Иванов Валерий Иванович : другие произведения.

Практическая Криминальная Гомицидология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Часть 2.Глава III. СЕРИЙНЫЕ ГОМИЦИДАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА
  
   Гомицидальное убийство, совершенное по любому ситуационно-
   му мотиву, чаще всего остается единственным эксцессом. Однако
   у субъектов, склонных к гомицидальному поведению в пределах
   вменяемости, после первого убийства нередко происходит сцеп-
   ление гомицидального влечения с пусковым мотивом-действия. В
   результате образуется комплекс пристрастия, который нередко
   закрепляется по принципу тахифилаксии (пристрастия с первой
   пробы). При этом пусковой мотив-действия в указанном комплек-
   се приобретает свойства фетиша, активирующего повторение го-
   мицидальных эксцессов - то есть серийных гомицидальных
   убийств.
  
   3.1. Механизм серийных гомицидальных убийств
  
   Возникновение фетишистских комплексов пристрачстия К.Юнг
   связывает с эмоцинальным шоком, причиной которого служит мо-
   ральный конфликт, обусловленный невозможностью субъекта к ес-
   тественному самоутверждению.
   В основе гомицидального фетишизма лежит страх субъекта от
   осознания своего духовного и телестного несовершенства, от
   постоянного чувства незавершенности отношений с миром людей и
   вещей. Отсюда субъект-гомицидоман самоудовлетворяется через
   веру в свою способность "присвоить" сверхъестественные силы
   фетиша.
   Вышеописанные комплексы-психе пребывает в бессознательной
   сфере человека и через нее могут влияеть на личность субъек-
   та, вызывая ее "мгновенное" изменение - идентификацию с
   комплексом. К. Юнг считает, что подобные идентификции с
   комплексами являются основой феномена одержимости. В этих слу-
   чаях о человеке говорят, что в него вселился дьявол (или
   ведьма). Неблагоприятное течение указанной идентификации мо-
   жет привести к "диссоциации" или расщеплению личности по типу
   множественной персональности.
   В американском судопроизводстве извеcтны уголовные дела,
   когда обвиняемые - серийные убийцы - объясняют свои гомици-
   дальные деяния, тем, что в них периодически пробуждается дру-
   гая личность, которая совершает очередное убийство и исче-
   зает. Указанный феномен расщепления личности получил призна-
   ние в медицине и введен в международную классификацию психи-
   ческих расстройств под названием "расстройство множественной
   личности" (РМЛ). Например в одном из уголовных дел в отноше-
   нии подсудимого серийного убийцы, который в обыденной жизни
   считался прекрасным семьянином, был уважаемым соседями и сот-
   рудниками на работе. Один психиатр - выдающийся специалист в
   области множественной персональности - был уверен, что имеют
   дело с типичным случаем множественной личности. По его мнению
   убийства совершал двойник подсудимого, который, якобы, пе-
   риодически пробуждается в нем и подчинял себе его сознание и
   поведение. Свое заключение эксперт основывал на результатах
   психологического тестирования и том, что подэкспертный в сос-
   тоянии гипноза называл себя другим именем, при этом изменя-
   лась его речь, особенности поведения. Эксперт, оппонировавший
   ему, был убежден, что поведение подсудимого является предна-
   меренной симуляцией. Концепция множественной личности допус-
   кает, что у субъекта могут функционировать две и более лич-
   ностей, которые действуют со своими мотивами. При этом основ-
   ная личность на время действия другой личности субъектом вы-
   тесняется сознанием и как бы не существует.
   Практика судебно- психопатологических исследований субъек-
   тов совершивших серии гомицидальных убийств показала, что вы-
   шеописанный феномен "диссоциации" или расщепления личности
   часто появляется у субъекта в период следствия как один из
   вариантов психологической защиты по типу деперсонализации,
   идентификации и т.п.. Как, например, в приведенном ниже
   диалоге:
   - Доктор, неужели я Чикотило! У меня даже сейчас какое-то
   раздвоение. Как-будто это я и не я. Как-будто во мне сразу
   два человека.
   + Что это значит?
   - Второй надо мной злорадствует. "Ну вот дошел оставил од-
   них жену , детей. Ну вот я хочу, например, когда было первое
   преступление. Вот сейчас в камере хочу уснуть, отключиться. А
   какой-то вот голос, такой, что ... Я понимаю, что я подонок.
   + Он ругает?
   - С усмешкой как-то говорит "Ну вот видишь - там это самое
   - у тебя остались дети, а ты здесь". То есть как спе-
   циально... не знаю как это сказать.
   + Он имел какое-то отношение к тому , что случилось?
   - (перебивая) Да. Непосредственное.
   + Каким образом?
   - То есть, как это сказать. У меня такое ощущение, когда я
   их (потерпевших) вел туда я как-то боролся. Я чувствовал, что
   я неправильно делаю, не так. Я, когда вел.. Чувство такое,
   что второй какой-то голос говорил "Нет веди...Ты
   доолжжен!..."
   + Почему должен? Он обьяснял почему вы должены.
   - Наверно фантазии все эти.
   + Фантазии принадлежали вам или кому-то?
   - Сейчас не могу в этом разобраться
   + И все-таки мне хотелось бы прояснить со вторым человеком - он воспринимался вами как хороший или как плохой человек?
   - Именно то, что он меня... не знаю может быть он или не он.
   Для меня он плохой человек.
   + Когда он появлялся, что говорил?
   - Пора действовать, пора вест... То есть, вот, я чувство-
   вал даже, когда я вел, вот я вел. Пока шел от начала шоссе я
   еще мог бороться, то есть я боролся. У меня не было еще сис-
   темы, я боролся с тем, что бы... С ним боролся, я не хотел
   этого. Он меня как-бы... Пока я шел, я как-бы перевоплощался
   что ли, даже борясь перевоплощался в другого человека.
   + А физически перевоплощался?
   - Я чувствовал прилив крови, по телу шло какое-то тепло, в
   голове начиналось как бы помутн..., не то, что помутнение, а,
   что-то такое как-будто, что-то давило сверху вниз на меня, я
   не знаю.
   + Мышцы как-то менялись, тело как-то менялось?
   - Расправляться как-то начинал. То есть чувствовал свою
   силу. Стараюсь стать каким-то зверем.
   * * *
   Практика судебно-психопатологических исследований субъек-
   тов, совершивших серии гомицидальных убийств, подтверждает то,
   что вышеописанный шоковый механизм образования "чувственных"
   комплексов лежит в основе предрасположенности субъекта к фе-
   тишистской гомицидальной фиксации. В серийных гомицидальных
   эксцессах фетиш выступает как постоянный мотив гомицидального
   уже не самоутверждения, а самоудовлетворения .
   Каждому новому эксцессу предшествуют наростание у субъекта
   агомицидогнозии - квадриады ее деструктивных феноменов: гоми-
   цидальная одержимость, гомицидальная свобода, гомицидальная
   хищность и опережающих гомицидальных представлений.
   Субъект, совершивший серию гомицидальных убийств, расска-
   зал следующее:
   - У меня, что-то ликовало внутри. Я чувствовал, что у
   меня, что-то ликует в груди. Я понимал, что это, что-то
   нехорошее.
   + Что значит ликование Расскажи подробнее. Как чувствовал
   ликование?
   - То есть, что, вот, ты сегодня почувствуешь себя. Не
   знаю, как это сказать. Не освобожденно, а раскрепощенно,
   что ли. Ты будешь иметь тело.
   + Ликование в мыслях, чувствах. С чем можно сравнить
   такое ликование.
   - Это не был экстаз. Наоборот. С одной стороны я по-
   нимал, что это не должно произойти, но, что-то внутри
   ликовало все равно.
   + Ликование как-нибудь действовало на твое настроение?
   - Да. На мозг, как бы. Получался прилив сил.
   + При этом окружающее как-нибудь менялось, видел лю-
   дей и воспринимал их как-то иначе. Что-то менялось?
   - (старается точнее сформулировать) Появлялось лико-
   вание, подьем.
   + И все-таки, как выбор происходил?
   - (перебивает) Если я шел, я уже знал, что такое бу-
   дет. Значит была договоренность о встрече.
   + То есть, когда договаривался о встрече, тогда лико-
   вание появлялось.
   - Да.
   + Что чувствовал в момент, когда договаривался о
   встрече?
   - Волнение, что неужели все это будет заново. Я еще
   как-то себя... Вот здесь происходило раздвоение личности
   (феномен одержимости).
   + Ощущения, которые тот - второй - поставлял были но-
   вы для тебя?
   - Да. Не то, что новы. Он как бы говорил... Да нет...
   + Раньше похожие состояния ликования по другому пово-
   ду были? Или оно какое-то особое?
   - Наверно особое.
   + Наверно или точно.
   - Не знаю.
   + Может такое ликование и раньше бывало, например,
   когда был маленьким. Вот ребенок убежал на простор ло-
   вить, например, рыбу.
   - Наверно было. Скорее всего это. Трудно сейчас...
   + Это ликование от ожидания. Ликование от предстоя-
   щей победы.
   - (перебивает) Ожидания, наверно, встречи.
   + Было чувство ликования, когда разрезал колготки,
   раз...
   - Да.
   + Что "да"?
   - Было это чувство, что сейчас вот будет, как ска-
   зать! Как вот как у детей бывает. Интересно! Вот это,
   вот.
   + Как, что-то новое?
   - И по сути дела уже не чувствовал, что перед тобой
   человеческое тело, женщина, а уже как - будто. Смотришь,
   как на материю в основном.
   + Материя? То есть?
   - Как на материал, который ты-ы-ы... и в тоже время
   он возбуждает тебя и ты к нему тянешся, и в тоже время
   смотришь на него (гримаса пренебрежения). Как на людей
   второго сорта.
   + Что значит люди второго сорта?
   - Я неправильно выразился. Не то, что людьми второ-
   го сорта.
   + Пренебрежение вызывали?
   - Да, пренебрежение.
   + Что-то особенное в пренебрежении к жертвам. Ведь
   много встречал девочек. Ведь не всех же вел туда.
   - Какой-то был животный инстинкт.
   + Что значит животный?
   - Не знаю, какой-то такой инстинкт непонятный.
   + Так, что они не вызывали уважения. Пренебрежение,
   что ли?
   - Ну, почему. Они привлекали к себе.
   + Как они привлекали?
   - После того, что происходило, наступало отвращение.
   + А может быть собственный стыд появлялся. Свой
   собственный позор убивал?
   - Не-ет, какое-то пренебрежение все-таки, что они не
   понимают того, что хочу я.
   + Что значит чувство материи? Смотришь на жертву как
   на материю?
   - Ну, как это обьяснить. Вот, лицо. Это не так
   прельщает, а, именно, прельщало вот это вот, что одето
   на ногах - цвет ног.
   + Так цвет колготок или цвет ног чувствовал.?
   - Колготок.
   + Снимал колготки или разрезал?
   - Разрезал.
   + Почему разрезал? Можно было просто снять?
   - Так меня больше возбуждало.
   Вышеописанным процессам фиксации и фетишизации пусковых
   мотивов при серийных гомицидальных убийствах предрасполагают
   дизрегуляции влечений субъекта и спонтанные "всплескам" свя-
   занных с ними страстей. Субъекты этой группы, которых психо-
   патологи прошлого образно называли " люди влечений" чрезвы-
   чайно чувствительны к психотравмирующим ситуационным воз-
   действиям, фабула которых нередко образует с вышеуказанными
   страстями фетишистские комплексы.
  
   3.2. Типология субъектов гомицидальных убийств
  
   Обобщение результатов, полученных при экспертных исследо-
   ваниях субъектов, совершивших серии гомицидальных убийства,
   позволило выделить два стереотипа криминального гомицидально-
   го поведения субъектов - так называемых "налетчиков" и "ими-
   таторов".
   Субъектов, совершающих серийные гомицидальные убийства,
   называют "гомицидоманами" - гомицидоманы налетчики и гомици-
   доманы имитаторы.
  
   3.2.1. ГОМИЦИДОМАН-НАЛЕТЧИК. Этот тип субъектов периодически испытывает
   психо-сексуальное гомицидальное возбуждение, требующее немедлен-
   ного удовлетворения фетишистского мотива.
   Гомицидальный тип "налетчика" - Чаще это мужчина в возрас-
   те 25-35 лет, холост или в недавнем браке, в семье может быть
   ребенок до 2 лет. Имеет признаки органической недостаточности
   головного мозга как осложнение перенесенных в детстве повтор-
   ные пневмоний, туберкулеза легких, детских нейроинфекций с
   высокой температурой, травм головы. Недостаточность прояв-
   ляется с детства в психическом инфантилизме (незрелости), на-
   рушении формирования сексуального полоролевого поведения,
   особенно, если воспитывался в неполной семье (без отца) или
   под давлением агрессивного отца. Чаще не состоит на учете в
   психоневрологическом диспансере и ранее не лечился в психиат-
   рической больнице.
   Особенности гомицидальной возбудимости определяют крими-
   нальное поведение - планируемые и непланируемые.
   Планируемое. - Периодически, раз в месяц или реже, нарас-
   тает психическое беспокойство. В такие дни субъект то беспри-
   чинно эйфоричен, то раздражителен. Одновременно повышается
   половая возбудимость со склонностью к спонтанным эрекциям и
   семяизвержениям. Во время поездок в городском транспорте
   практикует фроттаж (скрытые прикосновения и трения о тела ок-
   ружающих в переполненном транспорте и других многолюдных мес-
   тах с целью достижения сексуального удовлетворения). Сновиде-
   ния заполняются сексуальной тематикой, связанной с насилием.
   Вид парадной, лифта нередко возбуждает навязчивые представле-
   ния о нападении. В такие периоды описываемы субъекты прибе-
   гают к "защитной" интенсивной мастурбации, чтобы "сбросить"
   возбуждение. Обычно в течение недели планируют и осуществляют
   нападение.
   Вышеописанные феномены гомицидальной свободы и гомици-
   дальной хищности демонстративно представлены в следующем
   рассказе молодого человека 18 лет, проходившего медицинскую
   комиссию в связи с призывом на военную службу. Он просил оп-
   ределить его на службу в специальное подразделение, которое
   выполняет "боевые" задания, связанные применением техники ру-
   копашного боя. Считает себя подготовленным к такой службе так
   как владеет многими "болевыми" приемами. Рассказал, что в те-
   чение нескольких последних лет переодически испытывает неодо-
   лимое стремление "размяться". С этой целью прогуливается по
   пустынным улицам или в парке, выжидая, когда появится компа-
   ния из двух-трех мужчин. Оценивает свои возможности физически
   их одолеть и, убедившись в благоприятном для себя исходе, за-
   тевает с ними драку. После расправы испытывает душевное удов-
   летворение, бодрость, легкость и т.п.. Особенно в момент,
   когда, вернувшись домой, смывает чужую кровь с манжет белой
   рубашки. По решению стационарной медицинской экспертизы испы-
   туемые был признан не годным к срочной военной службе, но
   годным в военное время.
   Непланируемые нападения - сексуально-гомицидальное возбуж-
   дение возникает неожиданно даже для самого налетчика. Быстро
   нарастают экзальтация и неодолимое влечение к гомицидальному
   эксцессу, требующее немедленного удовлетворения. Их возникно-
   вению способствует легкое алкогольное опьянения (предпочитают
   пиво). Характерно, что многие из этих субъектов даже в выра-
   женном опьянении сохраняют психо-двигательную координацию.
   Они целеустремлены, действуют как "на автопилоте".
   Выбор жертвы случаен - определяется минимальной внешней
   сексуальной притягательностью (пол, возраст) и наибольшей си-
   туационной доступностью.
   Поиск жертв осуществляют, как правило, двумя путями:
   а) дефилированием по улицам пешком, в машине, городском
   транспорте, электричке,
   б) ожиданием - на расстоянии 30-50 метров от входа в
   подъезд, или в нишах, входах в подвал, рядом с лифтом, а так-
   же - на лестничной площадке, если оттуда есть возможность
   наблюдать за ситуацией во дворе и контролировать вход. В пос-
   леднем случае налетчик устремляется на звук остановившегося
   лифта. Нападения на детей, как правило, совершает во время их
   возвращения домой.
   Контакт с жертвой:
   а) со знакомства "на ходу" в роли "попутчика". Доверие
   достигается проверенной легендой, обещающей жертве какую-либо
   помощь, услугу, выгоду, которые бы стимулировали необходи-
   мость дальнейшего контакта.
   б) Без знакомства и переговоров - скрыто или "случайно"
   сопровождает до подъезда или удобного закутка на расстоянии,
   которое позволило бы в несколько секунд настичь жертву.
   Субъекты стремятся как можно быстрее привести жертву в
   состояние психической беспомощности, подчинить ее своей "иг-
   ре". С этой целью использует специально разработанную технику
   "шокирования". Один из таких субъектов с помощью магнитофона
   упражнял властные модуляции голоса и подчиняющие команды, пе-
   ред зеркалом "отрабатывал" соответствующие жесты, выражения
   лица.
   При гомицидальных убийствах нападение сразу начинается с
   избиения жертвы и завершается нанесением телестных поврежде-
   ний (расчленением, вырезанием органов), несовместимых с
   жизнью. Насилие или убийство осуществляются в течение первых
   часов знакомства. Убийство возможно и во время перенесенной
   на несколько дней встречи.
   В случаях, когда с первого раза нападение не удалось, "на-
   летчики" так возбуждены, что нередко, теряя осторожность,
   повторяют их даже в пределах одного дома, квартала, перебегая
   из одной парадной в другую. При полной неудаче сбрасывают
   напряжение мастурбацией, созерцая прохожих со стороны, или
   как эксгибиционисты, обнажаясь перед ними. В состоянии
   опьянения объектом сексуального нападения могут быть даже со-
   седи по дому (дети, подростки, женщины), образы которых до
   нападения "прошли" через мастурбационные фантазии налетчика
   (уголовное дело Б.).
  
   3.2.2.ГОМИЦИДОМАН-ИМИТАТОР.Этому типу съектов свойственны полярные черты характера. Про таких говорят: "Молитва на устах, молитвенник в руках и
   камень за пазухой". Их отличает талант лицедея: внешнее бла-
   гочестие, умение производить благоприятное впечатление на ок-
   ружающих и способность входить в доверие сосуществуют с изоб-
   ретательным коварством, холодной, расчетливой жестокостью,
   которые в полной мере проявляются при совершении субъектом
   гомицидальных эксцессов. Они живут как бы по двум со-
   циально-психологическим стандартам. С одной стороны - имеют
   высокий социальный рейтинг, демонстрируют склонность к семей-
   ному патриархальному укладу, альтруизм, заботу о детях, доб-
   ропорядочность. С другой - тщательно скрываемый ото всех
   комплекс сексуально-гомицидальной агрессивности. Они не любят
   суеты, их сверхценная гомицидальная чувственная сосредоточен-
   ность вызревает периодически. Жертву отбирают из ближайшего
   окружения. Для этого устраиваются на работу или создают ее
   под себя, активно участвуют в общественных мероприятиях,
   обеспечивающих "естественный" доступ к жертвам.
   Преступное поведение гомицидомана- имитатора носит харак-
   тер гомицидальных циклов.
  
   3.3. Архетипическая мотивация сценарных
   гомицидальных убийств (по уговному делу С-ко).
  
   Гомицидоманы-имитаторы встречаются значительно реже, чем
   налетчики. Известны единичные случаи, когда следствию удава-
   лось раскрыть полную картину этого типа гомицидальности. К
   такому редкому случаю и относится и уголовное дело С.
   Следствие располагало фотографиями и киноматериалами, вы-
   полненными самим преступником во время убийств. На них С. за-
   фиксировал моменты преступного гомицидального поведения, ко-
   торые мотивационно являются наиболее значимыми для гомицидо-
   манов и субъектов-имитаторов в частности. Это позволило де-
   тально изучить и выделить до того практически неизвестный тип
   убийцы гомицидомана-имитатора.
   К имитаторам относятся субъекты-гомицидоманы, у которых
   гомицидальное удовлетворение наступает в процессе определен-
   ного стереотипа поведения - так называемого гомицидальный
   цикла, продолжительность которого может быть несколько меся-
   цев и более. Анализ последовательности действий С. ( по фо-
   то-, киноматериалам) показал, что гомицидальный цикл-эксцесс
   имеет четыре стадии, каждая из которых имеет свой гомици-
   дальный сценарий.
   Первая стадия - выбор потерпевшего, знакомство и дли-
   тельное (недели, месяцы) - "дистантное" - ухаживание. Субъект
   С. демонстрирует дружескую заботу о потерпевшем, создавая ат-
   мосферу особо доверительных и "конспиративных" отношений.
   Этот захватывающий для С., полный вожделения процесс "охоты"
   проходит незаметно для окружающих. Для получения возможности
   оправданного (в глазах окружающих) уединения и непосредствен-
   ного манипулирования выбранным подростком С. создал при клубе
   любительскую киностудию. Очередного кумира-подростка, выбран-
   ного им в качестве потерпевшего, он объявлял актером в
   фильме о воспитании мужества. Используя кинокамеру, С. снимал
   на кинопленку свои действия с потерпевшими. Манипуляции с по-
   терпевшим разворачивались по сценарииям, который С. вместе с
   ним сочинял накануне. Содержательной основой первой стадии
   являлся игровой детективный сюжет. В кинокадрах одного гоми-
   цидального эксцесса подросток крадется, изображая юного сле-
   допыта. В другом эксцессе другой подросток в роли лесника
   выслеживает в лесу браконьерв, у него на голове - фуражка с
   кокардой лесничего. В третьем - подросток как "искатель" кла-
   дов что-то выкапывает из-под дерева и т.д.. Судя по перемене
   одежды на потерпевших, съемки одного и того же подростка про-
   водились неоднократно на протяжении нескольких месяцев или
   полугода.
   Отснятые С. фото- и киноматериалы отражали то, как его
   опережаюжие гомицидальные фантазии словно паутина паука пеле-
   нают потерпевшего, уничтожая внешне невинными манипуляциями
   его индивидуальность, и готовят его к смертельному укусу. Это
   суждение подтверждает один эпизодов сценарной имитации смерти
   потерпевшим, который зафиксировали фото- и кинокадры.
   Так, на нескольких фотографиях, сделанных С., потерпевший
   лежит на земле, раскинув руки, и выглядит мертвым. В действи-
   тельности же он по сценарию С. "репитировал" сцену агонии
   после удара в грудь. Из кинокадров, зафиксировавших детали
   этого эпизода, видно, что С. подошел к потерпевшему и имити-
   ровал удар кулаком в его грудь. Потерпевший, в свою очередь,
   имитирует падение, якобы, от этого удара и лежа на земле,
   также избражает судорожные движения ногами, подразумевающие
   агонию.
   Таким образом, имитируемое гомицидальное действие на фо-
   тографи в режиме "стоп-кадр" выглядит как оконченное гомици-
   дальное убийство, а на кинопленках (в динамике события) - как
   предсмертная агония. После таких имитаций подросток благопо-
   лучно возвращался домой. Рассмотренную специфическую особен-
   ность гомицидального поведения субъекта и потерпевшего сле-
   дует учитывать при криминалистическом исследовании фото- и
   киноматериалов.
   Указанные сценарные имитации отражали содержание опере-
   жающих гомицидальных фантазий С.. Эти предварительные "репи-
   тиции" символизировали психическую смерть потерпевшего (аго-
   ния в динамике кинокадров) и физическую смерть на фотогра-
   фиях. Такими имитациями С., который еще не "созрел" для
   реализации своих гомицидальных намерений, "сбрасывал" гомици-
   дальные возбуждения, связанные с конкретным потерпевшим.
   На первой стадии в его гомицидально "очарованном" сознании
   потерпевший все больше ассоциировался со смертью, приобретал
   в его фантазиях черты фетиша - тсантсы.
   Первой стадия завершается, когда плод из его гомицидальных
   фантазий созрел и излучает букет фетишистских гомицидальных
   флюидов. Во второй стадии жертва идет на заклание, чтобы пе-
   рестать быть материальным объектом, а стать символом - фети-
   шом. Дистантная гомицидальная прелюдия переходит в "кон-
   тактное" гомицидальное удовлетворение через причинение потер-
   певшему смерти - сначала психической (первые пробы в виде ре-
   питиций), а затем и физической смерти.
   Вторая стадия гомицидального цикла тщательно планируется и
   осуществляется по детально расписанному сценарию, который
   согласован с потерпевшим. С. приводил потерпевшего в бессоз-
   нательное состояние, которое символизировало психическую
   смерть потерпевшего. В начале, когда С. еще не решался на го-
   мицидальные убийства, на этом этапе он реанимировал потерпев-
   ших и отпускал домой.
   Имитаторы, совершающие серийные убийства, заранее готовят
   место для убийства или используют старое. У С. был постоянный
   шалаш из веток, поставленный в безлюдой части заросшего до
   непроходимости мелкого леса. Полянка перед шалашом служила
   съемочной площадкой. Кинокамера размещалась на треноге, ее
   объектив был направлен на дерево, к нижнему толстому суку
   которого была привязана веревка с петлей. Потерпевший был
   спокоен и уверен, что участвует в кинопробе сцены казни,
   соответственно сценарию, который он обсуждал с С. накануне. В
   потерпевшие сами становились на подставку-пень, одевали себе
   на шею петлю. Зачарованно, словно в гипнотическом трансе,
   смотрели в объектив кинокамеры. Переведя работу кинокамеры на
   автоматический режим, С. появлялся в кадре, деловито поправ-
   лял одежду на жертве, стоящей на пне с петлей на шее,
   расправлял складки на брюках, явно наслаждаясь тем, что в его
   руках (буквально) жизнь другого человека. В решающий момент
   С. убирал из-под ног потерпевшего подставку и, впавшего в
   бессознательное состояние потерпевшего, опускал на подстилку.
   С. пользуясь тем, что потерпевший находятся в бессознательном
   состоянии, манипулировал его телом, фотографировал и снимал
   на кинопленку различные позы "беспомощности", агонии потер-
   певшего. Динамика беспомощных движений потерпевшего на киноп-
   ленке олицетворяла психическую смерть потерпевшего. Эти же
   беспомощные позы потерпевшего статике фотографий потерпевшего
   символизировали физическую смерть.
   Далее, в третье стадии - так называемой вампирической - у
   С. доминировал гомицидальной фетиш крови. Потерпевший погибал
   от повреждения крупных кровеносных сосудов и обескровливания.
   С. манипулировал с кровью потерпевшего в объеме известном из
   существующих многочисленных описаний феномена вампиризма.
   На четвертой стадии - символического "возрождения", кото-
   рая существует только в деяниях имитаторов, субъект манипули-
   рует с уже обескровленным, обмытым и переодетым безжизненным
   телом потерпевшего. С. обмывал тело (смывал кровь), переоде-
   вал его в чистую одежду, придавая ему вид танато-"торжествен-
   ности" покойника в гробу. Далее расчленял тело на фрагменты,
   которые раскладывал определенным символическим образом: голо-
   ву, конечности трупа, гениталии, создавая композиции наподо-
   бие геральдических гербов.
   Для более детального ознакомления с содержательными эле-
   ментами вышеописанной универсальной схемы преступного поведе-
   ния гомицидомана-имитатора рассмотрим динамику обстоятельств,
   сформировавших у С. гомицидальное пристрастия после перенесен-
   ного эмоционального шока. В этом отношении уголовное дело С.
   можно отнести к классическим случаям формирования преступного
   гомицидального поведения.
   Началось с того, что в 23-летнем возрасте С. стал очевид-
   цем дорожно-транспортного происшествия, при котором погиб
   мальчик в возрасте 13-14 лет. В тот день рано утром С., как
   обычно, шел на работу пешком. Вдруг рядом с ним на перек-
   рестке столкнулись две машины - лоб в лоб. Он оказался в пер-
   вых рядах набежавших зевак, и прямо перед собой увидел лежа-
   щего на проезжей части мальчика. Его выбросило из машины.
   Мальчик еще был жив, лежал на спине и пугающе беспомощно пе-
   ребирал ногами, руками, мотал головой. Он был одет в
   пионерскую форму. На нем была белая рубашка и галстук.
   С. стоял потрясенный, не в состоянии оторвать от мальчика
   глаз. И тут вспыхнул разлившийся по дороге бензин и огонь
   стал быстро приближаться к ноге мальчика. Больше всего С. за-
   помнился начищенный ботинок. Было странно и страшно смотреть,
   как горит живая нога в ботинке. В тот момент, когда пламя ох-
   ватило ботинок, он почувствовал, что как-будто в нем что-то
   взорвалось, приятно ударило в голову. От неожиданной слабости
   в коленях чуть не сел на дорогу. Значительно позже он узнал,
   что у него был первый оргазм с семяизвержением. Такого выра-
   женного оргазма у него больше никогда не было.
   После этого происшествия видение бьющегося в конвульсиях
   на дороге мальчика, запах бензина и горящей кожи ботинка, на-
   чищенного до блеска, часто вспоминалсь как реальность исклю-
   чительной завершенности и четкости. Вместе с видением-воспо-
   минанием агонии и смерти мальчика возникала потребность еще
   раз пережить оргазм, развившийся под их воздействием. Указан-
   ные переживания появлялись часто непроизвольно и как-будто
   навязанные, заставляя мастурбировать. Эрекция полового члена
   пропадала, если в процессе мастурбации представлял женщину.
   Стал замечать, что у него появилось повышенное влечение к
   мальчикам.
   Алкоголь употреблял мало и через силу, быстро хмелел и
   становился сонливым. Все застолья для него на этом и заканчи-
   валось, и отношения с женщинами - тоже. С женщинами он всегда
   был предельно корректен, предупредителен. С будущей женой
   познакомился на работе, сильных чувств не испытывал, до же-
   нитьбы даже не пытался ее целовать. Она же его необычное по-
   ведение расценила как эталон скромности и только по этой при-
   чине вышла за него замуж.
   Он женился не только потому, что так положено, ему тогда
   было уже 29 лет. Долго к ней присматривался, нравилась ее
   спокойная деловитость, покладистый характер. В ее внешности
   скорее не было ни мужских, ни женских признаков. Наверно
   поэтому в ее присутствии я чувствовал себя полноценным. В ви-
   ду практически полного отсутствия сексуальной возбудимости,
   ему ничего не стоило выглядеть многозначительно сдержанным.
   Спали в одной кровати как две подружки. Он надеялся с ее по-
   мощью раскачать себя в правильном сексуальном направлении.
   Прикасался к ней, обнимал ее, при полной апатии его полового
   органа. С. и не очень обижался на него. Через два месяца пос-
   ле свадьбы жена была на приеме у гинеколога и вернулась
   расстренной, переживала, нагрубила ему и выгнала его из
   спальни. С. догадался, что девственность жены была нарушена
   посредством медицинского вмешательства. Долгое время пережи-
   вал психическую подавленность, испытывал угрызения совести
   перед женой. За семнадцать лет совместной жизни вступал в по-
   ловую близость с женой не более десяти раз. Несмотря на все
   усилия, эрекция полового члена не наступала, однако жена ро-
   дила двух сыновей.
   И тут к нему пришла идея - попробовать перенести его
   чувство сексуального возбуждения от мальчиков на жену. Идея
   "скрещивания" его очень вдохновила. Нужно было что-то приду-
   мать для естественного доступа к подросткам. Окрыленный новой
   надеждой, он развил бурную деятельность по организации под-
   росткового туристического клуба под названием "Школа му-
   жества". Он уже пять лет жил в городе и его знали как трез-
   венника, исполнительного работника. Выбил средства и помеще-
   ние для туристического клуба. Сам же его и возглавил на об-
   щественных началах. Родители подростков, конечно, были в вос-
   торге. Его энтузиазм ковал из местных шалопаев фанатов турис-
   тических походов по родному краю. Сам тщательно подбирал
   спортивные рубашки, майки, трусики, следил за тем, чтобы бо-
   тинки были особого фасона и обязательно начищенны до блеска.
   Ребята по одному и группами охотно ходили с ним в походы.
   Туристический клуб стал известен не только в области, но и
   принимал участие в республиканских слетах, получал призы и
   почетные грамоты.
   Индивидальную работу С. проводил только с трудными под-
   ростками из неблагополучных семей. Тренировал по своей спе-
   циально разработанной программе, имевшей разные степени слож-
   ности "развития мужества". Поэтому в этих группах "спе-
   циальной" подготовки были только мальчики. Не спеша, в тече-
   ние нескольких месяцев, готовил приглянувшегося мальчика к
   "высшей ступени". Все потерпевшие знали, что с ними будет
   производиться "эксперимент", знали, что они потеряют созна-
   ние, но не знали, что их ожидает в конечном итоге.
   С. провел несколько десятков подобных экспериментов, после
   которых реанимировал потерпевших - выводил их бессознательного
   состояния, и отпускал домой.
   Вопрос: Занимались ли Вы мужеложством вобще или с потер-
   певшими?
   Ответ: Мужеложством я никогда не занимался. До этого мои
   воображения не дошли. Мне достаточно было обнажиться и лечь
   на ногу мальчика, на ботинок, как наступало возбуждение и се-
   мяизвержение.
   Вопрос: Получив удовлетворение Вы успокаивались или нет?
   Ответ: В принципе да, но в отдельных случаях не успо-
   каивался, терял контроль над собой. Если мальчик был еще жив
   после эксперимента, я прилагал все усилия, чтобы его спасти,
   (киноматериалы, сделанные С., говорят об обратном - подробное
   описание ниже). Если он не приходил в сознание, я терял
   контроль над собой, мог фотографировать, хотя это сложное ос-
   мысленное действие. Фотографии мне были нужны для последующе-
   го онанизма, в качестве возбудителя. Возникающее половое дав-
   ление меня угнетало и требовало каких-то действий, которые в
   конечном счете заканчивались онанизмом, который требовал
   воображения, связанного с обликом мальчика, одетого в дежду,
   которую я видел на мальчике потерпевшем при ДТП. Когда
   расчленял жертву, отвращения не испытывал, но подсознательно
   оценивал ситуацию. Одни мысли оценивали плохую сторону моих
   действий, другие (более сильные) понуждали меня делать плохое
   и предвещали удовлетворение. Описать подробно, что меня тол-
   кало на садизм не могу так как в этот ммент полностью терял
   над собой контроль, не давал трезвой оценки своим действиям.
   Вопрос: Совершали Вы какие-нибудь манипуляции с половыми
   органами мальчиков?
   Ответ: Нет. В этом я не испытывал необходимости.
   Вопрос: С какой цель Вы вырезали половые органы мальчиков
   и, что с ними делали?
   Ответ: Эти факты я не помню и для чего это делал, если де-
   лал, пояснить не могу. Если отрезал половые органы , то, ви-
   димо, оставлял их на месте.
   Вопрос: Видели ли потерпевшие, чем Вы занимались в ходе
   так называемых экспериментов.
   Ответ: Нет, они этого видеть не могли, так как находились
   в бессознательном состоянии.
   С первыми мальчиками у него сразу наступало извержение от
   одного только вида их бессознательного состояния, в котором
   они судорожно двигали ногами в ботинках. Ботинки подбирал
   сам. Важно, чтобы они были той же модели, что и у мальчика,
   погибшего в аварии, и, чтобы до блеска были начищены. С нес-
   колькими потерпевшими он провел "эксперимент" у себя дома на
   семейном ложе. Ночью пробовал осуществить половой акт с же-
   ной, воображая, что рядом с ним не жена, а мальчик, который
   был у него утром. Несколько раз было слабое половое возбужде-
   ние, которое быстро пропадало. После трех-четырех таких
   "экспериментов" понял, что женщины - не для него. За семнад-
   цать лет совместной жизни вступал в половую близость с женой
   не более десяти раз. Несмотря на все усилия, эрекция полового
   члена не наступала, однако жена родила двух сыновей.
   В глубине души он понимал, что "эксперименты" становятся
   все более опасными для жизни мальчиков. Но остановить себя
   уже не мог. Желание убивать уже созрело, но еще не мог себе
   признаться в этом. Это двойственное состояние души было осо-
   бенно мучительно. Он размышлял, успокаивал себя тем, что лю-
   бит свою работу педагога ( у него не было педагогического об-
   разования). Он не позволял себе спиртного, не курил, чтобы не
   заражать детей дурным примером. С одной стороны, любовь к де-
   тям, забота, сознание долга. С другой, - издевательства над
   ними, уродование, удушение, целование полуживых-полумертвых,
   наслаждение их судорогами и прочее, что вслух даже страшно
   произнести. После этого - депрессия, плач и через месяц-дру-
   гой - все сначала. Со слов подростков, были случаи, когда во
   время похода, он оставлял группу и на некоторое время уходил
   в глубь леса, и они слышали рыдания, доносившиеся издалека.
   По мере того, как он все чаще повторял с мальчиками
   "эксперименты", ботинки возбуждали все меньше и меньше ( при
   обыске у С. были обнаружены несколько десятков пар ботинок
   потерпевших, накопившихся за более чем десятилетний период
   проведения гомицидальных эксцессов). Ему было все труднее и
   труднее добиться удовлетворения. Приходилось больше фантази-
   ровывать и дольше мастурбировать. Потом фантазии подсказали
   ему ложиться обнаженным органом на ногу и ботинок. На ка-
   кое-то время сила полового возбуждения восстановилась. Посте-
   пенно приспособился. Как только чувствовал, что волшебное
   действие ботинка уменьшается, переключался на другую часть
   тела, одежду подростков - давал фантазиям с ботинком отдох-
   нуть, потом опять к ним возвращался. Неожиданно для него воз-
   буждающие действие ботинка резко усилилось, когда он предста-
   вил, что сам его поджигает.
   "Эксперименты" не помогли наладить сексуальные отношения с
   женой, но он уже не мог без них обойтись. Особое удовольствие
   он испытывал, когда еще только готовил мальчика, узнавал его
   все ближе и ближе (первый этап фетишистского "очарования").
   Каждый мальчик, которого он выбрал
   для экспериментов, сначала проходил через его воображение,
   фантазиии, о содержании которых можно судить по тому на каких
   частях тела, позах , движениях, мимике лица потерпевшего за-
   держивался объектив кинокамеры.
   Обычно, через 3-4 месяца такого общения с очередным
   мальчиком С. созревал для проведения "эксперимента". Появля-
   лась мысль, что уже все взято от мальчика и пора переходить
   от дистантного к контактноному "эксперименту". Признаком за-
   вершения этой платонической прелюдии было то, что в фантазиях
   начинали преобладать представления, рисующие сцены телестного
   общения, потребность прикосновения к теплой крови. Все чаще
   во сне оказывался на берегу озера с красной водой. Мочил
   в крови пальцы, брызгался в ней и чувствовал, как по рукам и
   телу растекаются приятные судороги. Эти фантазии как заноза
   сидели в его голове. Раньше, при появлении таких фантазий тут
   же расставался с мальчиком или начинал "бескровный" экспери-
   мент. Помогало то, что внутренний голос запрещал.
   Вопрос: Вы выбирали свои жертвы?
   Ответ: Да какой-то выбор был, любовь, нежность, кровь, са-
   дизм - все слилось в единое. Чувствовал любовь, ревность...
   мальчик должен был мне понравиться и после этого я начинал с
   ним работать, появлялось воображение, планы (мальчик скачет
   на лошади, падает, разбивается, появляется кровь, а на нем
   новые черные ботинки или он попадает под машину и т.д.) ...
   Я должен знать жертву, мальчик должен был мне понравиться,
   пройти через мои фантазии - то есть в сознании должна была
   сложиться программа; мальчик должен быть в одежде, которую я
   видел на мальчике в момент аварии. После эксперимента, к ос-
   тавшимся в живых мог возвратиться вновь. Потребность крови
   возникла у меня после одного из экспериментов, когда мальчик
   в петле прикусил себе губу и на ней выступила кровь, у меня
   моментально произошло семяизвержение.
   Чудовищу, выросшему в его душе, было уже недостаточно то-
   го, что становилось привычным. Да еще без "натуры". Он требо-
   вал "свежатины", без которой было все труднее извлекать сла-
   дострастное эхо в душе и теле. Экстаз-оргазм уже не только
   поблек, но и иногда, вообще, до него невозможно было домас-
   турбировать. Внутренний "голос" начинал издевательски, как бы
   между прочим, картавить: "Оргазм дело тонкое - психит-чское"
   или мерзко напевать: "Люди гибнут за оргазм". Тут он был
   прав. Раскручивание все новых витков, все более дерзких не-
   мыслимых фантазий-сюжетов достигло пика и "голос" стал подби-
   вать:"Пора пройти через последнюю преграду, пройти через ко-
   жу, стать властелином не только наружного, но и внутреннего
   тепла, всей внутренней механики тела. Интересно посмотреть на
   нее, что там внутри". И вот свершилось то, чего он в себе
   страшился и чего уже страстно ждал. То к чему он подводил
   "эксперименты", делая вид, что не замечает этого. Во время
   судороги у мальчика на губе выступила кровь. Когда увидел ее
   ручеек, то вновь (как и при виде горящего мальчика ) громом и
   молнией по его телу прокатились сладострастные подобное тому,
   которое испытал при виде агонирующего мальчика. Только теперь
   обновленные энергией нового фетиша - крови.
   Насилия и убийства вышеописанной мотивационной сверхпара-
   доксальности понятны и доступны изучению только в свете кон-
   цепции гомицидальности. Специфика гомицидальных преступлений
   состоит в том, что возникновение, формирование преступного
   умысла, подготовительные действия субъекта (поиск, выбор
   жертвы, составление плана-сценария), принятие решения и сам
   процесс убийства подчинены через гомицидальное влечение
   неодолимому воздействию гомицидальных архетипов.
   Знание архетипической феноменологии гомицидальных убийств
   помогает распознать их мотивационную гомицидальную доминанту,
   которая нередко зашторена ситуационно-реактивными мотивами.
   и мономаническими рационализациями, как проявлениями психи-
   ческой защиты.
   Так, например, мотивация массовых изнасилований и убийств
   во время гражданских военных конфликтов и войн имеет две сто-
   роны. Одна сторона мнимая, но видимая, ощутимая и осмысляемая
   исполнителями массового полового насилия как использование
   беспомощного состояния женщин противника для плотского удо-
   вольствия - в качестве приза победителю. А мужская часть про-
   тивника подвергается естественному для победителя оскорби-
   тельному насилию.
   Другая - более главная сторона этого известного феномена
   становиться понятной только в контексте знания архетипа, фор-
   мирующего содержание этих событий. Без расшифровки значимости
   архетипических элементов истинная причина указанной агрессии
   остается невидимой или трактуется неправильно. Дело в том,
   что вышеописанное тотальное половое насилие против мирного
   населения в действительности является исторически "накатан-
   ной", бессчетно повторявшейся в истории человечества си-
   туацией - феноменом, присущим конкурентной гомицидальной
   борьбе человека за самоутверждение в среде обитания. Подсоз-
   нательно следуя дремучему инстинкту предков ( а мнимо своему
   половому чувству), первобытный завоеватель стремился насильно
   осеменить женские детородные органы противника (чтобы полу-
   чить свой урожай на чужом поле) и при этом ликвидировать
   мужские половые источники противника, чтобы предупредить воз-
   можность зачатия своего нового поколения. Победитель знал,
   что упоение торжеством победы быстро проходит и сменяется
   страхом перед угрозой кровной мести, вероятность которой рос-
   ла по мере взросления кровного потомства противника. Похоже,
   что подобный стратегический способ первобытный предок
   подсмотрел у кукушки. Ее архетип ловко подбрасывает свои яйца
   в чужие гнезда. Вероломного предка человека в этой природной
   стратегии кукушки привлекало то, что птенец кукушки, едва вы-
   лупившись, ведет себя как единственный хозяин гнезда и тут же
   выбрасывает из него своих сводных братьев и сестер. Подлог,
   так сказать, с сюрпризом - феноменом "троянского коня" у лю-
   дей.
   Архетипическая структура гомицидальной мотивации в значи-
   тельной степени формирует преступный умысел так называемых
   сценарных гомицидальных убийств, совершаемых по сценарию при-
   чинения смерти "на доверии".
   Указанный архетипический сценарий описан в XIX веке путе-
   шественниками по Южной Америке, как "странный" обычай,
   культивируемый в туземных племенах. Высшей доблестью воина
   -"охотника за головами" - было отличиться не в непосредствен-
   ной схватке с противником, а победить его обманным путем -
   так сказать "на доверии". Этот способ состоял в умении войти
   в такое доверие к подозрительному недоверчивому чужеземцу,
   чтобы стать его лучшим другом. Когда же удавалось завоевавать
   симпатию и дружбу настолько, что в непогоду они укрывались
   одним одеялом, делились последним глотком воды, "доблестный"
   воин отрезал голову уснувшего доверчивого "друга". Он мумифи-
   цировал голову по особой технологии. Делал из нее "тсантсу" -
   миниатюрное подобие головы жертвы (из лицевой и теменно-заты-
   лочной частей), величиной с апельсин, внешне похожее на при-
   жизненный облик потерпевшего. "Тсантсу" за длинные волосы
   прикрепляли к поясному ремню. Считалось, что чем могуществен-
   ней и знаменитей была жертва, тем большую магическую силу та-
   кая "тсантса" передает ее обладателю. Такой обман "на дове-
   рии" был необходим, чтобы, во-первых, потерпевший не знал о
   том, кто его убил и его дух не преследовал убийцу. Во-вторых,
   чтобы дух убитого, пребывающий в неведении относительно тако-
   го вероломства, верно служил убийце.
   Вышеуказанный сценарий демонстративно представлен в
   рассмотренном выше уголовном деле С.. Так, целью гомици-
   дального поведения субъекта в первой стадии гомицидального
   цикла является достижение субъектом абсолютного доверия по-
   терпевшего и, таким образом, приведение его в состояние пси-
   хической незащищенности (потери предусмотрительности) и далее
   беспомощности - приведение в бессознательное состояние. Соз-
   дание особо доверительных отношений с потерпевшими позволяло
   гомицидоману-имитатору использовать прием так называемого
   "капкана", когда потерпевшие помогали убийце привести себя в
   бессознательное состояние. Использование таких "капканов",
   процесс "заманивания" в них не подозревающих об опасности по-
   терпевших являются не только способом, облегчающим совершение
   преступления, а и составным элементом комплекса гомицидально-
   го сладострастия. Субъекты-имитаторы не переносят крика, шу-
   ма, сопротивления жертв. Это отвлекает от гомицидальных фан-
   тазий, нарушает процесс их особой "сверхценной гомицидальной
   чувственной сосредоточенности".
   Приведение потерпевшего в состояние психической смерти во
   второй стадии гомицидального цикла также имеет свою архетипи-
   ческую почву. Суть в том, что среди разнообразных древних ри-
   туалов, связанных с людоедством, выделяется и такой, когда
   жертву перед убийством опаивают отварами наркотического
   действия до помрачения сознания. Жертва, пребывающая в сос-
   тоянии отрешенности, виртуальной экстатичности, воспринимает-
   ся участниками оргии (праздника) уже не как несчастный
   смертник, а как воплощение образа "избранника", как идея, а
   не материя. "Избранник" воспринимается в качестве посредника
   для отпущения чужих грехов ("козел отпущения"). Возможно
   поэтому на лице потерпевшего, появлявшегося в кинокадрах, бы-
   ла заметна печать ритуальной отрешенности, подчиненности, ко-
   торая не исчезала ни в его сомнамбулическом поведении перед
   смертью, ни в агонии.
   Гомицидальные деяния, производимые субъектом в третьей вам-
   пирической стадии, также имеют свою легенду, в древних сказа-
   ниях и мифологии с кровью связывали появление человека. Проли-
   тие крови на землю имело особый теологический смысл. У иудеев
   и христиан существовал строгий запрет употреблять в пищу
   кровь так как считалось, что душа всякого тела есть кровь его.
   Перед употреблением в пищу мясо должно быть обескровлено, су-
   ществовало предписание выливать кровь на землю, как воду.
   Четвертая стадия - символического олицетворения "смерти и
   возрождения" - связана со спецификой гомицидальных разруши-
   тельных последствий на теле потерпевших. Она состоит в том,
   что гомицидальные повреждения тела потерпевших содержат в се-
   бе универсальные мистико-символические смыслы в виде своеоб-
   разных анатомических криптограмм. Их таинственные знаки соот-
   ветствуют первобытным и средневеков представлениям о мисти-
   ческой связи тела и духа в процессах смерти и возрождения. С
   древности вплоть до средневековья любая смерть рассматрива-
   лась как насильственная, наступившая в результате мистичес-
   ких, божественных смертоносных воздействий на душу человека.
   Различные мистические представления определяли место пребыва-
   ния души человека в различных частях тела - в глазах, сердце,
   мозгу, крови, печени, почках и др.. На их основе в различных
   культурах возникали и конкурировали "сердцецентрическая",
   "мозгоцентрическая" и другие модели мировозрения, а также ар-
   хетипические сценарии смерти и возрождения, что в частности
   находит свое выражение особенностях последствий на теле по-
   терпевших.
   В анализируемом нами уголовном деле кинокамера зафиксиро-
   вала действия субъекта, причиняющие потерпевшему физическую
   смерть. Вместе с тем С. продолжал манипулировать с трупом по-
   терпевшего по сценарию, напоминающему "ритуал" символического
   возрождения. На переходе от третьей стадии к четвертой С. об-
   мывал тело потерпевшего (смывал кровь), передевал в чистую
   одежду и далее манипулировал с телом и его частями как с фе-
   тишом.
   Указанная специфика преступного поведения свойственна
   только стереотипу деяний гомицидомана-имитатора, что может
   иметь криминалистическое значение. Однако эти криминалисти-
   ческие признаки возникают в переходном сценарии и исчезают
   или теряются в процессе последующего расчленения трупа.
   Сходство деяний гомицидоманов и ритуальных технологий ар-
   хаичных культур лишний раз указывает на архетипические корни
   происхождения гомицидальности. Архетипическое происхождение
   гомицидального ритуала проявляется не только в совпадении об-
   щих принципов ритуальных действий, но и в совпадении символи-
   ческой нагрузки отдельных элементов. Гомицидоман С. на завер-
   шающей стадии гомицидального цикла, когда тело жертвы было
   полностью рассечено, особым образом соединял части тела в
   различные символические композиции. Например, вокруг головы
   раскладывал конечности так, что вся композиция напоминала ге-
   ральдический знак - герб или оборот древней монеты. Остается
   только гадать, из какой глубины наследственной генетической
   памяти всплывали такие ассоциации и образы у человека, позна-
   ния которого в мифологии ограничивались сюжетами бабушкиных
   сказок. Вряд ли он читал научные труды, показавшие, что корни
   волшебной сказки лежат в архаических обрядах. Зато кинокадры,
   запечатлившие лицо исполнителя гомицидального ритуала,
   взгляд, пойманный объективом в момент гомицидального "твор-
   чества", свидетельствуют об аутистической изолированности, первобытной сосредоточенности его сознания.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"