Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью З.А.Атабиевой, А.О.Виндижевой "средства формирования нравственной культуры студенческой молодёжи"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приводится рецензия на статью

   РЕЦЕНЗИЯ
  
  на статью З.А.Атабиевой, А.О.Виндижевой "Средства формирования нравственной культуры студенческой молодёжи"*.
  
  
   Представленная кафедрой Теории и технологии социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М.Бербекова вышеуказанная статья представляет собой огромный интерес не только для педагогов, социологов, но и правоведов, а также религиоведов с позиции междисциплинарного исследования некоторых вопросов бытия человека.
   Авторы к основным ключевым словам отнесли такие понятия, как "нравственная культура", "нравственное образование", "нравственные ценности" и "нравственное мировоззрение", которые полным образом не были раскрыты. Это было связано с тем, что исследователи в человеке выделяют только нравственное начало, которое надо развивать, хотя он имеет и духовную основу, то есть является духовной сущностью, что должно проходить красной нитью по всему тексту статьи [1,с.19].
   В Большом толковом словаре по культурологии (Кононенко Б.И., 2003) читаем: "Нравственная культура - уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию".
   Если бы авторы хотя бы привели содержание данного понятия, то смогли указать различие его с понятием "моральная культура", под которым понимается уровень человечности, гуманности в социальных отношениях и отношения к человеку как цели и самоценности, достигнутый обществом и конкретным человеком.
   Обратим внимание на то, что, как известно, нравственная и моральная культура включают в себя ценности и нормы или регулятивы. Традиционно под нравственными ценностями понимают этические идеалы и высшие принципы человеческой жизни (верность, любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброта, патриотизм, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим, почитание и др.).
   В статье неверно выделяется в отдельную категорию нравственные ценности от духовных ценностей, о которых читатель может вспомнить при следующем высказывании З.А.Атабиевой, А.О.Виндижевой о необходимости "всемерной гуманитаризации образования, которая является не только фактором формирования общей духовной культуры личности, но и в значительной степени средством формирования современной нравственной культуры молодого специалиста". То есть можно сказать, что для авторов нравственная культура и духовная культура между собой не взаимосвязаны.
   Авторы формирование нравственной культуры связывают только с нравственным самосовершенствованием студентами своей личности. При этом духовное самосовершенствование отодвигается на последний план.
   Безусловно, что каждый человек имеет право на нравственное и духовное совершенствование, которое относится к духовно-нравственным правам и свободам человека (четвёртому поколению прав человека) [1,с.19,225].
   Из статьи видно, что З.А.Атабиева и А.О.Виндижева вообще не исследовали вопрос духовности, что существенно на порядок снизила ценность и актуальность их работы для современной молодёжи и будущих поколений.
  
  
  
  __________
  
  * - Атабиева З.А., Виндижева А.О.Средства формирования нравственной культуры студенческой молодёжи //Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Выпуск 37/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С.26-36.
  
  
  
   Как отмечает Л.О.Попова, "Духовность - степень силы духа, возможная сила воздействия человека на окружающую среду, то, что, как правило, называют волей; стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность также проявляется в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Это самое ценное богатство человека, которое нельзя ни приобрести, ни одолжить, а можно только сформировать собственными усилиями.
   Существует такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл жизни. Человек, обладающий твердостью духа, не остановится перед трудностями и сложными жизненными ситуациями. Все поступки он будет совершать по критериям чести, достоинства, справедливости, истины" [4].
   К основным средствам нравственного самосовершенствования авторы относят общение с искусством, этическое просвещение и образование, природу и экологическую культуру, общественное мнение, в том числе СМИ, личностное воздействие педагога, организацию предметной среды вуза и др.
   В работе мало была освещена роль природы на духовно-нравственное и эстетическое развитие человека.
   Не каждое произведение искусства несёт положительную роль в духовно-нравственном развитии человека, о чём не было обращено внимание авторов статьи. Например, картины Н.И.Фешина "Бойня" (1919г.), В.И.Сурикова "Убийство Юлия Цезаря" (1875г.), Сезанна Поля "The Murder" (1868г.) и Е.И.Репина "Иван Грозный убивает своего сына" (1885г.). В данном случае картины не могут нести эстетическое наслаждение и порождать у человека положительные эмоции.
   Как отмечалось нами, многие исторические события, памятники архитектуры и культуры, произведения искусства, религиозные и светские атрибуты будут изучены с позиции пятого поколения прав человека, в частности, права человека на управление энергией и информацией, и им дана надлежащая метафизическая, духовно-нравственная и правовая оценка [3,с.95].
   Обращая внимание на необходимость изучения истории мировых религий, как отмечают авторы, в лоне которых развивались большинство общечеловеческих моральных ценностей, исследователи не приводят примеры этих ценностей.
   К большому сожалению, авторы указали только одну задачу, которую несёт изучение в вузе мировых религий, - приобщение студентов к нравственным ценностям мировой художественной культуры и искусство. Религия является одной из древнейших форм культуры и ей принадлежит особая роль в духовной и нравственной жизни общества [1,с.143]; религиозные учения учат человечество этике самосовершенствования [2,с.91].
   В статье раскрыта только одна из задач высшей школы - формирование нравственной культуры, которая, о чём не было указано авторами, напрямую связана с духовным развитием личности.
   Для решения поставленных задач преподаватель должен использовать междисциплинарный подход, который не должен замыкаться только на социологии и этике, что мы увидели в статье.
   Авторы работы акцентируют своё внимание только на научном мировоззрении, в формировании которого, как указывается в статье, важная роль принадлежит естественно-научным, специальным дисциплинам. Без внимания остались энергоинформационное, духовно-нравственное аксиологическое и религиозное мировоззрения [1,с.205].
   По-моему, с учётом вышесказанного ключевыми словами данной работы должны быть следующие: "духовно-нравственная культура", "духовно-нравственное образование", "духовно-нравственные ценности" и "духовно-нравственное мировоззрение".
  
  
  
  
   Список литературы
  
  1.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
  2.Апресян Р.Г.Постижение добра. - М.: Мол.гвардия, 1986. - 207с
  3.Ивентьев С.И.Исторический образ с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Выпуск 37/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С.85-95.
  4. Попова Л.О.Качество духа в жизни человека// Аналитика культурологии. - 2011. - ? 19/2011.
  
  
  15 ноября 2014г.
  
  
  Советник Российской Академии Естествознания,
  член Российского Философского Общества,
  юрист Ивентьев С.И.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"