Иванов Валерий Иванович : другие произведения.

Осоґбенґноґсти Преґодоґлеґния "гоґмиґциґдальґной Паґтоґлоґгии" Кульґтуґры В Гражґданґском Обґщеґстґве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии экстремизму и ксенофобии. Международная научно-практическая конференция. 1-2 февраля 2005 г.: Тезисы выступлений Спб., 2005. 184 с.) Иванов В.И. доцент СПб юридического института Ген.Прок. РФ, советник юстиции), \\ *** Гомицидальные тенденции, гомицидомания лат. гомо - человек + окцидо - убиваю, смертоносный. См. в кн. Я.П.Фрумкин Психиатрическая терминология. Краткий словарь Гос. Медиц.Издательство Украины,1939 г.; Гомицидология - в кн. В.И.Иванов Введение в криминальную гомицидологию: Учебное пособие. Спб.,2004.\\.... Теоретической основой гомицидологии является концепция, постулирующая существование особого вида врожденной смертоносной агрессии, которая зародилась в психике первобытного человека в эпоху каннибализма и развилась в условиях так называемой антропофагической культуры. Гомицидальный - смертоносный, гомицидальная смерть м.б.:психическая, социальная, биологическая *** \\ Одной из главных проблем, требующих решения при построении гражданского общества, является создание условий бытия, которые могли бы в максимальной степени гарантировать гражданам не только естественную жизнь, но и естественную смерть. Понятие "естественная жизнь" до сих пор не имеет однозначных криґтеґриґев, поґэтоґму о ней часґто приходится судить по такому фактору, как насильственная смерть.По количеству случаев насильственная смерть занимает третье место после спида и туберкулеза, что дало исследователям основание ввести в лексику понятие "синдром насильственной смерти". Всего же насильственной смертью ежегодно умирает три процента населения Земли, т. е. не менее 1,6 млн человек в год. Убийство является одной из главных причин смерти людей в возрасте 15-44 лет.О нарастании значимости проблемы насильственной смерти косвенно свидетельствует и тот факт, что слово "смертоносный" стало одним из наиболее употребляемых и повторяемых в современной лексике СМИ, публицистики, научной литературы и многих других областей знаний, формирующих современную культуру. Например, определение "смертоносный" часто используется применительно к словам: бактерии, игра, ненависть, вакцина, находка, зима, атака, газ, наследство, орудие, существо, искусство и др. Складывается впечатление, что человек все больше открывает смертоносных свойств в традиционно "мирных" вещах, предметах, явлениях. В действительности же подобные "открытия" есть не что иное, как реакция коллективного сознания на циркулирующие в нем гомицидальные (смертоносные) угрозы, интенсивность которых то усиливается, то ослабевает. При усилении смертоносных угроз в социуме нарастают страх, отчаяние, которые вытесняются в бессознательное посредством проекции связанных с ними идей, желаний, фантазий на окружающий мир процессов, вещей и т. п.. Вышеописанное нарастание смертоносных угроз носит извращенный характер. Дело в том, что общечеловеческая культура, которая по своему главному назначению должна противостоять агрессии, в описанной ситуации сама способствует усилению смертоносных тенденций. Такое состояние культуры, по словам З. Фрейда, следует считать патологическим -"невротическим".Одним из основных "патогенных" факторов, вызывающим "коллективный невроз", является гомицидальность. Эпохальный опыт каннибализма с применением "зверского" умерщвления своих собратьев по виду развил в психике человека гомицидальную потребность и психобиологический механизм ее удовлетворения в виде гомицидального влечения. Из-за этого человек, которому природа предназначила быть травоядным, стал всеядным. Более того, гомицидальная психология позволяла дикому первочеловеку относится к себе подобному не только как к соплеменнику, сородичу, но и как к объекту гомицидальной охоты - охоты человека на человека.Концепция гомицидальности вполне согласуется с позицией Э. Фромма, по мнению которого каннибальская предыстория человека еще не закончилась. Он считает, что стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей является утонченной формой каннибализма. Иррациональная гомицидальная идея самоутверждения, возникшая в эпоху каннибальской культуры, функционирует в симґвоґлиґзиґроґванґных обґличьґях и в современной культуре как модернизированный социокультурный эквивалент архетипа антропофагии. Во имя иррационального самоутверждения гомицидальное насилие одного человека уничтожает биологические и/или психологические, и/или социокультурные атрибуты индивидуальности другого человека.Н. Бердяев, анализируя беспримерную смертоносность мировой войны, обращает внимание на то, что физическое насилие, завершающееся убийством, есть знак духовного насилия, зла, совершающегося в духовной действительности. Это знак существования внутреннего зла и болезни. По словам Н. Бердяева, в глубине духовной действительности людей давно уже началась мировая война, мировая вражда, ненависть и взаимоистребление. Гомицидальность, подобно патогенному вирусу, наследуется от поколения к поколению. Выраженная способность к мимикрии позволяет ей маскироваться в современных социально приемлемых формах деятельности и неузнаваемо их извращать. Наиболее

   (Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии экстремизму и ксенофобии. Международная научно-практическая конференция. 1-2 февраля 20005 г.: Тезисы выступлений Спб., 2005. 184 с.) Иванов В.И. доґцент СПб юриґдиґчеґскоґго инґстиґтуґта Ген.Прок. РФ, советник юстиции), \\ *** Гомицидальные тенденции, гомицидомания лат. гомо - человек + окцидо - убиваю, смертоносный. См. в кн. Я.П.Фрумкин Психиатрическая терминология. Краткий словарь Гос. Медиц.Издательство Украины,1939 г.; Гомицидология - в кн. В.И.Иванов Введение в криминальную гомицидологию: Учебное пособие. Спб.,2004.\\.... Теоретической основой гомицидологии является концепция, постулирующая существование особого вида врожденной смертоносной агрессии, которая зародилась в психике первобытного человека в эпоху каннибализма и развилась в условиях так называемой антропофагической культуры. Гомицидальный - смертоносный, гомицидальная смерть м.б.:психическая, социальная, биологическая *** \\ Одґной из главґных проґблем, треґбуюґщих реґшеґния при поґстроеґнии граґжґданґскоґго обґщеґстґва, является созґдаґние усґлоґвий быґтия, коґтоґрые могґли бы в макґсиґмальґной стеґпеґни гаґранґтиґроґвать граґжґданам не тольґко есґтеґстґвенґную жизнь, но и есґтеґстґвенґную смерть. Поґняґтие "есґтеґстґвенґная жизнь" до сих пор не имеґет одґноґзначґных криґтеґриґев, поґэтоґму о ней часґто приґхоґдитґся суґдить по таґкоґму факґтоґру, как наґсильґстґвенґная смерть.По коґлиґчеґстґву слуґчаґев наґсильґстґвенґная смерть заґниґмаґет третье меґсто поґсле спиґда и туґберґкуґлеґза, что даґло исґслеґдоґваґтеґлям осґноґваґние ввеґсти в лекґсиґку поґняґтие "синґдром наґсильґстґвенґной смерґти". Всеґго же наґсильґстґве нґной смерґтью ежеґгодґно умиґраґет три проґценґта наґсеґлеґния Земґли, т. е. не меґнее 1,6 млн чеґлоґвек в год. Убийґстґво явґляґетґся одґной из главґных приґчин смерґти люґдей в возґрасґте 15¾44 лет.О наґрасґтаґнии знаґчиґмоґсти проґблеґмы наґсильґстґвенґной смерґти косґвенґно свиґдеґтельґстґвуґет и тот факт, что слоґво "смерґтоґносґный" стаґло одґним из наиґбоґлее употґребґляеґмых и поґвтоґряеґмых в соґвреґменґной лекґсиґке СМИ, пубґлиґциґстиґки, наґучґной лиґтеґраґтуґры и мноґгих друґгих обґласґтей знаґний, форґмиґруюґщих соґвреґменґную кульґтуґру. Наґприґмер, опґреґдеґлеґние "смерґтоґносґный" часґто исґпольґзуґетґся приґмеґниґтельґно к слоґвам: бакґтеґрии, игґра, неґнаґвисть, вакґциґна, наґходґка, зиґма, лаґва, атаґка, газ, наґследґстґво, оруґдие, суґщеґстґво, исґкусґстґво и др. Склаґдыґваґетґся впеґчатґлеґние, что чеґлоґвек все шиґре отґкрыґваґет свойґстґва смерґтоґносґноґсти в траґдиґциґонґно "мирґных" веґщах, предґмеґтах, явґлеґниґях. В дейґстґвиґтельґноґсти же поґдобґные "отґкрыґтия" есть не что иное, как реґакґция колґлекґтивґноґго созґнаґния на цирґкуґлиґруюґщие в нем гоґмиґциґдальґные (смерґтоґносґные) угґроґзы, инґтенґсивґность коґтоґрых то усиґлиґваґетґся, то осґлаґбеґваґет. При усиґлеґнии смерґтоґносґных угґроз в соґциуґме наґрасґтаґют страх, отґчаяґние, коґтоґрые выґтесґняґютґся в бесґсозґнаґтельґное поґсредґстґвом проґекґции свяґзанґных с ниґми идей, жеґлаґний, фанґтаґзий на окґруґжаюґщий мир проґцесґсов, веґщей и т. п.Выґшеґопиґсанґное наґрасґтаґние смерґтоґносґных угґроз ноґсит изґвраґщенґный хаґракґтер. Деґло в том, что обґщеґчеґлоґвеґчеґская кульґтуґра, коґтоґрая по своґему главґноґму наґзнаґчеґнию должґна проґтиґвоґстоґять агґресґсии, в опиґсанґной сиґтуаґции саґма споґсобґстґвуґет усиґлеґнию смерґтоґносґных тенґденґций. Таґкое соґстояґние кульґтуґры, по слоґвам З. Фрейґда, слеґдуґет счиґтать паґтоґлоґгиґчеґским ¾ "невґроґтиґчеґским".Одґним из осґновґных "паґтоґгенґных" факґтоґров, выґзыґваюґщим "колґлекґтивґный невґроз", явґляґетґся гоґмиґциґдальґность. Эпоґхальґный опыт канґниґбаґлизґма с приґмеґнеґниґем "зверґскоґго" умерґщвґлеґния своґих соґбратьґев по виґду разґвил в псиґхиґке чеґлоґвеґка гоґмиґциґдальґную поґтребґность и псиґхоґбиоґлоґгиґчеґский меґхаґнизм ее удовґлеґтвоґреґния в виґде гоґмиґциґдальґноґго влеґчеґния. Из-за этоґго чеґлоґвек, коґтоґроґму приґроґда предґнаґзнаґчиґла быть траґвоґядґным, стал всеґядґным. Боґлее тоґго, гоґмиґциґдальґная псиґхоґлоґгия поґзвоґляґла диґкоґму перґвоґчеґлоґвеґку отґноґситґся к сеґбе поґдобґноґму не тольґко как к соґплеґменґниґку, соґроґдиґчу, но и как к объґекґту гоґмиґциґдальґной охоґты ¾ охоґты чеґлоґвеґка на чеґлоґвеґка.Конґцепґция гоґмиґциґдальґноґсти вполґне соґглаґсуґетґся с поґзиґциґей Э. Фромґма, по мнеґнию коґтоґроґго канґниґбальґская преґдысґтоґрия чеґлоґвеґка еще не заґконґчиґлась. Он счиґтаґет, что стремґлеґние боґлее сильґноґго исґпольґзоґвать друґгоґго чеґлоґвеґка как средґстґво досґтиґжеґния своґих эгоиґстиґчеґских цеґлей явґляґетґся утонґченґной форґмой канґниґбаґлизґма. Ирґраґциоґнальґная гоґмиґциґдальґная идея саґмоґутґверґждеґния, возґникґшая в эпоґху канґниґбальґской кульґтуґры, функґциоґниґруґет в симґвоґлиґзиґроґванґных обґличьґях и в соґвреґменґной кульґтуґре как моґдерґниґзиґроґванґный соґциоґкульґтурґный экґвиґваґлент арґхеґтиґпа анґтроґпоґфаґгии. Во имя ирґраґциоґнальґноґго саґмоґутґверґждеґния гоґмиґциґдальґное наґсиґлие одґноґго чеґлоґвеґка уничґтоґжаґет биоґлоґгиґчеґские и/или псиґхоґлоґгиґчеґские, и/или соґциоґкульґтурґные атґриґбуґты инґдиґвиґдуґальґноґсти друґгоґго чеґлоґвеґка.Н. Берґдяґев, анаґлиґзиґруя бесґприґмерґную смерґтоґносґность миґроґвой войґны, обґраґщаґет вниґмаґние на то, что фиґзиґчеґское наґсиґлие, заґверґшаюґщееґся убийґстґвом, есть знак дуґховґноґго наґсиґлия, зла, соґверґшаюґщеґгоґся в дуґховґной дейґстґвиґтельґноґсти. Это знак существоваґния внутґренґнеґго зла и боґлезґни. По слоґвам Н. Берґдяеґва, в глуґбиґне дуґховґной дейґстґвиґтельґноґсти люґдей давґно уже наґчаґлась миґроґвая войґна, миґроґвая враґжґда, неґнаґвисть и взаиґмоґисґтребґлеґние.Гоґмиґциґдальґность, поґдобґно паґтоґгенґноґму виґруґсу, наґслеґдуґетґся от поґкоґлеґния к поґкоґлеґнию. Выґраґженґная споґсобґность к миґмикґрии поґзвоґляґет ей масґкиґроґватьґся в соґвреґменґных соґциґальґно приґемґлеґмых форґмах деяґтельґноґсти и неґузґнаґваеґмо их изґвраґщать. Наиґбоґлее убеґдиґтельґно об этом свиґдеґтельґстґвуґет эпиґзод, имевґший меґсто в исґтоґрии XX в., коґгда в ценґтре Евґроґпы одґни люґди изґгоґтовґляґли коґшельґки и абаґжуґры из коґжи друґгих люґдей.Гоґмиґциґдоґлоґгия (обґщая и криґмиґнальґная) как обґласть знаґния, объґекґтом изуґчеґния коґтоґрой явґляґетґся смерґтоґносґное поґвеґдеґние люґдей, восґтреґбоґваґна наґрасґтаґниґем в миґроґвом соґобґщеґстґве синґдроґма наґсильґстґвенґной смерґти. Исґслеґдоґваґние крайґних форм гоґмиґциґдальґноґго криґмиґнальґноґго наґсиґлия поґкаґзаґло чрезґвыґчайґно выґраґженґные глуґбиґну и мноґгоґгранґность проґблеґмы гоґмиґциґдальґноґсти."Изґлеґчеґние" от гоґмиґциґдальґноґсти в перґвую очеґредь должґно быть наґправґлеґно на преґодоґлеґние расґпроґстраґненґной в обґщеґстґве тоґлеґрантґноґсти к гоґмиґциґдальґной агґресґсии ¾ так наґзыґваеґмоґго синґдроґма агоґмиґциґдогґноґзии, озґнаґчаюґщеґго отґсутґстґвие расґпоґзнаґваґния субъґекґтом смерґтоґносґноґго поґвеґдеґния и поґниґмаґния личґной и соґциґальґной знаґчиґмоґсти его деґстґрукґтивґных поґследґстґвий. Все выґшеґскаґзанґное укаґзыґваґет на то, что форґмиґроґваґние соґциґальґноґго конґтроґля над гоґмиґциґдальґноґстью явґляґетґся одґной из самых акґтуґальґных и сложґных заґдач на пуґти форґмиґроґваґния граґжґданґскоґго обґщеґстґва. Литература: 1) Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А. М. Рут-кевича. М., 1991.2) Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 3) Бердяев Н. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1918. 4) Иванов В. И. Введение в криминальную гомицидологию: Учебное пособие. СПб., 2004.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"