютная скромная обстановка. Кровать, с кованной спинкой, часы, портрет на стене, зеркало в напольной раме. Занавески открыты. Накрапывает дождь. На улице ночь, на потолок падает узкими полосами свет фонаря. В печи потрескивают дрова, светит настольная лампа под красным тканевым торшером.
Александра лежит в постели с книгой, подле в кресле сидит Вера и занимается рукоделием.
В углу комнаты, на стуле сидит безмолвная Авдотья и режет яблоки в большую кастрюлю, стоящую перед ней на полу.
Входит Герман - его уличное пальто, блестящее из-за дождя, шляпа и чемодан кажутся незваными гостями в этом мире тихого уюта. Он неуверенно останавливается на пороге. Первой его замечает Александра - она откладывает книгу, вскакивает с постели и бежит к нему в одной рубашке, босиком, обнимает его.
Герман неуверенно обнимает ее в ответ. Вера тоже поднимается со своего места и подходит к нему.
Александра покорно отпускает брата, возвращается в постель, но на ее бледном лице продолжает играть улыбка.
Она усаживает его в кресло, сама присаживается в соседнее.
Герман смотрит на них и улыбается. Приходит Авдотья с чашкой чая и теплым пледом, которым она укутывает юношу.
Герман пьет чай, смотрит на дно чашки. Вера и Александра напряженно молчат. Авдотья снова начинает резать яблоки, слышно, как отрезанные кусочки стукаются о дно кастрюли.
Вера встает и собирается уходить, сказав, что ей нужно приготовить отвар для Саши. Вместе с ней уходит и Авдотья.
Герман пересаживается в кресло около кровати и берет Александру за руки.
Герман смотрит на нее в замешательстве, молча. Александра снова отворачивается к окну, кашляет, прикрыв рот рукой, а потом смотрит на свою руку.
Сцена пятая.
Кабинет Виктора. Виктор и Леопольд. Виктор стоит у окна, Леопольд сидит в его кресле, перебирает бумаги и курит. Дым стелется по комнате.
Они молчат некоторое время. Теперь поднимается Леопольд, встревожено ходит по комнате.
Леопольд не слушает его, по нему заметно, что он куда больше занят своими мыслями.
Леопольд останавливается рядом со столом, опирается на него и заглядывает в глаза Виктору.
Виктор встает с места и отходит на середину комнаты, словно собирается выступать с публичной речью.
Леопольд хватает воздух ртом, как рыба, выброшенная на берег прибоем и садится. Он приходит в себя и начинает нервно постукивать пальцами по ручке кресла.
Они напряженно молчат.
Виктор замолкает и выжидающе смотрит на Леопольда, требуя какой-то реакции. Леопольд невозмутимо курит, на его лице невозможно прочитать какие-то эмоции.
Леопольд тушит сигарету и встает с места.
Сцена шестая.
Леопольд и Вера идут под дождем. Леопольд держит над Верой зонт, ее руки заняты перчатками, которые она не торопится одевать, хотя и сильно замерзла. У парадного подъезда они останавливаются. Вера не спешит входить в дом, нервно оборачивается, словно за ними кто-то идет следом.
Они молчат.
Вера входит в подъезд. Леопольд некоторое время стоит под дождем, а потом догоняет ее.
Вера останавливается, Леопольд тоже - на несколько ступенек ниже.