Гомицидология:Иванов В.И. Диалоги "ЗАТО ЕСТЬ МАЛЬЧИКИ"
Со слов испытуемого, материалов уголовного дела, медицинских документов: окончил 8 классов, 3 курса СПТУ, диплом не получил в связи с прерыванием учебы,холост. По характеру: с школьных лет склонность к кражам, до самого ареста, вскрывал машины, особый интерес проявлял к найденным там детстким вещам. При обыске было изъято большое количество краденной детской, подростковой одежды, белья,игрушек. Перенесенные заболевания: повторные черепномозговые травмы. Обстоятельства дела: С 10 летнего возраста совершал развратные действия в отношении 5-6 летних детей, нападал на них в парадных, в дальнейшем с этой же целью группировал вокруг себя 10-12 летних подростков. Л. высматривал возвращавшихся домой в дневное время подростков (мальчиков), прослеживал их путь, в парадных или квартирах совершал развратные действия в отношении этих подростков. В последние годы испытывал влечение с более старшим подросткам и
нападения на них начинал с побоев. В апреле 1989 г. совершил два умышленных убийства несовершенолетних, совершил разбойные нападения на несовершенолетних М. и П. в январе и апреле этого же года.Впервые в 1983 году был осужден по ст. 120 УК РСФСР(развратные действия) и до июня 1984 года отбывал наказание в ИТК общего режима, в апреле 1985 года вторично судим по ст.120 УК РСФСР, отбывал наказание в ИТК строгого режима до октября 1987 года, после освобождения работал грузчиком. В связи с выявленным туберкулезом легких
длительно находился на стационарном и амбулаторном лечении, с мая 1989 года не работал, проживал с родителями.
Во время судебно-психиатрического экспертного исследования рассказал следующее.+ До 12-13 я общался с однокласниками. То есть, когда еще учился в старой школе. ... Контакт я, практически, нахожу со всеґми. Я всех ребят младшего возраста знал. Они меня знали даже больше, чем я их. Пока мы жили по старому адресу, у меня были друзья моего возраста. На новом месте я скоро познакомился и дружил с одноклассниками. Потом вышел конфликт. Я, в общем, понял, что они меня не уважают, не смотрят на меня как равного. Вроде, я отстал от них.
Дети, все-таки, как-то больше. У них любовь такая верґная. Мои сверстники могут запросто обидеть, ударить, когда мы пять минут назад мы были вроде друзьями - "не разлей вода", а тут, вдруг, ударить. С мальчиками началось еще в 9-10 лет. После того как я поґлежал на пятилетней сестренке моего приятеля. Младшие реґбята из моей компании как-то похвастали, что имели "это" с ней. Я подарил ее брату, ему было лет семь, приемник и еще что-то, чтобы он уговорил свою сестру побыть и со мной тоже. Я полежал на ней, рассмотрел и потрогал, где только можно. Но ей не понравилось, и она ушла. Тогда уговорил одного мальчика из моей компании спустить брюки... Г-г-м... К-г-м... за подарок. Дело было на стройке. Тогда у меня впервые извержение произошло в тракторе. + Как это в тракторе? - Там, на стройке, где мы
часто играли, стоял трактор. Во-от. Г...Гм... в кабине я стал тереться об его... этого мальчика... ягод... о-от... неожиданно наступило семяизвержение, удаґрило в голову, стало горячо. В дальнейшем у меня были случаи, когда при этом терял сознание. Потом из другими мальчиками тоже терся. + Вам говорили в детстве, что будете пользоваться успехом у девочек? - Ну, так говорили. Я помню на старой квартире, когда мне лет шесть было. Во-от, там бабульки. Ну, ты, мол это самое, симпатичный, мол, красивый - будут, мол, за тобой девки бегать. + Твои младшие приятели хвастали, что у них с девочкой были вроде бы настоящие половые отношения, а у тебя ничего не получилось. Было обидно? - Да, скорее, я вспомнил об этом потому что заговорили.Первое время это действительно постоянно было в голове, пока я не увлекся основательно мальчиками. Именно мальчиками.+ У тебя была досада, что у тебя хуже получилось, чем у них. - У меня не от этого, что лучше или хуже. А от того именно, что не так, как хотел.
Первоначально у меня было чувство досады, что я именно не смог. У них еще не было извержения. Только у меня было. + Было и чувство превосходства над маленьким из компании? Хотя бы в том, что доводишь их до такого безобразия. пускаешь...Когда они перед тобой оголяли попы, не было ли у тебя чувства, что ты их наказываешь. Например, за, что они смогли половой акт,а ты нет? - В общем-то у меня было в тот
момент немножко от самосознания, так сказать, удовлетворение, что они подчиняются мне. Удовлетворяют меня. + Сколько было тебе лет, когда впервые почувствовал боль в пенисе? Когда понял, что головка члена не раскрывается? - Когда мы в компании баловались. Все открывали. У них все так хорошо открывалось, а у меня нет. Больно было. Я видел, что у того парня, который сказал, что у него, мол, было по
настоящему, у него головка члена легко, свободно открывалась. Ну другой конструкции. Я называю - незакрытая". А у меня он вообще не открывался. Было больно и я даже не пытался открывать. Потом мне и не нравились мужщины, у которых головка была открытая. Как-то безобразно выглядела. Только в тюрьме я узнал. Мне популярно разъяснили, что на члене нужно подрезать уздечку. Поэтому, когда я имел контакты с женщинами, я кроме боли ничего не испытывал. Один первый контакт вообще получился так, что я промучился. То есть я не чувствую ничего кроме боли. Где-то в 8 классе у меня пропал интерес к девочкам и к их органам. Не было желания потрогать, посмотреть и тем более... На картинках насмотрелся. Это вызвало у меня отвращение. На рисунке в медицинской энциклопедии в все это показано вывернутым.
Выглядит безобразно. Эти фотографии - порнографии, где все так представлено... не в лучшем свете, не лучшего качества. У меня уже появился опыт... стал по маршрутным автобусам ездить, прикасался к органам в тесноте.. - Кто-то подсказал или сам додумался тискаться в автобусах? - Среди ребят слышал, что в автобусе хорошо с девчонками ездить.Прижаться, мол, можно. Потрогать как бы невзначай в толпе. Ну, и мне под руку подвернулся.+- Мальчик или девочка? - Мальчик, конечно. Я начал ходить по парадным. У меня не первый случай был, когда меня задержали. Это был уже не первый мальчик. Но, правда, со всеми остальными, которые были до него, у меня было только - я раздевал, смотрел и трогал. Мне уже, к тому времени, встречались многие мальчики. Многие начинали плакать, что, именно, я их раздел. Один заплакал. Потом спросил, вы врач? Я говорю, да, врач. Он успокоился. Я так его потрогал и больше ничего с ним не делал. Потом сам
разделся, показал ему. Попросил потрогать, он потрогал, удовлетворился и пошел покупать ему мороженое. (С усмешкой). Во время второй отсидки я, в общем-то, думал только о том, чтобы скорее освободиться и увидеть хотя бы, а тем более поиметь контакт. + Как у тебя складывались отношения с ребятами в школе? - Ну, то что они, например, могли хорошо учиться, то, что меня постоянно отец упрекал этим, "смотри они хорошо учатся, не хулиганят, не бегают", а ты вот такой - сякой. Все в классе плотно дружно друг с другом жили, а я как-бы отошел от них, не нашел контактов с классом. - Доставляло удовлетворение, что, если они у тебя выигрывают в том, что лучше учатся, примерные, но зато ты...- /перебивает/ Но зато у них нет мальчиков! Я в детстве был хилый, плакал часто, впечатлительный такой... Мать, отец мне часто говорили - "тебе бы девочкой быть. Не пацаном быть,а девчонкой. Я сначала обижался, а потом подумал, что, если бы я был девчонкой мне бы так не попадало от отца. Их как бы не принято бить. Отношение ко мне было бы другое. + Завидовал девочкам? - Когда у меня стали развиваться влечения к подросткам, то я иногда представлял, что, если бы я был девушкой, то быстрее смог бы найти контакт с
каким-нибудь подростком. + А чувства сожаления, что с мальчиками такие сексуальные отношения? - Если только промелькнет мысль, что... Ну, чувствуешь, что плохо. Но смысл жизни видел только в этом. Мне предлагали. Постоянно мать предлагала лечиться пойти. Как подумаешь, что не будет у меня вот этих вот половых контактов, не будет этих органов мальчиков, то, в общем-то, для чего тогда существовать. + Все-таки откуда взялась такая жестокость к мальчикам? - Раньше была подсознательная, вот, а тут в тот момент я именно ощутил, то, что я, вот, я довлею над ними. Владею ними, что он подчиняется мне. Раньше это может преследовало только для того, чтобы удовлетвориться. А тут уже начал как-то... именно, вот...+ Уже и необходимости в жестокости не было? + Да. Можно так сказать. - И раньше придавливал
их? + Ну, это было только для того, чтоб удовлетвориться. Прервать его крик. + Это когда началось? + С прошлого года. Мысль у меня была и раньше. Когда я еще сидел даже, а так уже прорабатывал. Чо-то мне вспомнилось как меня к стенке придавил в 8 классе одноклассник. Мы курили в парадной - я и еще двое ребят. Один кричит: "становись к стенке". Сейчас, мол, фокус покажу. "Затягивайся!" Я затянулся. Он горло пережал, мне дышать стало нечем. Мутнеть стало сознание, чувствую слабость и не дернуться. Уже мысль такая, что, так подержит и все тогда. Отпустил потом и я еле отдышался. Это вспомнилось, когда сидел в лагере как прием, которым можно...когда сопротивляются. + Почему так жестоко обращался с подроствами в последнее время? Двух зверски убил... третьего искалечил... не смог добить? Неожиданно, очевидно и для самого себя, Л. стал возбужденно вспоминать обстоятельства совершенных ним убийств. Рассказывая о своих действиях в момент нанесения жертвам телестных повреждений стал ожесточенно жестикулировать, изображая удары руками и ногами. Глаза неподвижно уставились в воображаемую жертву, стал имитировать удушение жертвы шнуром, удары ножом,
ножницами. Из материалов дела известно, что в одном случае за неимением ножа использовал заостреный конец портновских ножниц. Так как, держа их в руке, не мог ними проткнуть грудную клетку, то стал вбивать их каблуком. Показывая, как он это сделал, коментировал свои действия... - Я не мог остановиться, пока конец ножниц не прошел через грудь и не уперся в пол... увидел кровь и успокоился...потом там
что-то забулькало... - Так что же тебя так возбудило перед первым убийством? ( после продолжительного молчания)
- Ну если только... Один раз я ждал на лестничной площадке, наблюдая с пожарной площадки за двором. Приметил как мальчик вошел в парадную. Я иногда, что снять волнение перед контактом, загадываю. Если на улице,например, если повернет туда-то или на лестнице выйдет на таком то этаже только тогда нападаю. А этот вышел прямо передо мной. Я быстро вскочил за ним в квартиру. Когда я стал к нему
прикасаться, он стал повторять "Вы меня не убьете?". Мешал мне сосредоточиться.. И вновь Л. стал раздраженно и обстоятельно высказывать недовольство отношением к нему экспертов в психиатрическом стационаре, которые не отнеслись серьезно к его рассказу о том как его избил прохожий, застав в момент приставаний к мальчику. + Как это произошло? - Я за мальчиком зашел в парадную. Я его прямо на первом этаже стал трогать через брюки. Он, что-то рыпнулся. И тут я услышал там наверху что-то зашумело. К парадной стал кто-то подходить. Я его выпустил, вышел из парадной, прошел вдоль дома и зашел в другую парадную. Там старые дома такие. Зашел в нее, чтобы переждать. Закурил, сделал несколько затяжек. Вообще постоял так. Открываю дверь, выхожу на улицу и тут вижу, этот мальчик с мужиком. Мужик на меня показал рукой. Мальчишка головой кивнул. Мужик подошел ко мне. Даже ни слова ничего не сказал. Вообще, что, мол, я или не я... И
ударил меня. Я у стенки стоял тогда. В общем-то у меня искры посыпались, ноги подкосились. На время вообще выключился. Потом, значит, глаза открываю, вижу его ноги, говорю "хватит". "Все - говорю - хватит." Чувствую у меня тут горячо. Ну, я понял, что губу мне разбил. Удар был такой сильный. От него еще головой об стенку ударился. Беру снег, приложил, смотрю кровь.Языком попробовал. У меня губа вообще
разворочена. Ну, я закусил ее, встал, пошел пошатываясь. В трампункте, там, мне аж два шва накладывали. Они меня там спрашивали, мол, не кружится ли голова, не тошнит ли. - Рассказал врачу, как все произошло? - Я им не стал рассказывать. Я испугался, опрос по больницам, травмпунктам зашлют. + Как себя чувствовал? - Голова кружилась, не мог идти ровно. Как пьяный шел. На следующий день отлеживался.А
потом нормально. Я, когда на экспертизе профессору начал рассказывал, а он мне говорит: "А это, что тогда, когда тебя мужик то ударил? Это ерунда! Это пустяки! Давай чо-нибудь другое." Я тут сразу: "Как ерунда! Он меня так ударил! Так ударил! Он вообще мог меня убить! Свалился, прямо, с ног. Быков с одного удара убивают. А меня-то чего уж. Стукнул - и все." А он говорит ерунда, говорит. Больше ничего не стал
рассказывать. Если ему безразлично все это." Л. первое убийство подростка совершил через несколько месяцев после перенесенной черепномозговой травмы, что позволяет предположить, что его гомицидальные нападения и убийства были спровоцированы повышенной аффективностью развившейся в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга. На это указывает и вышеописанный приступ возбуждения во время беседы с ним. + Можно предположить, что в связи с ухудшением отношений с Васей ( мальчик с которым Л. более года поддерживал постоянные сексуальные отношения параллельно с нападениями на других подростков в подъездах и в квартирах)мог проявить к нему жестокость? - Нет. Потом как-то была такая мысль. И то только не с тем, что эту жестокость сделаю именно я. + Все-таки, в конце концов, могла создаться такая ситуация, что с Васей поступил бы также, как с другими? - У меня бывали такие моменты, но я думал, что не позволю себе такое. Как-то было. Я почувствовал, что, назревает... + С какой целью ты заказал портрет Васи? - Для него и для себя. Я хотел не просто юмористический, а натуральный. Но у меня тогда недостаточно было денег. При первой возможности, так сказать, денежной, когда мы с Васей были бы вместе и времени у нас было. Когда все так совпало, сводил бы его в фотоателье. Сфотографировал.- Как ты думаешь, в будущем не подошел бы такой момент, что у тебя появилось бы желание убить и этого любимого мальчика? (После продолжительного молчания). - Может быть...+ .Рассматриваемый в этом случае второй тип гомицидальной мотивации отмечается у субъектов с эндогенной гомицидальной личностью, которой характерны врожденные (по Э.Фромму - "эндогенные") чувства человеконенавистничества. В психопатологии детсткого и подросткового возраста указанный тип описан как синдром "сверхценной неприязни",которая может распространяться и на родителей, братьев и сестер или знакомых семьи. Известны случаи "заказных" убийств родителей. Это архетип "бесчеловечной" жестокости довольно легко преодолевает антигомицидальный контроль у несовершенолетних субъектов с инфантильной психикой, обусловливая известные проявления асоциального и антибщественного гомицидального поведения. Приведенной пример демонстрирует этапы формирования у подростка гомицидальной личности. Особого внимания заслуживает тот факт, что на этапе детства гомицидальность маскируется, внешне проявляясь как аномалия формирования полоролевых установок. На всем длиннике развития гомицидальности субъект совершает нападения, в которых проявляет психическую и психофизическую (избиение подростков)гомицидальную агрессию. Переход к физической гомицидальнй агрессии (гомицидальным убийствам) был спровоцирован черепно-мозговой травмой. Однако, его высказывание, о том что он мог бы совершить убийство мальчика, с которым долгое время дружил, позволяет
предположить, что переход к физической гомицидальной ( смертоносной)агрессиии мог произойти и спонтанно - эндогенно.Особенность данного случая гомицидальности и в том, что во время отбывания наказания субъект сам был в зоне подвергнут гомицидальной агрессии - "опущен". Гомицидальные последствия стрессовых воздействий рассматриваются в описании третьего типа гомицидальной мотивации. ПРОДОЛЖЕНИЕ