Иванов Дмитрий Викторович: другие произведения.

Гоголь курильщика - отзыв на фильм "Гоголь. Начало"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой обзор по фильму "Гоголь начало".


Гоголь курильщика

0x08 graphic

  
   Ох уж этот российский кинематограф - путь тоски, юдоль разочарований. Фильмы последнего времени, словно эксперименты алхимиков из Вар Крафта, - что ни делай, получается всякая хрень. Ни кучи денег, ни новые лица, ни спецэффекты не спасают. Но всякий раз при выходе очередной картины думаешь: "А вдруг ..."
   Ещё дают о себе знать раны от "Деда мороза, битвы магов" и "Викинга", а я снова наивно спешу проголосовать своими деньгами за очередной шедевр нашенского киноискусства. Но на сей раз есть прогресс и контакт есть. Первый раз со дня своего рождения я не пожелал, что сходил на наш российский фильм. Но такой ли он российский? Об этом чуть позже.
   Итак, понедельник, время 13:15. Подхожу к кассам. Открывают экран с залом. Как бы сказали во времена Гоголя: "Пожалуйте, барин, выбирайте место'c". 30 минут до сеанса - всё свободно. И хорошо. Тыкаю почти в саарскую ложу - третий ряд посередине - в полной уверенности, что теперь-то меня никто не потревожит хождением в кабинет философии или шествием с попкорном, напитками и маленькими детьми. В общем, как бы сказала леди Анна, "ганц гениаль". И цена всего 100 рублей ассигнациями. Но почему народу-то нет? Неужели фильм такой уж провальный? Ну ладно, раз припёрся, заплатил - давай сиди и терпи. После "Викинга" всё равно хуже уже быть не может.
   Показывают трейлеры, в том числе и оный "Матильды", а ведь её эта сеть кинотеатров решила сие скандальное произведение не демонстрировать, или снова журналистские утки? Когда начался сам фильм, я даже не понял, что это он. Под вполне современную музыку нам показывают обнажённые части тела, то ли живаго, то ли мёртвого, которые откуда-то свешиваются. Как бы сказал поэт, "О закрой свои бледные ноги". Оказывается, это один из разбойников везёт добычу в разбойничий лагерь - красну, а, вернее, бледну, замёрзшу, анемичну девицу. Не понятно, почему один пошёл на дело, а другие изволят прохлаждаться. Будем считать, что у двоих в это осеннее время приключится острый приступ фульминантной меланхолии, а то какие-то невесёлые они. Далее сии джентльмены собираются над ней грязно надругаться, но тут появляется всадник, как и положено, без головы (то есть на месте головы есть капюшон, но саму голову так и не показали ни разу, значит, без оной). Из плоти всадника с треском прорастают ребристые рога, уместные более для неких горных обитателей, относящихся к отряду парнокопытных. Эту деталь я считаю дешёвой и совершенно неуместной. Ну да что за нечисть без рогов? Будем считать, что сие есть атрибут диавола 80 lvlа. И тут как нельзя кстати пришлась бы фраза Гэндальфа, которая в вольном переводе сударя, именующего себя заморским словом "гоблин" звучала: "Тикайте, хлопцы". Но нет. Наши херои решили отобрать у всадника его модный девайс в виде снаряжённого маунта, да только не прокачали нужные скиллы и не обзавелись подходящим шмотом. Нежданный гость наносит серию точных ударов, каждый из которых - инстакилл. В итоге у романтиков с большой дороги полный вайп. А что же девушка? Я сразу знал, что это - не история о чудесном спасении. Господин ставит её на колени и лёгким движением руки наносит рану на груди. Оттуда хлещет поток крови прямо в рот нечестивцу (Хотя какой рот? Всадник-то без головы, короче в то место, где у нормальных всадников имеется рот). Всё это напоминает нам последнюю струнцу кодекса Борджиа, где боги подобным образом принимают чальчиуатль. Вот такое первое впечатление. Говорят, что оно всегда самое верное. Но здесь всё не совсем так. Ведь мы ещё не познакомились с главными героями этой эпопеи.
   Во время вступления нам показывают вводные титры. Оказывается, идея сего произведения принадлежит ранее широко известному "телевизионному деятелю искусств", чья творческая активность намного превышает его собственный рост, а именно г. Цекало. К этому джентльмену у меня отношение не очень хорошее. Я ещё помню кабаре-дуэт "Академия" и песней "И ты стремишься в Баден-Баден" и рекламу, говорящую о том, что "Хопёр Инвест - отличная компания". Экзерсисы г. Цекало на Первом канале, относящиеся к более зрелому этапу творчества, выглядели уже лучше. Но всё равно это - попса, а попсе, как известно, бой. Добавьте сюда мою нелюбовь к всяческим гномам, дворфам гоблинам и прочим полуросликам. Вот такие мысли пронеслись у меня в голове. Но, видимо, так как, моё радужное настроение ещё не успел никто испортить, я решил дать г. Цекало шанс завладеть моими умом и сердцем.
   Итак, главный персонаж. Мы с ним знакомимся в следующем эпизоде. Это и есть Николай Васильевич Гоголь. От реального прототипа у нас имеется имя, роскошная шевелюра и прочие элементы внешности, литературная деятельность, а также связь с потусторонним миром. Наверное, есть также и некоторые черты характера, но я лично с Николаем Васильевичем не имел удовольствия быть знакомым, а потому судить не стану. Перед нами, господа, новый супергерой, взращенный на нашей русской почве. Супергерои, вообще, создания заокеанские, все попытки создать стойкую популяцию этих созданий в наших суровых землях ни к чему хорошему не приводили. Климат, видимо у нас не тот, или вода бедна йодом, то ли солнца мало. Снова мерещится "Викинг" - не к ночи будет помянут окаянный. Но Гоголь - сей вариант, как я полагаю, наиболее удачный. "Разве есть у него хоть какие-то атрибуты супергероя?" - спросите вы. "Чуть менее, чем все", - отвечу я. Во-первых, он - герой, так режиссёр повелел. Во-вторых, стоит на стороне бобра. В-третьих, у него наличествует сверхъспособность - получать видения из иного мира, которые имеют самое что ни на есть практическое применение. В-четвёртых, у него есть наставник - Яков Петрович Гуро, который не только учит своего подопечного криминалистике, но и подсказывает идеи для последующих литературных изысканий. В-пятых, когда все обстоятельства поворачиваются против него, он продолжает идти верной дорогой. В-шестых, у него есть девушка (или даже две), хоть эта линия тут показана не так уж и явно, и ... суперкоманда из кузнеца, доктора и слуги. "Кажется, у него нет суперкостюма", - заметит въедливый читатель. А чем вам викторианский костюмчик с эелементами стимпанк не облачение супергероя? Или Вы хотите великого литератора обрядить в трусы поверх обтягивающих штанов? Думаю, эта деталь ... не будет способствовать созданию гармоничного образа.
   Играет главного героя актёр Александр Петров. Первый раз я его увидел в рекламе Мегафона. Да-да тот писатель, который ручку забыл. Так что изображать литераторов ему уже случалось. Г. Петров недавно блистал в "Притяжении", но как говорил С. Есенин, "ни при какой погоде" я такого смотреть не буду, а то у меня, пожалуй, случится апоплексический удар или пляска святого Вита. Этот красавчик, конечно, не отличается гераклическим телосложением, но здесь некая тщедушность - это важный элемент образа. Герой наш хоть и супер, но атипичный. Он прокачал не силу и стамину, а дух и интеллект. Играет парень нормально. Благо, тут не философско-созерцательные творения уроженца империи Цин Чжана Имоу, где на лице нужно выразить все мыслимые и немыслимые эмоции, да так, чтобы ни один мускул не дрогнул. Здесь задача попроще. Каждые десять минут фильма наш герой или получает по башке тупым тяжёлым предметом, или падает в обморок без посторонней помощи. Тут он всякий раз картинно открывает свои ясные глаза, которые становятся ещё ярче от болезненной бледности персонажа. Так что внешность актёра сыграла, определённо, на руку. В остальное же время господин Гоголь предстаёт натурой тонкой душевной организации с обострённым чувством справедливости и долга, пытливым умом, сильной впечатлительностью, слабым здоровьем и умением попадать в разного рода переплёты. Я терпеть не могу героев сильных, смелых, решительных, умеющих всё. Они нереальны, подавляют тебя своим превосходством, заставляют думать о собственной ущербности. А Гоголь со всеми его слабостями и хрупкостью как раз-таки более симпатичен, более близок современному человеку. Мы бы тоже испугались на его месте, мы бы тоже побежали, мы бы тоже не смогли выдержать удар здорового поселянина, мы тоже не умеем управляться с лошадью и потеряли бы аппетит в предвкушении вскрытия мёртвого тела. Многие из нас боятся крови и не выносят запах трупов. Его волевые решения диссонируют с вышеприведённой характеристикой. Но они все принимались в состоянии аффекта, сильного душевного переживания под влиянием боли и утраты. А это гармонирует с образом человека, пребывающего не в себе. Так что его сила - это преодоление слабости, его смелось - преодоление страха. А ещё герою свойственна интуиция и уверенность в правоте его видений.
   Теперь о сверхъсопособности. В самый нужный момент Гоголь отключается и действует под влиянием иного мира. В эти моменты он может сам кое-что записывать и зарисовывать или вполне реально уходить туда, куда его ведут нечистые силы, или пребывать в сфере потустороннего лишь сознанием, телесно оставаясь на месте. Вся полученная информация, даже, на первый взгляд, сумбурная, оказывается полезной. А сам Гоголь правильно её истолковывает. Например, я бы не догадался в случае с липой и, наверное, пустился бы обследовать деревья. При этом в мире мёртвых Гоголь сам, кажется, - персона далеко не последняя. Мы видим его образ там - ужасное лицо без глаз, которого боится даже мёртвая колдунья. Кто он на самом деле? По словам умершей девушки Оксаны, герой так и не раскрыл своего дара в полной мере и не научился им управлять. А, значит, в следующих частях нас ждут сюрпризы. Надеюсь, мы-таки сможем понять, откуда этот дар проистекает. Я не готов принять его, как аксиому. Мне потребно знать источник сверхъспособности.
   Стоит отметить, что история с поэмой "Ганц Кюхельгартен" является подлинной. А рассказ о том, что с ней автор приезжал к Пушкину, но нашёл того слишком утомлённым игрой также приписывается биографии писателя.
   Второй персонаж - это Яков Петрович Гуро. На роль приглашён сам Олег с аристократической фамилией Меньшиков - суперзвезда фильма. Наверное, можно смело утверждать, что он величайший из ныне живущих российских актёров. Здесь он тоже играет звезду, яркую личность - лучшего сыщика империи. Господин Меньшиков уже имел опыт изображать человека, ведущего расследование, в фильме "Статский советник". Я смотрел его 10 000 лет назад, но думаю, что некоторые черты, определённо были привнесены оттуда. Данный герой - полная противоположность Гоголю - сильный и телом, и духом, здоровый, решительный, самоуверенный. Прекрасно одет, и любой костюм на нём сидит хорошо. Мысли излагает чётко, изъясняется чеканным фразами, точно знает, чего хочет, в то время как Гоголь говорит несмело и с запинками. Если Николай Васильевич полагается на интуицию и стиранные видения, то Яков Петрович Гуро опирается лишь на свой разум, оружием которого является логика. Он умело проводит вскрытие, обследует место преступления, улики сами плывут к нему в руки, а люди начинают выбалтывать нужную информацию. Конечно, последние два факта созданы искусственно, чтобы быстрее двигать сюжет фильма. Но у столь яркого персонажа это не кажется таким уж неуместным, недочёт сглаживается до степени незаметности. Противопоставление Гоголю явно видно в сцене поездки. Гуро в карете чувствует себя уверенно. Он спокойно ест и пьёт кофе. Гоголь же явно страдает от тряски и, наверное, от клаустрофобии, всё время куда-то заваливается, сползает по стене, вид у него растрёпанный и помятый. А вот на Гуро, кажется, даже тряска не действует. Столь яркая личность, естественно, затеняет и самого Гоголя, и сыгравшего его молодого актёра Александра Петрова. И вполне логично, что великий сыщик гибнет в середине картины. Именно его смерть позволяет выйти главному герою на первый план. После смерти Гуро появляется в фильме ещё два раза. Сначала мельком в ночном лесу, а затем стоящим над Диканькой с видом завоевателя. Смысл этого последнего явления я так и не понял. То ли он и есть сам главный злодей - всадник без головы (но, тогда как объяснить, что убийства совершались и до его прибытия к местам событий), то ли это злой гений принял образ убитого им человека, то ли следователь выжил в битве с душегубцем.
   После смерти от убиенного остался сундук, который должно было передать г. Гоголю. Прикоснувшись к нему, Николай Васильевич получает видение. Что в ящике, так и не показали. А ведь это прелюбопытно. В общем, Яков Петрович Гуро - это ещё одна инкарнация Шерлока Холмса.
   Слуга Гоголя. Обычно слуги, дворецкие, лакеи играют значительную роль в фильмах, взять хотя бы те же "Унесённые ветром", "Собака Баскервилей", "Дживс и Вустер", но тут образ получился малозначительный. Эпизодов и реплик у этого персонажа немного. Запомнился лишь неполиткорректный пассаж про крымских татар. Про эту народность у нас же ныне, как в САСШ про нег... простите, афроамериканцев, - или хорошо, или ничего.
   Александр Христофорович Бинх, начальник местной полиции, носит треуголку. Это - самая запоминающаяся деталь данного персонажа. Зачем ему устаревшая шляпа - не понятно. Ведь действие происходит в николаевской России, когда треуголки давно уже вышли из моды и были стойко заменены на двууголки. То ли сей головной убор завалялся в дальних уголках костюмерной и был неожиданно найден, то ли авторы решили показать глушь провинции, где мода сохраняется ещё со времён государыни Екатерины Алексеевны, то ли художник нарисовал сей концепт арт и ни на какие замены не согласился. Воплощает указанный образ Евгений Стычкин, актёр с оригинальной внешностью, равно как и манерой исполнения. От того персонажи оного становятся запоминающимися, но в то же время похожими друг на друга, конечно не как у Ренаты Литвиновой, но всё-таки. Этот хитрый маленький чиновник любит, чтобы везде была тишь да гладь. Главное, чтобы суеверный народ не беспокоился особо, да начальство из стольного града святого Петра не дёргало. Он, как наши гастарбайтеры, которые накладывают новенькие панели поверх гнилых стен и создают иллюзию красоты да благопристойности. Поэтому приезд господ из блистательного Санкт-Петербурга его никак не радует. Вглубь он не копает, хочет все дела закрыть как можно быстрее и идёт на поводу у тёмных крестьян с их предрассудками. Его реплика о том, что следователь может донести на него, заставила меня думать, что он играет против героев. Однако во мере хода действия выясняется, что всё-таки стоит на нашей стороне. Не понятно, почему г. Гуро отказывается поселиться у него и отужинать с ним. Или стремление дистанцироваться от аборигенов, или намёк на тёмные дела и то, что именно он является всадником без головы, но, как я уже отмечал, последнему противоречит хронология событий, однако, как в нашем, так и в заокеанском синематографе подобные анахронизмы уже давно пороком не считаются.
   Также интересным персонажем является Тесак, помощник полицмейстера. Он ходит в высокой шляпе и носит дурацкие усы. Лицо не обезображено интеллектом, а, скорее, наоборот, демонстрирует природную туповатость. Зато этот человек знает больше всех, так как он - выходец из народа и знаком со всеми местными легендами и поверьями. Именно его реплики являются вторым по значимости после видений Гоголя источником сведений. На месте г. Бинха я бы уже давно заткнул ему язык за пазуху. Выбалтывает он много, например, то, что до этого в Диканьке уже была серия убийств, только начальство постаралось, чтобы информация не просочилась наружу. Когда герои общаются с местными жителями, становится ясно, что расследование уже проведено, душегубец установлен. Здесь вообще все всё знают, а жалкие потуги господ следователей логически подойти к проблеме вызывает у аборигенов только лишь улыбку снисхождения. Казалось бы, вот копни глубже ... Но нет столичных господ все эти байки не интересуют. А между тем, они-то и дают многие важные ниточки для расследования.
   Местная аристократия - Лиза и Алексей Данишевские. Они получили поместье в наследство, хотели вернуться в столицу, но почему-то застряли в глуши. Лиза - вот она, любовь Гоголя. Но страсть заезжего дознавателя остаётся платонической, так как дама замужем. Слуга Гоголя смеётся над барином, а тот прогоняет острослова. Юная госпожа - это и есть та самая тургеневская девушка, тонко чувствующая, отзывчивая, скромная, начитанная, замкнутая, умеренная в желаниях, слабая здоровьем, немного скучающая. Она обладает одним из немногих уцелевших экземпляров поэмы "Ганц Кюхельгартен" и сразу же узнаёт стихи, что производит на Гоголя умилительное впечатление. Лиза не отвергает творчество писателя, но предлагает ему отойти от чуждой русском человеку германской темы и переключиться на описание родных мест близ Диканьки. Имеет ли она какое-то отношение к всаднику без головы, мы так и не знаем. Её муж Алексей показан в фильме непростительно мало. Нельзя так поступать с ключевым персонажем, пусть даже продолжение сериала обещано. Между прочим, он - самый явный претендент на то, чтобы быть всадником без головы. Наверняка, его намеренно отодвигают на второй план, чтобы не фокусировать внимание зрителя. Живёт он, как граф Дракула, в роскошном поместье с мрачными неоготическими интерьерами, напоминающим средневековый замок. Он даёт жене странное лекарство в фиале удивительной формы. Здесь чёткая параллель с фильмом Имоу "Проклятие золотого цветка", где императрица должна принимать лекарство, которое делает для неё лично император. Она знает, что состав на самом деле представляет собой медленно действующий яд. Именно он и является причиной её нездоровья. Сцены, когда женщина принимает яд в этом фильме самые насыщенные в эмоциональном плане. В картине "Гоголь" нам не показывают то, как героиня пьёт лекарство. Только смятение Николая Васильевича и взволнованный взгляд Лизы выдают наличие тайны. При всём при том Алексей - радушный хозяин, он не бросил Гоголя, попавшего под колёса его брички, попытался его хорошо накормить, дал ему лошадь, чтобы добраться до Диканьки. В общем, персонаж не успел как следует проявить себя, а потому делать выводы рано.
   Оксана - умершая дочь мельника, которую загубила собственная мачеха, утопленница, пропавшая 30 лет назад. В противоположность Лизе по нраву более живая. Именно она является проводником Гоголя в потусторонний мир. Девушка говорит о его даре и устраивает герою первое испытание. На стене в номере дознавателя висит некий чёрный квадрат. Лично я решил, что это - зеркало, хотя там никогда ничего не отражалось. Зато в нём появляется Оксана и наблюдает за Гоголем. Кроме того, в фильме намечается любовный треугольник, а если считать мужа Лизы, - то и четырёхугольник. Мёртвая девушка влюбляется в молодого барина, приходит к нему под видом Лизы и совокупляется с ним, принимая разные обличья. После этого Николай Васильевич не может чётко определить, была ли пикантная сцена во сне, или наяву. Тогда же она предупреждает его о пожаре в доме. Кроме того, в конце фильма Оксана говорит, что любовь к Лизе мешает Гоголю раскрыть свой дар связи с нечистью. То ли это - проявление ревности, то ли светлое чувство действительно не дат в полной мере проявиться тёмной стороне души писателя.
   Кузнец Вакула здесь - не молодой хлопец, а умудрённый летами человек. Хотя, если его полёт в столицу состоялся в правление блистательной Екатерины. Значит, прошло уже около 40 лет (смерть Екатерины 1796 г. Начало работы над "Вечерами на хуторе близ Диканьки" - 1829 г). Его играет Сергей Бадюк, мастер боевых искусств, ведущий телеканала "Боец" и даже корреспондент в Сирии. Образ, однозначно, брутальный воплощающий силушку богатырскую. Его кузница полна таинственными рисунками, на некоторых изображён чёрт. В фильме мы только знакомимся с Вакулой. Персонаж также не раскрыт.
   Доктор Леопольд Леопольдович Бомгарт. Весь фильм пьёт. Спился он, так как не нашёл в провинции для себя подходящего интеллектуального занятия. Учился в академии хорошо, даже начал писать диссертацию, за которую был сослан сюда. Интересно, как же изыскания в области медицины могли подорвать основы самодержавия? МБ мы узнаем это позже. Несмотря на пианство, знания он сохранил, а потому смог провести вскрытие, установить причину смерти и распознать состав свечки нервнопаралитического действия. А ещё опьянение идёт даже на пользу, как у пьяного мастера. При нападении мёртвой колдуньи именно он по забывчивости зажигает ту самую свечку, от которой старуха-вурдалак резко ослабевает. Интересно, почему это "химическое оружие" подействовало на нежить, ведь только живые могут травиться. Хотя можно считать, что цыгане, у которых свечка была куплена, наделили её не только отравляющими веществами, но и чарами.
   Итак, у нас полная команда танк - Вакула, хил - Бомгарт и маг - сам Гоголь. Можно отправляться в рейд.
   Против кого же они идут?
   Мы переходим к главному злодею - тому самому душегубцу. В общем-то, всадник, без головы, который убивает, - персонаж не новый. Вспомнить хотя бы "Сонную лощину". Убивец владеет холодным оружием и носит отменный костюм, ладно скроенный, будто для карнавала готов. Всадник может возникнуть из ниоткуда, да только постоянно промахивается, а догнать никого не может почти всегда. Даже Гоголь, который не особо владеет верховой ездой, от него ушёл. С назгулом его роднит эпизод, когда Николай Васильевич с девушкой сидят под деревом, а всадник останавливается по другую сторону от ствола и то ли прислушивается, то ли принюхивается. Точно такой же был в первой части "Властелина колец" с хоббитами. У лиходея была сообщница - хозяйка постоялого двора, которой русалки ночью отрывают руку. Ведьма нападает на дознавателей, но получает пулю в затылок, от чего голова её напоминает не вполне живописное кольцо. Думаю, не самый удачный момент в фильме. После этого к её телу в сарае подходит всадник, одним манием руки восстанавливает внешность и заставляет труп говорить. Возможно, он поднимает и убитую женщину из истории с красной свиткой или, по крайней мере, подчиняет её своей воле. На местах преступлений дуцшегубец оставляет нечестивый знак. Мы так и не знаем, зачем ему это потребно, что сей символ означает и откуда происходит. На мой взгляд, ещё одна никчёмная романтическая деталь. Судя по уровню могущества, всадник может за раз переубивать всех жителей Диканьки, но от чего-то этого не делает, а затягивает какую-то непонятную игру. Мотивы его не ясны, выбор жертв - тоже. Кузнец утверждает, что он смог даже подчинить самого Диавола. Вот и всё, что нам становится известно о всаднике - воплощении вселенского зла.
   Итак, мы разобрали наиболее значимых героев. А теперь о картине в целом. Такие фильмы я называю не цветными. Везде серое - серая земля, серые доски, серые дома, серые ткани, серые стволы деревьев, даже серые лица. Ничего яркого. Лишь одно пальто господина Гуро алеет, противопоставляя его провинциальным обывателям. Эта деталь - исключение, которое только подтверждает правило. Сыщик - человек нездешний, относящийся к другому миру, тем более, что ему предстоит уйти. Действие происходит осенью, но это - не золотая осень. Лес не убран "в багрец и золото", он стоит угрюмо, словно вдова в траурном платье. Трава пожухла, листья побурели. Дни пасмурные, нет яркого солнца. "Унылая пора", - как сказал современник Гоголя. Помещения освещены неярко даже днём. В большей части фильма действие происходит ночью. Здесь создатели картины щедро используют дым, пар, туманы, отсветы, тени. Однако хорошо, что нет дождя. А потому кадры не портит месиво грязи, которую так любят показывать многие российские режиссёры.
   Место действия - деревня и окрестности. Поля, лес, река, господский дом, заброшенная мельница. Что мне показалось важным, так это - неяркий местный колорит. Действие происходит в Российской империи, а русское в глаза не бросается. Конечно, есть традиционные костюмы и прочие детали. Но всё это какое-то сглаженное, обезличенное, национальные четы не яркие. Будто это и не Россия вовсе, а некая европейская страна, лишённая идентичности. Так, если сказать, что действие происходит в Трансильвании, то мало кто заметит подвох. Только на свадьбу невеста примеряет украинский веночек, да поп ходит в рясе православной церкви. Я даже золотых куполов не заметил, будто в Диканьке и церкви-то нет.
   Сюжет тоже беден национальными чертами. Он основан не на западной мифологии, а на отдельных разновидностях современного стиля фэнтези, который уже имеет собственную традицию, всё более удаляющуюся от фольклорных корней. Всадник, некромантия, следователь, видения, почерк серийного убийцы - всё это современные наслоения. Не было такого в русских народных преданиях. Нет, я не хочу сказать, что это плохо. Я просто говорю, что так есть, по крайней мере, так представляется мне как зрителю.
   Теперь о том, как создаётся впечатление от картины. А делается это штампами. Большинство деталей уже точно где-то использовались, и при том не один раз. Карета, которая едет по угрожающей безлюдной местности, вспархивающий ворон (ну как ему не вспорхнуть-то?), стелющийся туман, мутные стёкла, мельница, которая ночью целая, а утром разрушена, колеблющиеся шторы, мрачный особняк с неоготическим интерьером - это всё знакомые детали по многим фильмам и литературным произведениям. Теперь действия и проявления нежити - нетленный труп после эксгумации, мертвецы, количество которых увеличивается, которые обступают героя, блуждания между восставшими умертвиями, прекрасное лицо, которое вмиг становится лицом разложившегося трупа, опознание ведьмы на утро по части тела, искалеченной ночью, огромная физическая сила колдуньи, зовущий призрак, неожиданный стук в дверь, после которого на пороге никого не оказывается, колдующий призрак, мертвец, который возникает то спереди, то сзади, лицо усопшей, выглядывающее из воды, призрак, порождающий новые и новые свои копии, мертвец, хватающий за ноги из-под кровати, лицо умершей женщины с клыками, тёмными. подтёками изо рта и кругами вокруг глаз, превращение нежити в человека, заманивание в ловушку, демонический смех. Всё это мы видели. Всё это уже было. Но так ли легко со всем нашим багажом, накопленном более, чем за 100 лет, найти новое решение в кинематографе? Думаю, что нет. Подчас попытка создать нечто своё, доселе невиданное приводит к непониманию и отторжению у публики. Лишь немногие авторские идеи становятся успешными. Эти же страшилки основаны на наших страхах, которые если не записаны у нас в генетическом коде, то уж точно родом из самого раннего детства. Неприятие чёрных птиц и их резких неожиданных криков, страх, что кто-то схватит тебя ночью из-под кровати, боязнь воды, зеркал и отражений в них, страх окружения, непереносимость вида крови, противопоставление леса жилищу. Все эти инстинкты столь естественны для нас, что мы хотим переживать из вновь и вновь. Ведь фильм "Гоголь" хоть и далеко ушёл от фольклорной традиции, всё же основывается на ней, он не порывает с ней, а прочно стоит на фундаменте народных суеверий. А потому я считаю использование простых и понятных, общепринятых приёмов не недостатком, а достоинством картины. Она является продолжением таких знаменитых работ, как "Сонная лощина", "Вен Хельсинг", "Братство волка" и др. Думаю, что некоторые элементы создатели сделали нарочно узнаваемыми, чтобы пробудить у зрителя воспоминания о полюбившихся творениях.
   В отзывах в Интернете это творение критикуют за незавершённость. Я же считаю, что невозможно рамках одной кинокартины во всех подробностях показать достаточно большое произведение. Большинство важных фильмов выходят по частям. Это и "Властелин колец", и "Хоббит", и "Звёздные войны" и даже "Гарри Поттер". Насколько жирна точка, поставленная в конце, думаю это не особо принципиально в свете обещанного продолжения.
   Итак, подведём итоги. Данное произведение кинематографии создано со вкусом, чувством меры и уважением к зрителю. Некоторые моменты, например, обилие обнажённых тел или косяки, как африканская улитка в российской глубинке, могут показаться спорными, но не особо влияют на общее впечатление. Перед нами успешная попытка создать русский фильм о супергерое на основе нашей истории и народных верований. Сюжет и антураж картины относятся к жанру традиционного готического фэнтези с элементами фольклорных мотивов и произведений самого Гоголя. Авторы смогли успешно переработать образ и творчество писателя в свете современного мифотворчества и вылепить героя, интересного зрителю наших дней. Многие детали остаются недоделанными нераскрытыми, развитие этих мотивов, несомненно, ждёт нас в последующих частях цикла. В то же время создатели, скорее всего, намеренно затушевали национальные черты, выдвинув на передний план общефэнтезийные мотивы, возможно, для последующего проката в других странах. Думаю, что такое вполне возможно. Конечно, эта картина далеко не первой категории. Но она лучше многих выкидышей западного кинематографа, попавших на наши голубые экраны. Думаю, в отличие от того же "Викинга", продавать такое за рубеж будет не стыдно.
   Я рекомендую читателям посмотреть этот фильм. Пусть он подарит Вам приятные эмоции, повод для беседы, крепкий сон и многочисленные фанфики. А может быть, кто-то из вас возьмёт с полки потрёпанный томик Гоголя и перечитает "Вечера на хуторе близ Диканьки".
  

0x08 graphic

  
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Р.Прокофьев "Игра Кота-3" (ЛитРПГ) | | LitaWolf "Неземная любовь" (Любовное фэнтези) | | И.Смирнова "Проклятие мертвого короля" (Приключенческое фэнтези) | | А.Субботина "Плохиш" (Романтическая проза) | | О.Обская "Невеста на неделю, или Моя навеки" (Любовное фэнтези) | | Л.Каминская "Сердце дракона" (Приключенческое фэнтези) | | В.Крымова "Смертельный способ выйти замуж" (Любовное фэнтези) | | М.Боталова "Академия Невест" (Любовное фэнтези) | | Д.Коуст "Золушка в поисках доминанта. Остаться собой" (Романтическая проза) | | В.Мельникова "Невеста для дофина" (Фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"