Ивченко Владислав Валерьевич : другие произведения.

Сто чудовищ Украины. 058. Сокрытое село

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть в Украине села, которые изчезли из-под самого носа врага и существуют до сих пор, пусть и в другом виде.

  Название: Сокрытое село (лат. Pagus lateritum)
  Классификация: буколическое чудовище энергетического типа
  Распространение/местонахождение: Украина
  Питание: отсутствует
  Количество жертв: сами являются следствием Жертвы
  Популяция: минимум три
  Размножение: Жертвой святого
  История возникновения/изучения: первые упоминания о Сокрытом селе возникают в начале шестнадцатого столетия, во время многочисленных татарских набегов на Украину. Один из турецких купцов, скупавший ясырь в Крыму, пересказывал историю услышанную от татар. Как одна из орд, разорявших земли на левом берегу Днепра, где-то между Сулой и Сеймом, встретила на своем пути большое село, сулившее богатую добычу. Татары ещё с вечера окружили село, но нападать решили утром, потому что в сумерках трудно было ловить людей. Ночью всё было тихо, лишь промелькнула чрезвычайно мощная вспышка, от которого на мгновение ночью стало видно, как днём. А когда утром орда бросилась в село, то его не оказалось. То есть совсем, ни людей, ни строений. Этого не могло быть, поскольку нападавшие хорошо всё разведали, но села не стало, хотя еще вечером оно было. Мурза, командовавший набегом, испугался этого исчезновения, подумав, что неверные сговорились с дьяволом и провалились сквозь землю, поэтому приказал как можно скорее бежать оттуда.
   Потом, вроде бы, село видели ещё несколько татарских орд, которые пытались атаковать, но в решающий момент село словно исчезало, вместе со всеми жителями и хатами. Это чудо объяснялось вмешательством шайтана и правоверным советовалось держаться подальше от этого села. Интересно, что в украинских летописях отношение к Сокрытому селу было такое же отрицательное. Церковь отвергала возможность спасения села, потому что это было под силу только Господу, а ничего не указывало на то, что жители обращались к небесному защитнику за помощью. Если бы село совместно молилось о спасении, собравшись в церкви, если бы над ним явлен был покров Божией матери или что-то подобное. Но нет, в деревне, согласно свидетельствам татар, даже церкви не было, а следовательно и священника. Так что спасение, если оно и было, могло быть связано лишь с нечистой силой. Потому что нет спасения без иерархии. Так считали в церкви, влияние которой было весьма значительным, особенно в вопросах ведения летописей, так что другие точки зрения на Сокрытое село беспощадно уничтожались.
  Уже в конце девятнадцатого столетия возникла версия, что легенда о Сокрытом селе, это лишь украинский пересказ русской истории о Китеж-граде. Мол, сельская ментальность малороссов, привела к тому, что город в истории превратилось в село. Это объяснение стало активно насаждаться, потому что отвечало главной установке колониальной российской политики, что любые культурные явления в Украине, являются заимствованиями с Запада (вредные) или Востока (полезные), а ничего оригинального здесь нет. Мнение о Сокрытом селе, как украинском перепеве легенды о Китеж-град быстро стало главенствующим. Причем никто не обращал внимания на то, что упоминания о Сокрытом селе появились минимум на два сотни лет раньше, чем рассказы о Китеже.
  К тому же, в отличие от Китежа, которого никто не слышал и не видел, кроме разве что религиозно экзальтированных лиц, упоминания о встрече с Сокрытым селом сьтали весьма частыми, где-то начиная со второй половины семнадцатого века, т.е. времени активного заселения северо-западных районов Слобожанщины. Путешествующие дьяки и торговцы рассказывали, что видели в стороне от дорог довольно большое село, в которое входили, надеясь или на ночлег или на торговлю. Но местные жители словно не замечали прибывших, разговоров не вели, на все предложения не отвечали, в дома не пускали, несмотря на уговоры. Путешественники вынуждены были уходить прочь, некоторые оставались ночевать неподалеку, а утром видели, что село исчезло.
  Были попытки объяснить эти чудеса склонностью путешествующих дьяков к употреблению водки, но слишком много было свидетельств, среди которых встречались и воспоминания татарских купцов, водки не употреблявших. Известно, что феноменом Сокрытого села интересовался Григорий Сковорода, который, даже, написал сочинение "Беседа о спасительном блаженстве", текст которого, к сожалению, был утерян. Но известно, что философ не сомневался в существовании Сокрытого села, а, возможно, даже видел его. Тем не менее, во времена царизма упоминания о Сокрытом село запрещались, поскольку правительство боялось всего непонятного, а тут же всё село спаслось от врага не благодаря царским войскам, а само по себе, что выглядело как-то антигосударственно.
  В годы революции и последующей большевистской оккупации всем было не до Сокрытого села. Пока в 1930 не произошли странные события в Лебединском районе. Там карательные части Красной Армии окружили несколько сел, население которых подняло восстание против политики коллективизации и разрушения храмов. Для подавления беспорядков были брошены войска из Харькова и Днепропетровска, в общем количестве около трех тысяч штыков, при поддержке артиллерии. Войска быстро разгромили рассеянные силы восставших и повели решительное наступление на повстанцев. Три из четырёх сёл, поддержавших восстание, были захвачены, а четвертое, Жигайловка - окружено. Ночью в захваченных деревнях работали военно-полевые суды, которые выносили без устали смертные приговоры. Кроме того, были массовые случаи пыток, а также убийств без приговора суда. Сначала, это военные мстили крестьянам за сопротивление и потери в ходе боев, а потом уже просто разыгрались кровавые инстинкты, сдерживать которые командование карательного отряда даже не пыталось.
  Скорее всего, жители Жигайловки знали, что происходит в соседних селах, по крайней мере, слышали звуки расстрелов и крики истязаемых. Понимали, что спасения не будет, так что вовсю укреплялись в селе, роя окопы. Когда утром красные пошли в атаку, их встретил хорошо организованный огонь, приводивший к большим потерям. После двух неудачных атак красные отступили и дали поработать артиллерии. Она бы могла бить до вечера и сравнять село с землёй, но командование хотело как можно скорее доложить о полном подавлении восстания, так что через час артобстрела пехота вновь пошла в атаку. И снова была встречена огнем. В двух местах красным удалось зайти в деревню, но небольшие группы красноармейцев, прооравшие оборону, были окружены и уничтожены. Была попытка запугать защитников Жигайловки замученными трупами крестьян из соседних сёл, но это не подействовало: восставшие отказались сдаваться.
  Тогда артиллерия вновь открыла огонь, но недолго, потому что ветер нагнал туч, пошёл проливной дождь, который сделал невозможным хоть сколько-нибудь прицельную стрельбу. Пришлось отложить атаку. Чтобы не дать бунтовщикам скрыться, были привлечены силы милиции сразу из трёх уездов, которые плотно окружили село. Но, когда утром артиллерия вновь собирались бить по Жигайловке, оказалось, что её не стало. Совсем. Ни людей, ни зданий, ни скота. Ничего. Военные и милиция оцепили не село, а пустое место.
  Командование было потрясено увиденным. Потому что, во-первых, люди никуда не могли уйти, ведь вокруг села была два кольца оцепления из солдат и милиционеров. Во-вторых, куда могли деться хаты и сараи? Проверили землю, тыкали в неё штыками, но никаких тайников не нашли. Тогда просто доложили, что Жигайловка покорена и уничтожена, восстание подавлено.
  На том всё и закончилось, но милиционеры, участвовавшие в окружении, разнесли весть об исчезновении Жигайловки по окрестным сёлам. Где только и говорили о том, что как повезло жигайловцам, чудом спасшимся от большевистского ярма. После 1933 года разговоров стало меньше, как и людей, местные сёла сильно вымерли во время Голодомора. Среди немногих спасшихся было несколько, вспоминавших, как во время блужданий полями при попытке обойти посты военных, которые не выпускали людей из голодающих сёл, они встречали село, в котором узнавали старую Жигайловку, только с разрушенными двумя церквами и десятками сожжённых домов - последствиями артогня красных. В деревне жили люди, но пришельцев они старались не замечать, разговоров и торгов не начинали. Попытки голодающих выменять или хотя бы украсть что-то съестное были неудачны, поскольку еды в селе совсем не было. Совсем никакой. Да и сами люди были странные, словно не живые.
  Конечно, можно было бы объяснить эти показания бредом голодных людей, но в архивах СБУ остались документы уголовного дела 1937 года, которое было начато после нескольких доносов, в которых рассказывалось о ситуации вокруг Жигайловки. Быстро были арестованы все командиры, принимавшие участие в тех событиях, а на место боёв была отправлена комиссия. Командиры на допросах подтвердили, что село действительно исчезло, но отвергали как возможность побега восставших крестьян, так и сговор с ними. Комиссия, которая изучила место, где должна была находиться Жигайловка, не нашла никаких следов села. Тогда было решено, что командование карательной операцией вступило в сговор с бунтовщиками и окружило не Жигайловку, а чистое поле, по которому и вёлся артиллерийский огонь. Правда, непонятно было, откуда взялись около сотни убитых и несколько сот раненых при штурме солдат, но следствие этот вопрос обошло. Как и то, куда же делись сбежавшие мятежники, которых было не один и не два, а целое село. Тем не менее, следствие настаивало на своём, были получены признания части командиров, все они были признаны виновными и расстреляны.
  Я изучил протоколы допросов красных командиров и обратил внимание, что во всех их упоминается сверхмощная вспышка, осветившая ночь перед исчезновением села. Командиры говорили, что на мгновение вокруг стало светло, словно днём, а также утверждали, что источник света было в Жигайловке. Следствие эти показания истолковали так, что мятежники подавали световые сигналы своим приспешникам в карательном отряде. Но чем могли крестьяне осветить темную летнюю ночь, чтобы стало, как днём? К тому же о вспышке вспоминали и турецкие источники. А еще о вспышке среди ночи упоминал в своем рапорте гауптштурмфюрер Херцог, который в декабре 1942 командовал отрядом СС, проводившим карательную операцию против села Ямное на Сумщине. Под селом были убиты три немецких солдата. Известно было, что убийство совершили партизаны, которые намеренно разжигали репрессии со стороны немцев, чтобы привлечь на свою сторону местное население, которое сперва очень радовалось освобождению от коммунистического ига. Немцы же охотно подыгрывали партизанам и решили сжечь Ямное, для чего туда выехал карательный отряд. Но на дорогах оказалось столько снега, что техника немцев застряла. Пришлось отступить в соседнее село и ждать трактора.
  Конечно, жители Ямного узнали о приближении карателей, но бежать им были никуда. Дороги были перекрыты немецкими постами, а в лесу было не спрятаться, потому что уже неделю стояли сорокаградусные морозы, невиданные в этих краях. Немцы планировали быстро налететь на село, сжечь его, расстрелять взрослых мужчин и других лиц, вызывающих подозрение, после чего отбыть, покинув людей на произвол судьбы. Но когда утром подошли тракторы и расчистили дорогу, оказалось, что Ямное исчезло. Там, где оно должно быть согласно картам, его не было.
  Это крайне удивило немцев, тем более что они были в селе осенью, когда заготавливали скот и забирали урожай из местного колхоза. Гауптштурмфюрер Херцог в рапорте писал, что исключает возможность путаницы с координатами так же, как и то, что крестьяне могли за ночь куда перевезти село. Ямного просто не стало и всё. А в ночь перед этим удивительным исчезновением солдаты из охраны видели сверхмощную вспышку со стороны села, которое ждала неминуемая расправа. Утром же село исчезло. Немцы, из-за морозов, не стали проводить прочёсывание лесов вокруг, но весной снова вернулись на место, где было Ямное. Села вновь не нашли. Позднее, уже при отступлении немецких войск один из отрядов вермахта попал в странное поселение, жители которого не замечали пришельцев и не откликнулись на требования выдать продукты. Когда немцы начали стрелять, что-то взорвалось, заслепило глаза, а когда немцы смогли видеть, то оказалось, что село исчезло. Один из солдат успел сделать снимок, на котором четко видно табличку с названием "Ямное". Кажется, это было то самое село, которое искал гауптштурмфюрер Херцог.
  Итак, мы имеем минимум три (не исключено, что их было больше) похожие случаи, связанные с исчезновением сёл. Во всех трех случаях это произошло перед неизбежным уничтожением. Так что же происходило и почему так случалось именно с этими сёлами, а не с другими, которые так же страдали от татар, большевиков или фашистов? Про первое село сказать что-то трудно, поскольку от него не осталось даже названия, но вот особенностью и Жигайловки и Ямного было то, что и там и там жили люди, которых в народе считали святыми. В Жигайловке это был Дед Степан, местный житель, один из самых богатых в деревне, которой еще при царе возвращался раз с ярмарки и увидел что-то такое (говорили, что или Бога, или дьявола), что навеки замолчал. Никто не услышал от него больше ни слова, а сам он раздал всё свое состояние бедным, поселился в землянке на окраине села. Спал прямо на досках, держал круглогодичный пост, всегда имел в углу землянки зажженную лампадку, у которой часами стоял на коленях. Молча. Он даже молился молча.
  Говорили, что этим молчание и аскетизмом Дед Степан приобрёл большую силу, к нему приходили даже из соседних уездов больные, которых он исцелял. При большевиках это продолжалось. Попытки удалить его из села, как антиобщественный элемент были, но он же был бедняк, не то что коня, или дом под железной крышей, а вообще ничего не имел, так что в кулаки не годился. Что не пошел в колхоз, так в этом тоже не могли его обвинить, поскольку, во-первых, не с чем ему было в колхоз идти, а, во-вторых, старый уже был. Вот так он и жил в своей землянке, молился молча и принимал посетителей, которых лечил наложением рук. Когда началось восстание, люди пришли к Деду Степану за поддержкой, а он только перекрестил их и ушёл в землянку. А потом исчез, вместе со всей Жигайловкой.
  В Ямном святой считали женщину, Горпыну, местную жительницу, которая пережила страшную трагедию: однажды переливала дома керосин, чиркнула спичкой, пары керосина вспыхнули, обожгли женщину и подожгли дом, в котором сгорели двое её детей. Сама женщина выжила, муж её бросил, жила она, где придётся, страшная, с обгоревшим лицом. Много плакала выжженными глазами, очень любила детей, разговаривала с птицами, ходила всегда босая, ела только черный хлеб, которые ей подавали добрые люди, и яблоки, когда были. Дважды она попадала в списки на выселение, но каждый раз ее оставляли, как сумасшедшую. Немцы хотели его расстрелять, потому как убивали всех психически больных, но местные Горпыну спрятали. А потом она исчезла с родным селом и его жителями.
  Моя версия такова, что именно святые и приводят к появлению Сокрытых сёл. В ходе неотвратимой опасности именно святые так яростно начинают просить о спасении для своих односельчан, что добиваются этого. Здесь есть две версии. Идеалистическая - согласно ей святой просит у Бога и получает спасение для своего села. Материалистическая - святой своей энергией, накопленной и увеличенной аскезой, спасает село. Но спасает не просто так, что вот сегодня спас, а завтра оно вернется на прежнее место прежним. Спасение достигается кардинальным изменением самого села, его коренным преобразованиям, в ходе которого село переходит на другой план бытия. Или же переходит в другой вид энергии. Те сверхяркие вспышки, наблюдавшиеся нападавшими перед исчезновением Сокрытых сёл, были апофеозом преобразований. После которых, сёла изменялись раз и навсегда. Люди в Сокрытых сёлах и не живые и не мертвые, они - другие. Возможно, они существуют за счет энергии, выработанной святыми во время их высокой Жертвы, а возможно, умеют добывать энергию самостоятельно. Но точно, что они переходят из прежнего телесного состояния в энергетическое и начинают существовать в принципиально иной форме. Скорее всего, Сокрытые сёла остаются на старом месте, но их скрывает энергетический щит, который лишь иногда открывается и позволяет обычным людям увидеть Скрытое село. Которое становится единым организмом, точнее сгустком энергии, в котором нет отдельных частей (людей, зданий), а есть лишь одно целое.
  Как видно из истории, для возникновения Сокрытого села необходимо достаточно редкое совпадение обстоятельств: наличие в селе святого, смертельно опасный враг, о котором известно заранее и от которого никуда не скроешься, ночь ожидания неминуемой гибели, готовность святого к Жертве ради спасения своих односельчан. Такое сверхтонкое лезвие условий приводит к тому, что появление Сокрытых сёл происходит крайне редко.
  Некоторые спрашивают, почему есть Сокрытые деревни, но нет Сокрытых городов? Украинофобы видят в этом очередное подтверждение хуторянской ментальности малороссов. Другие считают, что так происходит, потому что праведники не живут в городах. А может потому, что энергии Жертвы хватает лишь на небольшие населенные пункты. Думаю, что вторая версия ближе к истине, потому напрасны надежды на то, что когда-то может явиться Украинский герой (см. 068. Украинские Герой), который принесёт себя в жертву и спасёт всю Украину. У Сокрытых сёл есть некоторые общие черты с Батей-хлебом (см. 051. Батя Хлеб), который тоже спасал украинцев от врагов.
  Текущая активность: Встречи с Сокрытыми сёлами продолжаются и дальше, люди попадают в них, но наладить контакт с их жителями не удается, поскольку Сокрытые сёла - это явления совершенно иного устройства, которые мы можем только иногда наблюдать.
  Отношение общественности: нейтральное. Из-за невосприятия современным украинским обществом идеи Жертвы, большинство граждан предпочитает не думать о природе Сокрытых сёл.
  Причины возникновения: Жертва святого
  Упоминания в литературе: украинские писатели тоже обходят тему Сокрытого села
  Перспективы: Сокрытым сёлам ничего не угрожает. Остается надеяться, что ситуация, при которой численность Сокрытых сёл увеличится, больше не повториться. Визуальные материалы к разделу: http://superknyga.livejournal.com/349006.html
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"