Чваков Димыч : другие произведения.

Живой организм предотвращения аварий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    предпраздничная реляция накануне 90-летия гражданской авиации России


ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АВАРИЙ

(к текущему моменту, предпраздничная реляция

накануне 90-летия гражданской авиации России)

  
   Когда белка попала в кадр, я сначала не поверил... привык, что они носятся, будто угорелые - худые, серые и с не очень-то пушистыми хвостами... А тут - сидит, вроде чиновника в часы приёма, глаза пустые, как пуговицы - будто взятку ждёт, харизма шире плеч. Щёлкнул, зафиксировал момент в истории, как говорится, смотрю, а навстречу мне Сергей Иванович Антонов собственной персоной - в гараж, видимо, направляется. Гаражный кооператив-то у нас как раз в лесопарковой зоне. Только таковой она раньше была, пока сосняк вырубать не принялись. Но и теперь ещё зверьё кой-какое позволяет себе на глаза появляться: мыши-полёвки по снегу путь торят, терпеливые трудяги дятлы пропитание себе добывают методом "отбойный молоток на службе экологии", и, разумеется, белки - те в первую очередь.
  
   Поравнялись мы с заслуженным пилотом, поручкались, обменялись расхожими фразами - типа "как живёте?", "как животик?", "не болит ли голова?", а через минуту я уже незаметно для себя изменил генеральный курс, и вскоре мы вдвоём зависли над Антоновским гаражом, будто два беспилотных воздушных аппарата тяжелее воздуха с неясными ещё намерениями. Впрочем, намерения тут же материализовались в виде трёхлитровой ёмкости с разливным чешским, которую Сергей Иванович - сознательно или по неосторожности, то мне неведомо - засветил в своей сумке.
  
   Пили ядрёное холодное пиво медленно. С расстановкой в традициях партитур лучших музыкальных произведений. Из гранёных стаканов. Рядом уютно потрескивала печка-буржуйка, отапливающая подвал гаража. Вели мы неспешную беседу. Вернее, говорил всё больше Антонов, предоставляя собеседнику право почётного слушателя с редкой возможностью комментировать... но без фанатизма.
  
   На мой первый вопрос "Где скрывался, в командировке - что-то тебя давненько в аэропорту не видать было?" Сергей Иванович отвечал обстоятельно, как говорят, с картинками.
  
   - На Ямале трудился с базировкой в Воркуте. Да-да, "Северный поток", благодаря которому наш родной Газпром считает россиян самыми богатыми людьми, перепутав немного понятия "наши" и "ваши" по отношению к финансам.
   На сей раз мы обслуживали участок... где начальство оказалось повёрнуто на экономии. Это, что касается обычных работяг - вместо строителей-профессионалов набрали не очень-то грамотных "умельцев" - выходцев из Средней Азии, как нынче модно.
  
   Понятное дело, газовые "консалтинги" экономят на заработной плате, гроши платят неквалифицированным рабочим из российской глубинки да из Средней Азии. Местные-то кадры не с руки использовать - им северные надбавки платить надобно, а приезжие и одним районным коэффициентом обойдутся.
  
   Таким вот образом, усердно экономят менеджеры самых разных звеньев, системой штрафов свободы работников ограничивая. Техника поломалась в связи с износом - мало того, что в неурочное время её ремонтируешь, так ещё и 10% зарплаты долой; влетел на ГТТ в болото - половины жалованья не досчитался. Всё на поток поставлено, что ущемления интересов непосредственно строителей газопровода касается. Зато потом сэкономленные финансы просираются с некоторой даже истовостью.
  
   Вот, скажем, на той неделе... Вертолёт из Печоры в Ухту смыканул - расстояние не шуточное, почти 250 километров. Забрал там швеллер на подвеску и в Воркуту понёс, чуть дальше северо-восточной окраины. Это - ещё километров семьсот с гаком. А ведь есть железная дорога, по которой та же самая газовая компания технику на Ямал гонит. Положили бы злополучный швеллер на платформу - экономия огромная была бы. Но для принятия подобного решения надобно мозги включать, но, видать, уже некому и незачем.
  
   И так сплошь и рядом.
  
   Порядка и последовательности в действиях у менеджеров с их бизнес-планами и близко не видать. Что это, как не вредительство? Впрочем, нет... просто с ведома центра создаются прекрасные условия для "отбития бабла" - внучатам на "бугатти", праправнучкам - на Прадо, как говорится.
  
   Помнится, в советское время, разговаривал я с одним шабашником, когда первый нефтепровод из Усинска в центр России тянули. У мужика пять профессий, и не только - ещё чутьё на гигантские проекты союзного масштаба. Вся его жизнь состояла из работы на ударных стройках. Трудился, правда, везде недолго - первые два-три года, пока посреди степи, тайги или тундры не появлялась контора с бухгалтерией и не возникал порядок. А до этого платили шальные деньги буквально за каждый чих: полевые, болотные, пустынные, колёсные, подъёмные, северные-рассеверные, морозные, вьюжные и тому подобное. На голом месте, когда жизнь в палатках и за тысячу вёрст никакого начальства, всегда так поначалу. Так вот, собеседник мой понимал, когда вольница заканчивалась, и сразу же уезжал на другую ударную стройку. Их в 70-ые-80-ые годы прошлого хватало.
  
   Я к чему это говорю? А к тому, что в так называемые застойные времена беспределу и беспорядку конец приходил неизбежно - где через два года, где через три после начала строительства. А теперь - анархия длится и длится, конца-краю не видать. Отчасти по причине того, что современные управленцы, кроме гонора и крикливо-хвастливого звания "менеджер" за душой почти ничего не имеют, в том числе и совести; отчасти - в связи с политикой, проводимой в стране залибералившимися в корягу демократами и "рабами с галер".
  
   Да ты и сам знаешь. Слышал же, как наши ребята на строительстве второй "нитки" газопровода "Северный поток" попали? Ну, да... в районе Бованенково? Нет, не совсем. Немного западнее. Не знаю уж, кто там тендер выиграл на тот участок, но набрали дешёвой рабочей силы - тоже из очень и очень Средней Азии. Нет, не всех, разумеется. Сварщики на трубопроводе из грамотных спецов. Иностранные же гастарбайтеры на тяжёлой неквалифицированной работе.
  
   Так вот, прилетел наш экипаж, чтоб подвеску забрать и перетащить вдоль трассы. Приземлилась "восьмёрка" сначала с полным выключением двигателей, чтоб лётчики могли с рабочими познакомиться и корочки на право работать с вертолётными стропами проверить, а там такое... К машине высыпали все, кто был способен передвигаться. Оказывается, среднеазиаты видели "живой" вертолёт первый раз в жизни. Тут уж они вытащили все свои телефоны и принялись друг друга фотографировать на фоне летательного аппарата. Бортмеханик рабочих разгоняет, а те ни в какую - делают вид, что и языка не понимают, и откровений на средний палец, которым их американская киноиндустрия выучила, не признают. Единственное, что остановило порыв гастарбайтеров, отрывистые заявления экипажа, касающиеся родословной строителей газопровода до очень дальних родственников - пожалуй, ещё современников Тамерлана. Сквозь звук запускаемых двигателей разобрать сумели. Вот что слово животворящее может сделать. Хотя продолжали упорствовать, дескать - по-русски понимают с трудом.
   Эти нам настроят - будь уверен.
  
   Какое умение работать с подвеской. Ни хрена те среднеазиатские "газпромовцы" не знают толком. Наши экипажи поначалу зверели, что приходилось своих техников возить для стропальных работ всякий раз, когда намечалась переноска груза на внешней подвеске, но потом, когда заказчик легко пошёл на оплату дополнительных услуг, успокоились. Правда, работа осуществлялась не так быстро, как на других участках - пока техников доставишь к месту назначения, а потом их ещё и забрать нужно, - саннорма дневная к концу подходит. Но это не страшно - главное, "клиент башляет".
  
   Да и что не башлять-то, если на том газопроводе такие деньги крутятся - вообразить страшно. Ну представь себе такую ситуацию: проходит выездное заседание управленцев в районе станции Сейда. Их туда из Ухты и ещё чёрте откуда вертолётами доставили. Потом вдоль трассы прокатили, а к концу дня снова по конторам развезли. И только тут замечает один из клерков, что забыл кейс с планшетом и ноутбук в посёлке строителей, куда их возили. Ты что бы стал делать? Правильно, оказию бы подождал. А этим не терпится. Как же - без любимого пасьянса и порнушки перед сном нет никакого творческого подъёма.
  
   Тут же даётся телеграмма на выполнение срочного полётного задания в региональный центр, и вертолёт возвращается обратно... чтобы доставить портфель хозяину. Знаешь ли, не ближний свет - почти шестьсот километров в один конец. Больше пяти часов лёту туда и обратно, а каждый час "восьмёрки" сто тысяч (в рублях, не пугайся), как минимум. Представляешь себе - если для того, чтобы какой-то хрен с бугра мог своевременно разложить "паука", контора готова выложить двадцать тысяч долларов, какие финансы крутятся в проекте! Охренеть можно...
  
   Зато на квалифицированном труде, как я уже говорил, можно сэкономить, пригласив декхан поработать за "три копейки". Да и нашим-то платят не ахти какие деньги. Ехал я тут с одним вахтовиком в поезде перед Новым годом, когда из Воркуты возвращался. Он из Барнаула оказался. Ему и его бригаде оплачивают дорогу до Бованенково только в плацкартном вагоне. А тут - такая радость с акцией РЖД, когда билеты можно купить за полцены, если берёшь их за 35 дней.
  
   Ну, да дело не в акции. В любом случае, добираться на перекладных. От Бованенково до Сейды на вахтовке, потом на поезде воркутинском с пересадкой в Котласе. Оттуда - в Киров, где садишься на поезд Москва - Новосибирск. А там и до Барнаула - рукой подать. В общем, самая короткая дорога больше трёх суток в один конец. Это в юных летах в таком режиме плацкарт не страшен, а в предпенсионном возрасте - представь. Думаю, половина наших топтыгиных из Совмина и суток бы не выдержала.
  
   Но я к попутчику возвращаюсь. Режим работы: вахта 45 дней, межвахтовый отпуск тоже - сорок пять, как у Дюма, из которых неделя улетает на дорогу. Я спросил, какой заработок у бульдозериста с тридцатилетним стажем. Оказалось всего-то 60-70 тысяч наших отечественных рублей за полтора месяца (а фактически - за целый квартал, если нормы времени посчитать). Мне показалось - не густо. Но сосед сказал, что это очень хорошо, поскольку на Алтае такие деньги заработать крайне сложно. А ведь он приезжает домой и может там "бомбить" на стареньком, купленном с рук, "форде", если будет желание. Чем не счастье, подаренное судьбоносными решениями премьера Михаила Потаповича и президента Владимира Непоэтовича.
  
   Поневоле вспомнишь традиционное президентово интервью в конце прошлого года, когда он публично провозгласил, что в ближайшее время государство планирует создать свыше двадцати миллионов рабочих мест. Извините, не верю. Если уж большая часть трудоспособного населения ездит через половину страны, теряя связь с родиной и без конца проверяя на прочность семейные узы, чтобы только свести концы с концами, то не вижу смысла в дополнительных рабочих местах, на которые олигархи снова наберут гастарбайтеров за нищенскую заработную плату.
  
   И что делать в таких условиях, ума не приложу. Складывается впечатление, что в правительстве одни вредители, кто о чём, а я всё об этих отморозках... не придуманные, киношные, а самые настоящие, которые за кусок биг-мака сраного маму родную продадут. И что характерно, уже не обижаются, когда их ворьём называют, в суд не подают, а даже гордятся, что они такие ловкие... Посмотрел бы я на их ловкость в годы жизни Иосифа Виссарионовича. Небось, все бы в энурезной горячке скончались от прилива нахлынувших чувств.
  
   Написать, что ли, обо всём премьеру в блог... Давно думал. Но не стал, поскольку этому телепузику - что в блог, что по лбу, а до России никакого дела нет, лишь бы позвездиться на телеэкране с невнятной озабоченностью в брыластом лице. Вероятно, бывший президент (но никак не будущий!) думает, будто уже попал в историю в качестве исторического деятеля. Ошибается голубок - таких не только в космонавты, а даже в приличном обществе рядом не потерпят.
  
   - Темпы роста снижения снова вышли из-под контроля и продолжают неуклонный рост, - пошутил я, чтобы разрядить атмосферу и переключить заслуженного лётчика на позитивную волну. Антонов одним глотком опустошил стакан, налил себе ещё и переключился-таки... Но и в этот раз речь его отливала праведным сиянием народного гнева.
  
   - Знаешь, Дим, что обидно? Громят наши временщики-экономисты самые передовые отрасли. Авиационную промышленность, того гляди, в гроб вгонят и станцуют на том гробу иноземную джигу под свист и улюлюканье благодарной западной публики. Не говорю уже о пассажирских перевозках - авиационное руководство заставило вполне ещё годную отечественную технику после капитального ремонта списать, чтобы поддержать импортного производителя. О мозгах тут разговору нет, очевидно, что на карман свой личный "нежданную прибыль" ставили с упоением... Какие могут быть мозги, когда упоение от чистогана разгоняет пульс до спортивного, а в анусе отчётливо ощущается эффект слипания и схлопывания!
  
   Премьер вещает, мол, не можем ничего сами, так теперь будем за границей покупать. А ведь можем, просто финансирование закрыто - по рукам и ногам правительство вяжет тех, кто умеет, кто готов даже себе в убыток на начальном этапе... Нет, не нужно нам этого - кривят потаповичи изящно припудренные носики с телеэкрана, стараясь выглядеть убедительно, когда за душой сплошное пустозвонство.
  
   В последние три-четыре года дела в малой авиации и вовсе пришли в упадок. Сам подумай, из всего вертолётного парка у нас способна летать только половина, а то и половина от половины - раз в год по обещанию. Межремонтный ресурс на машины продлён с полутора до трёх тысяч часов. Теперь думают - ещё и больше продлевать придётся. Почему? А запчастей не выпускают в достаточном количестве. А то, что выпускают, продаётся через посредников. Уж те-то свою выгоду строго блюдут. Раз вертолётчики не хотят платить двойную цену, а предпочитают увеличивать межремонтный ресурс, то "прогрессивные рыночные спекулянты" и продавать запчасти начинают не в два, а в три-четыре раза дороже реальной стоимости. Как тебе нравится маржа в триста процентов? Нормально? А продление, кстати, тоже процедура не бесплатная. Там уже нужно башлять не безродным перекупщикам с сертификатом, за откат приобретённым, а высокой комиссии из Центра.
  
   Комиссии по сертификации таньгу и вовсе из атмосферы куют. Подпись поставил и можно квартирку в каком-нибудь областном центре прикупить влёгкую. Не смотрит комиссия на матчасть, лишь бумажки в техотделе изучает. А если сядет борт на вынужденной из-за поломки или, не дай бог, упадёт, так на экипаж всё спишут, как нынче принято. Человеческий фактор, понимаешь - надобно как данность принимать. И то - лётчики-то у нас все, как чиновники от авиации с высоких трибун заявляют (якобы в закрытых брифингах), сплошь алкаши хронические, предполётную проверку в санчасти игнорируют, а потом бьются. Причём здесь моя подпись на продлении? Причём здесь контрафактные запчасти, в сарае выточенные - это они сами с пьяных глаз в кабину лезут. Никто, кроме покойных и не виноват.
  
   И ведь население в том через СМИ убеждают - мол, в катастрофах виноваты исключительно нетрезвые и склонные к суициду пилоты, а потому необходимо срочно все училища в стране позакрывать и разрешить на наших авиалиниях работать трудягам-китайцам. И верит население, и орёт: "распни пьяниц за штурвалом!"
  
   Поубивал бы чиновничью братию от авиации, лоббирующую интересы бизнесменов, которым бы только побольше прибыли да поменьше издержек. А на интересы державы наплевать. Родина для них хороша тогда, когда воровать даёт, и над здравым смыслом надругаться не запрещает. Космополиты... что б им интернациональные черти не давали покоя в аду!
  
   Видят ранее неподкупные комиссионеры безнаказанность, и сами во все тяжкие пускаются - мы, что ли самые рыжие за одну зарплату семью содержать?! Вот так и плодятся алчные специалисты от авиации, которым своё мастерство и умение заодно с честью и совестью на валюту обменять - самое милое дело.
  
   Антонов тяжело вздохнул и потянулся за сигаретой. Руки его дрожали профессиональным тремором вертолётчика с тридцатипятилетним стажем.
  
   - Ага, говорил я, что у нас с запчастями просто бедная беда? Всё верно... хуже ещё не бывало. Три "восьмёрки" без втулок редуктора стоят. Теперь их - втулки эти - не выпускают, а только, по слухам, восстанавливают - в каких условиях и где, непонятно. Но сертификат на право восстановления втулок есть. Правда, как только происходит происшествие по причине брака, никто не вспоминает о производителе. Табу. В той компании нужные люди сидят и авиационным чиновникам бабло неустанно отстёгивают. Красота - гробь людей и дорогую технику, а тебя сверху прикажут не трогать - никто и не тронет!
  
   Летать, в общем, не на чем, а тут ещё команду дали лётному отряду - три борта подготовить и снарядить комплектом запчастей для работы в Индонезии. Зачем нам та Индонезия, когда и здесь работы выше потолка? Говорят, мол, государственное дело. Да никакое оно не государственное, исключительно - личное, шкурное и, судя по всему, позорное.
  
   И ситуация на нынешний момент - в канун наступления года Змеи такова - вертолётов "живых" мало. Если заключать все договоры, на которые готовы заказчики, мы только третью часть подрядов и осилим. И если раньше, лет пять-семь назад, разные авиакомпании друг у друга работу рвали, ибо мало её было, то теперь: работы - валом (газопроводы днём и ночью монтируют, чтоб наши первачи кремлёвские безбедно жили, нашим достоянием приторговывая), летать не на чем. И не только у нас, кстати. Так по всей стране.
  
   Представь себе, если с 2006-го по 2010-ый год в гражданскую авиацию поступало больше пятидесяти вертолётов - итого 267 за весь период, то в 2011-ом - всего 29, а теперь год почти закончился, а в нашу авиацию порадовали всего 19-ть машин. Это же почти как в начале века, когда всё разваливалось на глазах в геометрической прогрессии.
  
   Последнюю вертушку наше предприятие получило по системе госзаказа аж в 1991-ом... С тех пор никаких обновлений парка. Одни только потери. Причём не по причине катастроф и аварий. Сознательные потери трёх бортов в Анголе за откат тогдашнему руководству, якобы из-за сложной обстановки в стране нельзя вертушки из страны вывезти. Ну, правильно, тогда же за аренду Ил-76-го платить придётся, чтобы матчасть в страну вернуть. А тут ещё и взятку местные либерал-феодалы дают, как же им навстречу не пойти!
  
   Вот и с Индонезией прорисовывается похожая схема. Поработают там машины, а потом их бросят с лёгким сердцем - не своё же, не жаль, "а государство новые машины пришлёт"... Но так раньше было, теперь никто ничего не пришлёт, хотя и премьер озабоченное лицо нам в экран гламурит и рассуждает о неуклонных успехах авиационной промышленности. Так что, по всему получается - не нужна государству ни малая, ни большая... никакая авиации. Сейчас остатки доворуют, тут всё и кончится.
  
   Но с трибун-то нам кричат, будто всё пучком, будто страна с колен встала, ведомая отъявленными мздоимцами и казнокрадами от "Единой России". Заврались, зажрались, обнаглели... С либеральными воришками и наполеончиками, которые ничуть не лучше, борются, а о державе ни хрена не думают.
  
   Нет, с вертолётостроением у нас не всё настолько безнадёжно. И цифры я тебе привел только по народному хозяйству. ВВС свои заказы получает практически в полном объёме, да на экспорт новые вертолёты гонят в большом количестве. Вот и НАТО заказало полсотни бортов Ми-17 для так называемой "работы" в Афганистане, и два десятка уже получило. А то, что в России скоро только на мётлах вертолётчики летать будут, так то - похрен веники. Всяк только о личной мошне думает. Идеология либерального индивида, способного на любую гадость и подлость ради удовлетворения собственных амбиций, торжествует со страшной силой.
  
   Наш бывший (или уже нынешний?) президент, решивший летать на вертолётах фирмы "Eurocopter", предпочтя отечественную продукцию иноземной технике сомнительно лучших характеристик... кому он нужен в качестве очередного, условно нового президента? Думаю, такой государственный, с позволения сказать - деятель, не нужен никому, кроме самого себя и своих детей, законных да бастардов.
  
   А это к чему приведёт? Скажут мудрые лоббисты из Думы, подлизывающие подгузники импортному заказчику, что, мол, не нужны нам вертолётчики в таком количестве, и последние лётные училища позакрывают. Грамотно, засранцы, авиацию разваливают, а братья-сникейросы только лыбятся в телекамеры, гримом народонаселение удручая, и твердят что-то о развитии малой авиации. Постыдились бы, суки в ботах...
  
   А представь себе, историю с дурацкими заявами относительно штрафов за нарушение правил дорожного движения, превышающими стоимость бюджетного доступного авто - это что? Разве здесь речь идёт о разумном рассуждении государственного мужа? Нет, тут мужем и не пахнет, исключительно - безбашенным пацаном... хоть и с дипломом. Нет, такие бумаги в метро не продаются; подобные документы... совместно и с увереньями в повсеместной любви студентов к преподавателю, призванному в государственном масштабе убеждать население в повсеместном обожании, придуманы идеологами "едра" и его "едрёной" мамы.
  
   Господа из Кремля, намылив суконные рыла на взаимность с населением, наивно полагают, что богоданный народ любит их самозабвенно и с невероятным самопожертвованием, а ведь так можно и на вилы упасть в глубинах овина. Что? Ты полагаешь, будто они не настолько наивны? Пожалуй... Но поведение-то какое странное.
  
   Антонова несло, как "парашютик" одуванчика несёт вольный весенний воздух - без руля и без ветрил.
  
   Прорвало ветерана, да так, что я буквально ощущал, как накаляется морозный воздух с наружной стороны здания. Воздух электризовался и внутри - того и гляди, пробой атмосферы случится, а тогда - ничего интересного из ветерана не выдавишь. Вот я и постарался сменить тему, спросив:
   - Сергей Иванович, скажи, что думаешь относительно новых приборов? Ты же Ми-171 видел и, говорят, даже летал на нём.
   - Ну, видел. Летал. Один хрен, что "восьмёрка", только с международным сертификатом. Я тебе вот что скажу - никакой навигационный и прочий прибор вертолётчику интуиции не заменит. Даже в снежном вихре у земли опытный командир сориентируется, положившись на седалищный нерв. Нет ещё такого искусственного устройства, чтоб точнее работало. Не зря же существует выражение "жопой чую". Я так считаю, что если у тебя то самое место нечувствительно, нечего в авиацию идти. У меня даже аббревиатура сама собой возникла из ниоткуда. ЖОПА - живой организм, предотвращающий аварии.
  
   Ты спрашиваешь, как, мол, часто меня мой ОРГАНИЗМ из неприятностей выручал? Не скажу, чтоб очень густо таких случаев, но приключались. В основном зимой при взлёте с необорудованных площадок. Тут снежный вихрь, высоченные сугробы вокруг, неровности рельефа и прочие недетские радости в ассортименте. Пробуешь оторваться, а ни хрена не понять, где верх, где низ - за блистером всё белым-бело. Авиагоризонт же на "нулевой высоте" не работает ни черта. Вот интуиция и спасает. И все поломки матчасти, в снежном вихре происходящие, случаются, главным образом, из-за того, что ЖОПА дала сбой.
  
   Но это о рутине я тебе рассказал, бывали со мной случаи и почище. Вот, скажем, один... Мой второй приболел, а нужно лететь - пора отпусков, экипажей не хватает, работы же валом. Вот мне и подогнали правого пилота* из другого звена. Временно. На два-три дня.
   Дело на оперативной точке было. Там заказчики с нас семь шкур драли, заставляли работать весь световой день. А ты знаешь, насколько длинный он у нас летом - полтора месяца солнце не заходит. Какие там саннормы - не успеешь поспать, как тебя снова в кресло командира долг трудовой тянет чуть не за уши. Начальство наше на подобный беспредел, когда саннорму чуть не все поголовно лётчики нарушали, иногда глаза закрывало, давало экипажам подзаработать, да налёт часов приподнять - а от этого пенсия зависит. Никто особо не возражал. Хотя говорят, мол, всех денег не заработать, но кто ж к тому не стремиться, а?
  
   Так или иначе, за два дня измотался я, а тут ещё зуб заболел. А дантистов в тундре - днём с огнём, сам понимаешь. Потому таблеточку анальгина за щёку, и в полёт. А ночью никакого отдыха, не могу заснуть, только хожу по коридору, чтоб другим экипажам не мешать и курю без конца.
  
   И тут утром третьих суток чувствую, отпустила боль. Радость и облегчение, а ещё желание забыться, уйти в страну грёз. Хоть стоя, хоть сидя... хоть вприсядку. Но заказчики уже работу наваливают, и отказаться от неё никак нельзя, ибо - договор. Делать нечего - иду к вертолёту. Взлетели, взяли подвеску, стабилизировали болтанку, легли на курс. Теперь три четверти часа по прямой; что называется - прямолинейное равномерное движение, как в задачнике для начального курса физики. Только чувствую, вот-вот меня сморит. Тут и обратился к своему новому второму пилоту за помощью.
  
   Попросил как человека, посмотри, де, минут пятнадцать за матчастью... Улыбнулся, кивнул, мол, всё пучком, Иваныч, разбужу, когда до места дошкандыбаем. А потом рукоятку "шаг-газа" чуть сместил, чтоб спать не мешала... Сам-то тоже отдохнуть надумал, а меня в известность не поставил. Ну и дисциплинка в другом звене, етить её в коромысло да через стремена! И ведь года два как вторым ввёлся, ну не конь?!
  
   Пришёл я в себя, будто в бочину кто-то ткнул и в подхвостице засвербело той самой зубной болью - мама дорогая - высота 120, скорость 190... и тихохонько снижаемся. Вспахали бы тундру, никто бы ничего не понял. Ах, ты, Коля, сын неизвестной мне женщины! Беру управление на себя, а солнце в глаза... будто песку в них сыпанули. Но справился. А второму навалял "по чесноку", когда на базу вернулись... чтоб не повадно было. Тот даже не сопротивлялся, только просил, чтоб я командиру звена не рассказал.
  
   Всё, с тех пор не сплю даже на автопилоте при следовании по эшелону. А многие приловчились. Идём мы как-то с пакетом из досок на подвеске в районе Обской губы. Он нам всю душу выматывает, мотыляется, будто акула на крючке... Даже испугаться от шторма, который можно внизу наблюдать, некогда.
  
   А сверху - по над нами - "восьмёрка" ровнёхонько турбобур на эшелоне тащит с обратным курсом. Куда? Поблизости нет же ничего. Всё уже сзади осталось. Видно, на автопилоте. Дай, думаю, проверю смежников на "вшивость". Три раза тангентой передатчика щёлкнул. Обычно так вызывают к диалогу борт, находящийся в прямой видимости. Молчание. Ещё три щелчка. Молчат. Ага, так вы спите суслики! И свою буровую уже проскочили небось... Один оператор подвески глаз не смыкает, ему не до сна, но и до эфира не добраться - только внутренняя связь работает, но он о ней и не думает, поскольку ничего не подозревает - да и какие на эшелоне могут быть переговоры, когда подвеска. Вижу, ситуация аховая. Тогда выхожу в эфир и говорю:
   - Эй, на "эмтэшке"**, подъём! Станцию проехали! Березайка была уже.
   Смотрю, заметались - борт курс принялся менять, пока, видимо, второй пилот не проснулся окончательно и не сделал привязку к карте.
   Слышу, "спасибо!" в эфире. Настроение поднялось сразу - помог коллегам встать на путь истинный. Хотя распиздоны полные... но ведь жалко парней.
  
   Живой организм предотвращения аварий - полезная штука и в повседневной жизни, иной раз так засвербит, случается, что никакого спокойствия, одно беспокойство и метания. Вот и сейчас мой организм предупреждает, что на грани мы балансируем. Мы - это нация, а не просто какая-то отдельно взятая отрасль. Движения теперь должны быть особенно выверенными, а не так себе - чтобы только видимость соблюсти. И те, кто у кормила, надеюсь, понимают это. Только вот достанет ли у них... или - у него, воли расстаться с казнокрадами и показушниками безо всякого сожаления и скидок на недавнюю якобы дружбу "во веки веков". У политиков друзей не бывает, есть только соратники на каком-то определённом этапе, все остальные либо соперники (этих не так много), либо электорат, из которого нужно слепить послушную тебе партию новых временных единомышленников. Как говорится, ни сна, ни отдыха душе капиталиста... ой, пардон, политика.

_ _ _

  
   Прошло уже несколько месяцев со дня нашего с Антонова разговором. А я всё вспоминаю. Перебираю в голове всех своих знакомых покорителей северного неба. Неужели они заслужили, чтобы кто-то один, мнящий себя отцом нации, похерил многолетний труд наших предков и современников?
  
   Стою на остановку у магазина. Жду автобуса. Снег, полумрак. Тишина. И тут на снегу появляются мыши и начинают играть. Меня? Видят? Думаю, да. Видят, но внимания обращать на странного господина, который и пахнет-то совсем не местными пейзажами, себя не уважать...
  
   Бегают мыши, скачут, бесятся. Что за чудо эти грызуны! Прелесть... Я наслаждаюсь, наблюдая в темноте игры мышей. И тут - крик, визг... "Рой! Ты куда меня несёшь, негодник?!"... Наблюдаю, как красавец сеттер, похожий на рыжего английского лорда, презрев все викторианские приличия, тащит хозяйку на поводке мимо вашего покорного слуги - в направлении одному ему известном. Мыши скрылись... Рой изошёл на лай, который теперь бесполезен.
  
   Всё это зимнее великолепие напоминает нашу жизнь: президент (он же - Рой) делает вид, что борется с олигархами-мышами и крысами-чиновниками, облаивая их с высокой трибуны, но никак не срываясь с поводка мирового правительства. А я наблюдаю... мне весело. Чего грустить, когда взрослые дяди и тёти мышиную возню вокруг бюджета принимают за настоящую жизнь. Впрочем, что с них взять - грызуны.
  
   Уходит время... история прячется в долгий ящик, чтобы там запылиться, заваляться, уснуть... чтоб быть откопанной каким-нибудь молодым непуганным аспирантом много десятилетий спустя... с тем, чтобы пропасть под ворохом бумаг с визами "несвоевременно", "неактуально", "вредно для восприятия"...
  
   Уходим мы, но наши мысли остаются в легендах, рассказах, стихах... нас недосуг издать, поскольку "народу нужен праздник", и этот самый вечный праздник приходит и доводит людей до истерик, нервных срывов и суицида. Спите спокойно, отцы-апологеты свободного и ничем неограниченного рынка в России, вашими молитвами украшена дорога в ад, стезя, которую мы вот-вот пройдём по воле непутёвых поводырей и собственной лености. Спите спокойно, мы на полпути к вам.
  
   * - место командира воздушного судна в любых летательных аппаратах слева, потому второго пилота называют "правым пилотом", "тем, кто сидит справа" и т.д.; в авиации даже существует поговорка, приписываемая вторым пилотам: "наше дело правое - не мешать левому!".
  
   ** - так называют модификацию вертолёта Ми-8 - Ми-8МТ, Ми-8 МТВ и др. с более мощными двигателями, чем у базовой модели.
  
   4 февраля 2013 г.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"