Боброва Наталья Алексеевна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современная наука занимается исследованием объективных элементов структуры духовной реальности человека, к которым относятся его душа и дух. Их единых определений пока не выработано. В статье рассматриваются эти духовные элементы человека, имеющие аксиологический аспект. В свете концепции четвёртого и пятого поколений прав человека человеческая душа причислена к главной духовно-нравственной ценности человека. Ссылка для цитирования: Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019г., Таганрог / отв.ред. В.П. Рыжов. - Таганрог: Типография Ступина С.А. , 2019. - С.62-65. ISBN 978-5-6042279-9-2


ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША КАК ГЛАВНАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  

Н.А. Боброва

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

bobrovana@mail.ru

С.И. Ивентьев

ООО "ДЭЛИЛ", г. Казань

sergei-zsk@mail.ru

  
   Аннотация. Современная наука занимается исследованием объективных элементов структуры духовной реальности человека, к которым относятся его душа и дух. Их единых определений пока не выработано. В статье рассматриваются эти духовные элементы человека, имеющие аксиологический аспект. В свете концепции четвёртого и пятого поколений прав человека человеческая душа причислена к главной духовно-нравственной ценности человека.
  
   Ключевые слова: человек, дух, душа человека, дух человека, ценность
  
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [1, с.10]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   Русская Православная Церковь в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятым Архиерейским Собором РПЦ 26.06.2008 г., указывает о посмертных благах человеческой души [5].
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [6, с.5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признает душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [7, с.9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [9, с.162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [9, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [9, с.245].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [7, с.9].
   Г.П. Меньчиков сетует на то, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [7, с.9].
   Например, И.А. Ильин под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [2, с.236].
   С.И. Ивентьев указывает, что "душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность" [4, с.153].
   Под душой подразумевают: "1.Совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека; 2.Творение Бога" [3, с.352].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [8, с.57-64].
   В концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека душа человека наделяется определёнными правами и свободами [3. С.9], а также относится к нематериальным благам или, как говорят юристы, нематериальному активу, который бесценен [4, с.158]. В данном случае под духом человека С.И. Ивентьев мыслит нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [3, с.17, 352].
   Учитывая вышеупомянутые определения души человека, можно утвердительно говорить о том, что душа человека - главная духовно-нравственная ценность, которая, как и сам человек, подлежит защите.
  
  

Список литературы

   1. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика,1995. 352 с.
   2. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Т.3. Москва: Русская Книга, 1994. 592 с.
   3. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. 357 с.
   4. Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. С.153-164.
   5. Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека. [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/06/26/ob_osnovah_ucheniya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_o_dostoinstve_svobode_i_pravah_cheloveka (дата обращения: 14.05.2019).
   6. Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. N 1. С.5-11.
   7. Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 1. С. 9-13.
   8. Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2013. N 4 (16). С.57-64.
   9. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. Казань: Познание, 2012. 268 с.
  
  
   Исходные данные статьи:
  
   Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019г., Таганрог / отв.ред. В.П. Рыжов. - Таганрог: Типография Ступина С.А. , 2019. - С.62-65.
   ISBN 978-5-6042279-9-2, Тираж 100 экз.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"