Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект световой архитектуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В современном художественно-дизайнерском дискурсе не рассматривается духовно-нравственный аспект тех или иных архитектурных проектов, а также влияние светодизайна на духовное и нравственное развитие человека. В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственный аспект световой архитектуры. Эта тема является актуальной в связи с тем, что этот вопрос еще не являлся предметом исследования. Свет является категорией не только теологических (богословских), философских, естественнонаучных, лингвистических и технических дисциплин, но и теории прав человека (юриспруденции). Свет связан с правом благодаря праву человеку на творчество, которое реализуют светодизайнеры и другие творческие профессии. Автор обращает внимание на то, что при выборе того или иного проекта световой архитектуры должны учитываться духовно-нравственные особенности человека и народа. Исходные данные статьи для цитирования: Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект световой архитектуры // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество: материалы Международной научно-практической конференции 18 октября 2019 г. Составители: А.Н.Лаврентьев, Н.Н.Ганцева, А.В.Сазиков. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2019. - С.46-52. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-87627-184-6. https://cloud.mail.ru/public/4kuu/3e6PqcPaQ


   Исходные данные статьи для цитирования:
   Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект световой архитектуры // Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество: материалы Международной научно-практической конференции 18 октября 2019 г. Составители: А.Н.Лаврентьев, Н.Н.Ганцева, А.В.Сазиков. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2019. - С.46-52.
   Тираж 500 экз.
   ISBN 978-5-87627-184-6.
    https://cloud.mail.ru/public/4kuu/3e6PqcPaQ

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

Ivеntev S. I.

legal counsel, a theologian, an expert in the field of ethnic and religious relations, OOO "DELIL", member of the Russian Philosophical Society

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ СВЕТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

MORAL AND SPIRITUAL ASPECT OF LIGHT ARCHITECTURE

   Аннотация. В современном художественно-дизайнерском дискурсе не рассматривается духовно-нравственный аспект тех или иных архитектурных проектов, а также влияние светодизайна на духовное и нравственное развитие человека. В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственный аспект световой архитектуры. Эта тема является актуальной в связи с тем, что этот вопрос еще не являлся предметом исследования. Свет является категорией не только теологических (богословских), философских, естественнонаучных, лингвистических и технических дисциплин, но и теории прав человека (юриспруденции). Свет связан с правом благодаря праву человеку на творчество, которое реализуют светодизайнеры и другие творческие профессии. Автор обращает внимание на то, что при выборе того или иного проекта световой архитектуры должны учитываться духовно-нравственные особенности человека и народа.
  
   Abstract. The modern art and design discourse does not consider the spiritual and moral aspect of certain architectural projects, as well as the influence of lighting design on the spiritual and moral development of a person. The article deals with the spiritual and moral aspect of light architecture at the theoretical level. This topic is relevant because this issue has not yet been the subject of the study. Light is a category not only of theological (theological), philosophical, natural-scientific, linguistic and technical disciplines, but also of the theory of human rights (law). Light is connected with the right due to the right of a person to creativity, which is realized by light designers and other creative professions. The author draws attention to the fact that the choice of a project of light architecture should take into account the spiritual and moral characteristics of man and the people.
  
   Ключевые слова: человек, душа человека, дух человека, права человека, права души и духа человека, свет, световая архитектура, творчество, право человека на творчество.
  
   Keywords: man, human soul, human spirit, human rights, human soul and spirit rights, light, light architecture, creativity, human right to creativity.
  
  
   Свет является физической, философской, религиозной, эстетико-художественной и лингвистической категорией. Кроме того, свет является составной частью культуры, национального и этнического искусства.
   Свет - это не только информативная художественная среда и эстетическая единица, но определённый объём информации, получаемый человеком. Эти качества света используют в световой архитектуре (светодизайне).
   Световая архитектура - новое направление в проектном творчестве, которое рассчитано на восприятие объемно-пространственной среды в тёмное время суток при искусственном освещении [16, с.74].
   "Свет - это самый важный фактор в оценке, а также в понимании архитектуры. Связь между светом и архитектурой основана на принципах физики (энергии и материи), но она также находится в сфере восприятия. Так свет влияет на то, что воспринимается, а архитектура используется для усиления или устранения этого восприятия" [17, с.153].
   Как правомерно указывают Л.А. Балакина, Е.А. Валеева, "техногенная среда современного города вызывает серьёзные экологические проблемы, связанные не только с загрязнением окружающей среды, но и с психологической изоляцией человека, его оторванностью от естественного природного окружения. Помимо таких важных характеристик, как загрязнение воздуха и воды, уровень шума и радиации, существует понятие "загрязнение" визуальной среды города... Визуальный комфорт городской среде придают культовые здания: мечети с их минаретами и храмы с куполами и колокольнями. Они не только обогащают архитектурную среду своими пластически выразительными формами, но и самим фактом существования их сакрального пространства оказывают умиротворяющее психологическое воздействие на человека. Для создания оптимальной жизненной среды необходима гармоничная композиционная взаимосвязь архитектуры с природным окружением. Рекреационные зоны города, включающие парки, скверы, сады, водоёмы, могут частично восполнять утраченную возможность непосредственного контакта с природой. Даже эпизодическое и кратковременное общение с живыми природными формами даёт городскому жителю психологическую разгрузку. Колористика города и его светодизайн также являются необходимыми условиями для создания комфортной визуальной среды. Грамотно спроектированная подсветка архитектурных объектов, качественная реклама, её выразительные зрительные акценты способны улучшить визуально-экологическую обстановку в городе. Дизайн городской среды направлен на формирование гармоничного пространства для обеспечения психологического комфорта" [1, с.343-344].
   Очевидно, что неправильная и агрессивная световая архитектура может "загрязнять" визуальную среду города. Следовательно, световая архитектура должна решать и предотвращать не только экологические, психологические, но и духовно-нравственные проблемы.
   К большому сожалению, в современном художественно-дизайнерском дискурсе не рассматриваются духовно-нравственный аспект тех или иных архитектурных проектов, а также влияние светодизайна на духовное и нравственное развитие человека.
   В работе светодизайнера не учитывается духовно-нравственное восприятие человеком, его духовной сущностью или духовной реальностью (душа, дух), освещаемого пространства или объектов.
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [3, с.10; 18, с.125]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В Библии указываетс: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [12, с.5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [13, с.9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [15, с.162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [15, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [15, с.245].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает, так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [13, с.9].
   Г.П.Меньчиков справедливо отмечает, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [13, с.9].
   Например, И.А. Ильин под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [8, с.236].
   По нашему мнению, "душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность" [7, с.153].
   Под душой подразумевают: "1.Совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека; 2.Творение Бога" [7, с.352].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [14, с.57-64]. Но, несмотря на это, в любой сфере деятельности человека должна учитываться его душа.
   Согласно концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека, душа человека наделяется определёнными правами и свободами [4, с.183-185; 5, с.10; 7, с.9], а также относится к нематериальным благам или, как говорят юристы, нематериальному активу, который бесценен [9, с.158]. В данном случае под духом человека мыслится нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [7, с.17, 352].
   В религии Бога именуют Светом, Владыкой Света и Светом Небес и земли. Следовательно, светодизайнеры должны всегда учитывать религиозную, национальную и этническую составляющую света.
   Свету приписывают важное свойство: создавать любые образы. Как указывает Х.Бернард, это происходит следующим образом: "В оптике создание образов происходит при помощи вычитания. Чтобы сотворить на экране голубое небо, пришлось вычесть из белого света фиолетовый, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый и красный" [2, с.52].
   Через свет можно осуществлять манипуляции сознанием человека и пагубно влиять на его здоровье, используя депрессивный  (от лат.depressio - подавленность) или агрессивный  (лат.aggressio - нападать) светодизайн, агрессивные визуальные поля, искажённые спектральные композиции освещения и цветопередачи, сверхосвещение, а также световое загрязнение.
   Понятие "свет" в юриспруденции рассматривается, как правило, как физические явление (оптика) и величина, а также как товар или услуга.
   В концепции четвёртого и пятого поколений прав человека свет представляет собой определённый вид информации [7, с.238], которую светодизайнеры пытаются донести до человека.
   Кроме того, в теории прав человека свет как средство искусства неразрывно связан с правом человека на творчество, которое реализуют светодизайнеры и другие творческие профессии.
   Согласно части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания [11].
   В соответствии со статьёй 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства [6].
   Концепция прав души и духа человека выделяет Божественное творчество (Сотворчество), духовное творчество и морально-этическое творчество, которые связаны с душой и духом человека [10, с.86].
   К большому сожалению, существующую световую архитектуру пока нельзя отнести к перечисленным видам творчества, т.к. светодизайн находится вне контекста души и духа человека. По нашему мнению, это будет возможно тогда, когда световая архитектура при реализации своих проектов начнёт учитывать духовно-нравственный аспект света.
  

Список литературы

  
   1.Балакина Л.А., Валеева Е.А.Архитектурная среда в контексте видеоэкологии // Казанский медицинский журнал. - 2005. - Т.86. - N 4. - С.343-344. 
   2.Бернард Х.Теория Бога: Доказательства существования Бога в современной науке / Перев.с анг. - М.: ООО Издательство "София", 2010. - 224с.
   3.Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - 352 с.
   4.Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2 / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   5.Долин В.А.Концепт "Четвёртое поколение прав человека": опыт философско-антропологического обоснования // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук. - 2018. - Т. 18. - Вып.4. - С.7-20.
   6.Закон РФ от 09.10.1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" // Российская газета. - 17.11.1992. - N 248.
   7.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   8.Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Т.3. - Москва: Русская Книга, 1994. - 592 с.
   9.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   10.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества // Дискуссия. - 2010. - N 5. - С.83-86.
   11.Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25.12.1993. - N 237.
   12.Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - N 1. - С.5-11.
   13.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С. 9-13.
   14.Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2013. - Вып. 4 (16). - С.57-64.
   15.Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   16.Максимов О.Г., Мелодинский Д.Л., Черкасов Г.Н. Световая архитектура: новое направление в проектном творчестве (обзор диссертационных исследований) // Вестник Инженерной школы ДВФУ. - 2017. - N 4 (33). - С.74-84.
   17.Седова Ю.А.Свет в архитектуре // Символ науки. - 2018. - N 5. - С.153-154.
   18. Слободской С. Прот. Закон Божий. - Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1993. - 728 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"