Эксклюзивный фоторепортаж Следопыта с места событий
"Всё вокруг вас нескончаемая энергия в своём радостном проявлении и апофеозе созидания.
Только краски могут быть эмоциями у Божественного созидания, а жизнь на Земле и есть это Божество,
сотворенное Создателем."
21 октября 2015 года - дата, которую на протяжении почти 30 лет ждал весь мир:
настал день, в который отправились, возможно, самые знаменитые на планете путешественники во времени из фильма 'Назад в будущее',
Марти Макфлай и ученый Док Браун.
Именно в этот день и отправился Иван в свое незабываемое путешествие. Он знал, что это единственный день нынешней золотой осени.
Дальше дожди, снег и слякоть...
Вы когда-нибудь бывали...(нет, не на Таити), а просто в маленьком, но сказочном городке Суздале?
Никогда не приезжайте в Суздаль в пасмурную или дождливую погоду.
Вы не получите и десятой доли того обаяния, которое издревле витает над его храмами и монастырскими стенами.
Если вы приехали в Суздаль в ясную погоду, то вы - на коне:
С чего начинается Суздаль? Ну, конечно же, с Красной Площади!
Улица Красная Площадь, дом 1.
Администрация города Суздаля.
Едва утих ажиотаж в СМИ по поводу пересадки головы одного из отчаянных владимирцев,
как по осени случилась пересадка главы (городского)
из Владимира в Суздаль.
Вчера Сергей Сахаров перебрался в Суздальскую администрацию. А в стольном Владимире и его губернии воцарился матриархат.
О тщетности подобных эволюций намекал ещё Крылов в своем "Квартете".
Аккурат напротив администрации находится самая высокая Преображенская колокольня Ризположенского монастыря (1813-1819).
Поселился я тогда в пристройке к самой высокой колокольне Суздаля. Хоромы просторные, почти
царские. Выхожу я однажды на крыльцо своей колокольни, а навстречу мне - царь!
- Ну, прямо-таки и царь! - усомнился Иван.
- Не царь, конечно, но актер Вицин, в полном царском облачении.
У нас как раз тогда фильм снимали...
- "Женитьба Бальзаминова" - подсказал Иван.
- Точно! Подхожу к нему, к царю, мол, можно Вас, Георгий Михайлович, сфотографировать?
- Конечно, - молвил Вицин, приосанившись и приняв царственную позу. Я запечатлел его.
- А теперь - моим фотоаппаратом, - предложил актер. Аппарат у него оказался какой-то старой
"Лейкой". Выполнил его просьбу.
В период тех же съемок по сценарию Вицин должен был верхом на лошади на полном скаку взлететь
в арку моей колокольни. Но у лошади было свое мнение по поводу сценария.
- Ну, милая, ну, пожалуйста, - уговаривал Вицин строптивую лошадь. Тут к нему подбежал режиссер
и недвусмысленно объяснил простыми русскими словами, как все должно быть...
У меня есть эти снимки. Да забавный случай был... А то, что Суздальская земля - настоящая житница,
я сам лично убедился.
Когда я поселился в Суздале, приходит ко мне член нашего профкома:
- Ты что же это, Валерий Михайлович, участок не берешь?
- Какой участок?
- Знамо дело, огородный. Ну, там - лучок посадишь, редиску, огурцы. Все берут.
Чтобы не отличаться ото всех, я тоже взял. Хотя, честно сказать, вообще ничего не смыслил в
огородных делах. Воткнул по весне, как мог, разные семена: лук, морковку, свеклу, редиску, огурцы,
закопал картошку...
Все лето был в разъездах. Командировки - то туда, то сюда. Возвращаюсь, прихожу на
участок - все взошло: и лук, и морковка, и свекла, и редиска, и огурцы, и картошка... Не зря говорят,
что в Суздале такая земля - воткни карандаш, и тот вырастет! И что характерно: правый берег
Нерли - сплошной чернозём, левый - песок. Просто какой-то тектонический разлом.
Но вернёмся к нашим временам.
Во всяком советском городке непременно есть улица Ленина, но, вероятно, лишь в Суздале она пересекается с улицей Крупской.
Именно на этой улице расположены Святые ворота Ризположенского монастыря.
Но сегодня Иван пошел иным путем, прямо на север, вдоль белоснежных стен этого монастыря.
И вот справа большой храм Смоленской иконы богородицы (1696-1706), а за ней колокольня, построенная в пору классицизма
на рубеже XVIII - XIX веков. А перед храмом - памятник жилищной архитектуры того же периода.
Напротив этого архитектурного комплекса - розово-красные стены и башни Спасо-Евфимьевского монастыря.
Иван подошел ближе. Да, это тот самый памятник: "Дмитрию Пожарскому - благодарная Родина".
Он помнил его еще с экскурсии в 4-м классе, когда впервые посетил Суздаль.
На высоком краю левого берега Каменки далеко видны стены Спасо-Евфимьевскоой крепости.
На ее юго-западном углу возвышается мощный двеннадцатигранный столп угловой "водяной" башни.
А внизу, за Каменкой, словно иллюстрация к чудесной сказке - Покровский монастырь.
Поийти ли на север вдоль стен Спасо-Евфимьевского монастыря, спуститься ли вниз к Покровскому монастырю?
- Нет. Пора возвращаться, - подсказал Ивану Внутренний голос.
- А это что ещё за красота такая? - воскликнул Иван.
- Это ансамбль церквей Лазаря и Антипия (1667, 1745), - сухо ответила ему табличка на разрисованном храме.
- Ансамбль, он и в Африке ансамбль! - согласился Иван.
- При реставрации комплекса А.Д.Варгановым в 1959 году восстановлена ее старая наружная расцветка, -
услышал Иван комментарий экскурсовода, ведущего русскоязычную группу.
Из торговах рядов Иван запечатлел еще одну церквушку рядом с полицией, Кресто-Никольскую.
На торговой площади его внимание привлекла Воскресенская церковь (1732).
Палатки торговцев сувенирами на этой площади были нескончаемой головной болью предыдущего градоначальника.
Они не только портили архитектурный облик Гостиного двора - торговых рядов - построенных в 1806-1811 годах,
но и отвлекали вездесущих японцев от фотографирования этого памятника.
Если взглянуть на площадь с этого ракурса, то непременно вспоминается фильм "Женитьба Бальзаминова",
где Вицин в образе главного героя лихо отплясывает на булыжной мостовой.
Если любознательному читателю подзабылись эти кадры, то их легко вспомнить, взглянув на концовку замечательной комедии.
В юго-западном углу торговой площади расположены Входо-Иерусалимская (1707) и Пятницкая (1772) церкви.
Аккурат напротив них на улице Кремлёвской находится МВФ. Нет, конечно, не Международный Валютный Фонд, а музей восковых фигур.
На самом деле Музей восковых фигур в Суздале представляет собой московский музей, вывезенный из столицы.
История последнего началась с 1990 г., с маленькой выставки в Сокольниках. Впоследствии небольшая экспозиция
помещалась в одном из залов Музея Островского, а экспонаты ездили по миру с 'гастролями'.
Восковые фигуры из московского музея объездили всю Россию, побывали в Северной Америке и Европе.
К настоящему времени их набралось более полутора сотен, и всё собрание поместили в Суздале
(экспозиции в Москве сейчас нет). Новые фигуры постоянно продолжают изготавливать, так что у музея большое будущее.
Та самая, первая московская выставка состояла всего из девяти фигур российских и советских правителей.
И сегодня главная музейная экспозиция называется 'История России в лицах'. Здесь на площади 200 кв. м в трёх залах
выставлены преимущественно отечественные персоналии за период с 9 века по 20 век.
Центральная фигура первого зала музея - князь Владимир.
Импервтор Бонапарт, сильно загрустивший от того, что так и не дошел до Суздаля.
Интересна, конечно, и выставка персонажей новой истории. К примеру, троица: Черчилль - Рузвельт - Сталин.
Во втором зале можно увидеть Ивана Грозного, Петра Первого,
русских императриц и знаменитых военачальников. Дальше небольшая экспозиция посвящена писателям: здесь есть восковые Пушкин,
Лермонтов, Тургенев, Гоголь, Достоевский, Горький, Чехов.
Особенно впечатляет сумрачный подвальный зал музея.
А ещё - выразительный А. Миронов с драматическим видом и внезапно Фидель Кастро с неизменной сигарой.
Тут Ивану припомнилась еще один случай.
Как-то в начале нынешнего века этот музей проводил экспозицию своих персонажей во Владимире в фойе кинотеатра "Художественный".
Однажды перед закрытием внезапно обнаружили, что у президента не хватает восковой головы.
ЧП районного масштаба.
- Вы чего? С ума сошли? Вы сами-то понимаете, чего натворили? - риторически увещевали стражи порядка злоумышленников.
Однако хранители экспозиции отделались легким испугом. Их, очевидно просто сильно пожурили, может быть даже лишили месячной премии.
Но их, тем не менее. не отправили в продолжительную командировку осваивать просторы Сибири.
Вот тем-то и привлекательна демократия: ходи хоть на голове, а всё равно ничего не изменится!
Успенская церковь с колокольней (1713).
Колокольня Рождественского собора.
Николай Николаевич Воронин
в своем путеводителе по старинным городам Северо-Восточной Руси советует начинать обзор памятников Суздаля
с его древнейшего ядра - кремлевской части, и прежде всего, с Рождественского собора.
По его выражению, они были "пожизненными друзьями" с Алексеем Варгановым.
Перефразируя пролетарского поэта, без преувеличения можно сказать:
"Мы говорим - Суздаль, подразумеваем - Варганов,
Мы говорим - Варганов, подразумеваем - Суздаль". Алексей Дмитриевич Варганов.
Именно этот великий патриот Суздаля в тревожные предвоенные годы не позволил сгинуть в небытиё замечательной
жемчужине отечественной истории.
За собором расположены Архиерейские палаты.
А за ними деревянная церковь из села Глотова (1766).
А еще дальше на запад - река Каменка.
Вид на Кремль с правого берега Каменки.
В музее деревянного зодчества на берегу Каменки собраны две деревянные церкви (одна из них действующая),
несколько типов деревянных домов 17-19 веков, колесный колодец, ветряные мельницы, амбар и другие деревянные сооружения.
Здесь особенно замечательна вывезенная из села Козлятьева (кольчугинского района) деревянная Преображенская церковь 1756 года.
Вывоз и реставрация осуществлены в 1965 г. Валерием Михайловичем Анисимовым.
Любознательный читатель уже встречался с ним под созвездием Льва,
а также в "Заре над Залесьем".
Памятник превосходно "прижился " к берегу реки, словно здесь и был построен.
Несколько западнее поставлена Воскресенская церковь 1776 года (вывезена из села Патакина и восстановлена Лолой Васильевной и Валерием Михайловичем Анисимовыми).
Чего только нет в музее: и ветряные мельницы,
и целая улица старинных деревянных изб из различных уголков области,
и колесный колодец.
Избушки там на курьих ножках стоят без окон, без дверей.
Несколько лет назад, аккурат в праздник Казанской божией матери (а он редко бывает без грозы)
ночью молния ударила в церковный купол Преображенской церкви и он загорелся. Благо пожарная часть близко, всего
в полукилометре от музея деревянного зодчества, приехали быстро, однако лестница оказалась
коротковата. Тем не менее пожар потушили, сгорела лишь верхняя часть с куполом.
Иконы не пострадали, так как были на реставрации.
Что ни говори, а архитектора-реставраторы воистину кудесники, ибо благодаря их чертежам
памятники обретают настоящее бессмертие. Купол был вскорости восстановлен и сиял,
как новенький, деревянной черепицей.
Иван шел вдоль правого берега Каменки...
Вот он заметил плавающих уток.
Подошёл поближе...
- Где тебя черт носит? Я ему с 11 часов названиваю, весь Суздаль объехал, а он тут уток фотографирует! -
услышал он негодующие восклицания Саши.
- Поехали!
Через 20 минут они были во Владимире.
Здесь у Дмитриевского собора заканчивался последний день золотой осени...