Аннотация: Публикуются главы 2 и 3 книги Ивентьева С.И. "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека". Аннотация данной книги вошла в каталог Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)
С.И.ИВЕНТЬЕВ
БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Казань - 2012
УДК 340.12
Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека /С.И.Ивентьев. - Казань: Самиздат, 2012. - 355с.
В конце XX - начале XXIвв. в России были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, именуемые Божественными и духовно-нравственными правами и свободами человека, которые направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа. Настоящая книга является продолжением работ автора, касающихся рассмотрения права с
позиции духовной жизни человека. В работе приводится новый взгляд на человека, как на бессмертную Душу, облачённую в физическое тело, одухотворённое Духом. Автор пытается ответить на извечные вопросы: кто такие Бог, душа, дух и человек? Настоящая книга представляет собой синтез научного, философского, религиозного и мистического мировоззрений о природе и окружающем нас мире, что представляет собой несомненный интерес для читателей.
Посвящается нашему Богу-Творцу.
2.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Мы боремся не за человеческие права народа,
но за божественные права человека.
Генрих Гейне
Чтобы всесторонне рассмотреть поднятую тему данной главы, нам необходимо раскрыть понятия "права человека" и "права гражданина".
В юридической науке под правами человека понимают естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни [90,с.304].
Права гражданина - это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретённых правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства [90,с.304].
Издревле в человеке выделяют три составляющих: душа, дух и тело [13,с.10;27,с.12-20], что было доказано наукой [14,с.237;15,с.304;16,с.5].
Научные исследования показали, что существуют параллельные пространства Эйнштейна-Минковского (материальное) и Козырева (информационное - духовное), а также, что человек по своей природе дуален (белково-нуклеиновая оболочка и энергоинформационная сущность) [26,с.186-188].
Человеку - его духовному, нравственно-душевному и телесному началам - с рождения принадлежат независимо от его принадлежности к конкретному государству вся имеющаяся совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод.
Телесному началу личности принадлежат так называемые материальные блага, а остальным - нематериальные или неимущественные блага (Божественные, духовные и моральные) [16,с.7;25,с.210-213], которые нашли воплощение и свою реализацию в правах и свободах человека и гражданина.
Многообразие прав и свобод человека и гражданина вызывает необходимость их классификации. Поэтому в теории права человека существуют различные подходы классификации прав и свобод человека и гражданина.
Как правило, права человека и гражданина классифицируются по следующим основаниям: 1.По источнику их закрепления - международные (международно-правовые), конституционные, отраслевые, корпоративные (членские) права, свободы и обязанности; 2.По времени появления - права, свободы и обязанности, относящиеся к поколениям прав человека; 3.По кругу лиц, на которых они распространяются, - общие и специальные права; 4.По гражданской принадлежности их субъекта - права, свободы и обязанности человека и права и обязанности гражданина; 5.По субъекту их реализации - индивидуальные права и коллективные права, права наций и народов; 6.По адресату соответствующих правовых предписаний - нормы, адресованные самому индивиду или другим субъектам права как выражение дуализма "свободы для" и "свободы от" - негативные и позитивные права; 7.По сфере их действия - личные (гражданские), политические (публично-политические), экономические, социальные, культурные и правозащитные (правоохранительные) права, свободы и обязанности [393,с.139].
В последнее время учёные всё чаще говорят о так называемых "пяти поколениях прав" человека или о разных "возрастных правах" [35,36,с.399-400;37,38].
Данная классификация базируется на генерационном основании [38;56,с.47-49].
"Первое поколение" прав человека (конец XVIII века) - это этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве. Цель их: обеспечить свободу, то есть позволить людям освободиться от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права являются атрибутами человеческой личности.
"Первым поколением" прав человека принято считать гражданские и политические права. Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания.
Гражданские и политические права были завоёваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США.
"Второй возраст прав" человека связан с процессом социализации общества. Это конец XIX - начало XX столетия. Здесь речь идёт о правах и свободах, реализуемых при помощи государства. Их называют права-поручения к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Эти права по своей природе позволяют людям стать равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Прежде всего, к ним относятся право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др.
"Третий возраст прав" связан с интернализацией. Это "права солидарности", которые характеризуются, как правило, следующими параметрами:
1.Они вводят человеческое измерение в те области, где оно
отсутствовало, такие как, мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.;
2.Для их реализации необходимо, чтобы они были
противопоставлены государству и требовали бы от него их реализации;
3.Могут быть реализованы только при условии всех участников
социального действия индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне, то есть это прав братства, поскольку они вытекают из очевидной и необходимой солидарности людей в этом конечном мире.
Итак, "права солидарности" имеют надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, право на безопасную экологию, право пользования экономическими и культурными ценностями. Есть авторы, которые отрицают права коллективов, называя по существу их народными правами.
К "правам солидарности" также следует отнести право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос и пр.) [35,37,с.60].
К первому-третьему поколению прав относятся информационные права гражданина и технологии, о которых говорят Ю.А.Дмитриев и С.И.Глушкова [35,37,с.60;50,с.46].
Как нами указывалось [257,с.391-396], на первом-третьем поколениях прав человека базируется гуманизм (от лат.humanitas) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей мира и общества.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, гуманизм - рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей [5,с.120-121].
Первое-третье поколения прав человека породили секулятивного человека (безразличного к нормам морали и религии) [58,с.60-64;59,с.155-160;60,с.229-332].
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин о гуманизме говорит следующее: "Нужно различать гуманизм и гуманность. В словаре российских шестидесятников смешались понятия "гуманность" и "гуманизм". Для многих они остаются смешанными до сих пор. А разница между ними большая. Гуманность, человечность, любовь к людям - это естественное состояние души христианина и побудительный мотив для его работы в обществе. А гуманизмом во всём мире называется антропоцентричное мировоззрение, в центре которого не Бог, не высшие идеалы, а индивидуум, который является мерой всех вещей... К сожалению, эта терминологическая путаница прокралась и в российское законодательство" [61].
Сущность гуманизма раскрывает настоятель храма св.Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов:
"Гуманизм - это культ человека. Гуманизм - это такая религия, в центре которой не Бог, а человек. А Бог - за рамками гуманизма. Это направление мыслей берёт начало в эпоху Возрождения. Не все знают, эпохой возрождения чего она была... Ведь самый высокий идеал человека был достигнут во Христе, в котором Божество соединилось с человечеством. Поэтому Христос и стал образцом во всём: и в отношении к жизни, и в отношении к миру и к ближнему. А гуманизм - это отношение без эталона, где каждый волен объявить себя мерилом всех вещей, и часто так и делает" [61].
Ислам также не согласен с односторонней "гуманистической философией", которая почти обожествляет человека и ничего более не признаёт [62,с.98-99].
В дополнение к сказанному можно процитировать В.Б.Слёзина: "Основная трагедия теперешней Европы и вообще западной цивилизации - это утрата истинной любви, любви к ближним, той любви, которая заложена в нас природой, которая есть даже у высших животных" [63,с.84].
В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [16,с.5;25,с.210-213;28,с.92-93;35,40,с.94-97;42,с.4].
Как отмечает Е.Л.Русакова, с философской точки зрения права человека - это универсальные моральные права, которые не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации, как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства [41].
О сущности четвёртого поколения прав человека нами было подробно описано в монографии "Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина", в которой также рассматривался важный для человека вопрос: что такое духовность [16].
Согласно свободной энциклопедии Википедии, "Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы".
Например, немецкий социолог Томас Лукман под духовностью мыслил способ сакрализации человеческого сознания, освобождающегося от зависимости от социальных структур, что создаёт беспрецедентную возможность сохранения и поддержания человеческой автономности [378,с.98].
Так, Е.А.Степанова указывает следующее: "В западных исследованиях современного состояния религии "духовность" понимается в самом широком смысле как жизнь, проживаемая в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы, образы, заимствованные из иных культурных и религиозных контекстов, а также любые другие символы, которые человек считает для себя значимыми" [377,с.127-134].
Английский социолог А.Баркер приводит следующие различия между духовностью и религиозностью: "если источник религиозности находится вне человека, то источник духовности - внутри него; если для религиозности авторитетны догматы и традиция, то для духовности - личный опыт; если в религиозности проблема теодицеи решается через отсылку к дьяволу как источнику греха и зла, то в духовности речь идёт о недостатке гармонии и/или уверенности человека в себе; если религия предполагает дихотомию "мы"/"они", то духовность имеет в виду взаимную дополнительность "мы-они"; если организационной единицей религии является институция и семья, то для духовности это личность и сеть; если коммуникация в религии основана на вертикальной иерархии, то в духовности это горизонтальная связь ..." [379,с.189].
Л.Е.Корсакова и другие авторы выделяют религиозную и светскую духовность [412,с.350-356].
Например, Современный философский словарь духовность разделяет на следующие аспекты: "1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека", при этом светская духовность рассматривается как "перевернутая религиозная формула: вместо описания духовности как присутствия в душе человека Духа Божьего о духовности говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям" [413,с.266-267].
Религиозную духовность увязывают с религиозным мировоззрением и деятельностью духовенства, а светскую духовность - умственная деятельность человека, форма его внутренней психической деятельности (так называемый духовный мир человека) [65].
В.В.Сорокин в своей работе "Понятие совести в правовом измерении" подчёркивал, что "В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой её природе" [384,с.2-5], тем самым, показывая нам веские основания для синтеза интеллектуальной и духовной сфер.
Понятия "духовность" и "религиозность" непосредственно связаны с так называемыми интеллектуально-духовными идеалами и ценностями человека и общества.
Рассматривая вопрос об интеллектуально-духовных идеалах современного общества, хотелось бы поподробнее разобраться в том, что же собой представляют эти идеалы.
Как правило, под идеалом (греч.idea - образец, норма) понимают высшую цель и устремлений человека, определяющих способ и характер поведения, которое раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов.
Во всех сферах жизнедеятельности человека, как отмечал Д.Л.Андреев, наблюдаются два ряда различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной Философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений [97,с.446].
В последнее время некоторые исследователи под духовностью понимают способности человека, связанные с его интеллектом и душой (талант, экстрасенсорные и иные способности и пр.).
Под ценностью понимают то, что имеет для человека значимость в духовном, нравственном, эстетическом и познавательном отношении. Как указывает К.М.Гожев, "у русских близким по содержанию термину "ценность" является слово "доброта", означавшее, кроме всего, также "цену", "достоинство", "милосердие". Ценность, таким образом, означает то, что мы ценим, достоинства чего мы охраняем (часто любой ценой) и во имя чего мы живём" [402,с.24-30].
Различают моральные, научные, эстетические, юридические (правовые), философские, религиозные, социальные, политические, экономические, финансовые, экологические и другие ценности.
Как правило, в науке ценности подразделяют на материальные, социально-политические и духовные. В свою очередь, эти ценности могут быть личными и коллективными.
К материальным ценностям относят природные объекты (богатства) и предметы, изготовленные человеком, включая средства труда.
Социально-политические ценности включают в себя социальные и политические явления, политические акты и действия.
Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и др., несмотря на то, что некоторые указанные области вообще никакого отношения к духовности не имеют. В свою очередь, право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. При этом, как правило, право как жесткий социальный регулятор лишено духовной и нравственной составляющей.
Познанием "тела" и видимого мира занимается наука, отражением "души" ("эмоционального мира") - искусство, а сферой "духа" (тонких миров) - религия [54,с.11]. Как указывает С.Н.Лазарев, современное искусство поклоняется красоте, сексу, силе, духовности (способностям), тем самым незаметно развращая и разлагая души людей.
Гарантом духовности, нравственности и веры в любом обществе являются религиозные институты [9,с.49].
Как отмечал российский физик Л.А.Блюменфельд (23.11.1921 - 03.09.2002гг.), проблема индивидуального сознания и души лежит за пределами науки [110,с.60-62].
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и синтеза информации [99,с.9]. Интеллект связан с сознанием [48,с.168].
Любое общество в основу своего существования ставит определенные интеллектуальные, духовные, религиозные и нравственные ценности и идеалы.
Современное общество идеалом ставит рациональную науку и научно-технический прогресс.
Как указывают некоторые учёные, наука с отчётливо антидуховной установкой в обществе, где она пользуется громадным уважением и авторитетом, заметно сдерживает интерес людей к духовному поиску [103, с.55].
Как нами отмечалось, до конца XX века основными причинами невозможности одухотворения права и выделения духовно-правовых ценностей являлись:
1.Многие духовные и морально-нравственные явления, будучи подвергнутыми анализу со стороны самых различных наук (включая теологию, этику), оставались вне юридического осмысления.
2.К существующей традиционной классификации (группе) прав юридическая наука не относила духовно-нравственные аспекты развития человека, в том числе религиозно-нравственные категории [143,с.388-389].
Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека (духовной и интеллектуальной).
Божественные и духовно-нравственные ценности - причина, а позитивное право и материальные блага - следствие. Основу существования любого общества составляет причина.
Цивилизация стареет и умирает, если всё больше поклоняется материальному [116,с.117].
В настоящее время искусство и наука превращаются в бизнес, главной целью которого является извлечение прибыли и получение больше денег. Редко бывает, когда бизнес базируется на нормах морали и нравственности.
Человек и общество определяют для себя идеалы исходя из права выбора, который носит духовный и нравственный характер.
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека [115,с.61-64], запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество [101,с.83-86], право выбора и свобода воли [25,с.210-213], свобода совести и вероисповедания [32,с.121-131], право на духовное образование и воспитание [29,с.107-112;60,с.229-332], право на духовное и нравственное совершенствование [128,с.63-64], право на благоприятную окружающую среду [39,с.39-40] и др.
А.В.Дроздов право на уважение, включая аналог российского права человека на неприкосновенность, приравнивает к "моральному праву" [175,с.55-60],
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
Провозглашённые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их.
Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, гражданских, экономических и пр.).
Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются религия и мораль.
Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности.
К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся "личностные (соматические) права", так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям [35,146,с. 49-51].
Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. По происхождению репродуктивные права не связаны с ценностями пятого поколения прав, не являются основой энергии. При этом следует отметить, что так называемые репродуктивные права можно будет отнести к четвёртому поколению прав только в случае, если они не противоречат духовным и нравственным ценностям личности [35].
А.Б.Венгеров указывает следующее: "Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества" [46].
К духовно-нравственным правам и свободам относят право человека на благоприятную окружающую среду (экологическое право), которое обеспечивает человеку реализацию всех его духовно-нравственных прав (право на жизнь, право на творчество, право на уважение достоинства, право выбора, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, воспитание и развитие и др.) [39,с.39-40].
Экологическое право неразрывно связано с правом человека на одухотворение природы и окружающего мира. Именно поэтому человек большое внимание должен уделять экологии.
Многие учёные экологическое право относят именно к четвёртому поколению прав человека [142,с.32-48].
Благодаря духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина в юридическую науку были введены понятия "дух", "душа", "пространство души", а также "духовное пространство", которые приобрели также правовую природу [95,с.107-109].
В начале ХХI века в России было открыто пятое поколение прав,
которые называются Божественными правами и свободами человека [30,31,39]. Возможно, что значимость указанного открытия для духовной жизни нашей страны была отмечена аномальной жаркой погодой.
Основу пятого поколения прав составляют такие ценности, как Любовь, Божественная информация и энергия.
Ещё в августе 2003г. О.Ю.Малинова предсказала появление пятого поколения прав человека [47].
В данном случае под информацией понимается творящая информация (Божественная информация, "чистая энергия") [48,с.113].
Академик Г.И.Шипов указанную информацию включает в один из уровней модели мира [49,с.4].
Управление информацией происходит через мысль [54,с.184]. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью и религией, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав [32].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [25,с.210-213;30,35].
Самое большое богатство во Вселенной после Любви - это Божественная информация и энергия [113,с.35].
Любовь - это ценность высшего Божественного порядка, которая составляет пятое поколение прав и свобод человека.
Перечисленные ценности пятого поколения прав являются основой четвертого поколения прав (духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина).
Закон Вселенной универсален, это Закон Любви и единства с Творцом и он одинаково справедлив для всех [116,с.81].
Русская Православная Церковь (РПЦ) опубликовала Свод вечных общечеловеческих ценностей, к которым относятся свобода, жертвенность и любовь [385,с.7].
Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека должны защищать человека, его душу и дух от разрушительной силы непредсказуемого и порой неконтролируемого научно-технического прогресса в области биологии, медицины и техники, а также от негативных энергоинформационных воздействий и манипуляций.
По мнению Ф.М.Рудинского, права четвёртого поколения должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности и другими открытиями в области биологии [51].
Нарушение человечеством Божественных и духовно-нравственных законов, четвёртого и пятого поколений прав человека приводит к совершению преступлений, указанных и не предусмотренных уголовным законодательством [31,33].
Любое преступление всегда имеет нравственный аспект. Сферу уголовного преследования и наказания не охватывают негативные энергоинформационные воздействия (манипуляции) на человека.
Кроме того, права и свободы человека и гражданина традиционно в науке для простоты делятся на три группы:
1.Личные или гражданские;
2.Политические;
3.Экономические, социальные и культурные права и свободы [43,с.237-
238;44,с.164].
Учёные России к основным (то есть конституционным) правам и свободам человека и гражданина по своему содержанию относят:
1.Гражданские права и свободы (статьи 20-31 Конституции России);
2.Политические права и свободы (статьи 32-34 Конституции России);
3.Экономические права и свободы (статьи 34-44 Конституции России);
4.Социальные права и свободы (статьи 38-44 Конституции России)
[45,с.22-23].
Следует подчеркнуть, что международному праву ближе подходит последняя рассмотренная классификация основных прав и свобод человека и гражданина (конституционные права).
В любом случае, вышеизложенные вторая и третья классификации прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению, никак нельзя считать наиболее полными, ибо они не подчеркивают и не отражают в себе смысл и содержание всех существующих сфер жизнедеятельности человека: духовной и интеллектуальной. В частности, указанные классификации предали забвению и на неизвестность права и свободы, непосредственно, вытекающих из духовной и моральной автономии личности.
Безусловно, что некоторые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина были неверно и ошибочно отнесены то к гражданским, то к культурным и социальным правам и свободам человека и гражданина.
В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, наиболее точной и полной по своей форме, объёму и содержанию является следующая классификация прав и свобод человека и гражданина:
1.Божественные права и свободы;
2.Духовно-нравственные права и свободы;
3.Права солидарности;
4.Культурные права и свободы;
5.Гражданские права и свободы;
6.Социальные права и свободы;
7.Экономические права и свободы;
8.Политические права и свободы [16,с.47;28,с.92-93;35,53,55,с.47-49].
Фундаментом всех прав и свобод человека и по своей значимости выступают Божественные права и свободы человека, так как они охватывают не только Человека и наш Мир, но и всю Вселенную. Как видно из изложенной классификации прав, приоритет прав возрастает снизу вверх.
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа.
Указанные права человека относят к современным духовно-правовым ценностям [124,с.300-305].
Справедливо отмечает М.А.Супатаев, что в правовом государстве право должно быть нравственным и содержать духовно-нравственные начала [107,с.11]. Данные потребности человеческой цивилизации нашли своё воплощение через открытие и введение в юриспруденцию совсем новых поколений прав человека (четвёртое и пятое поколение).
В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, Любовь в России была признана главной общечеловеческой ценностью [75,с.373-377;121,с.286-291;125.c.160-1654;151,c.129-131].nbsp;
Любовь стали относить не только к нравственной и духовной категориям (религиозной и философской), но и к правовой (юридической) категории [77,с.25-30].
С учётом изложенного в иерархии общечеловеческих ценностей потребности человека выглядят следующим образом:
1. Божественные (Бог, Любовь, Божественная энергия и информация, Сотворчество);
2. Духовно-нравственные (Вера в Бога, религия, мораль, творчество);
3. Витальные (биологические);
4. Социальные [100,с.10-11].
Таким образом, из изложенного видно, что, в связи с открытием в России и введением в юриспруденцию четвёртого и пятого поколений прав человека, произошло объединение духа с правом, а также закрепление основных духовных ценностей в праве.
Как указывает, О.Ю.Малинова, корпус прав, требующих защиту, неизбежно будет расширяться, и каждое поколение прав будет приносить новую логику узаконивания притязаний [52,с.90-91].
В отличие от четвёртого и пятого поколений прав человека, гуманизм и первое-третье поколение прав человека, не ставят на главное место Любовь и духовно-нравственные ценности личности, а направлены только на удовлетворение материальных потребностей человека.
Безусловно, что наделение человека Божественными и духовно-нравственными правами подразумевает и его обязанности. Верна мысль о том, что "права проистекают из обязанностей".
Человек обязан исполнять Божественный закон, а также Заповеди Божьи, так как от этого напрямую зависит существование человеческой цивилизации.
Согласно ст.15 Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека: 1.Осуществление человеком своих Божественных и духовно-нравственных прав и свобод не должно противоречить Любви, нарушать и умалять Божественные и духовно-нравственные права и свободы других людей. 2.Никто не имеет право на использование Божественных и духовно-нравственных прав и свобод против Любви, для изменения и нарушения Божественных и духовно-нравственных законов, уничтожения духовных и материальных миров, причинения вреда человеку, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны, а также в корыстных целях определенных групп [64].
С учётом открытия пятого поколения прав человека назрел вопрос подготовки специалистов нового поколения, в частности, как указывают Т.В.Дымова, В.С.Мкртчян, Г.В.Рябичкина, "виртуального юриста - защитника пятого поколения прав человека" [78,с.133-135].
Нам он представляется следующим образом.
Как показывает практика, основными причинами судебных тяжб являются не решённые морально-психологические проблемы, не желание людей уступить друг другу и по-мирному договориться и разобраться в причинно-следственных связей сложившейся ситуации, наличие неверных ценностных приоритетов и человеческих пороков, приведших к конфликту.
Вот с чем постоянно вынужден сталкиваться в своей работе практикующий юрист (адвокат, следователь, судья, прокурор и юрисконсульт предприятия).
В основу работы нового поколения юристов будут положены два принципа:
1.Решение духовно-нравственных и психологических вопросов человека;
2.Решение юридических вопросов клиента.
Безусловно, что приоритетным всегда будет принцип решения духовно-нравственных и психологических вопросов.
Главным мотивом уже не будет выступать девиз "зарабатывание денег за счёт проблем клиента", а будет искреннее человеческое желание юриста совместно с обратившимся за правовой помощью разобраться в сложившейся ситуации, найти причины и пути решения возникших духовных и душевных проблем, что позволит свести конфликт к нулю, не пользуясь судебной системой, а также заключить мировое соглашение между сторонами. При этом конфликтующие люди будут приобретать душевный покой ввиду решения не только материальной, но и моральной стороны дела. В данном случае юрист будет выступать в роли миротворца и философа, что будет ново в современной юриспруденции.
Следует также упомянуть, что первый принцип работы нового поколения юристов будет использоваться повсеместно с целью профилактики и предотвращения правонарушений и конфликтов.
3.ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
3.1.ПРАВО НА ЖИЗНЬ
Среди основных духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина первым следует назвать право на жизнь [138,с.36-38], которое было закреплено во Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции по правам человека и других международных документах. Указанное право также было провозглашено частью 1 статьи 20 Конституции России.
Согласно Основам учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, жизнь есть дар Божий человеку.
Право на жизнь по своей сути исходит из духовной и моральной автономии личности.
Как нами указывалось, право на жизнь принадлежит человеку с момента его зачатия [138,с.36-38].
Лишение человека права на жизнь, как правило, связано всегда с насилием, но присутствует и добровольный уход из жизни.
"Насилие находится вне морали, его можно назвать правом силы. Оно разрывает человеческие связи в качестве человеческих" [306].
Самой известной формулировкой морального запрета является "не убий" Моисея, непротивление злу Иисуса Христа, ахимса (буквально - ненасилие, невреждение) древнеиндийской культуры (в особенности религии и философии джайнизма). В этике его назвали "золотым правилом нравственности" [305].
Лишение жизни происходит через собственную волю человека (самоубийство, хирургическое вмешательство), внешнее насилие (смертная казнь, убийство) и непредвиденные ситуации (несчастные случаи, стихийные бедствия).
Смертная казнь - есть убийство, осуществляемое государством в рамках его права на легитимное насилие. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. называют её "законным убийством", то есть убийством по приговору суда [133,с.434].
Смертная казнь - всегда акт государственной деятельности [113,с.436]. Отсюда следует, что преступление, совершаемого государством, приравнивается к акту государственной деятельности [133,с.437].
Смертная казнь - есть убийство как таковое, которая отрицает полностью принцип нравственного отношения к человеку [133,с.441]. И всегда она посягает на физическую, духовную и нравственную целостность личности как факт насилия.
Конституции большинства стран юридически закрепили право на жизнь как высшую человеческую ценность (духовная, моральная, социальная и природная). "Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека - той пользой, которую он может принести своему ближнему. Родиться, жить, есть, пить и, наконец, умереть может и насекомое ... Человек живет жизнью, полезной для масс, настоящей духовной жизнью", - как подчеркивал народный герой Италии Джузеппе Гарибальди.
Например, Л.Н.Толстой говорил, что "признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности" [134,с.246].
Никто не может быть произвольно лишён жизни, даже по приговору суда!
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты [44,с.175]. Так, например, Э.А.Гутнов отмечает, что война как мировое явление есть потому, что нет достаточных сил духа [137,с.7]. И с этим мнением можно согласиться. К большому несчастью, Конституция России и международное право не содержат каких-либо гарантий права на жизнь людей в результате поддержания обороноспособности страны на случай военных действий.
В мирных условиях гарантии права на жизнь закреплены Уголовным кодексом Российской Федерации, которые не сводятся только к запрещению убийства.
Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения (например, предупреждения детской смертности), охраны труда от несчастных случаев на производстве, пожарной безопасности и пр.
В настоящее время международным правом смертная казнь запрещена (протокол ? 6 от 28 апреля 1983года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).
В связи с вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене смертной казни. Институт смертной казни Конституционным судом России был отменен.
Церковь осуждает самоубийство, в т.ч. эвтаназию, поскольку человек отвергает жизнь как дар Божий.
Как указывалось автором настоящей работы, Человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и духовно-нравственных [16,с.5-6].
Прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных права и свобод, но и других основополагающих духовно-нравственных прав и свобод человека, неразрывно связанных с личностью. Убийство приводит к прерыванию духовно-морального совершенствования убитого человека, а также к духовной и моральной деградации и гибели человека, совершившего данный поступок [16,с.48-83].
Издревле принято считать, что любое убийство раскалывает душу на осколки.
С позиции эзотерики, смерть - это прекращение человеком урока на этой Земле.
Согласно опубликованной статистике, суицид прочно занимает третье место среди причин смерти во всём мире.
Так, ежегодно счёты с жизнью сводят 30 тыс. американцев, 25 тысяч японцев, 20 тысяч французов и 70 тысяч россиян [361,с.4]. При этом социологи отмечают, что данная статистика в два раза меньше реальных цифр. Основные причины самоубийств: 41% - несчастная любовь, 18% - душевные болезни, 19% - страх перед наказанием, 18% - неприятность в семье и быту, 4% - потеря близкого человека.
Приведённые цифры говорят нам о следующем. Суицид, связанный с неразделённой любовью, связан в первую очередь с тем, что в семье и школе не уделяют особого внимания понятию "Любовь". Во-вторых, человек считает, что другого человека свой собственностью, нет внятного научного определения любви. Наличие душевных болезней говорит о том, что человек мало уделяет внимание развитию своей души, а также об отсутствии для этого необходимых условий в стране.
Из вышеизложенного видно, что право человека на жизнь в полном смысле слова никак нельзя относить к группе гражданских прав и свобод, так как, из смысла последних, вытекает, что наличие права на жизнь имеют только исключительно граждане Российской Федерации, тем самым, исключая право на жизнь человека, не принадлежащего к гражданству России.
Государство, к большому сожалению, не может должным образом обеспечить защиту права человека на жизнь. Данная проблема будет решена лишь тогда, когда государство осознает ценность личности, как духовной сущности.
3.2.ПРАВО ВЫБОРА
Право выбора относится к духовно-нравственным правам и свободам человека.
Как указывает иеромонах Иов (Гумеров), "право выбора основано на свободе человеческой воли. Эта свободы есть неотъемлемое свойство образа Божия в человеке. Воля может быть ослаблена и искажена грехом, но всегда остается свободной. И чем выше человек стоит духовно, тем полней проявляется эта свобода" [106].
Психология под волей понимает "форму психического отражения действительности, позволяющей личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленные цели, дающей человеку возможность регулировать свои действия и психические процессы, реализовывать способность к волевой регуляции" [286,с.18].
Этики отмечают, что формой проявления свободы выступает выбор, который делается человеком и обеспечивается его волей - духовной побудительной силой и разумом [289,с.142-143].
Л.Е.Балашов говорит, что "воля вообще есть способность человека управлять своим поведением [304,с.7].
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, "воля - в противоположность влечению представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремится к ней. Направлена воля может быть только на (субъективно) ценное (желать зла может только "сатана"), поэтому она зависит от индивидуальной субординации ценностей. Волевой мотив, а следовательно, и ценность или положение вещей, обладающее ценностью, обнаруживаются в пределах некоторой ситуации. Каждый волевой мотив порождает контрмотив, от силы которого зависит, будет ли воля иметь своим следствием некоторое действие. Воля как духовный акт всегда является свободной волей, т.е. может выбирать среди многих мотивов даже такой мотив, который противоречит жизненным потребностям человека. Благодаря этому человек представляет собой единственное существо, которое может добровольно действовать наперекор своим собственным интересам и даже уничтожать себя (самоубийство). Шопенгауэр создал метафизику всеобщей воли, проявляющейся в объективном плане как природа, включая и человеческое тело, а в плане субъективном - как сознательная воля. Ницше, примыкая к Шопенгауэру, создал своё учение о воле к власти. Гегель считал идеальной конечной целью мира осознание духом своей свободы (в воле), а значит, и действительность его свободы" [5,с.76-77].
В науке выделяют индивидуальную и общественную волю.
Под общественной волей понимается соединённая, совокупная, коллективная воля людей, означающая их способность управлять совместной жизнью, человеческим общежитием, жизнью в обществе себе подобных (мораль, право, политика) [304,с.7-8].
Право выбора на основе ценностных представлений прошлого формирует будущее [291,с.81-85].
Русский философ Н.О.Лосский (06.12.1870, Креславка, Динабургский уезд, Витебская губерния, Российская империя - 24.01.1965, Париж, Франция) о свободе воли писал следующее: "Любовь есть свободное проявление личности. Принудительная любовь, напр. любовь к Богу, вынужденная угрозами наказания или обещаниями наград, была бы любовью не к Богу, а к наградам. Даже и любовь, которая необходимо возникала бы из сотворенной Богом природы личности, была бы в конечном итоге любовью Самого Бога, а не данной личности, и заслуга этой любви или ответственность за отсутствие ее принадлежала бы Самому Богу, а не сотворенной Им личности. Только в том случае личность ответственна за свое поведение, если любовь ее к той или другой ценности, предпочтение одной ценности другим и соответственные этому поступки суть свободные проявления личности, не зависящие ни от чего. Это - учение о свободе воли; оно называется в философии индетерминизмом.
Противоположное учение, детерминизм, состоит в утверждении, что свободы воли нет и что каждый поступок наш возникает необходимо, согласно законам, которые обусловлены строением природы, нашего тела и нашего характера.
Детерминизм считается строго научным учением, а индетерминизм с пренебрежением отвергается как ненаучное миропонимание. Посмотрим, справедлива ли эта оценка индетерминизма. Согласно детерминизму, каждое событие имеет причину. При этом под причинностью разумеется строение природы, состоящее в том, что каждое событие возникает не самочинно, а так, что существует группа событий ВСД..., при наличии которых событие А возникает законосообразно, со строгою неумолимою необходимостью. Согласно позитивизму, в понятии причинности мыслится только порядок событий во времени и законосообразность этого порядка. Причинение, порождение, творение, вообще динамический аспект устраняется из понятия причины. Один из доводов, приводимых детерминистами, состоит в утверждении, что если бы не было детерминистической законосообразности природы, невозможна была бы наука" [337,с.37-38].
В пункте II.2. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека указано, что "Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свободы несовместимы".
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д.И.Луковская в своих комментариях на открытие четвёртого поколения прав указала следующее: "Не вызывает сомнение и то, что реализация прав человека должна согласовываться с нормами морали, с духовными и культурными традициями стран и народов и т.п. На это, в частности, обращено особое внимание в "Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" от 26 июня 2008г. При этом классификация прав человека, предлагаемая в данном документе, в целом соответствует международным стандартам и конституционным нормам" [16].
Международные и национальные правовые системы признают и закрепляют идеалы и нравственные ценности человечества и общества.
В настоящее время Россия столкнулась с проблемой правового нигилизма, которая связана с конфликтом науки и религии, права и морали, и утратой духовно-нравственных ценностей.