Чваков Димыч : другие произведения.

Последний алхимик Контровского...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Литературное обозрение повести В.И.Контровского "Последний алхимик"


ПОСЛЕДНИЙ АЛХИМИК КОНТРОВСКОГО ИЛИ КТО ЖЕ ОСТАЛСЯ ОБИЖЕННЫМ

(попытка написать литературный обзор повести Владимира Контровского "Последний алхимик")

   Обычно обзоры я пишу следующим образом... Хм, обзоры? Образом... Созвучно, но не тавтология.
   Извините, отвлёкся.
   Итак, пишу я обзоры следующим незатейливым манером: читаю и делаю пометки в режиме реального времени. Буквально как замшелый ашуг из не совсем отдалённых отрогов Северного Кавказа или, скажем, Заилийского Алатау. Вам кажется, будто я с ашугом что-то напутал? Несомненно, напутал... почти сознательно. Вот именно, контакт с читателем, задушевность, то да сё... Что, не вышло? Не получилось, так и ладно. Попробую без контакта. На расстоянии виртуальной метафоричности. Ага, побежал народ... Что ж, продолжу в пустом зале моего подгулявшего, будто на хмельных дрожжах, воображения.
   На чём я остановился-то? Ага, вот из суфлёрской будки мне подсказывают. Итак, почему же ваш всё ещё непокорный слуга пишет статьи, именуемые его нестандартным воображением обзорами, в столь необычной манере, то есть в стиле "прямого эфира"? Отвечаю. Так удобней. Автор может уловить динамику изменения моего настроения. И что? Вы спрашиваете, и что? А вот... Автор обозреваемого текста сможет надавать мне по рукам линейкой и наставить в нужное русло. Таким вот образом.
   Не стану изменять отработанному принципу обзора и на сей раз. Не пугайтесь, Владимир Ильич, всё будет в шоколаде. Мне так кажется.
   О! Кстати, если представить себе материализовавшимся пресловутый штамп раздвижного лубочного либерализма, что будет? Фи, не люблю я шоколадное пиво и шоколадные шашлыки. А шоколадные трусы так, вообще, непрактично.
   Хорошо, скажу несколько иначе. Не волнуйтесь, Владимир Ильич, всё будет в лучшем виде. В каком это, стало быть, лучшем? В том самом, в каковом Вы себе только можете представить.
   Итак, обязательные реверансы сделаны. Шпажонка моя нарисовала на слегка запорошенной мостовой Вашего двора три магических знака, посвящённых литературе. Первым был огнегривый лев, потом золотой орёл и что-то ещё от маэстро БГ и его вдохновителя Франческо Канова де Милано. Коли речь у нас с Вами пойдёт о фантастической повести в классическом стиле, то и знаки я избрал соответственные. Не возражаете, автор? Понимаю, что мог не угодить, но уже поздно... Начинаем сеанс одновременного чтения и комментирования. Автор, Вам не по себе? Мне так очень... Но, как говориться, взялся за гуж - не в свои сани, стало быть, не садись. Особенно заради красного словца, из-за которого и пришлось называться груздем.
   Итак, три-шешнадцать, как говорили на Тихоокеанском флоте, Начали!
  
   Первое, с чем пришлось столкнуться критику, это с тем, что вместо классической фантастики он углубился в изучение очень качественного текста в жанре фэнтези. Вот, скажем, такая фраза.
   "- Сэр Карнарвон, - барон чуть покачнулся и опёрся локтем о стол, угодив в блюдо с объедками, - золото - это всё! Мы отправляемся за тридевять земель, в холодные моря, в жаркие пустыни и в густые леса за этим благословенным металлом, и нас ничто не может остановить! А кровь, досточтимый граф, - она дешевле вот этого доброго пива! - Бургиньон опрокинул в рот объёмистый кубок, утёрся рукавом и рыгнул. - Я готов мчаться за этим золотом хоть сейчас! Это достойно рыцаря, и любой из них, - барон обвёл пьяным взором пирующих, - тотчас же, я уверен, поскачет с нами! Ведите нас, благородный сэр Гай!"
   Слог превосходный, не правда ли?
  
   "Если бы граф был трезв, он обернул бы всё в шутку - зачем куда-то нестись, когда пир в самом разгаре, в погребах замка ещё очень много вина и пива, а кладовые ломятся от снеди. Однако винные пары уже затуманили разум Гая Карнарвона, к тому же в словах Анри Бургиньона он почувствовал некий намёк на свою нерешительность. Намёк был неявный - в противном случае дело кончилось бы поединком, - но он был, и это подействовало на сэра Гая как шпоры на горячего скакуна". Ай, как тонко. Как тот самый намёк.
  
   Так, поясняю для тех, кто не читал повесть. Действие происходит в замке одного знатного сюзерена. Собравшиеся в нём на фуршетный ланч в духе разнузданного средневековья феодалы склоняются к тому, чтобы отправиться в горы за золотом, покарав при этом ни в чём не повинного дракона. Он же только исполняет свой долг перед Вечностью.
   А сама предстоящая операция? Похоже на многочисленные афганские походы чопорных и педантичных британцев, шапкозакидательских представителей советского командования и, наконец, брезгливо-чванливых янки.
   Да, что это я? Там же вопрос стоял не о золоте, а о совсем иных ценностях. Правда, никому из завоевателей подчинить себе "Афган" в полной мере не удалось. Посмотрим, что случиться в этом фэнтезийном королевстве.
   А про Афганистан я так упомянул... Какая-то странная ассоциация приключилась.
  
   Пока в замке народ готовиться к выступлению, дракон вспоминает. Дракон стар и немощен, но кое-чего ещё стоит. Его бессилие обманчиво. Когда-то давно он схватился не на шутку с магом и чародеем. Можно чуточку приоткрыть занавес. Смотрите...
  
   "Уже обратившись в огненный клубок и сгорая факелом, чародей метнул в дракона своё предсмертное заклятье. Оно было сплетено так хитро и тонко, что победитель заметил его действие спустя много лет - тогда, когда стало слишком поздно". Это не классическая фантастика, как обещал нам автор. Это отменная повесть в стиле фэнтези.
  
    "Как я ненавижу этот металл... - думал дракон. - Проклятый колдун... Его заклинание сработало - я собирал это золото тысячелетиями, собирал и собирал, хотя мне от него нет никакой пользы... Я жёг и убивал, околдованный злым блеском золота, - на этих слитках и монетах запеклась кровь тысяч и тысяч людей... И теперь я стерегу ненужное мне золото, и обречён стеречь его до скончания дней... А если я не уберегу своё сокровище, и кровавого золота вновь коснётся солнечный луч, в этот мир придёт беда - большая беда... Проклятый колдун - он всё рассчитал на много лет вперёд..." Возможно, автор, не совсем откровенен. Он творит, а сам, будто бы смотрит со стороны на себя пишущего с лёгкой усмешкой человека, на спор решившего создать нечто такое, что угодно публике. Лёгкая ирония больше напоминающая самоиронию - как мне это понятно.
  
   "Под потолком с противным писком метнулась летучая мышь, прошуршав кожистыми крыльями, и хозяин пещеры приоткрыл глаза. "Летучие мыши днём обычно спят, гроздьями свисая вниз головами, - мелькнуло в драконьей голове. - Значит, эту что-то потревожило..." Точнее, мысль не мелькнула, а лениво проползла - в последние десятилетия дракону трудно стало даже думать. И тут он понял, что именно встревожило летучую мышь". Я бы написал во втором случае "побеспокоило", чтобы быть исключительно фонетически чистым перед самим собой в этом абзаце.
  
   И вот наступило время вступить в бой. Ну что вы, я не собираюсь ни с кем биться лично, рискуя не только виртуальным здоровьем... И без меня рыцарей достанет.
   Им несть числа под руководством графа.
   Последняя строчка получилась в стиле мадригала, не находите? Ах да, у нас же битва...
  
   "Первых троих рыцарей, ступивших в тёмный зев драконьего логова, встретил клубок рыжего огня". "Первую троицу" может быть. "ПервЫХ троИХ" звучит не слишком благозвучно.
  
   "Граф Карнарвон не спешил лезть в драку - он руководил боем, намереваясь вступить в битву в последний, решающий момент. Он видел, что дракон слаб, и предчувствие победы горячило кровь старого вояки". Здесь, во втором случае, я бы написал "граф", чтобы избежать повтора местоимения "он".
  
   А потом слава победителя, баллады менестрелей, поющих славу всемогущему от приобретения золотых россыпей графу. Железная воля, испорченный характер, мания величия... Клинический случай. Это вам не скромняга Рома Абрамович, а самый настоящий средневековый сатрап с замашками голливудской "звезды".
  
   Владимир Ильич, не нервничайте, ради Бога. Вы же помните, какая у меня странная манера чтения. Всё какие-то аллюзии, ассоциации. Качеству Вашего текста мои неуклюжие шутки не ровня. Просто хочется примазаться к хорошему произведению в качестве ПиАраста, не при детях будет сказано. Ой, ажник самому стыдно стало.
   А тем временем граф уже готов раздать всем менестрелям по отдельной плахе со всеми удобствами.
   "- Пощадить? - глаза сэра Гая метали молнии. - Этот смазливый щенок осмелился спеть во всеуслышанье древнее предание, лживость которого доказана придворными магами его величества!"
  

* * *

  
   Так, а теперь начинается настоящее действо.
  
   "Следующая... ...анкт-Петербур... ...ляндский вокзал... Конечная".
   Народ в вагоне электрички, до отказа переполненной по утреннему времени буднего дня, зашевелился, задвигался, стараясь оказаться поближе к выходу. Отличный переход. От книги, которую читал герой к его, героя, настоящей жизни. Не ново, но по-прежнему впечатляет.
  
   Итак, герой Контровского - Александр Николаевич, химик в самом "сочном" возрасте пятидесятилетнего юбилея. У него есть бывшая супруга, двое детей, номинально живущие с мамой Саши, а на самом деле - уже давно чёрте где. Работа? Бывший секретный НИИ. Интересы? Одна зрелая одинокая дама, "яйцеголовый" друг из программистов, безответная (в финансовом смысле) любовь к работе на химическом производстве, за которую герой и получил прозвище "Знахарь".
  
   "Поэтому древний "жигулёнок" Александра Николаевича, бывший некогда предметом гордости его жены Людмилы и лютой зависти его коллег, тихо ржавел в гараже на даче". Второе "его" легко опустить без ущерба для текста. Повторно, право, употреблять это местоимение и ни к чему.
  
   ""Хватит, - одёрнул он сам себя. - Думай о работе!" - "А чего о ней думать? - ехидно возразил внутренний голос. - Думай, не думай - один хрен! Вы сидите в ж..., уважаемый Александр Николаевич, сидите глубоко и прочно. Все ваши юношеские мечты развеялись лёгкой дымкой, растаяли, и ваше время прошло. Имейте мужество признаться в этом - хотя бы самому себе. И ваше брюзгливое мысленное ворчание по поводу нравов и нарядов юных девиц - прямое тому свидетельство!". Спорить с этим собеседником не имело смысла..." Это верно. Себя не переспоришь. Хорошо описано состояние технического интеллигента, живущего на подвернувшихся, отнюдь не государственных, харчах.
  
   "И Саша Свиридов, окончив школу с серебряной медалью, поступил на химический факультет Ленинградского (тогда ещё ленинградского) университета (тогда университет в городе на Неве был всего один, а прочие вузы именовались институтами)". Химфак на Среднем! Помню эти времена тоже. А совсем рядом, на 10-ой линии, дом 33 (если не запамятовал), мой родной матмех.
   Помнится...
   Напротив химфака, на другой стороне Среднего проспекта стоял пивной ларёк. Туда мы иногда бегали обедать, если на третьей паре не было семинара. А что, вполне даже мило. Две кружки подогрето (зимой) пива и пара пирожков с какими-нибудь "социалистическими котятами", которые были значительно вкусней котят нынешних, вполне либеральных. Сейчас есть всё, но привкус пресловутого нейлона с гудроном и соей портит впечатление о достижениях Западных демократий. Не зря ли, как говориться, боролись, чтобы нас быстро приучили к несортовой лапше из пластмассы и соевому фаршу с мясным ароматизатором? Сами-то предпочитают а-ля натюрель продукты употреблять господа из демократической пирамидальной верхушки. Что наши, что импортные. Не о них речь, впрочем.
  
   "Доктором наук он так и не стал, хотя завлабом его, в конце концов, назначили. Впрочем, произошло это уже в суматошную перестроечную пору, когда самые ушлые уже сообразили, откуда и куда дует долгожданный ветер перемен, и начали подыскивать себе более уютные местечки". Неприятный для уха повтор и отсутствие двух запятых, которым надлежит взять в свои однобокие объятия вводное выражение "в конце концов".
  
   "Хватались за что попало, искали деньги где только можно; теряли ценнейшие кадры, уезжавшие на работу за рубеж за длинным долларом; сдавали институтские помещения в аренду всяким разным фирмам, зачастую весьма сомнительными; однако латали обветшавшее оборудование и ставили эксперименты, из последних сил не давая погаснуть искоркам научного энтузиазма". В середину предложения прокралась лишняя буква "и".
  
   Вот и первая публичная (в присутствии читателей) встреча дочери Александра Николаевича со своим родителем. Эта нервная и битая жизнью особа где-то в шоу-бизнесе подвизается.
   "Да мне эти деньги - на один раз сходить на дискотеку!" Понимаю, что выражение разговорное, понимаю, что звучит в беседе... Но, Владимир Ильич, не нравится мне такое "на-на".
  
   "Темнота за окном жила своёй жизнью". Буква "е", мне сдаётся, напрасно ёжиком точки точит.
  
   "Он выудил из пачки сигарету, щёлкнул зажигалкой - почти невидимый в темноте дым змейкой пополз по комнате, путаясь в смутных очертаниях мебели. Саше на миг показалось, что дымная струйка недоумевает: как это так, такая большая квартира - и в ней всего один человек? Что поделаешь - так оно получилось..." Неторопливо и размеренно посвящает нас автор в подробности жизни своего героя. Умело он это делает, слов нет.
  
   "Некоторое время следил, как булгаковская Маргарита в другой своей экранной ипостаси вместе со своими коллегами лихо раскручивает очередное преступление, попытался примерить логику, не преуспел в этом, плюнул, выключил телевизор и завалился спать". Повтор бы не мешало убрать.
  
   "Что ещё? Книжка про дракона? Ну, это вообще мелочь... А, ещё реклама ювелирного магазина "для бережливых" - память услужливо подсунула и этот стоп-кадр. Чушь... И тем не менее... Саша почувствовал, что за всеми этими мелочами что-то кроется: ведь последняя капля - это тоже мелочь, по сути, но именно она переполняет чашу. Логическая цепочка упорно не складывалась, однако Алхимик был уверен - решение придёт, придёт рано или поздно.
      С этой мыслью он и уснул". Вижу, что автор методично подводит героя к той самой мысли, в которой, пожалуй, будет заключён весь смысл повести. Видно, что писалось не абы как, а на основе вполне подробного плана. Не обязательно на бумаге. План может жить в голове. И причём далеко не факт, что на бумаге подробней и лучше. Бумага - понятие фигуральное, как вы все догадались. Вместо неё может быть и какой-то электронный носитель. А генеральное развитие сюжетной линии, в общем-то, стало понятным уже довольно давно.
   А какая же мысль вызрела у героя, спросите? Э-э-э... так не годиться, друзья! А самим почитать повесть не судьба?
  
   Вот и пятница. Не пора ли старинным приятелям "стравить давление" через алкогольный клапан печёночного тракта?
   "...пора бы Герману и в магазин сгонять? Хвала меценатам, деньги есть. Пойдём-ка ко мне - посидим за рюмкой чая, побеседуем. А там - по обстановке. Может, и на подвиги потянет". Германн у Пушкина, вообще говоря, не имя, а фамилия. Да к тому же с удвоенным "н" на хвосте. Думаю автор знает об этом факте, а Александру мы, пожалуй, простим такую малозначительную промашку.
  
   Вот здесь-то, в процессе "наконьячивания живага организма", очень, нужно заметить, к месту "яйцеголовый" друг впервые рассказал о своей новой программе. По собственному опыту знаю: новинки познаются в лёгких парах благоухающего "Ахтамара".
   "Зелинский сразу захрапел, а засыпающему Свиридову ещё успела пригрезиться странная картина...
      ...будто бы он сидел на корточках у гудящего пламени костра, подбрасывая в огонь разноцветные кубики из "Тетриса" и перемешивая их кочергой. И среди рдеющих угольев родился золотистый шар. Что это за шар, Алхимик так и не понял - уснул". Отлично, просто здорово автор подводит к мысли о возможности создания золота при помощи философского камня, замаскированного под обычный "софт", как сейчас говорят в народе.
  
   Владимир Ильич Контровский, вне всякого сомнения, человек, который умеет работать в научных библиотеках и архивах. И его герой тоже не отстаёт. Вот он изучает подборку на животрепещущую тему, тему превращения в золото... Ну, что вы. Совсем даже не обязательно свинца. У современных алхимиков возможности и амбиции значительно ярче выражены в неоновом свете химической кельи-лаборатории.
   "Текст заинтересовал Свиридова, однако читать было неудобно, а попросить газету не позволяла интеллигентская сущность Александра Николаевича. Он заметил название газеты - "Секретные материалы ХХ века" - и решил непременно купить этот номер при первой же возможности. "Что за алхимик такой?" - подумал Саша и вдруг понял, что эта мелочь тоже укладывается в цепочку, непрерывно выплетаемую его сознанием. И возникло ощущение чего-то очень важного, что обязательно должно случиться, причём в ближайшем будущем..." Ой, как вплетается-то! Просто шуршит от удовольствия.
  
   А теперь отношения с дочкой... Которые кое-кто из критиков назвал бездарно загубленными. Мне так не показалось. Взрослая продвинутая дочь, воспитанная шоу-бизнесом и им же развращённая, в возрасте "старой девы" - это проблема для кого угодно.
   "- Нет, Стас, - сказала она наконец, - сегодня никак. Нет. Завтра? Не знаю, не знаю. Я перезвоню. Всё-пока". Может быть лучше через запятую. Хотя, если подчеркнуть непрерывность звукового ряда... Вполне.
  
   Нет, друзья, неплохо Александр Николаевич с дочерью общается. Есть ещё контакт. Тогда отчего всё-таки он не делал этого раньше? Не пытался этот контакт найти? А вы вспомните, что тогда было. Перестройка. Крушение идеалов. Обнищание. Отъезд супруги после развода за границу в поисках "халявных прелестей бундаса". Дети живут с матерью героя. Мама - женщина властная. Для переходного возраста бедная беда. А отец в поисках заработков. Его нет дома. А ему тоже своё "гнёздышко" обустроить хочется. Хотя бы раз в неделю Вот и вышло то, что вышло.
   В бытовом плане Александр Николаевич не "орёл", конечно. Но и бесхребетным "соплежуем" я бы его называть не стал. Обычный герой своего безвременья. Похребтистей иных "новых русских".
  
   Да, давайте послушаем откровения дочери Свиридова (это фамилия героя).
   "Продюсерам нужны не талантливые, а покладистые и понимающие, что звёзды не загораются сами - их зажигают фонарщики! А твоё дело - суметь себя подать, пробиться и доказать, что ты лучше других претенденток сумеешь носить товарный штрих-код и отрабатывать - с хорошей прибылью! - вложенные в тебя деньги! А ты - талант... - Она вынула сигарету и закурила". Отлично. Это не только в шоу-бизнесе такой подход нынче. Вся либерально-продажная система на подобном принципе устроена. На принципе сутенёр - бендерша - девочки неутяжелённого поведения с отсутствием принципов.
  
   "- Насчёт неба и солнца не знаю, а вот люди - люди точно станут другими. Они будут лебезить перед тобой, будут смотреть на тебя снизу вверх - только потому, что у тебя много-много этих самых бумажек.
      - Ты в этом уверена?
      - Уверена, - Аня смяла окурок и зарыла его в песок. - Твоё поколение не в счёт - вы там через одного блаженные. Тяжёлое наследие социализма... А вот мы - мы другие. Отец, ты же умный мужик, неужели ты до сих пор не понял - всё продаётся, и всё покупается, и хозяин жизни тот, у кого больше бабок! Так живёт весь мир! А что касается неба - думаю, что если иметь много денег, то можно и небо перекрасить. Заменить этот похабный голубой колер на зелёный в горошек... Вот было бы клёво!
      - Ну, это вряд ли...
      - А это уже неважно. Главное - с деньгами ты будешь на коне и получишь всё, что захочешь. Вот ты, например, - давно бы завёл себе молоденькую бабёшку, да финансы не позволяют! Совсем одичал - вон, даже небрит, и рубашка мятая. Эх ты, химик-идеалист, анахорет замшелый...
      "Лихо ты перевела стрелки, доча, - подумал Алхимик. - Мол, не зуди, папаня, не исполняй сольный номер в стиле бабушки, не учи меня уму-разуму, если сам на обочине... Но ведь не меня ты убеждаешь, синичка, а себя...". Ему вдруг захотелось взять Аню за руку и сказать: "А пойдём-ка с тобой в зоопарк! Там мы посмотрим на зверей, и я куплю тебе мороженое...". Но тут же он оборвал себя - его дочь давно уже не та маленькая девочка, и на зверей она насмотрелась вдоволь, причём не в клетках, а на вольном выпасе, на подиумах и за кулисами, в ресторанах и в элитных саунах. Машину времени никто пока не изобрёл, да и вряд ли когда изобретёт - в далёкое детство уже не вернуться..."
   Вот именно за такие крамольные на взгляд современной молодёжи мысли Вас, Владимир Ильич, не всегда приемлет нынешнее племя читателей одноразового чтива. Это к вопросу о том, что там понаписали на форуме  "Фэнзин". Попробуем разобраться с этим форумом. Но чуть позже.
  
   А пока последим за действиями. Александра Николаевича. Работа, поиск материалов для продолжения исследований, связанных с "заклятием дракона", встреча с любовницей, заказ "энергетической машины" институтскому Кулибину.
  
   "Когда-то всё расчёты делались в институтском вычислительном центре, на громоздких монстрах, пожирающих тонны перфокарт и отплёвывающихся километровыми языками распечаток..." Я тоже с такими вычислительными монстрами имел дело. С той лишь разницей, что с перфокарт вводили геофизические задания на ЯГЗ (язык геофизических заданий, похож немного на конструктор, из которого сейчас лепят глобальные модули 1С), а сами "откомпиленные" программы таскались на пакетах МД (магнитных дисков) ЕС-5261.
  
   "Нет в мире вещи более мистической, чем зеркало... Его таинственные свойства привлекают серьезных ученых и сказочников, оккультистов и колдунов. В трудах учёных о зеркалах есть что-то от сказки, а мистические изыскания эзотериков с интересом читают ученые..." Оставим этот не совсем удачный повтор на совести журналиста, писавшего статью...
  
   "Так, теперь здесь не хватает только цитат из Нострадамуса!" - подумал Саша. И, тем не менее, он уже понял, что дочитаёт всё до конца, несмотря на всю свою иронию". Хоть убейте меня, автор, но не нравится мне этот неявный повтор. И ещё запятая пропущена перед вводным выражением "тем не менее".
  
   "Регина позвонила ему вчера на работу и заявила, что придёт к нему в гости - они не виделись уже одиннадцать дней". По-моему, снова повтор.
  
   "В эти ворота не то, что два - двенадцать километров пролезет! А выглядеть это будет примерно так..." И снова повтор в прямой речи, и снова мне не нравится.
  
   "Подчиняясь закону всемирного тяготения, чашка хряпнулась на пол и по законам сопромата тут же раскололась на куски". Не совсем округлая фраза. У сопромата нет собственных законов. Сопромат подчиняется законам физики.
  
   "Умело полураздетая женщина в интимном полумраке смотрится куда эротичнее, чем голая - это вам не кружевными трусами в автобусе хвастаться!". Современные девицы об этом, порой, и не догадываются. Оттого и получается вместо амурных утех альковных примитивное траханье на грязном подоконнике заплёванных парадных.
  
   "Слесарь-механик Георгий Иванович, обслуживавший лабораторию молекулярного синтеза с незапамятных "дореволюционных" времён, именуемых ныне "расцветом застоя" или "застоем расцвета", полностью соответствовал своей фамилии. Маленький, крепенький, словно гриб-боровик, с цепкими глазками, замаскированными кустистыми дебрями седых бровей, он принадлежал к той породе рукастых народных умельцев, каковые издавна водились на Руси. Иногда его ещё называли "Левшой" за привычку повторять присказку из одноимённого мультфильма: "Мы люди бедные, мелкоскопа не имеем, так что так, на глазок прикидываем...", хотя для его исчерпывающей характеристики было более чем достаточно удачной фамилии". Георгий Иванович, Георгий Иванович... Жора... Попробую угадать. Автор, вы не соотносили этого своего второстепенного персонажа с главным героем второй серии фильма "Москва слезам..."? Очень, знаете ли, похоже... Не наружно, совсем другим. А внешность автор, наверное, изменил для того, чтобы никто не догадался? Шутка. Не очень, впрочем, удачная. Извините.
  
   Все основные события повести, так или иначе связанные с главным героем, происходят на фоне фаллического проекта "Аромат любви", который вносит нотки некого бурлеска в жизнь работников НИИ. Бурлеск бурлеском, а деньги от проекта получились немалые. У либералов нынче всегда так: как какая-нибудь картонная афёра, так и деньги большие. А на проекты государственного значения, например, на строительство дорог, финансы выделять не положено... чтобы инфляция в одночасье не приключалась.
   "Над проектом "Аромат любви" посмеивался, чуть ли не весь институт, включая самих разработчиков темы, так почему бы не помочь вынужденному заниматься эдакой мутотенью хорошему человеку сделать что-то действительно стоящее?" Похоже, пропущена запятая.
  
    "Нет, это не бред, - обречённо подумал Алхимик, заметив алые пятна, проступившие на пергаментном лице Никодимова, - это уже шизофрения! Женщины должны любить мужчин и рожать детей, а не самоудовлетворяться при помощи вибраторов и искусственных фаллосов с ароматом цветущих роз! И мужчины должны любить женщин, а не тыкать друг друга в грязные дырки, предназначенные природой совсем для другого!".
   Абзац не блещет откровениями, но мысли здесь высказанные подводят некий итог, кое для кого показавшийся новым взглядом на вопросы полового воспитания. Не побоюсь показаться замшелым ретроградом, когда скажу, что вывернутое вульвой наружу наше телевидение демонстрирует свою безусловную продажную алчность, в какие бы красивые слова не облачалось...
   И, кстати, Владимир Ильич, как считаете, может быть, эти Ваши мысли как раз не дают спокойствия юным читательницам, которые привыкли порхать по жизни, а "радость материнства" для них такое же абстрактное понятие, как и принцип детерминизма в истории психологических концепций? И всё-таки, пожалуй, нет. Подобные "бабочки" Вашу повесть навряд ли когда прочитают.
  
   "Ещё бы, - подумал он, - заработать такие деньги за считанные месяцы. Но кто сможет осудить моих ребят и девчонок за то, что они хотят хорошо одеваться, жить в хороших квартирах и ездить на курорты? Они честно выполнили порученную им работу, и за эту работу им хорошо заплатили - кто будет ломать себе голову над сутью этой работы? Надо жить и радоваться жизни, а ты - ты просто старый брюзга, Алхимик...". Да, старый брюзга. Но когда все подобные люди исчезнут с территории нашей независимой державы, сработает теория доминионов. Государство окончательно превратиться в сырьевой придаток (ничего анатомического! гусары, о придатках ни слова!) с регулируемой извне популяцией тузоросов.
   Понятное дело, что ассимиляция народов неизбежна, но жутко не хочется, чтобы ускоренным процессом руководили велеречивые господа из округа Колумбия.
  
   "Земля шлюхами полнится, - мрачно подумал Свиридов". Это точно! Причём в большей части даже не в прямом, а в переносном смысле. Или всё-таки в прямом?
  
   "Аня хоть окончила институт культуры, не скатилась до уровня "интердевочки", а Дима поступил только для отмазки от армии, взял пару призов на каких-то соревнованиях, а потом с головой нырнул в уголовную романтику, прельстившись "лёгкими" деньгами. Ушёл из дома, жил у какой-то девицы, а потом его след и вовсе затерялся. С тех пор Свиридов видел сына всего два раза - третий раз он увидел его уже в морге".
   Сначала мне показалось, что автор использует линию сына главного героя лишь как второстепенную, ничего не значащую. Он был. Но существовал где-то даже не на втором плане. А потом... Потом всё разом изменилось. Отношения с сыном главного героя стали первостепенными. Просто автор очень удачно показал, как Александр глубоко загнал эту свою боль... А потом она отомстила... Тлела-тлела, а потом взялась ярким пламенем ада... Так писать могут только настоящие мастера слова. Поверьте мне, я знаю толк в литературе. Я хороший читатель. Самоуверенно? Может быть...
  
   И вот подошли мы, уважаемые читатели, к решительному моменту. Пора уже за золото браться настоящим образом.
  
   "Давай-ка я тебе помогу собрать твой адский агрегат. Ты у нас, конечно, мужик головастый, но руки у тебя под известно что заточены. И не спорь, я всё равно уже машину отпустил". "Известно подо что"... Я бы так написал.
  
   "К тому ж ты в тени резинок этих порезвился - не так разве? Вот только собаки эти голубые - тоже блажь, зряшное дело". Извините, Владимир Ильич, мой бзик - находить повторы в чужих текстах. В собственными же полная беда: ничего глаз "замыленный" не видит.
  
   "Он собрал цепи контроля, подключил компьютер и ещё раз проверил всю установку. Выкурил ещё одну сигарету, глубоко вздохнул и замкнул разрядный контур конденсаторной батареи". Вот и ещё один повтор.
  
   "А вопрос Мегабайта вызвала стоявшая на журнальном столике небольшая статуэтка крылатого дракона, присевшего на задние лапы и готовящегося взлететь, - дракон расправлял крылья, вытянув вперёд узкую хищную морду. Этот сувенир Саше подарили в прошлом году на юбилей - Свиридов даже не помнил, кто именно. Знал бы даритель, что эта безделушка окажется пророческой..." Не бывает в мире случайностей. Ударит Свиридов Зелинского статуэткой? Ставлю сто виртуальных метафор против одной!
  
   "Да и вообще - пока суть да дело, ты успеешь обеспечить себе безбедное будущее; мало кто вот так сразу сообразит, чем всё это кончится". Выражение "суд да дело" носит устойчивый характер, то есть "суд" на "суть" не меняется. Автор повести наверняка об этом знает, а вот главному герою можно простить его неосведомлённость, ибо он всё-таки не лирик, а самый настоящий химик.
  
   "Вам нужны новые молекулярные соединения? Их есть у меня!"
   Немного напрягает выражение из к/ф "Два бойца": "их есть у меня". Понимаю, что автору близка эта фраза, но не стоило бы её употреблять в тексте, если уже в аннотации встретилось. Хотя, с другой стороны, дело вкуса.
  
   А теперь посмотрим, что пишут на форуме "Фэнзин"-а о повести Контровского "Последний алхимик"? Посмотрим и прокомментируем. За стилистику и грамотность представленных замечаний автор обзора ответственности не несёт.
   Начнём с господина (жи), обросшего (ую) модным оперением.
  
   Ворон Кедина: "Вроде бы и симпатично но опять мимо темы ... кусок о том как живут и выживают ученые в наше время и какие там интриги плетутся - это сказка - замечательный "производственный рассказ" ... А вот с остальным у автора беда - ну не разбирается он в экономике и физике, что тут поделаешь..."
   Думаю, что в экономике автор замечания сам разбирается на уровне современных выскочек, из числа старших менеджеров, у которых вместо ответа на любой вопрос можно обнаружить исключительно увиливание. Гонору выше соплей, а туда же. Теперь о физике. Не знаю, ЧТО ИМЕННО хотел сказать автор критического замечания, но я никаких ляпов, идущих вразрез с фантастическим сюжетом (заметьте, даже не научно-фантастическим!), не обнаружил. Если автор замечания занимается вопросами прикладной физики, то зачем ему читать фантастику вместо научной статьи? А, вообще говоря, по большому счёту так безапелляционно судят, пожалуй что, люди, которые сами что-то когда-то слышали о тех понятиях, в незнании которых обвиняют автора. Просто так, на всякий случай. Чтобы свою значимость подчеркнуть. Иначе говоря, умничают не в меру.
   Видел я и сам подобных, "никогда не ошибающихся", героев немало. Главным образом, в области так называемых современных технологий. И что? Все эти пальцегнутые менеджеры в большинстве своём из операционных систем, кроме пресловутой "винды", никогда и не видели. Под "голимым ДОСом" работать им не доводилось НИКОГДА. "Люниксоидные" системы для них тёмный лес. Ассемблирование сии "продвинутые" на весь головномозговой отросток ребятки считают моветоном. Они не имеют не малейшего представления о системе команд процессора Intel. А уж отличить её от системы команд AMD и, тем более, Apple Macintosh, им никогда в жизни не суметь.
   Как говорится, и эти люди запрещают мне ковыряться в носу?
   Владимир Ильич, молодые люди, которые знают своё дело ТУГО, как правило, не позволяют себе таких невероятно однозначных высказываний. Они существуют, смею Вас уверить. Я знаю изрядное количество подобной молодёжи.
   Ага, тут снова слово взял...
  
Ворон Кедина: "Мировая относительная покупательная стоимость золота падает с каждым годом и если завтра золото будет стоить наравне с железом, то никаких катаклизмов небудет. Разговоры в настояшее время уже идут о том, чтобы сделать аналогом денег энергоеденицы.."
   Начну с цитирования статьи из ленты новостей:

Резкий скачок стоимости золота отмечен сегодня на мировых рынках.

   "Цена тройской унции достигла высшей точки за последние 25 лет - почти 545 долларов, сообщает ИТАР-ТАСС. Резкое увеличение стоимости золота аналитики связывают с тем, что Китай распространил информацию о намерении купить большое количество этого ценного металла в свой государственный фонд. Как известно, в первых числах января финансовые власти Китая выступили с заявлением о том, что в течение этого года они переведут значительную часть своих валютных резервов в золото". 12.11.2006 г.
  
   Вот ведь незадача, не читали в Китае автора этого критического высказывания. А то бы точно купили себе всяких энергетических единиц у Чубайса.
   И тут беда: автор желал поумничать, но слегка осрамился.
  
   Следом в бой с "алхимиком" вступает скупой на слова Дженик.
  
   Jenik: "Бред, жалко потраченного времени!"
  
   Это замечание можно было бы вообще оставить без комментариев, но просто подчеркну вот что... Есть такой тип людей, которым нравится продемонстрировать своё эго любым способом. Самый надёжный и безопасный из них - писать всякие гадости в Сети по любому поводу, не вдаваясь в детали. Этот стиль сродни падоночьему уровня ПТУ. Бред здесь не текст, а само высказывание горе-критика. Зачем было читать, если это бред? Никакой логики. А если нравится читать бред тогда вам гражданин (ка) хороший (ая) в Кащенко или на Пряжку. Самое место для культурного досуга.
  
   Ого, а тут уже чем-то ядовитым отдаёт за подкорку. Мозжечок напрягся, ибо нас ждёт...
  
   ASPID: "Вся книга - попытка пришпандорить орлиные крылья слизняку, про...бавшему и жену, и детей, и все хорошее, что испытывают к нему друзья и коллеги. Начинает автор за здравие, а заканчивает... даже не за упокой, а просто никак - морализаторским бредом".
   Понятно, писал напыщенный самодовольный человек, который о морали слышать не может и не хочет. Одним словом, хозяин жизни с комплексом победителя. Мне жаль таких. Они очень легко ломаются от малейшей трудности. Крылья-то у них орлиные, а душа воробья.
   Слизняк Саша, говорите? Слизняк бы, во-первых, не выстоял в тех условиях, в каковых оказалась наша наука в 90-ых годах прошлого века, спился бы. И, во-вторых, где Вы, интересно знать, видели слизняка, целеустремлённо идущего к своей цели и достигающие её, несмотря ни на что? Тавтология-с... Ничего, в обзоре допускается... Не в печать же...
  
   И ещё немножечко высказываний из пустынных местностей, где видимо-невидимо барханов. Убедитесь сами.
  
   BARXAN: "Неплохо...скажем,так - могло быть и хуже".
   Опять умничает автор. Такой стиль критики тоже популярен. Вроде похвалил, но в то же время облил грязью. В общем, ничего, но в частность - полное дерьмо. При этом никакой конкретики. Попробуй такого человека вызвать на откровенный разговор, испугается, затаится в норке.
  
BARXAN: "Правда,насколько я понял,в экономике не разбирается вовсе не автор,а ГГ.
Едва ли автор отождествляет себя с ГГ, постольку поскольку ГГ - дебил редкостный,а автор,судя по тексту
- нет".
   Вот это душевно. Наверное, Вам, Владимир Ильич, фразу сию можно использовать в качестве литературного бальзама. Хотя я так и не понял, кто же такой этот ГГ.
  
BARXAN: "Занятно читать хорошо проиллюстрированную попытку забивания гвоздей микроскопом... У человека в руках неистощимый халявный источник энергии,а он несет бред о каком-то вшивом золоте..."
   Господин (жа), вероятно, ярый и законченный физик от сохи, как и его предшественник по критике. Я имею в виду ВОРОНА КЕДИНА, хотя и пытается отмежеваться. Во-первых, причём здесь забивание гвоздей? И каких-таких гвоздей? Не тех ли, что у господина (жи) из головы вывалились? Во-вторых, морально-этические проблемы, с тем, кто и как будет этот источник использовать (понятно, что автору открытия сразу крылышки-то подрежут), не существуют для автора критического замечания.
   А, вообще говоря, сам бы как он такой источник энергии приспособил? Сел бы на бочке с этой энергией и ссуживал её кому-либо? Смею уверить, не получилось бы.
   И, в-третьих, "вшивое" золото, как это ни банально звучит, всё ещё правит миром. Стереотипы, нажитые тысячелетиями, убить в одночасье сложно. Кстати, дав возможность производить это самое (со слов критика, вшивое) золото, изобретатель (герой Контровского) как раз РЕШИТЕЛЬНО все государства поставил в равное положение относительно БЕЗРАЗМЕРНОГО источника энергии. Или критик считает, будто все будут добывать золото, обесценивая его, нимало не задумываясь о том, зачем нужна ЭТА ШТУКА из зеркал? Извините, вы несёте бред, дорогой критик.
  
BARXAN: "В общем,опять опустили совковую интиллигенцию ниже плинтуса..."
   Этот критический комментарий, вероятно, написал человек, считающий себя этим самым обиженным интеллигентом, но не способный вспомнить, как же правильно пишется это неудобное слово. В любом случае. От кого бы ни исходила сия информация, Смею Вас уверить, Владимир Ильич, что никакой литературно-критической ценности она не представляет. Так, обычный набор расхожих фраз. Никакой конкретики.
  
   На СИ тоже "полна горница" таких "критических огурцов". Обычно авторы подобных экзерсисов достаточно просто укладывают все свои невразумительные мысли в один невеликий абзац, из которого можно понять, что автору сделал одолжение, по меньшей мере, гениальный небожитель, снизошедший с литературного Олимпа исключительно по доброте душевной.
   На каждый чих не нажелаешься, на пасквильность каждого критика не напечалишься.
  
   Пришло время огласить маленькое резюме от незадачливого обозревателя.
   Кто же остался обиженным? Пожалуй, недружелюбные критики. Но никак не интеллигенция, которая опущена ниже плинтуса исключительно в горячечных мозгах лихих парнишек и девчушек от демократической вседозволенности. Интеллигент на то и интеллигент, что его ни размазать, ни намазать на хлеб вместо масла не удаётся. Свобода творчества, свобода поиска, свобода, наконец, творческого поиска не зависит от внешних обстоятельств. ЭТО всегда внутри.
   Пафосно? А кто говорит, что нет. Разумеется, пафосно. Но это лучше, чем на базарном сленге в одночасье одичавшего рынка.
   Владимир Ильич, даже не сомневайтесь, повесть Ваша удалась! Все действия героев мотивированны и обоснованны. Хорошо описан процесс решения проблемы с "философским камнем". Автор прекрасно знает "кухню" НИИ химической направленности. Скрыть это нельзя. Ловишь порой себя на мысли, эге, а фантастика ли всё это? Слишком уж на реальность похоже.
   Фабула сюжета захватывает, читается на одном дыхании. Социальный фон выписан очень точно, а история с драконом - не ружьё, а целая гаубица.
   На этой салютующей из всех орудий ноте, разрешите снять шляпу, раскланяться и выразить уверенность, что автор "алхимика" ещё не раз порадует нас своим творчеством.
  
   12-14 ноября 2006 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"