Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Наш Бог-Творец.Глава 2.1.Бог в Облике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.60*22  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Наш Бог-Творец" - Часть главы 2.1.Бог в Облике. Аннотация данной книги вошла в каталог Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)

   УДК 340.12
  
  
  
  
  
  
   Ивентьев С.И.Наш Бог-Творец/С.И.Ивентьев. - Казань: Самиздат, 2013. - 250с.
  
  
  
  
  
   При написании книги "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека" автором проводился опрос "Что такое любовь?", в ходе которого один респондент утверждал, что "Бог больше чем любовь. Он творит любовь". Это высказывание заставило автора книги вновь обратиться к изучению такого феномена человеческой цивилизации, как Бог. Обозначенная тема исследуется с позиции религии, философии, науки, эзотерики, теософии и различных существующих учений. В книге Бог рассматривается с точки зрения Запада (Бог в облике) и Востока (Бог без облика). Настоящая работа будет полезна исследователям-религиоведам, теологам, научным сотрудникам, студентам и всем, кто интересуется духовными основами нашего бытия.
  
  
  
   В знак искренней любви и благодарности настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу
  
  
  
  2.1.БОГ В ОБЛИКЕ
  
  
  "Библия - это сердце Бога, раскрытое людям.
  Познавай Божье сердце и будет меняться твоё".
  
  
  Он не назвал Своего имени во времени никогда.
  Майстер Экхарт.
  
  
  
  Он - Бог живых, а не Бог мертвых (Мф.22:32).
  
  
  Свободная энциклопедия Википедия констатирует, что "в истории религии Бог имеет несколько визуальных представлений, за исключением иудаизма и ислама, где существует запрет на создание изображений Бога".
  
  
  Аллах! Нет божества, кроме Него -
  Вечноживущего и Самосущего! (Коран,2).
  
  
  В.Н.Коровин в своей книге пишет, что "Имеет ли Бог человеческий Лик или нет? Есть разные ответы на этот вопрос. Господь Иисус Христос, воплощённый Бог Запада, конечно, имеет человеческий образ. Господь Кришна, воплощение Бога в Индии, тоже. Это Бог, пришедший на Землю, но каков он на небе? На Востоке Бог представлен человеческими образами. Многие считают, что Вишну, Шива и Брахма - это три Лика Господа. И некоторые видели там Господа именно таким. Мудрецы адвайта-веданты Индии считают, что Бог бесконечен и не имеет формы. Так же думает православный богослов Иоанн Дамаскин. Он считает, что Бог похож на беспредельную сущность без форм, а все видения Образа человеческого в Библии считает просто иносказанием. Самая широкая концепция Бога вбирает и то, и это.
  Бог есть в сияющих Образах, Бог - есть беспредельный океан бытия. Но это не только концепция. Бога можно увидеть и наяву, и тогда вы разгадаете загадку вечности. В действительности Бог и имеет образ гигантского сияющего человека, и не имеет. В последнем случае он виден как безбрежный свет без формы. Бог на Востоке безличен, и мудрецы сливаются с ним в одно. Если вы ощутите его, то он похож на безбрежный океан молчания. Так и ощущали его многие мистики вроде Раманы Махарши, Шанкары или Пападжи. Люди Запада видят в Боге личность. Это Всемогущий, всезнающий владыка мира. Они входят в Мою светлую, блаженную и любящую близость. Но в своей полноте Бог объединяет и то, и это.
  "Бог - есть небесный старец", - скажут некоторые люди церкви. Так иногда понимают Бога некоторые христиане. В действительности, это одна из Его форм. Это Образ Бога. Выше идёт бесконечность. Бог необъятен, он больше, чем все миры. И Образы, или великие Боги - это ограниченные лучи вечного безбрежного солнца. Бог есть с тысячах богов, но выше Он - бесформенное молчание бесконечности. Но Бог и всемогущий, милостливый властелин и белый, величайший мудрец реальности. И Бог - исток и основа, начало и конец всего. Определить вечное бытие невозможно. Это и есть Бог. Но есть и ограниченные Образы Единого, или великие Боги. Так из океана света Единого выходят бесчисленные лучи. Так Бог проявляет себя в тысячах форм. Но выше он вечный и бесконечный один...
  Бог есть в Образе. Бог есть без Образа, океан тишины. И есть та высь, где они совпадают. Это сверхразум, что открыл Шри Ауробиндо... Именно он владыка, источник и творец всех миров" [43,с.3-5].
  "И Бог велик и необъятен, он - дивная чудесная тайна. И нет конца Мне, и нет конца Моим проявлениям и формам" [43,с.11].
  В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля читаем: "БОГ - м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной" [16].
  Люди могут физическим и духовным зрением видеть только часть отражения Бога в доступном только для них диапазоне.
  Разум человека постоянно формирует образ существующего мира и Бога.
  "Общение человека с высшей объективной реальностью, Богом, происходит только посредством чисто субъективного опыта познания Бога, поклонения ему, осознания своего статуса Божьего сына" (Книга Урантии, (2095.5) 196:3.21).
  В.Н.Коровин говорит, что "Бог есть в Образе. Бог есть без Образа, океан тишины" [43,с.5]. Эти слова говорят нам о едином Боге.
  Диакон А.Кураев пишет: "Пантеистическая формула "Бог един", напротив, инклюзивная: она вбирает в себя самые разные формы духовного движения. Заповедь Моисея имеет в виду "единый" как "единственный" - "нет иных богов!". Бог Библии называется Единым - потому что исключает иных богов. "Бог" современного религиозного китча называется "Единым", потому что вбирает всех богов" [49].
  "Издревле человек владел наукой образности, которая позволяет человечеству управлять информацией (знаниями) в своих образах и мыслях.
  Считается, что "образ сначала создается в мыслях, которые обладают колоссальной энергией. С какой скоростью мысли создается образ, с такой чёткостью он и проявляется в действительности" (Первое послание от Архангела Метатрона)" [7,с.267].
  Человек, благодаря существующим эгрегорам, может видеть Бога и вносить в наш мир данные сведения, наделяя определёнными обликами (ликами) некоторые характеристики и свойства нашего Бога-Творца.
  Согласно свободной энциклопедии Википедии, "эгрегор (др.-греч. ἐγρήγοροι - стражи) - в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях - душа вещи, "ментальный конденсат", порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие".
  Например, Д.Л.Андреев в понятие "эгрегор" вкладывает следующий смысл: "под эгрегорами понимаются иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами. Эгрегоры лишены духовных монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности. Свой эгрегор имеет любое государство, даже Люксембург. Эти существа в основном статичны и неагрессивны. В борьбе между демоническими и Провиденциальными силами Шаданакара большинство эгрегоров участия не принимают; впрочем, имеются некоторые, примыкающие к демоническому стану.
  С распадением эгрегоров исчезают и эквиваленты их сознаний, рассеиваясь в пространстве. Это не переживается ими как страдание" [42,с.75].
  Чем мощнее эгрегор, тем больше существуют ярко выраженных обликов Бога. Например, христианский эгрегор один из крупных религиозных эгрегоров, поэтому в христианстве существует огромное количество образов Бога.
  Интересные выводы о взаимосвязи образов с эгрегорами сделал А.А.Некрасов: "Каждый Образ Мира - это часть памяти, несущая основа Разума. Миропонимание помогает понять, как и когда использовать в жизни те или иные образы, заложенные в человеке... в Образе Мира присутствуют условия взаимоотношений с другими людьми, и эти Образы также меняются. Большая часть жизни человека принадлежит государству и множеству других эгрегоров, поэтому человеку приходится с ними взаимодействовать. Игнорировать правила эгрегоров практические невозможно, они оказывают влияние на все стороны жизни. Таким образом, во взаимодействиях с эгрегорами происходит постоянное формирование Образов Мира.
  Следовательно, человек, если он не остановился в своём развитии, постоянно меняет свой Образ Мира. Так постоянно, на протяжении всей жизни идёт формирование миропонимания - это признак роста человека. По мере роста собирается новая информация, получается новый опыт, открываются новые горизонты, каждый раз происходит рождение следующей версии самого себя. Таким образом (и здесь, не задумываясь, мы говорим об образе!), человек всё более познаёт Себя... за внешними проявлениями Образов Мира находятся огромные глубины и высоты Тонких планов, параллельных миров - вся Вселенная...
  Именно духовный мир человека творит Образы. И сам духовный мир, и сотворённые там Образы являются мощным источником Энергии Жизни" [53,с.78-80].
  Человек может узреть Бога даже без эгрегоров благодаря Космическому Сознанию (Озарению) и духовному видению или духовной интуиции [7,с.218-219].
  Как верно отмечает протоиерей Аркадий Шатов, "Бог - это не философская категория, а совершенно реальная Личность, причём безмерно более реальная, чем мы сами". Доказательствами этому служат тысячелетнее существование религии и Бога в человеческой цивилизации.
  Бог - Высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе [74,с.23-24].
  
  
  Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам
  Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам ( Исход 3:14).
  
  
  В буквальном смысле слова Бога "Я есмь Сущий" означают "Я есмь Тот, Кто Я есмь".
  По указанной причине, как указывается в христианской традиции, "Бога невозможно ничему уподобить и нельзя никак определить. Он Сам определяет Себя Собою же и является Самосущим".
  Несмотря на сказанное и наш малый охват Божественной мысли, мы далее рассмотрим основные существующие Лики Бога, которые представлены образами надразума и разума человека.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2.1.1.БОГ-ТВОРЕЦ
  
  
  Творение выше творца потому,
  что оно рождается на высоте
  духовного взлёта творящего.
  
  
  Все существующие религии светлой направленности констатируют о том, что Бог - это Творец.
  
  
  Бог - Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной (Быт.I,1;Ин.I,1).
  
  
  Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? (Иов.4:17)
  
  
  Согласно свободной энциклопедии Википедии, понятие "Демиург - творец, отец и создатель - присутствует в единобожии и язычестве как сущность, сотворившая окружающий мир в начале времён. В более широком смысле, как начало и конец существования чего бы то ни было, бог, творящий бесконечно. В иудаизме, исламе и христианстве - это бог-Творец. В праиндоевропейской религии богом-Отцом является божество ясного неба (Небо-Отец), противопоставляемое Матери-Земле. В деизме функция демиурга является единственной, которой наделён бог".
  
  
  Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего (Пс.94:6).
  
  
  Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим. 1:25).
  
  
  Л.А.Секлитова, Л.Л.Стрельникова говорят о Боге следующее: "Бог - это Творец. И Его суть заключена в творчестве, то есть в создании новых миров, форм, в организации пространства и времени в пределах предоставленных Ему четырёх физических Вселенных и соответствующего пространства мироздания "тонкого" плана, которые Он возглавляет и в пределах которых вершит Свои собственные замыслы. Творчество - это процесс манипулирования определенными типами энергий, недоступных Дьяволу, в целях создания нового. Творчество является главным методом совершенствования в Иерархии Бога. Творчество - это основа деятельности Бога и индивидов, населяющих Его Иерархию. Творческое начало всегда первично. Творческая направленность Бога является первичной и управляющей всеми прочими процессами, потому что содержит в себе самое главное, а именно - идеи Бога, воплощающие Его грандиозные планы и проекты в реальность. Главенствующей основой творчества Бога является владение Истиной" [24,с.81].
  В теологии и философии христиан принято говорить о двух природах - о природе творящей (natura naturans, "первой природе") - о Боге-Творце, а также о природе сотворенной (natura naturata, "второй природе"), т.е. о физическом мире, в котором мы живем [26]. В целом эту бинарность можно назвать проявленным и непроявленным Богом-Творцом.
  
  
  Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный.
  Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в отоварищи.
  Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый (Коран 59:22-24).
  
  
  Согласно пенджабскому сикхизму (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, "сикхӣ", "последователь, ученик"), Бог рассматривается в двух аспектах - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.
  Согласно словарю В.И.Даля, творить - что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит [16].
  Как указывалось выше, часто Бога именуют Демиургом.
  В Свободной энциклопедии Википедии, "Демиург - бог создающий, творец, создатель, отец. Присутствует в единобожии и язычестве как сущность, сотворившая окружающий мир в начале времен. В более широком смысле, как начало и конец существования чего бы то ни было, Бог творящий бесконечно. В христианстве - это Бог-творец, в индуизме Брахма".
  А.А.Некрасов на доступном и понятном человеку языке раскрыл суть Творца, говоря, что одной из ипостасей Творца является творить Благо или Добро [53,с.234].
  Указанный автор точно подметил, что через творчество человек одухотворяет материю [53,с.210].
  В науке под творчеством понимают только процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
  Как указывает автор настоящей книги, понятие творчества охватывает не только духовную и интеллектуальную сферу деятельности человека, но и Божественную [25,с.83-86].
  В связи с открытием Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, выделяют по своей значимости следующие виды творчества:
  
   1.Божественное творчество;
  
   2.Духовное творчество;
  
   3.Морально-этическое творчество;
  
   4.Художественное творчество;
  
   5.Научное творчество;
  
   6.Техническое творчество;
  
   7.Спортивное творчество [25,с.83-86].
  
  При этом основополагающим творчеством считают Божественное творчество [7,с.158;25,с.83-86].
  Д.Л.Андреев констатирует, что "Господь творит из Себя. Всем истекающим из Его глубины монадам неотъемлемо присущи свойства этой глубины, в том числе абсолютная свобода. Таким образом, божественное творчество само ограничивает Творца, оно определяет Его могущество той чертой, за которой лежат свободы и могущества Его творений. Но свобода потому и свобода, что она заключает возможность различных выборов...
  У Бога всеобъемлющая любовь и неиссякающее творчество слиты в одно. Всё живое, и человек в том числе, приближается к Богу через три божественных свойства, врождённых ему: свободу, любовь и богосотворчество. Богосотворчество - цель, любовь - путь, свобода - условие" [42,с.54].
  Согласно Православной энциклопедии, "Бог не только Творец мира, но и Владыка истории, Он ведёт Своим премудрым Промыслом человечество к явлению обетованного Спасителя, Который приходит на землю в полноту времен и восстанавливает падшее человечество, исполняет изначальное призвание человека и открывает ему путь к достижению той цели, ради которой он создан, - к соединению и блаженному общению с Богом" [19,с.387-433].
  Меня привлекла мысль одного средневекового немецкого теолога и философа Майстера Экхарта (Eckhart von Hochheim, ок.1260 - ок.1328гг.) о том, что "Никому не принадлежит мир в той мере, как тому, кто отказался от всего мира. Знаете, отчего Бог есть Бог? Оттого что Он без творений" [93]. Конечно, это высказывание небесспорно, но оно заставляет нашу мысль искать ответ на этот поставленный вопрос, который также пронизывает красной нитью настоящую работу.
  Часто Бога-Творца отождествляют с Богом-Отцом.
  Согласно энциклопедии символов, Бог-Отец представлен следующим образом: "На протяжении многих веков существования Церкви Христовой не было попыток изобразить Бога-Отца в человеческом облике. Ведь Бог сказал Моисею: "Лица Моего не можно тебе увидеть". Святой Иоанн провозгласил в своём послании "Бога никто никогда не видел". При Крещении Иисуса Святой Дух присутствовал в виде голубя, но Отца никто не видел, слышали лишь его голос.
  Но в Библии говорится о деснице Создателя, чьи "персты отводили небеса и небесные светила". Поэтому символическим изображением Бога-Отца стала Manus Dei, Десница Божия.
  В христианском искусстве Десница Божия изображается в нескольких положениях. Иногда это поднятая в благословении ладонь с вытянутым большим и указательным пальцами, на которой остальные пальцы сжаты. Протянутая вниз из облака раскрытая десница Божия изображает не силу Господню, а щедрость.
  Поднятая вверх и окруженная крестообразным нимбом десница Божия символизирует не только Его святость, но и великую любовь к нам, которая "открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
  Десница Божия олицетворяет охранение и благословение" [101,с.486-487].
  
  
  
  
   Рис.1.Десница Божия
  
  
  Часто Десницу Бога изображают на иконах, архитектурных постройках и гербах городов. Например, Герб Пскова включает в себя изображение Божьей Десницы.
  
  
  Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага (Исх.15:6).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2.1.2.БОГ-ЛОГОС
  
  
  Тот, кто контролирует свои мысли,
   - истинный Бог на земле.
  Народная мудрость.
  
  
  Чтобы понять, почему Бога часто именуют Логосом, нам необходимо вспомнить существующие энциклопедические расшифровки этого слова.
  Согласно Большой советской энциклопедии, "Логос (греч.lógos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". Из бытовой сферы в понятие "Л." вошёл ещё момент чёткого числового отношения - "счёта", а потому и "отчёта" (lógon didónai - "отдавать отчёт"). Л. - это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен "отдавать отчёт", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.
  Термин "Л." введён в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого "слова", чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л., как и подобает слову, "окликает" людей, но они, даже "услышав" его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше "общего" и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства "всё течёт", вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. - ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т.о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао.
  У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов, у Платона и Аристотеля термин "Л." утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т.н. "семенных Л."), от которых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л. как "слова", которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие "Л." давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и "живого" бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. есть "образ бога" и как бы "второй бог", посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина "Л." определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна - "В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог"; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и "вочеловечение" Л., который принёс людям откровение и сам был этим откровением ("словом жизни"), самораскрытием "бога незримого". Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-отцу, чьё "слово" он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы.
  Некоторые русские философы-идеалисты (В.Ф.Эрн, П.А.Флоренский) употребляли термин "Л." как обозначение "цельного" и "органического" знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции" [51].
  В Теософском словаре религиозного философа теософского направления Е.П.Блаватской (31 июля (12 августа) 1831 - 26 апреля (8 мая) 1891гг.) логос мыслится как "проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как "Глагол" и "Слово", в её метафизическом смысле" [78].
  Синонимами слова "логос" являются следующие слова: речь, понятие, разум, творец, мысль, основание, демиург, слово, высказывание, предложение, абсолют, смысл, первоогонь, пневма, суждение.
  Как нами отмечалось, в религии слово относят к одному из величайших орудий Бога.
  Именно словом Бог сотворил всё!
  
  
  В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
  Оно было в начале у Бога.
  Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
  В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан.1:1-5).
  
  
  Источник премудрости - слово Бога Всевышнего,
  и шествие ее - вечные заповеди (Сир.1:5).
  
  
  Слово - это, прежде всего, озвученная мысль или информация, обладающая силой материализации, выраженная в текстовом или ином представлении [7,с.215].
  
  И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14).
  .
  
  Слово образуется из букв и обладает магической силой, оно может извлекать информацию из окружающего мира [7,с.248].
  Например, А.А.Некрасов верно подметил, что слово обладает мощной созидательной силой [53,с.229].
  Бог даровал человеку слово (мысль), благодаря которому последний может творить и совершенствоваться [7,с.215].
  Буквально из вышеизложенного следует, что Бог даровал себя человеку.
  Л.А.Секлитова, Л.Л.Стрельникова отмечают, что "Бог - это Великая, Всемогущая Личность, равной которой нет в нашей Вселенной ни по силе Мысли, ни по мощности Потенциала.
  Бог - это Идеал, к которому должен стремиться каждый индивид в своем развитии; это Творец, силою мысли создающий миры и пространства, души и всё живое" [24].
  Бог пребывает в нашем мире и во Вселенной через слово! О чём также говорит А.А.Некрасов: "Бог есть существование, действие, событие, изменение, процесс. Это в полной мере относится и к человеку. Всё движется, всё изменяется. По большому счёту всё в этом мире - ГЛАГОЛ!... Действие - это и наблюдение жизни, и её созерцание. Часто такое действие наиболее эффективно развивает мудрость" [53,с.200,204].
  Из сказанного можно сделать вывод, что через глагол (слово) Бог познаёт Мир, через него существуeт в духовных и материальных мирах.
  В своих работах академик А.С.Маркон указывает, что "Бог - прежде всего информационное Бытие, идея, дух, Слово, логос. Но Он же - и тонко энергетическое Бытие, эмоция, душа, Любовь. Но Он же - и физическое Бытие, вещество (а также и физическая энергия), Вселенная.
  Бог - всеобъемлющее начало, источник и причина саморазвития Бытия, но также Его многочисленные персонификации. Персонален ли Бог? Объективно - да. Субъективно - возможно, нет" [75,с.14-19].
  Обратим внимание на то, что в христианстве логос отождествлен со второй ипостасью Святой Троицы - Богом Сыном, то есть Иисусом Хистом.
  В своей книге "Роза Мира" Д.Л.Андреев пишет: "Мы именуем Христа Словом. Но ведь говорящий не воплощает, а именно выражает себя в слове; Бог не воплощается, а выражает Себя в Христе. Именно в этом смысле Христос есть Слово Божие" [42,с.29-30].
  Согласно Словарю космической философии, мысль - это информация, а информация - это особый вид энергии. Или если говорить более приземлёно: мысль - это информация, выражаемая человеком в словах, обозначающих какое-то действие, предмет или явление. Мысль может быть выражена не только словом, но и формой, некоторым образом, абстракцией. Однако, для человека всё-таки более приемлемо выражение её через слово. На физическом плане она представляет некоторую энергетическую субстанцию, способную после её создания самостоятельно передвигаться. Мысль обладает скоростью перемещения, причём последняя бывает разной. Медленная, неповоротливая мысль имеет черепашью скорость. Она выползает из головы человека и тут же угасает. Другие мысли по скорости движения превосходят скорость света. Одни умирают, точнее, рассасываются сразу же недалеко от автора, другие способны пересекать огромные расстояния. Одни мысли служат источником для рождения и накопления новых знаний, другие рождают действие. В зависимости от своего качества мысли группируются после ряда преобразований, в результате которых они превращаются в знания, в отрицательные и положительные эгрегоры и составляют информационное поле Земли. Оттуда, как из резервуара, человек может постоянно черпать разнообразную информацию, касающуюся человечества. Сильная мысль, выраженная вопросом, как всплеск протуберанца, достигает соответствующего информационного эгрегора мгновенно, и индивид получает ту информацию, которая его интересует [76].
   Учитывая то, что Бог является Словом (Мыслью), можно утверждать, что Бог имеет определённые формы (малые и большие), создаваемые Божественным словом (информацией).
  Например, Д.Л.Андреев указывает, что Бог сотворил Планетарный Логос, под которым понимается: "Великая Богорождённая монада, выразительница Бога-Сына, божественный разум нашей брамфатуры, древнейшая, самая первая из всез её монад, выразившая себя в человечестве Иисусом Христом и возглавляющая подготовку нашего мира к смене эонов.
  Планетарный Логос - вождь всех сил Света в Шаданакаре" [42,с.294].
  В Библии часто Бог обозначается первой и последней буквой греческого (ионического) алфавита: Альфа и Омега (ΑΩ, Αω, αω). А это говорит нам о том, что Бог Вездесущий и Всеведующий!
  
  
  И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр.21:6-7).
  
  Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
  Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:7-8).
  
  
  Здесь будет уместно привести следующую заметку, опубликованную в газете "Отражение", которая раскрывает смысл высказывания об Альфе и Омеге: "По результатам исследований одного английского университета выяснилось, что не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке: всё равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком..." [102,с.1].
  
  И нет творения, сокрытого от Него, но всё обнажено и открыто перед Его глазами: Ему дадим отчёт (Евр.4:13).
  
  По нашему мнению, этим и объясняется смысл "Начала" и "Конца", а также того, что для Бога открыто прошлое, настоящее и будущее каждого человека и другого живого существа, нашего Мира и всей Вселенной. А это значит, что Бог пребывает сразу в прошлом, настоящем и будущем, а также в духовном и материальных мирах здесь и сейчас.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2.1.3.СВЯТАЯ ТРОИЦА
  
  
  Различают несколько понятий Троицы.
  Традиционно условно Троицу подразделяют на:
  
  1.Религиозная Троица (Святая Троица);
  
  2.Философская Троица.
  
  Например, А.А.Некрасов данную классификацию дополняет Троицей физического тела: "Ум - Сердце - Эрос или Сознание - Ум, Любовь и Жизненная Сила" [53,с.174].
  "Ум содержи прошлое, сердце - будущее, а физическое тело живёт в настоящем. То есть эта Троица к тому же объединяет и все времена!" [53,с.174].
  Слово "троица" тождественно слову "триада".
  По нашему мнению, представляется наиболее полной следующая классификация Троицы:
  
  1.Религиозная Троица (Святая Троица);
  
  2.Философская Троица;
  
  3.Троица физического тела;
  
  4.Научная Троица;
  
  5.Эзотерическая (оккультная) Троица;
  
  6.Архитектурная Троица;
  
  7. Душевная Троица;
  
  8.Космическая Триада (Троица).
  
  Религиозная Троица - Святая Троица представлена в следующем виде. Бог один, но троичен в Лицах.
  Первое Лицо - Бог Отец, второе Лицо - Бог Сын, третье лицо - Бог Дух Святой [20,с.24].
  
  
  Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух;
  и Сии три суть едино (Ин. 5:7).
  
  
  В православии "Бог только один", "Каждое лицо (Ипостась) Божие есть истинный Бог, потому что каждое Лицо (Ипостась) имеет все Божии свойства", "Три Лица Божии не являются тремя Богами, а все три вместе есть единый, в трёх Лицах, Бог" [65,с.28].
  
  
  ...итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа... (Мф. 28:19).
  
  
  Согласно мнению Митрополита Макария, "Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос - Единородный Сын Божий, рожден "прежде всех век", "свет от света", вечно с Отцом, "единосущен Отцу". Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына все сотворено: "Им же вся быша", "и без Него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин.1:3. Бог-Отец все творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.1:1). Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: "Прежде нежели был Авраам, Аз есмь" (Ин.8:58)" [59].
  Философ и христианский богослов Блаженный Августин (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13.11.354-28.08.430гг.) в своих сочинениях "О граде Божьем", "О Троице" пишет, что Бог есть абсолютная истина, добро и красота, единство трёх начал - Отца, Сына и Святого Духа, высший разум и мировая душа. Каждый человек также воплощает в себе единение трёх начал. Отец является первопричиной творения, Сын - его идеей и формой, Дух - порядком. Этот же философ отмечал, что человеческая душа имеет триединную структуру, подобную Божественной Троице и заключающую в себе три главных принципа мироздания: истину, добро и красоту.
  Нельзя здесь и обойти мысли средневекового немецкого теолога и философа Майстера Экхарта (ок.1260-ок.1328гг.), который считал, что "Учителя говорят, что сонму ангелов нет числа, что их число непостижимо. Но для того, кто может различать без числа и множества, сто было бы как один. Будь в Божестве сто лиц, он все же постиг бы, что Бог един.
  И вот этому удивляются неверующие люди, и многие невежественные
  христиане, и даже многие священники, которые так же мало знают о том, как какой-нибудь камень. Они понимают три лица как три коровы или три камня! Но тот, кто может постигнуть без числа и множества различия в Боге, тот познает, что три лица - один Бог" [93].
  С позиции русского языка слово "Троица" относится к женскому роду. Следовательно, несмотря на то, что все три ипостаси Троицы мужского рода, Святая Троица также воплощает в себе женский образ Бога, о чём говорилось выше.
  В христианстве считается, что второй ипостасью Троицы (Сыном Божьим) является Иисус Христос.
  
  
  Я и Отец - одно ( Иоан.10:30).
  
  
  Согласно свободной энциклопедии Википедии, "В ряде христианских конфессий по отношению к Иисусу применяются следующие эпитеты: Агнец (жертва) мира, Предвечное Слово, Сладчайший Жених, Премудрость Божия, Солнце правды, Мздовоздаятель (Рим.12:19).
  
  Сам же Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: "Я есть путь, истина и жизнь" (Ин.14:6), - а также:
  
  "Альфой и Омегой (началом и концом)",
  "Хлебом небесным",
  "Хлебом живым",
  "Светом миру" (Ин.9:5),
  "Воскресением и жизнью" (Ин.11:25),
  "Пастырем добрым" (Ин.10:11),
  "Сеятелем",
  "Господином виноградника",
  "Судьёй".
  
  Иисус также называет себя "от начала Сущий" (Ин.8:25) - так, как должен был называться Мессия согласно Ветхому Завету (Мих.5:2). В других приведённых фрагментах Иисус называет себя "Я есмь" (Ин.8:24, 28, 58). В Ин.18:6 такое самоназвание повергает в ужас иудейскую стражу.
  
  Кроме того, Иисус именуется в Новом Завете как:
  Отец (Творец) всего бытия (Мф.23:9)
  Агнец Божий (Ин.1:29),
  краеугольный камень
  новый Адам
  Спаситель мира
  Сын Давидов, сын Авраамов
  Царь Царей".
  
  Иисусу Христу также присваивают эпитет Спас (ст.-слав.Съпасъ, греч. Σωτήρ "Спаситель"), который часто применяется в иконописи и другой религиозной атрибутике.
  В иконографии существуют следующие образы Иисуса Христа, которые мы раскроем, согласно Свободной энциклопедии Википедии:
  
  1.Спас Вседержитель.
  
  
  
  
  
   Рис.2. Спас Вседержитель.
  
  
  "Спас Вседержи́тель или Пантокра́тор (от греч. παντοκράτωρ - всевластный, всесильный) - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте".
  
  2.Спас Нерукотворный.
  
  
  
  
   Рис.3. Спас Нерукотворный.
  
  "Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος - не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύη, μανδύας - "убрус, мантия, шерстяной плащ") - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών - черепица), представляющий собой Его лик на "чрепии" (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга".
  
  3.Спас Эммануил.
  
  
  
  
   Рис.4. Спас Эммануил.
  
  
  "Спас Эммануил, Еммануил (ивр. עמנואל - "с нами Бог") - иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте.
  Наименование образа связано с пророчеством Исаии (Исаия.7:14), исполнившимся в Рождестве Христовом (Мф.1:21-23)
  "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил".
  
  4.Спас Ярое око.
  
  
  
  
   Рис.5. Спас Ярое око.
  
  "Спас Я́рое О́ко (от ярый - пылкий, сердитый, резкий) - оплечная икона Иисуса Христа, восходящая, вероятно к иконографическому типу Спаса Вседержителя и отличающаяся особо строгим, проницательным выражением глаз.
  Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!
  Св. прав. о.Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Изд. Мос. Патриархата, 1992., с. 84".
  
  5.Спас Недреманное Око.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Рис.6. Спас Недреманное око
  
  
  "Спас Недреманное Око - символическое изображения Иисуса Христа на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом, который спит с открытыми глазами. Этот сюжет описывает сверхъестественное состояние Христа после смерти, когда телом он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал душою как Бог, попирая смерть".
  
  6.Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета).
  
  
  
  
   Рис.7. Спас Благое Молчание.
  
  
  "Редкий тип изображения Спасителя, в котором Сын Божий представлен до воплощения как Ангел Великого Света".
  
  7.Спас в силах.
  
  
  
  
   Рис.8. Спас в силах.
  
  "В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе".
  
  
  8.Спас Великий Архиерей.
  
  
  
  
  
   Рис.9. Спас Великий Архиерей.
  .
  
  "Вели́кий Архиере́й - символическое именование Иисуса Христа, основанное на ветхозаветном пророчестве ("Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Пс.109:4)), комментируемом апостолом Павлом ("наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека" (Евр.5:10)). Также упоминается у Захарии: "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему" (Зах.3:1)".
  
  9.Спас Иерей.
  
  
  
  
  
   Рис.10. Спас Иерей (Христос Священник).
  
  "Спас Иерей (Христос Священник) - символическое изображение Христа в образе священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: "Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека" (Пс. 109, 4)".
  
  10.Смоленский Спас.
  
  
  
  
   Рис.11. Смоленский Спас.
  
  "Стоящий Христос держит в левой руке раскрытое Евангелие, слегка отведенное навынос. Благословляющий жест правой руки указывает на Писание или направлен вниз и в сторону. В ногах может быть подножие. Около Христа припадающие святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Их фигуры невелики, расположены симметрично. Иногда их заменяют другие святые, тогда образ именуется Смоленским только по общности композиционной схемы. Вверху, из облаков, Спасителя осеняют орудиями страстей два Ангела, помещенные симметрично по углам. У первого - восьмиконечный крест, у второго - копие и трость. Холмистый ландшафт или позем довершают сцену снизу".
  
  
  Упомянув о Спасе Недреманное Око, необходимо также сказать о ниже приведённой иконе "Всевидящее Око Божие".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Рис.12. Всевидящее Око Божие.
  
  
  В Свободной энциклопедии Википедии читаем: "Всевидящее Око - в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным. Догматическим основанием такого изображения являются слова: "Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его" (Пс.32:18).
  Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение "Всевидящего Божьего глаза", вписанное в треугольник - не каноничный символ Троицы.
  Позже масоны использовали этот символ для напоминания о всепроникающем взгляде божественного провидения, о присутствии Великого Архитектора Вселенной во всех трудах масонов. Символ присутствует в декоре почти каждой масонской ложи".
  
  В православии существуют следующие праздники, которые носят название "Спас":
  
  1.Медовый Спас - Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1(14) августа по старому (новому) стилю).
  
  2.Яблочный Спас - Преображение Господне (6(19) августа по старому (новому) стилю).
  
  3.Третий Спас - Ореховый Спас и (или) Хлебный Спас.
  
  В православии, согласно Закону Божьему, "Бог - Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся.
  Пресвятую Троицу мы изображаем в виде трёх ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трёх ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, мы изображаем их иногда с крыльями.
  Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображается так: Бог Отец - в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам.
  Бог Сын изображается в том виде, каким Он был, когда для нашего спасения сошёл на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим на кресте; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся.
  Бог Дух Святый изображается в виде голубя: так Он явил Себя во время крещения Спасителя во Иордан от Иоанна Крестителя; и в виде огненных языков: так Он сошёл видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа" [20,с.50].
  Согласно Энциклопедии символов, "Наиболее распространённое символическое изображение Святого Духа - слетающий голубь. Это один из самых ранних символов. Он великолепно разработан в христианском искусстве. Часто голубя изображают с трёхлучевым нимбом, указывающим на то, что Святой Дух является третьей ипостасью Троицы. В ранних церквах излюбленным местом для этого символа был покров крещальной купели.
  Изображение Святого Духа в виде голубя основано на повествовании четырёх евангелистов о Крещении Иисуса Христа - о том, что разверзлись небеса и Святой Дух спустился к нему в виде голубя.
  На надгробиях ранних христиан изображены голуби, символизирующие святость умерших, в напоминание слов Иисуса: "Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби".
  При описании явления Святого Духа в день Пятидесятницы сказано: "И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные". С этим событием связано другое изображение Святого Духа - огненный язык (или семь огненных языков)" [101,с.484-485].
  
  
  
  
   Рис.13. Символ Духа.
  
  
  А.А.Некрасов говорит о том, что принцип Троицы распространяется на всю Вселенную: "Опираясь на герметический Принцип Подобия, можно предположить, что Космос есть живой организм по образу человека (подобная мысль выражена и в мифологии многих народов), где Солнечная система является атомом Космоса, а человек живёт как бы на одной из частиц этого атома. Отсюда и слова: "человек создан по образу и подобию Божьему. Множество Космосов образуют подобную сферу своей деятельности - Вселенную, как люди живут в своей сфере - на Земле.
  Я считаю, что существует подобное построение, уходящее в Микромир человека, где в атоме находится такое же существо "по образу и подобию...". Таким образом, существует Микромир (мир жизни существ микромира), Мир (мир людей), Макромир (мир Космосов). Микромир, Мир и Макромир образуют некую триаду, троицу - нечто единое, - которая соотносится с подобными триадами на основе единых принципов. Возможно, что существует продолжение таких триад в обе стороны, как во внешнюю, так и во внутреннюю" [53,с.156]. Сказанное можно назвать просто Космической Триадой.
  Сказанное подтверждается Энциклопедией символов, согласно которой "Все системы религиозной и философской мысли признают троичную структуру мироздания. Всё построено по троичной схеме, всё копирует и отражает действительность трёх миров: божественного, духовного и физического, или мира принципов, законов и дел. Основные мировые символы троичности: число три, треугольник, троица, триада, трезубец, триграмма, трикветра, трискелион, трилистник" [101,с.330].
  Из Велесовой книги и других древнеславянских источников следует, что наши предки признавали одного Бога - Великий Триглав (Великая Троица), который был троичен в лицах (Сварог, Перун, Святовит), что сохраняется в христианстве (Святая Троица).
  При этом Перун и Святовит были сыновьями Сварога и именовались Сварожичами.
  Великий Триглав управляет субстанциями Яви, Прави и Нави (см.Рис.14).
  
  
  
  
   Рис.14. Символ древнего славянского ведизма
   (ТРИЕВЕДИЯ, ТРИСУТЬЯ, ТРИМУРТИ)
  
  Явь, Правь и Навь представляют триаду, то есть Троицу.
  В образ Великого Триглава входят: 1) Три почитаемые славянами основных стихии: Воздух - Огонь - Земля (обозначенные на Рис.14 сине-жёлто-зелёным цветом); 2) Земледельческий цикл: Весна - Лето - Зима.
  Стихия Огня представлена Богом Перуном, Воздух - Сварогом, а Земля - Свентовидом.
  Триединство Сварог-Перун-Свентовид являлось ничто иным как древней славянской троицей Сварог-Перун-Даждьбог.
   По мнению Е.И.Рерих, "Дух есть энергия". Следовательно, можно сделать вывод, что Дух Святой представляет собой Божественную энергию.
  Святая Троица представляет собой трихотомию Бога, о чём часто небезосновательно говорят эзотерики и мистики.
  Согласно Энциклопедии духовных знаний, "в понятие Бог входит также Проявление Творца в Творении, именуемое Святым Духом (Брахманом). Святой Дух проявляется наиболее часто в виде исходящих из Обители Творца Божественных Учителей. (Они могут, в частности, уплотнять собственную энергию Сознания вплоть до ощущаемого, иногда - даже вполне видимого для воплощённых людей состояния).
  Проявление Божественного Учителя на Земле через Его воплощение в человеческом теле именуется Мессией, Христом, Аватаром.
  Он, как и Святой Дух, есть Неотъемлемая Часть Творца (Изначального Сознания)".
  Б.В.Раушенбах приводит следующие свойства Троицы и описывает роль триад в мире:
  "1. Триединость. Это свойство совершенно очевидно, оно говорит о том, что единый Бог и Троица одно и то же.
  2. Единосущность. Здесь утверждается, что три Лица Троицы имеют одинаковую Друг с Другом сущность. Иногда (об этом уже говорилось) эта сущность определяется как Божеское достоинство. Однако выше подчеркивалось, что такую формулировку можно трактовать как некоторое отклонение от Символа веры с целью избежать возникновения кажущейся антиномии. Не желая даже в мелочах отклоняться от Символа, будем считать, что единосущность сводится к тому, что каждое Лицо является Богом.
  3. Нераздельность. Подчеркивание того, что Троица нераздельна, становится особенно важным после утверждения, что каждое Лицо является Богом. Тут невольно может возникнуть впечатление, что существует три Бога и если каждый из них будет действовать независимо, то возникает троебожие. Хотя такое никогда прямо не утверждалось, в истории Церкви известны ереси, уклонявшиеся в эту сторону, в частности субордионистские ереси, в которых проявляется ослабление троичной взаимосвязанности, как об этом пишет В.Н. Лосский. По учению Церкви, Ипостаси всегда выступают вместе и совершенно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от других. В XVII в., например, в России появились иконоподобные иллюстрации к тексту Священного Писания, среди которых можно встретить и изображения семи дней творения мира Богом. Они назывались "Деяния Троицы", что говорит о большом значении, которое придавалось принципу нераздельности.
  4. Соприсносущность. Это свойство пришлось специально оговорить, поскольку в погоне за тем, чтобы сделать догмат о Троице "понятным", родилась ересь модализма. Её связывают с именем Савеллия, который в III в. утверждал, будто единый Бог троичен в том смысле, что попеременно обретает облик Отца, Сына или Св. Духа в зависимости от обстоятельств. Эра Отца была до грехопадения, затем началась эра Сына, а после Вознесения наступила эра Св. Духа. Поскольку, по учению Савеллия, Бог меняет в зависимости от обстоятельств свой модус (образ бытия), ереси было присвоено наименование модализма. По учению Церкви Отец, Сын и Св. Дух существуют совместно и всегда, т.е. обладают свойством соприсносущности.
  5. Специфичность. Указанное свойство странным образом обычно не подчеркивается, возможно, потому, что кажется очевидным. Однако, анализируя логику троичности, его следует сформулировать и обязательно учитывать при поиске подходящего математического объекта, который еще предстоит провести. Суть этого свойства сводится к тому, что, несмотря на единосущность, три Лица не сводимы друг к другу, а каждое обладает своей спецификой...
  Математическая модель триединости не была придумана специально для согласования ее с логической структурой Троицы. Даже если она и была специально придумана, то доказательная сила от этого не уменьшилась бы...
  Во многих сочинениях, связанных с Троицей, в частности, в книге о. Павла Флоренского, приводится ряд интересных мыслей о той роли, которую играют триады в пашей жизни. Он приводит примеры пространства (три измерения), времени (прошедшее, настоящее, будущее), указывает на то, что существует три грамматических лица, что жизнь разума тоже троична (тезис, антитезис, синтез). Приводит о. Павел и другие примеры11. Теперь к этому можно добавить, что особую роль в мире играют не только триады, но и триединость, проявляющаяся буквально повсюду" [89,с. 63-70].
  Для христианского человечества Святая Троица не только облик Бога, но и один из святых праздников.
  
  
  
  
   Рис.15. Троица (икона Андрея Рублёва, начало XVв.).
  
  
  Согласно свободной энциклопедии Википедии, "День Свято́й Тро́ицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (греч. πεντηκοστή [ἡμέρα]) - один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
  Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.
  В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы, называемый Троицын день, празднуют в следующее воскресенье".
  На Руси (в России) и в Византийской империи в честь Святой Троицы строились храмы и монастырские постройки. Здесь можно назвать Свято-Троицкую Сергиеву Лавру (XIVв.), Церковь Святой Троицы на площади Таксим г.Стамбула (1880г.), Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (середины XVIIв.), Храм Святой Живоначальной Троицы села Подберезье (11г. н.э.), Троице-Ильинский монастырь, г.Чернигов (1069г.) и другие.
  В храмовой архитектуре также прослеживается образ Бога (архитектурная Троица). Например, триединству Бога соответствует трёхмастная структура храма. "Треугольник, повторяющийся как в общей планировке здания (см.триангуляция), так и во многих деталях, символизировал Св.Троицу" [81].
  В книге "Православные храмы и комплексы..." читаем, что "Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы" [80].
  
  
  Итак, идите, научите все народы, крестя их во
  имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19).
  
  
  В христианстве Святая Троица изображается на иконах, тем самым подтверждая догмат о Святой Троице.
  В свободной энциклопедии Википедии читаем: "Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: "Бога не видел никто и никогда" (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде - главным образом, Троица Ветхозаветная. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым "ради тамошних видений" Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями, данных в Откровении.
  Так как днём Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа.
  Таким образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня...
  В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица".
  В различных религиозных культурах так или иначе присуствует Троица, которая отражает троичность Божественной сущности.
  Например, момимо христианской Святой Троицы существует индуистская троица - Тримурти, которая объединяет трёх великих богов: Брахма - Вишну - Шива [101,с.46-52].
  Тримурти обозначает троичную силу творения, сохранения и разрушения.
   Философская Троица представлена в виде: дух, душа и тело [77,с.13]. Об этой Троице очень много написано трудов, как философами, так и представителями науки, эзотерики и религии.
   Можно сказать, что человек по своей сути отражает Святую Троицу (Бог Отец, Бог Сын, Бог - Святой Дух), так как по природе он триедин [7,с.9].
  
  
  Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте,
  и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.5:23).
  
  
   Согласно эзотерической традиции, человек имеет три основных плана:
  
   1.Духовный план;
  
   2.Астральный план;
  
   3.Физический план.
  
   Оккультные учения говорят о том, что человек имеет три главных
  элемента, соответствующих трём мирам согласно закону аналогии: духовный (чистый дух и высшие духовные понятия и побуждения), астральный (разум, чувство и желание) и материальный (астральные и физические тела) [7,с.13]. Это так называемая Эзотерическая Троица.
  В эзотерической традиции душа человека обладает индивидуальным сознанием и представляет собой энергию Бога. При этом Бог содержит в себе все индивидуальные души, в том числе и человека, и является их источником.
  В православии указывается, что душа наделена тремя силами (способностями): разумная, раздражительная и вожделевательная [7,с.11]. Здесь мы опять видим триединство или Душевную Троицу.
  С точки зрения науки, Мир триедин: ИНФОРМАЦИЯ - ДУХОВНОЕ - МАТЕРИЯ [82,83,84,с.63], что собственно и представляет собой Научную Троицу.
  
  
Оценка: 6.60*22  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"