Иванов Иван Иванович : другие произведения.

Избранное (критика). Часть 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Палий Александр Васильевич, Овчинников Пётр Георгиевич, Андронова Лора


   КВАКОДИЛЬНЫЕ ДЕЛА
   (автор - Палий Александр Васильевич)
  
   Ироничная сказка, наполненная тонкими сатирическими параллелями между реальной жизнью и бытом фантастических приозерных обитателей. Уместный "взрослый" юмор и некоторая "детскость" описания создают эффект совместимости этой книги с читателями различных возрастных групп.
   Через все произведение проходит идея парадоксальных толкований привычных вещей. "Убежище" превращается в "выбежище", так как оно само не убегает, но из него выбегают, "среда обитания" предстает днем недели, а слово "устав" в названии книги - совершенной потерей сил. Здесь напрашиваются аналогии с "Винни-Пухом" и "Алисой в Стране Чудес".
   Ритм произведения не очень хорошо выдержан: автор то описывает красоту природы длинными фразами, то двумя-тремя предложениями рисует какое-либо событие, на которое либо стоило бы потратить больше слов, либо придать всему произведению вид "штриховатости". Иногда из-за такого неравномерного описания в проигрыше оказываются фразы, призванные вызвать смех читателя.
   Самое серьезное замечание - в книге отсутствует интересная фабула. По сути дела, произведение представляет собой описание обыденной жизни гипотетических обиталей озера. Краткое содержание книги: рождается дракон, живет на берегу озера и не делает больше ничего. У него отсутствуют цели и мотивы, свойственные героям динамичного литературного произведения. Акцент делается на мелкие события, нередко, не связанные между собой никаким общим сюжетом, только общими героями. Это самым решительным образом сказывается на занимательности произведения. Остается непонятным, почему автор игнорирует общую сюжетную цель. Этот метод можно было бы понять, если бы он назвал свое произведение сборником сказок, а не сказкой, имеющей главы. Но даже для сборника сказок не могло бы быть лишним некоторое усиление сюжетной линии каждого отдельно взятого рассказа.
  
  
   КВАШЕНЫЕ МЫШИ
   (автор - Овчинников Пётр Георгиевич)
  
   Стихотворение о поедании квашеных мышей.
   После прочтения этой работы у меня осталось некоторое чувство недоумения. Что двигало автором: нормальный здоровый юмор "патологоанатома" или стремление вызвать у читателя ощущение брегливости? Если задуматься, то обе эти цели противоречат друг другу. Ведь первая цель - даже не цель, а система мировоззрения, настолько отличная от общепринятой "среднестатистической", что способна вызвать первоначально несправедливую реакцию отторжения. Вторая цель же - сознательная игра на негативных эмоциях читателя. Исходя из характеристик самого автора собственных произведений, изложенных в аннотации к разделу СИ, можно сделать вывод, что автор ставил перед собой все-таки вторую цель. А это автоматически относит данное стихотворение к разряду произведений для литературных "гурманов", обладающих весьма своеобразными вкусами, по меньшей мере. Если так, то пафосность произведения никак нельзя признать недостатком, так как она служит усилению цели.
  
  
   ЧЁРНАЯ ПОЛОСА
   (автор - Андронова Лора)
  
   Очень загадочное произведение, как отметил кто-то в комментариях. Его можно определить так: рассказ о лешем и водяном, которых постигло большое горе, что не помешало им продолжать общение друг с другом, делая вид, что ничего не произошло. Писатели часто применяют метод проекции человеческих эмоций на животных, так как среди людей редко можно встретить положительные качества, которые другой человек может безжалостно эксплуатировать. Вполне распространенный и безошибочный прием, рассчитанный на эмоционального читателя. В этом же произведении автор использует тот же прием, только на основе мифологических персонажей. Оправдан ли этот выбор? Вот основной вопрос, который хочется задать. Что изменилось бы оттого, если бы автор заменил лешего, скажем, на лесника, а водяного - на лодочника? А изменилось бы очень многое. Автору пришлось бы обосновывать с точки зрения только человеческой психологии реакцию персонажей на постигшую их участь, что совсем не так просто, если хочешь сохранить правдивость и реальность эмоций. Другое дело - использовать фантастические персонажи, которые заведомо могут обладать любой психологией, в том числе и той, которая не нуждается в описании (дело тут ограничивается лишь фантазией автора). Т. о. задача резко упрощается. В самом деле, представим людей на месте главных героев рассказа. Сразу возникает масса проблем: обоснование факта примирения людей со своей участью, обоснование существования реальных врагов, а не абстрактных "кахаренов" (кто это такие, кстати, абсолютно непонятно) и т.д. Можно выдвинуть гипотезу, что автор воспользовался данным приемом только для того, чтобы описать одну ситуацию, без раскрытия причин, к ней приведших, и следствий, из нее вытекающих. Хотя, мне кажется, истинный мастер пера смог бы буквально парами фраз очертить причины-следствия и сосредоточить свое внимание на этой самой ситуации, тогда эффект был бы еще более сильным.
   После ознакомления с данным произведением у меня сложилось впечатление, что автор целенаправленно написал его как фантастическое, исходя, возможно, из личного убеждения, что фантастику или фэнтези писать проще, чем произведения о событиях, которые могли бы быть реальными.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"