Иванов Дмитрий Викторович: другие произведения.

Архитектура, история и искусство Ушмаля

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ушмаль - город конца классического периода, построенный индейцами Майя. Знаменит своими большими богато украшенными зданиями в стиле Пуук. В первой части рассказывается о Пирамиде Волшебника, Женском монастыре и площадке для игры в мяч. Я сам побывал в Ушмале и сфотографировал для своих читателей основные здания города.


Архитектура, история и искусство Ушмаля. Часть I

  
   Ушмаль - город майя на полуострове Юкатан. Название, возможно, происходит от юкатекского "ox-mal", что значит три раза строившийся. Расцвет города пришёлся на поздний классический период IX-X века. В этот период количество жителей достигало 25 000 человек. Он был оставлен двумя веками позже. Большинство зданий в городе постоянно обновлялись и перестраивались. Согласно источникам колониального периода, Ушмаль основал Хун Уициль Чаахк или Ах Куиток Тутуль Шиу в VIII веке. Предполагается, что имя Шиу может происходить из области, населённой науа-говорящими народами. Однако согласно археологическим данным, поселения на этой территории существовали к тому времени уже не менее 200 лет. Этих ранних жителей города пока невозможно идентифицировать.
   Единственный правитель Ушмаля, известный из современных ему источников - Чан Чаахк К'ахк'наль Ахав. Именно при нём вид города стал таким роскошным, каким мы его видим теперь. Надписи с упоминанием этого правителя относятся к периоду с 895 по 907 гг. Согласно поздним источникам, династия Шиу перенесла свою столицу из Ушмаля в Мани, где представители семейства живут до настоящего времени.
   Здания Ушмаля построены в стиле Пуук. Характерные особенности стиля следующие: Архитектурные па-мятники стиля имеют большие размеры; так, например, "Дворец губернатора", одно из красивейших зда-ний Ушмаля, расположен на четырехсту-пенчатой платформе высотой в 15,5 м и со-держит 24 комнаты. Нередко встречаются просторные помещения, перекрытые одним сводом. Об-лицовка зданий состоит из тонких, тща-тельно отесанных каменных пластин; ор-наментируется только верхняя часть -- широкий карниз. То есть здания кажутся разделёнными пополам: верхняя часть украшенная, а нижняя - без украшений. Некоторые элементы каменных мозаик имеют внушительные раз-меры: отдельные из них достигают в длину 90 см и весят около 80 кг каждая. Тематика мозаик очень разнообразна: змеи, животные, птицы, маленькие хижины, человеческие фигуры, маски бога дождя Чаахка, решетчатый и ступенчатый орнамент и др. Число составных частей таких мозаик иногда очень велико: так, на облицовку "Дворца губернатора" мастера употребили около двадцати тысяч штук пластин. Часто использовались также каменные колонны и тонкие, тесно приставленные друг к другу полуколонны. Последними украшали фасад, чтобы нарушить впечатление монотонности гладких поверхностей.
   В скульптуре стиля Пуук обнаруживаются большие изменения в стиле по сравнению с памятниками предшествующего периода. Реалистические черты, характерные для V-VIII веков, в скульптуре Пуук исчезают или появляются лишь в незначительных деталях, помещаемых в большие поля геометрического орнамента на фасадах зданий. Причины этого, очевидно, следует искать, прежде всего, в угасании культа стел, связанном с большими социальными и политическими изменениями. Стелы еще воздвигаются, но не так часто, как прежде, художественный уровень исполнения ста-новится несравненно более низким; в над-писях исчезают даты "начальных серий". Рисунок фигур небрежен, рельеф ско-рее напоминает вычерченный контур по камню, чем истинную скульптуру. В самом конце классического периода в памятниках начинают явственно прослеживаться черты тольтекской пластики (например, стелы 11 и 14 в Ушмале и др.). Более высокие художественные традиции сохранились в декоративной скульптуре, украшавшей здания. Привлекают своей жизненностью и выразительностью лепные человеческие головы из Ушмаля, сделанные из штука -- в них чувствуется еще пластическая сила, присущая памятникам Паленке и Пьедрас Неграс. Совсем по-иному трактована "Го-лова в змеиной пасти" -- деталь притолоки "Дома волшебника". Скульптура имеет правильные идеализирован-ные черты лица, возможно она изображает божество утренней звезды.
   Здания Ушмаля кажутся построенными без чёткого предшествующего единого плана. Протяжённость центра города около 2 километров. При этом жилые районы и сельскохозяйственные угодья тянутся много дальше, преимущественно на юг. Общая площадь около 10 квадратных километров. Наиболее старые здания построены в стиле Пуук. Они небольшие по размеру и концентрируются в северной группе строений. Во многих более новых сооружениях найдены следы старого строительства, некоторые ранние постройки были полностью снесены. Отреставрированные для туристов здания датируются IX-X веками. Датировка в большинстве случаев примерна, так как сохранились лишь единичные надписи с датами. В этой связи большое значение приобретает датировка по декоративным элементам фасада зданий. В Ушмале видно, как развивался стиль Пуук, постепенно приобретая всё более сложные формы. Поэтому характерные элементы декора можно расположить в хронологическом порядке. Очевидно, под конец существования Ушмаля в жизни его жителей произошли некие социальные потрясения, характерные и для других городов области Пуук. Они отразились в предназначении построек. Так большие входы в здания, которые в большом количестве располагались в каждом из них и, как предполагается, были не характерны для жилых построек, начинают заделываться, и остаётся только один узкий вход в здание. Предполагается, что это свидетельствует о том, что здания больше не выполняли свою церемониально-религиозную функцию, а стали жилищем. Некоторые внутренние помещения были также перестроены.
  

0x01 graphic

Карта Ушмаля

  
  
   В Ушмале много площадей, окружённые с четырёх сторон зданиями в стиле Пуук. В древности они были покрыты белым штуком. Центральная часть города была обнесена невысокой стеной. Большинство зданий ориентировано с севера на юг. С соседним городом КабахУшмаль бы соединён дорогой сак бе.
   Характерным видом постройки для Ушмаля являются дворцовые комплексы - дворы, окружённые с трёх сторон длинными зданиями с рядом комнат. С четвёртой стороны помещалась либо пирамида, либо другое здание. Примерами такого комплекса является Голубятня и Женский Монастырь (здесь и далее приводятся названия, принятые в археологии, они зачастую не связаны с истинным предназначением здания и являются ассоциативными). Также в Ушмале имеются С-образные здания. Их предназначение до настоящее время не ясно. Эти постройки имеют только заднюю и боковую стены. Передней стены нет. Иногда вместо неё стоят каменные колонны, взятые, предположительно, из других зданий. Крыша состояла из недолговечного материала и до настоящего времен не сохранилась. Возможно, в некоторых зданиях имелись опоры из дерева. Вдоль задней стены обычно имеется скамья, которая в ряде случаев разделяется выступающими частями, идущими спереди назад. Нет данных о том, что эти здания были жилыми. Обычно такие сооружения относятся к позднейшим этапам застройки. Часто они находятся во дворах дворцовых комплексов. Многие из них находятся между пирамидой Волшебника и дворцом Губернатора. Здесь С-образные здания порой имеют боковые комнаты и каменный свод.
  

0x01 graphic

C-образное здание между Женским Монастырём и Дворцом Губернатора. Фото автора.

  
  

Пирамида Волшебника

  
   Пирамида имеет четырёхугольное основание со скруглёнными углами. Она облицована грубо отделанным камнем. Высота её около 35 м. С пирамидой связана одна легенда. Неподалеку от Ушмаля поселилась могущественная колдунья. Ей понравились дворцы города, и она захотела, чтобы в них жил преданный ей повелитель. До тех пор во всем великолепном городе у нее не было ни одного друга, она жила лишь со змеями. А ей хотелось овладеть городом. Для этого сделала из трав и змеиного яда яйцо, и из этого яйца вылупился человек -- ее колдовской сын. Мальчик быстро мужал. За один год он научился всему, что нужно человеку для жизни. Только тело у него не изменилось. Он не рос, остался таким же, каким появился на свет, -- карликом.
   Спустя несколько лет колдунья послала сына к властителю Ушмаля. Властитель с любопытством оглядел смешного человечка и спросил, что привело его во дворец. Карлик ответил: "Хочу с тобой состязаться, сойтись в поединке, ибо я сильней тебя". Властитель подверг смешного смельчака ряду испытаний, и невзрачный карлик, на удивленье всем, прекрасно выдержал их. Властителя Ушмаля это разгневало, и он приказал карлику сделать то, чего не может сделать ни один человек, даже сам правитель: пусть за одну-единственную ночь построит новый роскошный дворец, а не то -- голова с плеч. Но карлик был сыном волшебницы, и когда утром властелин проснулся, то увидел великолепное здание, которое стоит в Ушмале и поныне.
А поскольку и это испытание карлик выдержал, ушмальскому правителю пришлось принять дерзкий вызов, который бросил ему волшебник. Для поединка, состоявшегося во дворе дворца, на котором присутствовала вся знать и все жрецы, индейский вождь избрал особый вид оружия -- твердые, как кремень, орехи кокойоль. Соперники, так установил властелин, должны были расколоть орех собственной головой. Первым должен был сделать это карлик. Но, охраняемый волшебством своей матери-колдуньи, он не разбил себе черепа. Наоборот, твердые кокойоли раскрылись сами. Теперь была очередь правителя. Он со всей силой стукнул орехом по лбу -- и упал наземь замертво. Человек, появившийся из яйца стал крошечным господином великого Ушмаля. И потомки его якобы правили Ушмалем до тех пор, пока пуукский город не был покинут во второй раз. А мать-колдунья вернулась в темную пещеру неподалеку от Мани и жила там еще много десятков лет в обществе змей, сползавшихся туда со всего ушмальского государства, которое теперь принадлежало ее сыну. Кроме великолепного дворца, ставшего его резиденцией, волшебник захотел построить и собственную пирамиду. Это и была пирамида Волшебника.
  

0x01 graphic

Пирамида Волшебника и площадь Птиц. Фото автора.

  

0x01 graphic

Этапы строительства пирамиды Волшебника.

  
   В строительстве выделяют по меньшей мере пять фаз.
   Храм I. Самая старая фаза строительства. Это было, скорее всего, отдельно стоящее здания, образующее сейчас восточную границу площади птиц. Построено оно было в классическом стиле Пуук - два ряда по пять комнат в каждом. Причём попасть в задние комнаты можно было, пройдя, через передние.
  

0x01 graphic

  

Остатки Храма I выступают снизу пирамиды. Вид сбоку. Через проход видно, что комната частично заполнена каменной кладкой следующего этапа строительства. Фото автора.

0x01 graphic

Остатки Храма I лежат у основания пирамиды Волшебника. Здесь видны все элементы декора фасада (см. в тексте). Фото автора.

  
  
   Средний вход лежит на уровне современной лестницы, и поэтому сейчас не виден. На последней фазе строительства некоторые комнаты заполнили камнями, чтобы укрепить здание. Двери были снабжены двумя деревянными балками каждая. Они сохранились только в одном проходе. Данная балка датирована в ходе радиоуглеродного анализа 740-760 годами. По углам располагались единичные угловые колонны. В оформлении фасада выделяют несколько ярусов. В цоколе имеются три элемента: два гладких уровня и один из ряда мелких колонн между ними. Нижний уровень сложен из хорошо обтёсанных облицовочных плит. В промежутках между дверными проёмами и между проёмами и углами находятся по три небольших колонны. Средний карниз богато декорирован. Он состоит из больших декоративных элементов, выступающих вниз и наружу. Нижний ряд яруса состоит из простых ступенчатых Т-образных элементов в форме иероглифа Ик. Далее идут плоские рельефы с изображением рыб, витых элементов, переплетённых лент, скрещенных костей, и единичными иероглифами. Над ними располагается ряд мелких колонн с шляпками. Третий ярус фасада гладкий и украшен масками бога дождя Чаахка, поставленными по две одна на другую. Над средним проходом, который в настоящее время скрыт под лестницей найдено изображение головы человека, выходящей из пасти стилизованной змеи. В настоящее время её удалили. Над ней имеется хорошо сохранившаяся маска Чаахка с хоботом, которая скрыта под лестницей и более не видна. Самые верхний уровень до настоящего времени не сохранился. Найденные фрагменты строительного мусора говоря то том, что он мог походить на нижний украшенный карниз.
  

0x01 graphic

Храм I. Видны все элементы декора фасада (кроме верхнего уровня, который не сохранился. Фото автора (деталь предыдущего).

0x01 graphic

Детали богато украшенного среднего карниза лежат на земле. Т-образные элементы первоначально смотрели вниз, а не вверх. Видно оформление цоколя храма I Фото автора.

0x01 graphic

Фигура с притолоки здания I. Голова божества, выступающая из пасти змеи.

  
   Храм II. Собственно, первая пирамида была возведена на втором этапе строительства. Её вершина находилась несколько восточнее первого здания, которое она частично перекрывала. Высота её составляла 22 метра. Для большей устойчивости задние комнаты первого здания были заполнены камнями. На вершине пирамиды стояло здание, ориентированное на восток. Оно представляло собой портик, предположительно, с восемью колоннами. Сюда восходили по широкой лестнице с восточной стороны пирамиды. Позднее длинное пространство портика разделили на три части двумя поперечными стенами, одна из которых слилась с колонной. Фасад здания был гладким. На крыше располагался кровельный гребень, однако он может относится также и к третьему этапу строительства.
   Храм III. К зданию II позднее было добавлено небольшое здания III, состоящее из двух комнат, расположенных друг за другом. Эта постройка ориентирована на запад. К нему также вела лестница, теперь сохранившаяся только фрагментарно. Задняя часть передней комнаты и вся задняя комната целиком были позже замурованы, когда был возведён храм V, лежащий над ними. Храм IIIполностью скрыт под позднейшими постройками и доступен только, если пойти по современному туннелю, проделанному в восточной лестнице. На фасаде этого здания располагались двухъярусный средний и трёхъярусный верхний карнизы, декорированные в типичном стиле Пуук. Из отклоняющейся внутрь верхней части стены выступают каменные шишки, к которым крепился штыковой декор, не сохранившейся до настоящего времени.
   Храм IV. Это здание окружает храм III сверху и с боков и выступает вперёд. Оно построено в стиле Ченес. Типичной особенностью стиля Ченес, имевшего распространение в южном и центральном Кампече, а также в западной части Кинтана Роо, было то, что часто весь фасад оформлялся в виде гигантской причудливой маски небесного дракона или другого божества. Вся поверхность настолько перегружена орна-ментом, что основные линии изображения теряются, и глаз наблюдателя видит толь-ко бесконечно повторяющиеся отдельные детали.К зданию IV идёт лестница с площади птиц. Эта лестница проходит над первым зданием и закрывает его фасад частично. Был оставлен проход к средней комнате здания I. Но теперь он замурован. Для облегчения конструкции над крышей здания I был сделан сводчатый коридор, который не имел никаких других функций. По краям лестницы находятся расположенные друг за другом маски Чаахка. Здание поражает входом в стиле Ченес в виде пасти дракона. Такие архитектурные элементы характерны для местности Рио Бек. Внутреннее помещение относительно высокое, высота свода до 4м. Входной проём поддерживался двумя деревянными балками.
  

0x01 graphic

  

Общий вид пирамиды Волшебника с Западной стороны. Видны Храм I (внизу), храм IV, выше него - задняя сторона храма V. Лестница с масками Чаахка по краям ведёт к храму IV. Фото автора.

0x01 graphic

Маски Чаахка на лестнице, ведущей к храму IV. Фото автора.

0x01 graphic

Лестница к храму IV. На переднем плане Храм I. На заднем плане Южное здание площади Птиц, за ним пристройка к Женскому Монастырю и сам Женский Монастырь.

0x01 graphic

Храм IV в силе Ченес. Фасад выполнен в форме гигантской маски. Фото автора.

0x01 graphic

Храм IV сбоку. Фото автора.

  
  
   Храм V. Это здание было построено последним и расположено наиболее высоко. В нём имеется две узкие комнаты и находится непосредственно над зданием II на уровне конца кровельного гребня. Новая лестница, ведущая к храму, прошла над зданием IIи полностью его закрыла. С западной стороны сооружены две лестницы по бокам о здания в стиле Ченес. Это здание отличается от других тем, что к нему ведут лестницы сразу с обеих сторон. Средняя комната имеет проход, ориентированный на Запад, обе комнаты на севере и юге - на восток. На востоке имеется узкая площадка, от которой идёт широкая лестница ко входам наверху. Западный фасад Нижняя часть стен разделяется на две половины дверным проёмом. По обеим сторонам располагаются поля с украшениями в виде косой решётки. В центре каждого располагалось по скульптуре, от которых сейчас сохранились лишь фрагменты. По сторонам от них стены гладкие. Средний карниз состоит из гладкого поля, окантованного сверху и снизу выступающими бордюрами. Стены здесь украшены четырьмя отдельными спиралевидными орнаментами, из которых выдается прямоугольный штифт, на котором, возможно, закреплялась фигура. Верхний карниз оформлен, как и средний, но несколько выше.
  

0x01 graphic

  

Восточный фасад пирамиды Волшебника. Стиль Пуук. Храм V. Фото автора.

0x01 graphic

Храм V в стиле Пуук. Видно изображение хижины с пальмовой крышей и проделанный лаз к Храмам II и III. Фото автора.

  
   Восточный фасад несёт меньше украшений. Нижняя половина стен гладкая и соединяется с верхней типичным трёхуровневым карнизом. Верхняя половина сильно разрушена. В продолжении срединной линии восточной лестницы находится изображение хижины с пальмовой крышей.
  
  

Площадь Птиц

  
   Западный фасад пирамиды выходит на площадь Птиц. Она лежит между Пирамидой Волшебника и Женским Монастырём (все названия археологические и не имеют никакого отношения к первоначальным, которые не известны). Название произошло от украшения фасада одного из зданий, на котором изображены птицы. Площадь ограничена четырьмя зданиями. Эти здания образуют почти полное кольцо. В центре площади стоит конический алтарный камень. Учёными установлена последовательность сооружения зданий: на первой платформе сначала было построено восточное здание, после него - северное и южное, затем - обе части западного здания, а в самом конце возведены средние комнаты западного здания перед его фасадом.
   С запада находится сложное здание с большим сводчатым проходом посредине. Северная и южная части здания устроены одинаково - три комнаты с простыми входами. Фасад оформлен в классическом стиле Пуук. Цоколь состоит из одного ряда камней. Нижние половины стен гладкие. Средний карниз состоит из трёх компонентов: выступающего вниз и наружу бордюра, над ним - непрерывный ряд мелких колонн и третьего гладкого бордюра. Верхняя половина стен выполнена колоннами с перевязкой посредине. Верхний карниз состоит из четырёх элементов: снизу - гладкий бордюр, углублённый ряд низких мелких колонн, ещё один гладкий бордюр, и традиционное завершение в виде ряда наклонённых вниз и наружу камней.
  

0x01 graphic

Площадь Птиц. Западное здание. Справа видна пристройка. На заднем фоне - Женский Монастырь. Фото автора.

0x01 graphic

Верхний уровень стены, средний карниз и верхний карниз Западного здания на площади Птиц. Фото автора.

  
  
   Позднее к средним комнатам были добавлены пристройки, каждая с тремя входами, возможно, ранее перекрытыми деревянными балками. В строительном мусоре этих входов найдены 22 элемента надписей, не содержащих читаемого текста, а только псевдоиероглифы. Средний карниз состоит из таких же трёх элементов, как и карниз старой части здания, которые по-другому декорированы. Нижний выступающий бордюр имитирует пальмовые листья, средний - погремушки гремучей змеи, третий элемент переходит на верхний уровень стен и изображает листья пальмовой крыши. На этом уровне находятся многочисленные фигурки птиц, из-за которых площадь получала своё название. В завершении наверху находится верхний карниз, такой же, как и у старого здания, только верхние камни снова изображают листья пальмы. По углам из ряда мелких колонн выдаются головы рептилий. Боковые проходы к передней комнате и некоторые другие были в более позднее время сделаны уже, очевидно, чтобы приспособить эти некогда церемониальные помещения для жилья. Оформление фасада возле сводчатого прохода неизвестно.
  
  

0x01 graphic

Пристройки к северному зданию, верхняя часть стен. Видны фигурки птиц и декор, имитирующий листья пальмовой крыши.

  
  
   Северное здание состоит из двух рядов комнат, лежащих один за другим параллельно фасаду. К боковым комнатам вели по три входа. Позже два боковые из них заделали. Средний проход имеет три колонны. Оформление фасада лишь пред полагается.
  

0x01 graphic

Западное и Северное здания площади Птиц, а также пристройки к Западному зданию. За Северным зданием пристройки к Женскому Монастырю и сам Женский монастырь. В центре площади квадратная площадка и алтарный камень. Фото автора.

  
  
   Южное здание образовано портиком с тринадцатью колоннами, за которым лежат три комнаты. Около прохода к средней задней комнате в портике находится платформа для сидения. Реконструкция фасада предполагается. В обломках разрушенного здания найдены многочисленные каменные штифты. Поэтому предполагается, что верхний ярус был образован гладкой стеной, из которой выстояли каменные штифты, на которых крепился декор из штука. С востока площадь замыкает здание Ппирамиды Волшебника.
  

0x01 graphic

Южное здание площади Птиц. Фото автора.

  

Женский монастырь (CuadrАngulo de las Monjas)

  
   Южное здание
   Южное здание лежит на уровне внутреннего двора. Оно состоит из двух зеркальных корпусов длиной 80 м. В каждом по два ряда из четырёх комнат, открывающихся наружу и внутрь двора, то есть на юг и на север. Оба корпуса соединяются аркой, к которой ведёт большая лестница с южной стороны. Это и есть единственный монументально оформленный проход к комплексу зданий. На наружных концах обеих частей здания находятся немного отодвинутые кзади маленькие двухкомнатные здания, в которые можно зайти только со стороны внутреннего двора. Они, определённо, были возведены позже.
  

0x01 graphic

Южное здание Женского Монастыря. На заднем плане площадка для игры в мяч, Дворец Губернатора и Главная пирамида. На площади остатки нескольких С-образных зданий Фото автора.

  
   Верхняя половина стен украшена двумя связанными друг с другом мотивами: на внутреннем фасаде над каждым входом располагается изображение хижины с пальмовой крышей, над которой помещены маски бога дождя, от которых распространяется дым и облака. Между хижинами располагаются или украшения в виде сетчатого орнамента, или гладкие стены и группы из трёх мелких колонн с поясками. Внешний фасад по большей части обвалился. По остаткам, сохранившимся в области западного угла можно предположить, что декор был подобен внутреннему фасаду. Средний и верхний карнизы структурно сходны: два скошенных бордюра ограничивают гладкую выступающую поверхность. Верхний карниз более высокий.
  

0x01 graphic

Южное здание. Декор в виде хижины и маски Чаахка с облаками над ней. Фото автора.

  
  
   Восточное здание
  
   Восточное и западное здания стоят напротив друг друга. К ним можно подняться по ступеням. В здании 14 комнат. Два параллельных ряда по 7 комнат в каждом. Наружу открываются только 5 входов. Средние комнаты больше, чем все остальные. Задняя и боковые стороны одинаково плохо сохранились.
  

0x01 graphic

Восточное здание. Женского монастыря. На заднем плане Пирамида Волшебника. Фото автора.

  
  
   Нижняя часть стен полностью гладкая. В верхней части чередуются гладкие участки с сетчатым орнаментом. По углам находятся каскады из четырёх масок Чаахка. Из-за больших размеров средней комнаты с боковыми камерами расстояние между средним и боковыми входами очень большое. Однако верхняя часть фасада разделена на семь равных промежутков. По сторонам от центрального входа находятся столбики параллельных двухголовых змей. Длина их тел увеличивается снизу-вверх. Из середины столбика выступает голова совы с богатым украшением из перьев, которое по большей части разрушено. Над средним входом находятся три маски Чаахка, стоящие друг на другом. Здесь верхний карниз прерывается. На его месте находятся три параллельных змеи, такие же, как над другими входами. Цоколь состоит из трёх элементов: средний представляет собой чередование гладкой стены и групп из четырёх низеньких колонн, его обрамляют два гладких бордюра. Средний карниз состоит из трёх элементов: бордюра из низких маленьких колонн в обрамлении двух гладких бордюров и сверху скошенный выступающий бордюр. Верхний карниз такой же, но верхний бордюр сильно завышен. Перед рядом мелких колонн на рваных расстояниях друг от друга находятся каменные розетки.
  

0x01 graphic

  

Декор Восточного здания. Видны группы из двухголовых змей и маски Чаахка над входом. Фото автора.

  
  
   Западное здание
  
   Западное здание имеет семь входов, ведущих каждый в свою комнату, а через неё - в заднюю комнату. Оформление входов является образцом позднего ушмальского стиля: вокруг дверного проёма располагается широкое обрамление в виде рамки.
  

0x01 graphic

  

Западное здание. Фото автора.

  
  
   Фасад, обращённый во двор самый сложный во всём комплексе зданий Женского монастыря. Нижняя половина стен гладкая. Над средним входом находится трон с огромным балдахином из перьев. На троне сидит маленькая фигурка правителя преклонного возраста. Задний план выполнен драгоценными перьями. Из этого центрального изображения выходят две переплетающихся пернатых змеи, символ Кукулькана. Ихтелаобрамляютирасчленяютфасад. Над соседними входами располагается одинаковый мотив с не до конца ясным значением, а за ними находятся столбики масок Чаахка, а далее - домики с пальмовыми крышами и масками Чаахка, такими же как на Южном здании. На углах здания находятся поставленные друг на друга маски Чаахка. Над входами располагаются поля с сетчатым орнаментом, перед которым закреплены фигурки людей и животных. Более всего бросается в глаза голова и погремушка змеи над вторым входом с севера. Из открытого рта змеи выступает человеческое лицо. Предполагается, что эти змеи были добавлены после возведения фасада.
  
  

0x01 graphic

  

Фасад Западного здания. Столбец масок Чаахка, переплетённые пернатые змеи, меандр и человеческая фигурка. Фото автора.

0x01 graphic

Композиция над центральным входом в Западное здание. Виден балдахин из перьев, голова правителя и множество перьев вокруг. Фото автора.

0x01 graphic

Декор Западного здания. Маски Чаахка, голова и хвост пернатой змеи. Фото автора.

0x01 graphic

Декор Западного здания. Меандр. Хижина с маской Чаахка над ней, маски Чаахка на углу. Голова змеи выступает из среднего карниза. Фото автора.

  
  
   Трёхчастные карнизы просты, не содержат никаких особых украшений, кроме розеток. Задняя сторона здания сильно разрушена и не реконструирована. На ней были чередующиеся в двух регистрах сетчатые орнаменты и ступенчатый меандр.
  
  
   Северное здание
  
   Северное здание стоит на особенно высокой платформе. К нему ведёт лестница шириной 30 метров, расположенная в середине платформы. С каждой стороны она ограничена зданиями на уровне двора.
  

0x01 graphic

  

Северное здание Женского Монастыря. Видны пристройки. Фото автора.

  
  
   Эти здания одинаковые. Они состоят из двух комнат, первая из которых открывается во двор через портик. Отличие состоит в числе замурованных проходов портика: 4 у западного строения и 2 у восточного. Сохранился только фасад западного из них. Цоколь трёхуровневый - пояс с чередованием участков мелких колонн и гладких поверхностей. Колонны портика оснащены капителем и базой. Средний карниз четырёхчастный: выступающий нижний бордюр, два гладких бордюра и ещё один выступающий бордюр. В верхней части стен доминируют решётчатые орнаменты, над входами находятся участки с меандром. По углам находятся простые маски Чаахка. Верхние поверхности стен довольно низкие. Верхний карниз трёхчастный с гадкими верхним и нижним бордюрами. Из среднего участка встают розетки.
  
  

0x01 graphic

  

Пристройка к Северному зданию. Фото автора.

  
   Само северное здание содержит два ряда из одиннадцати комнат. В задние комнаты можно пройти через передние. На торцевых сторонах находятся по две комнаты, одна позади другой. Так что общее число помещений - 26 с 13-ю входами. С северной стороны входов нет. Центральный вход южной стороны шире других. Как и в западном и восточном здании входы оформлены рамками. Это здание имеет более сложную историю, чем все прочие в комплексе Женского монастыря. Старейшая постройка не имела четырёх боковых комнат, и у неё был другой фасад. Но весь декор был удалён, и мы не знаем, как он выглядел. Боковые комнаты были добавлены только на более поздней фазе строительства, также был сооружён новый фасад. Этот этап строительства является самым последним во всём комплексе Женского монастыря. В этом здании объединяются мотивы других строений комплекса. Цоколь состоит из бордюра из чередующихся участков с тремя мелкими колоннами и гладкой стены с двумя гладкими бордюрами сверху и снизу. Нижнийярусстенгладкий. Средний карниз состоит из трёх элементов: средний - гладкий бордюр, сверху и снизу находятся выступающие наклонные бордюры. Выступающим элементом фасада являются столбики из масок Чаахка. Они разделяют его площадь на отдельные отрезки. Такие же находятся и по углам. Ряды масок выступают над уровнем крыши. Их точное число не известно так как фасад сохранился лишь частично.
  
  

0x01 graphic

  

Северное здание. Маски Чаахка, меандр и решетчатый орнамент. Фото автора.

0x01 graphic

Северное здание. Хижина со змеями наверху. Переплетённые хвостами ягуары. Фото автора.

  
  
   Над некоторыми входами находятся изображения традиционных домов майя, у которых вершину крыши образуют двухголовые змеи, возможно это метафора дыма, поднимающегося над очагом. Перед одним из домов находится скульптурное изображение двух ягуаров с переплетёнными хвостами - мотив, встречающийся и в других частях Ушмаля. Между столбиками масок изображениями домов находятся поля, занятые сетчатым орнаментом с ромбовидными камнями и меандрами. Здесь закреплены выступающие фигуры, изображающие, например, связанного пленника и сову с человеческим лицом.
  

0x01 graphic

Переплетённые хвостами ягуары. Фото автора.

  
  

0x01 graphic

Человеческое лицо выглядывает изо рта птицы. Северное здание. Фото автора.

  
  
   Над вторым входом находится высокий столбик из четырёх масок Чаахка. Оформление торцевых сторон здания не сохранилось. Задняя сторона здания устроена проще. В регулярной последовательности повторяются участки гладкой стены и области с решётчатым орнаментом. Из гладких участков над средним карнизом выступают каменные штифты. На одном из них сохранились остатки мужской фигуры с обнажёнными гениталиями. На высоте головы этой фигуры находится округлая дыра, предполагается, что туда вставлялся каменный штифт, на котором закреплялся череп убитого человека.
   Верхний карниз здания состоял из трёх уровней: двух гладких бордюров с рядом низких мелких колонн посредине. Обычный в таком карнизе верхний скошенный бордюр здесь такой высокий, что может считаться ещё одним уровнем стены, а скошение не выражено.
  

0x01 graphic

Маски Чаахка на углу Северного здания. Фото автора.

  
   Пристройки
   Две длинные постройки проходят одно за другим параллельно Восточному зданию Женского монастыря несколько восточнее. Это два одинаковых здания, отделённые друг от друга узким проходом, который затем был перекрыт сводом. Первым построено южное здание, затем - северное, и от него соорудили арку к южному. А затем построили поперечную стену, которая сделала арку непроходимой и превратила арку в полуоткрытую комнату.
   Оба здания устроены одинаково. Они состоят из двух необычно расположенных помещений. В переднюю комнату можно было зайти через три входа. В заднюю ведёт только один вход. Качество работы чрезвычайновысокое. Ширина свода очень большая. В задней комнате северного здания она равна 4,1 м, а в таковой южного - 4,35 м. Это самая большая ширина свода во всей области майя. Достойны внимания и особенности конструкции наружной стены южного здания. У неё нет ядра из обломков камней, и ненесущего материала, как бывает обычно. Вся толща стены сложена из каменных блоков с использованием ложковой перевязки. Облицовочные камни и дверные косяки отсутствуют. Кажется, что здесь был поставлен строительный эксперимент. Такая же конструкция, но более низкого качества использована в здании 6 Северной группы.
   Поверхности стен гладкие. Из верхней части стены южного здания выступают многочисленные штифты, некогда поддерживающие декларативные элементы. Они сохранились лишь частично. Три фриза состоят каждый из трёх элементов. Средний фриз состоит из - выступающего гладкого бордюра и дух скошенных бордюров сверху и снизу. Верхний устроен так же, но более высокий.
   То обстоятельство, что конструкция стены такая же, что и в здании северной группы, может говорить об одновременном возведении этих построек. Считается, что Северная группа была построена одной из первых в истории Ушмаля. Так что и пристройку можно датировать ранним периодом. Проход между зданиями говорит о том, что комплекс Женского монастыря ещё не существовал. Так как затем был сооружен Женский монастырь, и проход через арку стал упираться в его платформу, арка была замурована. За раннюю датировку говорит и роспись, сохранившаяся в углах здания. Всё пространство нижней части стен и свода было покрыто тёмно-красной краской, а под сводом оставался горизонтальный бордюр с большими чёрными иероглифами на светлом фоне. Это отличительная черта зданий в стиле Прото-Пуук и ранний Пуук, в которых такой бордюр обычно находится на наружной стороне стен. Плохая сохранность не позволяет прочитать текст.
  

0x01 graphic

Пристройки к Женскому Монастырю и арочный проход между ними. Фото автора.

  

Площадка для игры в мяч (Juego de Pelota)

   Площадка для игры в мяч лежит между платформой Женского монастыря на севере и дворца губернатора на юге. Как и другие позднеклассические стадионы она обрамлена двумя блоками стен и возвышений. Собственно пространство для игры имеет размеры 34 в 10 м. Боковые блоки имеют высоту 7,4 м. Они служили для отражения мяча. Поэтому они не несут украшений. В середине с каждой стороны находилось по кольцу. В Ушмале от них остались только обломки. Возможно целью игры было попасть мячом в такое кольцо. На каждом кольце была помещена иероглифическая надпись. Эти надписи сохранились лишь частично. По ним были реконструирована дата 9 января 905 г. Боковые платформы были украшены по канту изображениями гремучих змей. На боковых стенах имелись лестницы, но они сильно разрушены.
  

0x01 graphic

Площадка для игры в мяч. На заднем плане большая платформа и Дворец Губернатора. Фото автора.

0x01 graphic

Кольцо для игры в мяч и декор в виде пернатого змея. Фото автора.

   Продолжение во второй части обзора.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) Р.Брук "Silencio en la noche"(Антиутопия) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"