Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Терроризм Как Искажённый (Извращённый) И Десакрализованный Духовно-Нравственный Акт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор рассматривает терроризм с точки зрения души и духа человека. Сделан однозначный вывод: терроризм - это искаженный (извращённый) и десакрализованный духовно-нравственный акт, который обесценивает ценность человека, его души и духа, святых (сакральных) и духовно-нравственных идеалов, существующей морали (нравственности) и нравственного отношения че-ловека к человеку, а также направлен на переформатирование духовно-нравственных, этнических и национальных ценностей. Исходные реквизиты статьи для цитирования: Ивентьев С.И. Терроризм как искажённый (извращённый) и десакрализованный духовно-нравственный акт // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика. Всероссийская научно-практическая конференция (6 июня 2019 года, г. Уфа) / Составители: Зинурова З.С., Фахретдинов Т.Р., Хазиев В.С., Юлбаев Р.З. - Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. - С.217-222. ISBN: 978-5-6043499-0-8 Тираж 300 экз.


   Ивентьев С.И. Терроризм как искажённый (извращённый) и десакрализованный духовно-нравственный акт // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика. Всероссийская научно-практическая конференция (6 июня 2019 года, г. Уфа) / Составители: Зинурова З.С., Фахретдинов Т.Р., Хазиев В.С., Юлбаев Р.З. - Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. - С.217-222.
   ISBN: 978-5-6043499-0-8
   Тираж 300 экз.

ТЕРРОРИЗМ КАК ИСКАЖЁННЫЙ (ИЗВРАЩЁННЫЙ) И

ДЕСАКРАЛИЗОВАННЫЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АКТ

С.И.Ивентьев,

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

(г.Казань)

  
   За последние десятилетия накопилось огромное количество профессиональных, литературно-публицистических и бытовых определений понятиям "террор" и "терроризм", которые в себе могут содержать различные по своему содержанию оценочные суждения или "связки". А.В.Шободоева выделяет, например, восемь нижеприведённых наиболее распространённых соотношений ("связок")Љ.
   Первая "связка". И террор, и терроризм - политика. В первом случае - устрашения, уничтожения политических конкурентов насильственным путём, во втором - регулярного использования террора. Общее - иностранная этимология, один корень и смысловое значение«.
   Вторая "связка". Террор - запугивание противника посредством физической расправы, вплоть до убийства. Терроризм - "политика и практика
террора".
   Третья "связка". Террор - метод деятельности какого бы то ни было
субъекта, от физического лица до государства, с применением нас
илия,
угрозы, нагнетания страха. Терроризм - это преступление
Ё.
   Четвёртая "связка". Террор - это лишь некая разновидность терроризма 4.
   Пятая "связка". Террор - это однозначно криминальный акт, акт насилия, совершаемый ради установления атмосферы страха, влияющей как на отдельного человека, так и на группу лиц. Террор перерастает в терро-
  
  
   Љ Шободоева А. В. Террор и терроризм: проблема понятийного аппарата // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. - 2019. - Т. 27. - С. 20-28;
   « Пономарев В. А. Понятие терроризма и его классификация: философско-правовой аспект // Вестн. науки Сибири. - 2015. - N 1 (16). - С. 98-103.
   Ё Овчинникова Г. В. Терроризм [Электронный ресурс]. СПб., 1998. 36 с. URL: http://www.procuror.spb.ru/izdanija/1998_01_12.pdf (дата обращения: 05.05.2019)
   4 Сморгунова А. Л. Террор и терроризм - различие понятий. Государственный террор [Электронный ресурс]. URL: http://magspace.ru/blog/230678.html (дата обращения: 05.05.2018).
   ризм, когда преступная группа прибегает к использованию системного террора, но с политической мотивациейЉ.
   Шестая "связка". "Террор - это политика, терроризм - это уголовно
наказуемые общественно опасные деяния"
«.
   Например, статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации "Террористический акт" предусматривает уголовную ответственность за совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациямиЁ.
   Восьмая "связка". Террор - выражение наиболее отвратительной природной черты человека - склонности к уничтожению подобных себе. Терроризм - орудие сопротивления террору, основывающееся на мечте о торжестве высшей справедливости и являющееся противовесом бедствий, вызванных террором 4.
   Автор полагает, что перечисленные соотношения необходимо дополнить ещё двумя "связками": девятой и десятой.
   Девятая "связка". Террор - определённый вид мировоззрения 5. Тер-
  
   Љ Перенджиев А. Н. Бороться с террором и терроризмом не одно и то же [Электронный ресурс] // Власть. - 2006. - N 10. - С. 44-47. URL: http://www.milpol.ru/ap/ perendgiev_borba_s_terr.doc (дата обращения: 05.05.2019).
   « Глушков В. А., Емельянов В. П. Террор и терроризм: соотношение и разграничение [Электронный ресурс] // Форум права. 2011. N 4. С. 107-112. URL: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2011-4/11gvacir.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
   Ё Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 25. - Ст.2954.
   4 Дикаев С. У. Террор, терроризм и преступления террористического характера [Электронный ресурс]. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. - 464 c. URL: https://fictionbook.ru/author/salman_dikaev/terror_terrorizm_i
   _prestupleniya_terrori/read_online.html?page=7#part_643 (дата обращения: 05.05.201).
   5 Ивентьев С.И. Концепт "cмерти" в идеологии терроризма//Молодёжный экстремизм: современное состояние и методы противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 25-27 апреля 2018 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, З.Л. Сизоненко. - Уфа: Мир печати, 2018. - C.127-133.
   роризм - идеология страха и смерти, а также средство доведения своей корпоративной истины.
    Федеральным законом "О противодействии терроризму" даётся правовое определение терроризму, как "идеологии насилия и практики воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий" (статья 3)Љ.
   Десятая "связка". Террор и терроризм - это духовно-нравственные преступления«. Эту важную "связку", которая должным образом наукой на теоретическом уровне не разработана, можно именовать искаженным духовно-нравственным актом, который будет рассматриваться более подробно ниже.
   В энциклопедических словарях под террором (лат. terror - страхужас) понимаются насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, населения, навязывания определённой линии поведенияЁ.
   Как отмечает Ю.С.Горбунов, "понятием "терроризм" обозначают практику и тактику политического противоправного насилия со стороны негосударственных сил, а понятием "террор" - подобные репрессивные действия государств" 4. 
  
  
   Љ  Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 11. - Ст.1146
   « Ивентьев С.И.Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи//Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Ю.И. Малахов, Р.Р. Мухитдинова, З.Л. Сизоненко, Ш.Б. Эргашева. - Уфа: Изд-во "Мир печати", 2017. - С.108-115.
   Ё Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.; Большой энциклопедический словарь. - М.:
   Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1456 с.
   4 Горбунов Ю.С. Об определении понятий "террор" и "терроризм" // Журнал российского права. - 2010. - N 2. - С.31-40.
  
  
   В отличие от права, для которого террор и терроризм являются тождественными понятиями, "с историко-правовой и политологической точки зрения понятия "террор" и "терроризм" не являются тождественными и по
   своей сути они различныЉ.
   Согласно указанной точки зрения, "террор - это собственно давление со стороны государства, структур созданных им, поддерживаемых им, тех, кто в данный момент реально находится "у власти", тех, власть кого в данный момент установлена официально, то есть, позиция сильного. Терроризм - это насилие оппозиционных сил, противопоставляющих себя формальной власти, то есть противодействие слабого"«. При этом вместо государства, например, может выступать в семье супруг или старший родственник, опекун, а в каком-либо сообществе (организации) - руководитель или учитель
   Террор и терроризм по своей природе представляют собой духовное, моральное (нравственное), психологическое и физическое насилие.
   В рассматриваемом случае мы выходим на проблему соотношения насилия и морали (нравственности). Насилие всегда представляет собой безнравственный акт.
   Увеличение актов насилия говорит нам об активно идущих дегенеративных процессах и деморализации обществаЁ.
   По справедливому мнению Р.У.Семеновой, асилие может затрагивать духовную и психологическую структуру личности" 4 .
   Как указывает И.А.Беляев, в человеке (а также во всех его проявлениях) выделяют "три составляющие, однопорядковые по своей сути, а именно - природная, социальная и духовная... Мир раскрывается человеку как континуум трёх качественно различных сфер его существования: природной, социальной и духовной. В каждой из этих сфер человек представлен одной из составляющих самого себя. В природной сфере человек выступает как организм, в социальной - как личность, в духовной - как душа. Организм человека - это его тело, имеющее определённый набор органов.
  
   Љ Шободоева А. В. Террор и терроризм: проблема понятийного аппарата // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. - 2019. - Т.27. - С. 20-28.
   « Шободоева А.В. Историко-правовой подход к периодизации российского терроризма. Известия Лаборатории древних технологий. - 2019. - Т.15. - N 1. - С.157-166.
   Ё Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М. 2009. - С.310.
   4 Семенова Р.У.Понятие "насилие" некоторые основания концептуализации содержательного смысла // Вестник ОГУ. - 2005. - N 7. - С.74-79.
   Личность - совокупность социальных ролей, осваиваемых и исполняемых человеком на протяжении всей своей жизни. Душа же являет собой внутренний, подлинно интимный мир человеческого существа" Љ. Указанный автор неверно духовный план человека причисляет к третьей, а не к первой составляющей.
   О трёхсоставности человека (душа, дух и тело) тысячелетиями говорит христианство (Евр.4:12). "Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; учёные так её и называют виталистическая (жизненная) сила... Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляет собой, как бы мост от тела к духу... Над телом и душой стоит ещё что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и даёт всему оценку с особенной, высшей точки зрения. "Дух", говорит Еп. ?еофан, "как сила от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нём Одном находит покой" «.
   Под душой человека понимают бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею, которая представляет собой бесплотное тело духа, - в этом значении дух выше души Ё.
   Согласно концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, душа человека мыслится как Божественная и духовно-нравственная ценность и наделяется определёнными правами и свободами 4.
   "Можно говорить о душе, как о жизненном существе человека, воображаемое отдельно от тела и от духа. Причём душа в себе несёт духовные и душевные качества человека, совесть и своё внутреннее чувство.
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой. Иногда говорят о нраве как об одном из свойств души" 5. Часто под нравственностью мыслят первофеномен ду-
  
   Љ Беляев И.А.Здоровье человека как целостного природно-социально-духовного существа // Вестник ОГУ. - 2014. - N 7 (168). - С.86-90.
   « Закон Божий. - М.: Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. - С.125.
   Ё Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1. - СПб.: ТОО Диамант, 1996. - С.504.
   4 Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   5 Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - С.17-18.
  
  
  
  
   ховной природы личностиЉ.
   Следовательно, насилие исходит от нрава души человека, который может быть всегда подвержен внешнему воздействию, включая манипуляциям сознанием членами экстремистских группировок.
   Например, А.Я.Левин отмечает, что "манипуляционные усилия лидеров экстремистских групп, рвущихся к власти, авторитарных правителей, стремящихся упрочить свою единоличную диктатуру, религиозных лидеров, пытающихся сохранить и укрепить влияние на свою паству, направлены на формирование групповой мысли. Да и в странах классической либеральной демократии, особенно в период избирательных кампаний, в пропаганде широко используются не только рациональные аргументы, но и манипуляционная демагогия (из арсенала, формирующего групповую мысль), делящая страну и мир на "наших" и "не наших". Первые наделяются всеми добродетелями, а вторые - изображаются средоточием всех пороков"«.
     В результате манипуляций сознанием человека и общественным сознанием происходит преднамеренная подмена одних ценностей на другие.
   "Многие манипуляции сознанием базируются на человеческих духовных и нравственных пороках, искоренение которых является основной защитой от любых манипуляций, а также слабостях человека, не относящихся к правонарушениям (взаимоотношения супругов или начальника с подчинённым)"Ё. В данном случае речь идёт о необходимости обеспечения духовно-нравственной и информационной безопасности граждан, общества и государства.
   В своё время Н.А.Бердяев писал, что "нравственный акт есть, прежде всего, акт духовный и нравственный первофеномен духовного происхождения" 4.
  
  
   Љ Гузева М.В. Нравственностью как первофеномен духовной природы личности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - N 3 (26). - С.16-20.
   « Левин А.Я. ХХI век: условия выживания. Социальная наука против манипулирования в политике и террора // Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки. - 2014. - N 1 (33). - С.69-73. 
   Ё Ивентьев С.И., Рудаков А.Л.Права человека и манипуляции человеческим сознанием // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 июня 2018 г., г. Волгоград). В 2 ч. Ч.1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С.163-168. 
   4 Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - С.65.
  
  
   Насилие и манипуляции сознанием человека представляют собой антидуховный и безнравственный акт, в котором участвует душа и разум человека против своего духа, а также души и духа другого человека.
   Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод.
   Терроризм - это искаженный (извращённый) и десакрализованный духовно-нравственный акт, который обесценивает ценность человека, его души и духа, святых (сакральных) и духовно-нравственных идеалов, существующей морали (нравственности) и нравственного отношения человека к человеку, а также направлен на переформатирование духовно-нравственных, этнических и национальных ценностей.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"