Аннотация: "Стругацкие, поэтическое наследие", заметки на тему...
Хей, Koree!
(у Цуренов такая работа - уходить вслед за вялым листом)
Что это? Статья? Нет. Литературный обзор? Ни в коем случае... Очерк? Тоже не получается. Не умею я писать ни очерков, ни эссе. Только спорить умею, и возражать, порою немотивированно и не всегда корректно.
И в этот раз - та же история.
Пожалуй, можно было бы назвать сей прозаический опыт, посвящённый поэтическому конкурсу, открытым письмом, адресованным Key Koree, если бы... А, собственно, причём в этот раз пресловутое "если бы", когда я вовсе не собираюсь привлекать широкого общественного внимания к собственной скромной персоне (скрытая форма "непредумышленного пропиаривания")...
Что Вам подумалось, уважаемый? Ну да, Вы, который в пенсне, и в котором всё прекрасно, несмотря на ненавязчивое драматургическое богатство небогатого провинциального врача средней руки. Для госпожи/господина Key такое внимание тоже явно покажется лишним?.. Согласен-согласен. Её/его тиражи вполне достаточны, чтобы не грустить по-особенному тоскливо в минуты вселенской литературной печали...
Вам показалось, что моя язвительность превосходит все мыслимые границы и взывает к адекватному несимметричному ответу, которого до поры до времени так залихватски не боялись распрекрасные НАТОвские янки, не нюхавшие иракского пороха и не убивавшие технических работников военного аэродрома где-то в Киргизии только потому, что любят свои накачанные углеводами задницы больше жизни духовной?
Стоп. Всё не так, далеко не так... Во-первых, мне нравится творчество Key Koree и категорически не нравится американизированная система обжирабельно-сексуабельных ценностей. Вот именно с такой позиции и прошу знакомиться с моим... э-э-э... моим... хорошо, уговорили, открытым письмом...
Рассматривая статью Key Koree "Синдром ненарушения покоя" спешу заметить, что подчёркнутое сочувствие автора оскорблённому русскому слову не находит в моей душе полагающегося отклика. И вовсе не потому, что моя скромная персона упомянута уважаемым автором пронзительной статьи в числе прочих адептов топорного стихосложения. Вовсе нет.
Что мы имеем? 42 с лишечком процента конкурсантов зарифмовали слова "душу" и "нарушу" (разные модификации). Этот метафизический факт овеществлён в православной кодировке на сервере "Самиздата".
И что в том калечащего литературу, художественное слово, не дающее развиться поэтической метафоре? Что, спрашиваю я у автора душераздирающего обзора? Может быть, все, кто ПОСМЕЛ использовать такую рифму (и, упаси Боже, рифму душу - сушу), всего только отбывали номер? Они лишь пытались что-то промявкать невнятное, не имеющее ничего общего с условием конкурсного задания, кроме первой строки?
Так ведь нет, пожалуй. У каждого был свой резон...
Автор статьи беспокоится о чистоте слова, о безукоризненности языка, подразумевая, что все участники конкурса должны создать нечто такое, от чего развернётся и свернётся безразмерная душа романтика, подступит комок к горлу в районе слёзных желёзок, и вот тогда станет вполне очевидно - писал МАЭСТРО, МАСТЕР... ГЕНИЙ, наконец... Но что-то в последнее время с гениями у нас (да и не только у нас) не очень гладко дело обстоит. Научный прогресс и "чиста канкретное развлекалово", знаете ли, весьма противопоказаны романтике художественного слова.
А если следовать логике автор "Синдрома...", то можно обвинить конкурсантов в слишком частом употреблении буквы "е" или, скажем, "и". Зато "знакЪ твЪрдо" встречается в сонетах крайне редко. Прямо литературное безобразие, право слово!
Вам показалось, будто я непримиримый идеологический антагонист Key Koree? Нет, это не так, ибо со многими сентенциями автора я согласен целиком и полностью... Об этом чуть позже...
А пока о рифмах, которые так и прилипают к литературным сапогам некрасивой творческой глиной, от которых автор "Синдрома..." нас предостерегает.
И что же можно представить в качестве альтернативы безвозвратно-разменного фонда в обмен на "душу" в рамках заданного сонета? "Сушу" и "нарушу" не предлагать, как мы условились ранее. Итак, что же?
Готовьте кровавые чернила, начинаем аукцион. Вместо "нарушу" очень удачно вписывается наречие "наружу". Всё верно, Цурен уезжает ИЗ Арканара, стало быть именно НАРУЖУ.
Можно ещё обратить внимание на "тушу", "трясти, какгрушу", "ножки Буша"... Это что касается гастрономических предпочтений.
"Лужу" бы я выбирать не стал, поскольку хмарная бесснежная мерзопакость начала текущей зимы и без того действует на мозжечок, препарируя подсознание несезонным дождём. Некоторых слабонервных граждан эта нетрадиционная географическая аномалия атмосферных Негеркулесовых столбов приводит в состояние неадекватное. И тогда что они делают? Правильно, "глушат". Как правило, предпочитают глушить горькую...
Интересно, а что глушил непосредственно Цурен... в этакую, условно говоря, зимнюю "стужу"? Если бы это был Сурен, а не Цурен, то я бы Вам ответил, что непременно семизвёздочный "Ахтамар" домашнего разлива. А при нынешних реалиях... даже не знаю.
Так, что же ещё? "Трушу", "неуклюже", "оглоушу" и "чуши" не станем рассматривать, поскольку Цурен мужчина серьёзный, положительный во всех отношениях. Это он раньше буянил и беспробудно пил, пришпиливая эпиграммками власть придержащих к позорной странице арканарского гербария. По молодости-то с кем не бывает...
...и у конкурсантов начинается процесс...
Сочинять сонеты, приписывая их выдуманному Цурену, дело вполне нормальное... Если только не выпускать на критическую арену замечательных умников, которые считают себя большими знатоками арканарских буден, чем даже сами отцы основатели (надеюсь, нет необходимости расшифровывать, кого я имею в виду). Появление такого рода суровых молодцев можно объяснить бешеной популярностью ролевых игр.
Но что дозволено и должно делать с разного рода кольцами господина Толкиена, вовсе не проходит относительно произведений Аркадия и Бориса Стругацких. Не сочетается сказочно-гоблинский подход с серьёзной, а не принцессо-драконовской философией. Не следует делать из Цурена добропорядочного хоббита, господа. Не стоит.
Кстати, Key Koree тоже обращал(а) внимание на подобные, достаточно неуклюжие, попытки критических обозревателей весенней сессии конкурса "сонетов Цурена" причесать весь набор поэтических строф сообразно своим личным понятиям об устройстве арканарской жизни... Здесь мы с Key заодно.
Сочинять за авторов то, что они и не предполагали писать, есть скверный анекдот, моветон и прямое вмешательство в культурное наследие. Приведу пример. Помните песню, написанную двумя легендами английского рок-н-ролла (одного уже нет с нами довольно долгое время) в честь рождения Джулиана Леннона? Правильно. Вот текст этой песни, которая в 1968-ом году 9 недель была на вершине мировых хит-парадов...
Hey Jude (Words and Music by John Lennon and Paul McCartney)
Hey Jude, don't make it bad Take a sad song and make it better Remember to let her into your heart Then you can start to make it better
Hey Jude, don't be afraid You were made to go out and get her The minute you let her under your skin Then you begin to make it better
And anytime you feel the pain Hey Jude refrain Don't carry the world upon your shoulders For well you know that it's a fool Who plays it cool
А если перевести эту, по большому счёту, легкомысленную песенку, попробовав серьёзно подойти к подстрочнику? Что получим? Примерно вот такой вариант...
Эй, Джуд, напрасный труд -
Хранить под сердцем минорный свой мотив
Не печалься, милый, ты отменно крут
И никогда не станешь в ногу с ним идти.
Эй, Джуд, не бойся что
Ты был рождён, чтоб за собою нас вести.
Мороз по коже Вечностью жесток...
Чем ты нам лучшего мессии не найти...
И каждый вечер превозмогаешь боль,
Терпи, приятель, терпи и будь собой.
Весь мир блистает на твоих плечах.
Наверняка же знаешь, ты вовсе не дурак,
Тебя не станет, наступит мрак...
Невольный перевод Димыча Чвакова, исполняется на оригинальную музыку...
И что? Авторы имели в виду ЭТО САМОЕ? Уверен, что нет... И в нашем случае, в случае с вольным и ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫМ толкованием романа "Трудно быть богом" происходит нечто подобное.
Тогда почему обозреватели конкурсных "советов Цурена" считают, будто ТОЛЬКО им ведомы понятия и идеи Арканара, порой даже более точно, чем создателям? Почему они преподносят своё понимание поэзии (как к части публицистического мироощущения с БУКВАЛЬНЫМ, а не метафорическим восприятием)?
Милая Кэй, нельзя судить поэзию в принципе. Нельзя относится к ней как к судебным или политическим очеркам: чтобы факты были разложены на блюдце чьего-то гипертрофированного воображения. Не старайтесь усмотреть падения поэтических нравов там, где его нет. Рифма "душу - нарушу" не самая худшая и заезженная, уверяю Вас. Хотя, что может значить моё дилетантское суждение против Вашего высокопрофессионального?
Мы забыли... У нас с молотка расходятся свежие рифмы для конкурсных сочинений...
А вот, что касается, "обрушу", "арканарскому учёному мужу" или "медвежонок плюшевый", то эти рифматические кандидаты могут быть признаны вполне удачными и даже чуточку пафосными.
Аукцион заканчивается, а покупателей всё ещё не густо. Хорошо, дамы и господа, уступлю весь набор оптом дёшево. Рупь за пучок, не желаете ли?
Вот видите, уважаемый (ая) Key Koree, всё и обошлось. Тут мне подсказывают, что уважаемая. Хорошо, дальше буду вести себя в соответствии с вновь открывшимися... да, не обстоятельствами! Не люблю разного рода обстоятельства, от них только неприятности. Буду вести себя во вновь открывшихся условиях более почтительно, как это и положено при общении с дамами...
Что ещё хотелось бы заметить...
Никому не глянутся рифмы ради рифмы, милая Кей, не только Вам. А "нарушу", хоть и лежит на поверхности, но чертовски хорошо, Вам не кажется? Думаю, поэтическое слово ещё поживёт, несмотря на Ваши пессимистические предположения. Не так отточено, как в Век Серебряный, не так сиятельно, как в Век Золотой... Но поживёт...
Однако и социалистическому реализму нынешний поэт тоже не очень подвержен. "Шедевры" классиков этого, ныне уже раритетного жанра, кажутся нам скорее образчиками неудачного юмора, чем серьёзными поэтическими опытами. Чур, Маяковского не трогать! Он всегда ВНЕ ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВА. Извините, если оскорбил кого-то таким признанием.
А вот Павло Тычину смело отдаю в Ваши чувств... (чуть не сказал: "чувственные"... ох, уж эта всегдашняя привычка рифмоплётчика сморозить что-нибудь красиво!) чувствительные руки.
"Трактор в поле: Дыр-дыр-дыр..."
И далее по хорошо перепаханному полю социалистического культового реализма... Можете прервать крайне низкий полёт этой мысли, использовав фугас на пути незабвенного колхозного трактора...
* * *
И снова приходят мысли... И снова во ВСЕЙ СТРОГОСТИ ПОЭТИЧЕСКОЙ законности...
Дорогой мой, заочный оппонент и частично соратник, не кажется ли Вам что в рамках довольно строгого задания писать нестандартно могут только АБСОЛЮТНО талантливые люди. Трудно требовать от массового поэтического сознания, чтобы все создатели литературных текстов СТАЛИ В ОДНОЧАСЬЕ великими или, по крайней мере, чертовски неординарными. Или автор разгромной статьи ожидал, что всё в нашей литературе обязано перемениться с приходом к рулю, к горнилу горящих мечтаний либерально настроенных лиц? Наверное, нет? Я полагаю, что нет...
Ах, вы об отсутствии гениальности? Об отсутствии наперсников, достойных великого ПИИТА (с большой, заметьте, буквы). Попробую Вас разочаровать... если мои слова хоть что-нибудь значат для оппонента...
Не бывает слишком много безусловных талантов (числом до полусотни) в отдельно взятой точке пространства (пусть даже виртуального) в одну и ту же единицу времени. Вы хотите возразить, сославшись на статистические выкладки? О! Да я смотрю, вы скорее относитесь к физикам, чем к лирикам... А физиков я люблю по определению, хотя бы уже в силу своего образования и профессии.
Но любовь любовью, а оценивать конкурсантов с точки зрения наличия присутствия или отсутствия легко рифмуемого с заданным слова - дело не только неблагодарное, но и совсем неправильное. Что, вы хотите возразить? Возражайте, оппонируйте. Если, конечно, не сочтёте ниже своего достоинства делать это относительно человека, которого старожилы СИ считают неспособным создать что-либо стоящее, как в прозе, так и в поэтическом жанре... В качестве подтверждения этого могу привести факт многократного моего участия в разного рода конкурсах, результатом которых был лишь сам факт этого самого участия. Ни разу во второй тур моим произведениям пройти не удавалось.
Метафоры бедные, язык недостойный внимания, рифмы отглагольные и примитивные...
О "Пламенном моторе" речи идти не может по причине малого количества участников. Так что, ту победу иначе как случайностью назвать и нельзя. К тому же подобная изорванность ритмического строя, какая оказалась в "Ремонте" не может вызвать ничего, кроме раздражения у добропорядочных граждан страны Литературии (ударил радио-пафосом по спящему подсознанию...если кто-то ещё помнит незабываемый тембр голоса Валентина Никулина). Так что опустим за скобки сию локальность случайного успеха и побеседуем о чём-нибудь более интересном.
...а теперь поговорим, если позволите, о вдохновении... Что есть вдохновение в моём понимании, и кому это выгодно? Насчёт выгоды, разумеется, шутка. А вот о вдохновении буквально пару слов. На мой взгляд дилетанта (не стану писать, мол, ИМХО или ПМКР (по моему крайнему разумению), поскольку это очевидно) ВДОХНОВЕНИЕ необходимо только для ВЕЛИКИХ. Остальным же литератором просто необходимо становиться ремесленниками в не совсем уничижительном смысле этого слова.
Действительно, знание ремесла подразумевает не обязательно шаблонность и ходульность образов. Ремесленник от литературы по большому счёту - это мастер художественного слова. К чему это я? А к тому только, что ремесленник обязан уметь управлять своим вдохновением (с маленькой буквы). В противном случае ему нужно либо становиться гениальным, дожидаясь НЕБЕСНОГО ОЗАРЕНИЯ, либо просто бросать свои опыты над словом. А ссылки на то, что, дескать, мне сегодня не пишется, могут вызвать лишь скептическую улыбку. Это не отсутствие вдохновения, а обычная леность души.
Я имею в виду, несомненно, не тех авторов, которые занимаются творчеством время от времени, не придавая ему особого значения, а таких, которые представляются себе вершителями литературных судеб на отдельно взятом участке литературного фронта.
Ремесленник от стила - тот же самый профессионал. А профессионалам не пристало жаловаться на отсутствие мыслей и наития. Иначе это уже не профессионал, а "пальцегнутый" менеджер современного демократического разлива, который имеет опыт только в красивом изложении своего небогатого духовного мира.
Теперь пора поговорить и о конкурсе непосредственно... О понимании тех критериев оценивания конкурсных сонетов, которые заставили меня не выкладывать парочку своих произведений в предыдущей сессии конкурса "Как лист увядший..."
Первое, что хочу сказать, и о чём уже имел честь сообщить выше...
Не нужно меня учить, каким был Цурен, а каким не был сообразно своим понятиям и умозрительным представлениям. Мой Цурен не таков, как Ваш, господа критики. Он не готов подчиняться законам ничьего подсознания. Он борется, куролесит, скорбит, прощается и уходит ТАК и ТОГДА, как и когда считает нужным. Это мой герой. И мне не понятно, почему он должен следовать правилам кого бы то ни было, кроме моих. И, разумеется, в рамках, заданных авторами ПЕРВОИСТОЧНИКА. Хотя, впрочем, иногда даже это вовсе не обязательно, ибо НАСТОЯЩИЕ герои НАСТОЯЩИХ шедевров живут самостоятельной жизнью, и читатели видят их совсем не такими, каким представлялось когда-то их создателям.
Никто, даже тот господин, который считает себя непогрешимым историографом Арканара, не в силах заставить меня написать иначе, чем я сам себе НАВООБРАЖАЛ.
Помнится, в весеннем конкурсе один дотошный критик обнаружил в моём сонете (переводе сонета, написанного на английском языке) такие строки:
Как лист увядший падает на душу
Поверху обнажённой тишины,
Так я оставлю вас, мои сыны.
И этим звёзд движенье не нарушу.
Об устойчивом рифмосочетании "душу - нарушу" говорить не стану. Довольно уже. А вот реакцию скрупулёзного критика процитирую. Он, в частности, написал так: "...А вот то, что Цурен был многодетным отцом - так то вообще нонсенс. Правда, пару раз на конкурсе он уже успел побывать женщиной. В общем, есть, за что автору морду бить, есть..."
Не находите ли странным, что человек, считающий себя культурным настолько, чтобы судить других, не знал, что словосочетание "мои сыны" вовсе не обязательно указывают на родственную принадлежность?
Сразу вспомнились строки Пушкина...
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой; Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
(Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 17 томах. Т. 3. Кн. 1. М., 1995. С. 121.)
Представим на минуту, что Александр Сергеевич участвовал бы в конкурсе и попал под "правдолюбивый" каток дотошного критика. Что бы он написал в своём критическом разборе, как думаете?
С братом всё нормально. Лев Сергеевич существовал в реальной жизни. Но как быть с большим количеством отцов и жён?
Впрочем, если с жёнами ещё более или менее ясно, допуская, что Александр Сергеевич подсчитывал и не обручённых с ним женщин, а всех без исключения, то с отцами непонятно вовсе. С точки зрения естественных наук налицо явная логическая ошибка. У одного человека, даже гениального, не может быть много отцов. Это физически невозможно. Биология-с, знаете ли, генетика!
Ну, да Бог с ним, с критиком гневным... Я, отчего вдруг Пушкина вспомнил-то? Прочитал Ваш покорный слуга вышеизложенной стихотворение Александра Сергеевича. После чего приключилась с ним такая любвеобильность к Божию промыслу, что не смог он не написать... Где-то около темы с Цуреном и его бессмертной душой...
Просто почувствовал себя стажёром, которому было поручено написать сонет на конкурс, а он растерялся в окружении маститых поэтов и сделал всё не так.
Стажёр
Отглаголен глаголом причастным,
будто батюшка в церкви отпел,
но совсем ещё, братцы, не ясно,
для кого Страшный суд подоспел.
И не ясно, какого мажора
мой мажордом не дует в трубу.
Он крылат в стиле ангела хора,
и меня он не видел в гробу...
На его "генеральских" погонах
не найти ни единой звезды...
Он не топал в онучах посконных
поэтической вдоль борозды...
...как лист увядший падает на душу,
кружит над лесом мой стажёр послушный...
* * *
И снова о погибели поэтического, высокодуховного поговорим, пожалуй. Дорогая, Кэй, Вас очень беспокоит, что множество рифм в конкурсных сонетах притянуты за уши, лишь бы было складно... С некоторой долей скептицизма допускаю, что сие есть неопровержимо и доказано самой жизнью...
Не о том волнуетесь, сударыня. Мне гораздо более тревожным кажется тот факт, что довольно приятные и талантливые молодые люди, которых тянут в элитную тусовку, ничего элитного из себя не представляют.
Да-да, я имею в виду Алексея Гомона. Насколько он бледно и вульгарно выглядит на фоне своих оппонентов, участвуя в конкурсе-шоу "Танцы со звёздами". И я вовсе не на танцевальные па обращаю ваше внимание. Исключительно на манеру общения. Отзвездённый Алексей понимает, что происходит что-то не то, когда пытается вульгарно пошутить в разговоре с судьями, но ЧТО именно, до него не доходит... На фоне расторможенной "всехной продюсерской няни" это почти незаметно, но пошлый смешок госпожи Анастасии не всегда прикрывает откровенные промахи Гомона. А ведь этот стиль поведения пропагандируется в качестве образцового... Вас такое не пугает, милая Кэй?
А ещё вот какой забавный момент. Вам кажется, будто бы нет ничего важнее рифмы на слово "душу", а весь телевизионный эфир славянских могучих (в бывшем варианте) республик больше увлекает качество кожи на ВЕЛИЧАЙШЕЙ актрисе современности Памеле Андерсен. Оценка и значимость экстерьера сейчас куда как важнее для обуржуазившегося населения, чем понимание ироничной метафоричности Новеллы Матвеевой, околосакральных рифм поздней Цветаевой или судьбоносности Ахматовой. Если ВЕЛИКИЕ (длинноногие своим величием, хотя, вполне вероятно, и величайшие своей длинноногостью) певицы легко нанизывают рифмы "гениальных поэтов песенников", такие как, "нравится - понравится", "стерва я -драгоценная" и "моя - тогда - всегда", "тебя - меня - себя - моя - твоя", "другой - родной", "ты - мерси", "пойму - уйду" на сомнительные вокальные данные своего неприхотливого интеллекта. А "пипл хавает". И, мало того, считает эти образчики бездуховности великими творениями современного поэтического слова.
А если духовно облюмпенизировавшийся народ визжит от восторга при этом, то стоит ли напрягаться в поисках шедевров, милая Кэй? Ваши чаянья и сомнения будут доступны лишь крайне узкому кругу "этих революционеров"... Но! Но, но, но... Как бы я ни сочувствовал Вашему пониманию искусства словосочетаний, но битву за народ мы с Вами уже, похоже, проиграли... И поРЭПанный стиль, который был рождён в знак протеста и безвкусице популярной эстрады (про вечера поэзии в Политихническом сейчас речи нет, и быть не может, ныне одна попса), с позором опустился до уровня даже не плинтуса, а заплёванного подвального помещения. Такой вот фактор... Даже "Фактор-2"...
Разве Вы не слышите, как на всех каналах ТВ и радио надрываются ведущие: "Пришло твое время! Пришло время сделать БАБКИ! Большие бабки! Время собирать бабки"? Причём "бабки" называются именно так и уже без кавычек. Думаю, что эти господа так, например, и рифмуют: бабки - большие бабки. И никого из них, а этого брата становится всё больше с каждым днём, этих жадных, духовно бесполезных и стерилизованных менеджеров, не интересует, какой процент поэтов использовал слово "нарушу" в качестве рифмы на "душу". Смею Вас уверить.
И, кроме уже отмеченных радостей, наше демократичнейшее телевидение продолжает неутомимо воспитывать до боли интеллигентную молодёжь, разрешив своим героям материться в народном иронично-бесшабашном стиле. Правда, пока ещё ненормативную лексику стыдливо прикрывают лёгким ПИ-ПИканьем.
Пока ещё руководитель агентства по национальной культуре всего только скачет, наподобие очумелого мартовского зайца с криками: "Жизнь прекрасна!". Этому герою не грех бы и поостеречься с телодвижениями по причине затянувшейся беременности идеей сделать ненормативную лексику нормативной. Он уже заявлял об этом не раз со страниц продвинутой на все свои миллионные тиражи прессы. Лавры Голливуда не дают швыдкому мужичку покоя.
Там же сделали вполне легальным употребление сакраментального слова "fuck", а почему здесь не последовать примеру эстетов ширпотреба? И наш герой готов войти в историю и книгу рекордов Гинесса, заставив целый народ разговаривать матом, изредка употребляя для связок союзы русского языка.
Не зря же швыдкий дядя ещё совсем недавно серией газетных публикаций пытался унизить ГЕНИЙ Пушкина до подворотни своего ущербного самолюбия. Не то нынче время, дескать, чтобы восторгаться творениями Александра Сергеевича. Да, собственно, что это за творения такие? Ничего гениального либеральный министр культуры (на тот момент именно министр) в произведениях Пушкина не обнаруживал. Пора бы убраться афро-русскому поэту с пьедестала нерукотворного памятника. Там теперь место Шнуру, Серёге и прочим представителям свальной масс-культуры.
Вам кажется, что я всё это выдумал? Ничуть не бывало, я не наговариваю на достойнейшего шоу-мена от культурного наследия переданного безвозмездно немецкому народу в качестве компенсации за то, что во время Второй Мировой они не смогли вывезти все ценности с окуппированных территорий. Безвозмездно для державы разумеется. Нет, что Вы, я не утверждаю, что швыдкой министр заметно разбогател после удачно проведённой операции с раритетами от культюр-мультюр. Вполне вероятно, что он был вполне бескорыстен и честен. В таком случае его следует назвать не деятелем культуры, а бездеятелем бескультурья. Почему?
Министр определённо понимал, что на всего его страстное желание понравиться Европейским снобам и прослыть культурным либералом в ответ на передачу художественных ценностей, ответных действий предпринято не будет. Немецкое правительство было бы, наверное, и не против того, чтобы сделать встречный шаг, да вот беда - нет у них нынче украденных во время войны раритетов. Американские "освободители" украли их в свою очередь и вывезли в свой Форт Нокс. А оттуда эти обделённые духовностью либералы ещё НИЧЕГО УКРАДЕННОГО не возвращали. Так всегда поступают ущербные люди, полагаясь на культ силы и неадекватных понятий справедливости.
Итак, всё было ясно ещё до возврата немецкой стороне трофейных ценностей. Немцы особо и не рассчитывали на успех в переговорном процессе, а тут такой подарок. Как же прекрасно и дёшево стать центром внимания, особенно за чужой счёт, за счёт погибших во время войны.
А Вам казалось, что я наговариваю на уважаемого... в своём кругу... человека.
Славу алчному Герострату от культуры поёт нынешнее телевидение, извращая понятия и делая молодёжь такой же наглой, беспринципной, готовой продать родную мать для того, чтобы сделаться популярным у себе подобных героев "прекрасной жизни". Нет, не подумайте, я ничего против одноимённой телепередачи не имею. Мне она нравится.
Мне только непонятно, почему руководитель агентства по культуре должен скакать пушистым зайчиком на экране моего телевизора, у него других дел, что ли, нет? С культурой у нас всё в порядке, если этот господин позволяет себе так расслабиться? А если швыдкому парню не хватает славы или денег, то нечего строить из себя непорочную деву, блюдущую государственные интересы. Лучше уйти со службы и отдаться мамоне в полном объёме, не прикрываясь служебным положением.
Скоро мечта культурного агента нации осуществится, я думаю, и он займёт подобающее ему место в Гинессовском фолианте, разместившись неподалёку с роскошной груди "спасательницы Малибу", которая совсем недавно сообщила нашим молодым телезрителям, что ощущает себя частью ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ по той причине, что снялась на обложку ЖУРНАЛА ВЫСОЧАЙШЕЙ КУЛЬТУРЫ от "похотливого кролика" Хью Хеффнера.
И Вас, милая Koree, после таких судьбоносных событий в нашей общей цивилизации всё ещё беспокоит высокий процент использования очевидной и очень НЕПЛОХОЙ рифмы?
А, кстати, причём тут слова, когда народу значительно ближе аккуратные, воспитанные на фитнесе женские и мужские задницы, что мне даже на минутку представилось, что именно в этих роскошествах притаились умственные способности не только тех, кому они принадлежат, но и тех, кто их возвёл на пьедестал нашего общественного сознания.
Именно! Вы угадали имя не только спонсоров, но также духовных спонсоров этих господ и дам от системы духовного опустошения. Надобно отметить, со своей задачей эти люди справляются великолепно, забывая даже о том, что их детям и внукам придётся жить в мире малиновых штанов. Ку! (два раза)...
Культура, элементарная культура общения стремительно приходит в упадок, а Вас, сударыня, беспокоит наличие рифмы "душу - нарушу" в сонетах далеко не законченных профессионалов. Заострю Ваше внимание на слове профессионалов со знаком НЕ, чтобы окончательно снять вопрос о правомерности использования такой рифмы. Если Вы ждёте чего-то судьбоносного, то, вероятно, Вам следует обратиться в союз писателей РФ, к поэтам-песенникам или, на худой конец, к выпускникам Литературного института.
Не убедил?
Тогда...
Вот Вам пример из совсем уж недавнего прошлого. Буквально в прошлый четверг на телевизионном канале НТВ происходила схватка двух титанов. Титана мысли Михаила Веллера и титана демагогического анахронизма Виктора Ампилова. И что я могу сказать? По результатам голосования телезрителей болтун и популист Ампилов набрал сторонников в два с половиной раза больше здравомыслящего интеллигента. Это трагедия. Настоящая. А эстетские ахи и охи относительно заезженной рифмы в такой удручающей ситуации вряд ли способствуют её, ситуации, улучшению.
Лично мне же остаётся лишь, скромно потупив глаза, отправиться в угол за полное небрежение к авторитетам и незнание теории стихосложения.
Что Вы, что Вы... мне, несомненно, стыдно. Но сменять окраску с технической на гуманитарную не стану. Своими знаниями, полученными по специальности 0608 по общесоюзной классификации, я ещё могу прокормить себя и семью... Но чтобы обеспечить более или менее приличное существование с предполагаемых гонораров, моих талантов не хватит... Именно поэтому на эти слова можно не обращать ровным счётом никакого внимания...
Прошу считать сию статью (она же - открытое письмо) ни в коей мере не агрессивной и не разоблачительной. Просто моё владение словом можно считать исключительно техническим, в техническом, а вовсе не в филологическом смысле этого слова, как многие успели себе подумать. Мог что-то напутать, неверно расставить акценты и ударения. Извините. А более взять с представителя технической специальности, по всему вероятию, нечего.
В связи с вышеизложенным требую оскорбить меня адекватным образом, а невнятные попытки прославить своё имя сонетами, написанными от лица другого лица, судить по всей строгости Гражданского поэтического Кодекса.
Да, ещё... Свои ремесленные поделки, чтобы не смущать действительных членов поэтической гильдии Арканара, назову скромно сонетами Сурена.
Сколько их будет? Пожалуй, дюжина... Нет! Чёртова дюжина! И можно их не беречь, если пойдём в разведку... за "языком"... русским... литературным...
Не стоят они того. Сами понимаете...
Я не мастак писать канонические стихи, поэтому понимаю, что взялся не за своё дело, пытаясь блеснуть заезженностью рифмопар. Снисхождения просить не стану. Знал, во что ввязываюсь. Сам виноват.
Но всё же, попробую напрячь свои неповоротливые извилины головного мозга и не использовать пресловутую рифму "душу - нарушу". Качество других не гарантирую.
А вот Вам пример, дамы и господа, как не следует писать канонический сонет, разрывая размер синкопическими щипцами на трепещущие части еле живых отглагольных рифм.
Не сонет от НЕ Цурена НЕ правдивого
Я такой, каковым уродился.
И другим мне конечно не стать.
Ты чего это вдруг обозлился
С полтычка? Мне ж с поллитры не встать...
Лист увядший? До боли, до бреда,
Когда слышу его я полёт...
...что-то бродит в сарайке у деда
И, как водится, спать не даёт.
Я снова, как и давеча, дрожу,
А мой талант упорно вёсла сушит.
На сеновале пьяненький лежу...
...вам не понять, мой гений водку глушит,
И я слова коряво вывожу:
"...как лист... увядший падает... на душу..."
Димыч Чваков, Copyright
Что-то ещё болталось на кончике увядшего листа, который ВЫ принимаете за мой язык "...и грешный и лукавый..."? Вот, вспомнил. Больше не стану нервировать высокое жюри и конкурсантов своим ехидством. Будьте уверены в завтрашнем дне, дорогие товарищи! А у меня найдутся и другие дела, кроме эпатирования поэтической публики.
Как лист увядший падает на душу, так я, пожалуй, не желаю слушать... Не желаю слушать ничего плохого о своих поэтических потугах... Никогда мне не удавались классические вирши.
Беруши в уши? Тьфу, полная ерунда... хотя и актуально...
У ремесленников всегда так: количество не спешит перерасти в качество, вопреки утверждениям бородатых классиков марксизма-ленинизма.
Истинно или нет последнее утверждение, доказывается практикой...
Тот ещё критерий, согласитесь...
Сегодня пересматривал свои старые DVD-диски. Дэвид Гилмор с сольным концертом в лондонском фестивальном зале 2002 год... А потом Роджер Уотерс... Концерт в Орегоне... тоже 2002-ой...
Мне не верится, что два эти монстра рок-движения не разговривают друг с другом до сих пор... Одна группа - Pink Floyd, совместные композиции, а понимания никакого...
А что же случилось по большому счёту? Когда идеолог и вдохновитель группы Сид Баррет покинул "Pink Floyd" для гастрольного тура была срочным образом найдена замена - молодой гитарист Дэвид Гилмор. Ему в ту пору едва исполнилось 18 лет... Но! Он занял место лидера, поскольку не испугался кривотолков... И этим он близок мне. Когда говорят, что лучшие композиции группы созданы Райтом и Уотерсом, то забывают одну простую вещь - если бы не было обычного гитариста Гилмора, группа бы не состоялось. И мы бы с вами не смогли насладиться ни "Обратной стороной луны", ни альбомом "Wish you were here, ни "Animals", ни "The Wall"... Команда попросту распалась бы в одночасье... И творческий вклад Гилмора порой сознательно принижается. Таких гитаристов, оранжировщиков и рок-композиторов, каким был он, не слишком много оказалось на нашей планете в тот период.
Да, я согласен, что Роджер Уотерс более плодовит... Но не будь Гилмора, никто бы и никогда не помнил группу "PINK FLOYD" так, как помнят сейчас...
И этот спор мастера-творца с мастером-криэйтером никогда не даст преимущества ни одной из двух сторон. В конце концов, не так и важно, кто из них двоих внёс больший вклад в написание ВЕЛИКИХ композиций группы... Они это сделали вместе... А Дэвид ещё и сумел стать администратором...
Милая Кей, я к чему это всё Вам попытался рассказать? Мне просто нравятся не только безусловно творческие люди, но и те, кто может управлять этим творчеством... И порой не только своим...
Честно говоря, мне очень не хватает поэта, который бы смог управлять моим творчеством... Послать некого... Жену и друзей жалко...
Однако это дело вкуса...
Что Вы, я даже не пытался предложить Вам это место... Как Вы могли подумать? Мне просто оказалось близко то беспокойство судьбами русскоязычной поэзии, которое Вы сумели передать в своей статье...
И, несмотря на кажущиеся колкости и резкости, я с Вами!
А предложение у меня другое. Давайте возьмёмся за руки и не станем переживать, будто не осталось настоящих пиитов в славянских селениях. Они, безусловно, имеются, и наша задача найти их, не сетуя на то, что очень редко попадается жемчуг в отвалах житейской суеты...