Данакари Лилия Ричарди, Ермоченко Константин Павлович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Влияние историко-культурного наследия регионов на духовно-нравственную консолидацию общества на примере Брянской области

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Целью статьи является исследование влияния историко-культурных особенностей и наследия регионов на духовно-нравственную консолидацию общества. Методология исследования - логический и сравнительный анализ. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых влиянию культурно-исторического наследия региона на духовно-нравственную консолидацию общества, в том числе и на развитие личности. В связи с чем, в статье на примере Брянской области рассмотрены культурно-историческое наследие и его влияние на консолидацию общества. Правильное цитирование: Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние историко-культурного наследия регионов на духовно-нравственную консолидацию общества на примере Брянской области // Молодежная наука в развитии регионов: материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых (г. Березники, 26 апреля 2023 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2023. - С. 357-361. ISBN 978-5-398-02895-9


   Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние историко-культурного наследия регионов на духовно-нравственную консолидацию общества на примере Брянской области // Молодежная наука в развитии регионов: материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых (г. Березники, 26 апреля 2023 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2023. - С. 357-361.
   ISBN 978-5-398-02895-9
  
  
   УДК 17,338.48

Л.Р. Данакари, К.П. Ермоченко, С.И. Ивентьев

ВЛИЯНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННУЮ КОНСОЛИДАЦИЮ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

  
  

"Там русской дух... там Русью пахнет!"

А.С. Пушкин "Руслан и Людмила".

  
  
   Целью статьи является исследование влияния историко-культурных особенностей и наследия регионов на духовно-нравственную консолидацию общества. Методология исследования - логический и сравнительный анализ. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых влиянию культурно-исторического наследия региона на духовно-нравственную консолидацию общества, в том числе и на развитие личности. В связи с чем, в статье на примере Брянской области рассмотрены культурно-историческое наследие и его влияние на консолидацию общества.
   Историко-культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Недвижимые объекты историко-культурного наследия (памятники истории и культуры) составляют его материальную основу и формируют историко-культурную национальную среду [2].
   Под историко-культурным наследием так же подразумевают "целостное культурное пространство, обладающее информационным потенциалом, представляющим ценность для живущих и будущих поколений, являющееся одним из важнейших ресурсом преемственности в развитии общества, страны и региона" [7].
   Согласно Закону РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты [4, 8].
   Следует отметить, что "культурное наследие" трактуется как "материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию". К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и др., и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [2].
   Из существующих определений понятия "историко-культурное наследие" видно, что это наследие связано с духовно-нравственными ценностями, которые объединяют народ, регион и страну в целом.
   Под духовно-нравственной консолидацией следует понимать процесс объединения человека, его души и духа в духовную общность на основе Божественных и духовно-нравственных ценностей и общих интересов, потребностей для достижения общих разумных целей жизни и полноценного, всестороннего духовно-нравственного развития человека и общества [5, с. 30-38] .
   Сегодня Брянская область удивительна по своему культурно-историческому наследию, которое длительное время формировалось, в частности, под влиянием географического положения данного субъекта Российской Федерации. Ведь Брянская область является тем уникальным регионом России, который одновременно граничит с такими славянскими государствами, как Украина и Республика Беларусь.
   Этот фактор является одним из основополагающих при формировании культурно-исторического облика данного субъекта РФ, потому что основа культурного и исторического наследия Брянской области есть результат взаимопроникновения языков и культур, обычаев и традиций соседних государств. Это отличает Брянскую область от других регионов России, и вызывает особый интерес при изучении объектов культурно-исторического наследия региона и развития области в целом.
   Брянск относится к одному из старейших городов России. Он расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на водоразделе крупнейших российских речных систем - Днепровской и Волжской, по обоим берегам реки Десны, при впадении в нее Болвы. Впервые эта местность упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 - 1147 гг.
   В те времена, это поселение, принадлежавшее северским князьям, именовали Дъбряньск от слова "дъбрь" (местность, поросшая густым лесом) или "дебрь". Долгое время место, где был заложен город, оставалось неизвестным.
   Как отмечает О.В. Вороничева, "в ретроспективе Брянск осознается как один из центров распространения христианства на Руси. В его древней истории полноценно воплотилась сама история православия, которая в современной культуре материализуется, прежде всего, в обилии храмов, в том числе древних, и сохраняется в преданиях, легендах и художественных текстах. Концентрация храмовых построек, в историческом центре современного Брянска способствует осознанию его как хранителя древней истории и православной культуры России. Расположенные здесь церкви и монастыри не только выступают в качестве трансляторов исторической памяти, но и аккумулируют религиозно-художественные ценности. Святым и благодатным краем предстает Брянск и в художественной картине мира, в которой весьма распространена аналогия между религиозными и природными образами, вкупе представляющими область сакрального в городе" [1, с. 75 - 82].
   Только в конце XX в. на Чашином кургане были найдены следы первого городского поселения, обнесенного деревянным частоколом: "древнерусский Дъбряньск". И в наши дни заметен окружной земляной вал и ров, что отделял это городище от леса.
   На протяжении многих веков город был стратегически-важным опорным пунктом юго-западных рубежей Русского государства. Город постепенно становился крупным промышленным центром. Сегодня г. Брянск имеет большое количество объектов культуры и комплексов исторического значения.
   Отдельно следует отметить старинную планировку города, которая сохранилась благодаря неровной береговой линии. Улицы города изгибаются и пролегают по склонам. Самыми старыми улицами Брянска является Февральская и Покровская Гора. Вдоль Десны тянется улица Калинина, которая соединяет у набережной старые сохранившиеся архитектурные постройки.
   Участок между оврагами Верхний и Нижний Судок был объявлен памятником архитектуры русского классицизма [3, с. 142].
   На самой вершине Покровской горы в 1985 г. к 1000-летию Брянска воздвигнут мемориал. Он состоит из стелы с женской фигурой и скульптурной группы "Пересвет и Баян", посвященной герою Куликовской битвы Пересвету и певцу Баяну. Александр Пересвет - уроженец города, легендарный воин, участник Куликовской битвы 1380 г. Сразил в поединке перед главным сражением татарского богатыря Челубея и погиб сам. Баян своим пением укреплял дух русских воинов перед сражениями с монголо-татарскими полчищами.
   Отдельного внимания заслуживают архитектурные комплексы города. В старой части Брянска, между невысокими домами находятся православные церкви и соборы. Так, старейший храм города, Покровский собор, представляет собой пятиглавый двухэтажный кирпичный храм XVII - XVIII веков, уникальность которого определяется расположением боковых глав по сторонам горизонта.
   Также, в городе имеются архитектурные строения и комплексы, отражающие традиции русского барокко. К ним, в частности, относятся церковь Воскресения Христова, церковь Спаса Преображения, Горне-Никольская и Тихвинская церкви. Символом Брянска считается Кафедральный (Свято-Троицкий) собор - крупнейший во всей Брянской епархии символ возрождения христианства.
   Брянщина, с её древней самобытной исто-рией, обладает весомым потенциалом куль-турного наследия России, как материального, так и тесно связанного с ним духовного [6].
   Так, одним из крупных духовных центров Руси, возникшем на брянской земле в 1288 году, стал Свято-Успенский Свенский монастырь (п. Супонево, Брянский район).
   Кроме того, духовные и культурные ценности хранят такие оби-тели, как Белобережская пустынь (п. Белые Бе-рега, г. Брянск), Николо-Одрин монастырь (с. Одрино, Карачевский район), Спасо-Преображенский монастырь (г. Севск) и т. д. [6].
   Святые обители Брянщины создали и создают Божественное и духовное пространство или малую Родину для жителей данного региона, а также утоляют духовную жажду любой человеческой души, т.е. удовлетворяют потребности души и духа человека.
   Созданные и транслируемые христианством и другим религиями духовно-нравственные ценности выступают крепким фундаментом общества.
   В городе несколько больших парков, и самый популярный среди горожан - Парк-музей имени известного русского писателя и драматурга А.К. Толстого, один из старейших в Брянске. На Брянской земле так же находятся крупнейшие родовые усадьбы Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Апраксиных, Романовых, П.А. Румянцева-Задунайского, И.А. Безбородко и др. [6].
   В современный период становиться востребованным духовное наследие города. В частности, проводятся международные и всероссийские культурные фестивали и мероприятия, такие, как международный фестиваль современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо, международный фестиваль молодежных фольклорных коллективов "Красная Горка", всероссийский конкурс исполнителей имени А.Д. Вяльцевой.
   Визитной карточкой Брянской области на протяжении более 50 лет является фестиваль славянских народов "Славянское единство", который традиционно проводится в последние выходные июня.
   Фольклорное искусство Брянской области богато своими самобытными традициями. Знакомство с народными исполнителями, запись музыкально-песенного материала, бытующего на данной территории, сбор фактических сведений о народных традициях, праздниках, обычаях, обрядах, быте, костюме данной местности - вот цели, стоящие перед организаторами экспедиций. По итогам десятилетий экспедиционной работы было записано огромное множество песен, как в ансамблевом, так и в сольном исполнении.
   Уже много лет на территории области реализуется уникальный проект "Антология фольклора Брянской области".
   В настоящее время уже увидели свет четыре выпуска: "Песни села Дорожово", "Традиционный свадебный обряд Брянского края", "Песни Жуковского района" и "Традиционная культура Суражского и Унечского районов Брянской области". Изучив данные сборники, можно узнать о вековых традициях нашего региона; в песнях найти отражением исторических условий жизни и быта народа.
   При поддержке Российского фонда культуры в рамках федерального проекта "Творческие люди" Национального проекта "Культура" начал свою реализацию еще один проект "Традиционный народный костюм Брянской области конца XIX-XX веков", исследующий и анализирующий сведения о традиционном костюме Брянской области.
   Таким образом, Брянская область располагает самобытными категориями культурно-исторического наследия, а также является одним из примеров сохранения самобытности и российских традиционных ценностей.
   Культурно-историческое наследие Брянской области через создания Божественного и духовного пространства участвует в духовно-нравственной консолидации общества.
  
  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1.Вороничева О.В. Специфика осмысления православных святынь в брянском тексте // Человек и культура. 2016. N 5. С. 75 - 82.
   2.Виды объектов культурного и исторического наследия [электронный ресурс]. URL: https://monuments.karelia.ru (дата обращения 15.03.2023).
   3.Диво Н.В. Оценка культурно-исторического потенциала города Брянска как составной части туристско-рекреационного потенциала территории // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. N 2 (42). 
   4.Закон РФ от 09.10.1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Российская газета. 17.11.1992. N 248.
   5.Искандаров Ш.Ф., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П. Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы : материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 февраля 2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. С. 30-38 .
   6.Наша родная Брянщина. Архитектура Брянской области [электронный ресурс]. URL: https://www.puteshestvie32.ru/ (дата обращения 15.03.2023).
   7.Петрова И.А., Кибасова Г.П., Назаров А.А Культурно-историческое наследие: современные трактовки понятия // Грани познания. 2010. N 4 (9). 2010.
   8.Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред.  А.В. Тихонов. М.: Красанд, 2015. 480 с.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"