Аннотация: Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Наш Бог-Творец" - Часть главы 2.1.Бог в Облике. Аннотация данной книги вошла в каталог Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)
При написании книги "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека" автором проводился опрос "Что такое любовь?", в ходе которого один респондент утверждал, что "Бог больше чем любовь. Он творит любовь". Это высказывание заставило автора книги вновь обратиться к изучению такого феномена человеческой цивилизации, как Бог. Обозначенная тема исследуется с позиции религии, философии, науки, эзотерики, теософии и различных существующих учений. В книге Бог рассматривается с точки зрения Запада (Бог в облике) и Востока (Бог без облика). Настоящая работа будет полезна исследователям-религиоведам, теологам, научным сотрудникам, студентам и всем, кто интересуется духовными основами нашего бытия.
В знак искренней любви и благодарности настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу
2.1.БОГ В ОБЛИКЕ
"Библия - это сердце Бога, раскрытое людям.
Познавай Божье сердце и будет меняться твоё".
Он не назвал Своего имени во времени никогда.
Майстер Экхарт.
Он - Бог живых, а не Бог мертвых (Мф.22:32).
Свободная энциклопедия Википедия констатирует, что "в истории религии Бог имеет несколько визуальных представлений, за исключением иудаизма и ислама, где существует запрет на создание изображений Бога".
Аллах! Нет божества, кроме Него -
Вечноживущего и Самосущего! (Коран,2).
В.Н.Коровин в своей книге пишет, что "Имеет ли Бог человеческий Лик или нет? Есть разные ответы на этот вопрос. Господь Иисус Христос, воплощённый Бог Запада, конечно, имеет человеческий образ. Господь Кришна, воплощение Бога в Индии, тоже. Это Бог, пришедший на Землю, но каков он на небе? На Востоке Бог представлен человеческими образами. Многие считают, что Вишну, Шива и Брахма - это три Лика Господа. И некоторые видели там Господа именно таким. Мудрецы адвайта-веданты Индии считают, что Бог бесконечен и не имеет формы. Так же думает православный богослов Иоанн Дамаскин. Он считает, что Бог похож на беспредельную сущность без форм, а все видения Образа человеческого в Библии считает просто иносказанием. Самая широкая концепция Бога вбирает и то, и это.
Бог есть в сияющих Образах, Бог - есть беспредельный океан бытия. Но это не только концепция. Бога можно увидеть и наяву, и тогда вы разгадаете загадку вечности. В действительности Бог и имеет образ гигантского сияющего человека, и не имеет. В последнем случае он виден как безбрежный свет без формы. Бог на Востоке безличен, и мудрецы сливаются с ним в одно. Если вы ощутите его, то он похож на безбрежный океан молчания. Так и ощущали его многие мистики вроде Раманы Махарши, Шанкары или Пападжи. Люди Запада видят в Боге личность. Это Всемогущий, всезнающий владыка мира. Они входят в Мою светлую, блаженную и любящую близость. Но в своей полноте Бог объединяет и то, и это.
"Бог - есть небесный старец", - скажут некоторые люди церкви. Так иногда понимают Бога некоторые христиане. В действительности, это одна из Его форм. Это Образ Бога. Выше идёт бесконечность. Бог необъятен, он больше, чем все миры. И Образы, или великие Боги - это ограниченные лучи вечного безбрежного солнца. Бог есть с тысячах богов, но выше Он - бесформенное молчание бесконечности. Но Бог и всемогущий, милостливый властелин и белый, величайший мудрец реальности. И Бог - исток и основа, начало и конец всего. Определить вечное бытие невозможно. Это и есть Бог. Но есть и ограниченные Образы Единого, или великие Боги. Так из океана света Единого выходят бесчисленные лучи. Так Бог проявляет себя в тысячах форм. Но выше он вечный и бесконечный один...
Бог есть в Образе. Бог есть без Образа, океан тишины. И есть та высь, где они совпадают. Это сверхразум, что открыл Шри Ауробиндо... Именно он владыка, источник и творец всех миров" [43,с.3-5].
"И Бог велик и необъятен, он - дивная чудесная тайна. И нет конца Мне, и нет конца Моим проявлениям и формам" [43,с.11].
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля читаем: "БОГ - м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной" [16].
Люди могут физическим и духовным зрением видеть только часть отражения Бога в доступном только для них диапазоне.
Разум человека постоянно формирует образ существующего мира и Бога.
"Общение человека с высшей объективной реальностью, Богом, происходит только посредством чисто субъективного опыта познания Бога, поклонения ему, осознания своего статуса Божьего сына" (Книга Урантии, (2095.5) 196:3.21).
В.Н.Коровин говорит, что "Бог есть в Образе. Бог есть без Образа, океан тишины" [43,с.5]. Эти слова говорят нам о едином Боге.
Диакон А.Кураев пишет: "Пантеистическая формула "Бог един", напротив, инклюзивная: она вбирает в себя самые разные формы духовного движения. Заповедь Моисея имеет в виду "единый" как "единственный" - "нет иных богов!". Бог Библии называется Единым - потому что исключает иных богов. "Бог" современного религиозного китча называется "Единым", потому что вбирает всех богов" [49].
"Издревле человек владел наукой образности, которая позволяет человечеству управлять информацией (знаниями) в своих образах и мыслях.
Считается, что "образ сначала создается в мыслях, которые обладают колоссальной энергией. С какой скоростью мысли создается образ, с такой чёткостью он и проявляется в действительности" (Первое послание от Архангела Метатрона)" [7,с.267].
Человек, благодаря существующим эгрегорам, может видеть Бога и вносить в наш мир данные сведения, наделяя определёнными обликами (ликами) некоторые характеристики и свойства нашего Бога-Творца.
Согласно свободной энциклопедии Википедии, "эгрегор (др.-греч. ἐγρήγοροι - стражи) - в оккультных и новых (нетрадиционных) религиозных движениях - душа вещи, "ментальный конденсат", порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие".
Например, Д.Л.Андреев в понятие "эгрегор" вкладывает следующий смысл: "под эгрегорами понимаются иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами. Эгрегоры лишены духовных монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности. Свой эгрегор имеет любое государство, даже Люксембург. Эти существа в основном статичны и неагрессивны. В борьбе между демоническими и Провиденциальными силами Шаданакара большинство эгрегоров участия не принимают; впрочем, имеются некоторые, примыкающие к демоническому стану.
С распадением эгрегоров исчезают и эквиваленты их сознаний, рассеиваясь в пространстве. Это не переживается ими как страдание" [42,с.75].
Чем мощнее эгрегор, тем больше существуют ярко выраженных обликов Бога. Например, христианский эгрегор один из крупных религиозных эгрегоров, поэтому в христианстве существует огромное количество образов Бога.
Интересные выводы о взаимосвязи образов с эгрегорами сделал А.А.Некрасов: "Каждый Образ Мира - это часть памяти, несущая основа Разума. Миропонимание помогает понять, как и когда использовать в жизни те или иные образы, заложенные в человеке... в Образе Мира присутствуют условия взаимоотношений с другими людьми, и эти Образы также меняются. Большая часть жизни человека принадлежит государству и множеству других эгрегоров, поэтому человеку приходится с ними взаимодействовать. Игнорировать правила эгрегоров практические невозможно, они оказывают влияние на все стороны жизни. Таким образом, во взаимодействиях с эгрегорами происходит постоянное формирование Образов Мира.
Следовательно, человек, если он не остановился в своём развитии, постоянно меняет свой Образ Мира. Так постоянно, на протяжении всей жизни идёт формирование миропонимания - это признак роста человека. По мере роста собирается новая информация, получается новый опыт, открываются новые горизонты, каждый раз происходит рождение следующей версии самого себя. Таким образом (и здесь, не задумываясь, мы говорим об образе!), человек всё более познаёт Себя... за внешними проявлениями Образов Мира находятся огромные глубины и высоты Тонких планов, параллельных миров - вся Вселенная...
Именно духовный мир человека творит Образы. И сам духовный мир, и сотворённые там Образы являются мощным источником Энергии Жизни" [53,с.78-80].
Человек может узреть Бога даже без эгрегоров благодаря Космическому Сознанию (Озарению) и духовному видению или духовной интуиции [7,с.218-219].
Как верно отмечает протоиерей Аркадий Шатов, "Бог - это не философская категория, а совершенно реальная Личность, причём безмерно более реальная, чем мы сами". Доказательствами этому служат тысячелетнее существование религии и Бога в человеческой цивилизации.
Бог - Высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе [74,с.23-24].
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам
Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам ( Исход 3:14).
В буквальном смысле слова Бога "Я есмь Сущий" означают "Я есмь Тот, Кто Я есмь".
По указанной причине, как указывается в христианской традиции, "Бога невозможно ничему уподобить и нельзя никак определить. Он Сам определяет Себя Собою же и является Самосущим".
Несмотря на сказанное и наш малый охват Божественной мысли, мы далее рассмотрим основные существующие Лики Бога, которые представлены образами надразума и разума человека.
2.1.1.БОГ-ТВОРЕЦ
Творение выше творца потому,
что оно рождается на высоте
духовного взлёта творящего.
Все существующие религии светлой направленности констатируют о том, что Бог - это Творец.
Бог - Творец неба и земли и Промыслитель Вселенной (Быт.I,1;Ин.I,1).
Человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? (Иов.4:17)
Согласно свободной энциклопедии Википедии, понятие "Демиург - творец, отец и создатель - присутствует в единобожии и язычестве как сущность, сотворившая окружающий мир в начале времён. В более широком смысле, как начало и конец существования чего бы то ни было, бог, творящий бесконечно. В иудаизме, исламе и христианстве - это бог-Творец. В праиндоевропейской религии богом-Отцом является божество ясного неба (Небо-Отец), противопоставляемое Матери-Земле. В деизме функция демиурга является единственной, которой наделён бог".
Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего (Пс.94:6).
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим. 1:25).
Л.А.Секлитова, Л.Л.Стрельникова говорят о Боге следующее: "Бог - это Творец. И Его суть заключена в творчестве, то есть в создании новых миров, форм, в организации пространства и времени в пределах предоставленных Ему четырёх физических Вселенных и соответствующего пространства мироздания "тонкого" плана, которые Он возглавляет и в пределах которых вершит Свои собственные замыслы. Творчество - это процесс манипулирования определенными типами энергий, недоступных Дьяволу, в целях создания нового. Творчество является главным методом совершенствования в Иерархии Бога. Творчество - это основа деятельности Бога и индивидов, населяющих Его Иерархию. Творческое начало всегда первично. Творческая направленность Бога является первичной и управляющей всеми прочими процессами, потому что содержит в себе самое главное, а именно - идеи Бога, воплощающие Его грандиозные планы и проекты в реальность. Главенствующей основой творчества Бога является владение Истиной" [24,с.81].
В теологии и философии христиан принято говорить о двух природах - о природе творящей (natura naturans, "первой природе") - о Боге-Творце, а также о природе сотворенной (natura naturata, "второй природе"), т.е. о физическом мире, в котором мы живем [26]. В целом эту бинарность можно назвать проявленным и непроявленным Богом-Творцом.
Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный.
Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в отоварищи.
Он - Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него - самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый (Коран 59:22-24).
Согласно пенджабскому сикхизму (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, "сикхӣ", "последователь, ученик"), Бог рассматривается в двух аспектах - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.
Согласно словарю В.И.Даля, творить - что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит [16].
Как указывалось выше, часто Бога именуют Демиургом.
В Свободной энциклопедии Википедии, "Демиург - бог создающий, творец, создатель, отец. Присутствует в единобожии и язычестве как сущность, сотворившая окружающий мир в начале времен. В более широком смысле, как начало и конец существования чего бы то ни было, Бог творящий бесконечно. В христианстве - это Бог-творец, в индуизме Брахма".
А.А.Некрасов на доступном и понятном человеку языке раскрыл суть Творца, говоря, что одной из ипостасей Творца является творить Благо или Добро [53,с.234].
Указанный автор точно подметил, что через творчество человек одухотворяет материю [53,с.210].
В науке под творчеством понимают только процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Как указывает автор настоящей книги, понятие творчества охватывает не только духовную и интеллектуальную сферу деятельности человека, но и Божественную [25,с.83-86].
В связи с открытием Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, выделяют по своей значимости следующие виды творчества:
1.Божественное творчество;
2.Духовное творчество;
3.Морально-этическое творчество;
4.Художественное творчество;
5.Научное творчество;
6.Техническое творчество;
7.Спортивное творчество [25,с.83-86].
При этом основополагающим творчеством считают Божественное творчество [7,с.158;25,с.83-86].
Д.Л.Андреев констатирует, что "Господь творит из Себя. Всем истекающим из Его глубины монадам неотъемлемо присущи свойства этой глубины, в том числе абсолютная свобода. Таким образом, божественное творчество само ограничивает Творца, оно определяет Его могущество той чертой, за которой лежат свободы и могущества Его творений. Но свобода потому и свобода, что она заключает возможность различных выборов...
У Бога всеобъемлющая любовь и неиссякающее творчество слиты в одно. Всё живое, и человек в том числе, приближается к Богу через три божественных свойства, врождённых ему: свободу, любовь и богосотворчество. Богосотворчество - цель, любовь - путь, свобода - условие" [42,с.54].
Согласно Православной энциклопедии, "Бог не только Творец мира, но и Владыка истории, Он ведёт Своим премудрым Промыслом человечество к явлению обетованного Спасителя, Который приходит на землю в полноту времен и восстанавливает падшее человечество, исполняет изначальное призвание человека и открывает ему путь к достижению той цели, ради которой он создан, - к соединению и блаженному общению с Богом" [19,с.387-433].
Меня привлекла мысль одного средневекового немецкого теолога и философа Майстера Экхарта (Eckhart von Hochheim, ок.1260 - ок.1328гг.) о том, что "Никому не принадлежит мир в той мере, как тому, кто отказался от всего мира. Знаете, отчего Бог есть Бог? Оттого что Он без творений" [93]. Конечно, это высказывание небесспорно, но оно заставляет нашу мысль искать ответ на этот поставленный вопрос, который также пронизывает красной нитью настоящую работу.
Часто Бога-Творца отождествляют с Богом-Отцом.
Согласно энциклопедии символов, Бог-Отец представлен следующим образом: "На протяжении многих веков существования Церкви Христовой не было попыток изобразить Бога-Отца в человеческом облике. Ведь Бог сказал Моисею: "Лица Моего не можно тебе увидеть". Святой Иоанн провозгласил в своём послании "Бога никто никогда не видел". При Крещении Иисуса Святой Дух присутствовал в виде голубя, но Отца никто не видел, слышали лишь его голос.
Но в Библии говорится о деснице Создателя, чьи "персты отводили небеса и небесные светила". Поэтому символическим изображением Бога-Отца стала Manus Dei, Десница Божия.
В христианском искусстве Десница Божия изображается в нескольких положениях. Иногда это поднятая в благословении ладонь с вытянутым большим и указательным пальцами, на которой остальные пальцы сжаты. Протянутая вниз из облака раскрытая десница Божия изображает не силу Господню, а щедрость.
Поднятая вверх и окруженная крестообразным нимбом десница Божия символизирует не только Его святость, но и великую любовь к нам, которая "открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
Десница Божия олицетворяет охранение и благословение" [101,с.486-487].
Рис.1.Десница Божия
Часто Десницу Бога изображают на иконах, архитектурных постройках и гербах городов. Например, Герб Пскова включает в себя изображение Божьей Десницы.
Чтобы понять, почему Бога часто именуют Логосом, нам необходимо вспомнить существующие энциклопедические расшифровки этого слова.
Согласно Большой советской энциклопедии, "Логос (греч.lógos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание"); при этом "слово" берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку "словесное". Из бытовой сферы в понятие "Л." вошёл ещё момент чёткого числового отношения - "счёта", а потому и "отчёта" (lógon didónai - "отдавать отчёт"). Л. - это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен "отдавать отчёт", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.
Термин "Л." введён в философский язык Гераклитом, который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого "слова", чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л., как и подобает слову, "окликает" людей, но они, даже "услышав" его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше "общего" и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства "всё течёт", вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. - ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т.о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао.
У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов, у Платона и Аристотеля термин "Л." утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т.н. "семенных Л."), от которых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л. как "слова", которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие "Л." давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и "живого" бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. есть "образ бога" и как бы "второй бог", посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина "Л." определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна - "В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог"; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и "вочеловечение" Л., который принёс людям откровение и сам был этим откровением ("словом жизни"), самораскрытием "бога незримого". Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-отцу, чьё "слово" он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы.
Некоторые русские философы-идеалисты (В.Ф.Эрн, П.А.Флоренский) употребляли термин "Л." как обозначение "цельного" и "органического" знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции" [51].
В Теософском словаре религиозного философа теософского направления Е.П.Блаватской (31 июля (12 августа) 1831 - 26 апреля (8 мая) 1891гг.) логос мыслится как "проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как "Глагол" и "Слово", в её метафизическом смысле" [78].
Синонимами слова "логос" являются следующие слова: речь, понятие, разум, творец, мысль, основание, демиург, слово, высказывание, предложение, абсолют, смысл, первоогонь, пневма, суждение.
Как нами отмечалось, в религии слово относят к одному из величайших орудий Бога.
Именно словом Бог сотворил всё!
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан.1:1-5).