Иванов Валерий Иванович :
другие произведения.
Практическая Криминальная Гомицидология
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Иванов Валерий Иванович
(
ivanovvi2@yandex.ru
)
Размещен: 26/12/2012, изменен: 26/12/2012. 71k.
Статистика.
Статья
:
Проза
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Часть 2.Глава III. СЕРИЙНЫЕ ГОМИЦИДАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА
Гомицидальное убийство, совершенное по любому ситуационно-
му мотиву, чаще всего остается единственным эксцессом. Однако
у субъектов, склонных к гомицидальному поведению в пределах
вменяемости, после первого убийства нередко происходит сцеп-
ление гомицидального влечения с пусковым мотивом-действия. В
результате образуется комплекс пристрастия, который нередко
закрепляется по принципу тахифилаксии (пристрастия с первой
пробы). При этом пусковой мотив-действия в указанном комплек-
се приобретает свойства фетиша, активирующего повторение го-
мицидальных эксцессов - то есть серийных гомицидальных
убийств.
3.1. Механизм серийных гомицидальных убийств
Возникновение фетишистских комплексов пристрачстия К.Юнг
связывает с эмоцинальным шоком, причиной которого служит мо-
ральный конфликт, обусловленный невозможностью субъекта к ес-
тественному самоутверждению.
В основе гомицидального фетишизма лежит страх субъекта от
осознания своего духовного и телестного несовершенства, от
постоянного чувства незавершенности отношений с миром людей и
вещей. Отсюда субъект-гомицидоман самоудовлетворяется через
веру в свою способность "присвоить" сверхъестественные силы
фетиша.
Вышеописанные комплексы-психе пребывает в бессознательной
сфере человека и через нее могут влияеть на личность субъек-
та, вызывая ее "мгновенное" изменение - идентификацию с
комплексом. К. Юнг считает, что подобные идентификции с
комплексами являются основой феномена одержимости. В этих слу-
чаях о человеке говорят, что в него вселился дьявол (или
ведьма). Неблагоприятное течение указанной идентификации мо-
жет привести к "диссоциации" или расщеплению личности по типу
множественной персональности.
В американском судопроизводстве извеcтны уголовные дела,
когда обвиняемые - серийные убийцы - объясняют свои гомици-
дальные деяния, тем, что в них периодически пробуждается дру-
гая личность, которая совершает очередное убийство и исче-
зает. Указанный феномен расщепления личности получил призна-
ние в медицине и введен в международную классификацию психи-
ческих расстройств под названием "расстройство множественной
личности" (РМЛ). Например в одном из уголовных дел в отноше-
нии подсудимого серийного убийцы, который в обыденной жизни
считался прекрасным семьянином, был уважаемым соседями и сот-
рудниками на работе. Один психиатр - выдающийся специалист в
области множественной персональности - был уверен, что имеют
дело с типичным случаем множественной личности. По его мнению
убийства совершал двойник подсудимого, который, якобы, пе-
риодически пробуждается в нем и подчинял себе его сознание и
поведение. Свое заключение эксперт основывал на результатах
психологического тестирования и том, что подэкспертный в сос-
тоянии гипноза называл себя другим именем, при этом изменя-
лась его речь, особенности поведения. Эксперт, оппонировавший
ему, был убежден, что поведение подсудимого является предна-
меренной симуляцией. Концепция множественной личности допус-
кает, что у субъекта могут функционировать две и более лич-
ностей, которые действуют со своими мотивами. При этом основ-
ная личность на время действия другой личности субъектом вы-
тесняется сознанием и как бы не существует.
Практика судебно- психопатологических исследований субъек-
тов совершивших серии гомицидальных убийств показала, что вы-
шеописанный феномен "диссоциации" или расщепления личности
часто появляется у субъекта в период следствия как один из
вариантов психологической защиты по типу деперсонализации,
идентификации и т.п.. Как, например, в приведенном ниже
диалоге:
- Доктор, неужели я Чикотило! У меня даже сейчас какое-то
раздвоение. Как-будто это я и не я. Как-будто во мне сразу
два человека.
+ Что это значит?
- Второй надо мной злорадствует. "Ну вот дошел оставил од-
них жену , детей. Ну вот я хочу, например, когда было первое
преступление. Вот сейчас в камере хочу уснуть, отключиться. А
какой-то вот голос, такой, что ... Я понимаю, что я подонок.
+ Он ругает?
- С усмешкой как-то говорит "Ну вот видишь - там это самое
- у тебя остались дети, а ты здесь". То есть как спе-
циально... не знаю как это сказать.
+ Он имел какое-то отношение к тому , что случилось?
- (перебивая) Да. Непосредственное.
+ Каким образом?
- То есть, как это сказать. У меня такое ощущение, когда я
их (потерпевших) вел туда я как-то боролся. Я чувствовал, что
я неправильно делаю, не так. Я, когда вел.. Чувство такое,
что второй какой-то голос говорил "Нет веди...Ты
доолжжен!..."
+ Почему должен? Он обьяснял почему вы должены.
- Наверно фантазии все эти.
+ Фантазии принадлежали вам или кому-то?
- Сейчас не могу в этом разобраться
+ И все-таки мне хотелось бы прояснить со вторым человеком - он воспринимался вами как хороший или как плохой человек?
- Именно то, что он меня... не знаю может быть он или не он.
Для меня он плохой человек.
+ Когда он появлялся, что говорил?
- Пора действовать, пора вест... То есть, вот, я чувство-
вал даже, когда я вел, вот я вел. Пока шел от начала шоссе я
еще мог бороться, то есть я боролся. У меня не было еще сис-
темы, я боролся с тем, что бы... С ним боролся, я не хотел
этого. Он меня как-бы... Пока я шел, я как-бы перевоплощался
что ли, даже борясь перевоплощался в другого человека.
+ А физически перевоплощался?
- Я чувствовал прилив крови, по телу шло какое-то тепло, в
голове начиналось как бы помутн..., не то, что помутнение, а,
что-то такое как-будто, что-то давило сверху вниз на меня, я
не знаю.
+ Мышцы как-то менялись, тело как-то менялось?
- Расправляться как-то начинал. То есть чувствовал свою
силу. Стараюсь стать каким-то зверем.
* * *
Практика судебно-психопатологических исследований субъек-
тов, совершивших серии гомицидальных убийств, подтверждает то,
что вышеописанный шоковый механизм образования "чувственных"
комплексов лежит в основе предрасположенности субъекта к фе-
тишистской гомицидальной фиксации. В серийных гомицидальных
эксцессах фетиш выступает как постоянный мотив гомицидального
уже не самоутверждения, а самоудовлетворения .
Каждому новому эксцессу предшествуют наростание у субъекта
агомицидогнозии - квадриады ее деструктивных феноменов: гоми-
цидальная одержимость, гомицидальная свобода, гомицидальная
хищность и опережающих гомицидальных представлений.
Субъект, совершивший серию гомицидальных убийств, расска-
зал следующее:
- У меня, что-то ликовало внутри. Я чувствовал, что у
меня, что-то ликует в груди. Я понимал, что это, что-то
нехорошее.
+ Что значит ликование Расскажи подробнее. Как чувствовал
ликование?
- То есть, что, вот, ты сегодня почувствуешь себя. Не
знаю, как это сказать. Не освобожденно, а раскрепощенно,
что ли. Ты будешь иметь тело.
+ Ликование в мыслях, чувствах. С чем можно сравнить
такое ликование.
- Это не был экстаз. Наоборот. С одной стороны я по-
нимал, что это не должно произойти, но, что-то внутри
ликовало все равно.
+ Ликование как-нибудь действовало на твое настроение?
- Да. На мозг, как бы. Получался прилив сил.
+ При этом окружающее как-нибудь менялось, видел лю-
дей и воспринимал их как-то иначе. Что-то менялось?
- (старается точнее сформулировать) Появлялось лико-
вание, подьем.
+ И все-таки, как выбор происходил?
- (перебивает) Если я шел, я уже знал, что такое бу-
дет. Значит была договоренность о встрече.
+ То есть, когда договаривался о встрече, тогда лико-
вание появлялось.
- Да.
+ Что чувствовал в момент, когда договаривался о
встрече?
- Волнение, что неужели все это будет заново. Я еще
как-то себя... Вот здесь происходило раздвоение личности
(феномен одержимости).
+ Ощущения, которые тот - второй - поставлял были но-
вы для тебя?
- Да. Не то, что новы. Он как бы говорил... Да нет...
+ Раньше похожие состояния ликования по другому пово-
ду были? Или оно какое-то особое?
- Наверно особое.
+ Наверно или точно.
- Не знаю.
+ Может такое ликование и раньше бывало, например,
когда был маленьким. Вот ребенок убежал на простор ло-
вить, например, рыбу.
- Наверно было. Скорее всего это. Трудно сейчас...
+ Это ликование от ожидания. Ликование от предстоя-
щей победы.
- (перебивает) Ожидания, наверно, встречи.
+ Было чувство ликования, когда разрезал колготки,
раз...
- Да.
+ Что "да"?
- Было это чувство, что сейчас вот будет, как ска-
зать! Как вот как у детей бывает. Интересно! Вот это,
вот.
+ Как, что-то новое?
- И по сути дела уже не чувствовал, что перед тобой
человеческое тело, женщина, а уже как - будто. Смотришь,
как на материю в основном.
+ Материя? То есть?
- Как на материал, который ты-ы-ы... и в тоже время
он возбуждает тебя и ты к нему тянешся, и в тоже время
смотришь на него (гримаса пренебрежения). Как на людей
второго сорта.
+ Что значит люди второго сорта?
- Я неправильно выразился. Не то, что людьми второ-
го сорта.
+ Пренебрежение вызывали?
- Да, пренебрежение.
+ Что-то особенное в пренебрежении к жертвам. Ведь
много встречал девочек. Ведь не всех же вел туда.
- Какой-то был животный инстинкт.
+ Что значит животный?
- Не знаю, какой-то такой инстинкт непонятный.
+ Так, что они не вызывали уважения. Пренебрежение,
что ли?
- Ну, почему. Они привлекали к себе.
+ Как они привлекали?
- После того, что происходило, наступало отвращение.
+ А может быть собственный стыд появлялся. Свой
собственный позор убивал?
- Не-ет, какое-то пренебрежение все-таки, что они не
понимают того, что хочу я.
+ Что значит чувство материи? Смотришь на жертву как
на материю?
- Ну, как это обьяснить. Вот, лицо. Это не так
прельщает, а, именно, прельщало вот это вот, что одето
на ногах - цвет ног.
+ Так цвет колготок или цвет ног чувствовал.?
- Колготок.
+ Снимал колготки или разрезал?
- Разрезал.
+ Почему разрезал? Можно было просто снять?
- Так меня больше возбуждало.
Вышеописанным процессам фиксации и фетишизации пусковых
мотивов при серийных гомицидальных убийствах предрасполагают
дизрегуляции влечений субъекта и спонтанные "всплескам" свя-
занных с ними страстей. Субъекты этой группы, которых психо-
патологи прошлого образно называли " люди влечений" чрезвы-
чайно чувствительны к психотравмирующим ситуационным воз-
действиям, фабула которых нередко образует с вышеуказанными
страстями фетишистские комплексы.
3.2. Типология субъектов гомицидальных убийств
Обобщение результатов, полученных при экспертных исследо-
ваниях субъектов, совершивших серии гомицидальных убийства,
позволило выделить два стереотипа криминального гомицидально-
го поведения субъектов - так называемых "налетчиков" и "ими-
таторов".
Субъектов, совершающих серийные гомицидальные убийства,
называют "гомицидоманами" - гомицидоманы налетчики и гомици-
доманы имитаторы.
3.2.1. ГОМИЦИДОМАН-НАЛЕТЧИК. Этот тип субъектов периодически испытывает
психо-сексуальное гомицидальное возбуждение, требующее немедлен-
ного удовлетворения фетишистского мотива.
Гомицидальный тип "налетчика" - Чаще это мужчина в возрас-
те 25-35 лет, холост или в недавнем браке, в семье может быть
ребенок до 2 лет. Имеет признаки органической недостаточности
головного мозга как осложнение перенесенных в детстве повтор-
ные пневмоний, туберкулеза легких, детских нейроинфекций с
высокой температурой, травм головы. Недостаточность прояв-
ляется с детства в психическом инфантилизме (незрелости), на-
рушении формирования сексуального полоролевого поведения,
особенно, если воспитывался в неполной семье (без отца) или
под давлением агрессивного отца. Чаще не состоит на учете в
психоневрологическом диспансере и ранее не лечился в психиат-
рической больнице.
Особенности гомицидальной возбудимости определяют крими-
нальное поведение - планируемые и непланируемые.
Планируемое. - Периодически, раз в месяц или реже, нарас-
тает психическое беспокойство. В такие дни субъект то беспри-
чинно эйфоричен, то раздражителен. Одновременно повышается
половая возбудимость со склонностью к спонтанным эрекциям и