Ивентьев Сергей Иванович: другие произведения.

Рецензия на некоторые работы, посвященным ценностям современного общества

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Даны критические замечания на ряд работ, посвященным ценностям

   РЕЦЕНЗИЯ
  
  на некоторые работы, посвященным ценностям современного общества
  
  
  
   Многие российские ВУЗы ежегодно проводят Международные научно-практические конференции, которые посвящаются ценностям современного общества или определённых социальных групп.
   Изучение работ, представленных на эти конференции, а также статей, опубликованных в рецензируемых журналах, показывает, что в целом у всех отраслей науки отсутствуют единые представления о главных ценностях нашего общества.
  Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) опубликовал сборник материалов Международной научно-практической конференции "Ценности и интересы современного общества", в который вошли нижеприведённые работы, подвергнутые нашему анализу [1].
   С точки зрения педагогов и лингвистов к главной ценности любого народа относят его язык, который, как указывает преподаватель ФГБОУ СОШ "Горки" РАО, Московской области, Е.Н.Базанова в статье "Вепсы и современные ценности", является неотъемлемой частью их духовного обогащения и сохранения культурного наследия [1,с.24-27].
  Тезис Е.Н.Базановой о том, что "язык народа - это история его народа", является, бесспорно, верным. Но при этом данный автор, к большому сожалению, не говорит о других задачах языка.
   Язык представляет собой, прежде всего, информацию, выражаемую в текстовом, звуковом, символьном и других видах [5,с.237].
   Слово образуется из букв и обладает магической силой, оно может извлекать информацию из окружающего мира [5,с.248].
  
   Через слово существуют человек и Вселенная.
  
   Как отмечают А.Н.Котов и М.И. Кукушкин, "слово является способом закрепления и выражения мысли. Мысль - проявление внутреннего духовного мира человека, продукт его интеллектуальной работы. Слово предназначено и для внешнего общения...Мысль и слово больше чем информация" [6, с.227-228].
   Например, В.Г.Маслов, А.А.Чеснокова относят русский язык к интеллектуальной и культурной ценности [4,с.46-49], с чем можно согласиться, добавив, что любой язык представляет собой духовно-нравственную ценность.
   Точно указала Т.В.Мякишева о том, что "язык соединяет в себе две стороны: план содержания, который по своей природе материален, и план выражения, который идеален. Это объясняет потенциальную многозначность любого языкового знака и представляет возможность множественного отражения действительности" [7,с. 51-54].
   Ценностное значение языка выводит некоторых филологов на такие понятия, как "компетентная филологическая личность", которая обладает "ценностно-целевыми установками, определяющими совокупность общекультурных, прикладных и научно-теоретических знаний, умений и навыков" (Е.Н.Зверева "Компетентностный подход и филологизация образования будущих специалистов" [1,с.91-93]), и "языковая личность", "обладающая способностью создавать и воспринимать тексты" (Л.Ю. Козлова "Языковая личность в процессе формирования лингвокультурологической компетенции" [2,с.113-116]).
   При этом Е.Н.Зверева в своей работе, к сожалению, не понимая сути сказанного, цитирует Е.Н.Егину, ГАОУ СПО "Волгоградский социально-педагогический колледж", которая пишет: "Поэтому образовательной целью преподавателя является формирование и развитие духовно-нравственной, ответственной, компетентной филологической личности, характеризующейся способностью самостоятельно решать задачи познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразовательской деятельности с опорой на социальный опыт; свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры".
   О каком выборе семейной карьеры идёт речь? Получается, что семья должна создаваться не на основании любви, желания родить ребёнка, а для карьерного роста человека, вступающего в брачные отношения. Е.Н.Зверева и Е.Н.Егина на этот вопрос никак не отвечают, что, в свою очередь, говорит о том, что они не понимают значимости духовно-нравственных ценностей для человека и общества, а также для чего создаётся семья.
   М.В.Михайлова и М.И.Ситдикова в своей статье "Воздействие социальной рекламы на ценности российской молодёжи", повторяя ошибочные выводы вышеуказанных исследователей, относят современного молодого человека к "семейному карьеристу" [1,с.163-167].
   Многие авторы к ценностям системы образования относят социально-гуманитарные знания, которым противостоят западные ценности. Последние часто называют ценностями европейской цивилизации, о чём указал К.А.Перепелкин в статье "Ориентиры и ценности современного общества: факторы влияния" [1,с.179-184].
   О ценностях системы образования мы читаем в работе студентки Ярославского филиала МЭСИ Ю.С.Бачиновой "Современное общество: куда же мы идём?" [1,с.28-30], которая точно подметила следующее: "Мы живём в век постоянных изменений. Разработка новой техники и материалов, электронизация всего, что только возможно, широкое распространение Интернет-технологий - всё это упрощает жизнь, повышает наши материальный и культурный уровни. Но в тоже время стирание границ, доступность информации и потребительское поведение приводят к вымиранию ценностей и морально-нравственных устоев. Наблюдается тенденция отказа от сложной культурной информации в пользу более простой и развлекательной" [1,с.28-30].
   В свою очередь, социально-гуманитарные знания направлены, как указывает студентка ФГБОУ ВПО "Амурского государственного университета" К.Д.Власова в статье "Методологические основы изучения проблемы трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования", на реализацию "одного из главных ресурсов России - интеллектуального потенциала" [1,с.40-43]. Указанный автор точно уловил смысл существующей системы образования, для которой обучаемые для государства, в первую очередь, являются трудовым ресурсом, а не личностью, на что наше общество должно обратить особое внимание.
   Г.Р.Кубагушева в своей работе "Роль системы образования в культурной и национальной самоидентификации индивида" пишет о главной роли системы образования в формировании новых ценностей [1,с.127-132], что неоспоримо.
   Х.С.Вильданов, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, в своей статье "Этнокультурная и национальная самоидентификация индивида и её детерминация национальными ценностями" обращает внимание читателей на то, что "при этом произошли некоторые изменения в подходах к исследованию ценностей и ценностных ориентаций, как предпосылок самоидентификации индивида. До сих пор, система ценностей общества, существующая ценностная картина мира чаще рассматривались как духовные основы социума, а не как мотивационные механизмы общественного развития и в центре внимания аксиологов находились социальные, а не индивидуальные "значимости" [1,с.35-39].
   Х.С.Видьданов, относя к национальной ценности этнокультурную и национальную самоидентификацию индивида, полно не раскрывает само понятие "ценность" и не приводит примеры других национальных ценностей. Приведённая им структура ценностного мировоззрения индивида также не имеет наглядных примеров.
   Например, Д.Д.Калимуллин национальные ценности называет национально-этническими ценностями [14,с.70-82].
   А.А.Ганеева в статье "Интересы и ценности современного общества" разделяет ценности на две группы: материальные (материальные блага) и нематериальные (духовно-нравственные) ценности [1,с.46-49]. В указанной классификации материальные блага основаны на экономическом интересе. К нематериальным ценностям отнесены ценности семьи, которые А.А.Ганеевой не были вообще раскрыты.
   Автор выделяет такие категории, как "низшие ценности", основанные на меркантильном расчёте, и "здоровые или высшие ценности", которые, к большому сожалению, только увязываются исследователем с увеличением окупаемость билетов в театры, кино, выставками, художественными галереями.
   Отрадно, что А.А.Ганеева верно констатирует сложившуюся ситуацию в российском обществе: "спрос на материальные потребности должен быть пропорционален спросу нематериальных потребностей, иначе создается дисбаланс, ведущий к разрушению и деградации".
   О.И.Евграфова в своей статье "Ценности в современном обществе" [1,с.77-78], как и А.А.Ганеева, подразделяет ценности на материальные ("ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов) и нематериальные (духовные, моральные и эстетические ценности).
   О.И.Евграфова, в отличие от А.А.Ганеевой, указывает, что нематериальные ценности берут начало из человеческой души и разума и приводит конкретные примеры: дружба, любовь, семья, знания, опыт. При этом выделяет ещё одну общечеловеческую ценность - счастье.
   Информационный тип общества существенно влияет на человека и его ценностные установки, что нашло своё отражение в некоторых исследовательских материалах.
   Например, А.Д.Иоселиани пишет в своей работе "Ценности и детерминанты духовного развития личности в глобальном информационном обществе" [1,с.102-106]: "на формирование современного человека, его духовное развитие в глобальном информационном обществе влияют различные факторы. К их числу относятся такие детерминанты духовного развития личности как религиозные, социокультурные, нравственные и психологические". К этим детерминантам данный автор относит, как и Я.А.Пляйс, "общемировые гуманистические ценности, уважительное и толерантное отношение ко всем народам, их культурам, традициям, языкам, религиям; право на выражение и защиту своих интересов".
   А.Д.Иоселиани, исследуя обозначенную актуальную тему для нашего общества, приходит к выводу, что "нравственные ценности и нормы информационного общества ещё четко не определены, а в своих определениях неоднозначны, в связи с чем возникают некоторые этико-философские дилеммы", "... к духовной сфере рыночные критерии неприменимы".
   При этом А.Д.Иоселиани не раскрывает сущности духовных и моральных ценностей, что сказалось на качестве статьи. Это, возможно, было связано с тем, что некоторые авторы отождествляют ценности с предпочтениями, установками в поведении или личностными чертами, мотивами и пр. [11,с.51-54]. Указанное говорит о том, что в нашем научном сообществе отсутствует чёткое определение понятия "ценность".
   Как правило, под ценностью понимается то, что имеет для человека значимость в духовном, нравственном, эстетическом и познавательном отношении [15,с.135-136].
   В науке под общечеловеческими ценностями понимают то, что для человека имеет главное значение и стоит выше интересов не только отдельных людей, но и различных классов и групп [20,с.9-12].
   Мнение А.Д.Иоселиани созвучно мысли Д.Д.Калимуллина о том, что "появилась и продолжает усиливаться диспропорция между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентаций - с другой. Изменение социально-экономических отношений привело к тенденции формирования разных культур внутри одного общества. Более того, даже внутри одного и того же социального слоя или группы можно наблюдать подобную тенденцию" [14,с.70-82].
   В представленной Т.В.Гордовой, Н.С.Глазуновым статье "Философские проблемы информационного общества" прослеживается мысль о том, что в современном информационном обществе ценность представляют знания и технологии, благодаря которым осуществляется владение и обработка информации, и является одним из основных источников экономической прибыли [1,с.72-76].
   Б.В.Казинян в статье "Антиценности как угроза межкультурного общения в условиях глобализации" отмечает, что в результате открытия культурных границ наблюдается тенденция формирования антиценностей, выраженных в проявлении "непроницаемости своих собственных и гипертрофированного чувств гордости своей национальной самобытностью" и "сопротивлении процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению, вплоть до насилия, убийств, террористических акций, войн, геноцидов". При этом автором точно было подмечено, что указанные антиценности препятствуют нормальному развитию межкультурного общения и противостоят общечеловеческим ценностям [1,с.107-110].
   Н.О.Каняшина в работе "Ценности современного общества" рассматривает ценности русского народа, которые отнесены многими исследователями к российским национальным ценностям. Ценности русского народа автором напрямую увязываются с генами и с человеческими ценностями, которые основаны на менталитете народа, душе России, совести, личности, живой силе, доброте, безграничном гостеприимстве, бесконечном терпение и выносливости, толерантности и умение прощать, способность выживать при любых условиях [1,с.111-112].
   Д.Д.Калимуллин, как и вышеприведённый автор, говорит о сформировавшимся пласте российских ценностей, которые переплетаются с общечеловеческими, общенародными, национально-этническими ценностями и традициями [14,с.70-82].
   С.В.Ковальчук в статье "Социальные ценности в современной России" приводит следующую иерархию социальных ценностей в современном российском обществе (процент опрошенных в 2012 г.):
  
  - семья - 95%;
  - работа - 83%;
  - друзья, знакомые - 81%;
  - свободное время- 68%;
  - религия- 43%;
  - политика - 38% [1,с.120-123].
  
   С.В.Ковальчук к ценностному "ядру" российского общества относит законность, безопасность, семью и достаток.
   Этот же автор указывает, что духовность носит абстрактное понимание ценности, носящего самобытный характер, и часто в сознании россиян увязывается со свободой, представленной западной ценностью.
   О.А.Куприна в своей работе "Ценности студенческой молодёжи как показатель профессионального становления" привела следующую систему ценностей:
  
  1 - Активная, деятельная жизнь;
  2 - Здоровье (физическое и психическое);
  3 - Интересная работа;
  4 - Красота природы и искусства;
  5 - Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  6 - Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  7-Наличие хороших и верных друзей; самый сильный внутренний конфликт был выявлен по ценности;
  8 - Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
  9-Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а так же интеллектуальное развитие);
  10 - Свобода как независимость в поступках и действиях; 11-Счастливая семейная жизнь;
  12 - Творчество (возможность творческой деятельности [1,с.132-135].
  
   Как констатировал данный автор, по каждой ценности имеются основные внутренние конфликты и внутренние вакуумы для группы с высоким уровнем осмысленности жизни [1,с.133], что, по нашему мнению, является полем для дальнейшего исследования этой тенденции.
   М.В.Михайлова и М.И.Ситдикова в своём материале "Воздействие социальной рекламы на ценности российской молодёжи" приводят следующие ценности: традиционные ценности (семья, здоровье, коммуникации) и личностные ценности (карьера, образование, работа, духовный рост, спорт, самореализация и т.д.) [1,с.163-167].
   Студентка МЭСИ А.А.Сысоева в статье "Ценности и интересы в современном обществе" выделила, как она считает, главные ценности любого человека, которые преобладают в современном обществе: деньги, время и семья [1,с.230-232]. Автор первые две ценности указывает в одной связке: "время - деньги/деньги - время".
   Вышеуказанные три автора просто опубликовали свои наблюдения, не дав этому адекватной оценки.
   В статье "Социальный генезис нравственных структур: ценность семьи" Л.Е.Яковлева и А.Е.Коломейцев раскрыли по-своему сущность семьи: "европейское понимание семьи сводится к организации "экономической ячейки" жизненного производства, азиатское понимание ячейки семьи сходится на обеспечении "благополучной старости" в сфере жизненного обустройства, ну а русский люд в пчелином улье своего общинного существования (умом, конечно, не понять, но всей душою можно верить) по совести верил в божественное предназначение семьи как благодатной почвы для взращивания семян любви - духовного посева от самого Бога. Нравственная ценность семьи и семья как "этическая клеточка" всечеловеческого организма". [1,с.295-299]. Данная работа требует особого внимания со стороны нашего общества и "проговаривания" в хорошем смысле слова научной общественностью.
   Р-М.М.Кутлубаева в статье "Роль духовно-нравственных ценностей в адаптированности профессионала", развивая мысль К.Д.Власовой о том, что система образования направлена на становление профессионального ресурса [1,с.40-43], адаптированность профессионала определяет как результат оптимального соотношения прагматических, профессиональных и духовно-нравственных ценностей и функционального состояния [1,с.135-138].
   В статье А.С.Пиркина, Д.Д.Голуб "Социокультурное развитие личности в современном обществе" указывают, что культура объединяет общечеловеческие и духовные ценности, систему образования и человеческое общество [1,с.184-187].
   Представляет для нас интерес статья О.Б.Молодова "Духовная безопасность как социальная ценность", которая раскрывает понятие "духовная безопасность" [1,с.167-171].
  Как отмечает О.Б.Молодов, "в российской науке имеются несколько подходов к определению данного понятия.
  
  1.Традиционный, в соответствии с которым духовная безопасность ‒ это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внутренних и внешних угроз. Это общее определение, вытекающее из представлений о национальной безопасности, характерных для конца ХХ века. Имеется более широкое толкование духовной безопасности, понимаемой как "состояние и условия жизнедеятельности социума, которые обеспечивают сохранность и укрепление нравственных ценностей общества, а вместе с тем способность государства решать назревшие задачи экономического, социального и политического развития". В традиционном подходе акцентируется внимание на защите от определённых вызовов и угроз, а в социологическом и политологическом ‒ на определённом внутреннем состоянии системы духовной безопасности, определяемом взаимодействием её элементов, которое должно обеспечить нормальное функционирование и развитие общества в целом вне зависимости от наличия тех или иных угроз.
  
  2.В рамках социологического подхода духовная безопасность определяется как "состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, это процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора,
  преемственность и динамику общественного развития".
  
  3. Духовную безопасность сквозь призму политологических интересов можно кратко обозначить как: - способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность; - состояние защищённости жизненно важных интересов и потребностей личности, общества и государства; - систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовной
  жизни и духовного развития.
  В условиях активизации религиозной жизни на постсоветском пространстве всё чаще нравственные ценности стали отождествляться с религиозными, что заметно снижает их статус и роль в жизнедеятельности личности и общества. Упор делается на то, что религия ‒ единственная из всех сфер сознания, содержащая объективный источник нравственности в виде божественных заповедей, а значит и моральное оздоровление общества должно сопровождаться религиозным возрождением".
  
   О.Б.Молодов без каких-либо аргументированных доказательств духовную безопасность относить к социальной ценности.
   В статье О.Б.Молодов делает следующее заключение: "Представляется аргументированной позиция О.А.Павловской, что отождествляя "духовность" и "религиозность" можно прийти к выводу, что в целях духовного возрождения всё население страны должно стать религиозным [9, с.7]. Это противоречит конституционным принципам свободы совести и свободы вероисповедания и вряд ли может реализоваться в условиях поликонфессиональности стран, таких как Россия, Украина и Беларусь " [1,с.170-171]. Данный вывод О.Б.Молодова и О.А.Павловской не выдерживает никакой критики по следующим причинам.
   В других работах О.Б.Молодов духовную безопасность определяет как составную часть религиозной безопасности [8,с.22-31,10,с.321-323].
   Понятие "духовности" не всегда связано с понятием "религиозности".
   Традиционно под духовностью понимают совокупность проявлений духа в мире и человеке [15,с.135-136].
   Р-М.М.Кутлубаева даёт следующее определение духовности: "высшая подструктура человека, выполняет системообразующую функцию в формировании целостности психического мира личности, играет роль регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми" [1,с.137].
   Нельзя не согласиться с мнением А.С. Зинцовой о том, что "духовность составляет направляющий вектор нравственности, то есть поведения человека в социуме и отношения к другим людям (этнофорам)" [19,с.470-471].
   Например, А.В.Драпака под духовным уровнем понимает мировоззрение, принципы, вкусы, установки, предпочтения, жизненная позиция, убеждения [13,с.74-77].
   Многие авторы духовность ошибочно стали увязывать с хозяйственно-экономическим процессом (духовное производство), результатом которого являются нравственность, наука, образование и культура, не различая при этом материальную и духовную сущность человека [21,с.3-5,22].
   Как правило, духовное производство основано на умственном и интеллектуальном труде [23,с.367].
  Л.Е.Корсакова и другие авторы выделяют религиозную и светскую духовность [26,с.350-356].
   Современный философский словарь духовность разделяет на следующие аспекты:
  
  "1) нематериальность, бесплотность;
  2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом;
  3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека, при этом светская духовность рассматривается как "перевернутая религиозная формула: вместо описания духовности как присутствия в душе человека Духа Божьего о духовности говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям" [27,с.266-267].
  
   Религиозную духовность увязывают с религиозным мировоззрением и деятельностью духовенства, а светскую духовность - умственной деятельностью человека, формой его внутренней психической деятельности (так называемый духовный мир человека) [29].
   В.В.Сорокин в своей работе "Понятие совести в правовом измерении" подчёркивал, что "В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой её природе" [28,с.2-5], тем самым, показывая нам веские основания для синтеза интеллектуальной и духовной сфер.
   Понятия "духовность" и "религиозность" непосредственно связаны с так называемыми интеллектуально-духовными идеалами и ценностями человека и общества [30,с.247-253].
   Как верно отмечал Д.Л.Андреев, "во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений" [25,с.446].
   И.И.Приходько в работе "Ценности и интересы в современном обществе" отмечает, что
  "человек все больше нацелен на материальные ценности, а именно: деньги, карьера, успех. Если есть деньги, значит: будут друзья, будут все модные вещи, будет уважение в обществе" [1,с.190-191].
   И.И.Приходько - единственный автор, который приводит несколько определений понятию "ценности", что говорит о серьёзном изучении обозначенной темы работы.
  Н.В.Родионова в материале "Формирование философии менеджмента на основе ценностей любви к людям и труду" выделяет в бизнесе рыночные ценности, а также толерантные ценности, основанные на ценностях любви к людям и трудолюбия [1,с.192-197]. Обратим внимание на то, что эти ценности базируются на философии управления предприятием или бизнесом, основу которых составляет прибыль, а, к большому сожалению, не человек.
   "Реклама является не только отражением этих ценностей, но и их создателем, что позволяет манипулировать зрителями", "она создает некие стандартные образы поведения, внушая человеку уважение к определенным ценностям, с другой стороны, она создает иллюзию приобщения к какой-либо группе или общности", что точно отметила А.Б.Сиденко в работе "Реклама и современное общество" [1,с.197-204].
   Как отмечают некоторые исследователи на формирование ценностей и политические процессы в России влияют так называемые взаимодействующие менталитеты:
  
  "1) постсоветский";
  2) "прозападный" (светский и конфессиональный, например христианско‐инославный);
  3) "секулярно‐патриотический";
  4) православный" [12,с.68-71].
  
   М.В.Карманов, А.М.Ситдикова в своей работе "Терроризм как реальная угроза разрушения ценностей современного мира" описали главную проблему человечества, которая направлена на уничтожение человека и его ценностей. К большому сожалению, указанные авторы так и не указали, что за ценности подвержены нападкам террористов [1,с.113-115].
   Как нами указывалось, терроризм противостоит и нарушает право человека на жизнь, являющегося неотъемлемой частью духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина (четвёртого поколения прав человека) [16,с.102-105,17,с.114-120].
   В.А.Кезечева точно отразила переживания человека в результате приближения его смерти в статье "Экзистенциальные аспекты восприятия смертной казни" [1,с.116-119].
   Напомним, что в конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5].
   К четвёртому поколению прав относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
   Свободу воли обычно связывают с силой воли, которая подчиняет "все силы духа и тела" [3,с.35-46]. Б.Н.Соваков отмечает, что любовь - "субстанция того, что реализуется через свободу" [5,с.25].
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [5,18].
   К пятому поколению прав человека относят право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
  Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. (Декларация Любви), которая нормативно закрепила вышеперечисленные права.
   В.В.Юдин в статье "Проблема разноуровневых ценностей жизненного и системного миров человека" констатирует, что "сколь-нибудь ясной и тем более общепризнанной систематизации (классификации) социальных ценностей еще не сложилось" [1,с.287-290].
   Таким образом, из исследуемых материалов следует, что к часто обсуждаемым ценностям относятся следующие их группы:
  
  1.Общечеловеческие ценности.
  
  1.1.Культура.
  1.2.Нравственность.
  
  2.Российские (национальные) ценности.
  
  2.1.Нематериальные (идеальные) ценности.
  2.1.1..Язык.
  2.1.2.Этнокультурная и национальная самоидентификации индивида.
  2.1.3.Патриотизм, любовь к своей Родине и культуре.
  2.1.4.Моральные нормы (нравственность).
  2.1.5.Наука.
  2.1.6.Ценности системы образования (социально-гуманитарные знания).
  2.1.7.Духовность, религия (духовные ценности).
  2.1.8.Дружба, любовь, семья, знания, опыт, счастье.
  2.1.9.Культура в нематериальном плане.
  
  2.2.Материальные ценности (имущество, товары, услуги).
  
  2.2.1.Социально-экономические ценности.
  2.2.2.Рыночные ценности (профессионализм, трудолюбие).
  2.2.3.Культура в материальном плане.
  2.2.4.Научно-технический прогресс.
  
  3.Западные ценности.
  
  3.1.Нематериальные (идеальные) ценности.
  
  3.2.Матеральные ценности.
  
   В настоящей рецензии не анализируются статьи и иные материалы на предмет соответствия или несоответствия существующим классификациям ценностей.
   При этом хотелось бы отметить, что многие классификации ценностей являются неточными, можно сказать, устаревшими, т.к. Любовь относится к вечной общевселенской и общечеловеческой ценности [24,с.186-188] и это должно определять приоритеты человека и общества, а также верно выстраивать иерархию ценностей любого человеческого сообщества.
   Изучение работ показало, что они написаны без учёта открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, что на существенный порядок снизило их актуальность и ценность для человеческой цивилизации.
   В целом можно сказать, что вышеуказанные недостатки исследуемых работ также присутствуют и в других материалах, посвященным ценностям.
  
  
  
  
  
  
   Список литературы
  
  
  
  1.Материалы конференции. Международная научно-практическая конференция "Ценности и интересы современного общества". Общество, право, человек. Часть 2//Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2014. - 300с.
  2.Козлова Л.Ю.Языковая личность в процессе формирования лингвокультурологической компетенции//Русская речь в современном вузе: Материалы Седьмой международной научно-практической интернет-конференции. - Орел: ОрелГТУ, 2011. - С.113-116.
  3.Мишагин П. А. Свобода как объект морально-философской рефлексии//Дискурсы этики. - 2014. - ? 1(6). - С.35-46.
  4.Маслов В.Г., Чеснокова А.А. Интеллектуальная и культурная ценность русского языка//Научный поиск. - 2015. - ?1(15). - С.46-49.
  5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
  6. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Котов и М.И. Кукушкин. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 544 с.
  7.Мякишева Т.В. Языковое манипулирование: проблема неискренности: Система ценностей современного общества: Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. - С. 51-54.
  8.Молодов О.Б.Конфессиональный фактор духовной безопасности России и Беларуси //Армия и общество. - 2013. - ? 4 (36). - С.22-31.
  9.Павловская О.А.Духовно-нравственные аспекты национальной безопасности Беларуси: социально-философский анализ// Идеологические аспекты военной безопасности. Научно-практическое приложение к журналу "Армия" Министерства обороны Республики Беларусь. - 2010. - ?1 (10). - С.3‒10.
  10.Молодов О.Б.К вопросу о технике религиозной безопасности//Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: сб. мат-лов между-нар. науч.-практ. конф. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. - С.321-323.
  11. Алишев Б.С.Предпочтение как психологический феномен// Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского. Том 1/Отв. ред.А.Л.Журавлев, А.Сергиенко. - М.: Изд‐во "Институт психологии РАН", 2013. - С.51-54.
  12. Гостев А.А.О духовно-нравственных и политико-нравственных и политико-психологических аспектах фальсификации российской истории//Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского. Том 1/Отв. ред.А.Л.Журавлев, А.Сергиенко. - М.: Изд‐во "Институт психологии РАН", 2013. - С.68-71.
  13.Драпака А.В.Психологические границы как показатель субъектности личности// Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского. Том 1/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.Сергиенко. - М.: Изд‐во "Институт психологии РАН", 2013.- С.74-77.
  14.Калимуллин Д.Д.Роль досуга в формировании духовной культуры студенческой молодёжи//Национальная ассоциация учёных. 2015. - ? 1(6). - С.70-82.
  15.Хусаинова Л. А.Духовные права человека и вечнеы ценности в религиозном и юридическом контекстах//Гражданское общество в современном мире: материалы VI Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Самара, 4-5 апреля 2013 года / отв. ред. О. И. Мухрыгина. -
  Самара: Самар. гуманит. акад., 2013. - С.135-136.
  16.Ивентьев С.И.Вызовы современности: терроризм и наркомания//Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева и Т.В.Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С.102-105.
  17. Ивентьев С.И.Террор с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека// Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Актуальные проблемы науки и образования: опыт и перспективы" (памяти выдающегося человека, ученого, педагога, доктора филологических наук, профессора Р.С.Сакиевой) (29-31 мая 2013г.). Том І. - Армавир: РИЦ АЛСИ, 2013. - С.114-120.
  18.Ивентьев С.И.Наш Бог-Творец. - Новосибирск: Издательство "СИБПРИНТ", 2014. - 228 с.
  19.Зинцова А.С.Духовная культура как регулятор нравственности представителей этнических культур (мигрантов)// Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России. IV Всероссийские научные Зворыкинские чтения: сб. тез.докл. IV Всероссийской межвузовской научной конференции. Муром, 3 февр. 2012 г. - [Электронный ресурс]. - Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2012 . - С.470-471.
  20.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности//История государства и права. - 2010. - ? 7. - С.9-12.
   21. Евдокимова Ю.В. Духовное производство: сущность, структура, особенности развития: дисс. кандидата философских наук, социальная философия: 09.00.11. Москва, 2003. - 165с.
  22.Анисимов С.Ф.Духовные ценности: производство и потребление. - М: Mысль, 1988. - 256 с.
  23.Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 608с.
  24. Ивентьев С.И. Любовь как вечная общечеловеческая ценность//Казанская наука. - 2011. - ? 2. - С.186-188.
  25. Андреев Д.Л.Собрание сочинений: В 3 т. Т.2. - М.: Московский рабочий; Присцельс, 1995. - 608С.
  26.Корсакова Л.Е.Проблематика духовности: в поисках новых концептуальных подходов//Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XII международной научно-практической конференции 2-3 октября 2012 г./Науч.-инф. издат. центр "Институт стратегических исследований". - Москва: Изд-во "Спецкнига", 2012. - С.350-356.
  27.Современный философский словарь/ под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.
   28.Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении//История государства и права. - 2009. - ? 21. - С.2-5.
   29.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
  30. Ивентьев С.И.Интеллектуальные права с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Наука и современность-2013: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2013. - С.247-253.
  
  
  
  09 мая 2015 года, город Казань
  
  
  Советник Российской Академии Естествознания,
  член Российского Философского Общества,
  юрист Ивентьев С.И.
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Б.Толорайя "Найти королеву" (ЛитРПГ) | | Н.Князькова "Мужчина без кода доступа" (Короткий любовный роман) | | Д.Сойфер "Секрет фермы" (Женский роман) | | С.Шавлюк "Песня волка" (Попаданцы в другие миры) | | М.Старр "Ненавижу босса!" (Юмор) | | Е.Ночь "Умница для авантюриста" (Приключенческое фэнтези) | | LitaWolf "Неземная любовь" (Любовное фэнтези) | | Л.Каминская "Не принц, но сойдёшь " (Юмористическое фэнтези) | | А.Субботина "Невеста Темного принца" (Романтическая проза) | | В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2" (Боевая фантастика) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"